Первый день. Поучение 3-е. Происхождение древ честного и животворящего креста Господня. (О силе крестного знамения). I. Нынешний праздник установлен в церкви по такому случаю. Благочестивые цари: русский Андрей Боголюбский и греч. император Мануил, некогда в нынешний день получили победу над своими врагами, при бывшем знамении от креста Господня и св. икон, вынесенных впереди правоверных воинов их: когда от честных изображений воссиял свет, тогда ободренные сим божественным знамением воины дружно ударили на врагов и славно победили и рассеяли их. Благодарные цари, узнавши о такой милостй и помощи Божией тому и другому, в одно и то же время явленной, постановили, с совета представителей правосл. церкви, 1 августа, в день чудесной победы, совершать крестный ход на воды с св. иконами и животворящим знамением креста. II. В праздник кресту Господню о чем и говорить, как не о кресте и крестном знамении? По словам вселенского учителя св. Иоанна Златоуста , «крестное знамение и в прежния и в нынешния времена отверзало двери запертые, отнимало силу у вредоносных веществ, делало недействительным яд и врачевало смертоносные угрызения зверей. Ибо, если оно отверзло врата адовы, отворило твердь небесную, вновь открыло вход в рай и сокрушило крепость диавола: то что удивительнаго, если оно побеждает силу ядовитых веществ, зверей и всего, тому подобнаго?» (Сборн. бес. стр. 293). Докажем слова св. Златоуста примерами и событиями, записанными в свящ. книгах. б) Крестное знамение отнимает силу у вредоносных веществ. Так один бедный христианин, не имея чем уплатить долг заимодавцу, просил еврея дать ему яд. Три раза он принимал его; но яд не действовал, потому что христианин каждый раз знаменал сосуд с ядом крестным знамением (Луг дух.). Когда враги Христовы хотели отравить ядом авву Иулиана, то подкупили слугу, чтобы тот, когда будет подавать пищу Иулиану, вложить яд в стакан. Слуга так и сделал. Но св. Иулиан, по вдохновению Божию, узнал коварство. Принявши стакан, поставил пред собою, положил на стакан троекратно знамение креста, сказавши: «во имя Отца и Сына и Св. Духа», – выпил яд, и остался невредимым (Луг дух. стр. 92).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Автор, не претендуя на утверждение каких-либо окончательных итогов решения данного вопроса, далек от заключительной идентификации каких-либо крестов, предоставив это сделать читателю. Тем не менее, хочется надеяться, что истинная петровская и православная реликвия все-таки не затерялась в дали эпох и сохранилась до сих пор. Пускай даже в памяти народной. 2. Памятный крест на алтарной части Церкви во имя Происхождения Честных древ Креста Господня Кийского Крестовоздвиженского монастыря Кийский Крестовоздвиженский монастырь – знаменитая православная обитель Русского Севера, расположенная на небольшом гранитном островке Кий в Онежской губе Белого моря. Основание и вся история монастыря были тесно связаны с личностью знаменитого патриарха Никона – устроителя и попечителя поморской святыни. Монастырь в честь Воздвижения Креста Господня был учрежден по указу русского Царя и Великого Князя Алексея Михайловича в 1656 году. Вторым каменным храмом монастыря, построенным в 1660–1661 гг. и освященным 2 сентября 1661 года Никоном, стала Церковь во имя Происхождения Честных древ Креста Господня 583 , устроенная над колодцем, «ископанном молитвами и трудами самого патриарха» 584 . Долгое время колодец, находящийся внутри этого храма, был для монастырской братии единственным источником пресной воды на маленьком острове. Среди святынь Надкладезной церкви, особое внимание привлекают два белокаменных четырехконечных креста с, разделанными лопастями, гранями концов. Один из них находится с внешней, восточной стороны стены алтарной апсиды храма. В центре вырезан контур небольшого четырехконечного креста. По всему полю надпись – резаный текст: Что означает: «Ставропигий освящен, во имя святого Его Происхождения во освящение и Целебного дара приснотекущих вод сих в честней обители Святого и Животворящего Креста Господня во царство Благочестивейшаго великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, по благословению Пресвятейшаго Великаго Господина Никона патриарха , в лето 7168 по воплощению Слова Божия 1660 года Августа в 1 день» 585 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

7 декабря 2010 года храм был передан в лоно Русской Православной Церкви. Впервые за 80 лет в 2011 году в храме Всемилостивого Спаса в Кускове епископом Александром (Агриковым) была совершена Литургия Преждеосвященных Даров. Согласно архивным справкам, приходу храма Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня также принадлежали: храм в честь Чуда Архистратига Божьего Михаила в Хонех (святитель Филарет Дроздов утвердил статус храма как приходской), храм св. Первоверховных апп. Петра и Павла, колокольня и церковный флигель. В настоящее время Приходом проводится работа по передаче вышеперечисленных храмов и церковных зданий в лоно Русской Православной Церкви. http://hram-kuskovo.ru/o-hrame/letopis Храм Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса) в Кускове является уникальным памятником церковной архитектуры города Москвы XVIII века (1737–1739 г.г.). В 1930 году храм был закрыт и предан в ведение музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», которым до 1991 года использовался как подсобное помещение. К сожалению, безбожное время не прошло даром для храма. Результатом такого кощунственного управления зданием храма стало его плачевное состояние: музеем была нарушена водоотводная система, из-за этого стал разрушаться фундамент, надкупольный крест и железная крыша требуют замены, деревянные заполнения окон обветшали, частично утрачена настенная роспись. Для сохранения святыни крайне необходимо проведение квалифицированными специалистами реставрационно-восстановительных работ. Кроме того, после закрытия храма бесследно исчез уникальный золоченый иконостас с драгоценными камнями и жемчугом, утрачено прежнее богатое внутреннее убранство храма, включая церковную утварь, двухъярусное трехметровое паникадило, украшенное фигурами херувимов и историческая реликвия - воздухи, расшитые золотом и жемчугами, руками самой императрицы Елизаветы Петровны. В декабре 2010 года храм был передан в лоно Русской Православной Церкви, оставаясь под охраной государства. Безотлагательно началась работа по сбору и согласованию разрешительной документации на проведение проектно-изыскательских и реставрационно-восстановительных работ. В 2013 году были завершены работы по разработке научно-проектной документации для реставрации храма.

http://sobory.ru/article/?object=03361

На Литургии присутствовал президент Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н.А. Добролюбова Борис Жигалев. Богослужение состоялось в день празднования Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В народе этот день называют «Медовым Спасом», 14 августа принято освящать мед, собранный в этом году. В ходе богослужения митрополит Георгий совершил освящение меда. 14 августа глава Нижегородской митрополии отмечает день рождения. Он принимал поздравления от собратьев-архипастырей, нижегородского духовенства, настоятельниц монастырей и мирян. От всей епархиальной семьи владыку Георгия поздравил епископ Илия. Игумения Сергия поздравила правящего архиерея с днем рождения, пожелала здоровья и помощи Божией в архипастырских трудах и от имени монашествующих преподнесла митру. В свою очередь глава Нижегородской митрополии поздравил всех собравшихся с отмечаемыми 14 августа церковными праздниками — днем Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня и днем памяти мучеников Маккавеев. «После десятилетий гонений на Церковь наступило время духовного возрождения. И сегодняшнее радостное событие — яркое тому подтверждение. Самое главное, что вера возрождается в душах людей. Пусть этот храм поможет многим людям найти дорогу к Господу», — сказал он и подарил всем сослужившим архипастырям и настоятельницам монастырей иконы святителя Спиридона Тримифунтского. Всем присутствующим в храмы были розданы маленькие иконки этого святого. В этот же день митрополит Георгий посетил многофункциональный медицинский центр имени святого праведного страстотерпца врача Евгения (Боткина). Медицинское учреждение располагается на территории Нагорного благочиния Нижегородской епархии. У здания медицинского центра управляющего епархией приветствовали начальник этого госпиталя полковник медицинской службы Олег Тутаев и его сотрудники.  В мероприятии приняли участие благочинный Нагорного округа иерей Иоанн Сорокин, исполняющий обязанности руководителя епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Владимир Кузнецов и другие клирики епархии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Костромскую церковь Спаса передают епархии Кострома, 14 мая 2007 г. 17 мая в церкви Спаса в рядах города Костромы (Красные ряды, лит. А) состоится церемония подписания Соглашения о возвращении этого храма Костромской епархии. В церемонии примут участие губернатор Костромской области В.А. Шершунов и архиепископ Костромской и Галичский Александр. Церковь в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня была построена в 60-х годах XVII века попечением купца Стефана Белова в «новом городе» Костромы, где согласно еще писцовой книге 1628 года находились «места церковные» в честь «Всемилостиваго Спаса и Рождества Пречистыя Богородицы». В 1792-1793 годах выдающимся костромским зодчим С.А. Воротиловым рядом с храмом над юго-западными воротами Красных рядов была воздвигнута колокольня. В 1803-1808 годах к церкви пристроили теплый придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Из святынь Спасской церкви костромичами особенно почитались храмовая икона Происхождения честных древ Животворящего Креста Господнядревнего письма, богато украшенная золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями – и местночтимый образ святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. В 1929 году Спасская церковь была закрыта, с 1930 года в церковном здании размещался антирелигиозный музей. С конца 30-х годов, после разрушения храмовых глав и колокольни, Спасскаю церковь использовалась как складское помещение. В 1974-1976 годах главы и колокольня храма были воссозданы (авторы проекта – архитекторы Л.С. Васильев и В.С. Шапошников). В 1992 году на церкви установили кресты, был возрожден колокольный звон. С 1986 года в храме Христа Спасителя размещался выставочный зал Костромского художественного и историко-архитектурного музея-заповедника. По окончании церемонии подписания Соглашения о возвращении церкви Спаса в рядах Костромской епархии в трапезной храма состоится пресс-конференция губернатора Костромской области В.А. Шершунова и архиепископа Костромского и Галичского Александра, а также первый молебен во вновь открываемом храме. 14 мая 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/22045.html

Кресты на церкви и колокольне железные, из коих первый на церкви восьмиконечный, а на колокольне четырехконечный, оба под золотом и уже полинялые. У холодной церкви две паперти, из которых первая – на парадном крыльце, поддерживаемая тремя колонными деревянными столбами, а вторая – при южной двери, с двумя колонными деревянными столбами; обе паперти деревянные, с крыльцами таковыми же, крыты обе паперти тесом. У северной двери настоящей церкви папертей нет, а только небольшой белого камня крыльчик. Окна с железными решетками без затворов. В теплой церкви два окошка с железными решетками, пол деревянный, а в алтаре – каменный. В преддверии три окошка с железными решетками. В теплой церкви две двери, из коих одна наружу, а другая во внутрь настоящей холодной церкви. В алтаре теплой церкви два окошка с железными решетками. Паперть к ней приложена каменная, крытая тесом, под масляною красною краскою». Опись 1837 г. добавляет следующее: «Главы или купола на ней и колокольне покрыты железом, а на теплом приделе деревом, все под масляною зеленою краскою. Внешние стены кругом в подбелке раскрыты палевым колером. Внутри церкви как холодной, так и теплой стены под штукатуркою, раскрыты колерами, в алтаре – голубым, в настоящей – розовым, в теплом приделе в алтаре – голубым, в настоящей – розовым, а в трапезе – палевым на клею». С 1734 г. в Богоявленской церкви был еще один храм, на колокольне, в честь происхождения Честных Древ честного и животворящего Креста Господня. Когда он был упразднен – неизвестно. По «Клировым Ведомостям» до 1861 г. церковь является двухпрестольною. В этом году был снова устроен придел и также в честь происхождения Честных Древ животворящего Креста. Придел был построен уже не на колокольне, а в трапезе холодного храма, на правой его стороне; освящение его было совершено в 1861 г. преосвященным Евгением. К сооружению нового придела немалою причиною служило воспоминание о существовании церкви на колокольне; но главная цель его устроения была – удовлетворить запросам прихожан в зимнее время служением ранних литургий и для этого с построением нового придела вся трапеза была обращена в теплую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=38933

Кроме иконописных подлинников описания внешности И. неоднократно встречаются в повествованиях о чудесах, которые входят в агиографический цикл, посвященный устюжским юродивым. Подобные описания видений во многом зависят от иконографической традиции («Святыи же Иоанн таков бяше, якоже и на иконе писан странническим образом…»; «и прииде ко мне некий человек млад образом в синем одеянии…»), но иногда отличаются большой свободой. Так, И. являлся верующим «по персем во гробнице сидящь во иереистей одежды… на левой руце его поручь и в руце его жесл»; в др. случае он явился «…наг и на главе и на всем теле его миро благоуханное, яко от великих аромат, а видением миро, яко пот великий, а на бедру его видех многое миро, а от ног его видех текуща два источника святаго мира благовонна» (цит. по: Пигин А. В. Из истории рус. демонологии XVII в.: Повесть о бесноватой жене Соломонии: Исслед. и тексты. СПб., 1998. С. 162; Власов. 1995. С. 31-32, 179; Он же. Литературная история жития прав. Прокопия, Устюжского чудотворца//Житие св. прав. Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца: [Сб.]/Ред.-сост.: С. В. Завадская. М., 2003. С. 119). Появление первых изображений И. можно связать со строительством деревянной ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, возведенной над погребением святого по инициативе устюжанина Федора Тутыгина; точное время сооружения этого храма, сохранявшегося еще в 50-х гг. XVI в., неизвестно, однако, согласно Житию, его выстроили после кончины святого (1494). В. М. Сорокатый датировал 1-й храм Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня 1495 г. ( Сорокатый. 2003. С. 134); более корректно относить его появление к рубежу XV и XVI вв. Предположение о том, что образ И. существовал уже в это время, подтверждается не только фактом строительства надгробной церкви, но и наличием местной традиции изображения юродивых, как на иконах блж. Прокопия Устюжского, написанных для его надгробной часовни, а во 2-й пол. XV в. для храма (Житие св.

http://pravenc.ru/text/469408.html

М., 2005. С. 251); при этом юный облик И. в сочетании с его белыми одеждами вводит в композицию дополнительную тему чистоты и жертвы. Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские, предстоящие Спасителю. Икона. 1610 г. Мастер Афанасий (СИХМ) Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские, предстоящие Спасителю. Икона. 1610 г. Мастер Афанасий (СИХМ) К этому памятнику близка пядничная икона, написанная в 1610 г. мастером Афанасием для Н. Г. Строганова (позднее в сольвычегодском Благовещенском соборе; ныне в СИХМ; см.: Иконы строгановских вотчин. 2003. Кат. 38). Здесь белое рубище святого более похоже на набедренную повязку, от к-рой отходит узкая лента, перекинутая через левое плечо и правую руку; это позволяет подчеркнуть аскетическую худобу И. и придать одухотворенность образу святого. Принцип противопоставления и взаимодополнения фигур 2 юродивых сохраняется и в более поздних произведениях, таких как пядничный образ 2-й четв. XVII в. из собрания Де Буара (Елизаветина). Иконописец, следовавший традициям искусства строгановских мастеров, показал изящество движений И. и складок его рубища, к-рое в отличие от ранних памятников в большей степени скрывает тело. Существовали и единоличные изображения святого, они становились образцами его иконографии. Подавляющее большинство таких произведений было сосредоточено в устюжской ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, где к 20-м гг. XVII в. существовал 2-й престол во имя И., устроенный до Смутного времени, скорее всего после установления местного празднования И. в 1547 г., но не позднее 1602 г. (считается, что в этом году на средства Строгановых был сооружен 2-престольный деревянный храм - предшественник существующего каменного; см.: Попов. 1862. С. 9). Эти произведения, вероятно в основном относившиеся ко 2-й пол. XVI - нач. XVII в., упомянуты в древнейшем сохранившемся описании ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, к-рое включено в писцовую книгу Вел. Устюга 1623-1626 гг. и в составленную в 1630 г. сотную с этой писцовой книги (см.: Устюг Великий.

http://pravenc.ru/text/469408.html

Ежегодный Спасский крестный ход состоялся в Северной столице 13 августа 2018 г. 12:30 12 августа 2018 года, в преддверии праздника Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, в Санкт-Петербурге состоялся ежегодный Спасский крестный ход. Божественную литургию в храме святого Серафима Вырицкого в Большом Гостином Дворе совершил настоятель иерей Артемий Наумов в сослужении настоятеля возрождающегося храма Успения Пресвятой Богородицы («Спаса-на-Сенной») иерея Михаила Малюшина и других священнослужителей. В проповеди отец Артемий напомнил некоторые подробности жития преподобного Серафима Вырицкого. «В 1917 году святой вместе с супругой отрекся от всего мирского — все раздал и остался со своим народом на родной земле, — сказал отец Артемий. — Он остался со Христом, последовал в монастырь и стал молить Господа о благополучии земли Русской. Молился преподобный Серафим и о восстановлении души русского человека. И мы, по его примеру, будем испрашивать у Бога, чтобы восстали наши души от сна, пришли через покаяние к вере». Под молитвенное пение с иконами и хоругвями крестоходцы прошли по Садовой улице к дому 20 в Апраксином переулке, где жил преподобный. Движение сопровождалось звоном колоколов: переносная звонница, установленная в кузове легкого грузовика, ехала впереди. Волонтеры раздавали листы с текстами молитв и песнопений, шли по краям колонны, предостерегали от выхода на проезжую часть. Под колокольный звон молящиеся вошли на Сенную площадь. На месте воссоздания Успенского храма, напротив часовни великомученика Иоанна Нового Сочавского, духовенством был отслужен молебен святому Серафиму Вырицкому. Иерей Михаил Малюшин поздравил верующих с воскресным днем и крестным ходом, отметив, что в нынешнем году он посвящен 1030-летию Крещения Руси. Исторически крестный ход совершался ежегодно 1/14 августа, в праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня вокруг «Спаса-на-Сенной» в память об избавлении Санкт-Петербурга от холеры. В 2016 году шествие по инициативе Союза православных предпринимателей и верующих было возобновлено. Будущий преподобный Серафим Вырицкий, тогда купец Василий Муравьев, владел домом 20 по Апраксину переулку, жил там с 1914-го по 1917-й год и был прихожанином «Спаса-на-Сенной». Памятная доска святому была открыта 12 декабря 2016 года, в год празднования 150-летия со дня его рождения. Автор мемориального знака — скульптор Эвелина Соловьева. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В третий день сражения чтилась память Святой Мученицы Иулиты Каппадокийской http://days.pravoslavie.ru/Life/life4357.htm , сожженной при императоре Диоклектинане на костре. Тогда же отмечалось Предпразднество Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/name/14384.htm , которое Русская Православная Церковь теперь совершает 13 Августа, когда происходит и заговенье на Успенский Пост. Четвертый день Молодинской битвы был ознаменован первым днем Успенского Поста http://www.pravoslavie.ru/38665.html , вселенским празднованием с великим водосвятием Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/Life/life4360.htm , а также Русским Праздником Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице http://days.pravoslavie.ru/Life/life4361.htm , который был учрежден нашей Церковью по случаю великих знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений Святого Благоверного Великого Князя-Страстотерпца Андрея Юрьевича Боголюбского http://days.pravoslavie.ru/Life/life4155.htm с Волжскими Болгарами в 1164 году. Несомненно, что Святорусский Князь-Мученик Андрей духовно всецело поддерживал русских воинов в переломный момент сражения в 1572 году. На Руси в народе данный праздник именуется Медовым Спасом , так как в тот день совершается освящение мёда нового урожая, и по новому стилю духовные торжества относятся к 14 Августа. И, наконец, победоносный пятый день полного разгрома Крымско-Турецкой армии связан с празднованием Перенесения из Иерусалима в Константинополь в 428 году Мощей http://days.pravoslavie.ru/Life/life4365.htm Первомученика Архидиакона Стефана http://days.pravoslavie.ru/Life/life3185.htm . В Столице Руси в ту пору уже устанавливалось и празднование дня успения Блаженного Василия http://days.pravoslavie.ru/Life/life4366.htm , Христа ради Юродивого Московского Чудотворца, почившего 2 Августа 1557 года. Святого весьма чтил простой московский люд и Благоверный Царь Иоанн Васильевич. Государь после отпевания лично нес гроб Блаженного Василия из храма к его могиле. Официальное общероссийское прославление Блаженного Василия на Соборе в 1588 году было осуществлено Святителем Иовом, тогда Митрополитом Московским и всея Руси, через год ставшим первым Русским Патриархом. Несомненно, православные русские воеводы и простые воины на исходе Молодинского сражения испытали молитвенную поддержку великого Русского Святого, духовного защитника Москвы.

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/10/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010