«По мнению толкователей библейского текста, LXX толковников под παιγνα, – говорит проф. Якимов, – разумели Приапа, божество, у греков считавшееся покровителем низкой плотской страсти» 43 . Далее, указанный экзегет делает такую догадку: «еврейское слово, переведенное здесь греческим: παιγνα, tiphlecet – значит страх, предмет страха; а подобозначущим словом pachad у евреев иногда назывался истинный Бог . Почти тождественное с tiphlecet слово piphlecet в ( 3Цар.15:13 ; 2Пар.15:16 ) значит истукан, идол. На основании этих данных нужно думать, что пророк вместе с «надменностью сердца» причину нравственного упадка Эдома видит... и в его идолопоклонстве» 44 . Пророк называет затем Эдома «живущим в пещерах каменных». Исав после смерти отца своего Исаака поселился на горе Сеир ( Быт.36:6–8 ). Когда потомки его размножились, они истребили аборигенов хорреев и заняли их страну и жилища. Страна эта была вполне гористой: горные цепи в неправильных массах, с крутыми отвесными боками и глубокими пропастями, проходят по всем направлениям. Вследствие таких особенностей страны Идумеи были по преимуществу троглодитами, т.е. обитателями пещер. Такие свойства страны, естественно могли поселить в идумеях сознание своей полной безопасности, возбудить их гордость, усилить надменность до того, что они могли говорить, в сознании своей силы и могущества: «кто мя свержет на землю?» Но, несмотря на такое, по-видимому, безопасное положение, Эдом не должен надмеваться (4) : «аще вознесешися якоже орел, – говорит пророк, – и аще положиши гнездо твое среде звезд, и оттуду свергу тя, глаголет Господь». «Орел» (ετς, aquila) давно уже называется царственной птицей; он летает выше всех птиц, гнезда свои вьет на самых высоких, неприступных местах ( Иов.39:28 ). «Гнездо» – халд. парафр. – habitaculum – жилище. Гиперболическое выражение – «среде звезд» – употреблено в смысле совершенной неприступности, полной безопасности. «Свергу тя»– κατξω, detraham – сведу вниз, совлеку – находится в полном соответствии с предыдущими словами стиха, где пророк указывает на неприступное, гористое положение Идумеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorok...

14 . «Ниже настой на исходы их, – продолжает свою обличительную речь пророк, – потребити избегающыя их, ниже заключай бежащыя их в день скорби». Из этих слов пророка видно, что идумеи не только вместе с врагами опустошили Иудею, не только грабили имущество евреев, но заняв выгодные места (π τς διεκθολς, в Вульг. in exitibus, халд. парафр.: in. bivio), захватывали бегущих и убивали. Вот, по словам пророка, те вины, за которые должно постигнуть Эдом справедливое возмездие (15) : «понеже близ день Господень на вся языки, якоже сотворил еси, сице будет ти, воздаяние твое воздастся на главу твою». Ближайшее непосредственное значение, которое можно придать здесь дню Господню – это день наказания Эдома. Этот день Господень, день отмщения будет, по словам пророка, не для одного только Эдома, но на все языки, т.е. на народы, которые когда-либо причиняли зло народу еврейскому и о которых говорили другие пророки, т.е. вавилоняне, филистимляне, моавитяне, сирияне, ефиопляне, тиряне, сидоняне и пр. ( Ис.13–20 ; Иер.25, 47–48, 51 ; Иез.25–32 ; Ам.1–2 и др.). Отмщение Эдому будет равномерно тому, как Идумеи поступали с евреями: «якоже сотворил еси, сице будет ти». 16 . " Понеже, – заключает пророк свою речь к Эдому, – яко пил на горе моей святей, испиют вси языцы вино, испиют и снидут, и будут, яко не бывшии». – Смысл этого стиха толковниками понимается различно. Одни понимают его в том смысле, что Идумеи, при взятии Иерусалима, и разрушении храма, пиршествовали на месте разрушенного храма, святотатствовали, оскверняли священное место своими непристойными оргиями 56 . Но в Св. Писании слова, «пить» или «пить чашу» употребляются обыкновенно в значении испытывать печальную участь, нести тяжелый жребий; отсюда чаша вообще нередко называется чашей погибели ( Иер.25:27–29, 48:26, 49:12, 51:7 ; Плач.4:21 ; Пс.21:5, 60:5, 75:9 ; Ис.24:9, 51:17 ; Иез.23:31 ; Наум.3:11 ; Авв.2:15–16 ; ср. Мф.20:22, 26:39–42 и др.). Проф. Якимов в толковании на слова 15 ст. 25 гл. прор. Иеремии: «возми чашу вина не растворенного от руки моея, да напоиши вся языки, к ним же аз послю тя» – высказывает следующие соображения: «Вина нерастворенного – ονου το κρτου. Последнее слово основано на понимании евр. hemah (ярости) в смысле жара, горячительности: вино горячительности, т.е. горячительно, крепкое, цельное неразбавленное вино. Ярость, гнев Господень представляется под образом вина, которым пророк получает повеление напоить все народы (ср. Ис.51:17 ; Откр.16:19 )» 57 . Вот почему бл. Феодорит говорит: «питием вина назвал пророк наказание; и сему ясно научает нас бл. Иеремия, которому повелено было взять чашу и напоить все народы ( Иер.25:15 )» 58 . Таким образом, всего естественнее относить слово «пил» к Иудеям, когда Эдом заставил их выпить чашу несчастий и всевозможных унижений. За все это идумеев постигнет тяжелое наказание: «испиют и снидут и будут яко не бывшии» – Вульг. absorbebunt, халд. парафр. absorbebantur – будут поглощены, пожраны.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorok...

Воцарение Ассурбанипала Египет освобождается от власти Ассирии Псамметих I Поэт Архилох в Греции Смерть Менаше, воцарение Аммона. Низвержение Аммона. Воцарение 8-летнего Иосии Обращение Иосии к Богу отцов Устранение Ассурбанипала. Воцарение его сына — Ассурэтельилани Появление скифов в Передней Азии Пророк СОФОНИЯ Иосия берет под контроль северные области Палестины Смерть Ассурбанипала и Ассурэтельилани Призвание пр. ИЕРЕМИИ Воцарение Набопаласара в Вавилоне Обнародование Иосией Торы Пророчица ГОЛДА ИЕРУСАЛИМСКАЯ РЕФОРМА Отпадение Вавилона от Ассирии и его союз с Мидией Законы Драконта в Греции Пророк НАУМ Падение Ниневии Воцарение фараона Нехо в Египте Битва при Мегиддо. Смерть Иосии Воцарение Иоахаза Пророк АВВАКУМ Через 3 месяца Иоахаз низложен Нехо II. Воцарение Иоакима Проповедь Иеремии в храме. Начало гонений на него Нехо пытается помочь Ассирии против Вавилона и Мидии Казнь пророка УРИИ 605 август — сентябрь Победа халдеев над Нехо при Кархемише Воцарение Навуходоносора II в Вавилоне Ультиматум Навуходоносора Иоакиму. Подчинение Иоакима Халдее Восстание Иоакима против Навуходоносора II 597 зима– весна Смерть Иоакима. Воцарение Ехонии. Осада Иерусалима. Сдача Ехонии и выселение его с первой партией пленных в Вавилон. Воцарение Седекии в качестве регента Видение пр. ИЕЗЕКИИЛЮ на реке Кебар Борьба Иеремии против военной партии Реформа Солона в Афинах Смерть Нехо в Египте Восстание против Вавилона. Халдейские войска в Палестине. Ехония брошен в темницу в Вавилоне Махавира в Индии (599-528) Заратустра в Иране (?) 587 19/VII Осада Иерусалима халдеями лето Арест Иеремии. Пролом в стене Иерусалима. Пленение Седекии Воцарение Хофы в Египте. Восстание Сирии и Финикии против халдеев 17/VIII Сожжение города и храма. Вторая партия пленных Гедалия — правитель Умерщвление его Иеремия с остатками иудейского войска уходит в Египет Пророк АВДИЙ Набусардан проводит третье выселение иудеев в Вавилон Видение Иезекиилю Нового Иерусалима Рождение Будды Освобождение Ехонии из темницы

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Видение (ρασις, visio) здесь употреблено в смысле vaticinium – прорицание, провещание, почему в халдейском парафрасте и переведено словом prophetia – пророчество. Словом: Идумеи (у LXX – τ δουμα, в халд. нар. de Edom или, как объясняет аб. Минь adversus Edom) 34 пророк определяет самый предмет пророчества. Под именем Эдома здесь разумеются потомки Эдома, или Псава, населявшие Идумею. Эта страна занимала узкую гористую полосу земли от северного конца елафского залива до южной оконечности Мертвого моря. Потомки Исава наследовали от своего родоначальника ту неприязнь, какую они питали к Иакову, и были постоянными смертельными врагами Иудеев. Еще во время сорокалетнего странствования израильтян по пустыне, идумеи решительно отказались пропустить их через свою землю ( Чис.20:14–18 ). Со времени Саула начинается постоянная борьба Идумеев с израильтянами. Несмотря на страшные поражения идумеев Давидом ( 2Цар.8:13–14 ), Иосафатом ( 2Пар.20:22 ), Амасией ( 2Пар.25:11–12 ; 4Цар.24:7 ) и др. царями, израильтяне не могли окончательно покорить Идумею. «Слух слышах от Господа, известие во языки посла: востаните, и восстанем на ню ратию». В настоящем стихе естественнее переставить слова так: Видение Авдия, слух слышах от Господа и посла.., а потом: это говорит Господь Бог к Едому: вот малого и т. д. Выражение – «слух слышах от Господа» – можно понимать, с одной стороны, в том смысле, что пророк сам непосредственно получил откровение от Бога, а с другой, – что он имеет в виду других пророков, которые говорили об Эдоме, т.е. Амоса ( Ам.1:11 ), Иоиля ( Иоил.3:19 ), Исаию ( Ис.11:14, 21:11–17 ). «Известие во языки посла» – почти во всех кодексах библии переводится: legatum ad gentes misit. Под этим послом или вестником одни разумеют послов, которых отправил Навуходоносор к соседним и подвластным себе народам, чтобы они соединенными силами напали на Идумею 35 ; другие разумеют ангела – доброго или злого, посланного Богом к халдеям, чтобы возбудить их к разорению Идумеи 36 . По словам Ефрема Сирина , под вестником «пророк, вероятно, разумеет здесь Эммануила, который есть Ангел Завета ( Мал.3:1 ), посланный с небес возвестить мир народам; почему и называется чаянием языков ( Быт.49:10 )» 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorok...

Настоящий стих есть дальнейшее развитие предыдущего: пророк, утешая иудеев, указывает на те завоевания, которые сделают они. Большинство толковников дают ему такой смысл: иудеи, переселенные в Вавилон, возвратятся из плена, завладеют всеми местами хананеев до Сарепты, – эти, отведенные в плен до Ефрафа, наследят грады Нагевовы. Слав. Сарепта в евр. тексте выражено: zarephat. Что должно разуметь под этим именем толковники немало разноречат. Всего лучше разуметь под Сарептой финикийский город, лежавший между Сидоном и Тиром; в Св. Писании он известен, как место, где пророк Илия воскресил сына одной вдовы ( 3Цар.17:17–23 ). Евр. hi-sepharad LXX перевели Εφραϑ. Но еще бл. Иероним не знал, как объяснить, почему LXX евр. слово, читаемое Сефарад, перевели словом Ефрат, как не перевели напр., Акила, Симмах и Феодотион и при этом предложил такое объяснение настоящего места: под Сефарадом можно разуметь Босфор (Вульг.: et transmignatio Jerusalem quae in Bosphor est) – город около пролива этого имени или самый пролив. Но бл. Иероним не исключал и другого понимания слова Сефарад: так как Сефарад на ассирийском языке почти синонимичен слову terminus – граница, предел, то под этим именем можно разуметь всякую часть вавилонского царства 67 . Наконец некоторые толковники под Сефарадом разумеют Испанию, но про этом Испания здесь принимается не как известная определенная страна, а как говорит св. Ефрем Сирин : «пророк имеет ввиду...отдаленнейшие страны, означаемые здесь именем Испании» 68 , или, как объясняет другой толковник, «Испания у древних географов и поэтов называется как самая крайняя часть света» 69 . Что должно разуметь под городами Нагевовыми, мы выяснили ранее. Итак, после разбора этого стиха, мы можем представить содержание его в такой форме: израильтяне, некогда плененные, не только снова возвратятся в отечество, но даже завладеют соседними финикийскими владениями до Сарепты; сыны израильские, некогда рассеянные по самым крайним пределам вавилонского царства, не только возвратятся в свое отечество, но даже наследят прилегающие к ним южные страны (Идумею).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorok...

Изобразив в ярких чертах ту печальную участь, которая постигнет Эдом, пророк во второй части ( Авд.1:10–16 ) своей книги выясняет и причины этого тяжелого наказания Идумеи. 10 . «Посечения ради и нечестия, еже на брата твоего Иакова: покрыет тя студ и отвержен будеши во век». «Посечения ради и нечестия» – propter interfectionem – propter iniquitatem – за умерщвление и несправедливость к брату твоему Иакову. Эдом, или Исав, был старший сын Исаака и старший брат Иакова. Иаков, несмотря на то, что был младший сын, получил право первородства. С этого времени между братьями не было особенно близких отношений. Впоследствии потомки Исава наследовали от праотца неприязнь к евреям, какую тот питал к Иакову. Характер идумеев очерчен Исааком в его пророческом благословении Исава: «мечем твоим жити будеши» ( Быт.27:40 ). Действительно, из последующей истории идумеев мы видим, что война и грабеж были почти главными занятиями идумеев. С помощью оружия они завладели горой Сеир, прогнав оттуда коренных обитателей – хорреев. Потом, в продолжение нескольких столетий, они воевали с израильтянами и почти постоянно содействовали их врагам ( 2Пар.20–21, 24 ; 4Цар.14 ). За все эти действия против избранного народа Божия, действия тем более предосудительные, что они совершались против народа родственного, – за все эти действия, по словам пророка, Эдома «покроет студ и отвержен будет в век». Далее, подробнее раскрывая, в чем именно выразилось это посечение и нечестие идумеев по отношению к евреям, пророк говорит (11) : «от него же дне сопротивился еси во дни пленяющих иноплеменников силу его, и чуждии внидоша во врата его и о Иерусалиме вергоша жребия, и ты был яко един от них». «Сила» – δναμις в Свящ. Писании имеет значение не только сила в собственном смысле, но и – богатство, имущество, войско; поэтому в Вульгате δναμις переведено словом exerciutus. Слово: " врата» (πλαι, portas) у священных писателей нередко употребляется в значении города ( Втор.21:19 ), а потому в халд. парафр. слова – «внидоша во врата» не без основания переведены: ingrediebantur civitatem. «О Иерусалиме вергоша жребия» – дележ военнопленных и их имуществ был вообще в обычае у восточных народов ( Иоил.3:3 ; Наум.3:10 и др.). В то тяжелое время, когда неприятели опустошали Иерусалим, когда они делили захваченную добычу по жребию, ты, Эдом, говорит пророк, был, как один из них, т.е. тоже принимал участие в разрушении Иерусалима. Все это действительно было так, когда Навуходоносор осадил Иерусалим, когда идумеи соединились с ним и принимали деятельное участие в грабеже и убийствах побежденных израильтян; о их кровожадности и жестокости в этом случае, как мы говорили ранее, упоминается в ( Пс.136:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorok...

Амос и Иоиль могли угрожать соседям Иудеи только за бедствия, постигшие ее раньше (единоличного) царствования Озии. О каких соседях Иудеи и о каких бедетвиях, причиненных ими иудеям, речь у этих пророков? Ответ на этот вопрос должен повести нас к уяснению того положения, какое занимала тогда Идумея по отношению к Иудеи и между другими соседями. Из соседних с иудеями иноплеменников одним пророк Амос угрожает Божиим наказанием не за вред, причиненный ими иудеям. Хотя и иудеи по первоначальному своему месту жительства и, вероятно, по рождению ( Am. 1:1 ; ср. 7:12), Амос с своими речами обращался всего более к Израилю, к подданным израильского царства, об иудеях же говорил не много больше, чем сколько говорил и о других народах соседних с евреями. Как пророк, Амос являлся представителем и вестником воли того Бога, Царя всей вселенной, пред которым все народы ответственны за свои преступления нравственного закона. Этим существенно отличалась точка зрения пророков от точки зрения писателей свящ. историч. книг, которые следили только за историею исполнения божеств. обетования о непрерывности царского рода Давидова и за колебаниями царей и народа еврейских на пути исполнения закона Божия в связи с привратностями судьб еврейских царств. Различием точек зрения объясняется различие в выборе событий, о которых упоминают пророки с одной и историки с другой стороны. Так, пророк Амос, угрожая аммонитянам и моавитянам, не касается тех отношений этих двух народов к иудеям, для суждения о которых некоторыя данные сообщаются историч. свящ. книгами (см. выше). Об аммонитянах он говорит, что они «разсекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои“ (Ам. 1:13); моавитяне, по его словам, «пережгли кости царя идумейского в пепел“ ( Ам. 2:1 ). Относительно Сирии, пророк Амос только разъясняет свидетельство ( 4Цар. 14:25 ) об Иеровоаме II, что “он возстановил пределы Израиля, от входа в Эмаф до моря пустыни“, т. е. до Мертвого моря. Иеровоам II возстановил те границы израильского царства, которыя оно имело до Ииуя, когда по ( 4Цар. 10:32 ) начал Господь отрезать часть от израильтян, и поражал их Азаил во всем првдел израильском.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/k...

50:44. Замечательно, что все эти выражения, у Иеремии встречающиеся не только в его пророчестве об Эдом, но и в других частях его книги, следов. характеристическия для пророка Иеремии, совсем не употребляются в пророческой речи Авдии. С другой стороны, значительная часть речи Иеремии об Эдоме, как уже замечено, представляется почти буквально сходною с речью Авдии: ср. Иер. ст. 7 с Авд. ст. 8: Иер. ст. 9. 10 с Авд. ст. 5. 6; Иер. ст. 16 с Авд. ст. 3. 4. Чтобы объяснить это сходство, предполагают, что один пророк повторял речь другаго. Но кто именно был первоначальным автором повторяющихся у двухъ пророков выражений? В ответ на этот вопрос указывают на то обстоятельство, что пророк Иеремия ничего не говорит о дне бедствия или погибели иудеев, в который по Авдии идумеи радовались несчастию братьев своих. Полагая, что этот день был днем разрушения Иерусалима халдеями, толковники находят, что Авдия говорит о том разрушении Иерусалима, о котором молчит еще Иеремия. Следовательно, заключают они, Иеремия пророчествовал об Эдоме, когда Иерусалим еще не был взят халдеями, т. е. раньше Авдии, угрожающаго идумеям уже после падения Иерусалима. Между тем, если бы Авдия пророчествовал позднее Иеремии, то сходство его пророчества с пророчеством Иеремии нужно было бы объяснить знакомством его с этим последним пророчеством, и тогда трудно было бы понять то обстоятельство, что у Авдии не встречается ни одно из выражений характеристических для Иеремии. Если не разрушение Иерусалима халдеями и не переселение иудеев в плен вавилонский нужно разуметь под “днем несчастия и погибели» иудеев, упоминаемых у Авдии: тο о каком бедствии мог говорить так этот пророк? О нашествии неприятелей на Иудею при Ахазе, как о том бедствии Иудеи, день которого упоминается пророком Авдиею, думают потому, что по ( 2Пар. 28 гл.) в царствование Ахаз Иудея подверглась нашествию сириян и израильтян с севера, между тем как с юга и запада напали на страну идумеи и филистимляне. Об этом нашествии двух последних народов говорил, как о будущем событии и пророк Исаия ( Ис. 9:11–12 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/k...

Третий отрывок находим у Иезекииля ( Иез. 12:21–14:11 ), который говорит сходно с Иеремией. Он ясно указывает, что ложные пророки действуют лишь от своего собственного лица и придумывают свои пророчества ( Иез. 13:2,3 ), построенные на ложном мире и пустых надеждах ( Иез. 13:10–16 ), лишённые духовности и праведной святости ( Иез. 13:22 ). Истинный пророк стремится прямо к сердцу человека и призывает своих слушателей заглянуть самим себе в душу ( Иез. 14:4–5 ), чтобы узнать, живут ли они согласно известным им требованиям Бога ( Иез. 14:7–8 ). Мы вновь видим, что истинный пророк действует в духе Моисея. Он говорит несмиренно, но со всей отвагой Бога Изгнания, заново повторяя новыми, свежими словами те истины, которые невозможно ни изменить, ни улучшить. Критика пророческих предсказаний: датировка предсказаний «задним числом» Датировка пророчеств Многие критики пророческих предсказаний склонны считать, что они были сделаны «задним числом», то есть уже после предсказанных событий. К несчастью для этих критиков, предсказания пророков содержат ясные указания на время, когда они появились. Именно поэтому мы и имеем дело с таким чудом, как пророческие предсказания. Время служения различных пророков или написания соответствующих книг можно найти в «Библейском словаре Ангера»: Амос – 2-ая четв. VIII века до Р.Х. стр. 46 Даниил – 605–538 до Р.Х. стр. 491 Иезекииль – 592–570 до Р.Х. стр. 336 Осия – 748–690 до Р.Х. стр. 501 Исаия – 783–738 до Р.Х. (первый) 735–719 до Р.Х. (второй) 719–704 до Р.Х. (третий) стр. 534 Иеремия – 626 – после 586 до Р.Х. стр. 568–570 Иоиль – до 300 до Р.Х. стр. 1149 Левит – (Моисей) 1520–1400 до Р.Х. стр. 760–762 Матфей – 50 по Р.Х. стр. 706 Михей – ок. 738–690 до Р.Х. стр. 726 Наум – после 661 – до 612 до Р.Х. стр. 774 Авдий – до 300 до Р.Х. стр. 1185 Софония – между 640–621 до Р.Х. стр. 1185 В некоторых случаях датировка не слишком определённа, так как Ангер использует для неё содержание самих пророческих книг. В некоторых случаях пророк не даёт достаточно точных указаний на время создания книги. Впрочем, такой конкретной информации нет только в двух книгах – Иоиля и Авдия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Постигнутый таким несчастием – лишением всех своих богатств, Эдом среди беды будет искать себе помощи и поддержки у своих союзных народов, у тех соседних аравийских племен, с которыми он вел взаимную торговлю. С целью получить от них потребную для себя помощь, он будет посылать к ним своих послов, но обманется в своих надеждах, в своих расчетах на них. Эти мнимые союзники, не желая ввязывать себя в судьбу Эдома, отправляли назад послов его ни с чем: «до границы, – говорит пророк, – провожают тебя», в лице отсылаемых назад ни с чем и до самой границы провожаемых (ср. Быт.12:20 ) послов твоих; «все союзники твои обманули тебя», не дали тебе той помощи, которой ты от них ожидал; они коварно и изменили тебе, во время опасности оставили тебя беззащитного и слабого на произвол врага: «одолели тебя мужи мира твоего», мужи, на которых ты надеялся, как на самых верных и надежных союзников своих, не дали тебе нужной помощи, сделали тебя чрез то народом, несильным противостоять врагу. Мало этого, – за те материальные средства, которые ты, как народ торговый и богатый, доставлял своим окрестным союзникам, эти самые союзники составляют против тебя же, стесненного врагом, пагубные замыслы, направленные к твоей погибели, – за твое добро они только и думают о том, как бы удобнее и лучше погубить тебя, как бы причинить тебе рану наиболее опасную и гибельную: «твой хлеб они обращают в рану под тобою». Но не только у своих союзников не найдет себе поддержки Эдом во время несчастия, даже в самом-то себе потеряет он всякую опору. Та изворотливость, та быстрая сообразительность, какую Эдом так славно проявлял в цветущем состоянии своего царства, теперь сокроется от него, так что он при виде врага совершенно растеряется и не в состоянии будет придумать что-либо полезное для себя, для своего спасения. «Нет у него рассудка», замечает пророк. Отчего же Эдом лишился рассудка своего? Это оттого, что Бог определил предать Идумеян непременной погибели и потому в день своего суда над Эдомом Сам отымет мудрость у мудрецов идумейских, так что они в тяжелое для Эдома время не в состоянии будут дать ни одного мудрого и полезного совета своему народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010