Грех закоснения его (в отпадении от Иеговы) таков, что равною мерою возмездия за него было бы наказание, которое обрушил некогда в гневе Своем Иегова на Адму и Севоим ( Быт. 19:24–25 срв. Быт. 10:19; 14:2, 8 и Втор. 29:23 ), т. е. совершенное истребление ( Ос.11:8 ). – Но праведный в гневе Своем, Иегова не поступит с Израилем в полную меру правосудия. Иегова взирает на грешников не только очами гнева, но и взором отеческого сострадания. «Повернулось во Мне сердце Мое, воспламенилась вся жалость Моя!» Иегова не сделает по ярости гнева Своего, не истребит в конец Ефрема. Почему? Ответ принадлежит по выразительности и глубине содержания к классическим истинам, открытым в ветхом завете пророческому созерцанию. «Ибо Я Бог, а не человек, среди тебя – Святой». И в Своем наказании грешников Господь ничего не делает, что было бы несогласно с Его божественным существом. Иегова Бог, а не человек; что Он однажды решил, того не изменит. Человеческою меркою невозможно измерить Его высоту, силу и величие, как и исчерпать Его любовь. Если для человека недостижимо полное примирение любви и правды, потому что человек ограничен в своих силах; то у Бога – не так. Иегова не человек, Он Святой среди Израиля, – у которого милость и правда сочетаются без взаимного противоречия. По-видимому, гнев Господень направлен на Израиля с уничтожающею силою. Иегова угрожает Своему народу полною погибелью. Иегова будет для сынов Израиля за их идолопоклонство и забвение Его благодеяний (1–6) «как лев, как скимен будет подстерегать их при дороге; будет нападать на них, как лишенная детей медведица, и раздирать вместилища сердца их и поедать, как львица ( Ос.13:7–8 ). Ефрем подвергнется мукам, которые испытывает родильница. Он находится в смертной опасности, как новорожденный, долго не покидающий утробы матери. И сейчас же после этого следует великое обетование; «от власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их». Муки родильницы, опасное положение, в которое подверг себя Ефрем, имеют, по предназначению Божию, очистительное значение; в момент, когда ад и смерть готовы поглотить Ефрема, милость Божия объявляет недействительною их страшную уничтожающую силу: «смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» И тут, таким образом, цель наказания одна: предавши Израиля заслуженному наказанию, снова привлечь его к Себе (срв.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Да, это была победа Бога над тайной пучиной человеческого сердца, совершенная Им через избранника Его Илию Фесвитянина пророка. VII Илия шел с Елисеем из Галгала. Это было на заре, но уже на предвечерней, закатной поре его служения. К концу склонялась жизнь, наполненная чудес и созерцаний. И точно самый воздух был напоен какими-то сладостными, несбыточными предчувствиями. В вихре Господь восхотел вознести Илию на небо ( 4Цар.2:1 ). И как тогда к Хориву, так теперь к другому освященному Божественным касанием месту, к Вефилю, где струилась когда-то с неба Божественная лестница Иакова, спешит Илия. И как тогда, в таинственный миг Богоявления наедине хочет быть Илия с чаемым чудом. «И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль» ( 4Цар.2:2 ). Трепетным ожиданием насыщен, кажется, самый воздух. Но молчание предварит грядущую радость свершений... О каких-то неведомых «сынах пророков» из Вефиля говорит Библия. Они тоже ждали, извещенные, быть может, каким-то Божественным знамением. «И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею, и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите» ( 4Цар.2:3 ). Из Вефиля к Иерихону идет Илия, и там опять вопрошают «сыны пророков». И опять молчание хранят врата тайны. И в третий, последний раз хочет Илия отстранить Елисея, как бы боясь, что грядущее будет слишком, до нестерпимости, ярким для не окрепшей еще в пророчествованиях и не искусившейся в созерцаниях души юноши. «И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли оба» ( 4Цар.2:6 ). И час чуда настал. «Пятьдесят человек из сынов пророческих пошли и стали вдали напротив их, а они оба стояли у Иордана» ( 4Цар.2:7 ). И милотью рассек Илия иорданские струи и, как посуху, перешел с Елисеем по обнаженному дну И стояли они вдвоем на другом берегу в нарастающей буре ожидания. И как последний и совершенный дар, как награду за неотступность в горнем устремлении обещает Илия Елисею даровать все, чего только он ни попросит, если только увидит последнюю тайну его восхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

Далее воззвание служащих ангелов к призванным в веру людям… Приспособляясь к таким разговорам в Песне Песней, может каждый, рассматривая сию книгу, сочетать по смыслу сходные между собой происшествия» [цит. по 57, c. 80]. Кратко этот же подход формулирует Д. Афанасьев: «В таинственном смысле предмет Песни Песней составляет пророческое учение о развитии и жизни общества верующих в союзе с Богом и под Его непосредственным водительством» с. 255]. Второе понимание, которое с первым неразрывно сопряжено, – аскетическое. Об отношении Христа с отдельной человеческой душой, по другому выражению — Слова и плоти при воплощении, как с частью Церкви, как с малой Церковью, как с храмом Божиим, отдельно взятым. В аскетической литературе эта тема часто присутствует: в искании невестой своего Жениха и в томлении по Нему святые отцы видят изображение стремления души к Богу. Например, в книге есть такие слова: « Я встала, чтобы отпереть возлюбленному моему отперла я возлюбленному моему, а возлюбленный мой повернулся и ушел. Души во мне не стало, когда он говорил; я искала его и не находила его… Встретили меня стражи, обходящие город, избили меня, изранили меня; сняли с меня покрывало стерегущие стены» (Песн. 5: 5–7). В аскетическом ключе эти слова могут быть объяснены так: это невеста (душа) вполне уже приготовилась к приходу Небесного Жениха, но выясняется, что все равно душа человеческая никогда вполне сама по себе своими усилиями не готова к тому, чтобы принять в себя Бога, чтобы соединиться со Христом, что это дело несколько превышающее естество человеческое; поэтому, бросаясь на поиск снова как бы отступившего Бога, встречает ангелов, которые укоряют ее, говоря о том, что и они вполне не могут соединиться с Богом, не могут вполне воспринять это непостижимое естество и еще более помогают ей совлечься от всего тленного. Неочевидно? Не дойдя до определенного уровня созерцания и рассуждения, довольно небезопасно пускаться в исследования этой книги. Преподобный Макарий Египетский по этому поводу говорит: «Когда случается тебе слышать об общении жениха с невестою, о хорах певцов, о праздниках, то не представляй ничего вещественного и земного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Дерево это в изобилии растет в Верхнем Египте и Нубии, а также встречается и в счастливой Аравии. Кроме книги Бытия, Мертвое море не раз названо в других книгах Моисеевых, а также в книгах исторических. Но во всех этих книгах о Мертвом море говорится только как о пограничном пункте владений, к нему примыкавших 417 и только в одном месте 418 о нем упомянуто как о море, в которое течет Иордан. Упоминания о Мертвом море встречаются у пророков. Так Иоиль 419 , предсказывая освобождение Палестины от саранчи, которая в его время грозила окончательным истреблением всей палестинской растительности, говорить, что Господь изгонит переднее полчище саранчи в море восточное, т. е. Мертвое; пророк Иезекииль 420 , изображая будущие блаженные времена Христова царства, возвещает, что в эти времена полного всеобщего счастия даже воды Мертвого моря сделаются здоровыми, утратят свое смертоносное влияние на все живое и наполнятся рыбами и другими существами. По словам пророка, муж, который руководил им в минуты его пророческих созерцаний, сказал, указывая на поток, вытекавший из под порога величественного храма: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море, и воды его сделаются здоровыми. И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды в море сделаются здоровыми, и куда войдет этот поток, все будет живо там. И будут стоять подле него рыболовы от Эн-Гадди до Еглайма 421 , будут закидывать сети. Рыба будет в своем виде и, как в большом море, рыбы будет весьма много. Болота его и лужи его, которые не сделаются здоровыми, будут оставлены для соли. Нельзя не заметить, что в приведенных словах пророка сказывается основательное знакомство древних Евреев со свойствами вод Мертвого моря и особенностями его берегов. В новозаветных писаниях упоминаний о Мертвом море не встречается. 254 В настоящее время принято отожде­ствлять поток Хораф с лежащим ближе к Иерихону вади ел-Кальт. 306 В подлинном еврейском тексте в обеих приведенных цитатах папирус обозначен словом гоме. У LXX в первой цитате ( Иов. 8:11 ) еврейское слово гоме пе­редано словом папирос, в последней ( Исайи 35:7 ) сло­вом каламос; в славянском переводе; – в первом случае сло­вом рогоз, в последнем – словом лозь; в Русском синодском – в обоих случаях словом камыш.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Его уже и божественный Давид провозгласил, говоря о нас, то есть о всяком человеке, что когда Ты отвернешь лицо – они смятутся, и в прах свой возвратятся. Пошлешь Духа Твоего, и будут созданы, и обновишь лицо земли 74 , а именно: когда мы преткнулись в Адаме из-за преступления, Бог отвратился от нас, и по этой причине мы возвратились в свой прах, оказавшись под проклятием. Ведь Творец сказал: «Ибо ты земля и в землю отойдешь» 75 . Но в последние времена этого века Бог и Отец силою животворящего Духа во Христе воздвигнет всех мертвых. А что еще не было воскресения мертвых, но оно будет в свое время, удостоверяет премудрый Павел, который пишет, что Именей и Александр потерпели кораблекрушение в вере 76 , говоря, что воскресение уже было 77 . Если же говорящий такое терпит кораблекрушение в вере, то наконец-то может быть очевидным, что блаженный пророк Иезекииль в пророческом созерцании с пользой для нас узрел могущество воскресения. 8 . Некий человек был богат и каждый день пиршествовал блистательно, нищий же некий, именем Лазарь, лежал у ворот его, покрытый язвами 78 , согласно евангельскому повествованию. Так вот, случилось тому и другому умереть 79 , и если этот нищий отошел к упокоению, то богач – для наказания. Это уже произошло и каждому в удел досталось достойное воздаяние или здесь представлен образ будущего суда? Но говорят, что раз упомянуто имя Лазаря, значит, это произошло и совершилось истинно. Ведь для чего сказано не нищий же некий «человек», но Лазарь, как не для того, чтобы этим наименованием показать, что это совершилось на деле и поистине? 80 Разъяснение Божественное Писание повсюду говорит, что суд состоится после воскресения из мертвых. Но воскресения не будет, пока снова не явится к нам Христос в славе Отца вместе со святыми ангелами 81 . Так и премудрый Павел говорит: «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба 82 . Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными» 83 , поэтому раз еще не сошел с неба Судия всех, то не произошло еще и воскресение мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Единому Богу свойственны честь и слава, – и все, что принадлежит Ему, что выделено на служение Ему, участвует в Его славе и становится святым, как на небе, так и на земле 99 . Так Израиль свят Иегове, как Его удел из всех народов 100 , равно и Иегова, избравший Себе Израиля, есть Святый Израилев 101 . Люди призваны воздать славу Иегове, – в исполнение этой задачи они должны стать субъективно святыми, т.е. принадлежащими Богу, религиозными: «освящайтесь и будьте святы, ибо Я, Иегова, Бог ваш, свят» 102 . Однородно с понятиями славы и святости и понятие духовности Божией. Под именем духовности евреи разумели нечто иное, чем мы; они не знали духовности в смысле бесплотности 103 . Духовностью они называли живую силу, жизнь и силу, бодрость, крепость. Поэтому Бог , живый, крепкий, всемогущий, противополагается миру как дух плоти 104 . И в человеке, как и во всем живущем, жизнь зависит от дыхания, от духа, который есть «дух жизни» и который делает «душу живою»; в смерти дух оставляет человека 105 . В человеке различаются дух и душа: душа это то же, что личность, личное сознание, дух это то, что оживляет человеческую душу, как и всякое животное. У человека душа своя, а дух Божий 106 , от Бога: Бог, создавший человека из праха земного, вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою 107 . Дух может быть только от Бога. И не только вообще жизнь, но и всякое напряженное проявление жизни, как-то воодушевление, или вдохновение, бранное, пророческое, производится от Духа Божия 108 . Священный бытописатель изображает Духа Божия носившимся над первобытным хаосом, благоустроившим мир 109 . Псалмопевец воспевает силу Духа Божия в противоположность ничтожному миру: «скрываешь лицо Твое, мятутся; отнимешь от них дух, умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой, созидаются, и Ты обновляешь лицо земли» 110 . Для пророка грядущие времена спасения людей и явления славы Божией представляются временами излияния Духа Божия на всякую плоть 111 . Основным тоном в ветхозаветном представлении о святости, славе и духовности Бога является созерцание Его премирного величия, Его несоизмеримости с мирскою ограниченностью и человеческою немощью.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Жизнь супружеская, семейная есть жизнь пророческая, в отношении к раскрытию воли Божией супругов, друг о друге и – о детях; и жизнь мученическая, в отношении терпения друг друга, «ношения немощей друг друга»... Оттого среди церковного таинства брака поются тропари о пророке Исаии и о святых мучениках, «страдальчествовавших и венчавшихся». От этого и само венчание брачующихся венцами. Это – не «обряд», но символ реальный Церкви, который должен стать реальной действительностью Ее. Благословение Церкви есть закваска, которую Церковь кладет в мир, в человека, в супружество, в пищу, во всякое земное дело верующей души... Церковный брак – жизнь «малой церкви» Твоей – только там совершается в Истине, где супругами, – хотя бы одним, – принята божественная закваска Твоего, Господи, нетленного Брака с Церковью. И причастниками Тела и Крови Твоих бывают не те, которые лишь плотски вкусили Таинство, но которые всем существом своим воистине восприняли божественное семя Жизни. Благословенный брак и всякое истинное единение, на сей земле, тяготеет к своей Тайне: к жизни не по плоти… Ибо понимают верные Богу, что время коротко, «так что имеющие жен должны быть как не имеющие» ( 1Кор.7:29 ), «и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся, ибо проходит образ мира сего». Созерцание девятое «И Дух и Невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит и желающий пусть берет воду жизни даром» ( Откр.22 ). «И Дух и Невеста говорят: прииди»... «И слышавший да скажет: прииди» ( Откр. 22 ). Я слышу, Господи, как сердце мое – и помимо грешной воли моей – взывает и поет к Тебе: «прииди!» Если кто тоже слышит этот тонкий и мирный глас и тоже ждет пришествия Твоего, когда бы ни свершилось оно, ему будут понятны мои слова, и он не осудит меня за их немощь; за то, что в возможной простоте я хочу наметить путь неумопостигаемого познания. Ничтожно слово мое... Твое же глубоко, как вечная жизнь. Соль Слова Твоего – логика будущего. Истинная философия земли, оголенная Словом, убирает камни с пути госпожи своей, – Твоей, Господи, славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице. Вознесение Илия был взят на Небо живым: « вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо »  (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24). Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: « Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его »  (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы. Илиа пророк предивный, зарею ум просветив, весь бысть божествен: и царя нечестива суд неправедный зря негодует, темже и судом Божиим отречение посылает на него: такожде и царицу яко немилостиву, и златолюбиву, суду Божию предаде. Но молитвами, Христе, Твоего пророка Илии спаси всех нас, яко милосерд. Чему научиться нам в житии пророка Илии? Митрополит Иларион (Алфеев) Сегодня Церковь празднует память святого пророка Божия Илии. В Третьей и Четвертой книгах Царств мы читаем о великих делах пророка, о чудесах, которые он совершал перед лицом народа израильского. Читаем о том, как, чтобы доказать бытие истинного Бога, он призывает четыреста пятьдесят пророков Вааловых и приносит жертву Господу, а они приносят жертвы своим богам; и жертву пророка по его молитве попаляет Божественный огонь, жертв же лжепророков огонь не касается. Мы читаем о том, как Илия приходит в дом бедной вдовы и воскрешает ее сына, о том, как пророк бежит от гнева нечестивой царицы Иезавели в пустыню и, не находя в себе более сил на пророческое служение, в отчаянии взывает к Богу: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою». Но Бог утешает его, не только посылая ему воду и хлеб, но и таинственным, необычайным образом являясь ему «в тихом веянии ветра». Ощущая это легкое дуновение, Илия понимает, что Господь явился ему не в грозных явлениях природы – не в буре, не в землетрясении, не в огне, – но именно в легком дуновении ветра духовного. Этим дуновением Духа Святого Бог утешает пророка и дает ему новые силы.

http://pravmir.ru/ilin-den/

И началом милости Он сделал то, что сделал нашу вину известной нам. Ведь человек, созданный для созерцания Творца, но, после отнятия благ, отверженный от внутренних радостей, низвергнувшись в бедствие тления, неся слепоту изгнания, наказания вины своей и нес и не осознавал, так что считал изгнание отечеством и, таким образом, под тяжестью тления радовался, как будто он на спасительной свободе. Но Тот, Кого покинул внутренний человек, восприняв плоть явился во вне как Бог и, когда явился во вне, призвал ко внутреннему изгнанного человека, чтобы теперь он видел свои пороки, чтобы воздыхал о наказании своей слепоты. Поэтому поражение человека явилось тяжелым на весах, так как зло, которое было причинено, стало известно только в присутствии Искупителя. Ведь, не зная света, переносил мрак проклятия с неким удовольствием. Но после того, как он увидел, что он любил, понял, что он болен, и то, что переносил, осознал тяжелым, почувствовал сладость того, что потерял. Итак, святой муж, освобожденный от преград молчания словами беседующего друга, и, изобилием пророческого духа вновь исполнившись, возвещает свое, возвещает человеческого рода голосом: «О, если бы верно взвешены были грехи мои, которыми заслужил гнев, и вместе с ними положили на весы поражение, которое я терплю, оно бы оказалось тяжелее, чем морской песок». Как если бы он открыто говорил: «Зло нашего проклятия кажется легким, потому что еще не взвешено познанное справедливостью Искупителя. Но, если бы Он пришел и взвесил весом своего милосердия беду такового изгнания, и показал, что вследствие изгнания мы приобрели». Ибо, если бы знал то, чего мы лишились, считал бы тяжелым то, что мы претерпеваем. Но хорошо же бедствие нашего изгнания сравнивается с морским песком. И, действительно, как морской песок колеблется извне движением волн, так и согрешающий человек, когда испытывает волнения искушений из себя исходит во вне. Велика тяжесть песка морского, но говорится, что бедствие человека тяжелее морского песка, так как явно, что наказание является тяжким, и только через Милосердного Судью вина облегчается.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

И придя и увидев, что невесту собираются привести к Нему нагую 3 и непристойную, Он покрыл ее ризой чистой, светлость и славу которой ни слово, ни ум представить не смогут. Как же мне сказать? Самим Собой, как ризой, Он нас покрыл: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал 3:27). Сию ризу увидев свыше пророческими очами, Давид воскликнул в таковых словах: Стала царица одесную Тебя (Пс 44:10). Нищая и презренная разом сделалась царицей и стала близ Царя. И, как жениха и невесту в священной почивальне, пророк представляет Церковь и Христа: В ризу златотканную облаченная, преукрашенная (Пс 44:10) 4 . Вот и о ризе он сказал тебе. Затем, дабы услышав о золоте, тебе не впасть в чувственные представления, [про­рок] возводит твою мысль и обращает тебя к созерцанию умных вещей, прибавляя: Вся слава дщери Царя внутри (Пс 44:14). Ты желаешь увидеть также ее сандалии? Не из чувственной материи сотканы они и не из обычной кожи сшиты, но из благовестия и мира: ибо, говорит [Апостол], обуйте ноги ваши в готовность благовествовать мир (см. Еф 6:15). Ты хочешь также, чтобы я показал тебе сам вид невесты, сияющий как молния, исполненный невыразимой красоты, при великом множестве ангелов и архангелов вокруг? Однако прежде возьмем еще раз за руку невестоводца Павла, и он сможет сквозь это множество [небесных сил] привести нас к ней. Итак, что он говорит? Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова (Еф 5:25–26). Ты увидел ее тело чистым и светлым? Ты увидел ее прекрасной, сияющей ярче солнечных лучей? Затем он прибавляет: дабы она была свята и непорочна, не имеющая пятна или порока, или чего-либо подобного (см. Еф 5:27). Ты увидел сам цвет молодости, саму вершину юности? Ты желаешь узнать также имя ее? Зовется она верной и святой. Павел, — говорит, — < … > Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе (Еф 1:1). 3. Но, услышав именование невесты, я вспомнил о старом долге: ведь я обещал рассказать вам, отчего мы называемся верными 5 .

http://pravmir.ru/iz-oglasitelnyih-besed...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010