Заключение книги Иова парадоксально, но в этом парадоксе открывается одна из величайших истин бо–гопознания. Иов признает свое невежество. Он ничего не понял в своей судьбе; немногое ведомо ему и о творческой мудрости Творца. Он «помрачал Провидение, ничего не разумея»! Но глаза его видели Бога и он все понял сердцем и в «прахе и пепле» примирился с Богом. Он видел Бога и постиг свое невежество о Боге. Познал Бога, познав непостижимость Нго. Он жаловался Богу на Бога и был оправдан Богом. Человек ничтожество; он ничего не может дать Богу. Что для Бога человеческое добро и зло? Но «раб Божий Иов» дорог Богу, и Он является ему и говорит с ним и благословляет его. Во истину во плоти своей, своими глазами он увидел своего Искупителя, Заступника и Господа… Близость к Богу– В раю человек был неразлучен с Богом. Оставив Бога и повидимому оставленный Им, человек не может не искать Бога. Об этом постоянно говорят Псалмы. «Ищите Господа и силы Его, ищите Лица Его всегда!» (CIV, 4). «Я искал Господа и Он услышал меня… Обращающие взор к Нему просвещались… Вкусите и увидите, как благ Господь… Ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе»… (XXXIII, 5–11). Только «вкусившие» бытия Бо–жия и могут действительно знать, что «благ Господь» и что от Него и в Нем все блага. Нам дано не только, искать, но и видеть Бога; не только видеть, но и вкушать, т. е. быть причастниками бытия Божия… «Сказал безумец в сердце своем: — нет Бога… Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро…» (XIII, 1–3). Безумье, безбожье, злодейство — одно и то же. В этом основа библейского учения о зле. Путь к Богу, добру и мудрости — один. Но люди не верят этому… «Как лань стремится к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому! Когда прииду и явлюсь пред лице Божие?.. Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей… Я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего!» (XLI; ср. LXVIII). Жажда Бога возможна, только если мы не можем жить без Бога, как без воды, т. е. если Бог необходим нашему духу. Бог — крепость, Бог — жизнь, Бог — милость, Бог — Спаситель, Бог — Бог наш, Сущий, без Которого нас нет. «Яви нам свет Лица Твоего, Господи!» (IV, 7). От Бога свет жизни и свет знания; в свете нет различия между сущностью и явлением; Свет Божий есть Бог… Ищущие Бога праведны и Бог не оставляет их (XXIII, IX, 11). Ищущие Бога торжествуют и веселятся (XXI, 24–29). «Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: — велик Господь!» (XXXIX, 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Здесь же Иову Господь открывается в буре, указав на мощь и силу внешних, бурных обстоятельств горестной жизни человеческой... И в этом Господь может открыться. «Кто сей, омрачающий Провидение (удивительное выражение! – А. И.) словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж, – обращается Господь к Иову (то есть соберись, будь духовно мужествен. – А. И.), – Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь» ( Иов. 38:2–4 ). Вот первая мысль, которой вразумляет Господь Иова. Со всей ясностью Господь открывает Иову его ничтожество. «Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» ( Иов. 38:5–7 ). Здесь откровение Божие свидетельствует и о том, что самое творение мира совершалось при свидетельствовании высшего мира – мира, сотворенного еще до земли, при радостном славословии этого высшего ангельского мира. Действительно, всякий человек, который задает себе метафизические вопросы, который углубляется в религиозную философию, ищет разумного оправдания своей жизни, должен прежде всего учесть одно совершенно непреложное обстоятельство: полную слабость всех своих человеческих познавательных способностей и сил. Возьмем пример: мы, люди, знаем, сколько тысяч километров в окружности Земли и в поперечнике ее. Мы измерили нашу Землю точно. Но попробуем в своем уме представить ее величину, как мы представляем величину яблока. Ни у кого из нас такой опыт не выйдет. Мы можем представить в уме размеры глобуса, но представить подлинную величину Земли (которую абстрактно, математически, в числах хорошо знаем) мы не можем, это не вмещается в наш разум... Если мы эту внешнюю, физическую Землю, этот маленький шарик, эту пылинку в пространстве вещественного мироздания не можем вместить в свою земную мысль, то, конечно, мы совершенно бессильны познать нашим темным разумом, нашим логическим мышлением чистую реальность Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Здесь приступили к Нему Фарисеи и саддукеи, и начали спорить с Ним; и, искушая Его, требовали от Него показать им знамение с неба. На это Он отвечал им: – «(иногда) вы гадаете с вечера: – завтра хорошая погода, потому что небо красно; – или (замечаете) поутру: – сегодня ненастье будет, потому что небо багрово. – Лицемеры! вы умеете распознавать лицо неба: от чего же знамений настоящего времени не узнаёте? Для чего и по самим себе не судите, чему быть надлежит?» – Потом глубоко вздохнул и сказал: – «для чего этот лукавый и прелюбодейный род знамения ищет? Истинно говорю вам: знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка!» – И с этими словами оставил их. Он сел опять в лодку, и отплыл на другую сторону озера, опять в Перею. На этот раз, ученики Его забыли запастись хлебом, и больше одного хлеба не имели с собою. А Он, между тем, сказал им: – «смотрите, берегитесь закваски Фарисейской, и саддукейской, и закваски Иродовой». – Они, было, подумали про себя: «Он, верно, делает нам намек, что мы хлебов не взяли». Но Иисус Христос, уразумевши то, сказал им: – «зачем вы думаете, маловерные, что хлебов не взяли? вы все еще не вникаете, и не вразумитесь? неужели ваш ум так ожестел? Есть глаза – и не видите? есть уши – и не слышите? и не помните? Когда пять хлебов Я преломил на пять тысяч человек; сколько коробов наполнили вы собранными кусками?» – Говорят Ему: «двенадцать». – «А когда семь хлебов на четыре тысячи: сколько корзин наполнили вы собранными кусками? – Они сказали: «семь». И сказал им: – «как же не разумеете, что Я не о хлебе сказал вам, предостерегая вас от закваски Фарисейской и саддукейской?» – Тогда поняли, что Он говорил им не о закваске хлебной, а о лицемерном благочестии, к которому приучали Фарисеи, о неверии в Провидение Божие и бессмертие души, которое внушали саддукеи, и притворстве, которое во всем своем поведении выказывал Ирод. 27. Исцеление слепого (Мк. 8:22–26) Приходит Иисус Христос в заиорданскую Вифсаиду. Здесь приводят к Нему слепого, и просят прикоснуться к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Здесь стоит внести одно уточнение. Собственно, то, что сейчас почитается чудом, было естественно для людей, живших в раю. Грех привел с собой ту ограниченность, ущербность, немощность и борьбу за существование, которые теперь наблюдаются ежеминутно и приносят в нашу жизнь страдания. Во Христе же людям возвращается рай, и потому Спаситель являл во время Своей земной жизни такие дела, какие свойственны только жителям рая. Людям, побеждающим грех, восходящим ко Христу через подвиг духовной жизни, дается возможность преодолевать ограниченность нашего грешного мира, побеждать стихии и злые наветы мира сего. Слова, сказанные евангельским фарисеем Никодимом Иисусу Христу, вполне можно отнести к каждому святому: «Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» ( Ин. 3:2 ). Исцеление безнадежно больных, изгнание демонов из одержимых людей, воскрешение умерших, провидение мыслей и душевного состояния окружающих, видение будущего, преодоление стихий, законов и превратностей мира земного – например, хождение по водам, укрощение бури или претворение воды в вино, умиротворение нравов диких животных, способность возрождать одним словом падших людей от греха к добродетели… Все это явлено в евангельские времена Самим Иисусом Христом и даруется также людям святым, о чем говорит Господь: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду» ( Ин. 14:12 ). Вспомним из евангельской истории, что, отправляя Своих учеников на проповедь, Спаситель «дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» и заповедал им, говоря: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» ( Мф.10:1, 5, 8 ). Ученики Господа, благовествуя Царствие Божие, «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк.6:13 ). Они пользовались властью, данной им Господом Иисусом Христом. Получая посредством святых какую-либо милость от Бога, люди призывались благодарить именно Бога. Собственно, не святые действовали в чудесах, а через святых людей действовал Бог. «Дивен Бог во святых Своих» ( Пс. 67:36 ), – читаем в священной книге Псалтири. Поэтому, выражаясь научным языком, христианская святость и связанные с ней чудеса или необычайные способности глубоко христоцентричны и богоцентричны, в них нет ничего от человеческой эгоистичной обособленности. «Мы только руки на вас возлагаем, силою же своею ничего не можем сделать. Все действие производит всемогущая сила Христа, Единого Истинного Бога, в Которого, если несомненно уверуете, тотчас же выздоровеете», – так говорили святые целители Косма и Дамиан 11 . Святые молятся Богу, чтобы Он даровал больным облегчение, и именно Бог действует через святых.

http://azbyka.ru/svyatye-providcy-dar-pr...

И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу Своему в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян (Исх 12:35–36). Рука Господа лежит на деяниях Моисея. Хотя и сам он обучался при дворе фараона и наверняка был обучен военному делу, но уникальность подготовки к походу скорее говорит о Божием замысле. То, что Египет “спонсировал” поход Моисея, можно (с сожалением) сравнить в новейшей истории с тем, что русские вооружили чеченских боевиков, против которых потом сами и воевали. Конечно, нельзя сравнивать Божий замысел с халатностью государства, призванного оберегать свой народ. Но в том, что в обоих случаях обеспечение противника проходит за счёт средств своего народа, аналогия налицо. И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей (Исх 12:37). Численность воинства израильского, а это именно 600 тысяч человек воинского контингента, да ещё и с указанием рода войск — пехоты, говорит о достаточно мощной силе, которая оказывается в руках Моисея. Вопрос полного отсутствия даже элементарной военной выучки сейчас не то что остро стоит перед израильтянами, а он даже и не поднимается вовсе ввиду невозможности его решения на данном этапе похода. Поэтому пока только Божие Провиденье ведёт их и полностью руководит операцией. Только Бог видит в них ополчения, только Он определяет их как 600 тысяч потенциально способных сражаться пехотинцев. Они сами этого ещё не осознают и об этом не думают. Кстати, интересно, но численность современных израильских вооружённых сил при полной мобилизации оценивается экспертами в 631 тыс. человек. В момент выхода евреев из Египта нет и речи о наличии каких-либо военных навыков ни у бойцов, ни у командиров. Отсутствие их и у тех, и у других превратило бы всю эту массу народа в предмет для избиения войском фараона даже при небольшом отряде профессиональных воинов. Примером этого может служить уничтожение отрядом Кортеса (около 50 человек) примерно 5 тысяч индейцев.

http://pravmir.ru/voennoe-iskusstvo-v-kn...

Идут в Египет, чтобы защищаться под защитою Фараона и укрыться под тению Египта. Но защита Фараона обратится вам в стыд, и укрытие под тению Египта в посрамление»... ( Ис.30:1–3 ). «Надеются на колесницы, потому что их много и на всадников, потому что они весьма многочисленны, а на Святаго Израилева не взирают и к Иегове не прибегают. Премудр и Он! и наведет зло, и слов своих не отменит... Египтяне – человеки, а не Бог; и кони их плоть, а не дух. Иегова прострет руку свою – и споткнется помогающий; и упадет тот, кому помогают; и все они вместе погибнут»... ( Ис.31:1  и далее). Это есть суд слова Божия на дела и предприятия, вне Христа и у нового Израиля. Самонадеянность и надмение израильтян пророк так поражает: «Слово Божие посылается на Иакова, и падает оно на Израиля, дабы знал весь народ, Ефрем 11 и жители Самарии, которые в гордости и надмении сердца говорят: “кирпичи обрушились, построим из гранита”... За то ссечет Иегова у Израиля голову и хвост, пальмовую ветвь и тростник в один день... о юношах его не возрадуется Господь, и сирот его и вдов его не пожалеет: но при всем том не утомится гнев Его и рука Его простерта... От ярости Иеговы воинств сожигается земля; народ делается пищею огню, друг друга не щадят... При всем том не утомится гнев Его и рука Его еще простерта. – Что (же) Он сделает в день посещения?... К кому прибегнете просить помощи и где оставите богатство свое?» ( Ис.9 и Ис.10 ). Но с несравнимою ни с чем силою низлагает Исайя от лица Иеговы гордость и надмение завоевателей, в то время почти всемирных, из которых один уже свирепствовал (Ассир.), а другой был провиден пророком (Вавилон.): «Горе Ассуру жезлу гнева Моего, в руке коего трость ярости Моей! Я послал его против народа, на которого негодую Я.... Но он не то умышляет, и сердце его не о том думает; у него на сердце то, чтобы истребить и погубить народы не малые. Ибо он говорит: “мои князи не цари ли повсюду?... Моя рука захватила богатство народов, как обирают брошенные яйца, так я всю землю обрал, и никто не пошевелил крылом, не разинул рта, и не пискнул”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Исцеление безнадежно больных, изгнание демонов из одержимых ими людей, воскрешение умерших, провидение мыслей и душевного состояния окружающих, видение будущего, преодоление стихий, законов и превратностей мира земного, например, хождение по водам, укрощение бури или претворении воды в вино, умиротворение нравов диких животных, способность возрождать одним словом падших людей от греха к добродетели и т. п. Все это даруется и людям святым. Сам Господь говорит: Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду ( Ин.14:12 ). Вспомним из евангельской истории, что, отправляя Своих учеников на проповедь, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь… и заповедал им, говоря… Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте ( Мф.10:1, 5, 8 ). Ученики Господа, Благовествуя Царствие Божие, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли ( Мк.6:13 ). Они пользовались властью, данной им Господом Иисусом Христом. Получая посредством святых какую-либо милость от Бога, люди призывались благодарить именно Бога. Собственно, не святые действовали в чудесах, а через святых людей действовал Бог. Дивен Бог во святых Своих ( Пс.67:36 ), — читаем в священной книге Псалтири. Поэтому, выражаясь научным языком, христианская святость и связанные с ней чудеса или необычайные способности глубоко христоцентричны и богоцентричны, в них нет ничего от человеческой эгоистичной обособленности. «Мы только руки на вас возлагаем, силою же своею ничего не можем сделать. Все действие производит всемогущая сила Христа, Единого Истинного Бога, в Которого, если несомненно уверуете, тотчас же выздоровеете» , — так говорили святые целители Косьма и Дамиан. Святые молятся Богу, чтобы Он даровал больным облегчение, и именно Бог действует через святых. Святые раскрывают в себе не таинственные способности, прану, ауру или биополя, а образ Христа, являя те духовные добродетели, к которым призывается в Евангелии каждый христианин. Стяжав добродетели, явленные Самим Христом, раскрывая в себе образ Христа, святые естественно совершают и чудеса, дарованные людям Христом. Их жизнь — уподобление Богу по нравственной чистоте и праведности. Уподобляясь Ему в чистоте и праведности, они заимствуют от Подобного подобную же силу.

http://sueverie.net/ogradi-nas-gospodi-o...

Итак, все заставляет признать, что христианство, к которому Божественное Провидение подготовляло в продолжение многих тысяч лет историческую почву, есть воистину дело Божие, имевшее своим назначением возродить, спасти и примирить с Богом род человеческий. 2. Предсказания пророков о Мессии в точности исполнились на Иисусе Христе Все, что предсказано было пророками о Спасителе Господе нашем Иисусе Христе, все точно исполнилось. Предсказано было, что Христос от Девы неискусобрачной родится: «се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» ( Ис.7:14 ) – и было так: родился Христос от Девы ( Мф.1:18–23 ; Лк.1:26 ). Предсказано было, что от колена Иудова и во граде Вифлееме родится Спаситель: «и ты, Вифлееме, земля Иудова, ничим же меньше во владыках Иудовых. Из тебя произойдет Тот, Который должен быть Владыкою во Израиле» ( Мих.5 ). Так и было. От колена Иудова возсия Господь наш ( Евр.7:14 ); в Вифлееме иудейском родился Иисус Христос ( Мф.2:1 ; Лк.2 ). Предсказано было, что Иисус Христос от семени Давидова родится ( 2Цар.1:12 ; Ис.11:1 ; Пс.131:11 ), – и было так. От семени (племени) Давидова родился Христос по плоти, отчего и назывался сыном Давидовым ( Мф.9:27, 20:30, 22:42 ). Предречено было, что к рождшемуся Христу приидут с дарами на поклон: «и поклонятся Ему все цари; все народы будут Ему» служить, и от золота Аравии дары принесут Ему ( Пс.71:10, 11, 15 ), – и было так. Пришли ко Младенцу Христу три премудрые царя с востока и, пав на землю, поклонились Ему и принесли дары: злато, ливан и смирну ( Мф.2:11 ). Не умолчано и то в Свящ. Писании, что при рождении Христа Спасителя будут избиты младенцы в том месте, где родился Господь, и что вопль матерей будет слышен в окрестных местах: «голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание. Рахиль плачет о детях» своих и не хочет утешиться, ибо их нет ( Иер.31:15 ), – и сбылось так. После рождения Спасителя избиены были по повелению Ирода младенцы в Вифлееме, где родился Христос, и во всех пределах его ( Мф.2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Как недавние (существа), поэтому они и находятся в состоянии младенческом, а потому не обучены, и еще не упражнены в отношении к совершенному образу жизни. Как мать может доставить младенцу совершенную пищу, но он еще не может принять пищи старшего возраста, так и Бог мог изначально даровать человеку совершенство, но человек не мог принять его, ибо он был еще младенец. Посему, и Господь наш в последние времена пришел к нам не так, как Он мог, но, как мы могли Его видеть. Ибо Он мог прийти к нам в неизреченной славе Своей, но мы не могли вынести величия Его славы. И, поэтому, Он, совершенный хлеб Отца, представил нам – младенцам – Себя Самого как молоко. Таково было Его человеческое пришествие, дабы, как бы вскормленные от сосцов Его плоти, и через такое млекотворение приученные есть и пить Слово Божие, мы могли содержать в себе самих хлеб бессмертия, который есть Дух Отца... Таким порядком, по таким распоряжениям и руководству, сотворенный и созданный, становится, по образу и подобию несозданного Бога, потому что Отец хочет и повелевает, Сын действует и исполняет, а Дух питает и взращивает, человек же постепенно преуспевает и восходит к совершенству, т. е. приближается к Несозданному, ибо несозданный совершен, а таков есть Бог.... По Своей благости, Бог милостиво дал нам добро и создал нас, подобными Ему – свободными людьми; по Своему провидению, Он знал слабости людей и, имеющие от нее (этой слабости) произойти последствия, а по Своей любви и Могуществу, Он победит сущность сотворенной природы. Надлежало, чтобы прежде явилась природа, а потом смертное было побеждено и поглощено бессмертием, и тленное – нетлением, и человек сделался по образу и подобию Божию, получив познание добра и зла... Кн. IV гл. 39 п. 1. Человек получил познание добра и зла. Добро есть повиноваться Богу, веровать в Него и соблюдать Его заповедь, и – в этом состоит жизнь человека; а не повиноваться Богу – зло и в этом его смерть. В тех же категориях нравственной борьбы – удалении от Бога и рабстве греху и дьяволу – Ириней рассматривает и первородный грех, перешедший, по наследству от Адама, к его потомкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Можно полагать, что по разрушении Соломоном своих капищ, они потом были неоднократно восстановляемы нечестивыми царями Иудейскими – под именем Соломоновых. Глава 19. Ревность пророка Илии против распространившегося в Израильском царстве идолопоклонства а) Клятва гневной Иезавели об отмщении Илии за истребление жрецов Вааловых (ст. 1–2). б) Удаление Илии в Вирсавию, и затем – в пустыню на день пути (ст. 3–4). в) Подкрепление от ангела принесенной пищей, и путешествие до горы Хорива (ст. 5–8). г) Явление Бога в веянии тихого ветра на горе Хориве, и божественные повеления пророку Илии (ст. 9–18). д) Помазание Елисея в преемники Илии (ст. 19–21). Ст. 1. И пересказал Ахав Иезавели все, что сделал Илия, и то, что он убил всех пророков (Вааловых) мечом… Судя по тому, что Ахав показал некоторое раскаяние под впечатлением Кармильских событий, даже плакал 511 , и, умиленный, возвращался домой в сопровождении Илии 512 , можно полагать, что он своим рассказом хотел подействовать на жену в пользу Израильской религии. Но Иезавель оказалась закоренелой и фанатичной язычницей, Ахав же – слабодушным и бесхарактерным угодником ее. Эти черты слабодушия и бесхарактерности проходят через всю историю Ахава. Ст. 2. …И послала Иезавель посланца к Илии сказать: [если ты Илия, а я Иезавель, то] пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них… Т. е., если ты, Илия, в своих поступках так смело опираешься на свое достоинство пророка Иеговы и так превозносишься своим именем; то и я хочу дать тебе почувствовать, что значит Иезавель, чтительница Ваала. Пусть же чем угодно накажут меня боги, если я так же не убыо тебя завтра, как ты убил моих жрецов. Достойно примечания, что Иезавель не только не скрывает своего мстительного замысла, но спешит предупредить о нем пророка Илию. К этому увлек ее сильный и безразсудный гнев, овладевший всей ее душой, а, может быть, и тщеславное желание показать презрение к силе пророка, и самого его заставить трепетать в ожидании казни. Между тем, Провидение Божие все эти замыслы и желания нечестивой царицы обращает в средство ко спасению для пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010