На утрене, после двупсалмия (с каждением), шестопсалмия и мирной ектении поются «Бог Господь» и тропарь святого (тропарь удваивается). Далее следуют 2 или 3 кафизмы (в зависимости от времени года), после к-рых сразу, без ектении (к-рая заменяется троекратным «Господи, помилуй»), поются седальны Октоиха (если по Уставу седальны Октоиха заменяются седальнами Минеи, перед ними произносится малая ектения). Затем Пс 50 и канон (при святом без знака - 2 канона Октоиха на 10 со ирмосом и Минеи на 4; возможны и др. варианты - см. 11-ю и 48-ю главы Типикона); библейские песни должны стихословиться по будничной редакции (как правило, число тропарей канона существенно сокращается, а библейские песни заменяются молебными припевами). Катавасии после каждой песни канона нет, но после 3, 6, 8 и 9-й песен исполняют т. н. покрывающие ирмосы из канона Минеи. В начале 9-й песни следует песнь Пресв. Богородицы «Величит душа моя Господа» (с каждением), а в конце, после покрывающего ирмоса,- «Достойно есть» . По 3, 6 и 9-й песнях канона возглашаются малые ектении; после канона поются эксапостиларии Октоиха и Минеи (устав см. в 16-й гл. Типикона) и читаются Пс 148-150 (т. н. хвалитные); если в Минее есть стихиры на хвалитех (что бывает при Б. б. достаточно редко), псалмы должны петься; после псалмов, если стихир нет, на «      » читается гимн «      ». Далее читаются вседневное утреннее славословие и «Сподоби, Господи», произносится просительная ектения, поются стихиры на стиховне, читаются «Благо есть» , Трисвятое, поется тропарь святого, возглашается сугубая ектения и утреня заканчивается (в целом порядок будничной утрени после канона близок к порядку будничной вечерни после кафизмы). 1-й час присоединяется к утрене без отпуста; отпуст утрени произносится после него. Все богородичны в службе или на ряду, или «от меньших» (из 2-го и 4-го Приложений). И на вечерне, и на утрене просительная ектения предваряет сугубую. Отпуст как вечерни, так и утрени произносится при закрытых св. вратах. К малым часам могут присоединяться междочасия .

http://pravenc.ru/text/153577.html

За службами чаще применяется чтение вместо пения, а в пении, как правило, используются простые напевы. В разных певч. традициях правосл. мира сложные мелизматические напевы составлялись преимущественно для праздников, а также для особых дней церковного года (в т. ч. для служб Великого поста), а песнопения простых дней оставались практически без украшений. Изменяемые песнопения Б. б.- это в основном подобны , самогласны же редки или совсем не используются. По сравнению с праздничным (кроме воскресного) в Б. б. широко используется Октоих , песнопения к-рого посвящены темам седмичного круга богослужения , в Октоихе также часто встречаются песнопения покаянной тематики и мученичны (к-рые можно понимать как прославление святых). Порядок будничной службы с «Бог Господь» Вечером совершаются вечерня (предваряемая 9-м часом, относящимся к предыдущему дню), вечерняя трапеза и малое повечерие . Вечерня начинается с возгласа «      » и чтения Пс 103. Затем следуют мирная ектения, кафизма (устав о кафизмах изложен в 17-й гл. Типикона), малая ектения (если кафизмы нет, она опускается). На «Господи, воззвах» поется 6 стихир (3 Октоиха и 3 Минеи (при службе без знака вне пред- и попразднств) или все 6 из Минеи); во время пения «Господи, воззвах» совершается каждение; входа не бывает. После стихир и «Свете тихий» (к-рый по Уставу должен читаться; на практике его поют, обычно самым простым напевом) следует прокимен дня. В отличие от праздничной вечерни перед прокимном нет преподания мира. После прокимна читается «Сподоби, Господи» , произносится просительная ектения и поются стихиры на стиховне (обычно из Октоиха). Далее «Ныне отпущаеши» , Трисвятое , тропарь святого и сугубая ектения (по сравнению с праздничной службой - без 2 начальных прошений). На повечерии должен петься рядовой богородичный канон гласа (из Октоиха), к к-рому может присоединяться к.-л. не спетое в свое время минейное последование. Утром (точнее, в последние часы ночи) должны совершаться вседневная полунощница , утреня и 1-й час.

http://pravenc.ru/text/153577.html

зач. 1–16 I.l-IV,44. зач. 17–38 V.I-VIII,39. зач. 39–62 VIII, 40-XII.1. зач. 63–82 XII. 2-XVI.18. зач. 83–105 XVI, 19-XXI.11. зач. 106–114 XXI. 12-XXIV, 53. Если на 6-й седмице случится праздник Благовещения или храмовый праздник, тогда Евангелия могут быть прочитаны в 4 дня: 1-й день зач. 1–25 1.1-VIII.13. зач. 26–52 VIII. 14-XIII, 30 . зач. 53–78 XIII, 31-XIX,15. 2-й день зач. 79–101 XIX, 16-XXIV, 35. зач. 102–116 XXIV. 36-XXVIII. 20 зач. 1–39 I, 1-IX, 16. 3-й день зач. 40–71 IX. 17-XVI. 20. зач. 1–21 I,l-V.39. зач. 22–49 VI. I-IX.62. 4-й день зач. 50–76 Х. 1-XIV, 24. зач. 77–101 XIV. 25-ХХ, 26. зач. 102–114 ХХ, 27-XXIV, 53. Великий Четверг Утреня. Начало обычное. «Аллилуиа», глас 8. Тропарь: Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души. Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе. (Трижды.) Кафизм нет. После окончания пения: тропаря открываются царские врата, и диакон возглашает: «И о сподобитися нам слышанию...» Евангелие от Луки, зач. 108-е. от полу: «Приближашеся праздник опреснок...» без преступки (конец в зач. 109-м: «По Нем же идоста ученицы Его»). Чтец псалом 50-й. Молитву «Спаси, Боже, люди Твоя...» не глаголем, но сразу канон, глас 6-й. творение св. Космы Маюмского: «Сеченое сечется...», ирмосы по дважды, тропари -на 6 с припевами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». По каждой песни поется ирмос песни. По 3-й песни малая ектения и седальны Триоди со «Слава» и «И ныне». По 6-й песни ектения малая, кондак Триоди и икос. Кондак, глас 2: Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простирает и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека; и неисправлен пребысть Иуда, раб и льстец. «Честнейшую» не поем, но ирмос 9-й песни: «Странствия Владычня...» По 9-й песни и малой ектении ексапостиларий «Чертог Твой...» (трижды). Хвалитные псалмы и стихиры на 4. глас 2. По «Слава. и ныне» чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. Ектения просительная. Стихиры на стиховне. глас 8. с особыми припевами. «Благо есть...» По Трисвятом тропарь: «Егда славнии ученицы...» и сугубая ектения. По возгласе: «Премудрость» «Сый благословен...» «Утверди, Боже...» и 1-й час.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В приходском храме все они вместе единым сердцем и едиными устами славословят и молят Господа, все от единой чаши причащаются. – О чем же мы должны, по руководству ектении, умолять Бога в молитве за членов приходского братства? Мы должны умолять Бога вообще о милости Его к ним, в частности о жизни, т. е. о сохранении их жизни на многия лета, о мире, здравии, т. е. о благополучном состоянии их здоровья и дел, о спасении, т. е. о даровании им вечного блаженства, о посещении (επισεψεος), т. е. о покровении или защищении их от бед и напастей, врагов видимых и невидимых, – и наконец, о прощении и оставлении грехов их. 9) «Еще молимся о плодоносящих и добродеющих в святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и (о) предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости». – Плодоносящие и добродеющие – это служащие храму своими пожертвованиями и вкладами; в частности плодоносящими (αποφοουντες) называются здесь те, которые снабжают храм припасами, потребными для богослужения, наприм. вином, елеем, фимиамом, свечами, или дают деньги для приобретения этих вещей. А добродеющие (αλλιεγουντες украшающие) – это те, которые жертвуют собственно на украшение храма, на поддержание в нем благолепия. – Далее упоминаются лица, служащие храму личными своими трудами, каковы труждающиеся и поющие. Под первыми (οπιοντες – работающие) разумеются прислуги при храме, стерегущие его, наблюдающие за чистотою храма и вещей к нему принадлежащих 33 . Поющие, – это принадлежащие к чину певчих. – Всем этим лицам, как тем, которые служат храму приношениями, так и тем, которые служат ему личными трудами, мы должны просить у Бога той милости, чтобы Он за их жертвы и труды воздал им вечною славою, и чтобы при Его благодатной помощи не ослабевало их усердие к храму Божию и не оскудевали средства быть полезными для него. – И (о) предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости (πει του λαου, του απεδεομενου…). Речь идет о всем народе, пришедшем в храм с надеждою на особенный успех общей единодушной молитвы. Господи! не посрами сей надежды и излей на молящихся тем большую милость, чем больше участвующих в молитве, и чем крепче и единодушнее их молитва. Ектения просительная Сия ектения начинается приглашением: «исполним (πληοσωμεν– дополним) молитву нашу Господеви», т. е. еще помолимся Господу, – и молением, чтобы Господь заступил, спас, помиловал и сохранил нас Своею благодатию. Затем следуют возглашения, из которых каждое оканчивается словами: «у Господа просим» (παα του Кυιου αιτησωμεϑα), т. е. будем просить у Господа. 1. «Дне (или вечера) всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим». Т. е. сподоби нас Господи весь наступивший день провести как можно лучше во всех отношениях (совершенна), – именно – свято, без греха и мирно, т. е. благополучно, без горестных приключений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Основой царских часов, или – вернее – царскими часами в собственном смысле является «служба 12-ти тропарей». 12 тропарей с чтениями, как свидетельствуют древние памятники, составляли вполне самостоятельную службу царских часов, со временем чисто внешним образом соединившуюся в одно последование с обычными часами. Общая схема царских часов такова. В начале читается, в качестве предначинательного псалма, один из обычных часовых псалмов (5 или 100, 50, 90 и 85). За ним следует великая ектения, после которой исполняется антифон из трех тропарей, со стихами избранных псалмов, подобных нынешним избранным псалмам «по полиелеи». Стихов бывало от двух до шести; но могло быть и больше: указываются даже целые псалмы. После тропарей произносится малая ектения и поются седальны с богородичнами, а далее – прокимен и чтения. Вслед за чтением евангелия поется тропарь часа («отпустительный») со стихами и – богородичен. В заключение произносится просительная ектения, – и бывает отпуст. – Эта схема почти целиком заимствована из Триодей Орбельской и Хлудовской, где излагается одно из самых полных и законченных последований часов в. пятницы. Замечание о предначинательном псалме основывается на свидетельствах памятников о пении «по единому псалму» в начале часов. Затем, в Святогробском Типиконе особые антифонные псалмы, указываемые в Орб., Хлуд. и Ватикан. 771) Триодях, заменяются избранными стихами, числом до шести. Далее, Орб. и Хлуд. Триоди помещают «отпустительный» тропарь не в начале (как обычно), а в конце службы часа, что вполне соответствует и самому названию тропаря. Наконец, во многих памятниках на царских часах указываются ектении: великая, малая и просительная. Несколько странным представляется отсутствие молитв в службе царских часов, вообще, и в. пятницы, в частности, засвидетельствованное многими документами. Некоторые памятники прямо заявляют: «ведомо-ж буди, яко часове сего дне (т. е. великой пятницы) молитвы не имут» (см., напр., Киево-Соф. 97/17, л. 297). Между тем паломница IV века вполне определенно утверждает обратное. Очевидно, здесь произошло какое-то недоразумение...

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Евхаристическая молитва вся покрылась песенным каноном. В других частях литургии вследствие тайности молитв произошла иная перемена: умножение ектений. Ектении эти внесены не только для заполнения паузы между возгласами предстоятеля, но частью и для того, чтобы дать знать, о чем молится предстоятель. Так, ектения об оглашенных повторяет молитву предстоятеля. Просительная ектения по перенесении Даров на престол приглашает молиться «о предложенных честных Дарех», просительная ектения по освящении Даров – об освященных Дарах. Затем явилась заамвонная молитва . Едва ли, однако, все это заменяет потерю, вызванную, может быть, уже слагавшимся отдалением духовенства от мирян. Краткий исторический очерк служб суточного круга 14 Часы молитвы у евреев (3, 6 и 9) Подобно тому как началом литургии послужили обычаи еврейской вечери и синагогального богослужения, точно так же и прочие наши службы ведут свое происхождение тоже от еврейских молитвенных обычаев. В храмовом богослужении евреев в течение дня полагалось три молитвы, соответственно трем дневным жертвам: первая молитва утром, между восходом солнца и третьим (т.е. 9-м) часом, когда приносилась утренняя жертва, после нее обыкновенно произносились псалмы, торжественно читались молитвы, и богослужение заканчивалось благословением священника. Вторая молитва в полдень, когда приносилось бескровное приношение (из муки, вина), и, наконец, третья молитва вечером, около 9-го часа (три часа пополудни), когда приносилась вечерняя жертва, со своими молитвами, но песнопениями она обыкновенно затягивалась до солнечного заката. Уже в плену вавилонском евреи заменяли эти жертвы молитвами. Позднее, в рассеянии, особенно же после разрушения второго храма, этот обычай укрепился окончательно: древние жертвы были заменены богослужением в синагоге, причем это богослужение сохранило ритуал храмового богослужения. По сведениям Плиния, христиане уже собирались на общую молитву дважды в день – утром и вечером. Вечерняя молитва при наступлении ночи в первые века соединялась с евхаристическим собранием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

На вечерне в Великую пятницу после паримий следуют прокимен, чтение Апостола и Евангелия и сугубая ектения. В первый день Пасхи на вечерне после великого прокимна читается Евангелие, затем звучит сугубая ектения. Сугубая ектения В сугубой ектении, усердно молясь Господу о всех своих нуждах, верующие прибегают с сердечным дерзновением к Его милости и человеколюбию. Диакон: Рцем вси от всея души, и от всего промышления нашего рцем. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Хор: Господи, помилуй (трижды). Диакон: Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Алексии, Патриархе Московском и всея Руси, о Господине нашем Преосвященнейшем епископе (имя рек) и о всей во Христе братии нашей. Хор: Господи, помилуй (трижды). Диакон: Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея), и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных. Хор: Господи, помилуй (трижды). Диакон: Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея). Хор: Господи, помилуй (трижды). Диакон: Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости. Хор: Господи, помилуй (трижды). Священник: Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Чтец: Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими, Господи, милость Твоя во век; дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Просительная ектения

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Светлую седмицу и в отдание Пасхи после начального возгласа поется «Христос воскресе...» со стихами «Да воскреснет Бог...». От Антипасхи же (Недели о Фоме) до отдания Пасхи поется «Христос воскресе...» (трижды) без стихов. На время пения «Христос воскресе...» царские врата открываются. По начальном возгласе священника диакон произносит великую, или мирную, ектению. Ектенией называется ряд молитвенных прошений, которые являются распространением кратких прошений «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Ектении разделяются на несколько видов. Великая, или мирная, отличается от других ектений особой полнотой содержания. Малая ектения представляет собой сокращение великой ектении. Сугубая ектения выражает прилежнейшее моление к Богу, начинается она словами «Рцем вси...» (с первого прошения) или «Помилуй нас, Боже» (с третьего прошения). Просительная ектения состоит из ряда прошений, каждое из которых оканчивается словами «у Господа просим». Она начинается словами «Исполним утреннюю (или: вечернюю) молитву нашу Господеви». Ектения о усопших начинается с прошений: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей...», «Еще молимся о упокоении...». 3 . Каждый раз перед выходом на солею (амвон) для произношения ектений диакон, перекрестившись, поклоняется к горнему месту и затем предстоятелю. Так же совершает поклоны он и по возвращении в алтарь. Диакон начинает следующими словами великую ектению: Миром Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексии, о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имя рек), честнéм пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех Господу помолимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это историческое развитие непосредственно соотносится с символикой ряда богослужебных циклов: например, суточного богослужебного круга и великопостного цикла – духовной кульминации года. Символически раскрываемая в богослужении идея странствия земной Церкви имеет целью конкретное свершение таинства Царства. Великопостный цикл завершается торжеством пасхальной ночи. Суточный богослужебный круг, состоящий из вечерни, утрени (или Всенощной), чтения часов, естественно подготавливает чин Литургии как сублимацию Царства. Без второго первое утрачивает смысл, но и второе без первого не существует. Именно эта внутренняя связь составляет существеннейший элемент «Четырехчастной». Образ данной иконы соотносится с таинством богослужения в его космической и эсхатологической сущности: космической по своему масштабу, эсхатологической – как ориентированной на мир Божий в его первозданности и на его воплощение в Царстве Божьем. Соответственно и композиция иконы, помимо ее сюжетной последовательности, имеет целостную структуру, организующую и собирающую иконописные образы – всю тварь в ее единстве и соборной целостности. Это, во-первых, четко выделенный центральный крест, образованный полями, разделяющими части. Далее – жесткая регистровая, как бы «иконостасная» структура нижних частей, которая представляет собой устойчивую основу для композиционно более свободных верхних частей. Части иконы объединены многими стилистическими приемами, в том числе и повторяющимися композиционными схемами, повышенно ярким напряженным колоритом, динамичностью линейной структуры и так далее. Образ иконы объединяет всю тварь в ее космическом масштабе и целостности, одновременно направляя ее по историческому пути ко «дню Господню». Рассмотрение вопроса о соответствии чина вечерни и утрени, а также великопостного цикла идее земного паломничества Церкви, раскрываемой на «Четырехчастной», немыслимо без представления общего хода богослужебного действа в той форме, в какой оно существовало в XVI в. Основными составными частями чина вечерни, согласно служебникам XVI в. 936 , являлись: пение «предначинательного» 103-го псалма, восемь вечерних молитв 937 , великая или мирная ектения, чтение кафизм 938 , после каждой из которых шла малая ектения, вечерний вход с кадилом и тайной молитвой «входа» 939 , сугубая ектения с молитвой прилежного моления, чтение молитвы «Сподоби, Господи», просительная ектения, заключительная главопреклоненная молитва . За последней следовал чин литии, а если он отсутствовал, исполнялся тропарь праздника и отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Последование утрени в XIV веке сравнительно с веком предшествовавшим также изменилось в количестве молитв, читаемых тайно священником. В XIII веке, как мы видели, было только шесть, а в XIV веке число их увеличилось до двенадцати. Митр. Киприан писал игумену Афанасию, отвечая на его вопрос о количестве вечерних и утренних молитв, что «на заутрених должно читать одиннадцать молитв и двенадцатая молитва после» хвалите Господа с небес «на главопреклонении». 344 Вместо молитвы, читаемой теперь девятою, в некоторых служебниках положена молитва «прилежного моления». 345 В последовании утрени этого века особенно замечательно расположение молитв, читаемых во время её священником, как мы можем видеть из следующего последования этой службы. После возгласа «Благословенно царство» непосредственно следовало шестопсалмие (части утрени, предшествующей в настоящее время шестопсалмию, как нам известно, не было), во время которого читалась нынешняя первая утренняя молитва . За шестопсалмием, как и теперь следовали: ектения великая, «Бог Господь» и кафизмы, во время которых священник читал вторую и третью утренние молитвы. Молитвы утренние, занимающие в нынешних служебниках места четвертое, пятое и шестое, читались на третьей песни канона; на шестой же песни канона читались молитвы седьмая и восьмая. Затем следовала молитва, «егда поют помилуй мя Боже» – нынешняя десятая. Одиннадцатая молитва читалась, «егда поют: хвалите Господа». 346 После этой молитвы следовала ектения малая и молитва, читающаяся в настоящее время двенадцатою, а после неё, если день, в который отправлялась утреня, был воскресный читалось Евангелие и возглашалась сугубая ектения. За нею следовала ектения просительная, после которой диакон возглашал: «Премудрость», священник: «Сый благословен Бог наш», а клир: «благословите, святии, Господа, благослови Отче», и следовал отпуст. 347 Мы не имеем права вполне безусловно утверждать, что таково вообще было последование утрени и в частности расположение молитв, читаемых во время её тайно священником в XIV веке в церкви Русской; так как указание на такое расположение утренних молитв мы находим только в очень немногих служебниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010