Пророк Елисей 4 Цар. 2–9:13:20–21 Пророк Елисей прославился в своей жизни особенно многочисленными чудесами. После взятия Илии на небо Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотью Илии по воде, вода расступилась, и пророк перешел по сухому дну. Когда он пришел в Иерихон, то жители города жаловались ему, что вода у них нехорошая, а земля бесплодная. Елисей велел, чтобы ему принесли новую чашу, полную соли. Затем он пошел от источника к источнику и оздоровлял воду, насыпая в нее соль. С тех пор вода в Иерихоне стала хорошей, а земля — плодородной. Военачальник царя Сирийского, Нееман, был болен проказой. Никто не мог вылечить его от этой болезни. Однажды он узнал, что в Самарии живет пророк, который может его исцелить. Гордый сирийский сановник подъехал к дому пророка на роскошной колеснице в сопровождении многочисленной свиты. Но Елисей не вышел навстречу ему и не поклонился, как этого ожидал Нееман, а лишь передал через слугу, чтобы больной семь раз окунулся в Иордане, и тогда недуг пройдет. Нееман был глубоко оскорблен, так как не привык к такому обращению. К тому же он не поверил словам пророка и с возмущением воскликнул: «Разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься?» (4 Цар. 5:12). После этого он в гневе покинул Самарию. Но по дороге слуги все-таки уговорили Неемана выполнить совет пророка. Он свернул к Иордану и семь раз окунулся в воде. Ко всеобщему удивлению, проказа исчезла, и тело Неемана стало чистым, как у новорожденного младенца. Исполненный благодарности, Нееман вернулся к Елисею, предлагая ему в награду серебро и дорогую одежду. Но Елисей отказался принять дары. Тогда Нееман пообещал Елисею, что отныне он будет поклоняться только Иегове, Который вернул ему здоровье. Пророк Елисей и после своей смерти совершил чудо. Через год после смерти мимо пещеры, где он был погребен, несли умершего. Но, увидев неприятелей, погребавшие поспешно бросили умершего человека в пещеру пророка. Как только он при падении своем коснулся костей Елисея, тотчас ожил и встал на ноги.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

В данном случае чудо, имевшее совершиться, не было залогом благоволения Господня к Иораму; оно совершилось не для того, чтобы отвратить от Иорама несчастие; оно было явлено для великой цели прославления святейшего имени Иеговы между язычниками 943 , оно было явлено и как пророчество о том, что всем народам земли будет открыта в свое время тайна великого милосердия Божия ко всем людям. Иорам несомненно немедленно же передает представшему пред ним Сирийскому военачальнику о том, что в Самарии есть пророк, который приглашает его приехать к нему. Нееман едет к Елисею: «и прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей и остановился у входа в дом Елисеев» (ст. 9) 944 . Прежде даже, чем Нееман послал спросить, может ли он видеть пророка, прежде чем он успел обдумать, как ему поступить, – Елисей высылает к нему слугу своего сказать: «пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя и будешь чист» (ст. 10). Уже этим самым Елисей дает знать Нееману, что он все знает, прежде чем он видел Неемана и прежде чем этот последний объяснил ему причину своего посещения. Но сирийский сановник считает себя обиженным: «И разгневался Нееман, и пошел» (ст. 11). Он разгневался во-первых потому, что пророк сам не вышел к нему и даже не допустил его к себе; во-вторых – как он сам говорит (id. ib.) – он ожидал, что Елисей «выйдет, станет и призовет имя Господа (Иеговы), Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу». Из последних слов видно, что проказа у Неемана появилась только что на одном месте тела его; но он знал, – как знали все на востоке, – что раз появившись, она неизлечима. Что же касается причин, почему Елисей не действовал так, как ожидал того военачальник царя Сирии, – то они очевидны. Мы видели выше, что Елисей высылает слугу своего сказать Нееману, как он может излечиться, ранее, чем Нееман успел увидеть пророка. Нееман приезжает к пророку с пышностью, на колеснице, намереваясь несомненно подкрепить свою просьбу об исцелении приказанием царя Израильского по просьбе, или требованию царя Сирийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

(В эти дни к святому пророку Елисею, жившему на Кармильской горе, собирались люди для славословия Божия и поучения). Жена же отвечала, что хотя ныне не суббота, ни новомесячие, но она должна идти, – и с поспешностью отправилась к святому. Когда она приближалась к Кармильской горе, человек Божий, провидя ее приход, сказал своему слуге Гиезию: – Это та Сонамитянка. Беги навстречу ей и спроси: Здорова ли ты? Здоров ли муж? Здоров ли сын твой?» Она сказала встретившему ее Гиезию: – Здоровы. Но когда она пришла к святому на гору, то припала к его ногам. Гиезий хотел было ее отстранить от него, но Елисей сказал: – Оставь ее, ибо душа ее ныне скорбит; Господь же утаил от меня об ее печали и не открыл мне. Женщина сказала: – Просила ли я сына у господина моего? Не сам ли ты, господин мой, испросил его мне у Бога? Не говорила ли я: не дай мне обмануться? И вот сын мой ныне умер. Человек Божий умилился над ней и, дав свой посох Гиезию, велел ему скорее идти и возложить этот посох на умершего отрока. Мать же умершего отрока не удовольствовалась этим и, припав к святому пророку, говорила ему: «Жив Господь, и жива душа твоя, я не отстану от тебя». Тогда святой Елисей встал и пошел вместе с ней. Гиезий же, прибыв ранее его, положил посох на лице отрока, но отрок не обнаруживал признаков жизни. Тогда Гиезий возвратился и, встретив человека Божия, сказал ему, что отрок не воскрес. Наконец, прибыл в город сам святой пророк Елисей и, войдя в дом женщины, прошел в горницу. Здесь на его постели лежал умерший отрок. Святой Елисей затворил двери и, помолившись Господу, простерся над отроком, приникнув своими устами к его устам, и своими глазами к его глазам, и положив руки свои на его руки, и свои колена на его колена, и дышал на него, – и тело отрока стало согреваться. Пророк встал, походил по комнате и опять простерся над отроком. Так было до семи раз, после чего отрок открыл глаза. Елисей позвал Гиезия и велел ему призвать мать отрока. Когда она вошла, Елисей сказал ей: – Возьми сына твоего!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но Елисей и сам сознавал, что с его великим учителем готовится произойти нечто необычайное, и не отлучался от него. Перейдя около Иерихона чрез Иордан, который от мановения мантии Илии расступился пред пророками, последний, наконец, открыл своему спутнику и ученику, что он «взят будет от него», и сказал ему: «проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». Елисей отвечал: «дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Елисей просил слишком много, но ему было дано просимое отчасти. Когда они шли далее, «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой! колесница Израиля и конница его! – и не видел его более». В печали о разлуке со своим возлюбленным учителем он разодрал свою одежду и вместо нее поднял упавшую милоть Илии. Ею на обратном пути он разделил воды Иордана; встретившие его пророки признали в нем духовного преемника Илии и поклонились ему до земли. На пути в Вефиль его встретили насмешками дети из этого города, которые, очевидно, следуя примеру своих нечестивых родителей, издевались над пророком, крича ему: «иди, плешивый, иди, плешивый!» За это, в наказание и предостережение нечестивым родителям, сорок два из этих детей были растерзаны вышедшими из соседнего леса медведицами, а Елисей отправился на гору Кармил, чтобы там, в этом любимом убежище его великого учителя, в уединенном общении с Богом укрепить свой пророческий дух. Затем, уже оттуда он направился в Самарию, где царствовал младший сын Ахава Иорам. XLII. Преемники Ахава. Пророк Елисей, Нееман Сириянин. Гибель дома Ахавова Иорам, десятый царь израильский 232 , хотя и сын нечестивых Ахава и Иезавели, воспитался под влиянием последних испытаний своего отца, заставивших его не раз смиряться пред Богом, в знак чего, быть может, он дал и самое имя своему сыну Иорам или полнее – Иегорам, что значит: «велик Иегова». Он вступил на престол в 18-й год царствования Иосафата иудейского, с которым поддерживал полезный для него союз.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Служанка, названная в тексте гл. V, 2 «маленькой девочкой», – вероятно лет десяти, или двенадцати, так как она хорошо запомнила, что при ней говорилось на родине, – однажды сказала госпоже своей, жене военачальника Неемана: «О, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии; то он снял бы с него проказу его». Узнав через жену о словах девочки, Нееман пересказал о том царю Сирии Дамасской, но по-видимому ни он, ни сама девочка не знали имени пророка, который по всей Палестине известен был кажется под титулом «человек Божий». Царь Сирии 940 , привязанный к своему талантливому военачальнику и умному царедворцу, немедленно отпускает его в Палестину и прибавляет, что он сам напишет письмо к царю Израильскому. В той части письма, которая записана в 4 Ц. V, 6, находились следующие слова: «вместе с письмом сим, вот я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его». «Эти слова навели ужас на язычника Иорама, он забыл о культе Иеговы, весьма мало заботился о том, есть ли в стране пророки Господни и конечно не знал, где находится пророк Елисей 941 . В VIII главе Иорам подробно расспрашивает прокаженного Гиезия, потому что он видел сам исцеление Неемана и слышал из уст Елисея (гл. VII) пророчество об освобождении от осады города Самарии и видел его очами своими. Но в то время, получив письмо Венадада, он раздирает одежды свои и восклицает: «разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? Вот теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня». Елисей по-видимому в это время живет в самом городе Самарии. «Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? Пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле» (ст. 8). Посылая сказать эти слова Иораму, Елисей укоряет царя, – правда снявшего статую Ваала (4 Ц. III, 2), но делавшего неугодное в очах Господа их, так как он кланялся золотому тельцу по примеру Иеровоама. По-видимому царь Сирийский, начертывая свое письмо, не мог думать, чтобы царь Израиля не знал о великом чудотворце, живущем среди народа его, и не чтил его. Можете быть даже, в языческом уме своем он был уверен, что творивший чудеса человек должен был быть в полном повиновении у царя и делать чудеса по его приказанию. Поэтому конечно Венадад не мог знать (как он не знал ничего о будущности своей династии 942 , что пророки в царствии Израильском – как Илия и Елисей – были посланы Господом Богом не для того, чтобы быть помощниками и советниками царям обреченной гибели династии, а противодействовать тому злу, которое они делали, и поддержать в народе верования в Единаго Бога Творца мира. Мы знаем, как цари со своей стороны относились враждебно к верным рабам Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Мы не усматриваем особой причины, почему Иорам в это время особенно раздражен против пророка Елисея, которого он называть с уважением «отец мой», когда он привел в Самарии отряд воинов. Елисей в это время жил в самом городе Самарии в доме своем. Когда Иорам услышал ужасную повесть о детоубийстве вопившей пред ним женщины, то он, разодрав одежды свои, восклицает почти совершенно теми же словами, которые произнесла когда-то мать его против пророка Илии 967 : «пусть то и то сделает мне Бог, и еще более сделает, если останется голова Елисея, сына Сафатова, на нем сегодня» (ст. 31). Надо полагать, что Елисей за какие-нибудь преступления Иорама, или за восстановление языческих обрядов, грозил ему бедствиями и может быть предсказывал ему и осаду Самарии, и голод; а воспитанный в язычестве Иорам, – как и отец его Ахав (3 Ц.XXII), – не мог понять, что пророк не сам наводить бедствия, а глаголет слова и повеления Божии. Он посылает к Елисею своего слугу, который имел повеление обезглавить Елисея, как то видно из слов самого Елисея VI, 32: «этот сын убийцы послал снять с меня голову». В это время «Елисей сидел в своем доме, и старцы сидели у него» (id. ib). По всей вероятности старшины города пришли к «человеку Божию» испросить его совета и молитв. Елисей (id. ib.) обращается к ним, приказывая им, когда придет посланный убийца, «затворить дверь и прижать его дверью». Вслед за сим он прибавляет: «А вот и топот ног господина его за ним». Очевидно, Елисей, зная, что Иорам идет за своим посланным, и провидя духом, что царь или испугался своего решения, или раскаялся в данном им повелении, спешит остановить его, приказывает старшинам, не оказывая явного сопротивления посланному царя, выиграть время, прижав его дверью к стене. Вслед за этим стих 33 вносит некоторую запутанность в рассказ. Вот этот стих в русском переводе: 33 . «Еще говорил он с ними, и вот посланный 968 приходит к нему, и сказал: вот какое бедствие от Господа! чего мне впредь ждать от Господа»! Вне всякого сомнения, что последние слова суть слова царя, так как ответ Елисея (VII, 1) обращен к царю, очевидно стоящему пред Елисеем (VII, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но Илия не ограничился всеобщим покаянием народа. Он велел поймать лжепророков и за то, что они вводили в заблуждение и развращали народ, казнил всех до единого у потока Киссон. Затем он вернулся на вершину горы Кармил и молился до тех пор, пока на горизонте не показались дождевые тучи. Спустя некоторое время все небо затянулось тучами, и хлынул долгожданный ливень. Царица Иезавель, узнав о том, что произошло на горе Кармил, поклялась убить Илию. Спасаясь от преследования закоренелой язычницы, Илия бежал в Иудею, где спрятался в одной из горных пещер. Здесь ему явился Господь и велел идти в Израиль помазать на царство Ииуя, который был военачальником у Ахава, а также помазать Елисея, сына Сафатова, «в пророка вместо себя» (3 Цар. 19:16). Илия послушно пошел исполнить волю Божию. По пути он встретил израильтянина по имени Елисей. Он в это время пахал свое поле упряжкой в двенадцать пар волов. Пророк накинул ему на плечи свою милоть (плащ) в знак того, что берет его к себе в ученики. Елисей, взволнованный этой неожиданной милостью, сказал пророку: «Позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою» (3 Цар. 19:20). Затем он заколол двух волов, раздал мясо своим землякам и, попрощавшись с родителями, пошел за своим учителем. Земная жизнь великого пророка подходила к концу. Господь звал Своего избранника к Себе. Предчувствуя конец своей земной жизни, Илия желал закончить ее наедине с Богом и с этой целью несколько раз пытался разлучиться со своим неразлучным спутником и учеником Елисеем. Но Елисей тоже, предчувствуя скорую разлуку со своим учителем, не отлучался от него. Господь звал Илию в пустыню за Иордан. Когда Илия в сопровождении Елисея подошел к реке, он ударил своим пророческим плащом (милотью) по водам Иордана. Река сразу расступилась, и они перешли посуху на другую сторону. Идя по дороге, Илия сказал Елисею: «Проси, что сделать тебе прежде нежели я буду взят от тебя…» — «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» , — ответил Елисей. Илия сказал ему: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так» . (4 Цар. 2:9–10). Разговаривая, они продолжали свой путь по дороге. Вдруг огненная колесница, запряженная огненными конями, разделила собеседников, и Илия в вихре понесся на небо. Елисей разодрал свои одежды и воскликнул в отчаянии: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его !» (4 Цар. 2:12). В это время к его ногам упала милоть Илии, и с ней Елисей получил от Бога пророческий дух.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

После сего он отправился обратно в Иерихон, где его встретили некоторые из сынов пророческих. Здесь мы в последний раз видим общину сынов или учеников пророческих, в связи с жизнью пр. Елисея, и после сего времени о них уже более не упоминается ( III Цap. XX:35 ; 4Цap. II:1–15 ). Увидев Елисея, сыны пророков пошли навстречу и поклонились ему до земли. Опочил дух Илии на Елисее ( II Цap. II, 15 ), говорили они между собой и затем просили послать их поискать тело Илии; он неохотно согласился на это. Они искали, и, конечно, напрасно. Вскоре после сего Елисей совершил в Иерихоне чудо: обезвредил дурную воду города, бросив в оную соли. И вода стала здоровой до сего дня, замечает свящ. повествователь (ст. 22). Из Иерихона пр. Елисей пошел в Вефиль, и когда он шел дорогой, малые дети вышли из города, и насмехались над ним, говоря: «иди плешивый, иди плешивый»! Причем они, вероятно, указывали на его плешивость, иметь которую считалось тогда жителями Востока за бесчестье. Елисей, обернувшись, проклял их именем Господним, и вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка ( 4Цap. II, 23, 24 ). Отсюда пошел он на гору Кармил и оттуда возвратился в Самарию. Слово «возвратился», по-видимому, указывает на то, что он прежде жил в Самарии, но где именно, в самом ли городе или в стране Самарийской, этого не видно. Когда Иорам, Иосафат и царь едомский вступили в союз между собой против моавитян, Елисей находился при войсках союзников. Томясь со своими войсками от жажды, союзные цари обратились к пр. Елисею за помощью. После строгого обличения он совершил новое чудо – снабдил войска их и скот чудесно явившейся водой, которая показалась, впрочем, моавитянам кровью ( 4Цap. III, 1–22 ). Далее, в ряду его чудес особенно замечательно следующее: чудесное увеличение количества елея для бедной вдовы одного из сынов пророческих. Елея было получено ею столько, что продажа его была вполне достаточна для уплаты долгов мужа и для дальнейшего ее существования ( 4Цap. IV, 1–7 ). После сего мы встречаем пророка в Сонаме, колена Иссахарова. Здесь одна богатая женщина приняла его в свой дом и приготовила ему горницу с постелью, столом, седалищем и светильником, в которую он мог бы заходить, когда захочет. Женщина и муж ее были неплодны, что весьма презиралось евреями, и пророк предсказал им рождение сына. Сын родился и подрос, но однажды пришел к отцу своему на поле во время жатвы и внезапно заболел. Голова моя! голова моя болит! – говорил он своему отцу, и когда отнесли его к матери, то еще до полудня, сидя у нее на коленях, он умер. Елисей, по просьбе матери, которая лично прибыла к нему на г. Кармил, отправился с ней в Сонам и после молитвы чудесно возвратил жизнь умершему дитяти ( 4Цap. IV, 8–37 ). В

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Затем пророк чудесно насытил сто человек ячменными хлебами (см.: 4 Цар 4, 44). По мнению преподобного Нила Синайского, пророк Елисей тем, что напитал двенадцатью хлебами сто человек (и еще осталось), предызобразил чудесное насыщение Иисусом Христом пятью хлебами пяти тысяч (см.: Творения. Ч. 1. С. 128). Чудесное насыщение Иисусом Христом пятью хлебами пяти тысяч      Важное прообразовательное значение имело и исцеление сирийского военачальника Неемана от проказы. На это чудо указывает Спаситель: много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина (Лк 4, 27). Как Елисей предпочел оказать благодеяние Нееману и не захотел врачевать прокаженных в Израиле, хотя и много их там было, так и Христос, встретив непонимание своих соотечественников, оказывал благодеяния иноплеменникам. По принятому исчислению призвание Елисея к пророческому служению было в 906 году. Взятие святого пророка Илии на небо было, очевидно, в 904 году, вскоре после смерти царя Охозии, в самом начале правления Иорама. Смерть святого пророка Елисея надо отнести к 838 году. Климент Александрийский говорит, что период пророческого служения его обнимает шестьдесят четыре года. Это согласуется с хронологией иудеев, по которой пророчество Елисея продолжалось шестьдесят лет. О смерти пророка священный писатель говорит так: Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер. И пришел к нему Иоас, царь Израильский, и плакал над ним, и говорил: отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его! (4 Цар 13, 14). Вспомним, что эти же слова произнес пророк Елисей при вознесении своего учителя пророка Илии. Через год после смерти Елисея несли хоронить в город одного умершего. В это время на город напали моавитяне. Люди, несшие покойника, испугались и бросили его в ближайшую пещеру — там покоился пророк. От прикосновения к останкам святого пророка Елисея мертвый ожил и стал на ноги свои (см.: 4 Цар 13, 20–22). Это — впечатляющее свидетельство Библии о чудотворном действии мощей святых угодников.

http://pravoslavie.ru/104058.html

   Это явление Господа показало Илие, что Господь не только карающий и грозный Судия, но и милующий, добрый Отец. Явление это также прообразовало собою пришествие на землю Иисуса Христа, явившегося не для того, чтобы судить и наказывать, но чтобы помиловать и спасти людей.    Илия, согласно указанию Божию, помазал в пророки Елисея, который потом стал учеником его. Однажды, когда они шли вместе, Илия сказал Елисею: «Пока я с тобою, проси меня, о чем хочешь».    Елисей ответил: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне».    Илия сказал: «Многого ты просишь, но если увидишь, как я буду взят от тебя, то получишь».    Они пошли дальше. Вдруг явилась огненная колесница с огненными конями, и Илия понесся в вихре на небо.    Елисей, видя это, воскликнул: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его».    Эти слова пророка Елисея, означали, что святой пророк Илия своими молитвами защищал царство израильское от врагов лучше, чем все воинство израильское — колесницы и конница его.    В это время к ногам Елисея упала милоть, то есть верхняя одежда, Илии. Елисей поднял ее и с нею получил двойной дар пророческий.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию. «3-я Книга Царств» (3 Цар.16-19) и «4-я Книга Царств» (4 Цар.1; 4 Цар.2:1-15). Пророк Елисей    Святый пророк Елисей был сын земледельца, по имени Сафата. Бог прославил пророка многими чудесами.    После взятия Илии на небо Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотию Илии по воде; вода расступилась, и он перешел по сухому дну.    Когда Елисей пришел в город Иерихон, жители этого города сказали ему: «у нас вода нехорошая, и от этого земля бесплодна». Елисей бросил в источник воды соли, и вода сделалась вкусною и здоровою.    Близ города Вефиля Елисея увидели вышедшие из города дети, и стали смеяться над ним и кричать: «иди, иди, плешивый!» Он сказал им, что за такое непочтение к старшим они будут наказаны Богом. В это время вышли из леса две медведицы и растерзали сорок двух детей из них.    Однажды к Елисею пришла бедная вдова, плакала и говорила: «Мой муж умер и оставил после себя много долгу. Теперь заимодавец хочет взять за долг обоих моих детей в рабы».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010