45 Dion. Cass. 71:305, Ганноверское изд. 1606 г. Jul. Capitolin Vit. M. Auíel, c. XXIV: Clawhan. De Sexto Consul. Honori, 338 и след. 49 Некоторые объясняют это предположением, что наскоро собранный костер отчасти состоял из ароматических дерев. Но в общем лучше всего оставить без объяснения те части рассказа, в которых повествователь придает ему чудесный характер. 50 Источником этого сведения служит послание церкви Лионской и Вьеннской, сохраненное Евсевием в книге пятой (хотя и не в полном виде). 56 Евагрий (от которого едва ли можно было ожидать таких замечаний), указывая разницу между языческими и христианскими разномыслиями, защищает еретиков от обвинения в намеренном нечестии: «каждый», говорит он, «думал только мыслить правильнее, чем все ранее его» (1:2). 58 Это название, однако же, не присваивалось вообще самими этими сектами, но прилагалось к ним другими. Карпократиане, худшая и наиболее безнравственная секта из них или одна партия среди них, по свидетельству Иринея, были единственные гностики, которые сами себя называли так (И. 15:6), между тем как автор «Философумен» приписывает притязание на это имя офитам (5:9) 60 О сходстве между гностицизмом и индийскими системами см. Lassen, Indische Alterthumskunde, 3:380–405. 61 Как Пифагор, так и Платон, употребляли слово для обозначения высшего знания; различие в степенях вообще свойственно восточным религиям. 64 Это совершенно восточная черта. Название эонов («ιν) собственно принято было Валентином, но ради удобства может быть употребляемо и при изложении систем бывших раньше его. Феодорит порицает употребление этого слова для обозначения живых существ, так как оно, собственно, означает продолжительность: конечную или бесконечную (Наег. 5:6). Гизелер (1:1:188) определяет это название в его гностическом приложении, в смысле «развитий божественной сущности, которые, как таковые, становятся выше ограничений времени». 65 Враждебность демиургу в иных случаях доводилась почти до невероятной степени так что извращались самые характеры библейской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Игнатий точно указал, что субстанциальный дуализм души и материи у Декарта, предполагающий полную пространственную и временную несоотнесенность души, наделяет человеческую душу или ангела по сути равнобожественным бытием, что серьезно противоречит христианскому теизму. «Декарт и его последователи признают душу субстанциею, совершенно противоположной телу, не имеющею с ним ничего общего, не имеющею никакого отношения к пространству и времени; мы признаем такою субстанциею единого Бога», – указывал православный богослов 45 . Задолго до епископа Игнатия не менее глубокие возражения Декарту были сделаны со стороны Ньютона. Панентеистические интуиции Ньютона требовали возврата Бога в природный мир, из которого в рамках механицистского подхода Декарта было изгнано всё, что не сводится к протяжению и механическому движению 46 . Теология Ньютона последовательно провозглашала идею имманентности, наряду с трансцендентностью Бога. Если для Декарта Бог превращался в некое исключительно запредельное миру существо, то для Ньютона Он был подлинным Вседержителем, Пантократором 47 . Следуя Ньютону, Бог непостижимым образом существует всегда и везде, а не где-либо и когда-либо. Не будучи продолжительностью и пространством и вообще чем-то телесным, Он вездесущ не только по свойствам, но и по сущности, ибо свойство не может существовать без сущности. В Нем всё содержится и всё движется, Он не испытывает воздействия от движущихся тел, и движущиеся тела не испытывают сопротивления от Его вездесущия 48 . Подчеркнем, что такое понимание имманентности Бога являлось вполне христиански-ортодоксальным, совпадало с восточнопатристическим видением этого вопроса. Возражая Декарту, Ньютон верно заметил, что его истолкование взаимоотношения универсума и Бога ведет к атеизму. Протяженный материальный мир Декарта приобретал слишком независимый и самостоятельный статус – Бог осуществлял в него свои интервенции откуда-то извне. Бог и протяженность как бы сосуществовали друг с другом, превращались в равноправные абсолютные сущности, а термин «субстанция» лишался своего исключительного значения, мог быть применим к каждому из них в одном и том же смысле 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pan...

Комментарии ( 6): иерей, Киев 16 января 2009г. 15:58 По поводу всеобщего подпевания тоже есть вопрос. Часто это привращается в козлогласование, которое уничтожает молитвенный настрой. свящ. Феодор Людоговский, Москва 17 января 2009г. 01:49 Киевскому иерею Спасибо за отклик. Спору нет, иногда народное пение выглядит весьма неблагозвучно. Но если есть сложности - их надо стараться преодолеть, а не отказываться сразу же от первоначальных намерений. Народ - хотя бы некоторых - можно учить пению; песнопения должны быть максимально простые, а не вычурные; следует четко оговорить, что и когда поет хор, а что поется всем храмом. И т. д. Думается, каждый может припомнить примеры более-менее успешного внедрения народного пения. Sergej, Heidelberg 18 января 2009г. 01:42 Mne statja ponravilas " . Vse v zelom pravil " no. Narod hochet uchastvovat " v bogosluzhenii, konkretnymi delami v hrame zanimat " sja. A ne prosto stojat " bez dela. I ponimat " bogosluzhenije inache ne poluchitsja, kak esli teksty glazami prochityvat " , a ne tol " ko hor slushat " . иером.Константин, Коломна 18 января 2009г. 23:34 Служба чтимому в храме святому бывает один или два раза в году. А акафист можно служить хоть каждую неделю, что повсеместно и делается. Это, по моему мнению, самая основная причина любви к акафистам. Структура акафиста проста и понятна, в отличие от полной службы святому. В последнее время канонизировано множество новомучеников Российских. Необходимо им писать богослужебные тексты. К моему глубокому сожалению все, кто дерзает гимнотворчествовать, начинают с акафистов. В ответ на критику идет вышеуказанное соображение. свящ. Алексей Агапов, г. Жуковский 20 июня 2009г. 18:10 Все правильно. По моему мнению, общая храмовая молитва может стать таковой, если община (настоятель + все) договорится о соответствующих изменениях в уставе. Например: неизменяемые части богослужения должны быть признаны главенствующими (а не достойными всяческого усечения, как чаще всего бывает). Но тогда появляется другая проблема - продолжительности службы. Изменяемая часть должна будет подвергнуться сокращению/изменению. А ведь общеизвестен факт: распространить молитву куда проще (ибо благочестивее), чем ее сократить. Скажем, можно попробовать вместо стихир _между_стихами_поемого_народом_псалма_ петь с народом же некие краткие припевы (как было в древности). А из стихир петь одну или две (например, только славник). Но это очень непросто - отказаться от того, что уже есть. Естественно, гораздо проще написать нечто новое (новый акафист): здесь не будет конфликта с внутренним благочестивым чувством. В то же время иной конфликт - между уставным богослужением (пусть и усеченным, но имеющим некие серьезные генетические корни) и полностью " освобожденным " от устава - менее заметен и, как кажется, имеет последствия, отложенные куда-то в далекое будущее.

http://bogoslov.ru/article/372613

Для большей части населения Н. родным языком является один из индоарийских языков (82,1%, в т. ч. непали - 44,6%, майтхили - 11,7, бходжпури - 5,98, тхару - 5,8% и др.). Индоарийские народы живут гл. обр. на западе и юге страны. На севере проживают тибето-бирманские народы (17,3%, в т. ч. таманги - 5,1%, невары - 3,2, магары - 2,98, лимбу - 1,3, гурунги - 1,2, раи - 0,6% и др.). На юго-востоке обитают небольшие группы, говорящие на языках сантали (49,9 тыс. чел.; австроазиатская семья) и ораон (курух) (33,7 тыс. чел.; дравидийская семья). Большинство населения (59%) - монолингвы, 41% населения говорит по крайней мере еще на одном языке, кроме родного. Самые распространенные вторые языки - непали (32,7% населения), который используется как язык межэтнического общения, и хинди (4,6%). По данным переписи 2011 г., средний годовой прирост населения составил 1,35%, рождаемость - 22 чел. на 1000 жителей, смертность - 7,3 чел. на 1000 жителей; показатель фертильности - 2,52 ребенка на 1 женщину; средняя продолжительность жизни - 66,6 года (65,3 года - у мужчин, 67,9 года - у женщин); в возрастной структуре: 31% составляют дети до 14 лет, 64% - люди в возрасте от 15 до 64 лет, 5% - люди 65 лет и старше; городское население - 17%; уровень грамотности - 67%. Государственное устройство Н.- федеративное гос-во, форма правления - республика. В 2015 г. 2-е Учредительное собрание (УС) приняло новую Конституцию Н., вступившую в силу с 20 сент. 2015 г. Она заменила промежуточную Конституцию, принятую 15 янв. 2007 г., согласно к-рой Н. был провозглашен федеративной республикой (ранее действовала Конституция Королевства Непал от 1990 г., провозглашавшая конституционную монархию с унитарной формой гос. устройства). Согласно Конституции 2015 г., главой гос-ва является президент, к-рого избирает на 5 лет электоральная коллегия, состоящая из членов федерального парламента и парламентов провинций. Президент назначает премьер-министра, к-рым становится лидер партии, имеющей большинство в Палате представителей.

http://pravenc.ru/text/2565038.html

Алексий Любитель-Природы 14 мая 2017, 18:55 Здесь проблема, на мой взгляд, гораздо глубже зарыта. Если читать и петь (о качестве пения почему-то не упомянул автор) качественно, то продолжительность богослужения по времени значительно возрастёт. Готовы ли к этому прихожане, чтецы, певцы и священники? А то ведь у нас сейчас все либо немощные, либо занятые чересчур. А некоторые и то и другое сразу. :( А если храм сельский, то ещё нужно, чтобы всенощная успела закончиться минут за 15-20 до последнего автобуса, чтобы эти несчастные бабушки, чтоб им провалиться, которые на службу из соседних деревень приехали, чтоб они смогли обратно к себе домой уехать. Андрей Юрьевич 13 мая 2017, 19:02 В Алтаре тоже шутят? Для христианина, кому суждено единожды оказаться там, такой " репортаж " из освященных мест - несомненная духовная ценность. Да, остроумно вывешивать в Алтаре ценники, как в свечных лавках. Весело, и когда алтарник иронично рассказывает всему свету о " причудах " настоятеля. Подобные " откровения " , видимо, должны скреплять православную паству, ибо подтверждают: все мы - и священники, и прихожане - люди грешные. А про " вольнонаемных " церковнослужителях и говорить не приходится, - читают по церковнославянски порой так, что и не разберешь ничего. Очень полезная статья получилась. Жаль только, что написана не по церковнославянски. Никто бы и не понял ничего. ishimb insto.ru 13 мая 2017, 13:51 В одном из монастырей услышала как читают Великим Постом отрывки из Бытия, Притчей и тд. Их читали выразительно не, так как псалмы, а со смысловыми паузами- и вдруг по- другому совершенно услышалось Писание и было легко внимать и следовать за мыслью. Наш замечательный регент всегда делает акцент на том, что сначала идет слово, потом мелодия. Но мы, конечно, застреваем на нотах... прав тут батюшка. Алексей Кулько 13 мая 2017, 12:05 Хорошая статья. Юрий 13 мая 2017, 10:49 По-моему,поставленная проблема может быть разрешена только принимая во внимание особенности греческого стихосложения и перевода его на старославянский. В частности, " повсюду православных " объясняется, скорее всего, смещением ритмического ударения с " повсюду " на " православных " (в стихосложении подобное называется " икт " - см. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D1%82).

http://pravoslavie.ru/103323.html

Во время же молитвы, когда он ходатайствовал пред Богом за нераскаянный народ, он дошел до самого высшего состояния человеческой души – пламенел любовью к Богу и к ближним и как бы весь превратился в одно желание, которое выше всех желаний. Неудивительно поэтому, что и Господь отвечал пророку тем же самым, делая его предметом Своего высочайшего благоволения. Наименование муж желаний есть тоже, что муж возлюбленнейший Богом, снискавший себе особенную любовь от Бога и потому удостоенный великого откровения. 24 ст. Семьдесят седмин сократишася о людех твоих и о граде твоем святем -для твоего народа и святого города твоего определены (буквально с еврейской Библии отрезаны, отсечены) семьдесят седьмин. Этими словами определяется продолжительность периода, в течении которого должны произойти возвещаемые далее события. Седьминою обозначается время, состоящее из семи частей. Издавна евреи вели счет времени седьминами, строго различая три седьмины. Прежде всего они имели седьмину, состоящую из дней и соответствующую нашей неделе (Второз. XVI, 9; Дан. Х, 2 ). Затем они пользовались в счислении времени седьминою лет или семилетием, причем последний год назывался субботним годом и праздновался, как священный с соблюдением особых постановлений, приуроченных к нему (Лев. XXV, 3–5). В-третьих, наконец, евреи имели у себя седьмину субботних годов, после которых наступал юбилейный год, по характеру празднования более знаменательный и торжественный, чем год субботний ( Лeb. XXV, 8–55 ). Это был круг годов в 49 лет с пятидесятым священным юбилейным годом. Нельзя разуметь под седьминами в откровении пр. Даниила седьмину дней, т.е. период времени в 70 недель или 490 дней, так как в такой сравнительно краткий промежуток времени не могли совершиться события, указанные в откровении, как например построение города и храма, разрушение их, пришествие и смерть Мессии и т.п. Нельзя также разуметь здесь и седьмину субботних годов, т.е. круг юбилейного года, так как получился бы в таком случае очень длинный период времени (3500 лет).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

В определении места и времени написания нашего послания мнения неодинаковы. Едер утверждает, что наше послание написано в Коринфе за полуторагодичное там пребывание Апостола. ( Деян.18:1 и след.). 48 Но это мнение утверждается а безосновательном предположении, что Ап. Павел содержался там в узах. Но так как последнего в действительности не было, то и рушится указанная гипотеза уже потому одному, что наше послание написано во время уз ( Флп.1:7, 14, 14, 20, 2:17 ). Большей вероятностью отличается другое мнение 49 , по которому наше послание написано из плана в Кесарии. При этом под πολογα ( Флп.1:17 ) должно разуметь защитительную речь Апостола перед прокуратором Феликсом ( Деян.24:10 и след.). Под πραιτριον ( Флп.1:13 ) πραιτριον το ρδου ( Деян.23:35 ) т. е. жилище прокуратора, которое вместе с тем было и местом заключения Апостола. Бэттгер пытается это мнение подтвердить особенно тем соображением, что по римскому судопроизводству Ап. Павел не мог находиться в Римском плену более пяти дней. Но уже Неандер, ссылаясь на юридическое авторитеты, возражает против такого доказательства. Он говорит, что такой 5–10 дневный срок назначался по римским законам только на подачу апелляции в высшую инстанцию и literae dimissoriae, а продолжительность самого судопроизводства законом не определялась и обвиненный оставался под арестом до решения императора. Впрочем, выражения πραιτριον ( Флп.1:13 ) и οκα κασαρος ( Флп.4:22 ) сами по себе не говорят решительно за то, что послание написано было в Риме, ибо император имел, вероятно, дворцы и вне Рима. Но за Рим, а не Кесарию, говорят другие данные послания. Находясь в Кесарийском плену, Апостол не мог опасаться, что этот плен окончится смертью , ибо давалось право искать суда императора; не мог он также быть уверенным и в своем скором освобождении из плена, ибо от произвола прокуратора зависело ускорить ход процесса или затянуть его. А в послании Апостол указывает и на возможность конца своего плена смертью и на свою уверенность, что плен его кончится скорым освобождением его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

И так сличивши все это с Библией, я увидел, что проповедь совсем была без правильного основания и без опыта и все поставлено было в ней вверх ногами или наоборот. Я, успокоившись Библией, перестал о слышанном думать, а сожалел только 44 о том, что не слыхал, что значит непрестанно молиться и как? Сия мысль заботливо держалась во мне. Настала Крестопоклонная неделя 45 , я пошел к обедне в Академию. Там ученый проповедник сказывал поучение о молитве Иисуса Христа на Кресте, служащей примером для наших молитв, и основался на следующем 46 тексте: «Молящеся на всяко время духом» 47 . Услышав сие, обрадовался я, думая, что он при сем непременно растолкует и то, что значит непрестанно молиться и как? Проповедник кричал-кричал и все доказывал потребность молитвы духом. «Не в наборе слов должна состоять молитва, – говорил он, – не во внешнем предстоянии, не в бегании на общественные славословия для тщеславия, не в многом чтении молитв и не в продолжительности песнопений, но в силе, во внимании, в пламенном усердии, в смиренном возношении ума и сердца к Богу. Словом, молитва должна преимущественнее всего приноситься духом; дух человеческий с ревностным порывом и пламенным желанием должен возносить свою молитву. И таковая истинная молитва в одно мгновение пройдет небеса, одним искренним, исполненным теплоты веры и любви вздохом достигнет до Престола Божия, будет услышана и принесет желанный плод. Истинная молитва духом во всем должна быть противоположна наружным тщеславным молитвам, долго продолжаемым без теплоты сердечной, по подобию фарисейскому 48 , от чего и Иисус Христос удерживал учеников своих, говоря: «В молитве не лишше глаголите» 49 ». Выслушав все это, я не удовлетворил моего желания и опять остался в недоумении: как молиться непрестанно? Пришедши, с горя опять принялся за Библию ... Читал-читал, да и начал размышлять: как же так? Проповедник толковал текст «Всякою молитвою молящеся на всяко время духом» 50 , и при сем толковании не только не открыл, каким образом можно молиться «на всякое время», то есть всегда, но еще и порицал продолжительные молитвы и советовал молитву хотя краткую, но пламенную 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Анвин сообщил Толкину, что уезжает за границу. 38 14 января 1938 г. Толкин выступал по Би-би-си с рассказом о том, что такое «англосаксонский стих». Выступление продолжительностью в 13 минут входило в цикл передач «Очерки о национальном вдохновении и его особых формах». 39 Об исходном наброске первой главы «Властелина Колец» см. «Биографию», стр. 290–291. 40 Артур Рансом, писатель, книгами которого зачитывались дети Толкина, написал Толкину, назвав себя «смиренным любителем хоббитов» и жалуясь на то, что Гандальв по отношению к Бильбо использует описание «впечатлительный человечек» ( «excitable little man»). Рансом привел еще несколько примеров использования слов «человек» ( «man») и «люди» ( «men») применительно к гномам и гоблинам. 41 Кристофер Толкин был прикован к постели из-за болезни сердца; этот недуг на несколько лет сделал его полным инвалидом. 42 Долгие Каникулы — летние каникулы в Оксфорде. Срок действия исследовательского гранта Толкина истек в сентябре 1938 г. 43 Отсюда следует, что в первоначальной версии романа «За пределы безмолвной планеты» героя звали Анвин; в опубликованном варианте его зовут Рансом. 45 Незаконченный роман Толкина о путешествии во времени, «Утраченный путь», был представлен в издательство «Аллен энд Анвин» в ноябре 1937 г. Рукопись вернули, сопроводив следующим комментарием: даже если книга будет закончена, маловероятно, чтобы она имела коммерческий успех. Подробнее об этом произведении см. письмо и «Биографию», стр. 267–269. 47 «Земля под Англией» Джозефа О " Нила (1935). 48 Эта фраза фигурировала в отзыве рецензента. 49 «Путешествие к Арктуру» Дэвида Линдсея (1920). 50 Нуждаясь в дополнительном заработке, Толкин, помимо своих оксфордских обязанностей, нередко выступал внешним экзаменатором для других университетов и проверял экзаменационные работы на получение школьного аттестата на повышенном уровне. 51 Не совсем понятно, о каких именно работах идет речь. Возможно, Толкин имел в виду «Ancrene Wisse» и «Перл» на среднеанглийском языке; первый из текстов он редактировал для «Общества по изданию ранних английских текстов», а над вторым работал вместе с Э. В. Гордоном; хотя, на самом деле, ни тот, ни другой проект не был близок к завершению. Что до текста на древнеанглийском, возможно, здесь идет речь о переработанном переводе «Беовульфа» Кларка Холла: Толкин вычитывал его корректуру и собирался написать предисловие; см. письмо . Работа на древнеисландском — скорее всего, издание «Саги о Глуме-убийце» под редакцией Г. Тервилл-Питра («Оксфорд юниверсити пресс», 1940); это — одна из оксфордских монографий английского факультета, над которыми Толкин работал в качестве редактора вместе с К. С. Льюисом и Д. Николом Смитом. 52

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

2. Зодиакальная А. нововавилонского периода (626-539 до Р. Х.) основывалась на многолетних циклах прохождения «7 планетами» (т. е. Солнцем, Луной и 5 планетами, видимыми невооруженным глазом) знаков зодиака. Зодиак - это проекция видимого пути Солнца на небесную сферу при его годовом движении по эклиптике относительно неподвижных звезд. Зодиаком также называют полосу на небесной сфере шириной 16-18°, охватывающую видимые траектории движения Солнца и планет. Созвездия, по к-рым проходит зодиак, называются зодиакальными. Их количество у разных народов варьировалось от 8 до 17. Вавилонские астрономы в нач. I тыс. до Р. Х. разделили зодиак, начиная с линии весеннего равноденствия (21 марта), на 12 частей, или «знаков», по 30° каждый. Знаки зодиака получили названия находившихся в них созвездий. Зодиакальная А. переносила идею цикличности, бесконечного повторения космических событий, на земную жизнь. В учении вавилонских астрологов о «великом годе», периоде, в конце к-рого звезды возвращаются в то же положение, что и в начале, а следов., и на Земле все до мельчайших деталей повторяется, нашел выражение астральный фатализм , представление об абсолютной зависимости жизни людей от звезд. 3. Гороскопная А. возникла в сер. I тыс. до Р. Х. Ее основная идея состоит в том, что судьба человека определяется астральными влияниями в момент его рождения. Гороскоп - это схематическое изображение звездного неба («карта неба») в данный момент времени для данного места. По гороскопу предсказываются телосложение человека, способности, характер, важнейшие события его жизни, продолжительность последней и причины смерти. Самый ранний из известных вавилонских гороскопов датируется 409 г. до Р. Х. ( Sachs. P. 49). В гороскопной А. источником влияния на судьбы людей считаются не созвездия как таковые, а их символы - знаки зодиака. Положения светил относительно этих знаков не наблюдаются непосредственно, а вычисляются на основе ранее сделанных наблюдений. Небесные знамения, к-рые нельзя предсказать математически, не принимаются во внимание в гороскопах. А. приобрела т. о. нек-рые внешние признаки науки и поэтому в древности обычно воспринималась как часть астрономии или отождествлялась с ней. Вавилонские астрономы стремились предсказывать видимые движения небесных тел, солнечные и лунные затмения, но не интересовались их причинами и действительным устройством вселенной. А. в Вавилоне не отличалась от астрономии ни целями, ни методами. Однако астрономическими наблюдениями занимались писцы, а предсказаниями - каста жрецов. За последними в греко-рим. мире закрепился этноним «халдей» (см. Халдея ). Впосл. халдеями называли магов и астрологов независимо от их происхождения. В древнем Египте

http://pravenc.ru/text/76752.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010