Архитектурное описание. Трехпрестольная симметричного построения церковь типа восьмерик на четверике с шатровой колокольней. Убранство характерно для русской архитектуры XVIII в. Из каталога-справочника " Республика Татарстан: Памятники истории и культуры " . г. Казань, Издательство " Эйдос " - 1993 г. В клировой ведомости по Спасской церкви села Кулаева Казанского уезда Казанской губернии за 1815 г. значится, что каменное здание церкви было построено в 1735 г. По данным клировой ведомости за 1909 г. значится, что церковь была построена в 1762 г. помещиком бригадиром(воинское звание, соотв.генерал-майору) Иваном Федоровичем Люткиным. Из храмозданной грамоты епископа Гавриила видно, что построение этого храма было разрешено господину Люткину 31 августа 1761 г., а по надписям на крестах видно, что главный храм освящен 23 октября 1763 г. Смоленский - 28 июля 1767 г., а о последнем - неизвестно. Престолов в церкви имелось три. В главной холодной церкви находился престол во имя происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, в холодном приделе с правой стороны - во имя Смоленской иконы Божьей Матери; в теплом приделе с левой стороны - во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Открылась церковь к празднику Спаса. С тех пор село именуется Спасское-Кулаево. Спасская церковь - памятник культовой архитектуры русского барокко. Храм симметрично-осевого построения, четверик двусветный, восьмерик небольшой, под сомкнутым восьмигранным сводом. Боковые приделы наплывают закругленными объемами алтарей на небольшую трапезную, примыкая, охватывают нижний ярус трехъярусной, восьмигранной в плане колокольни под высоким шатром. Ярус звона колокольни - с арочными проемами в гранях и активно выраженными архивольтами. На шатре - небольшие проемы-резонаторы. Полукруглая в плане аспида покрыта высокой конхой. Нижние проемы храма арочные, верхние - с лучковым завершением, лучковые проемы в гранях восьмерика чередуются с нишами аналогичной формы. Все окна обрамлены опоясанными полуколонками с завершением в виде «петушьих гребешков» различной формы. Церковь выделяется высоким шатровым купольным завершениями объемов. Особенность композиции - в смещении приделов к западу и размещении колокольни ближе к храму. В оформлении церкви использованы: опоясывающие лопатки, городковые карнизы, ширинки.

http://sobory.ru/article/?object=20983

Два льва удерживают крест внизу. С древних времён лев являлся символом сильного, неустрашимого и бдительного стража. Так, царь Соломон поместил изображения львов в выстроенном им храме в знак постоянной охраны святыни (3 Пар. 7:29, 36). На рукояти креста вырезан плетёный шар, благодаря которому рука священника не скользила по дереву. Воздвизальные кресты предназначались для церковных служб в Крестопоклонную Неделю, на праздники Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня и Воздвижения Креста, в воскресные дни. Они хранились в ризницах либо на престолах и именовались также напрестольными. Крестом благословляли, к нему возносили молитвы, его чествовали, лобызали, его воспевали: «Солнцезрачен видится, поклоняемый от верных человеков Крест Господень, Его же целующе, душами просвещаемая» (ирмос канона предпразднетва Воздвижения Креста). С.      К. Севастьянова Грамота патриарха Никона о крестном монастыре (Работа написана при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект 02–04–002513.) Грамота о Крестном монастыре» патриарха Никона , изданная при жизни святителя (М., около 24 июня 1656 года) 1053 (в дальнейшем: Грамота), до сих пор не привлекала внимания специалистов-филологов. В XIX веке Грамота неоднократно переиздавалась церковными историками, которые использовали её в качестве документального источника о строительстве Крестного Онежского монастыря 1054 . Аналогичное отношение к Грамоте сохранилось и в работах современных исследователей: содержание этого произведения Никона послужило основой для реконструкции истории обители, роли самого патриарха Никона в её создании и характеристики его строительной деятельности 1055 . Однако известно, что Грамота повлияла идейно и текстуально на ряд произведений, созданных во второй половине XVII века и посвящённых кресту-мещевику, помещённому патриархом Никоном в Крестный Онежский монастырь. С. И. Николаев отмечал влияние Грамоты на стихотворный цикл (123 стиха) поэта середины XVII века, подьячего приказа Большого дворца Онуфриева Алексея Захарьевича о Животворящем Кресте Господнем (РНБ. Ф. 550. Q. XVII. 227. Л. 23–27) 1056 . Есть совпадения Грамоты со «Сказанием о святом и животворящем кресте в Крестном монастыре на острове Кие» (РНБ. Ф. 588. 1583. Л. 4–31об.) 1057 , «Сказанием о святых мощех, еже суть во кресте, собранием святейшего Никона патриарха » (РНБ. Ф. 728. 1412. Л. 15–18; ИРЛИ, Древлехранилище. Оп. 24. 3. Л. 105об–109об.) 1058 и гравированной надписью при подножии Кийского креста на серебряной позолоченной пластине о его создании и о находящихся в нём мощах 1059 . Таким образом, среди произведений о Кийском кресте-мещевике и Онежском Крестном монастыре Грамота патриарха Никона занимает особое место.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Архив Пн Патриарший наместник Московской епархии возглавил торжества по случаю 25-летия возобновления монашеской жизни в Вознесенской Давидовой пустыни 16 августа 2020 г. 13:23 14 августа 2020 года, в праздник происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил Вознесенскую Давидову пустынь (село Новый Быт, городской округ Чехов, Московская область) и совершил Божественную литургию на площади перед Спасским храмом обители. В этот день праздновалось 505-летие монастыря и 25-летие возобновления монашеской жизни в обители. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Серпуховской Роман , епископ Видновский Тихон , настоятель Вознесенской Давидовой пустыни игумен Сергий (Куксов), благочинный монастырей Московской областной епархии игумен Евмений (Лагутин), благочинный Подольского округа Московской областной епархии протоиерей Олег Сердцев, благочинный Ступинского округа протоиерей Евгений Ряполов, благочинный Орехово-Зуевского округа протоиерей Андрей Коробков, благочинный Домодедовского округа священник Андрей Дьячков, благочинный Чеховского окурга священник Константин Александров, благочинный Серпуховского округа священник Игорь Чабан, настоятель Николо-Пешношского монастыря игумен Алексий (Горлычев), настоятель Николо-Радовицкого монастыря игумен Августин (Французов), настоятель подворья Давидовой пустыни в селе Талеж (Чеховский район, Московская область) иеромонах Артемий (Подмосковный), клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы священник Сергий Куксов. За Литургией молились настоятельница Введенского Владычнего женского монастыря (город Серпухов, Московская область) игумения Алексия (Петрова) и настоятельница Никитского женского монастыря (город Кашира, Московская область) игумения Магдалина (Чекулаева). На богослужении присутствовали председатель Московской областной Думы Игорь Брынцалов, первый заместитель министра образования Московской области Елена Михайлова, председатель Подольского городского суда Андрей Юрченко, глава г.о. Чехов Григорий Артамонов, начальник управления развития отраслей социальной сферы администрации г.о. Чехов Ольга Щукина, председатель совета депутатов г.о. Чехов Галина Козина.

http://patriarchia.ru/db/text/5677017.ht...

" Нести свой крест " августа 2019 Митрополит Варсонофий совершил вечерню и утреню с выносом креста в Крестовоздвиженском храме В канун праздника происхождения честных древ Животворящего Креста Господня , 13 августа, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил вечерню и утреню с выносом креста в Крестовоздвиженском храме . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Приморского округа протоиерей Ипполит Ковальский, настоятель протоиерей Евгений Шогенов с клиром и другие священнослужители. Среди молящихся были глава фонда " Созидающий мир " Вячеслав Заренков и его супруга Галина, епархиальный древлехранитель Иван Раевский. На середину храма был изнесен крест. " Праздник изнесения Животворящего Креста Господня был установлен в далекие времена в Византии, - сказал владыка в проповеди. - В августе, накануне Успенского поста, крест из ризницы императора выносился в Константинополь. В то время было много болезней, моровых поветрий, люди умирали. Чтобы остановить эпидемии, ходили с крестом по улицам Константинополя, служили молебны, посещали дома - и так все освящалось крестом в городе в течение двух недель до праздника Успения Пресвятой Богородицы. До нас дошла эта традиция - в этот день мы выносим крест на середину храма, чтобы поклониться Животворящему Кресту Господню " . " Господь в этот день напоминает о Своем призыве: " Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною " (Мк. 8:34), - продолжил архипастырь. - Спаситель никого не принуждает: кто не хочет идти за Ним, живут как хотят, но ни на что не рассчитывают - им Царствия Небесного не видать, потому что воскресение и блаженства даются только через крест. Сам Христос взял Крест, донес его до Голгофы, был на нем распят и воскрес. Он вошел в славу Отца Небесного и теперь находится в Царствии Божием. Кто хочет следовать за Ним, пусть возьмет свой крест: это страдания, болезни, все трудности этой жизни. Но крест надо не просто носить, а распяться на нем со страстьми и похотьми. Нужно на своем кресте умереть для греха и воскреснуть для духовной, блаженной, вечной жизни " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В этом случае, вне зависимости от того, какова степень употребления Октоиха, – заимствуются ли оттуда стихиры и каноны или же только каноны, как это бывает на богослужении святому «с великим славословием», святому «шестиричному» или двум святым, со стихирами каждому из них, наконец, даже в том случае, когда пение Октоиха ограничивается употреблением троичнов и седальнов, по великопостному чину, – на вечерне, утрени и на литургии положены «Отпусты дневнии во всю седмицу, по обычаю Святыя Восточныя Церкве». Для этого вида отпустов характерно призывание во все дни седмицы, кроме имени Господа Иисуса Христа и Богородицы, еще «святых славных и всехвальных апостол», затем в понедельник – «честных Небесных Сил безплотных», во вторник – «честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна», в среду и пятницу – «силою Честнаго и Животворящаго Креста», в четверг, – кроме святых апостолов, еще «иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца», а в субботу – «святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших...» Затем также во все дни седмицы после призывания имени святителя, «егоже есть литургия», и «святаго, егоже есть храм», и «святаго, егоже есть день», перед призыванием всех святых полагается призывание «святых праведных Богоотец Иоакима и Анны». Призывание последних составляет таким образом особенность вседневного отпуста.    Следует заметить, что воспоминание Честного и Животворящего Креста, кроме среды и пятницы тех дней, когда поется Октоих, совершается также и в тех случаях, когда бывает служба Святому Кресту, а именно – в праздник Всемирного Воздвижения Креста Господня 14 сентября (и в период его попразднства), в Крестопоклонное воскресенье Великого поста и в следующие за ним дни 4-й седмицы поста (по пятницу включительно), в день «на небеси явльшагося Знамения Честнаго Креста» 7 мая и в день Происхождения (изнесения) древ Честного и Животворящего Креста 1 августа. Поэтому в Служебнике в статье «Отпусты Владычних праздников» нет особого отпуста на праздник Воздвижения Креста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы. Воскресенье, 31 марта 2024 года: что будет в храме? Изучение наследия святителя Григория Паламы — настоящий духовный труд, без которого сложно представить себе Великий пост. Редакция журнала «Фома» желает вам помощи Божьей в этом душеполезном деле! 29.03.2024 Литургия. 4 основных чинопоследования Существует несколько чинопоследований Литургии. Например, Великим постом мы часто можем видеть в расписании богослужений помимо привычной литургии Иоанна Златоуста, литургию Василия Великого. 23.03.2024 Литургия Преждеосвященных Даров — самая необычная служба Великого поста. Почему на ней нужно побывать? Многие православные христиане замечают, что именно это богослужение лучше всего передает «светлую печаль» Великого поста. 19.03.2024 Трансляция богослужений онлайн Вы можете посмотреть трансляцию богослужения онлайн и на сайте журнала «Фома». Конечно, просмотр трансляции не заменяет нашего присутствия, но помогает нам помнить о том, что сейчас происходит в храме. 14.04.2020 Из чего состоит Литургия? Самый краткий разбор Божественная литургия — главное христианское богослужение. Из чего оно состоит? Чем литургия оглашенных отличается от литургии верных? 13.01.2024 Что и когда поют на литургии? За Божественной литургией звучит множество песнопений. Однако непривычному к церковному пению человеку бывает трудно понять, о чем именно в них идет речь. 22.10.2023 Как в Церкви решают, какой фрагмент Писания сегодня читать на службе? Каждый, кто хоть раз был на литургии, видел, что в определенный момент на амвон выходит священник, дьякон или чтец и зачитывает вслух фрагмент из Священного Писания. Как Церковь решает, что именно читать сегодня? Разбираемся в слайдах журнала «Фома». 30.09.2023 «Кресту Твоему» Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. Перевод: Кресту Твоему покланяемся, Владыка, и прославляем Твое святое Воскресение. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» — это церковное песнопение, которое поется на утрене в праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, а также на утрене и литургии в праздник Воздвижения Креста Господня и Неделю Крестопоклонную (3-е воскресенье) Великого поста. Во время литургии «Кресту Твоему» исполняется…

http://foma.ru/stati/pravoslavnoe-bogosl...

Священник сам сопровождал свои возгласы и чтение ектений одновременным переводом 14 апреля. ПРАВМИР. В храме святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской по благословению митрополита Смоленского и Рославльского Исидора состоялась литургия на жестовом языке. Богослужение провел руководитель клуба для глухих и слабослышащих «Глас» иеромонах Николай (Золотов). Служба на жестовом языке была проведена в Смоленской митрополии впервые, сообщает официальный сайт митрополии. Она имеет ряд отличий от Литургии с сурдопереводом, которая совершается при храме святых Новомучеников уже в течение года. Если раньше сурдопереводчики переводили всю службу целиком, то в этот раз священник сам сопровождал свои возгласы и чтение ектений одновременным переводом. Переводчики переводили на язык жестов только то, что исполнял хор. По благословению правящего архиерея в течение всей Литургии были открыты Царские врата. Это было сделано для того, чтобы неслышащие прихожане могли следить за жестами священника в то время, пока он находится в алтаре. Члены общины глухих уже освоили «Символ веры» и «произносят» его в нужный момент литургии соборно, так же, как и молитву «Отче наш», отмечается в сообщении. Это сплачивает членов общины, дает им большую радость, ощущение единения, причастности к общему делу священника и мирян — Божественной литургии. Богослужение на жестовом языке для членов общины «Глас» было проведено в нижнем храме в честь Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня при Духовном центре храма Новомучеников. Здесь же на первой неделе Великого поста было организовано чтение Канона святого преподобного Андрея Критского с сурдопереводом, проводится исповедь и соборование для глухих. В феврале в Свято-Троицком соборе Ижевска также впервые в истории прошло богослужение для глухих, сопровождаемое сурдопереводом. Уникальным опытом проведения подобных служб поделились гости из Вятской епархии — духовник Вятской общины глухих и слабослышащих людей во имя святой царицы Елены священник Игорь Шиляев со своими помощниками.

http://pravmir.ru/bogosluzhenie-na-zhest...

Аминь. 10 августа 2010 года Мученики за Христа… прежде Христа Слово в день памяти семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара Сегодня по Уставу церковному мы совершаем празднование Происхождения, то есть Изнесения, Честных Древ Креста Господня, а также память семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елеазара. Из всех трех празднований, которые мы сегодня совершаем, включая праздник в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, эта служба самая древняя, так как мучеников Маккавеев христиане восхваляли уже в III веке. Мы можем сделать такой вывод благодаря письменным источникам. В III веке святых братьев Маккавеев с их матерью и учителем восхвалял священномученик Киприан Карфагенский , в IV – святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст , в V – Блаженный Августин . У Иоанна Златоуста есть даже три похвальных слова в честь мучеников Маккавеев, одно из которых, по всей видимости, не полностью сохранилось. Хвалу воздает им и преподобный Ефрем Сирин . Святитель Григорий Богослов в своем похвальном слове мученикам Маккавеям говорит о том, что церковное собрание в тот день состоялось ради мучеников Маккавеев: все собрались в храме, чтобы в первую очередь почтить память этих святых. В первые века христианства, когда совершали свое служение святители Григорий Богослов , Иоанн Златоуст и другие подвижники, восхвалявшие мучеников Маккавеев, конечно же, память о подвиге мученичества, совершенном первыми христианами, была жива. С тем большей силой верующие восхищались мученичеством за Христа во времена, предшествовавшие Христу, когда люди спасались лишь верой в грядущего Спасителя и когда не было той великой благодати, которая вскоре излилась на первохристианскую Церковь . Удивительна была твердость тех, кто верой в еще не пришедшего Мессию, в грядущее воскресение мертвых преодолел все эти ужасные скорби. Мученики Маккавеи пострадали в 166 году до Рождества Христова. Начиная с III века, как я уже сказал, христиане повсеместно праздновали их память.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Князь поставил икону во Владимире, и с этого времени - с 1160 года - она получила наименование Владимирская. В 1164 икона сия сопровождала князя Андрея Боголюбского в поход на волжских булгар. Перед битвой князь исповедался и причастился; пав же пред образом Богородицы, он воскликнул: " Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет! " Все воинство вслед за своим князем со слезами приложилось к чудотворной и, взывая о заступничестве к Пречистой, двинулось в бой. Нечестивые были разбиты. После победы на поле брани было совершено молебствие перед святой иконой. Во время него на виду у всего русского войска явлено было чудо: от образа и от Животворящего Креста забрезжил дивный свет, озаривший всю местность. А на другом конце христианского мира, но точно в тот же день и час византийский император Мануил узрел свет от Креста Господня и, подкрепленный сим знамением, одолел своих недругов-сарацин. По сношении князя Андрея с императором Второго Рима 1 августа был установлен праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, известный в народе как Первый Спас. Много иных чудес было явлено от чудотворного образа. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар приблизился к Москве. У народа христианского оставалась надежда лишь на помощь Божию. И тогда великий князь Московский Василий Дмитриевич повелел принести икону из Владимира в Москву. Десять дней длился путь Владычицы с берегов Клязьмы. По обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки к иконе, взывал: " Матерь Божия, спаси землю Русскую! " В белокаменной Владимирскую икону ждала торжественная встреча: крестный ход со всем городским духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи вышли на городские стены на Кучково поле, встретили и проводили чудотворную до Успенского собора Кремля. Было это 26 августа. " Весь град изыде противу иконы на сретение ею " , - свидетельствует летописец. Митрополит, великий князь, " мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести человека, не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Патриаршая поездка в Зарайск. Литургия в Иоанно-Предтеченском соборе. Хиротония архимандрита Феодора (Малаханова) во епископа Вилючинского. Концерт по случаю 870-летия Зарайска 14 августа 2016 г. 19:44 14 августа 2016 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Иоанно-Предтеченском соборе Зарайского кремля и возглавил хиротонию архимандрита Феодора (Малаханова) во епископа Вилючинского, викария Петропавловской епархии. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл принял участие в церемонии открытия праздничной концертной программы, посвященной 870-летию Зарайска. Фото: С. Власов, О. Варов Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Патриаршая поездка в Зарайск. Литургия в Иоанно-Предтеченском соборе. Хиротония архимандрита Феодора (Малаханова) во епископа Вилючинского. Концерт по случаю 870-летия Зарайска» Фотоальбом «Патриаршая поездка в Зарайск. Литургия в Иоанно-Предтеченском соборе. Хиротония архимандрита Феодора (Малаханова) во епископа Вилючинского. Концерт по случаю 870-летия Зарайска» Фотоальбом «Патриаршая поездка в Зарайск. Литургия в Иоанно-Предтеченском соборе. Хиротония архимандрита Феодора (Малаханова) во епископа Вилючинского. Концерт по случаю 870-летия Зарайска» Фотоальбом «Патриаршая поездка в Зарайск. Литургия в Иоанно-Предтеченском соборе. Хиротония архимандрита Феодора (Малаханова) во епископа Вилючинского. Концерт по случаю 870-летия Зарайска» Фотоальбом «Патриаршая поездка в Зарайск. Литургия в Иоанно-Предтеченском соборе. Хиротония архимандрита Феодора (Малаханова) во епископа Вилючинского. Концерт по случаю 870-летия Зарайска» Фотоальбом «Патриаршая поездка в Зарайск. Литургия в Иоанно-Предтеченском соборе. Хиротония архимандрита Феодора (Малаханова) во епископа Вилючинского. Концерт по случаю 870-летия Зарайска» Фотоальбом «Патриаршая поездка в Зарайск. Литургия в Иоанно-Предтеченском соборе. Хиротония архимандрита Феодора (Малаханова) во епископа Вилючинского. Концерт по случаю 870-летия Зарайска»

http://patriarchia.ru/db/text/4584057.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010