Можно ли считать адвентизм Христовой Церковью , когда по признанию самих сектантов их община известна только с 1844 года? Где ныне находится «сын беззакония» и «человек греха», о котором говорит Апостол во 2-м послании к Фессалоникийцам? Где в новом завете указано, чтобы христиане праздновали субботу? Как мог Моисей беседовать с Господом во время Преображения Господня, когда по учению адвентистов душа Моисея умерла вместе с телом? Откуда взяли адвентисты, что Господь явится второй раз для взятия на небо праведных и третий раз для суда над грешниками? Какое основание адвентисты имеют для того, чтобы отвергать учение Писания о вечности мучений? О людях, подобных сектантам, Апостол сказал: «слово их, как рак, будет распространяться», но и прибавил: «но они немного успеют; ибо их безумие обнаружится пред всеми» ( 2Тим.2:17 ; 2Тим.3:9 ). По возможности мы должны исполнять долг наш: таковых «наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тим.1:9). Этой последней цели мы и старались по силе, какую дал Бог , послужить во всем вышеизложенном. 3аключение Все изложенное выше в настоящей работе представляет, как сказано нами в предисловии, группировку материала лекционных тетрадей после летних – 1914 года – Полтавских пастырско-миссионерских курсов. Хочется еще сказать в добавление несколько слов. Служащий в Μ. В. Дел, усердный исследователь сектантских учений, трудом коего мы воспользовались в первой части работы, уроженец Полтавского края, Семен Дмитриевич Бондарь сообщает в своем очерке адвентизма 7-го дня следующее. Один из видных проповедников адвентизма Лебсак (из Вильвы) доказывал С. Д-чу в частной беседе, что «Библия предсказала даже электрические трамваи как знамение последняго времени». Так, пророк Наум говорит ( Наум.2:5 ): «По улицам опрометью стремятся колесницы, гремят на площадях блеск от них, как от огня; сверкают, как молния». По мнению адвентистского проповедника эти колесницы суть ничто иное, как наши электрические трамваи. В действительности прор. Наум предсказывал в своей книге гибель Ниневии от руки Израиля, причем в приведенном стихе пророк описывает колесницы Израиля. На одном из молитвенных собраний адвентистов в Риге проповедник из г. Омска Г; К. – тоже – Лебсак доказывал, что миссия, или пропаганда адвентизма предсказана пророком Исаией; так в Ис.66:19 говорится: «и положу на них знамение и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, Пулу и Луду, к натягивающим лук, в Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей, и они возвестят народам славу Мою». Тубал упоминаемый пророком, по мнению адвентистского проповедника, есть Тобол, Тобольская губерния. В действительности Тубал есть наименование одного из племен Малой Азии (иначе Табал, у Геродота – Табарены 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Но в нем он был особенно резко выражен: среди других апостолов, мирных поселян и рыбарей, имевших среди себя лишь одного бывшего мытаря, он являлся горожанином-революционером по преимуществу. И, может быть, то последнее место, которое он занимает в списке апостольском, несомненно в связи с его предательством, и первоначально выделяло его, как особого и тоже первого, хотя и с конца. Во всяком случае из общего отношения всех апостолов ко Христу вытекало, что вся двенадцатерица составляла тесный дружеский союз, жила единой общей жизнью – οδωδεκα. Хотя и в пределах ее были оттенки в различной близости ко Христу (Петр и Иоанн, Иаков и Андрей), но ко всей ней нераздельно говорится Господом: «вам дано ведать тайны Царствия Божия, a тем внешним все бывает в притчах». ( Мк. 4:11 ). Всем им одинаково дается апостольская власть: «и призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и немощь». ( Мф. 10:1 , Лк. 9:1 ). Все они посылаются на проповедь , напутствуемые поучением, ( Мф. 10 ), в котором содержится как бы сокращение всего Евангелия: «Се Аз посылаю вас как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф. 10:16 ), «и волосы у вас на голове все сочтены» ( Лк. 12:7 ). Апостолам заповедуется: «на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите, а идите наипаче к погибшим овцам Израилевым. Ходя же проповедуйте, что приблизилось Царствие Божие. Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» ( Мф. 10:5–8 ), и «не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» ( Мф. 10:23 ) (что на языке тогдашней апокалиптики, исходившей от видений прор. Даниила, означило наступление мессианского царства). Правда, здесь же говорится и о гонениях, и о предании на смерть, но как должно было звучать в сердцах учеников, и в частности Иуды, это посланничество к Израилю и это обетование близкого царства, и как много им оставалось еще пережить до того дня, когда они имели услышать приговор над избранным народом: «Се оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф. 23: 38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Но ведь сказано: «не прейдет род сей, Дóндеже вся сия будут». Род сей, по объяснению бл. Феофилакта, значит «род верных или христиан» (Благовестник Марка зач. 61, гл. 13, ст. 30, стр. 135, изд. 1898). Это можно сравнить с следующим: все вообще люди смертны и каждый порознь умирает, умирают и во множестве, но может ли случиться так, чтобы все люди одновременно умерли? Конечно, этого не может случиться. Подобное этому и в вопросе падения в ересь мирян или иерархии: порознь или во множестве могут уклоняться, но все одновременно не .могут по гласу Господа: Аз с вами есмь во все дни до скончания века, а это обетование относится после апостолов, к епископам (см. выше). Кроме того у преп. Макария здесь же об апостолах замечается: «согрешить они не могли, потому что, пребывая во свете и при такой благодати, не превозносились» (там же; подробно из Макария Египетского см. в статье «Священство», в разборе 15 возражения). 4) Иероним ч. 12, стр. 76: «Таким образом не безусловно сбывается то, что обещает Бог, но Он исполняет Свои обетования по отношению к тем, кои соблюдают повеления Его». Разбор: Здесь разумеются условные обетования Божии, данные еврейсκому народу, а не новозаветные обетования церкви Христовой. Иероним объясняет 9 гл. прор. Даниила, в которой он сначала вспоминает пророчество Иеремии об опустошении Иерусалима на 70 лет. Затем Даниил свидетельствует о грехах своего народа: «согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво... И не слушали рабов Твоих пророков (ст. 56)... И за то излились на нас проклятие и клятва, которые написаны в законе Моисея, раба Божия» (ст. 11). И параллельное место указано 28 гл., ст. 15 Второзакония ( Втор.28:15 ): «Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его... то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. Проклят ты будешь в городе и проклят ты (будешь) на поле». Следовательно у Иеронима говорится об условных обетованиях, данных еврейскому пароду и относящихся к исполнению заповедей Господних, данных чрез Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Но Премудрость – Слава не только человечна, но она и есть само небесное человечество, и в этой человечности своей она и открывается в Ветхом Завете. Именно в видении славы у пророка Иезекииля в явление ее входит образ человека: «над подобием престола было и подобие человека вверху на нем» ( Иез. 1, 26 ). И это явление человечности Славы есть вместе с тем Небесного Адама, Сына Божьего – Сына Человеческого, Богочеловека, Грядущего Христа. Этот образ целиком уже введен в видение прор. Даниила (гл. 7) о Сыне Человеческом, приводимом к Ветхому Деньми. Это есть ветхозаветное Евангелие ο Богочеловеке, причем в нем предвосхищается и новозаветное его имя, – Сын Человеческий, которое Христос сам к Себе применял на земле. Здесь Он видится в небесах («с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий», 7, 13). И именно эту связь земли и неба в Сыне Человеческом подтверждает сам Христос в беседе с Никодимом: «никто не восходил на небо, как только Сын Человеческий, сущий на небесах» ( Ин. 3, 13 ). Наряду с этим прямым откровением о богочеловечности человека Ветхий Завет был исполнен и косвенных откровений, в виде «прообразов и пророчеств», раскрытых лишь в Новом Завете. Такова, прежде всего, была скиния со всеми ее установлениями (как это раскрыто в послании к Евреям, 9 гл.) и многое другое: лица, события, символы. 2. Основания боговоплощения Пришествие Христа в мир, боговоплощение, по прямому свидетельству Слова Божия, предопределено еще до сотворения мира, т. е. включено предвечный совет Божий о мире. Христос есть «непорочный и чистый агнец, предназначенный еще прежде создания мира, но явившийся в последние времена для нас» ( 1Петр. 1, 20 ). В том явилась «премудрость Божия, тайная, сокровенная, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» ( 1Кор. 2, 7 ). Во Христе Бог избрал нас «прежде создания мира» ( Еф. 1, 4 ), «предопределилусыновить нас Себе чрез Иисуса Христа в благоволение воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном» (5–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Однако это явление конца, конечно, только завершает весь исторический ангелочеловеческий процесс и из него, так сказать, проистекает. Огромное принципиальное значение и в Ветхом Завете имеют, конечно, тексты, относящиеся к служению ангелов в качестве невидимых хранителей и руководителей земной жизни как отдельных лиц, так и целых народов. Сюда относится, прежде всего, предсмертное слово Иакова перед своими сыновьями, при благословении Ефрема и Манассии: «ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множестве посреди земли» ( Быт. 48, 16 ). Эти слова могут быть, прежде всего, отнесены непосредственно к ангелу-хранителю, однако они имеют и более общий смысл ввиду того, что в связи с благословением этого ангела совершается и наречение имени «моего и отцов моих». Это заставляет видеть в «ангеле, избавляющем от всякого зла» не личного только ангела-хранителя, но родового, принадлежащего всему поколению еврейских патриархов, а в них и всего еврейского народа (арх. Михаил?). С этим должно быть сопоставлено место из книги прор. Даниила «о князе» народа еврейского (Михаиле). Здесь же говорится и о «князе царства Персидского» (10,13,21; 12,1) и о «князе Греции» (10,20). Трудно думать, чтобы перечень этот имел исчерпывающий характер, т. е., чтобы из всех языческих народов только эти два выделены как имеющие своих «князей». Скорее, естественно понимать, что указание это имеет характер примерный. Если Господь «судит народы праведно и управляет на земле племенами» ( Пс. 66,5 ), то естественно думать, что все эти народы и племена имеют в служителях Божьих своих ангелов-покровителей. На эту же мысль наводит и сопоставление с тем фактом, что в пророческих книгах имеются пророчества о многих языческих народах, – можно сказать, что они удостоены пророчества. И владыки их, притом не только Кир, «пастырь Мой» ( Ис. 44, 28 ) и «помазанник» (45, 1), но и Навуходоносор, «царь царей, которому Бог Небесный даровал царство, власть, силу и славу» ( Дан. 2, 37–8, 5, 18–19 ) и даже Валтасар, о гибели которого подается особое таинственное знамение от Бога в виде руки, начертавшей письмена мене-текел-фарес ( Дан. 5 ), явно находятся под особым смотрением Божиим и имеют, следовательно, своих небесных покровителей. Поэтому соответствующее учение обычно излагается Церковью в том смысле, что все народы вообще имеют ангелов-хранителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Примечание : Параллельное видение мы находим в Апокалипсисе, где «Ветхий Днями» именуется «Сидящим на престоле,» а воплотившийся Сын Божий именуется Агнцем и Львом из колена Иудина (Апок. 4-5 главы).   Предсказания «Малых» Пророков. Кроме книг «великих» пророков, к которым относятся книги Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила, среди ветхозаветных священных книг находятся еще 12 книг т.н. «малых» пророков. Малыми эти пророки называются потому, что их книги сравнительно малы размером, имея всего лишь несколько глав. Из малых пророков писали о Мессии Осия, Иоиль Амос и Михей — современники прор. Исаии, жившие лет за 700 до Р. Хр., а также пророки Аггей, Захария и Малахия, жившие после вавилонского плена, в 6-м и 5-м столетии до Р. Хр. При этих трех последних пророках строился второй ветхозаветный храм в Иерусалиме, на месте разрушенного Соломонова храма. Книгой пророка Малахии заканчивается ветхозаветное Писание. Пророк Михей записал широко известное пророчество о Вифлееме, которое цитировали иудейские книжники, когда царь Ирод спросил их, где должен родиться Христос. «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных» (Михей 5:2). Здесь пророк Михей говорит о том, что, хотя Вифлеем является одним из самых незначительных городов Иудеи, он удостоится стать местом рождения Мессии, действительное происхождение Которого уходит в вечность. Вечное бытие, как мы знаем, есть отличительное свойство Божьего Существа. Поэтому это пророчество свидетельствует о вечности и, следовательно, о единосущности Мессии с Богом Отцом (вспомним, что Исаия называл Мессию «Отцом вечности» (Ис. 9:6-7). Следующие предсказания Захарии и Амоса относятся к последним дням земной жизни Мессии. Пророчество Захария говорит о радостном въезде Мессии, сидящего на ослице, в Иерусалим: «Ликуй от радости, дщерь (дочь) Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: Се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной… Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли. А что до тебя, ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих из рва, в котором нет воды» (Зах. 9:9-11).

http://pravmir.ru/za-sotni-let-do-rozhde...

Судьба и задача Мессии предсказаны в пророчествах царя Давида и Исаии. Царь Давид пророчески описывает страдания и смерть Христа: «все видящие Меня ругаются надо Мною, говорят устами, кивая головою и псы окружили Меня, скопище злых обступило Меня, пронзили руки Мои и ноги Мои. Можно бы пересчитать кости Мои. А они смотрят и делают из Меня зрелище. Делят ризы Мои и об одежде Моей бросают жребий. И дали Мне в пищу желчь и в жажде Моей напоили Меня уксусом. Сила Моя иссохла, как черепок, язык Мой прильпнул к гортани Моей, и Ты свел Меня к персти смертной» ( Пс.21: 9; 17:19; 68:22 ). Прор. Исаия в таких словах провещал Искупителя: «Наказание мира нашего было на Нем и язвами Его мы исцелились. Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, пострадал добровольно. Ему назначили гроб со злодеями. Когда рука Его принесет жертву умилостивления, воля Господня будет исполняться рукою Его» (Ис. гл. 53:1–12). Вот в чем заключалась миссия Христа, и к кому же, как не к Нему, относилось это пророчество? В пророчестве Даниила Мессия прямо назван Христом (9:25–26) и пришествие Его на землю за 490 лет до Рождества Его было исчислено с такою точностью, что только что родившемуся младенцу Христу пришли поклониться из отдаленных стран Ирана волхвы... И Сам Христос сказал; если не уверуете, что это Я, умрете в грехах ваших ( Иоан.8:24 ), и слово Свое Он подкрепил чудесами, крестною смертью и воскресением. Вторая цель пришествия Мессии была: – указать людям, кому они должны поклоняться. Обзор религиозно-нравственной истории человечества обнаруживает, как страстно, неотступно, самоотверженно до самозабвения и самобичевания человечество искало потерянного Бога. Оно блуждало, подобно человеку, который в младенчестве видел свет, но затем был лишен зрения, скитался во мраке, и в его памяти порой воскресали смутные представления о свете. (Свет во тьме светит, и тьма не объяла его, сказал евангелист Иоанн 1:5). Единое вечное сознается; но попытки разума и философии человеческой постичь непостижимое недостаточны, сбивчивы и неясны, проблески Божеской истины только мелькали в мраке заблуждений.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

Так Григорий Назианзин говорит: " я истинно знаю, что Бог - высочайшая причина; знает в полном совершенстве причины наших намерений и поступков. " Эти непогрешимые часы (хронометр) верно показывают все мгновения, секунды и минуты поступков каждого человека. Царь вавилонский Валтасар увидел на стене во время богатого ужина кисть руки, пишущую неизвестные слова, при этом царь ужаснулся и изменился в лице. Что видишь, о царю? Что смущаешься, чья это рука? Если же и писца руки не знаешь, почему так ужасаешься? - Бедный царь спрашивает у всех мудрецов Вавилонских разъяснения написанного и никто не может истолковать этого писания: все видят написанное, как часовую стрелку, но никто не понимает, кто ее вращает, и что она указывает. Пришел пророк Даниил и объяснил царю как само письмо, так и его значение, говоря: " Ты возгордился против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных и каменных, которые не видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое, и у Которого все пути твои, ты не прославил. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание: Мене , Текел , Перес : вот и значение слов : Мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел - ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам. Время последнее жизни твоей, о царю, приближается и исполнено при кончине бед, а потому сейчас же поспеши добре жить (то есть истинно покаяться). " Откуда же Даниил узнал это? Он прочел это на хронометре Божьего провидения (См. Прор. Даниила гл. 5-я). В ту же ночь все исполнилось. Частичное понимание Промысла Божия. Из предыдущего видно, что все благополучные или неуспешные деяния каждого человека до малейшей черты и числа начертаны на хронометре Божьего провидения, и хронометр этот непогрешим ни на одну йоту, ибо - исправен до точности: " истинно говорю вам... ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона (воли Божьей), пока не исполнится все " (Матф. 5:18). Если же верим хронометру, устроенному мудрым строителем, то какое безумие и дерзость укорять, а иногда и порицать, хронометр того величайшего мирового домостроительства Божьего, которое непогрешимо, которым все события всего сотворенного расположены наилучшим образом?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Так, погибель, истребление – вот обычное обозначение того, что ожидает грешников в последней судьбе их. Более подробные, определенные и частные указания, и особенно на вечность мук, хотя и встречаются, но совсем редко. Таково, напр., откровение пророку Даниилу: «… многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» 925 . Еще более дающих в этом случае местом несомненно, близко стоящим и по содержанию, и по самой словесной формулировке, к соответствующим речам Спасителя, является глава LXVI пророка Исаии, описывающая и будущее утешение верных, и гнев Божий на врагов Его. «Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякого плотью, и много будет пораженных Господом… Как новое небо и новая земля, которыя Я сотворю, всегда будет перед лицем Моим , – говорит Господь, – так будет семя ваше и имя ваше (нового Иерусалима – из всех народов)… И будут (приходящая всякая плоть на поклонение Господу) выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет и огонь их не угаснет; и будут они (очевидно – и как трупы нечистые в силу Моисеева закона, и за скверны отступления своего – см. ст. 17) мерзостью для всякой плоти» 926 . – Так мало определенности, в смысле указания срока тех мучений, даже и в наиболее подходящих сюда местах. Напротив, уже и в приведенных нами выдержках о вечности, и именно в смысле бесконечности ее, блаженства праведных, говорится везде и совершенно ясно и несомненно. Таковы все эти добавления «навеки», «вовеки» 927 . Но с особенною несомненностью видно это из только что приведенных слов Господа в 66 главе Исаии – о пребывании семени и имени избранных столь же прочном и вечном, «… как новое небо и новая земля, которыя Я сотворю, всегда будут перед лицем Моим». Так видели мы и у прор. Даниила о разумных и обративших многих к правде, что сиять они будут как звезды и как светила на тверди – « вовеки , навсегда » 928 , и в Апокалипсис, что «будут (рабы Бога) царствовать во веки веков» 929 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Таков исторический корень эсхатологической идеи отпадения, которую впрочем можно проследить и еще дальше. —46— В 2Пар.29:19 и 33:19 словом ποστασα, евр. , названо идолослужение при царях Ахазе и Манассии, выразившееся при Ахазе в закрытии врат дома Господня и кощунственном надругательстве над священными сосудами, и при обоих царях – в принесении жертв богам языческим на высотах. У прор. Иер.2:19 словом ποστασα, евр. , названо отступничество иудейского народа от служения истинному Богу, выразившееся в его служении ассирийским и египетским богам: «Накажет тебя нечестие твоё и отступничество (ποστασα) твоё обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего, говорит Господь Бог твой». У пр. Даниила ποστασα имеет смысл также религиозный. В Дан.8:23 Даниил говорит, что в конце царствования четырех царей восстанет в лице Антиоха Епифана враг священной жертвы, «когда отступники исполнят меру беззаконий своих», т. е. доведут до конца своё отпадение, под которым разумеется отпадение от святого завета Божия. В Дан.11:30 о том же враге святого завета мы читаем: «и озлобится он на святой завет и исполнит своё намерение и опять войдет в соглашение с отступниками святого завета», которые в ст. 32 названы безбожниками, нечестивыми, в противоположность «разумным» в Дан.12:3 . У пр. Осии в Ос.14:2 ποστασα, евр. означает отпадение Израильского народа от Иеговы: «Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему, ибо ты упал от нечестия твоего». Таким образом в Ветхом Завете ποστασα употребляется в смысле религиозном. Но если мы примем во внимание то обстоятельство, что святой завет с Богом стремился урегулировать не только религиозно-нравственную, но и гражданско-общественную жизнь евреев, то не будет противоречием ветхозаветной библейской мысли понимать ποστασα в смысле религиозно-политическом. А если мы вспомним, что и ап. Павел смотрит на власть, как на выражение Божественного миропорядка, то понимание ποστασα в смысле религиозно-политическом не будет противоречить новозаветным библейским представлениям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010