К пятидесятому дню после исхода из Египта еврейский народ подошел к подножью Синайской горы и расположился здесь станом. (Синай и Хорив — две вершины той же горы). Здесь пророк Моисей взошел на гору, и Господь объявил ему: «Скажи... сынам израилевым: ...если будете слушаться голоса Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим народом» (Исх.19:3, 5). Когда Моисей, передал волю Божию евреям, они ответили: «Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны» (Исх.19:8). Тогда Господь повелел Моисею к третьему дню приготовить народ для принятия Закона, и евреи постом и молитвой стали готовиться к нему. На третий день густое облако покрыло вершину горы Синай. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался громкий звук трубы. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. Народ стоял вдалеке и с трепетом наблюдал происходящее. На горе Господь сказал Моисею Свой закон в виде Десяти Заповедей, которые пророк потом пересказал народу.    Приняв заповеди, еврейский народ обещал их соблюдать, и тогда был заключен Завет (союз) между Богом и евреями, состоящий в том, что Господь обещал еврейскому народу Свои милости и покровительство, а евреи обещали праведно жить. После этого Моисей снова взошел на гору и пробыл там в посте и молитве в течение сорока дней. Здесь Господь дал Моисею и другие законы церковные и гражданские, повелел соорудить Скинию (переносной храм-палатку) и дал правила относительно служения священников и совершения жертвоприношений. К концу сорока дней Бог написал Свои Десять Заповедей, данные раньше устно, на двух каменных плитах (скрижалях) и повелел хранить их в “Ковчеге завета” (позолоченном ящике с изображениями херувимов наверху крышки) для вечного напоминания о Завете, заключенном между Им и израильским народом. (Местонахождение каменных скрижалей с Десятью Заповедями — неизвестно. Во 2-й главе Вторая книга Маккавеев повествует, что при разрушении Иерусалима Навуходоносором в 6-м столетии до Р.Х. пророк Иеремия спрятал каменные скрижали и некоторые другие принадлежности храма в пещере на горе Нев " о. Гора эта находится в двадцати километрах на восток от места впадения реки Иордан в Мертвое море. Перед самым вступлением израильтян в Обетованную землю (1400 лет до Р.Х). на этой же горе был похоронен пророк Моисей. Неоднократные попытки найти скрижали с Десятью Заповедями не увенчались успехом). Эти заповеди мы здесь приводим:         1. Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.         2. Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.         3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.         4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой — день покоя — да будет посвящен Господу Богу твоему.         5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1, 21). Пророчество Малахии можно относить к тому великому и страшному дню Господню, который мы называем Страшным Судом или Вторым Пришествием Христа; во всяком случае, нельзя понимать его буквально, нельзя считать, что должен был прийти непременно сам ветхозаветный пророк Илия, а не другой, подобный Илии; в этом нас убеждают и слова ангела, предсказавшего Захарии, что сын его, Иоанн, предыдет пред Господом в духе и силе Илии (Лк. 1, 17). Но посланные синедриона понимали пророчество Малахии буквально и были уверены, что сам пророк Илия должен явиться перед пришествием Мессии; потому-то они и допрашивали Иоанна: не Илия ли он? Иоанн отвечая: «Нет». — «Так не Пророк ли ты? Не тот ли ты Пророк, о Котором сказал Моисей: Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте (Втор. 18, 15)?» Под Пророком, о котором говорил Моисей, всегда подразумевали Мессию, Избавителя, Христа. Поэтому на вопрос — не Пророк ли ты? — Иоанн ответил: нет. Этим ответом, по мнению Златоуста, Иоанн отрекся не от того, что он пророк, а от того, что он именно тот, предвозвещенный Моисеем, Пророк. «Так кто же ты? Скажи! Ведь нас послали узнать — кто ты? И мы должны дать ответ пославшим нас; и по какому праву ты крестишь, если ты не Христос, не Илия и не Пророк?» Отвечая на эти вопросы, Иоанн повторил свой ответ, данный приходившим к нему фарисеям и саддукеям, но добавил: «Идущий за мною стоит среди вас». Он говорил прежде, что приблизилось Царство Небесное, что Христос идет, что пришествие Его близко, что лопата Его уже в руке Его и что секира у корня дерев лежит; теперь же, после Крещения Иисуса, сошествия на Него Святого Духа и слышанного им голоса с неба, он прямо возвещает, что Христос уже пришел, стоит среди вас... Я недостоин развязать ремень у обуви Его (Ин. 1, 26—27). Обувь бедных людей того времени состояла из двух дощечек, или пластинок коры, или кожи, которые ремнями привязывались к подошвам; при входе в дом рабы или слуги снимали эту обувь с пришедших и омывали им запыленные от ходьбы ноги.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

18:15 ). Это предсмертное завещание пророка Моисея своему народу. А завершается книга словами о том, что другого такого пророка, как Моисей, Израиль уже не увидит никогда ( Втор. 34:10 ). С внешней стороны как бы противоречие. С одной стороны, воздвигает некоего пророка, с другой стороны, пророка, как Моисей, Израиль уже больше не увидит. В этой антиномии уже заложен ответ на противоречие. Это особенный пророк – с одной стороны, он напоминает Моисея, потому что он будет таким же вождем, а с другой стороны, нет сравнения Ему с Моисеем. Вот как читается это место из Второзакония: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля» ( Втор. 34:10-12 ). Стих ( Втор. 18:15 ) считается мессианским о некоем Пророке, его вспоминает апостол Петр в своей знаменитой, так называемой второй проповеди в Иерусалиме после Пятидесятницы. Он цитирует: «Моисей сказал отцам: Господь Бог вам воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайте Его во всем, что Он ни будет говорить вам» ( Деян. 3:22 ). Далее будем много говорить о словах пророка Исаии. Исаию именуют ветхозаветным евангелистом, особенно это относится к заключительной части его большой книги, которая является обращением для утешения. Это большое, огромное заключение, которое содержит удивительные утешения своему народу. Некоторые главы, в частности, 52я и 53я, называют как бы написанными у Креста Господня по исключительной яркости образа страданий Отрока Господня, которые претерпевал потом Господь Иисус Христос, наш Спаситель на Голгофе. Процитируем слова, которыми начал Господь Свою проповедь в Назаретской синагоге у Себя на родине. Он разогнул книгу и прочел вот такие слова: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное…» ( Ис.

http://azbyka.ru/novyj-zavet-vvodnaya-ch...

4:14). « Всяким ветром учения »: это «всяким ветром» сказано вместо слов: «всяким учением». Кто себя предает последнему, тот обуревается волнами, подвергается действию бурь, претерпевает кораблекрушение. Одно плавание, один путь, одна гавань: вера. Она путеводит, она замыкает, она доставляет убежище. Кто отпал от веры, тот претерпевает кораблекрушение, как об этом говорит Тимофею Павел, который пишет: « Преподаю тебе, сын мой Тимофей… такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере » (1 Тим. 1:18, 19). Следовательно, тот, кто отступает от веры, претерпевает кораблекрушение. Следующий же вере вводит свой корабль в спокойную гавань. Поэтому не станем увлекаться « всяким ветром ». После Господа нет места другому учению. После Моисея ожидался Христос; а после Христа не ожидается никто другой. Поэтому Моисей, желая научить народ тому, что не следует удовольствоваться одними своими только законами, но надлежит ожидать некоторого в данном случае совершенства, говорил: «Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш, — Его слушайте» (Второз. 18:15). Если бы Моисей сознавал совершенство своего учения, то он не отсылал бы к другому учителю, говоря: «пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш от братии вашей, как меня». Потому пророка, что он из вашей среды. Бог — не из вашей среды, а пророк — из вашей. Бог — от Бога; а пророк, по своей плоти, из вашей среды. Поэтому и говорит Моисей: «как меня, законодателя». Так как один древний законодатель — Моисей, а второй законодатель — Спаситель, не одного народа, но вселенной, то и сказал Моисей: «как меня», соответственно характерным чертам обоих и их законодательству. Кто засвидетельствует это слово? Давид, который жил, спустя немного поколений после Моисея, восклицал: « Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицем Твоим. Наведи, Господи, страх на них » ( воскресни, Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред Тобою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

5:32). Для того и пришел Единородный Сын Божий, для того принял зрак раба, для того пролил драгоценную кровь Свою, разрушил смерть, попрал грех, даровал обильнейшую благодать Духа, чтобы возвести тебя к высшему любомудрию. Впрочем, и Моисей постановил такой закон не без причины, но, будучи вынужден снизойти к немощи тех, которым он давал закон. Они были скоры на убийство, родственной кровью наполняли дома и не щадили ни своих, ни чужих; поэтому, чтобы они в домах не убивали жен, которые сделались им неприятными, он заповедал разводиться, предупреждая большее зло — удобство к убийствам. А что они были склонны к убийству, послушай самих пророков, которые говорят: « созидающие Сион кровью и Иерусалим — неправдою » (Мих. 3:10); еще: « кровопролитие следует за кровопролитием » (Ос. 4:2); и еще: « ваши руки полны крови » (Ис. 1:15). А что они неистовствовали не только против чужих, но и против своих, и на это указывает пророк, когда говорит: « и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам » (Пс. 105:37). А не щадившие детей своих не стали бы щадить жен. Чтобы этого не было, Моисей и дал такое дозволение. Поэтому и иудеям, которые спрашивали и говорили: как « как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? », Христос, желая показать, что Моисей не в противоречие Ему написал этот закон, говорит так: « Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так », но « Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? » (Мф. 19:4–19). Если бы это было хорошо, говорит, то Бог не сотворил бы одного мужа и одну жену, но, сотворив одного Адама, сотворил бы двух жен, если бы хотел, чтобы можно было одну отвергнуть, а другую принять; а здесь самым способом сотворения Он постановил закон, который теперь Я предписываю. Какой же именно? Тот, чтобы ту жену, которая сначала досталась, иметь при себе постоянно; этот закон древнее того, и настолько, насколько Адам древнее Моисея. Таким образом, Я теперь не ввожу нового закона, и не предлагаю странного учения, но такое, которое старее и древнее Моисея.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

6. Петра, гора Аарона Священная история: По местной легенде, источник в долине Вади-Муса (Моисеева долина) близ Петры образовался во время Исхода, когда Моисей ударил жезлом в скалу, и из нее потекла вода (ср.: Чис. 20, 10. 11). Здесь же на соседней горе Ор скончался Аарон: «И снял Моисей с Аарона одежды его, и облек в них Елеазара, сына его; и умер там Аарон на вершине горы. А Моисей и Елеазар сошли с горы» (Чис. 20, 28). Сегодня: На вершине горы Ор, ныне по-арабски именуемой Джебель-Харун (гора Аарона), — византийский храм и мусульманский мавзолей с гробницей Аарона. В Петре — высеченный в скале древний монастырь и обнаруженные в результате раскопок несколько византийских церквей раннехристианского периода, одна из них — с редким мозаичным полом. 7. Мадаба, гора Нево Священная история: Мадаба с окрестностями неоднократно упоминается в Ветхом Завете как Медева — в повествованиях о Моисее и Исходе, войне Давида против моавитян, пророчестве Исайи о Моаве и восстании моавитского царя Меши против Израиля. Гора Нево в десяти минутах езды от Мадабы — места последней остановки во время Исхода из Египта. Именно здесь скончался Моисей: «И взошел Моисей с равнин на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю [землю] Неффалимову, и всю [землю] Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь (Втор. 34, 1–4). По преданию, именно на горе Нево пророк Иеремия скрыл Ковчег Завета, Скинию и жертвенник. Сегодня: Мадабу называют городом мозаик. Они дошли до нас с ранневизантийских времен. Некоторые образцы можно увидеть в первоначальных местах расположения — в церквах, другие — для лучшей сохранности перенесены в Мадабский археологический парк. Два шедевра мозаичного искусства — карта Иерусалима и Святой земли VI века на полу Георгиевского православного храма и самая древняя иорданская мозаика, снятая с пола дворца-крепости Ирода Антипы в Махерусе. Под мозаичным полом византийского храма Пророка Моисея (V–VI века) на горе Нево найдены шесть выдолбленных в скале гробниц разных эпох.

http://e-vestnik.ru/interviews/iordanski...

   Святой пророк Моисей, получив отрицательный опыт в проявлении гнева, ни о чем более так не заботился, как о постоянном подавлении в себе этой страсти. Для преодоления упорства фараонова ему пришлось десять раз безрезультатно приходить к нему на прием, но мы не видим, чтобы он прогневался на фараона или проклял его жестокосердие. Сам Господь научал его кротости и терпению (Мф.11:29) и делом показывал Свое «отмщение». Впоследствии Моисею пришлось столкнуться с жестоковыйностью собственного народа и терпеть упреки в свой адрес не меньшее количество раз (Чис.14:22). В пустыне Сур на него роптали, страдая от жажды (Исх.15:24), а в пустыне Син упрекали в намерении уморить их голодом (Исх.16:3). Подобные упреки он выслушивал неоднократно и впоследствии. Даже ближайшие его родственники высказывали свои недовольства прямо ему в лицо (Чис.12:1). И все это Моисей терпеливо сносил. И даже, когда Господь гневно сказал ему: «Доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? Поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя и от дома отца твоего народ многочисленнее и сильнее его» (Чис.14:11-12). Он все же не перестал ходатайствовать за свой народ и просить прощения за их неразумие (Чис.14:13-19). И вообще, несмотря на то, что народ израильский постоянно проявлял свою непокорность в отношении Бога и его верного раба Моисея с первых дней их знакомства (Втор.9:24), мы не можем назвать практически ни одного случая, когда бы Моисей разгневался или хотя бы проявил свое раздражение и нетерпение, если не считать случая с золотым тельцом, где проявления гнева было жизненно необходимым для вразумления неразумного народа (Исх.32:19). И то, как можно предположить, Моисей здесь выступил как поборник истины и не против людей как таковых, а против их неразумия и глупости. Во всяком случае, гневаясь, он гневался не из самолюбивых побуждений, а в духе истины и любви. И хотя Моисей, так и не достиг обетованной земли Палестинской, однако смог унаследовать землю естества своего (Мф.5:5), достигнув такого состояния души, «при котором устранены из нее гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4031...

Весь народ, вышедший из Египта можно, таким образом, оценить в более чем 2 миллиона человек. Когда народ начал жаловаться на отсутствие воды, Господь сказал Моисею: «Возьми жезл и собери общество, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы». Моисей собрал народ и сказал: «Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?», но в сердце его было сомнение, что Господние слова исполнятся. И он не приказал словом скале, как велел ему Бог, а ударил по скале жезлом, и истекла вода. Поэтому Бог и сказал Моисею с Аароном: «За то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему» (Чис. 20:8-12). Какое суровое наказание для Моисея! Недаром пророк перед своей смертью молил Господа: «Владыко Господи, дай мне перейти и увидеть ту добрую землю, которая за Иорданом, и ту прекрасную гору и Ливан» (Втор. 3: 24-25). Но Бог желал, чтобы в новые мехи вливали новое вино, чтобы в землю обетованную вошли мужи совершенной веры. Блаженный Феодорит Киррский еще указывает, что земля обетованная - это символ благодати Нового Завета, а поэтому закон в лице Моисея и окончился до перехода израильтянами через Иордан. Поэтому-то Моисей и назвал своего самого верного служителя - Осию, сына Навина, - Иисусом, то есть спасителем (Чис. 13:17). Именно Иисус Навин ввел иудеев в землю обетованную, прообразуя то, как Иисус Христос введет свой народ в Царство Благодати. И как закон являлся «детоводителем» ко Христу (Гал. 3:24), издали открывал человеку благодатные заповеди блаженства, так и Моисей удостоился издали узреть землю обетованную. Перед смертью Господь повелел взойти ему на гору Нево и показал ему там всю землю, обещанную Аврааму, даже до Средиземного моря. Там и умер Моисей. Перед своей смертью он предрек Израильскому народу: «Пророка из среды тебя , из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте» (Втор. 18:15). Исполнились эти слова в полноте лишь на Христе Спасителе, ибо, как свидетельствует Писание, «не было более у Израиля пророка такого, как Моисей».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Гл. 4, 16 и тóй возглагóлет от тебé к людем, и тóй бýдет устá твоя: ты же бýдеши емý в тех, яже к Бóгу и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога «Аарон в качестве пророка при брате Моисее, – по мнению св. Кирилла Александрийского , – прообраз Иисуса Христа, наставляемого Отцом в качестве Пророка ( Втор.18, 18 )» (тв. ч. 1, стр. 127). «Моисей говорил, Аарон же изъяснял его речь. Потому что, – толкует тот же св. Отец, – если бы закон не был понимаем духовно, причём сокровенное в нём открывает нам Христос, то для слушателей оставалось бы тёмным и неясным означенное им. Так и иудеи, не имея того, кто изъяснял бы им Моисеевы Писания, т. е. Христа, пребыли в незнании ( 2Кор.3, 14–17 )» (ч. 5, стр. 112). „Ты же (т. е. Моисей) будеши ему (т. е. Аарону) в тех, яже к Богу”. По мнению того же св. Отца, это говорится в том смысле, что «Христос как человек был под законом и соблюдал заповеди Моисеевы: Он обрезан был в восьмой день по рождению и сделал взнос дидрахмы вместе с другими... Он вкушал также и Пасху» (ibid, стр. 113). «Моисей и Аарон, – по замечанию того же св. Отца, – были для древних прекрасным прообразом Христа, дабы ты, – говорит св. Отец, – представлял себе Еммануила, Который по премудрому устроению в одном и том же лице есть и Законодатель, и Первосвященник» (тв. ч. 1, стр. 72, 213, 230). «В Моисее мы должны, – говорит он же, – видеть Христа как Законодателя, а в Аароне – как Первосвященника, так как Он соделался для нас и Законодателем, и вместе „Архиереем преподобным и незлобивым” ( Евр.7, 26 )» (тв. ч. 1, стр. 187). Гл. 5, 1 И по сих вниде Моисéй и Аарóн к фараóну и реша емý: сия глагóлет Госпóдь Бóг Изрáилев: отпусти люди Моя, да прáздник сотворят Мне в пустыни После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали [ему]: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне Св. Кирилл Иерусалимский , «переходя от вещей древних к новым, от прообразования к истине», говорит: «Тамо Моисей, по повелению Божьему, в Египет пришедший: здесь Христос, от Отца в мир посылаемый. Тамо пророк, да изведёт из Египта народ угнетаемый; здесь Христос, да избавит человеков, грехом отягощаемых в мире» («Тайноводственные поучения» 1, 3; стр. 437–438).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Глагола Господь к Моисею лицем к лицу, или, как сказано в книге Числ 12:8 , устами к устам, т.е. открывал Моисею свою волю в членораздельной речи, и притом не издали, не с небес, и не чрез какого-либо посредника, например Ангела, но самолично, так сказать с глазу на глаз беседовал с ним. Яко аще бы кто возглаголал к своему другу, – т.е. с дружескою откровенностию объяснялся с Моисеем и ему позволял обращаться с Ним с тою же откровенностию, с полною свободою близкого к Нему, как бы домашнего человека. Это такое преимущество, которого во все продолжение ветхозаветных времен сподобился между пророками один Моисей. «Если бывает у вас пророк Господень, – сказал Сам Господь, – то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним, но не так с рабом Моим Моисеем. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях» ( Числ. 12:6–8 ). Впрочем и о целом Израильском народе сказано: «Лицем к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня» ( Втор. 5:4 ). Но это было только однажды, и Израильтяне сами тогда же выразили желание, чтобы Господь впредь не говорил к ним прямо, а чтобы был посредником между ними и Господом Моисей. Притом Израильтяне, когда говорил им с вершины Синая Сам Господь, все же издали слышали голос Божий, – они стояли в некотором расстоянии от горы и трепетали при звуках этого голоса, как рабы пред грозным господином, – тогда как Моисей в ежедневных своих беседах с Богом обращался с Ним как бы по-домашнему, с дерзновением друга. Такой близости к Господу удостоился Моисей отчасти для того, чтобы народ чтил его как избранника Божия и утверждался в повиновении ему, отчасти для того, чтобы укрепить самого Моисея в трудах чрезвычайного его служения. – И отпущашеся в полк: слуга же Иисус, сын Навин, юноша не исхождаше из скинии. Моисей входил в священный шатер только для получения откровений, а потом отпускаем был Господом в полк, т.е. в Израильский стан, где он должен был присутствовать, как ближайший начальник народа. Но Иисус Навин оставался в этом шатре безвыходно в качестве стража его и без сомнения проводил здесь время в Богомыслии и молитве. Ему было в это время не меньше сорока лет, но он называется юношею по служебному отношению к Моисею. Слуги в Писании нередко называются отроками, например, Елиезер, слуга Авраама ( Быт. 18:8 ), в том отношении, что они смотрели на своего господина, как на отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010