Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости. Сугубую ектению священник заключает возгласом: Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе Славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Просительная ектения Исполним (выполним, совершим) молитву нашу Господеви. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас Боже, Твоею благодатию. Вечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим. Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим. Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим. Добрых и полезных душам нашим и мира мирови (всем людям) у Господа просим. Прочее (остальное) время живота (жизни) нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим. Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и доброго ответа на страшном судищи Христове, просим. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную… и т.д. Просительная ектения заключается возгласом священника: Яко Благ и Человеколюбец еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве (кроме) Тебе иного не знаем, имя Твое именуем (называем или прославляем). Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом (потому что, вот через Крест пришла) радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. Тропари канона читаются с различными припевами. В воскресные дни полагается припев «Слава Господи Святому Воскресению Твоему». В праздники Господни – «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе». В праздники Богородичные – «Пресвятая Богородице, спаси нас». В праздники святителей – «Святителю отче (имя рек), моли Бога о нас» и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

христиан, или, иначе сказать, литургия – служба, во время которой совершается таинство св. причащения. Литургия называется обеднею, потому что в ней предлагается верующим духовный обед св. причащения, и потому что время совершения ее – предобеденное время. Собственно молитвами называются высказанные на словах и изображенные на письме наши, прославляющие, просительные и благодарственные мысли, чувства и желания в отношении к Богу и святым Его. Писанные молитвы явились у христиан в первые времена христианства. Так о св. ап. Иакове, брате Божием, известно, что он первый написал литургию, – ее молитвы. О св. Афанасие, архиепископе александрийском, жившем в 4-м столетии по Рождестве Христове, известно, что он составил некоторые домашние молитвы, и от него заимствовали их многие. Молитвы, общие для всех церковных служб, это – так называемые ектении. Ектения слово не русское и значит: прилежное, продолжительное моление. Это – совокупность нескольких кратких молений, сопровождаемых припевами: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Ектении всегда произносит священник или диакон, народ внимает им; певцы от имени народа поют слова: «Господи, помилуй» и «Подай, Господи». Ектений известно четыре: великая, малая, сугубая и просительная. Великая, заключающая в себе многие моления, – числом 11. Она начинается словами: «Миром Господу помолимся». Малая – сокращенная из великой, начинающаяся словами: «Паки и паки миром Господу помолимся». Сугубая ектения начинается словами: «Рцем вси, от всея души и от всего помышления рцем». Называется сугубою, т. е. удвоенною, усиленною, потому что в ней «Господи, помилуй» повторяется три раза. Просительная, в которой поется «Подай, Господи», вместо «Господи, помилуй», отчего и называется простительною. В ектениях мы молимся обо всех и обо всем: и о себе самих, и о всех других; о государстве, о духовенстве, о воинстве; не только о тех местах, где живем, но и о всем мире; не только о живых, но и о умерших православных христианах. Молимся и о телесных и земных, и о душевных, небесных предметах и своих нуждах: о здоровье, благоденствии, изобилии плодов земных, и о прощении грехов и спасении душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

О граде сем (или о веси сей, или о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся. Об этом городе (или: об этом селе, или: об этой святой обители), о каждом городе и стране и о верующих, живущих в них, Господу помолимся. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся. О благоприятной погоде, об изобилии плодов земли и мирных временах, Господу помолимся. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся. О тех, кто находится в плавании или путешествии, кто болеет или страдает, кто оказался в плену, и об их спасении, Господу помолимся. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. О том, чтобы мы были избавлены от всякой скорби, беды и нужды, Господу помолимся. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоей благодатью. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. На каждое из прошений, кроме последнего, хор отвечает: «Господи, помилуй». На последнее прошение отвечает: «Тебе, Господи». Греческое слово «ектения» (κτενς) можно перевести как «продолжительное моление». Ектения – один из древнейших литургических жанров. Она состоит из возглашений диакона, адресованных верующим и содержащих призыв к молитве о конкретных людях, нуждах, предметах или явлениях. В зависимости от содержания ектении имеют различные названия: просительная, сугубая, заупокойная, об оглашенных и т. д. Первая ектения Литургии называется «великой» благодаря ее содержанию, имеющему всеобъемлющий характер. Первое прошение великой ектении напоминает о том, что молитва Богу должна приноситься в мирном настроении духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

4) Просительная ектения начинается словами «Исполним (доведем до полноты, принесем во всей полноте) утреннюю (или вечернюю) молитву нашу Господеви» (Господу). После каждого прошения просительной ектении, кроме первых двух, хор поет «Подай, Господи». 5) Заупокойная ектения состоит из прошений ко Господу о том, чтобы Он упокоил в Царстве Небесном души умерших, простив им все согрешения. Каждая ектения оканчивается возгласом священника, прославляющим Пресвятую Троицу. 17. О посте 17.1. Что такое пост? – Пост – воздержание тела от пищи животного происхождения (также и от перенасыщения и услаждения постной пищей) и сладострастия, а души от злых помыслов, дел и слов; время сугубого покаяния и трезвения. Пост есть средство борьбы со страстями и стяжания добродетелей. Заповедь о посте была одной из заповедей, данных Богом сотворенному Им человеку в раю. «Поелику мы не постились, то изринуты из рая! Потому будем поститься, чтобы снова взойти в рай» – говорит святитель Василий Великий. Сам Господь Иисус Христос показал пример постного делания (см.  Мф. 4:2 ) и благословил оное для своих учеников: «Но придут же дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» ( Мф. 9:15 ). Цель постов: подчинение тела духу (восстановление правильной иерархии духа и тела), умножение любви, усиление внимания к своей духовной жизни, воспитание воли, концентрация сил в духовной борьбе. Пост не является синонимом слова «диета». 17.2. Зачем нужны посты? – Соблюдение христианином постов есть проявление любви к Богу и наглядное предпочтение духовного телесному. Человек изначально создан как единство души и тела, которые призваны совместно подчиняться духовному, небесному и Божественному. Грех внес дисгармонию, и потому бывает, что в естестве возникают страстные пожелания, при которых тело словно не хочет слушаться души, да и сама душа стремится к плотской жизни. Уврачевать это внутреннее расстройство и помогает пост, во время которого человек воздерживается от пищи животного происхождения, а также от пустого времяпрепровождения и земной суеты, посвящая себя духовному восхождению к Богу. Чтобы взойти к Богу, необходимо преодолеть свой эгоизм, а эгоизм проявляется в греховных страстях, поэтому, важно побеждать страсти, чему как раз и способствует пост.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Скабалланович. «Толковый Типикон». Вып. III, стр. 32-46. Ектении после Евангелия После прочтения Евангелия в древней Церкви полагалось слово назидания епископа или священника; этот обычай был соблюдаем повсюду и сохранился теперь в Греции. Не связывая проповедника обязательством произносить проповедь именно в это время, нельзя, однако, не признать, что данный момент весьма подходит для истолкования прочитанного слова Божия. B нашей практике за Евангелием следуют ектении, которыми заканчивается литургия оглашенных: сугубая, иногда заупокойная и об оглашенных. Сугубая ектения Неправильно, конечно, название этой ектении " сугубая " , так как " Господи, помилуй " поется не сугубо, не два раза, а три, и само слово κτενς δησις надо переводить, как " прилежное моление " , как и надписывается молитва во время этой ектении. В древности она просто называлась κτενς, в отличие от συναπτ — великой ектении. Она является молитвой о лицах, тогда как просительная ектения — о вещах и потребностях, необходимых этим лицам. Эта ектения содержится и в последовании вечерни и утрени, но некоторые различия между содержанием этой молитвы за Литургией и на других службах легко замечаются. Происхождение этой ектении несомненно древнее, хотя современный ее вид выработался лишь в течение веков. Уже в списках литургии апостола Иакова вв. встречается молитва, близкая по содержанию с нашей сугубой ектенией. Сама по себе она является повторением и дополнением великой ектении. В теперешней редакции этой ектении есть несколько прошений, требующих особых замечаний. Так, например, кроме обычного прошения об архиерее " и всей во Христе братии нашей " (как на вечерне и утрене), имеется еще и прошение, которого не встречаем в других службах, а именно: " Еще молимся о братиях наших священницех, священномонасех и всем во Христе братстве нашем " . Происхождение этого прошения, вероятно, надо искать в иерусалимских текстах ектений, где значится, отлично от венецианской (т.е. общевосточной) редакции, именно так: Общегреческий текстИерусалимский текст " Еще молимся о братиях наших иереях, иеромонахах, монахах и о всем во Христе братстве нашем " . " Еще молимся о братиях наших архиереях, иереях, иеромонахах, иеродиаконах и монахах и о всем во Христе братстве нашем " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Последующие греч. изд. исключают прошения о царях, воинстве и «священницех…» [ 450 ]. Как в нек. греч. ркп. XVI b., так и первых печ. изд., вечерняя сугубая ектения отличается большим объемом в сравнении с литургийной, обрывающейся на прошении о царе (см. выше, с. 575). В первых печ. слав. тоже вечерняя сугубая ектения разнится от литургийной, но не столько объемом, сколько составом. Так, в Киевском Служебнике 1629 г. первое прошение в литургийной ектении делится на 2, а на вечерней ектении, как ныне, составляет одно; отсутствует на вечерне прошение «о священницех»; в прошении о ктиторах только на литургии бывает прибавка: «о всех православных», прошение «о плодоносящих» начинается только с «предстоящих» [ 451 ]. В первых печатных Моск., например 1647 г., разница вечерней ектении с литургийной только в избыточествующем на последней прошении о служащих и послуживших; в Моск. Служебнике 1658 г. уже во всей точности нынешняя разница. В нынешних греческих нет разницы между вечерней и литургийной ектенией. Так и в старообрядческом, в них разница только во 2-м прошении о царе, где за литургией нет слов о чадородии; да на Преждеосвященной литургии после 2-го прошения о царе такое же прошение «о государе нашем, благоверном и христолюбивом царевиче князе имярек и благоверной царевне, великой княжне имярек» и нет прошений об игумене и о предстоящих [ 452 ]. Кто произносит сугубую ектению на вечерне Сугубую ектению на вечерне, в отличие от великой, Типикон указывает произносить диакону, как ввиду большей торжественности этой части вечерни, так и потому, что священник уже вступил в алтарь для предстояния престолу и возношения там наших молитв, ектении же произносятся на амвоне. В этом требовании Типикона согласны все древние списки его, хотя большинство их такое же указание, как мы видели, дают и относительно великой ектении. СПОДОБИ ГОСПОДИ За молитвою о верующих, какую представляет из себя сугубая ектения, на вечерне следует молитва о нуждах, и сначала о ближайших, вызывающихся наступающим вечером. Молитва такого рода распадается на две молитвы: простую и священнослужительскую — Сподоби Господи и просительную ектению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Все эти слова и действия – не просто остатки древнего церковного протокола. Они имеют иконный характер, символизируя те отношения абсолютного доверия и любви, которые существуют между людьми в Царстве Небесном и которые должны существовать между теми, кто живет в Боге. Кроме того, эти действия подчеркивают иерархический характер Церкви, в которой, по учению Дионисия Ареопагита , божественные «исхождения» и «светолития» переходят от высших чинов к низшим: от ангелов к человекам, от священников к диаконам, от клириков к мирянам 798 . Наконец, почтение, оказываемое во время богослужения предстоятелю как совершителю Евхаристии, как бы замещающему Самого Христа, сродни тому, которое оказывается священным изображениям: честь, воздаваемая образу-священнослужителю, восходит к Первообразу-Христу. 3. Просительная ектения и целование мира Просительная ектения По окончании Херувимской песни диакон выходит на солею для произнесения просительной ектении, состоящей из двенадцати прошений: Исполним молитву нашу Господеви О предложенных Честных Дарех, Господу помолимся. О положенных пред [Господом] почитаемых Дарах Господу помолимся. О святем храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. Об этом святом храме и о входящих в него с верой, благоговением и страхом перед Богом, Господу помолимся. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. О том, чтобы мы были избавлены от всякой скорби, беды и нужды, Господу помолимся. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоей благодатью. Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим. [Того, чтобы] весь [этот] день [был] совершенным, святым, полным мира и свободным от грехов, у Господа попросим. Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим. Ангела мира – надежного путеводителя и хранителя наших душ и тел, у Господа попросим. Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Есть еще одна ектения, на которой мне хотелось бы сегодня особо остановиться. Это ектения Просительная, в двух вариантах: вечерняя либо утренняя молитва Господу. Она привязана к определенному времени суток. Чем же она примечательна? Вот сегодня, когда ее будут произносить, вдумайтесь. Она по существу просительная, потому что после большинства прошений мы поем: «Подай, Господи». Но в этой ектении мы не просим о «благорастворении воздухов», о благополучном путешествии; вся она сосредоточена на самом главном для каждого из нас. Прежде всего мы просим в вечерней молитве «Вечера сего совершенна, свята, мирна и безгрешна». Но если мы просим у Господа «вечера свята, мирна и безгрешна», то и сами должны употреблять усилия, чтобы не совершать в этот вечер грехов, должны мобилизоваться на борьбу с грехом. И в этой ектении мы просим, чтобы около нас постоянно присутствовал «ангел мирен, верен наставник, хранитель душ и телес наших». Просим о прощении и оставлении грехов и прегрешений наших. Мы просим о «добрых и полезных душам нашим» и «мире всего мира». Прежде всего о мире. Не об «изобилии плодов земных», а именно просим о нашем духовном возрастании. Мы просим, чтобы прочее время жизни нашей прошло в мире. Я уже говорил вам о «мире Христовом» и «мире всего мира». Мир всего мира — это по существу мирное сосуществование, и я приводил пример окопа, где мы в мирном соглашении сидели вместе с немцами. Мы просим, чтобы прочее время жизни у нас прошло в мире Христовом, мире духовном, и чтобы свой жизненный путь мы скончали бы в покаянии и чистоте. И поэтому вслед за этой ектенией, за этим прошением, идет прошение «христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на страшнем судищи Христове». Мы часто боимся смерти, кончины, огорчаемся, когда у нас кто-то из близких умер. А ведь этот процесс является естественным, и человек проходит через три стадии: внутриутробное развитие, земная жизнь и жизнь вечная. Хорошо в утробе матери! Тепло, никаких раздражений нет. И вот трагедия — выход на свет. Трагедия для матери, потрясение для ребенка. Но ему уже не хочется обратно, в чрево матери. Только во время войны солдаты пели: «Эх, мамочка, роди меня обратно, да только девочкой!» А третье состояние ведь тоже бывает по-разному. Мы просим Господа о кончине живота нашего, чтобы переход в третье состояние был мирен, и чтобы был добрый ответ был на том свете. Когда приходится присутствовать на отпевании, то часто чувствуешь, как по-разному люди подходят к этому последнему испытанию в своей земной жизни, — к переходу в третье состояние.

http://azbyka.ru/propovedi/polnota-zhizn...

Погребением Твоим адова пленивый царствия, погреби моя благими помыслы лукавая совеования, и лукавствия духи разори. Тридневным Твоим и живоносным воскресением падшаго праотца возставивый, возстави мя грехом поползшагося, образы мне покаяния предлагая. Преславным Твоим вознесением плотское обоживый восприятие, и сие десным Отца седением почтый, сподоби мя причастием святых Твоих Таин десную часть спасаемых получити. Снитием Утешителя Твоего Духа сосуды честны священныя Твоя ученики соделавый, приятелище и мене покажи Того пришествия. Хотяй паки приити судити вселенней правдою, благоволи и мне усрести Тя на облацех, Судию и Создателя моего, со всеми святыми Твоими: да безконечно славословлю и воспеваю Тя, со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. 1) “Едине чистый и нетленный Господи...” – именование Бога и обращение к Богу; 2) “Тридневным Твоим и живоносным воскресением падшаго праотца возставивый” – воспоминание о спасительных деяниях Божиих; 3) “...мя грехом поползшагося... моя душетленныя страсти телесныя... ” – именование собственных страстей по сути дела и есть познание греха и раскаяние в греховных делах; 4) “...сподоби мя причастием святых Твоих Таин десную часть спасаемых получити...” – непосредственно и есть молитвенное прошение; 5) “да безконечно славословлю и воспеваю Тя, со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков” – тройческое славословие; 6) “Аминь”. Если священномученик Павел строит образ молитвы в виде креста, то приведенная структура молитвы видится мне как симметричная гора восхождения: Рис. 1. В православном богослужении такая молитва произносится соборно. Как правило, первый, второй и пятый (иногда и четвертый) члены произносятся священником в тот момент, когда третий и четвертый члены произносятся народом во главе с диаконом. Зто утверждение можно проиллюстрировать уставом молитвенных чинов на Божественной Литургии. В частности, просительная ектения возносится одновременно с чтением священником молитвы “Господи Боже Вседержителю ...”: Таблица 10 Просительная ектения (диакон – народ) Молитва приношения (священник) – Исполним молитву нашу Господеви. Господи Боже Вседержите-лю, Едине Святе, приемляй жертву хваления от призы-вающих Тя всем сердцем! Приими и нас, грешных, мо-ление, и принеси ко Свя-тому Твоему Жертвеннику, и удовли нас приносити Тебе дары же и жертвы духовные о наших гресех и о людских неведениих: и сподоби нас обрести благодать пред Тобою, еже быти Тебе благоприятней жертве нашей и вселитися Духу благодати Твоея Благому в нас, и на предлежащих Дарех сих, и на всех людех Твоих, Щедротами Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пре-святым и Благим и Живо-творящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Что касается отношения просительной ектении к вечерне, то замечательно, что Апостольские Постановления не имеют ее в чине своей литургии, а только на вечерне и утрене; следовательно, это ектения, созданная для этих служб. На вечерне, притом на нынешнем месте, ее указывают самые ранние рукописи Евхологиев и Типиконов, дающие подробный чин вечерни, с XI в., указывают под именем Πληρσωμεν или Πληρσωμεν μετα των αιτσεως, или αιτσεις, в слав. «Кончаим наше молитвы». Но некоторые Типиконы и Евхологии XI-XII в. указывают ее после Ныне отпущаеши (Николо-Касул. Тип., Евхологий Синайск. библ. 973, см. Вступ. гл., с. 368, 377). Должно быть, это было древнейшее место просительной ектении, так как с нею тесно связана молитва главопреклонения, а последней в древнейших Евхологиях предшествует молитва отпуста (см. Вступит. гл., с. 344). Главопреклонение    Просительная ектения, являясь, по мысли своей, последнею молитвою службы, заключается преподанием мира, т. е. действительным дарованием от Бога чрез священника того, с чего и начались моления на вечерне (как и на всякой службе) и что рассматривается как сумма всех благ (по библейскому употреблению «мир» означает и спасение; ср. ангельскую песнь при рождении Спасителя; см. выше, с. 511). Самая молитва здесь, при окончании ее, достигает своей вершины тем, что к словам присоединяется и действие, что кроме слов она выражается и в действии главопреклонения, которое заменяет постное преклонение колен. Над преклонившими головы по приглашению диакона читается священником тайно (как и все его молитвы на службах) особая «молитва главопреклонения»: «Господи Боже наш, приклонивый небеса и сошедый», в которой священник просит Бога призреть на выражающих этим действием свою покорность Богу и надежду, сохранить их всегда и в наступающую ночь от всякого врага, диавола и плохих мыслей; в возгласе молитвы: «Буди держава Царствия Твоего» Бог, естественно, прославляется как Царь.         История его    Молитва главопреклонения заменила древнее возложение рук епископом при конце службы на каждого молящегося, как то было, например, в Иерусалимской Церкви IV в. (см. Вступ. гл., с. 142) и на вечерне и утрене Постановлений Апостольских, где приведена и молитва при этом руковозложении, однородного, хотя не тождественного с нынешней содержания (там же, 136). Нынешняя молитва читается уже в ркп. X в., но нек. ркп. имеют вместо нее и другие молитвы главопреклонения. Так, Евхол. Синайск. библ. 957 IX- X в.: «Господи Боже наш, седяй на престоле славы и назираяй бездны, оком благоутробным на смирение наше призираяй, благослови всех нас подклонших Тебе своя главы и возвыси рог наш во благоволении Твоем; буди всесвятое имя человеколюбия Твоего благословенно». Евхол. Париж. Национ. библ.: «Владыко Святый, подклоньше Тебе выю телесе, молим, даждь нам выну в правей и непреклонней мысли на небесную славу взирати и к Твоему возвышатися величию, яко Твоя держава и Твое есть Царство».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010