(7) Смятошася языцы, уклонишася царствия: даде глас Свой Вышний, подвижеся земля . Представь город, против которого злоумышляют ополчившиеся на него враги и между тем осаждают его многие народы и цари, скиптроносцы каждого из сих народов; потом представь военачальника, непобедимого по силе, который внезапно является на помощь городу, прекращает осаду, рассеивает сборище народов, обращает в бегство царей и производит сие единственно тем, что взывает к ним с силою, поражает сердца их крепостью голоса. Посему какое, вероятно, произойдет смятение гонимых народов и предавшихся бегству царей, какой смешанный крик и непрекращающийся шум будет слышаться во время их беспорядочного бегства! Все места наполняются бегущими от страха, отчего в городах и селах, где являются беглецы, начинается волнение. Пророк показывает, что такая же помощь подана граду Божию Спасителем, когда говорит: Смятошася языцы, уклонишася царствия: даде глас Свой Вышний, подвижеся земля . (8) Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль . Пророк видел воплотившегося Бога, видел родившегося от Святыя Девы Еммануила, еже есть сказаемо: с нами Бог (Мф. 1, 23), и потому пророчески взывает: Господь сил с нами , показывая, что это Тот, Который являлся святым Пророкам и патриархам. Заступник наш, говорит, не иной Бог, отличный от Того, о Котором предали Пророки, но Бог Иаковль , сказавший служителю Своему в откровении: Аз есмь… Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль (Исх. 3, 6). (9) Приидите и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли: (10) отъемля брани до конец земли . Тех, которые далеки от слова истины, слово призывает приблизиться чрез познание, говоря: приидите и видите . Ибо как для телесных очей дальние расстояния делают неясным представление видимых предметов, а приближение смотрящих доставляет ясное познание видимого, так и при умственных созерцаниях не приблизившийся к Богу и не сделавшийся Ему присным посредством дел не может видеть дел Божиих чистыми очами ума. Посему сперва приидите , приблизьтесь, потом видите дела Божия , которые чудны и дивны и которыми, изумив народы, прежде враждебные и мятежные, привел их в тишину. Приидите чада, послушайте Мене (Пс. 33, 12); также: приидите вси труждающиися и обремененнии (ср.: Мф. 11, 28). Это голос Отца, с распростертыми объятиями призывающего к Себе дотоле упорствовавших. Посему кто внял призыванию, приблизился к Повелевающему, тот узрит все Умиротворившего крестом, аще земная, аще ли небесная .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1426...

27) Великий Моисей, после того уже, как поставил скинию свою вне стана, — т. е. после того, как сердце свое и ум твердо установил вне всего видимаго, — начинает поклоняться Богу; и после того, как вступил во мрак, т. е. в безвидное и безвещное место ведения, там пребывает, священнейшия совершая таинства (или посвящается на то) (Исх. 33, 7; 20, 21) 84]. 28) Во Святом Писании различать можно плот и дух, как бы оно было некииж духовным человеком. И кто сказал бы, что буква Писания есть плоть, а смысл его — дух или душа, тот не погрешил бы против истины. Явно же, что тот премудр, кто оставя плоть, как тленное нечто, весь прилепляется к духу, как нетленному 91]. 29) Исполняющий закон жизнию и поведением воздерживается от одних дел страстных, принося Богу в жертву действо безсловесных страстей. И этого для него достаточно ко спасению по духовному детству его 94]. 30) Пестунствуемый пророческим словом к отвержению дил страстных, прилагает и отложение сочувствия им и сосложения с ними, составляющихся в душе, чтобы, показывая себя воздерживающимся от греха худшею частию т, е. плотию, частию лучшею, т. е. душею, не быть скрытно грешащим с неудержимостию 95]. 31) Евангельскую искренно восприявший жизнь и начало и конец греха отсекает в себе, и всякую совершает добродетель и делом и умом, принося Богу жертву хвалы и исповедания, как избавленный от действеннаго нападения страстей, и свободный от мысленной с ними брани, и одно имеющий ненасытное услаждение, питающее душу надеждою будущих благ 96]. 32) Чувство, или ощущение впечатлений чувственных, сопровождает деятельного, — трудящагося над совершением добродетелей; а нечувствие, или неколебание чувственными впечатлениями присуще  созерцательному, ум свой сосредоточивающему в Боге, отторгая его от плоти и мира, Тот, подвизаясь разделить душу от естественных уз сочувствия плоти, деятельным на добром пути трудом, часто чувствует себя утомленным и благонастроение свое ослабевающим; а этот, исторгнув занозы сего сочувствия упражнением и пребыванием в созерцании, ничем уже совершенно не может быть пленяем и удерживаем, сделавшись чистым от того, чем обыкновенно уязвляли и удерживали его желавшие овладеть им 99].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Вопрошание воли Божией обозначается ( Суд. 1:1; 20:18, 23, 27 . ср. 18:19) теми же словами, как и в Пятикнижии, когда идет речь о вопрошании Бога первосвященником (ср. Ч. 27:21), и чуждо другим книгам. Некоторые выражения, употреблявшиеся в позднейшую эпоху еврейского языка, совершено чужды книге Судей, напр. Iehova Cebaoth, часто встречающееся в книгах Царств ( 1Цар. 1:3,11; 4:4; 15:2; 17:45 ; 2Цар. 5:10; 6:2, 18; 7:7, 26 ; 3Цар. 18:15; 19:10, 14 ; 4Цар. 33:14 ) совсем не встречается в книге Судей, а также и в Пятикнижии и кн. И. Навина. Но в некоторых местах книги Судей есть выражение позднейшего происхождения ( Суд. 2:6–23 ср. 4Цар. 17:7–23 ), что совершенно понятно при неодинаковом происхождении различных частей книги. 41 Мнение о позднем происхождении книги во время плена или около него Ew., Gesch. d. V I. I 202. Bertheau, Das Buch d. R. und. Ruth, 237) основывается главным образом на некоторых оборотах этой книги, в которых видят халдеизмы, каковы: суф. 2 л. ед. ж. р. в. (3:3–4) оконч. 2 л аор. 2. (2:8, 21; 3:4, 18), окончание ж. р. на вм. (1:20) Но эти-то формы и говорят прежде всего о древнейшем происхождении книги, так как она принадлежат к древнейшему периоду еврейского языка (Хвольсон, Покоющ. б. евр. алф. 197 и сл. и Olshausen’a, Lehrbuch d. hebr Sprache, p. 183. 42 Эвальд (Gesch d. V. I. В. 1) к памятникам из эпохи судей относит Бт. 49 гл, благоговение Иакова, но достаточных оснований для этого не представляет. Положение колен еврейских во время судей было иное, нежели каких оно изображается в пророческом созерцании Иакова. 43 Действительно, в литературе еврейской есть много подложных сочинений, но они появились уже в позднейший период еврейской литературы и написаны евреями эллинистами, которые, может быть, заимствовали такой образ составления книг от греков. 44 Существует в Библии и у древних историков также и другие названия ее, которые мы в данном случае оставляем без внимания. 47 Φιλισταιοι 70 αλλοφυλο: (Бт. 10:14), страна которых называлась или ( Исх. 15:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Его явление в нашей плоти есть центральное событие и высший смысл всего мироздания. Он не отверг прообразов Ветхого Завета, но оправдал их, раскрыв в них Божественный план. Всему, что было в Законе Моисеевом и в огненных пророческих словах, Он сообщил новые измерения: универсальные, вечные. Ветхий Завет, заключенный с «избранным народом», был светом предрассветным, самое солнце еще не показалось. Новый же Завет есть солнце в зените, совершенное Откровение об образе Божественного Бытия, отразившееся на судьбах всего мира и каждого из нас. Новая эра в истории человечества: все приняло иной характер, иной восход. Великим воистину было данное Моисею откровение Бога. Он познал, он ощутил всем существом, что видимый и невидимые нами миры, все космическое бытие, как и мы сами, все и всё получили начало свое от Него. Он духом предвидел, что через него излитое на Израильский народ благоволение должно быть сообщено всему человечеству, которое в избытке радости придет поклониться «Богу Израиля». Он ясно узрел, что безначальный Абсолют не есть некое отвлеченное всеединство, безличное или сверхличное, ни детерминированный космический процесс, а Бог живой, ипостасный. Но не во всей полноте воспринял он его откровение: «Вошел Моисей во мрак, идеже Бог» (Исх.20:21). Возможны целые ряды различных толкований этих слов. Несомненно, ударение поставлено на непознаваемости Бога, но в каком смысле, в каком отношении, сие осталось тайной Моисея. Предстояла ли его уму непознаваемость предвечного Само-Бытия в Его Сущности, или он недоумевал, как возможно для открывшейся ему Персоны вечное метафизическое одиночество? Если Он один, то что составляет содержание жизни Его? Если Он погружен в Само-созерцание, то как может Он сообщать человеку познание о Себе, и возможно ли вообще для людей со-пребывание с Ним? Вот Он, сей Бог, согласился вести народ Израиля, но куда и зачем в конечном смысле? Непостижимыми остались для Моисея пути промысла Его. Неприкосновенен «ЯХВЕ» в Сущности Своей, неизглаголан Он в образе Бытия Своего. Символична кончина Моисея: дошел до границ Обетованной Земли и там, на этом пределе, скончался, смотря с высоты неведомой нам горы на страну, где встретит Израиль свои новые судьбы. Дальше повел избранный для великой исторической роли народ некто Иисус, имя которого предвозвещало пришествие истинного Иисуса – Спасителя мира, имеющего ввести нас в Обетованное Царство (ср. Втор.34:4, 9).

http://predanie.ru/book/220925-az-esm/

Однако наш философ, решив, что мы именуем созерцание исключительно лишь видением, но никак не «сверхразумным разумением», взъярился против самого слова «видение»; и, ярясь нимало не похвальной яростью, уязвленный нашими сочинениями, он весьма много согрешил против пророческой благодати. Вкратце уличив его в трех–четырех его ошибках, оставим без внимания остальные. Усердствуя в доказательстве того, что видение намного хуже разумения, он говорит, что «все явленное пророкам суть созерцания, слабейшие разумений, ибо воображательные, описательные и сообразные чувственным представлениям». Но никто из хотя бы немного сведущих в их писаниях не усомнится, что большую часть своих видений большинство из них созерцало в исступлении. Так что же, они видели Бога в состоянии помрачающего исступления? Да кто скажет такое, сам не находясь в дурном исступлении? И что значит, когда Сам Бог говорит Моисею, что Он явился ему «явно, а не в гаданиях» (Чис. 12, 8)? Неужели и тогда Бог ввел его в дурное исступление? И что это было, когда целых сорок дней (Исх. 24, 18), исступив из себя и причастившись во мраке безвидной жизни, он видел и слышал Бога? Неужели в дурном исступлении? Поистине, пишущий подобное сам как нельзя дальше исступил из истины. 59. Философ, однако, грешит тут вдвойне, ибо опять лжесвидетельствует против великого Дионисия, якобы так же мыслящего и назвавшего все созерцания пророков низшими разумения; он ссылается на его слова, что «Бог получает Свои имена от неких божественных воображений, по разным причинам и с разной силой осиявающих тайновидцев и пророков»  . Но ведь Дионисий ясно и здесь говорит: «по разным причинам и с разной силой»; равно как и Господь говорит, что одному Он явился во сне, другому наяву и все же гадательно, Моисею же «видом, а не в гаданиях» (Чис. 12, 8). Как же тогда все пророки видели якобы лишь воображательной силой души? Кроме того божественное воображение весьма отлично от нашего человеческого воображения: первым запечатлено главенствующее и поистине бестелесное в нас, наше же человеческое воображение возникает в телесной части души; там напечатленное остается в главной и высшей части разумной души, у нас же — чуть ли не в низшей области душевных сил; и оно запечатляется тут движениями чувств, там же, если хочешь узнать, чем напечатляется главенствующее в душе пророков, услышь Василия Великого: пророки, говорит он, созерцали благодаря тому, что «главенствующее в них напечатлялось Духом»  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

488 КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ. Завершение национальной теократии развитием трех властей: первосвященской, царской и пророческой — и переход к вселенской теократии. I. Национальная теократия основана на свободном договоре народа с Богом и имеет ближайшею целью обеспечение народного существования, а высшая окончательная цель этого союза есть полнота богочеловеческой жизни. Как некогда единоличный Израиль — Иаков, после откровения Божия в видении, не ограничился свидетельством своей веры, но заключил с Богом условие для обеспечения своей жизни 100 , так точно и Израиль собирательный — народ сынов Израилевых — после чудесных явлений и действий Божиих в Египте и в пустыне не останавливается на созерцании Божества, но заключает с Ягвэ договор, в котором обещает ему верность и послушание, а от Него принимает обещание сохранить, возрастить и возвеличить национальное существование Израиля. Израиль прежде всего хочет жить, и религия имеет для него значение не как созерцание Божества, а как условие действительной жизни. Не напрасно св. Писание, рассказавши, как старшины Израильские восходили с Моисеем и Аароном на гору и созерцали там шву Божию, — прибавляет: «И после того, как они видели Бога, ели и пили они» (Исх. XXIV, 11). Эта поспешность есть и пить после созерцания Божества харак- ____________________ 100 См. выше, во второй книге. 489 теризует еврейский материализм, но именно тот религиозный материализм, о котором мы говорили в предыдущей книге; — ибо обыкновенный материалист ест и пьет, не дожидаясь божественных видений. — Если Израиль, в силу своего чувственного характера, никогда не забывает о материальной жизни, то, с другой стороны, в силу своей религиозности, он обусловливает эту жизнь законом Божиим, а в силу развитой в нем самостоятельности человеческого духа самый этот закон получает форму свободного договора между народом и Богом. Кроме прежнего предварительного завета с праотцами, кроме фактического союза, заключенного при самом исходе из Египта, народ Израильский три раза при различных обстоятельствах вступает в формальный и торжественный договор (берит) с Ягвэ.

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

Например: « посылаше заутра» (ορφρω) « пророк» (ср.: Иер. 25, 4). И « заутра» (πρωι) « услыши глас мой;» и « заутра» (πρωι) « предстану Ти, и узриши мя» (ср.: Пс. 5, 4). И « от нощи утренюет» (ορφριζει) « дух мой к Тебе, Боже» (ср.: Ис. 26, 9). И « Боже, Боже мой, к Тебе» (ορφριζω) « утренюю» (Пс. 62, 2). И « воутрия» (εις τας πρωιας) « избивах вся грешныя земли» (ср.: Пс. 100, 8). И « вечер водворится плач, и заутра» (εις το πρωι) « радость» (Пс. 29, 6). Итак, почему сообразно прочим благодеяниям Божиим, явленным людям, Пророки посылаются «заутра»? Потому что всякое слово, исходящее от Бога, достигает к нам, способным слышать волю Божию, касаясь не тех, которые еще в детском неразумии, но тех, которые имеют уже естественные понятия к различению добра и зла. О них–то говорит пророческое слово, что, как скоро они приникнут и как бы возведут душевные взоры из прежнего неведения в разумение и сердечными очами приимут некоторый свет, тотчас спадает в них Божие слово, определяющее, что должно делать и что досточестно. Тот же смысл имеет и место в псалме: « Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти» (Пс. 5, 4). Пока вокруг души нашей ночь и не восходило солнце, невозможно нам быть услышанным от Бога. Но когда душа, очистившись от незнания Бога, вознесет молитвы, став в светлости разумного и духовного дня, тогда имеет она Бога, слышащего глас ее. Потому Пророк и говорит: « заутра предстану Ти, и узриши мя». Ибо если хочешь востать Богу, то не воставай ни на какое худое дело, но исполни заповеданное Моисею: « Ты же стань в этом месте передо Мною» (ср.: Исх. 33, 21), стань твердо, непоколебимо, неподвижно, востань к Нему верой, чтобы соделаться достойным видеть зрелища истины. « Востану Ти», — говорит Пророк, — « и узриши мя». Пока человек рассматривает красоту, обнаруживающуюся в вещах видимых, называется он естествоиспытателем или естествословом. А когда, простершись далее сего, востанет Самому Богу, зная уже, в какой мере все крайне прекрасно, и от красоты, во всем этом видимой, востекши к истинно прекрасному и достолюбезному, что обыкновенно бывает видимо только душам чистым, тогда, проникнув в нечто высшее естествословия, и иными называемое превышеестественным (μεταφυσυκα), может он сделаться тайнозрителем (εποπτικος). Посему говорит: Когда «востану Ти» и приближусь умом к созерцанию Тебя, тогда, чрез озарение ведения, восприиму тайнозрительную деятельность. С сим согласно сказанное: « Небеса поведают славу Божию» (Пс. 18, 2), не потому что они издают ощутительный для нашего слуха голос, но потому что упражнявшийся в законах миростроения и познавший устройство всего небесного из сего, так как бы оно издавало глас, изучает величие славы Сотворшего. К сему возбуждает нас и Пророк, говоря: « Воззрите на высоту очима вашима и видите, кто показа» (слав.: сотвори) « сия вся?» (Ис. 40, 26), ибо возвышенно умствовать — значит взирать вверх и чрез видимое возводиться к мысли о Сотворшем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Взгляд пророка проникает, следовательно, глубже и дальше горизонта непосредственно грядущих веков. Но обе эти стороны в самом изложении пророчества Аввакума всё-таки не отделимы друг от друга совсем: в созерцаниях пророка последователю предлежат для изучения их элементы, имеющие отношение к более близким, более непосредственно следующим историческим событиям, а вместе с ними и те, которые принадлежат отдалённому будущему. Те и другие соединены в одном и том же тексте, и задача экзегета, если он хочет оставаться на реальной почве текста Писания, – определить прежде всего прямой, конкретный смысл, истолковать текст в его непосредственной данности. Могущественное явление Господа проявилось особенно торжественным образом в обстоятельствах Синайского за­конодательства. «Бог от Фемана грядет и Святый от горы Фаран (села). Покрыло (Piel) небеса величие Его и Его слава ( от ) наполнила землю. – Бог силь­ный, – имя, употребляющееся часто в поэтическом языке вместо . Корень его – возводят к первоначаль­ному корню заключающему понятие «силы, могущества», откуда прямо происходит существительное – Бог , как истинный, абсолютный Носитель силы и всемогущества. Слово употребляется древними священными авторами в поэтическом пророческом языке ( Пс. 17:32: 138:19 ; Ис. 14:8 ). Параллельно стоить . Слово выражает главным образом идею трансцендентности Божества, отде­лённости Его от всего худого и нечистого ( Исх. 29:21 ; Лев. 6:11; 10:3; 7:20, 13 ; Втор. 22:9 ; 1Цар. 2:2 ; Ис. 1:4 , Иов 6:10 ; Ос. 12:1 ). – – imperf. может быть переведено: «придёт» пли «при­ходит, грядёт»; пророк говорит здесь о прошедшем событии, но imperf. придаёт рассказу классическую живость. – не означает здесь, как во многих местах, – юг ( Иов 9:9 ; Ис. 43:6 ; Зах. 9:14 и т. д.). Акила и Симмах читают также Θαιμν и только Феодотион π νοτου (Vulg. ab austro). Но LXX в разных редакциях читают по раз­ному: – Θεμν... Φαν, AQ; тоже вместе с αταου δεως, слова, которых нет в подлинник и которые произошли, вероятно, путём буквального перевода на греческий язык слова , которое потом уже внесено в текст.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

27. Великий Моисей, после того уже, как поставил скинию свою вне стана, – т.е. после того, как сердце свое и ум твердо установил вне всего видимого, – начинает поклоняться Богу; и после того, как вступил во мрак, т.е. в безвидное и безвещное место ведения, там пребывает, священнейшие совершая таинства (или посвящается на то) ( Исх. 33, 7; 20, 21 ). 28. Во Святом Писании различать можно плоть и дух, как бы оно было неким духовным человеком. И кто сказал бы, что буква Писания есть плоть, а смысл его – дух или душа, тот не погрешил бы против истины. Явно же, что тот премудр, кто оставив плоть, как тленное нечто, весь прилепляется к духу, как нетленному. 29. Исполняющий закон жизнью и поведением воздерживается от одних дел страстных, принося Богу в жертву действо бессловесных страстей. И этого для него достаточно ко спасению по духовному детству его. 30. Пестунствуемый пророческим словом к отвержению дел страстных, прилагает и отложение сочувствия им и сосложения с ними, составляющихся в душе, чтобы, показывая себя воздерживающимся от греха худшей частью т.е. плотью, частью лучшей, т.е. душой, не быть скрытно грешащим с неудержимостью. 31. Евангельскую искренно восприявший жизнь и начало и конец греха отсекает в себе, и всякую совершает добродетель и делом и умом, принося Богу жертву хвалы и исповедания, как избавленный от действенного нападения страстей, и свободный от мысленной с ними брани, и одно имеющий ненасытное услаждение, питающее душу надеждою будущих благ. 32. Чувство, или ощущение впечатлений чувственных, сопровождает «деятельного» , – трудящегося над совершением добродетелей; а нечувствие, или неколебание чувственными впечатлениями присуще «созерцательному» , ум свой сосредоточивающему в Боге, отторгая его от плоти и мipa, Тот, подвизаясь разделить душу от естественных уз сочувствия плоти, «деятельным» на добром пути трудом, часто чувствует себя утомленным и благонастроение свое ослабевающим; а этот, исторгнув занозы сего сочувствия упражнением и пребыванием в созерцании, ничем уже совершенно не может быть пленяем и удерживаем, сделавшись чистым от того, чем обыкновенно уязвляли и удерживали его желавшие овладеть им.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

   1) Пророк изумляется дерзости и неразумию властей и народов, восстающих на Бога и Христа Его — Мессию (стихи 1—3); 2) предсказывает их посрамление и гнев на них Божий (стихи 4—6). И как в первой части сначала указал неистовство врагов Божиих, потом привел, примерно, их слова: так и здесь сначала указывает посмеятельное и гневное на них воззрение Отца Небесного (стихи 4—5), а потом, примерно, вводит и речь Его (стих 6); 3) слова Отца перенимает Сын, Мессия (стихи 7—9); 4) наконец, Пророк, или устами его Дух Божий, дает спасительное наставление властям земным (стихи 10—12).    Псалом пророческий о Мессии. Из него в Деяниях (Деян. 13:33) приводятся слова: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя; и другие (Деян. 4:25).    Стих 1. Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?    Вскую? Вопрос не то значит, чтоб Псаломник, как незнающий, хотел только выведать от врагов Божиих причину или предлог к противлению, но что он крайне изумляется и негодует на них, оплакивает развращение сих людей и осуждает крайнее их неразумие. Но тут же предуказывает, что их буйство беспричинно и бесплодно-бессильно. Он как бы спрашивает: к чему эти сходбища? Эти совещания? Эти замыслы? Духом Божиим движимый Пророк долго углублялся размышлением своим в имеющее прийти Царство Мессии и в то, какие блага в нем дарует Бог роду человеческому. К этому утешительному созерцанию присоединилось предзрение враждебности к Нему иудеев и язычников. Предзрев все языки враждебно восставшими на Христа Господа (обозрение всех гонений здесь такое именно может оставить впечатление), святой Давид пришел в изумление и воззвал: вскую шаташася... К чему? — укорное (Быт. 3, 13, 4:6; Исх. 1:18, 5и другое).    Шаташася. С Еврейского: пришли в смятение, мятутся — глаголы прошедшие, по обычаю Пророков, вместо настоящего — в знак удостоверительности несомненной. Может быть, и потому так делали Пророки, что говорили по случаю видений своих, уже кончившихся или прошедших, хотя они относились к вещам, имеющим быть впоследствии. Впечатления от сих видений так были сильны, что Пророки смотрели на события, ими указываемые, как уже на сбывшиеся. Еврейское слово: рагаш, мястись в гневе, возмущаться гневом,— употреблено только здесь. Производные от него слова в Пс. 54:15; 63, 3. Означается смятение, когда толпами, с шумом, отовсюду стекаются люди беспокойные, буйные, ослепленные своею страстию и никому не внимающие, по влечению же страсти готовые на все, кто бы ни взялся распоряжаться ими. LXX перевели εφρυαξαν от φρυαττω — биться, метаться, ржать по подобию рьяной лошади, когда она не слушает седока. Аквила: εθορυβηθησαν. Симмах: κυκα — смешивать, сбивать, например, разные жидкости...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010