Суздаль. Покровский женский монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Собор. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1510 и 1518. Ссылки:   Адрес: Владимирская обл., г. Суздаль, ул. Покровская, 76 Координаты: 56.42906, 40.43673 Проезд:На территории Покровского женского монастыря Изменить описание Добавить фотографии Автор: Илья " BIM " Бесхлебный Снято: 8 октября 2011 Добавлено: 26 декабря 2011 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском монастыре Суздаля и его колокольня – храм «иже под колоколы» во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня Основание девичьего Покровского монастыря в Суздале произошло в 1364 году близ реки Каменки по желанию суздальского князя Андрея Константиновича. Строительство велось по обету князя, данному в благодарность за чудесное спасение во время плавания по Волге к Нижнему Новгороду. Для размещения монастырских строений преподобный Евфимий Суздальский выделил часть земель, данных ему князем Василием Константиновичем в 1352 году. Первая Покровская церковь обители была деревянной: «…на другой стороне за рекою… вскоре устроил церковь деревянную, а святитель Иоанн вручил старейшинство сестричине преподобного Евфимия, взем ю от Лавры великомученика Александра, якоже бысть на горе в том же городе Суздале». Игуменьей нового монастыря стала дочь сестры святого Евфимия Активное каменное строительство в обители началось в XVI столетии. Великий князь Московский Василий III Иоаннович со своей первой супругой Соломонией Сабуровой, молясь о даровании наследника, часто ездили по монастырям и делали щедрые вклады. Довольно часто они посещали Суздаль. В первой четверти XVI века в Покровском монастыре возвели величественный собор, Святые ворота с надвратным Благовещенским храмом, церковь-колокольню во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и некоторые хозяйственные постройки Все монастырские храмы, так или иначе, своими посвящениями связаны с молитвой великой княгини о чадородии. Точной датировки начала и освящения собора до сих пор не существует. Исследователи называют 1510 1514, 1515 и 1518 годы или объединяют их в один строительный период

http://sobory.ru/article/?object=05097

" Исполнять заповеди " августа 2019 Митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме Державной иконы Божией Матери В праздник происхождения честных древ Животворящего Креста Господня , 14 августа, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Державной иконы Божией Матери на проспекте Культуры . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Сергий Филимонов с клиром и другие священнослужители. Среди молящихся были сестры милосердия действующего при храме сестричества мученицы Татианы. За усердное служение Святой Церкви настоятель протоиерей Сергий Филимонов был награжден правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до " Иже Херувимы... " Диакон Крестовоздвиженского храма Павел Яковлев был рукоположен во пресвитера к храму святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Ломоносове . Владыка напомнил, что в праздник происхождения честных древ Животворящего Креста Господня также прославляются образы Всемилостивого Спаса и Божией Матери, которые помогали воинам в сражениях за Отечество, и чтится память семи мучеников Маккавеев. " Как пчелы, которые нам сегодня принесли в храм мед, мы должны питаться духовно всем, что дано, мудростью ветхозаветных и новозаветных святых, - сказал владыка. - Семья Маккавеев жила за 160 лет до Рождества Христова. Им пришлось пострадать, когда Иудея попала под власть Антиоха Епифана - сирийского предводителя-язычника. Захватив Иерусалим, он заставлял евреев отказаться от веры, поставил в храме статую олимпийского Зевса, принуждая поклоняться ему. Среди многих, кто этому воспротивился, был 90-летний старец Елеазар. Он призывал народ отказаться от поклонения идолу, сохранять отеческие веру и предание. В семье Маккавеев было семеро детей, они исповедовали Бога Израилева, ожидая Мессию. Их мать Соломония приняла мученическую кончину, показав всем пример. Святитель Григорий Богослов в день их памяти говорил в проповеди, что все мы - священники, миряне - должны учиться у этой семьи тому, как быть преданными вере и призванию. Священники - учиться у Елеазара, матери - у Соломонии, а молодежь - у детей Маккавеев. Действительно, нам есть чему поучиться. Мы пережили время гонений, когда храмы закрывались, превращались в склады, клубы, туалеты. Все это власть делала специально, чтобы уничтожить веру христианскую в Отечестве. И были люди, которые мужественно противостояли этому, шли в тюрьмы, становились мучениками, но не отрекались от Христа " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Слово в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшний праздник, возлюбленные братья и сестры, выносится Честной и Животворящий Крест Господень в напоминание того, что Господь распялся за нас и этим спасет и уже спас нас от вечного осуждения, лишь бы мы сами усвоили Его искупительные заслуги нашей верой, надеждой и любовию к Нему, каждый с терпением неся крест свой. Сегодня еще мы празднуем память ветхозаветных мучеников Маккавеев. История иудейского народа - замечательная история, она во многом нас назидает. Изучайте Священное Писание, читайте Библию. Евангелие написано золотыми буквами, держите его у себя как настольную книгу, которая учит нас, как поступать в жизни: продавать, покупать, нанимать, расплачиваться с наемными. Кто со вниманием читает Евангелие, тот никогда в жизни не ошибется. Священная история Ветхого Завета нам рассказывает, что было время, когда иудейский народ за свое нечестие был наказан нашествием языческого завоевателя Антиоха Епифана, который устроил везде жертвенники идолам и заставлял всех иудеев поклоняться им. Все поклонились, принесли жертвы идолам, кроме семи братьев Маккавеев, матери их Соломонии и их учителя Елеазара. Маккавеев за истинную веру терзали, мучили ужасно в присутствии их матери Соломонии, которая укрепляла своих сыновей в их страданиях. Все они были замучены, и после всех и их мать приняла мученическую кончину. Матери, это касается вас. Для вас это большое поучение. Воспитывайте своих детей в духе православной веры, утверждайте их в вере, чтобы они не отрекались от Господа. Если когда встретятся такие моменты испытания вашей веры, подражайте матери Соломонии и мученикам Маккавеям. Не отрекайтесь от Господа, ради своего спасения и для славы Его святого имени. Твердо держитесь православной веры до конца жизни вашей. Нет у нас иного наставника и учителя, кроме Иисуса Христа. Он наш истинный наставник, учитель и Спаситель. Не признавайте никакого наставника, кроме Него. Только Он есть наш путь, истина и жизнь. Если не будете слушать Его наставления, то заблудитесь и погибнете навеки.

http://pravoslavie.ru/1477.html

Совершен крестный ход в честь 150-летия со дня рождения преподобного Серафима Вырицкого августа 2016 Праздник начался с Божественной литургии в храме святого Серафима Вырицкого в БГД, которую возглавил настоятель иерей Артемий Наумов в сослужении настоятеля " Спаса-на-Сенной " иерея Михаила Малюшина и других священнослужителей. После богослужения отец Михаил, обращаясь к верующим, отметил, что необходимо возрождать дореволюционную традицию крестного хода в день Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня. " Как мы знаем, второе название этого праздника - во имя Всемилостивого Спаса, - сказал он. - Второй придел " Спаса-на-Сенной " был назван во имя Всемилостивого Спаса. А первая деревянная церковь, которая стояла на месте храма, была освящена в честь Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня. Крестный ход многие-многие дореволюционные годы совершался в этот день из " Спаса-на-Сенной " до Фонтанки, где служился водосвятный молебен и освящался мед. Когда возрождаешь традицию, хочется, чтобы она восполнялась чем-то новым, поэтому для нас особенно важно имя святого, которое носит этот храм. Будущий преподобный Серафим Вырицкий, тогда Василий Муравьев, владел домом 20 по Апраксину переулку и был прихожанином " Спаса-на-Сенной " . Вот так пересекаются пути, так Господь дарует нам взаимообщение и взаимопроникновение " . Отец Михаил поделился радостью: недавно в Санкт-Петербурге побывал гость с далеких Гавайских островов - 80-летний батюшка Анатолий Левин. Его прадед и дед были священнослужителями " Спаса-на-Сенной " . Он передал приходу служебник издания 1916 года из ризницы Успенского храма. Под молитвенное пение с иконами и хоругвями верующие совершили крестный ход от Гостиного Двора к Сенной площади. Они проследовали по Садовой улице с остановкой у дома 20 в Апраксином переулке. Здесь было прочитано Евангелие и совершено окропление верующих святой водой. Далее богомольцы прошли к Сенной площади, где их встречал колокольный звон. У закладного камня на месте воссоздания Успенского храма были совершены водосвятный молебен и освящение меда нового урожая.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Л. К. Масиель Санчес Иконопись Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Оборот выносной иконы. 2-я четв. - сер. XIX в. Невьянск (СОКМ) Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Оборот выносной иконы. 2-я четв. - сер. XIX в. Невьянск (СОКМ) Расцвет уральской иконописи во 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. связан со старообрядческой иконой, известной в первую очередь по работам мастеров - выходцев из Невьянска (см. ст. Невьянская икона ). Часть невьянских иконописцев приняла единоверие и выполняла многочисленные заказы для единоверческих и правосл. храмов. Ярким образцом их работы является иконостас Никольской ц. с. Быньги, выполненный представителем одной из династий иконописцев И. П. Чернобровиным (см. ст. Чернобровины ). Прп. Симеон Верхотурский с житием. Икона. Нач. XX в. (собрание Е. В. Ройзмана, Екатеринбург) Прп. Симеон Верхотурский с житием. Икона. Нач. XX в. (собрание Е. В. Ройзмана, Екатеринбург) С учреждением Е. и В. е. со 2-й пол. XIX в. процветают монастырские и частные мастерские, на к-рые приходится большее число заказов т. н. офиц. иконописи, ориентированной на академический стиль живописи. Крупные иконописные мастерские известны в екатеринбургском Новотихвинском жен. и в верхотурском Николаевском муж. мон-рях. В Верхотурском монастыре еще в XVIII в., с перенесением в обитель (1704) мощей прп. Симеона Верхотурского, сложилась и получила развитие иконография святого, широко почитаемого на Урале. Из частных мастерских в Екатеринбурге, выполнявших заказы на создание как отдельных икон, так и иконостасов, самыми крупными были мастерские П. О. Кожевникова (с 1862), имевшего монополию на работы в Екатеринбурге и других городах Урала, и Н. Г. Старикова. На рубеже XIX и XX вв. Екатеринбург - крупнейший на Урале иконописный центр. В зауральских уездах епархии крупным иконописным центром был Шадринск, где работали иконописные мастерские А. П. Кречетова, В. М. Ощепкова. Отход от традиций древнерус. иконописи, в т. ч. и мастеров-единоверцев, был обусловлен повсеместным влиянием академического стиля живописи. К кон. XIX в. благодаря гл. обр. профессиональному обучению художников в С.-Петербурге и Москве он становится преобладающим. Тем не менее для большинства сохранившихся икон позднего периода характерен определенный компромисс, наблюдаемый как в технике (смешение темперных и масляных красок для достижения объемности изображения), так и в стиле (сохранение традиц. плоскостного письма наряду с применением навыков академического) иконописи, однако говорить о региональном различии этих памятников сложно.

http://pravenc.ru/text/189617.html

Костромской епархии будет передана Спасская церковь 14 мая 2007 г. 16:37 17 мая в церкви Спаса в рядах города Костромы состоится церемония подписания Соглашения о возвращении этого храма Костромской епархии . В церемонии примут участие губернатор Костромской области В.А. Шершунов и архиепископ Костромской и Галичский Александр . Церковь в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня была построена в 60-х годах XVII века попечением купца Стефана Белова в «новом городе» Костромы, где согласно еще писцовой книге 1628 года находились «места церковные» в честь «Всемилостиваго Спаса и Рождества Пречистыя Богородицы». В 1792-1793 годах выдающимся костромским зодчим С.А. Воротиловым рядом с храмом над юго-западными воротами Красных рядов была воздвигнута колокольня. В 1803-1808 годах к церкви пристроили теплый придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Из святынь Спасской церкви костромичами особенно почитались храмовая икона Происхождения честных древ Животворящего Креста Господнядревнего письма, богато украшенная золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями — и местночтимый образ святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. В 1929 году Спасская церковь была закрыта, с 1930 года в церковном здании размещался антирелигиозный музей. С конца 30-х годов, после разрушения храмовых глав и колокольни, Спасская церковь использовалась как складское помещение. В 1974-1976 годах главы и колокольня храма были воссозданы (авторы проекта — архитекторы Л.С. Васильев и В.С. Шапошников). В 1992 году на церкви установили кресты, был возрожден колокольный звон. С 1986 года в храме Христа Спасителя размещался выставочный зал Костромского художественного и историко-архитектурного музея-заповедника. По окончании церемонии подписания Соглашения о возвращении церкви Спаса в рядах Костромской епархии в трапезной храма состоится пресс-конференция губернатора Костромской области В.А. Шершунова и архиепископа Костромского и Галичского Александра, а также первый молебен во вновь открываемом храме. К участию в указанном мероприятии приглашаются представители средств массовой информации. Телефон для справок: (4942) 31-64-73. Сайт Костромской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/239780.htm...

3) В Недели: мытаря и фарисея, 2-ю, 4-ю и 5-ю Великого поста. 4) Аще случится празднуемый святой (т. е. 24-е февраля, 9-го марта) во всю Четыредесятницу в седмичные дни. 5) В неделю Всех Святых, – после отдания праздника Пятидесятницы – и до 1-го августа, праздника: «Происхождения честных древ честнаго животворящего Креста». В указанные при семь промежутки времени в году поется другая рядовая катавасия, именно: «Крест начертав Моисей», поется: 1) От 1-го августа – праздника происхождения честных древ животворящего Креста – до праздника Преображения и в самый праздник. Преображения (Тип., гл. 19), катавасия эта для того, «да егда (Господа) узрят (ученицы) распинаема, страдание убо уразумеют вольное» (кондак Преобр.), и в отдание Преображения (Тип., послед. гл. 13). 2) От 24-го августа – отдания Успения – до 1-го сентября; и 3) От 1-го сентября до отдания Воздвижения – 21-го сентября. «Христос рождается» поется от 21-го ноября – праздника Введения Пресвятой Богородицы во храм – до 31-го декабря – отдания праздника Рождества Христова. «Глубины открыл еси дно» поется от 1-го января до 14-го января – отдания праздника Богоявления. «Сушу глубородителную землю» от 15-го января – по отдании праздника Богоявления – до отдания Сретения, которое отдание не во все года бывает в одни числа. «Лицы израильсстии» поется в попразднстве Преображения и до отдания (но не в отдание и не в самый праздник, когда поется: «Крест начертав). «Преукрашенная божественною славою» поется от 14-го августа – предпразднства Успения – до 23-го августа – отдания праздника Успения. «Воскресения день» поется от дня Пасхи до отдания (но не в самый день отдания), кроме дней, в которые положено петь: а) «Море огустил еси» – в день Преполовения и в отдание его. б) «Спасителю Богу»: 1) в неделю 6-ю по Пасхе и на отдание Пасхи; 2) после дня Вознесения до отдания. «Божественным покровен» поется: а) на самый праздник Вознесения. б) В неделю 7-ю по Пасхе, Святых отец. в) От недели Пятидесятные до отдания. На катавасию Триоди указано: 1) В Недели: блудного, мясопустную, сыропустную (если же случится в эти недели праздник Сретения Господня – то катавасия праздника, Тип., 24 февр.), 1-ю, 3-ю, ваий и страстную Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Кострома. Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах. Церковь Спаса в рядах Карта и ближайшие объекты Бесстолпный пятиглавый одноапсидный храм, кирпичный, отштукатуренный. Обширная трапезная частично встроена в корпус Красных рядов, в связи с чем имеет неправильной формы план с выступающим с севера приделом, увенчанным главкой. Колокольня, построенная С.А.Воротиловым, выполнена в духе позднего барокко, особенно это ярко выражено в верхних ярусах колокольни. Церковь в честь Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса) в рядах. Согласно Костромской писцовой книге 1628 года в " новом городе " Костромы, где располагался торг, находились " места церковные Всемилостиваго Спаса происхождение Честнаго Креста и Рождества Пречистыя Богородицы " . В 60-х годах 18 века попечением купца Стефана Семёновича Белова здесь был возведён каменный Спасский храм в традициях архитектуры допетровского времени - пятиглавый, бесстолпный, одноапсидный - освящение которого состоялось в 1766 году. В начале 90-х годов 18 века при постройке Гостиного двора (Красных рядов) церковь оказалась во внутреннем пространстве рядов; одновременно, по-видимому, имевшуюся прежде колокольню разобрали, а взамен её над юго-западными воротами выдающийся зодчий С.А. Воротилов в 1792-1793 годах воздвигнул новую колокольню в стиле позднего барокко. В 1803-1808 годах к храму пристроили тёплый придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В начале 20 века причт храма состоял из священника и псаломщика. Из церковных святынь костромичами особенно почитались храмовая икона Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня - древнего письма,богато украшенная золотом,серебром,жемчугом и драгоценными камнями и местночтимый образ святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. В 1929 году Спасская церковь была закрыта,с 1930 года в церковном здании размещался антирелигиозный музей. С конца 30-х годов, после разрушения храмовых глав и колокольни,Спасская церковь использовалась как складское помещение. В 1974-1976 годах главы и колокольня были воссозданы (авторы проекта - архитекторы Л.С. Васильев и В.С. Шапошников), однако кресты на храме установили лишь в 1992 году. В 1986 г. в Спасской церкви размещался выставочный зал историко-архитектурного музея-заповедника.

http://sobory.ru/article/?object=00382

31. Вторник. Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Прав. Евдокима Каппадокиянина. Сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, и иже с ним пострадавших прмч. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна . Заговенье на Успенский пост. Служба Креста и прав. Евдокима Каппадокиянина шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения службы Креста в соединении с полиелейной службой сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, и иже с ним пострадавших прмч. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна (Б) . А. На вечерне кафизма 6-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Креста (Минеи), глас 1-й – 3, и святого, глас 8-й – 3. «Слава» – святого, глас 1-й: «Како не дивимся благоумию твоему...», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Днесь яко воистинну...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Креста (Минеи), глас 2-й: «Ты ми покров державен...». По Трисвятом – тропарь святого, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Креста, глас 1-й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Креста, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святого, глас 4-й, «И ныне» – тропарь Креста, глас 1-й. Кафизмы 7-я и 8-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), Креста (Минеи) на 4 и святого на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (святого). По 3-й песни – седален святого, глас 4-й. «Слава, и ныне» – седален Креста (Минеи), глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос святого, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен святого, «И ныне» – светилен Креста (Минеи). «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава» – святого, глас 1-й: «Како не дивимся благоумию твоему...», «И ныне» – Креста (Минеи), глас 6-й: «Пророчестии гласи...». По Трисвятом – тропарь святого, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Креста, глас 1-й.

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-13/

Да восплачет же Иродиада, испросившая беззаконное убийство; ибо не закон Божий, не истинную жизнь будущего века возлюбила, но жизнь временную и скоропреходящую. Величание. Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение. Так как некогда в этот день люди среди пиршества забыли о правде и совести, то на 29е августа Церковь установила пост в напоминание, чтобы мы наблюдали за чистотой своей души среди радостей и увеселений. К особенностям Богослужения этого дня принадлежит поминовение православных воинов, за веру и отечество на брани убиенных, совершаемое после литургии. Св. великого князя Александра Невского (30 августа) Тропарь. Познай свою братию, российский Иосифе, не в Египте, но на небеси царствующий, благоверный княже Александре, и приими моления их, умножая жита людем плодоносием земли твоея, грады владычествия твоего ограждая молениием, наследником твоим благоверным императором нашым на сопротивныя споборствуя. Величание. Величаем тя, благоверный княже Александре, и чтем святую память твою: ты бо молиши о нас Христа Бога нашего. Прокимен. Вознесох избраннаго от людей Моих ( Пс.88:20 ). Происхождение честных древ честного и животворящего Креста (1 августа) В день 1го августа соединено два праздника: 1) Происхождение, т. е. вынос честных древ честного и животворящего Креста Господня, и 2) празднество Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его. Праздник принадлежит к числу малых. В Константинополе, при греческих императорах, 1го августа выносили животворящий Крест из дворца в церковь св. Софии, причем совершали водоосвящение. Этот обычай из Греции перешел и к нам, в Россию. В этот день, после литургии, совершается малое водоосвящение на реках, прудах и озерах, для чего идут туда с крестным ходом. Малое водоосвящение отличается от великого, Богоявленского, как песнопениями во время крестного хода, так и тем, что молитва об освящении воды короче, и при погружении креста в воду поется: «Спаси, Господи, люди Твоя», а не «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи».

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010