Действительно полна глубокого содержания и поэтической красоты последняя книга нашего новозаветного канона. Возьмем ли мы послания к семи церквам, нас поразит здесь удивительная экспрессия, мощь, которыми обусловливается особенная красота речи. Достаточно обратить внимание хотя бы на следующие слова: „знаю твои дела (– речь идет об ангеле Лаодикийской церкви –) ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг“ (III, 15–17). „Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся“ (III, 19). Если взять видения, начинающиеся с IV главы, то здесь встретятся богатство и разнообразие картин. Спокойное описание престола Божия и всей небесной обстановки, описание появления Агнца сменяются открытием печатей и казнями, постигающими враждебный Богу мир и т. д. Иногда эти картины получают несколько мрачный, зловещий колорит, но от этого не только не теряют, а скорее выигрывают в своей красоте. Вообще всякий, читавший Апокалипсис не раз и с великим вниманием, не может не любить эту книгу. Особенно же нужно сказать это о таком читателе, который ищет здесь утоления своей жажды видеть святой город – новый Иерусалим, сходящий с неба от Бога; ищет разгадки жизни здесь на земле, где христианство является мученичеством. Что касается нашего исследования об Апокалипсисе, то мы имели в виду предложить здесь опыт целостного историко-критического обозрения книги во всех главнейших, основных вопросах. Эта задача является весьма сложной и трудной для выполнения, в виду современного положения вопроса об Апокалипсисе. Дело в том, что эта книга нашего канона заподозривается, во-первых, не только со стороны своего апостольского, но и христианского происхождения. Она просто-напросто ставится в один ряд с иудейскими апокалипсисами и в настоящем своем виде иногда считается христианской редакцией основного иудейского произведения. В последнее время, – далее, – кроме традиционно-иудейского, вошло в моду религиозно-историческое толкование Апокалипсиса св. Иоанна, – толкование, ставящее вопрос о происхождении апокалипсических образов из мифологических представлений древних языческих религий востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Дело в том, что этой притчей Господь все ставит на свои места. Как бы нас ни поражали свидетельства любви к Господу истинных христиан, все равно – «в начале было Слово, … и Слово было Бог» ( Ин.1:1 ) со Своей Божественной созидающей любовью, со Своей Божественной готовностью простить. Можно предположить, что эта грешница была та самая, взятая в прелюбодеянии, которой Господь тогда сказал: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» ( Ин.8:11 ). И теперь, после выражения ею своей благодарности, подтвердил: «Прощаются тебе грехи». Господь не ищет ничего нашего, но – чтобы мы приняли Его дары и своими делами засвидетельствовали об этом. Подобно как апостол Павел отвечает Филиппийцам на их пожертвования: «…Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. Я получил… посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу». Прощение невозможно заслужить, оно дается даром. Сколько кому прощено и кто должен более возлюбить в ответ, это – тайна Бога и человека. Ну а чтобы не ошибиться, – надо просто-напросто понять, что тебе прощены не пятьдесят, а именно пятьсот динариев. Вторник. О женщинах, следовавших за Иисусом Лк.8:1–3 Кол.1:1–2, 7–11 Сегодня узнаем, что кроме прочих учеников, за Господом следовали некоторые женщины. Евангелист Лука разделяет их на две категории. К первой относятся те, «которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышло семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна». А ко второй – «многие другие, которые служили Ему имением своим». Очевидно, среди этих последних, свободно посвятивших себя Господу, и – Пресвятая Дева Мария, и ее родственница Саломия, мать апостолов Иакова и Иоанна. Из первой категории – жестоко страдавших и исцеленных – о Сусанне нам ничего не известно. Но о Иоанне говорится, что она была женой царского домоправителя. Если учесть, что женщина всецело зависела сначала от отца, потом от мужа, встает вопрос – как же они смогли оставить мужей, и как мужья отпустили их? Может быть чьи-то мужья тоже были в числе учеников Христовых. А может быть исцеленные женщины некогда были столь тяжко больны, столь безнадежно одержимы, что между ними и их родственниками поднялась стена отчужденности. Как и в отношении Гадаринского бесноватого не говорится ни о его роде, ни о его близких, а лишь о том ужасе, который он наводил на всех. Когда же пришедшие к морю увидели, что он «сидит и одет, и в здравом уме», они «устрашились», наверное, не менее, чем его прошлыми дикими воплями. Он никому уже не был нужен, и только просил Иисуса, «чтобы быть с Ним» ( Мк.5:18 ). Так, может быть, и исцеленные женщины. Пережив первую остроту несчастья, близкие отчаялись видеть в них человеческий облик, – как постепенно успокаиваются об умерших. И поэтому когда Господь очистил и исцелил их, – им ничего не оставалось, и ничто не препятствовало следовать за Иисусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Дело в том, что этой притчей Господь всё ставит на свои места. Как бы нас не поражали свидетельства любви ко Господу истинных христиан, но на самом деле заслужить прощение своими делами никто не может, ибо «В начале было Слово, … и Слово было Бог» ( Ин.1:1 ) – со Своей Божественной созидающей любовью, со Своей Божественностью простить. И Господь не ищет ничего нашего, но – чтобы мы приняли Его дары и своими делами засвидетельствовали об этом. Подобно как апостол Павел отвечает Филиппинцам на их пожертвования: «…Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающего в пользу вашу. Я получил… посланное вами. Как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу» Да, прощение невозможно заслужить, оно даётся даром. Сколько кому прощено, и кто должен более возлюбить в ответ, это – тайна Бога и человека. Ну а, чтобы не ошибиться, – надо просто-напросто понять, что тебе прощены не пятьдесят, а именно пятьсот динариев. О женщинах, следовавших за Иисусом Вторник Лк. 8:22–25 Кол. 1:1–2:7–11 Сегодня в Евангелии узнаём, что кроме прочих учеников, за Господом следовали некоторые женщины. Причём евангелист Лука разделяет из на две категории. К первой относятся те, «которых он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышло семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна». А ко второй – «многие другие, которые служили Ему именем своим». Очевидно, среди этих последних, свободно посвятивших себя Господу, и – Пресвятая Дева Мария, и её родственница Саломия, мать апостолов Иакова и Иоанна. Из первой категории – жестоко страдавших и исцелённых, – о Сусанне нам ничего не известно. Но о Иоанне говорится, что она была женой знатного человека, царского домоправителя. Если учесть, что женщина по Ветхому Завету всецело зависела сначала от отца, потом – от мужа, встаёт вопрос – как же они смогли оставить своих мужей и как мужья отпустили их? Может быть, чьи-то мужья тоже были в числе учеников Христовых. А может быть. Исцелённые женщины никогда не были столь тяжко больны, столь безнадёжно одержимы, что между ними и их здоровыми родственниками поднялась стена отчуждённости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Думаю, я столь же чувствителен, как и ты (или любой другой христианин) к «возмутительным фактам», связанным как со священством, так и с мирянами. Мне в жизни пришлось немало пострадать от глупых, усталых, охладевших и даже дурных священников; но теперь я знаю себя достаточно хорошо, чтобы понимать: мне не должно оставлять Церковь (что для меня означало бы оставить служение Господу Нашему) в силу подобных причин; оставить Церковь мне следовало бы лишь в том случае, если бы я перестал верить, и мне не следовало бы уверовать вновь, даже если бы я в жизни не встретил среди церковнослужителей никого, кто не был бы мудр и праведен. То есть я бы отрекся от Святого Причастия: в лицо назвал бы Господа Нашего обманщиком. Если Он — обманщик, а Евангелия — лишь подделка, то есть фальсифицированные рассказы о безумце, страдающем манией величия (а это — единственная альтернатива), тогда, конечно же, то зрелище, что являет собою Церковь (в смысле, священство) в истории и сегодня — просто-напросто свидетельство грандиозного мошенничества. Однако если нет, то зрелище это, увы! — лишь то, чего следовало ожидать: началось это еще до первой Пасхи и веру вообще не затрагивает — разве что в том, что мы можем и должны глубоко огорчаться. Но огорчаться нам следует во имя Господа нашего и за Него, ассоциируя себя самих с беззаконниками, а не со святыми, и не восклицая, что мы никак не можем «принять» Иуду Искариота , или даже нелепого, трусоватого Симона Петра, или глупых женщин вроде матери Иакова, что пыталась «продвигать» своих сыновей . Требуется фантастическая воля к неверию, чтобы предположить, будто Иисус на самом деле никогда не «существовал», и более того — предположить, будто Он не говорил ничего из того, что о Нем написано; настолько невероятно, чтобы в те времена в мире нашелся хоть кто-либо, способный такое «выдумать»: как, например, «прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин., 8:58). «Видевший Меня видел Отца» (Иоанн, 9) ; или провозглашение Святого Причастия у Иоанна (Ин.6:54): «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную».

http://pravmir.ru/o-slabeyushhej-vere/

«Енарал» Беседа с игуменом Довмонтом (Беляевым) о власти и властолюбии «Да, я хочу стать епископом, – с вызовом говорит юноша в подряснике, студент одной из провинциальных духовных семинарий. – Написано же, чтобы вы молили Господина жатвы о ниспослании делателей. Я – один из таких делателей, и я хочу быть епископом. Это же логично в конце концов: “Плох тот солдат, который не хочет стать генералом”. Я согласен на испытания, даже унижения, но при одном условии: если они приведут меня к сану». Такая логика вызвала у собеседников семинариста не просто потрясение и печаль – отторжение: «Не дай ему Бог принять сан! Нашелся “пастырь”. Делатель. Енарал». Были и другие эпитеты, но я предпочел обратиться к человеку, имеющему способность к взвешенным суждениям. Он осторожно обращается с эмоциями, и ответы его поэтому спокойны. Проще говоря, я опять напросился в гости к отцу Довмонту в Ивангород. «Дело есть, батюшка. Можно приехать?» – «Опять чайник ставить, что ли? Приезжайте». Приехал. Сидим, беседуем. Пересказал я ему возмутившую провинциальных студентов историю.      – Отец Довмонт, что можно сказать людям, которые искренне считают, что плох тот монах, который не хочет стать епископом, по примеру: «плох тот солдат, который не хочет стать генералом»? – Начать читать Евангелие, в конце концов! Не глазами, а умом и сердцем. Ведь с евангельской-то, христианской точки зрения всё совсем наоборот! Господь Иисус Христос учил Своих учеников так: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть б о льшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20: 25–28), «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 14), – этими словами заканчивается притча о мытаре и фарисее. А еще в Евангелии от Луки сказано Господом:

http://pravoslavie.ru/127721.html

Если хотят истолковывать учение Иисуса вполне здраво, то не берут одну какую-нибудь частную черту из него, не преувеличивают ее и не выводят из нее общих заключений, как это постоянно делает Ренан. Нужно рассматривать учение во всем его общем. Рассуждая таким образом легко убедиться, что учение Иисуса никогда не заключало в себе ни социальных, ни коммунистических, ни социалистических теорий, а было основано на милосердии. Он никогда не говорил беднякам: Возьмите у другого то, чем он владеет, ибо вы имеете на это право. Он обращался прямо к богачам, говоря: Дайте вашим неимущим братьям часть богатств, дарованных вам провидением для того, чтобы вы делали из них благое употребление. Наш писатель не заметил этой существенной и основной разницы между учением Иисуса и антиевангельскими идеями коммунизма. Вина ли это прозорливости? Мы этого не знаем. Но чтобы ни было этому виной, прозорливость или добросовестность, он во всяком случае неправ, исказив совершенно учение Иисуса в данном вопросе, как и во всем остальном. Мы уже говорили, что наш антагонист, воздавая хвалу притчам Иисуса, в то же время осмеливается утверждать, что многие из них смешны и странны. В X главе он отмечает притчу об Управителе, как не заслуживающую таких определений. Разберем ее и посмотрим, так ли это на самом деле, или, быть может, не окажется ли, что просто-напросто Ренан не понял ее. «Один человек был богат и имел управителя, на Которого донесено было ему, что расточает имение его. И, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку, и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечныя обители» ( Лк.16:1–9 ). Ясно, что Иисус отнюдь не выставлял этого управителя за образец; Он его называет то неверным, то неправедным управителем; под богатством неправедным Он разумеет краденое добро у Своего господина. Он определяет место этого управителя среди сынов века, стоящих в прямой противоположности к сынам света которые и суть люди добра. Он констатирует только, что люди нечестивые слишком заинтересованы в получении известных выгод: этим Он приглашает людей добра также быть заинтересованными своим делом, как нечестивцы заинтересованы своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Звуки гимна затихают и молящийся, опустив голову на пюпитр, в глубокой тишине замолчавшего храма почти видит воскресшего Иисуса и почти слышит Его слова «мир вам». Это и есть пасхальная радость.   Останься с нами, Господи Во время литургии, когда её совершает несколько священников, перед пением Символа веры старший из тех, кто служит, говорит остальным: «Христос посреди нас», а младшие отвечают: «И есть, и будет». Эти же слова звучат в латинском гимне, который поётся в четверг перед Пасхой христианами римского обряда во время совершения чина омовения ног:   Собраны мы здесь все ныне воедино, Да ничто не разделяет нас отныне, Да исчезнут среди нас раздор и злоба И посреди нас Христос всегда да будет. Где царит любовь, всегда пребывает Бог.   Убежденность в том, что воскресший Христос всегда невидимо иаходится среди людей, составляет основу христианства как религии. С апостольских времен христиане считают, что, во–первых, это проявляется в том, что Христос пребывает в сердце каждого своею благодатью; во–вторых, во время совместной молитвы, ибо, как говорит Он Сам (Матфей, 18: 20), «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них». В–третьих, невидимое пребывание Христа среди верующих проявляется в таинстве Евхаристии. Понять богослужение вне этой убежденности просто–напросто нельзя, разберем поэтому все три случая. Слово «благодать» в Новом Завете появляется только в посланиях апостола Павла. Из уст Самого Иисуса оно здесь не звучит ни разу, но при этом именно Иисус объясняет, что это такое. «Если кто любит Меня, — говорит Он в прощальной беседе с учениками, — тот слово Мое соблюдает, и Отец Мой возлюбит его, и к нему Мы придем и обитель Себе у него сотворим» (Иоанн: 14, 23). Благодать — это дар, она не зарабатывается, а дается даром. Бог, согласно Священному Писанию, приходит в человеческое сердце Сам. «Вот, Я стою у двери и стучусь, — говорит Христос в Откровении Иоанна Богослова, — если кто услышит голос Мой и отворит дверь, Я войду к нему и буду вечерять с ним, а Он — со Мною» (3: 20). Задача человека заключается лишь в том, чтобы услышать этот стук в дверь и открыть двери сердца. Как его услышать? Помочь в этом может только любовь, от кото-

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Исцеление дочери Хананеянки. Греция, монастырь Дuohucuam, XVI в. А вот и еще: Христос хотел отдохнуть украдкой в доме в «пределах Тирских и Сидонских», но не получилось. Женщина сирофиникиянка, то есть хананеянка, то есть язычница, у которой была одержимая дочь, отыскала Его и, упав в ноги, просила о помощи. Дальше следует, пожалуй, самый острый диалог в Евангелии: «Дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Предельно жестко, надо сказать. Но не оставляет мысль о том, что Он знал, кому это можно сказать, потому что материнская любовь просто-напросто аннигилировала личную обиду, и язычница, согласившись с тем, что было ей сказано, ответила, что и псам дозволено подбирать упавшие крошки. Именно это и должно было прозвучать, без сомнения, потому что ответ был: «За это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери». Конечно, можно сказать, что негоже эту женщину сравнивать с Царем и Господом. Но по одному параметру сравнение все-таки возможно: это диалог понимающих. Неудивительно, что Христос понял, кто перед Ним, потому что Он вообще Всеведущий. Но вот женщина пришла к Нему, полностью отдавая себе отчет именно в том, кто Он и кто она, – и поэтому все и получила. Да, понимание и слушание... большой в этом дефицит. А вновь вблизи Галилейского моря привели к Нему глухого косноязычного с просьбой возложить на него руки. Однако Христос отвел его в сторону, вложил пальцы в уши и, «плюнув, коснулся языка его»; вздохнул, помолился и сказал «еффафа», то есть «отверзись». И исцелил, причем велел никому не рассказывать, но напрасно: разглашали, и широко разглашали. Вот тебе и дети... Из восьмой главы мы узнаем, сколько человек накормил Христос семью хлебами, зачем Он плюнул в лицо человеку и как апостолы наконец поняли, что их Учитель — Мессия, которого все ждали. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/mk-7-8-predaniya-starczev...

Многие лжепастыри проникли в овчарню не через двери, то есть не благодатью Божией, но «инуде» , а именно посредством многоразличной И посему они, как замечает в своём «увещательном руководстве» преподобный Никодим не суть богоизбранные сосуды Божии и даже не ставленники народа, а просто-напросто самозванцы. Оттого то овцы и глядят на них как на чужаков, не слушаются их и не идут им вслед - ведь они следуют лишь за истинными пастырями: «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовёт своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» (Ин. 10, 1-5). Однако, если овцы, то есть верующие, по какой-либо причине всё же последуют за худым пастырем, то ответственность за этот шаг будут нести они сами. Об этом ясно сказано в Апостольских миряне не могут утверждать, что они всего лишь послушные овцы, что сами они ничего не решают и что вся ответственность лежит сугубо на пастыре, который и даст за всё ответ. Мыслить так пагубно, ибо овцу поджидает верная смерть не только тогда, когда она не идёт вслед за добрым пастырем и потому бывает задираема волками, но и тогда, когда следует за злым - за лжепастырем. В заключение Апостольские постановления предлагают следующий совет, который во все времена звучит актуально: «Посему, надобно бегать пастырей-губителей». Невозможно упомянуть всё, что в Новом Завете говорится о лжеучителях, лжепророках и лжепастырях. Приведём лишь слова святого апостола Павла, обращенные к пресвитерам которых он призвал в возвращаясь в Иерусалим из своего последнего апостольского путешествия. Он предупреждает их о том, что вскоре появятся пастыри - волки в овечьих шкурах - еретики, которые сделают всё, чтобы рассеять паству. Однако и из среды самих пресвитеров выйдут те, кто, извратят Евангелие, чтобы привлечь к себе слушателей и постараться сделать их своими приверженцами: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моём, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20, 28-30).

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

– Много ты взял от твоего крестьянского-то труда? Чай, гроши какие в кубышке. – Не о хлебе едином жив будет человек, брат. И о душе подумать надо. Какая польза, сказано в писании, какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп дает человек за душу свою? 55 . – Ты дело говори: отчего денег не даешь? – Оттого и не даю, что ты затеял недоброе дело, – будешь кровь сосать из ближних, чужим добром богатеть... – Вот милостивец нашелся! Было бы кого жалеть-то. Что проку в ближних-то твоих! Погляди на них, все голь одна... Чего жалеть-то их? – А ты научи их уму-разуму, а случится, так и помоги чем Бог послал, если видишь нужду. Над нуждой не смейся; тем более не помышляй; усугубить нужду своих ближних. – Незачем учить их да и некогда, а просто-напросто нужно закабалить себе всех, по крайней мере, не на ветер, все пойдет. Побледнел Аким при последних словах брата, встал из-за стола, и, подняв невольно руку, громко вскрикнул: – Нет! Не будет тебе Божьего благословения на твое кровопийство! Злобно сверкнув глазами и сжав кулаки, Влас тоже поднялся с места, с минуту постоял, смотря в упор на брата, затем быстро схватил шапку и крикнул, встав в дверях: – Не брат ты мне с этих пор! Порога моего не знай, мимо дома моего не ходи! Долго не мог успокоиться Аким после ухода брата. День был праздничный. Придя в себя от волновавших его чувств, Аким, по обыкновению, благоговейно подошел к полочке, достал Св. Евангелие. Ему открылось следующее место: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле, и он рассуждал сам с собой, что мне делать, некуда мне собирать плодов моих. И сказал, вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей:Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись! – Но Бог сказал ему: Безумный! В эту ночь душу твою возьму у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010