Но хотя и говорится, что Бог веселится о рабах Своих и гневается яростью на падший народ, потому что Он милует ( Исх.33:19 ), но в каждом, думаю, из таковых изречений общепризнанное слово громогласно учит нас, что посредством наших свойств провидение Божие приспособляется к нашей немощи, чтобы наклонные ко греху по страху наказания удерживали себя от зла, увлеченные прежде грехом не отчаивались в возвращении через покаяние, взирая на Его милость” . Ибо Бог в различных явлениях людям “принимает человеческий вид и по-человечески говорит, и облекается в гнев и милость и подобные (человеческие) страсти”. 627 Сам Господь, как бы объясняя приписываемое Ему огорчение ( Иер.7:8 ), через пророка Иеремию даёт более прямое представление о сущности преступлений Израиля: Меня ли огорчают они? говорит Господь; не себя ли самих к стыду своему? (9 ст.). Господь Бог применяет к Себе все подобные вышеупомянутым аналоги и подобия с одной единственной целью: понудить человека к исполнению спасительных Его заповедей. Человек не желает идти по пути закона! Что ж, тогда Господь согласен быть не только Отцом ( Пс.67:6; 88:27 ; Притч.3:12 ; Ис.63:16; 64:8 ; Иер.3:4; 31:9 ), но и страшилищем страшнее всех врагов земных ( Ос.13:7-8 ) лишь бы человек стал делать то, что спасительно для его души. Бог не брезгует никакими сравнениями, Он готов быть для Израиля всем, лишь бы тот отвратился от пути смерти и пошёл по верному пути. Важно понять: в Писании один образ не исключает другой, а дополняет его. Поэтому неудивительно, что в Слове Божьем одно и то же событие или откровение часто преподаётся не одним, а несколькими образами. И чем важнее открываемая истина, тем больше образов предлагает Писание для её понимания. Эта необходимость возникает всякий раз, когда речь заходит о предметах непостижимых. Чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? ( Мк.4:30 ). И вот, для разных людей по-разному преподаётся откровение об одной и той же реальности. У пророка Исаии о Царстве Божием читаем: Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Откровение Божие в мире. Христиане призваны к мудрости, т. е. к познанию Истины в ее глубочайшем жизненном для них значении. Познание есть акт нашего разума, но только в целостной религиозной и нравственной жизни он становится полноценным. Разумность человека от Бога. Но недостаточно иметь разум: всякая истина должна быть открыта человеку, тем более истина о Боге. Главная цель Нового Завета — рассказать нам об откровении Бога во Христе и в Церкви. Идея Бога, как Творца и Промыслителя, много раз высказывается Христом и апостолами, но они считали ненужным объяснять или доказывать ее, так как она была уже известна из Ветхого Завета; не отрицали ее и язычники. Тем не менее на эту тему в Новом Завете есть замечательные тексты. Христианство есть богосыновство, следовательно, вера в Бога, как в Отца. Промысел Божий есть одно из проявлений отечества Божия. Только тот имеет совершенную веру в Бога, для кого очевидно Его непрестанное попечение о всей твари, особенно о людях и о каждом из нас, потому что недостаточно иметь веру в Промысел вообще, но надо верить в ежеминутную заботу Отца о каждом из нас лично. «Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мт., VI, 8). «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без Отца вашего! У вас же и волосы на голове все сочтены! Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц…» (Мт., X, 29–31). Бог любит и добрых и злых (хотя бы и разно!) и заботится о всех, «повелевая солнцу Своему восходить над злыми и добрыми» (Мт., V, 38–48). Потому и наша любовь должна быть такой же всеобъемлющей, как и любовь Божия… Христианин должен живо ощущать, что «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше от Отца светов» (Иак., I, 17). Все благое, где бы оно ни было и в чем бы оно ни заключалось, всегда от Бога… Люди раздвоены между «двумя господами» — Богом и страхом за свое земное благополучие. Но природа живет под покровом Божиим не хуже людей, и Бог заботится о людях больше, чем о лилиях и птицах. Искать Царство Божие есть дело свободы и всей нашей жизни, но дать нам еду, питье и одежду может быть делом Провидения, если мы только трудимся и достойны пропитания, хотя бы труд наш и был духовным. Человек, принадлежащий Богу, имеет все от Него (Мт., VI, 24–34; Лк., X, 7)… «Просите и дано будет вам… Есть ли между вами такой человек, который, когда сын попросит у него хлеба, дал бы ему камень?.. Тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мт., VII, 7–11).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

По воле Божией страдал Иов. Господь отдал его в руки диавола с тем только, чтоб диавол не касался его жизни. Господу же угодно было допустить адским силам пресечь самую жизнь нашего царя. Для верующего в промысл Божий этого простого ответа на наши нетерпеливые вопросы совершенно достаточно. Неосновательны были жалобы Иова на провидение Божие, не разбирающее будто бы правых и виноватых, и сам Иов, когда от самого Господа выслушал обличение за эти жалобы и вразумление, смиренно сказал: «Вот я ничтожен; что буду я отвечать пред Тобою? Руку мою полагаю на уста мои. Я говорил о том, чего не разумел. Поэтому я отрекаюсь и раскаяваюсь в прахе и пепле» ( Иов.39:33;42:3,6 ). Подобно Иову, и мы, ввиду постигшего нас несчастия, должны смириться под крепкую руку Божию, беспрекословно покориться воле Божией не тою тупою покорностью, какая свойственна верующим в неумолимый рок или судьбу, сильную одним всемогуществом, но покорностью христианскою, растворенною отрадным чувством веры в премудрое и всеблагое промышление Божие, из самого зла изводящее благо. Да не колеблет нашего упования на Господа то, что молитвы наши о сохранении царя от злодеев на сей раз не услышаны. Будем лучше рассуждать вместе с Иовом: «Аще благая прияхом от руки Господней, злых ли не стерпим» ( Иов.2:10 )? Упование на Бога должно быть соединено с преданностью Его святой воле: уповай на Бога, но в то же время будь готов принять от руки Его и то, чего не желал бы. Упование на Бога без преданности Его святой воле ведёт к недовольству, даже к ропоту на Него. Есть нищие, которые в надежде получить от прохожего милостыню, смиренно просят у него подаяния, но, получив отказ, провожают его бранью. На этих нищих походили бы и мы, если бы благоговейно чтили и любили Господа только до тех пор, пока Он творит всё по нашему желанию. Оплакиваемое нами событие, требуя от нас смиренной покорности воле Божией, располагает вместе к покаянию пред Господом. Друзья Иова глубоко ошибались, усиливаясь доказать, что он страждет в наказание за какие-нибудь тяжкие грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf «Сам Бог дал людям возможность наслаждаться…» Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. ( 1Кор. 6:15–20 ). Никаким грехом не гнушается так Бог как непотребством. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Дух Святой… подобен пчеле: как пчела не влетает в сосуд смрадный, так и Дух Святой не входит в нечистую душу. Святитель Димитрий Ростовский (1651–1709). Блуд есть ложь, а целомудрие есть истина и истинное удовольствие. Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.). Мы приятною считаем похотную сласть, а она воистину есть смертоносная болезнь. Преподобный Феодор Студит († 826). Если пожелает кто исследовать дело в точности, то ни прежде смешения, ни во время него, ни после не видно удовольствия, а напротив того, до смешения бывает очевидное бешенство, во время же него – явное безумие и неукротимое волнение, да и то, что бывает после него, вернее назвать освобождением от безумия, нежели вкушением удовольствия. Ибо кто удовлетворил похоть, тот прекратил удовольствие. А кто еще в похоти, тот не в веселье, но в волнении, в неистовом смятении. Преподобный Исидор Пелусиот (V век). После нескольких минут наслаждения предстоит вечность мучений. Бог, сотворив первых человеков, им самим и их потомкам вверил дальнейшее произведение людей на свет, вверил как бы продолжение Своего творческого действия. Какой великий дар! И можно ли думать, что Провидение Божие оставит без внимания злоупотребление сего великого дара и что злоупотребителей не постигнет правосудие Божие? Действие сего правосудия не всегда явно, не всегда скоро, но для внимательно наблюдающих пути Божии несомненно. Давид имел сильную веру в истинного Бога, ревностно действовал для распространения ее в народе; но и при таких, можно сказать, заслугах пред Богом, когда позволил себе нарушение закона супружества, даже и после покаяния подвержен был тяжким бедствиям не только семейственным, но и государственным.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Спаситель научает нас, что мы находимся в полной зависимости от Бога относительно наших нужд, как вещественных, так и духовных. Все необходимое для жизни человека и самая жизнь его есть дар Божий. Сохранение ее есть продолжение Творческого действия, давшего человеку бытие; он живет только потому, что хранить его жизнь угодно Богу. Ежедневно должны мы просить нашего хлеба от Бога, потому что только от его щедрот можем получить этот хлеб. Мы должны просить только о насущном хлебе, потому что не знаем, останемся ли завтра в этом мире. «Не заботьтесь, сказал Иисус Христос, о завтрашнем дне. Ибо завтрашний сам будет заботиться о себе. Довольно для каждого дня своей заботы». (Ев. от Мф. 6:34 ). Если Бог дает нам более необходимого для нас, то не для злоупотребления, а для того, чтобы мы были домоправителями, – верными пользам собратий наших, – и считали себя, в отношении к ним, орудиями Провидения. «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Ев. от Мф. 4:4 ); – ибо человек имеет две природы, духовную и вещественную. Божие слово есть хлеб духовный: – как вещественный хлеб есть необходимая потребность для телесной жизни, так слово Божие есть потребность для жизни духовной, и мы должны просить Бога о хлебе для нашей души, как и о хлебе для нашего тела. Есть и еще хлеб – Святое Причастие; оно оживляет одновременно и душу, и тело, – сообщая первой Самого Иисуса Христа, Который есть Жизнь, и освящая второе, как средство к такому Божественному сообщению. Мы должны ежедневно просить Бога о том, чтобы Он соделал нас достойными приобщиться этому хлебу жизни и даровал нам все необходимое для духовной и телесной жизни. Итак – верою познаем в Боге виновника нашей жизни; надеждою стремимся к высшей жизни, начало которой есть Сам Бог; любовью изыскиваем средства прославить Бога духовными и вещественными даяниями ближнему. Пятое прошение «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». Мы должники Богу, ибо Ему должны мы самым существованием нашим: следовательно, Ему принадлежат и мысли нашего ума, и чувства нашего сердца, и все действия нашей жизни. Что ни присвоили бы мы себе в нашем существовании, – все будет похищением у Бога и поставит нас, в отношении к Нему, в состояние виновности. Но кто же может льстить себя что жил постоянно для Бога, что во всем следовал Его велениям, что не похитил у Него ни одной из своих мыслей, ни одного из своих чувств, ни одного из своих действий? Самые праведные часто грешат и, «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя». ( 1Ин. 1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

" Так говорит Господь " , и в словах апостола Петра к хромому: " Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи " . В других случаях, по внешнему впечатлению, бывает иначе: Тавифе тот же апостол говорит как будто только своими словами: " Тавифа! встань " . Но предыдущий случай не оставляет никакого сомнения, что здесь, хотя и не названная, действует сила того же самого Слова Божиего, обитающего в святом апостоле. Таким образом, становится очевидно, что Слово Божие, являясь ли открыто в устах людей, приближенных к Богу, или действуя сокровенно из сердец их, творит чудесные дела, некоторым образом подражающие творческим действиям Бога. И так же должно быть понятно и достоверно, что то же Слово Божие, через тех же людей, теми же способами, изрекает и преподает благословения, некоторым образом подражающие действиям Божественного Провидения. Итак, благословлять, в наивысшем значении этого слова, значит простирать действие Божия Слова на Божии творения. Благословляющий посредствует благою волею между Словом Божиим и творением Божиим. Таким образом, верховный и всеобщий раздаятель благословений, есть Иисус Христос, Ходатай Бога и людей, Богочеловек, в Котором Слово стало плотью. Вот почему благословение было древнейшим проявлением, в котором Он говорил еще Патриархам, например, Аврааму: " Благословятся в семени твоем все народы земли " (Быт. 22, 18). Вот почему и апостол, желая изобразить благодеяния Христовы роду человеческому, сказал, что Бог Отец благословил нас " во Христе всяким духовным благословением в небесах " (Еф. 1, 3). Вот почему и мы, преподавая наше заимствованное благословение, обыкновенно употребляем имя Иисуса Христа отдельно или в составе имени Пресвятой Троицы - и крестное знамение Христово. Священник есть раздаятель благословения, по чину благодатного тайноводства. Еще в первоначальном постановлении о законном священстве Бог сказал священникам: " Благословляйте сынов Израилевых " (Чис. 6, 23). И ещё о них же: " Пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я (Господь) благословлю их " (27). И в Новом Завете, когда Господь повелел апостолам и преемникам их служения до скончания века учить, крестить, вообще тайнодействовать " во имя Отца и Сына и Святаго Духа " (Мф. 28, 19), Он этим вложил в них силу Своего благословения и дал им власть преподавать его. По этому судите, достойно ли внимания благословение священства. Думайте не о том, какой рукою или в каком сосуде, но какой Божественной Лозы духовное вино подается вам через благословение служителя Христова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Таким образом, это следует так понимать, что среди огня и божественных наказаний находится подобие янтаря, который ценнее золота и серебра, чтобы после суда и наказаний, которые для подвергающихся им кажутся горестными и тяжелыми, явилось драгоценнейшее сияние янтаря, так как всем управляет провидение Божие, и считающееся наказанием служит врачеванием. И среди него подобие четырех животных, – и таков вид их: подобие человека в них. Среди него и именно, подразумевается, янтаря; но лучше разуметь огонь, который для верующих служит светом, для неверующих – наказанием. Следовательно, среди этого огня было подобие четырех животных, – подобие, а не естество. И у четырех животных, которые впоследствии называются четверообразными, одно подобие человека, чтобы обозначить все в мире, одаренное разумом; ибо говорит: сотворим человека по образу Нашему и по подобию ( Быт 1:26 ). Образ же и подобие Божие в образе (forma) не тела, и духа (mentis): ему дано подобие истинного образа Христа, который есть образ Бога невидимого. Эти разумные творения пребывают в четырех местах, или по причине четырех стран света, обнимающих весь земной шар, или по причине четырех мест: небесных, земных, преисподних и пренебесных, о которых и апостол Павел говорит: да о имени Иисусове всяко колено поклонится: небесных, земных и преисподних ( Флп. 2:10 ). Павел свидетельствует о трех. Мы можем видеть и четвертое: Хвалите Господа, небеса небес и вода, яже превыше небес, да восхвалят имя Господне ( Пс. 148:4–5 ). Затем и апостол одно называет небесным, а другое – наднебесным ( 1Кор. 15 ). Ueз.I:6–8 . Четыре лица у одного, и четыре крыла у одного, а ноги их – ноги прямые, и ступня ноги их как ступня ноги у тельца, и искры как вид блестящей меди. И руки человека под крылья их на четырех сторонах. LXX: И четыре лица у одного, и четыре крыла у одного, а голени их прямые и ноги их пернатые. И искры как блестящая медь и ноги их легкие и руки человека под крыльями их на четырех сторонах их. О четырех животных, вид которых был подобием человека (только так, что каждое имело по четыре лица, и по четыре крыла, а ноги прямые и ступню ноги, как след от ноги тельца или, как перевел Акила, округленную, что LXX совсем опустили), также об искрах, сияющих блеском меди, и о легких крыльях их, чего нет в еврейском, также о руке человека под крыльями их на четырех сторонах и о прочем, что описывает пророческая речь, мы постараемся высказать свое мнение, вкратце изложив мнение каждого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Церковь учит: «Не стройте своих планов, а если и построите, не пытайтесь их осуществить во что бы то ни стало, своей силой. Все равно будет не так, как Вы думаете и хотите, а так, как найдет полезным для вас Господь. Мало веровать в Бога (и бесы веруют), а надо творить волю Его, надо предать себя Его промыслу. Господь хотел бы всех осыпать Своими дарами, но мы не можем их принять без вреда для себя» 247 . Постоянные успехи могут погубить духовного человека, поэтому промысл Божий посылает человеку испытания и неудачи, скорби и болезни: кого любит Господь – того обличает и наказует ( Откр.3:19 ). «Скорби, посылаемые человеку Промыслом Божиим, суть верный признак избрания человека Богом. Он посылает скорби только тем грешникам, в которых предвидит обращение, которые в книге живота по предвидению Божию уже внесены в число праведников, оправданных правдою Искупителя», – утешает святитель Игнатий (Брянчанинов) 248 . Получая скорби, познает человек и великое милосердие Божие к падшему человеку, ибо при искреннем раскаянии Господь ограждает человека, снимает с него грех, исцеляет язву в душе, сделанную грехом, и человек на своем опыте познает бытие Божие. Но человеку винить в своем падении следует только себя, дьявол лишь содействует греху, а окончательное решение и ответственность принадлежат человеку 249 . Только пройдя через искушения, посланные Господом, человек способен созерцать свет мудрости Творца. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую приносящую плод очищает, чтобы более принесла плода ( Ин.15:2 ). Наказание – это дар Божий. Это знамение усыновления Богом! И если человек не встречает трудностей на пути и попускается ему растратить жизнь на похотения грехолюбивого сердца 250 , то это верный признак отвержения его Богом: Если же остаетесь без наказания, которое всем общо, то вы незаконные дети, а не сыны ( Евр.12:8 ). Только Бог знает, что получится в каждой истории. Не в человеческой власти отмерять себе жизнь. Не следует полагаться на другого человека, потому как и он от Господа. Тщетна забота человека о себе, не соединенная с упованием на Бога: да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту... итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? ( Лк.12:25: 26 ). Верующих же в Бога, надеющихся на Него никогда не оставляет Господь: взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу – и был постыжен? или кто пребывал в страхе Его – и был оставлен? или кто взывал к Нему – и Он презрел его? ( Сир. 2:10 .)

http://azbyka.ru/otechnik/6/ekonomika-i-...

Человек благоразумный ни в коем случае не станет объяснять этого варварством врагов. Кровожадные и жестокие души Тот устрашил, Тот обуздал, Тот удивительнейшим образом умерил, Кто задолго до этого предсказал через пророка: «Посещу жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их; милости же Моей не отниму от него» (Пс. 88:33-34). Глава 8. О благополучии и злополучиях, которые по большей части общи и добрым, и злым    Кто-нибудь скажет: так почему же это божественное милосердие простерлось и на нечестивых и неблагодарных? А потому, полагаю, что его оказал Тот, Который ежедневно «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Хотя некоторые из них, размышляя об этом, исправляются от своей нечестивости покаянием, а некоторые, как говорит апостол, презирая богатство благости и долготерпения Божия, по жестокости своей и непокаянному сердцу, собирают себе «гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его» (Рим. 2:4-6); однако терпение Божие призывает к покаянию злых, как бич Божий учит терпению добрых. Так же точно терпение Божие обнимает своим покровительством добрых, как божественная строгость стережет для наказания злых. Ибо такие блага справедливым, которыми бы не пользовались несправедливые, и такие бедствия нечестивым, от которых бы не страдали добрые, божественному провидению угодно уготовить в жизни будущей. А эти временные блага и бедствия оно пожелало сделать общими для тех и других. Это для того, чтобы не было слишком жадного стремления к благам, которые оказываются в распоряжении и людей злых, и нравственного отвращения от бедствий, от которых очень часто страдают и люди добрые.    Но есть довольно большое различие в том, как пользуются люди тем, что называется счастьем, или тем, что — несчастьем. Ибо добрый ни временными благами не превозносится, ни временным злом не сокрушается; а злой потому и казнится этого рода несчастьем, что от счастья портится. Впрочем, Бог часто обнаруживает с большей очевидностью действие Свое в распределении и этого рода предметов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

13 . И прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема. 14 . И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им. 15 . И иссушит Господь залив моря Египетского, и прострет руку Свою на реку в сильном ветре Своем, и разобьет ее на семь ручьев, так что в сандалиях могут переходить ее. 16 . Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как его было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской. Все эти стихи по указанию св. Василия великого 658 знаменуют победу Христианства над язычеством. Стих 13 указывает в этом смысле уничтожение розни, существовавшей и существующей между непримиренными Христовым учешем коленами избранного народа. Стих 14 перечисляет представителей не царств, а культов ложных богов; в стихе 15 рисуется ослабление языческого влияния Египта, которое, как мы знаем, начало быстро падать при Птоломеях 659 , замененное сначала многообразными греческими философскими воззрениями, к которым мы склоняемся применить символизм реки, иссушаемой по повелению Господню. При Римлянах не смотря на то, что они сами строили Египетские храмы, как в Дендера и Есне и на о ве Филе, языческое влияние Египта стало ничтожно и отозвалось только в весьма мало уважаемых мистериях Изиды. Почва была, так сказать, иссушена и Апостолы, как св. Марк и святые отцы, начавшие свои подвиги в Египте гораздо ранее формального уничтожения в Египте идолопоклонства в 381 г. указом Феодосия великого 660 , нигде не встречали серьёзного противодействия от туземного культа. Единственные жестокие противники их всегда были Иудеи, имевшие в Египте многочисленные колонии. Стих 16 говорит о большой дороге для духовного Израиля по всей Азии („от Ассура“). Здесь под именем Ассура, надо разуметь все страны, лежащие на восток от Палестины. Дело Римлян, как всякое дело,-бессознательно для людей творящих его,-было дело Божие и входило в план Божественного провидения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010