Д.А. Добросмыслов Отдел 2. О жрецах Жрецы, как и скиния составляли естественную необходимость публичного богослужения евреев, как и всех других народов. Постановленния Моисея о жрецах имели целью обеспечить наилучшим образом достижение последними своего назначения, чтобы они были посредниками между Иеговой и народом, чтобы, будучи сами святы, они вели к этой святости и народ ( Cupax. XLV, 29, 31 ). Сообразно с таким назначеним Моисей согласно с волей Иеговы произвел выбор между коленами израилевыми, найдя более способным для жреческого служения по ревности к закону Божьему ( Чucл. XXV, 13 ; Cupax. XLV, 28–29 ) колено Левино. Дал последнему строгие законы о святости и чистоте жизни, предоставил руководительство народом в делах религии, обеспечил левитов для большего успеха их в этом руководительстве материальным содержанием, предоставлением особой власти над народом и особых внешних отличий в посвящении и одеждах, которые выделяли жрецов среди народа как род священный ( Cupax. XLV, 7–27 ). Рассматривая постановления Моисея о жрецах, отцы церкви по обыкновению останавливаются на их символическом и преимущественно прообразовательном значении. Как скиния в своем устройстве, по их объяснению, была живым предизображением церкви в ее будущем новозаветном состоянни, так и жрецы были прообразом того же будущего: как главные действующие лица этой прообразовательной скинни, они естественно должны были служить прообразом лиц церкви новозаветной. При этом глава всех ветхозаветных жрецов, первосвященник, по мнению отцов, должен быть принимаем в своих правах, преимуществах и действиях при скинии за прообраз Самого Иисуса Христа, как обетованного еще через пророка Великого и Вечного Первосвященника нового завета ( Ncaл. CIX ). Помощники главного первосвященника – простые священники также отчасти прообразовали священство Христа. Но в отличие от своего главы -первосвященника, в частности, они должны быть принимаемы за прообраз споспешников Христа в Его церкви – пастырей и учителей церкви, а также за прообраз и всех вообще членов этой церкви, потому что и у пророков все христиане по своей близости к Богу и богатству благодати Его подобно ветхозаветным священникам называются священниками Всевышнего ( Uc. IV, 8 ; сн. 1Nemp. II, 9 ; Anok. I, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mnenie-...

Предызображение Иисуса Христа в ветхозаветных пророчествах и прообразах по святоотеческому пониманию их Источник Вступление «Се, лежит Сей на падение и на возстание многим во Израили, и в знамение пререкаемо» ( Лк.2:34 ), – так предрекал о Богомладенце Иисусе Христе Матери Его праведный старец Симеон. Как бы разъясняя и дополняя скрытую мысль слов св. старца, а вместе с тем, очевидно, напоминая древнее пророчество о Мессии – Иисусе Христе прор. Исаии ( Ис.8:14 ; ср. Мф.21:44 ), Ап. Петр говорит о Христе, что Он «верующим честь, а противящимся – камень претыкания и камень соблазна: о Нем же претыкаются слову противляющиися» ( 1Пет.2:7, 8 ). Это пророчество о Христе, начавшее сбываться при Его земной жизни, продолжает сбываться до на­ших дней; оттоле и доселе личность Иисуса Христа является «камнем претыкания и соблазна» для всех, «слову противляющихся», так что как тогда многие «блажняхуся о Нем» ( Мф.13:55–57 ), так и теперь немало таковых. И в наши дни (1900 г.) «передовой выразитель немецкой богословской мысли Адольф Гарнак в своих лекциях, читанных им в Берлинском университете пред огромной аудиторией всех факультетов, собравшейся выслушать испо­ведь светила немецкого богословия, в качестве последнего слова научного богословия (снова) выдвигает отрицание Боже­ства Иисуса Христа, т. е. арианство, только в более увлека­тельной и сообразной с культурой нашего времени форме». Одновременно с этим попущением Божиим и на св. Руси православной открыто объявил себя ярым последователем такого антихристианского направления граф Л. Толстой, «из­вестный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию». «В прельщении гордого ума своего», – как гласит о нем постановление Св. Правительствующего всероссийского Синода от 20–22 Февраля 1901 года, – он «дерзко восстал на Господа и на Христа Его... отрицая Гос­пода Иисуса Христа–Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спа­сения и воскресшего из мертвых, (отрицая) бессеменное зачатие Его (Христа-Господа) по человечеству и девство до рож­дества и по рождестве Пречистой Богородицы», причем он «не признает загробной жизни и мздовоздаяния» 1 . И граф Л. Толстой в своем «ответе на (это) постановление Синода» (4 Апреля 1901 года) открыто подтверждает справедливость того, что он «отвергает (по его мнению) кощунственную историю о Боге, родившемся от девы, искупающем род человеческий» 2 и заявляет, что «Христа понимать Богом (а не человеком) считает величайшим кощунством» 3 и что «не признает загробной жизни в смысле второго при­шествия (разумеется – Иисуса Христа), ада с вечными мучениями, и рая – постоянного блаженства» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Закрыть «Четверг, пятница, суббота на этой неделе – особые дни» Архимандрит Нектарий (Головкин) о поведении христианина в последние дни Страстной седмицы 11.04.2012 1103 В Страстную Седмицу по возможности нужно посещать богослужения в храмах. Сегодня уже среда , как раз заканчиваются привычные великопостные богослужения, когда читаются полностью четвероевангелия, ветхозаветные пророчества, которые как бы сближают ветхозаветные и новозаветные времена, потому что в пророчествах предсказано не только воплощение Спасителя, но и смысл этого события, описаны будущие страдания Его во имя спасения рода человеческого, а также чаяния и празднование Светлого Христова Воскресения. Четверг, пятница, суббота на этой неделе - особые дни - это воспоминание о страданиях Христа Спасителя. Именно в среду в Вифании в доме сестер праведного Лазаря Иуда задумал предать Христа. Поэтому верующие люди, совершая грехи, этим тоже предают Христа. Четверг - день воспоминания Тайной вечери со Спасителем, омывание ног ближнему. Господь показал насколько велико Его смирение, Он не только готов взойти на Голгофу ради человечества, но и омыл ноги Своим ученикам. Он показал образ служения как апостолам, так и всем нам. Естественно, что верующие люди в Великий Четверг хотят соучаствовать в Таинстве приобщения в евхаристии вместе с апостолами. В этот день читается 12 страстных евангелий, Церковь вспоминает страсти Господни, Гефсиманию, предательство, суд над Христом вплоть до распятия на Голгофе. Пятница - это день, когда Господа предали погребению в пещере в Вертограде Иосифа Аримафейского. В этот день нет Литургии, читаются Царские часы, ветхозаветные истории. Удивительно прообразование ветхозаветной истории в событиях, которые в эту неделю вспоминаются. Параллель проводится, например, с рассказом о пребывании израильтян в рабстве в Египте и плене и рабстве греху рода человеческого до Искупления. Агнец - это прообраз Христа Спасителя. Преданный братьями Иосиф - это тоже прообраз предательства иудеями Христа. Такие очень ясные и понятные для нас прообразы. Мы погружаемся в чтение Священного Писания, и события становятся для нас ясными, мы понимаем прообразы, пророчества о текущих событиях.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/04/11/ch...

В.В. Новиков Христологические образы в ранней экзегезе святителя Кирилла Александрийского. Христос, предвозвещенный в Ветхом Завете Источник Скачать epub pdf 1. Некоторые особенности Кирилловой ветхозаветной экзегезы. Как известно, именно толкования на ветхозаветные книги составляют большинство в ранней экзегетике святителя Кирилла. В своих ветхозаветных толкованиях святитель Кирилл придерживается нескольких методов, соединяя аллегорический и прообразовательный методы с историческим. Так, в книге «О поклонении в духе и истине» он доказывает, что Моисеев Закон не отменен, но с пришествием Христа требует совершенно иного, духовного переосмысления. Соответственно, учит святитель Кирилл, христианин должен «во всех книгах Моисея» отыскивать прообразования, касающиеся тайны Христа. При этом ему следует учитывать, что прообраз не есть точное отображение грядущего. Ведь «Когда излагается образная речь, духовные созерцания, имеющие высший духовно-созерцательный и таинственный смысл, и при этом предлагается и берется какое-либо лицо в прообраз Христа, тогда человеку мудрому и сведущему необходимо определить, с одной стороны, что здесь имеет значение для предположенной цели, и, с другой стороны, что полезно и необходимо и более всего послужит для назидания слушателей» 1 . Другими словами, иносказания Библии должны толковаться также и в нравственно-назидательном смысле. В комментариях на малых пророков святитель Кирилл Александрийсикй уделяет немало места историческим условиям написания каждой книги и их литературным особенностям. «Пророческое слово, – пишет он, – приличествовало и вполне соответствовало событиям и обстоятельствам известного времени». Нередко святитель Кирилл обращается и к еврейскому тексту для пояснений и уточнений. Он подчеркивает стилистическую неоднородность пророческих писаний, связывая ее не с условиями составления книг, а с зависимостью пророков от высшего вдохновения. «Обыкновенно все пророки очень быстро переменяют свои речи по внушению Святого Духа, так что от истории или чувственных, как бы перед глазами находящихся и совершающихся явлений, быстро возносятся к внутреннему, духовному и, наоборот, снова возвращаются... к чувственным явлениям» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Закрыть itemscope itemtype="" > Предначертание нашего спасения 4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы 04.12.2008 297 Время на чтение 4 минуты Дело спасения падшего человечества началось с приходом в м ip Богочеловека — с Рождества Христова — или даже с события, предварявшего Рождество, — со святого Благовещения. Но если там — начало домостроительства нашего спасения, то его преддверие и предвестие христиане отмечают в день праздника Введения во храм Пресвятой Девы Марии. Об этом прямо возвещается в тропаре праздника. В переводе с церковнославянского на русский язык слова тропаря звучат так: «Сегодня предвестие милости Божией и проповедь о спасении людей. В храм Божий торжественно является Дева и всем предвозвещает Христа. И мы Ей торжественно воскликнем: «Радуйся, Исполнение промышления о нас Создателя». В церковной песне говорится, что Пречистая Дева предвозвестила Христа Своим вхождением во храм. В чём же это предвозвещение? Оно состоит в тех прообразовательных, чудесных и таинственных действиях, которые сопровождали введение во храм Девы Марии. Речь идёт, во-первых, о том, что трёхлетняя Дева, поставленная на первой ступени храма, Сама, без помощи окружающих, преодолела последующие четырнадцать ступеней величественной храмовой лестницы, и, во-вторых, о том, что встретивший Деву первосвященник Захария ввёл Её во Святая Святых. Два этих обстоятельства не могли не поразить всех присутствовавших. Но удивлены были не только люди, дивились сему и Ангелы Божии, и мир бесовский вострепетал при виде происходившего в тот день в Иерусалимском храме. Что же знаменовало и что проображало собой восхождение трёхлетней Девы по высоким ступеням храма? Оно знаменовало и проображало будущее всежизненное восхождение Сына Девы — Христа Спасителя — на Голгофскую гору, восхождение ко Кресту, к этому центру м ipa и средоточию вселенной, ко Кресту, на Котором совершилось Таинство искупления человеческого рода. Люди, дивившиеся трёхлетней Отроковице, шедшей вверх по ступеням храма, вряд ли могли тогда понять сокровенный смысл сего прообразовательного восшествия. Но в мире духовном, в мире Ангелов и демонов, в те минуты всё замерло в напряжённом ожидании. Ведь Ангелы и демоны видели глубже людей, они смотрели на всё происходившее с высоты многовекового жизненного опыта. Обитатели мира духовного не могли не почувствовать в совершавшемся чего-то великого. И хотя они не знали всего плана нашего спасения, но предчувствовали и предощущали многое…

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

И.Ц. Миронович Лекция 20. История Авраама (продолжение). Мессианские прообразы Христа Итак, в прошлый раз мы с вами немножко в сторону в связи с событием Воскресения Христова и сказали, что все стрелы лукавого направлены против догмата о Воскресении. Потому что это и есть жало, это и есть тот удар во главу, который нанёс Сын Человеческий и Сын Божий одновременно – диаволу. Вот исполнилось Первоевангелие: и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; оно (семя жены) будет поражать тебя (диавола) в голову, а ты будешь жалить его в пяту (см. Быт. 3:15 ). Вот смертельный удар во главу, который и символизирует полную победу над змеем и его царством, Господь и нанёс диаволу, когда был пригвождён ко Кресту. Вот это было жало в пяту, вот диавол через руки людей пригвоздил Его ко Кресту – это и было жало Христа в пяту. А вот Христос, будучи пригвождённым ко Кресту, нанёс ему смертельный удар во главу и одержал над ним победу. Вот такой ценой се бо Крестомъ радость всему – через Крест. И вот в этом контексте идут там слова, что и каждый Христианин, если он хочет идти за Господом, должен отречься себя, взять крест и идти за Ним (см. Мф. 10:38–39 ). А если он хочет быть совершенным, он должен продать имение своё, раздать нищим (см. Мф. 19:21 ), но поскольку этот подвиг далеко не всем под силу, Господь не требует от человека дел, которые превозмогают его возможности. Но возможности у нас у всех есть, чтобы пойти за Христом. У нас нет только, как скажет преподобный Серафим, решимости. Чем отличаются святые преподобные и все подвижники от нас, простых смертных? Это такие же люди, но в них вот эта несокрушимая решимость: если встал, значит пошёл. Мы же рассуждаем, мы колеблемся и через это обнаруживаем свою слабость. Поэтому не нужно брать на себя, если человек колеблется. Если он вот семо и овамо, если хочешь быть совершенным – вот такое условие. К сожалению, из этого «если хочешь» в католической Церкви сложилась нехорошая доктрина. Доктрина о сверхдолжных заслугах. Вот христианин может сделать в своей жизни добрых дел значительно больше, чем требуется для спасения. Но это такой юридический подход и подсчёт, что дальше не нужно и говорить. И к сожалению, в Западной Церкви это сложилось. И вот, эти сверхдолжные излишки складываются, образно говоря, в ящик, в θησαυρς. И из этого ящика Папа данной ему властью может брать и продавать: вы за денежку могли купить индульгенцию, которой прощались ваши грехи даже вперёд, которые вы можете натворить. Это конечно гримасы богословия. И вот не знаю, как это допускается всё, но, во всяком случае, вот такое дело имело место.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Патриарх Иосиф – прообраз Христа О связи человека с Богом Посвятим эту нашу страницу патриарху Иосифу, одному из сыновей Иакова. Мы не будем подробно разбирать, что с ним происходило в земле египетской: нам важна не канва его судьбы, а его образ как прообраза Иисуса Христа. Это Церковь очень ясно свидетельствует во дни Страстной седмицы, когда именно на этот аспект обращает внимание членов церковного стада. Иосиф – очень яркий, поэтичный, запоминающийся прообраз Иисуса Христа. Его история достаточно известна: он был старшим из двух сыновей Рахили, любимой жены Иакова, он вел себя по-особому. И, выделяя его среди прочих сыновей, отец сшил ему разноцветную одежду. Ему снились сны, что братья будут ему однажды поклоняться и отец ему поклонится. Он рассказывал свои сны, чем еще больше возбуждал зависть и даже ненависть своих братьев. Однажды братья были далеко в поле, и отец послал Иосифа посмотреть, как у них дела. Иосиф пошел к ним, а братья решили его убить. Слава Богу, до убийства не дошло – один из сыновей, Рувим, воспротивился этому. И когда рядом проходил караван купцов, братья продали его в рабство. Иосиф попал в Египет, где был продан на невольничьем рынке. Как красивый и молодой раб, он попал в дом богатого царедворца Потифара. Дела Иосифа шли очень хорошо, поскольку Бога он не забывал. Он был поставлен управляющим имением хозяина-царедворца, Потифар ему во всем доверял и очень любил. Слуги слушались нового управляющего, и богатство дома Потифара преумножалось. Но жена Потифара воспылала страстью к прекрасному Иосифу и стала склонять его к незаконной связи. Иосиф отказывался, но жена, когда не было мужа дома, начала приставать к Иосифу, и тот убежал, оставив в руках ее свою одежду. Она подняла крик, будто он хотел совершить над ней насилие, и его бросили в темницу. Но и в темнице Бог был с ним, поскольку Иосиф Его не забывал. В какое-то время начальник темницы все доверил Иосифу, и тот стал распределять пищу между заключенными. Все у него было ладно. В какое-то время от фараона в тюрьму были брошены два видных царедворца. Они видели сны. Иосиф растолковал сны тому и другому, и они сбылись – одному он сказал, что его казнят, другому – что будет возвращен в дворец фараона; так и получилось. И он попросил второго, чтобы тот замолвил за него словечко, так как Иосиф страдал ни за что. Разумеется, этот человек забыл про свое обещание.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/10

Скачать epub pdf Июль-Август Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 7–8: (Ин.11:53–12:21)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1907. Т. 2. 7/8. С. 65–80 (1-я пагин.) —65— ибо пророческий дух не составляет злоумышлений на Христа, но по некоторому случайному совпадению с действительным и будущим событием. Допущено ему было коснуться такого предведения потому, что быль архиерей, дабы устами его объявлено было дотоле сокровенное для людей и неизвестное]. ( Ин.11:53 ). От того убо часа совещаша, да убиют Его. 2090 Имели пожелание убить Христа. Начало получило оно с того времени, как собрался синедрион, когда обнаружилось общее на это согласие, ибо Евангелист не сказал, что «от того часа решились совершить убийство», но «совещались», то есть то, что казалось каждому отдельно, понравилось сообща всем. ( Ин.11:54 ). Иисус же ктому не яве хождаше во иудеех, но отиде оттуду близ пустыни, во Ефрем нарицаемый град и ту пребысть со ученики своими. 2091 И здесь таким образом, как Бог, зная их тайную мысль и без всякого осуждения Иудеев, уходит не потому, что убоялся, но, чтобы не показаться возбуждающим их, хотя они уже и замышляли убийство Его. И нас научает уступать тем, кто находится в состоянии крайнего гнева, и не бросаться в опасности, хотя бы даже за истину, но, когда схвачены, стоять, а, если можно, стараться уклоняться, пока неизвестен исход дела. Б духовном 2092 же смысле должно сказать, что —66— Иисус некогда явно ходил среди Иудеев чрез пророков, ныне же не ходит уже, ибо нет у них слова Божия, но отошло от них в пустыню, о коей говорится, что «много чад у пустыни, более чем у имеющей мужа» ( Ис.54:1 ; Гал.4:27 ). Ефрем толкуется «плодоношение», а он был братом старшего Маннассии, сущего «от забвения», ибо после народа, который «от забвения» появилось «плодоношение» из язычников. 2093 ( Ин.11:55 ). Бе же близ пасха иудейска, и взыдоша мнози в Иерусалим от страны, прежде пасхи, да очистятся. 2094 Минуя все (прочее), Евангелист приходит ко времени страдания. Иудейскою называет пасху прообразную, ибо истинная пасха не у Иудеев, а у христиан, ядущих плоть Христа, истинного агнца. По древнему обычаю прежде пасхи очищались согрешившие добровольными или невольными грехами, и не всякий совершал прообразную пасху, ни язычник, ни необрезанный, ни пришлец, ни наемник, ни оскверненный, что все духовно бывает у христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

“Очищение уст пророка Исайи” Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 11 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 Как ветхозаветный прообраз евхаристии в храмовых росписях христианского востока Очищение уст Исайи — часть видения Пророка, ветхозаветный прообраз Евхаристии. Кроме того, оно символизирует Воплощение Господне, возвещает Рождество Христово. Исайя — один из четырех великих пророков, называемый также ветхозаветным евангелистом по ясности своих пророчеств. Согласно тексту книги, в видении Исайе предстает Господь на престоле в окружении Сил Небесных. И к Пророку как к человеку с нечистыми устами посылается Серафим: “Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен” (Ис 6:6–7). Глубоко и значительно это место книги Пророка; его многократно толковали Отцы Церкви. Его евхаристическое значение раскрывается в том, что причащальная лжица была названа тем же словом, что и клещи (labj), которыми Серафим берет уголь с жертвенника (по тексту Септуагинты). Тексты евхаристических молитв святителя Иоанна Златоуста и преподобного Симеона Метафраста говорят о символической тождественности угля жертвенника и Святых Даров: Но да будет ми угль Пресвятого Твоего Тела; Давый пищу мне плоть Твоею волею, огнь сый и опаляяй недостойныя ; Слове Божий и Боже, угль Тела Твоего; Трепещу, приемля огнь, да не опалюся яко воск и яко трава; Страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть . О значении этой сцены как знака Пришествия Господня во плоти и Рождества говорит большая часть текстов, отмечая при этом ясность и очевидность евхаристического смысла. В толковании на Исайю святителя Василия Великого сказано: то, что Серафим взял угль клещами, символизирует неприступную святость алтаря, а угль означает Воплощение как соединение огня и вещества землистого, грубого; природа этого огня та же, что и крещение Духом и огнем (Мф 3:11) 1 . Священномученик Мефодий Патарский называет руки Богоматери клещами, несущими Христа Симеону 2 ; гимнограф Иоанн Монах говорит, что Богоматерь есть умственные, мысленные клещи, несущие угль пламенеющий, то есть истинного Христа 3 ; святитель Софроний Иерусалимский заключает, что клещи, как сказано пророком Исайей, означают Деву, возносящую Хлеб Небесный 4 .

http://pravmir.ru/ochishhenie-ust-prorok...

Глава 7 И) О том, что Мельхиседек есть прообраз Христа и по своему имени, и по городу, и по жизни и священству, в чем он предпочтен даже Аврааму. Евр.7:1 . Сей бо Мелхиседек Царь Салимский, т.е. был. священник Бога вышняго, иже срете Авраама возвращшася от сеча царей, после поражения царей, которых Авраам, когда те ополчились на жителей окрестностей Иордана, разбил, напав на них ночью с своими домочадцами, и из которых одних умертвил, а других прогнал, и благослови его. Как совершившего благое дело. Евр.7:2 . Ему же и десятину от всех отдели Авраам ( Быт.14:18–20 ). Десятую часть всей военной добычи. Изложив в кратком виде все относящееся до этого исторического сказания, Апостол каждую часть сказания (о Мельхиседеке) рассматривает отдельно, и в каждой из них усматривает таинственный смысл. Первее убо сказуется царь правды, по имени: имя «Мелхиседек» означает это самое. Ибо Мелхи – значит царь, а седек – значит правда. Потом же царь Силимский, еже есть царь мира. «Салим» был город, в котором Мелхиседек был царем, и означает «мир». Кто же иной мог бы быть в собственном смысле Царем правды и мира, как не истинный Господь Иисус Христос , как источник праведности, оправдывающий тех, кто верует в Него, умиротворивший враждующих и даровавший нам мир с Богом и между собою? Евр.7:3 . Без отца, без матере, без причта рода, ни начала днем, ни животу конца имея. В своем сказании о Мелхиседеке ( Быт.14 ) Моисей не указал ни отца его, ни матери, ни того, когда он родился, ни того, когда он умер. Это сделалось по Божественному предусмотрению и по плану домостроительства Божия. чтобы Мелхиседек послужил прообразом Христа. Ибо как Мелхиседек является и безродным и безначальным и бессмертным, так и Христос есть таков по Божеству Своему. Но Мелхиседек таков не по природе своей, а единственно потому, что о нем (с этой стороны) не было письменного сказания, тогда как он, без сомнения, имел и родителей и начало и конец жизни; а Христос – таков по естеству. Мелхиседек есть прообраз по умолчанию истории о его происхождении и смерти, а Христос есть истинно безначальный и бесконечный по самому бытию Своему. И действительно, Христос не имеет отца по земному Своему рождению, ибо родился от Девы; а по предвечному и высшему бытию Своему Он не имеет матери: прежде всего Он без матери, говорит Григорий Богослов , а потом – без отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010