Святитель Амвросий Медиоланский наставляет нас (истолковывая слова Авраама: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли ): «Совершенному уму не свойственно принимать ничего земного, ничего из телесных обольщений, но воздерживаться от земного. Поэтому Авраам говорит: ничего не возьму из всего твоего. Он уходит от неумеренности, словно от заразы, избегает телесных чувств, будто погибели, отвергает мирские наслаждения, ища то, что превыше мира. Вот что означает поднимать руки к Господу (т. е. показывать, что чист от всего — О. С,). Трудолюбивая рука — добродетель души; он поднимает ее не к плоду земного древа, а к Господу, Который сотворил , — сказано, — небо и землю (Быт. 1, 1), то есть умопостигаемую и видимую природу. Ибо невидимая сущность — это небо, а видимая, или чувственная, природа — земля. Потому это место означает то, что Авраам простирает добродетель своей души до небесных вещей, чтобы из той умопостигаемой сущности усвоить возвышенность созерцательной жизни, созерцая не то, что видимо, но то, что невидимо, то есть не земное, телесное или настоящее, но бестелесное, вечное, небесное. А из этой видимой природы он извлек пользу, относящуюся к практической и гражданской жизни» . И далее: Кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю (Быт. 14, 24). Здесь Аврам не отказывает в некоей контрибуции для его союзников, которые ходили с ним в поход. Но подобное исключение из правила только подчеркивает значимость правила. С другой стороны, забота Авраама о союзниках и о слугах предвосхищает последующее апостольское отношение к уверовавшим из числа язычников (бережное и внимательное). Но! Кто такой Мелхиседек, о котором мы прочитали, что он Мелхиседек, царь Салимский… священник Бога Всевышнего ? Мелхиседек понимается как прообраз Христа, истинного Первосвященника Божия Мелхиседек понимается как прообраз Христа, истинного Первосвященника Божия. Предложение хлеба и вина усиливает схожесть Мелхиседека с Христом (Киприан); кроме того, ни Мелхиседек, ни Христос не имели родословия (Златоуст). Мелхиседека можно еще отождествить с сыном Ноя Симом, который получил священство от своего отца (Ефрем). С Мелхиседека началась евхаристическая жертва, приносимая теперь христианами (Августин). Тот факт, что Аврам предложил Мелхиседеку десятину, показывает, что патриарх был скромен даже в победе (Амвросий).

http://pravoslavie.ru/101713.html

Слова эти взяты из обетования Давиду о его потомстве ( 2Сам. 7:14 ) и ближе всего несомненно, как из контекста, так и из снесения параллельных мест (особенно 1 Парал. 22:7 и дал.) имеют в виду сына Давидова – Соломона, о котором, в знак особенного благоволения к Давиду, решившемуся исполнить и исполнявшему волю Иеговы ( 2Сам. 7:27 ; Пс. 39:7–8 срав. также Псал. 17:22–24 и др.), Иегова сказал: «от построит дом имени Моему, Я утвержду престол царства его на веки; Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном: и если он согрешит, я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих, но милости Моей не отниму от него, как я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицом твоим» ( 2Сам. 7:13–15 ). «Он будет человек мирный; я дам ему покой от всех врагов ею кругом: посему имя его будет Соломон (– Schelomoh от Schalom –мир) 1Пар. 22:9  срав. 10 с 2Сам. 7:14  и Евр. 1:5  в). На этих богодарованных преимуществах Соломона и основывается преобразовательное его значение в отношении ко Христу. И Мелхиседек, – прообраз Христа, – был «царь мира» (Ев. 7:2 в объяснении Melekh Schalem Быт. 14:18 ), но более идеальный, чем действительный, каким был Соломон в своем царствовании над Израилем после покрытого военной славой отца своего. И поэтому-то «не Давид, муж войны, а только Соломон, муж мира прообраз Князя мира (Исаии 9, ст. 5, по русс. и сл. Биб. ст. 6), должен был построить храм» 376 И Мелхиседек, неисповедимостью рода своего по Писанию, был уподоблен как толкует св. ап. Павел, Сыну Божию ( Евр. 7:3 ); но это толкование у Св. Апостола было отрицательным выводом из Писания (без отца, без матери, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни), а теперь он как бы так говорит: «вы, по прежним своим воззрениям, могли бы, пожалуй, считать Христа воплотившегося ниже Ангелов – духов более или менее совершенных и бесплотных; но к ним ли сказано Богом»: «Я буду ему во Отца» и пр.? Нет, не к ним, а к человеку – Соломону. И это не отрицательный какой-либо вывод», как это можно сказать о Мелхиседеке на основании сведений о нем в Писании, а положительное свидетельство Самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Хочу напомнить вам известный прообраз: Иаков имел возлюбленного сына своего (Иосифа), которого он послал к своим другим детям, и свои не приняли его. Как сказано и о Христе: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1:11 ). Братья продали Иосифа за сребреники, подобно как и Христа Иуда предал за серебро. В Египте Иосиф женится на египтянке, и от этого брака рождаются два его сына, Манассия и Ефрем. Египтянка символизирует собою «церкви из язычников» ( Рим.16:4 ), а Манассия и Ефрем – народы, произошедшие от Иафета и Хама. Как ап. Петр и говорил о них: «…Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» ( 1Пет.2:10 ). И мы знаем, что Иаков (отец), любя Иосифа (сына), называет не своих детей (Манассию и Ефрема) своими и вводит их в колена Израилевы. Как мы и прочитали об уверовавших из числа язычников: «некогда не народ, а ныне народ Божий». Я думаю, что этот прообраз понятен и для вас. Сектант : Я понимаю эту библейскую аллегорию, но какое отношение она имеет к рассматриваемому вопросу о форме древа? Православный : Прямое! Но прежде я хочу задать вам вопрос: как язычники смогли стать христианами, что очистило и возвысило их до состояния чад Божьих? Как произошло это усыновление Богу, о котором сказано: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче! " »? ( Гал.4:6 ). Сектант : Кровь Христа искупила их и возвысила до состояния чад Божьих, но никак ни древо. Православный : Правильно, Кровь. Крест – есть орудие нашего спасения. Но вернемся к прообразу и посмотрим, как Иаков благословлял Манассию и Ефрема, усыновляя их, и здесь увидим символическое свидетельство о форме древа (Креста). Я прочитаю текст: «И взял Иосиф обоих [сыновей своих], Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец» ( Быт.48:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

10:6 );  «все это происходило с ними прообразовательно 39 (???????; 1Кор. 10:11 ) а описано в наставление нам, достигшим последних веков». Св. апостол предлагает нравственные поучения на примере древних событий для современных ему читателей: «чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» и т. д. ( 1Кор. 10:6–10 ). Данный метод активно использовался в святоотеческих произведениях, поэтому типологически толкуемые тексты Ветхого Завета также можно назвать мессианскими в новозаветной перспективе. Кроме целого ряда типологий, введенных новозаветными авторами 40 , усвоенных и развитых у святых отцов 41 , церковные писатели рассматривали немало новых параллелей. Например, манну — как прообраз христианской Евхаристической трапезы 42 , распростертые руки Моисея, даровавшие евреям победу в битве против амаликитян — как прообраз крестного распятия Христова, принесшего победу над диаволом 43 , и многое другое. Типологический подход мог использоваться в святоотеческой литературе совместно с методом, известным под названием ?????? (по-русски «феория» или «теоретический метод»). ?????? позволяет усмотреть дополнительный богословский смысл в библейском тексте путем анализа особенностей его изложения (стиля, композиции и т. д.). Из новозаветных авторов данный метод использует св. ап. Павел в Послании к Евреям, когда придает литературным особенностям повествования книги Бытия о Мелхиседекебольшее внимание, нежели историческому контексту: Мелхиседек «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» ( Евр. 7:3 ), — пишет он, указывая на то, что священный автор книги Бытия опустил сведения о происхождении салимского царя. Однако апостол не подвергает при этом сомнению то, что исторически Мелхиседек имел конкретную дату рождения и настоящих родителей. В данном случае у св. ап. Павла ?????? выступает как вспомогательный метод для построения типологии Мелхиседека как прообраза Господа Иисуса Христа. В отличие от типологии, ?????? могла быть применена не только к Писанию Ветхого, но и Нового Завета 44 ; в таком случае она является своеобразным расширением первой и отталкивается уже от событий новозаветной истории, которые служат для иллюстрации богословских идей, становятся символами церковной жизни и аскетической практики.

http://azbyka.ru/messianskie-mesta-vetxo...

1. Как говорится в слове Божием о святости ветхозаветного жертвенника? «Сказал Господь Моисею: освяти жертвенник и будет жертвенник святыня великая» ( Исх.40:10 ); «все прикасающееся к ним освятится» ( Исх.30:22–29 ). 2. Имеем ли мы жертвенник в Новом Завете? «Мы имеем жертвенник, от котораго не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр.13:10 ). 3. А жертвой у нас кто является? Христос «не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого» ( Евр.7:27, 9:28 ). 4. На чем же Христос Спаситель принес Себя в жертву за наши грехи, то есть, что послужило для Него жертвенником? «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо " ( 1Пет.2:24 ). Древо это, то есть Крест, и есть, следовательно, тот жертвенник, на котором Христос принес Себя в жертву. Если же был великой святыней ветхозаветный жертвенник, то тем более этот, новозаветный. 5. Через крестную жертву Христову что открывается верующим? «Правда Божия чрез веру в Иисуса Христа… Котораго Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» ( Рим.3:22–25 ). 6. А как говорится в слове Божием о том древе, чрез которое является правда? «Благословенно древо, через которое бывает правда» ( Прем.14:7 ). 7. Какой спасительный прообраз Креста был в Ветхом Завете? «Сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив» ( Числ.21:8–9 ). 8. Откуда видно, что медный змий Моисея прообразовал собою Крест и Распятого на нем? «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:14–15 ). 9. Как называется этот прообраз в слове Божием? «Знамение спасения» ( Прем.16:6 ). 10. Как пророчественно молился Давид псалмопевец о новозаветном знамени, т.е. Кресте Христовом? «Даруй боящимся Тебе знамя, чтобы они подняли его ради истины, чтобы избавились возлюбленные Твои» ( Пс.59:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   4. Но будьте внимательны, потому что предмет, о котором будет говорено, глубок; мы хотим сказать, как утроба Сарры своим неплодием руководит нас к вере в воскресение. Как же она руководит нас? Как она, будучи мертвою, по благодати Божией воскресла и произрастила живое тело Исаака, — так и Христос, умерши, восстал собственной силою. А что в этих словах нет натяжки, послушай самого Павла, который говорит, сказав об Аврааме, что он «и, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу» , т.е. сделать, чтобы от мертвых тел родился живой сын (Рим.4:19—21), он затем, руководя нас от той веры к этой, прибавляет: «а впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему» . Для чего? «но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего» (Рим.4:23—24). Смысл слов его следую­щий: как Исаака воздвиг (Бог) от мертвых тел, так воскре­сил и Сына Своего, бывшего мертвым. Хочешь ли узнать, что бесплодие было прообразом и другого события? Церковь имела родить множество верующих; поэтому, чтобы ты не неверил, как родила эта бездетная, бесплодная и нерожавшая, предше­ствовала ей бесплодная по природе, пролагая путь бесплодной по своей воле, и сделалась Сарра прообразом церкви. Как та, будучи бесплодною, родила в старости, так и эта, будучи бесплодною, родила в последние времена. А что это истинно, по­слушай Павла, который говорит: «мы дети... свободной» (Гал.4:31). Так как Сарра была образом церкви, и она была свободная, то поэтому он прибавил, что мы «мы дети не рабы, но свободной» . И еще: «мы, братия, дети обетования по Исааку» (Гал.4:28). Что значит: «обетования» ? Как его не природа родила, так и нас родила не природа, но благодать Божия. И еще: «а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам» (Гал.4:26), — а это есть церковь, потому что «но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев» (Евр.12:22—23). Итак, если церковь есть вышний Иерусалим и Сарра есть образ вышняго Иерусалима, как ска­зано: две (жены) было, одна «рождающ ая в рабство, котор ая есть Агарь» , вышний же Иерусалим «свободен: он — матерь всем нам» (Гал.4:24, 26), то, очевидно, что Сарра была образом вышнего Иерусалима по своему рождению и бесплодию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3319...

   Авраам ответил: «Господь усмотрит Себе агнца». И шли далее оба вместе и пришли на верх горы, на место, указанное Господом. Там Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, связал сына своего Исаака и положил его на жертвенник поверх дров. Он уже поднял нож, чтобы заколоть своего сына. Но ангел Господень позвал его с неба и сказал: «Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел единственного твоего сына для Меня».    И увидел Авраам невдалеке барана, запутавшегося кустарнике, и принес его в жертву вместо Исаака.    За такую веру, любовь и послушание Бог благословил Авраама и обещал, что у него будет потомства так много, как звезд на небе и как песку на берегу моря, и что в его потомстве получат благословение все народы земли, то есть из его рода произойдет Спаситель мира.    Принесение Исаака в жертву было прообразом или предсказанием людям о Спасителе, Который, будучи Сыном Божиим, отдан будет Своим Отцом на крестную смерть, в жертву за грехи всех людей.    Исаак, являясь прообразом Спасителя за две тысячи лет до Рождества Христова, пред-изобразил, по воле Божией, Иисуса Христа. Он так же, как Иисус Христос, безропотно шел на место жертвы. Как Иисус Христос нес на Себе крест, так и Исаак на себе нес дрова для жертвоприношения.    Гора, на которой Авраам приносил в жертву Исаака, получила название горы Мориа. Впоследствии на этой горе был построен царем Соломоном, по указанию Божию, Иерусалимский храм.    ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. «Бытие» (Быт.21-22). Женитьба Исаака    Сарра, жена Авраама, умерла когда ей было 127 лет. Сам же Авраам почувствовал слабость здоровья и решил женить сына своего Исаака, но только не на хананеянке, а на девушке своего племени. Исааку исполнилось тогда сорок лет.    Авраам призвал старшего раба своего Елеазара и сказал ему: «Клянись мне Господом, Богом неба и земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей хананеев, среди которых я живу, но пойдешь на родину мою, к племени моему, и приведешь оттуда невесту Исааку, сыну моему».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Блаженный Феофилакт Болгарский, наш, христианский, толкователь Священного Писания, считает Раав ни много ни мало прообразом Церкви: «Никто да не подумает, что Раав недостойна быть прообразом Церкви, но да слышит, что говорит Апостол: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор 6:9–11). Так и Раав прежде была блудницею, но с верою приняла соглядатаев; и когда царь повелевал их выдать, не согласилась на сие, но скрыла их, потому что уверовала в Бога Евреев». Дальше блаженный выводит ее веру из слов о том, что все жители Иерихона пребывают в ужасе от находящегося рядом военного лагеря евреев, но, мне кажется, все несколько сложнее. Раав могла быть рационально мыслящей женщиной, которая просто решила таким нехитрым образом, как отказ выдавать вероятно побеждающего врага, спасти свою шкуру. Ну хорошо, не «свою шкуру», а жизни своих близких. В конце концов, если бы евреи проиграли эту битву, она бы ничего не потеряла – свои бы ни в чем ее не заподозрили. Подумаешь, красная веревка. Может, она белье на ней сушила, а во время военных действий веревка оборвалась. Но есть, как говорится, нюанс. Иерихонцы действительно пришли в ужас от евреев, перед которыми, как они слышали, расступались воды, вокруг которых происходили невероятные и страшные чудеса. Жители Иерихона были язычниками и верили, что боги могут потребовать самого жестокого обращения с захваченными – и о грозном Боге Израиля наверняка были наслышаны. Знали ли они, что все попадут под заклятие и будут уничтожены? Трудно сказать. Но предположить, что церемониться с ними не станут, они были просто обязаны. И профессиональная блудница тоже не могла не догадываться, что ее ждет – никакая красная нитка не поможет. В любом случае, кроме как если побеждали слуги Бога Истинного Рахаву ждала усиленная работа по специальности, вероятно, без оплаты. И вот тут-то и проявилась ее вера. С ними – Бог. И Он – настоящий. И Он не даст ее в обиду, и народ Его примет ее. И была права: «Она живет среди Израиля до сего дня» (Ис. Нав. 6:24).

http://blog.predanie.ru/article/raav-shi...

В Ветхом Завете вода рассматривается не только как стихия жизни, но и как орудие смерти, свидетельством чего является библейский рассказ о потопе ( Быт. 7–8 ). Апостол Петр отмечает связь между сотворением мира и потопом: Вначале Словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою ( 2Пет.3:5–6 ). В библейском повествовании о потопе вода выступает сразу в двух качествах. Сначала при помощи воды происходит уничтожение ветхого, погрязшего в грехах человечества, но затем при помощи той же воды происходит обновление человечества и возрождение его к новой жизни. Этот рассказ с апостольских времен воспринимается как один из прообразов Крещения. Апостол Петр говорит о том, что Христос был умерщвлен по плоти, но ожил духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа ( 1Пет.3:18–21 ). Выражение διεσθησαν δι’ δατος, переданное в Синодальном переводе словами спаслись от воды, буквально означает «спаслись через воду» («спаслись посредством воды»). Библейский потоп, таким образом, является прообразом очищения, получаемого в Крещении. По словам Григория Богослова , «благодать и сила Крещения не потопляет мир, как некогда, но очищает грех в каждом человеке и совершенно смывает всякую нечистоту и скверну, привнесенную повреждением» 143 . Другой ветхозаветный прообраз Крещения – переход Моисея через Чермное море: «Израиль крестился в Моисея в облаке и в море ( 1Кор.10:2 ), тебе давая прообразы и показывая ту истину, которая открылась в последние времена» 144 . Но повествование о потопе воспринимается так же как прообраз Пасхи. Двойное значение символизма потопа в христианской традиции в значительной мере объясняется тем, что в ранней Церкви празднование Пасхи было одновременно днем Крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Во время странствования евреев по пустыне Скиния всегда размещалась в центре походного стана. В Священном Писании содержится подробное описание Скинии вплоть до мельчайших деталей, отмечается, что люди, исполнившие при её создании главные роли, Веселеил и Аголиав, были назначены Самим Богом и получили на то особое благословение ( Исх.31:1-11 ). Этим подчеркивается, что Скиния соответствовала Божьим предначертаниям о ней даже и формально: «И поставь скинию по образцу, который показан тебе на горе» ( Исх.26:30 ). Аллегорически Скиния служила прообразом Церкви Христовой. Обращенностью её входа к Востоку указывалось, что ветхозаветная Церковь только ожидала явления Солнца Правды — Христа: «Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть на такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» ( Евр.9:8-12 ). В рамках более развёрнутого аллегорического толкования можно сказать, что Святилище служило прообразом Церкви Божьей на земле, а Святое Святых символизировало Небо. Опять же, будучи местом особого Божественного присутствия, Скиния прообразовала собой Божью Матерь, носившую в утробе Единородного Сына. Наконец, Скиния прообразовала Спасителя, под покровом плоти Которого скрывалось Божество. Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий:

http://azbyka.ru/skiniya

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010