Не менее величественно и изыскан­но, чем снаружи, выглядел Троицкий храм изнутри. Площадь его составляла 1620 кв. саженей. Интерьеры храма были оштукатурены под белый мра­мор. Стены, своды и четыре колонны также были отделаны под мрамор. Пол, за исключением хоров, каменный. В храме было пять иконостасов. Длина главного иконостаса 8 саж. 6 верш., высота 5 саж. 2 арш. 5 верш. Два придельных иконостаса внизу имели длину 5 арш. 17 верш., высоту 7 арш. 8 верш. Два придельных иконостаса на хорах каждый длиной по 5 арш. 12 верш., высотой 7 арш. 8 верш. Иконостас главного алтаря был вы­ложен из кирпича и оштукатурен под голубой мрамор, украшен деревянной с позолотой резьбой, карниз его под­держивался колоннами белого цвета. Каменная арка над иконостасом также была выполнена под голубой мрамор, вверху ее находился деревянный вызлащенный крест высотой около 2 ар­шин. Перед крестом — два ангела в рост человека лепной работы, покры­тые позолотой. Такие же ангелы, но меньших размеров, располагались над южными вратами иконостаса перед Евангелием, а над северными — перед Скрижалями. Царские врата главного престола размером 6 арш. в высоту и 3,5 арш. в ширину сделаны из дерева и украшены вызолоченной резьбой. Жи­вопись в иконостасе главного престола была выполнена на полотне, а в приде­лах — «иконная, в нижних ярусах обло­женная серебряными ризами». По свидетельству современников, в иконостасах Троицкой церкви священная живопись, выполненная на паруси­не, была «новейшего итальянского вку­са». Особенно обращали на себя вни­мание картины, пожертвованные гра­фом Кушелевым-Безбородко — «Рас­пятие Спасителя между двумя разбой­никами», «Явление Спасителя Марии Магдалине в вертограде по воскресе­нии», а также приобретенная храмо­здателем Хренниковым у того же Кушелева-Безбородко картина «Принесе­ние Исаака в жертву». Устройство иконостаса для главного алтаря начато было в 1846 г. и завершено в 1847 го­ду. В алтаре над главным престолом, от­деланным кипарисом, была устроена стеклянная сень, поддерживаемая во­семью витыми стеклянными колонна­ми и украшенная вызолоченной резь­бой, висящими хрустальными призмочками. Напрестольная одежда была выполнена из бархата малинового цве­та, с трёх сторон усеяна симметрично вышитыми золотом «отличной работы» херувимами, а на западной стороне изображён крест и два ангела на коле­нях, также шитые золотом, оценивае­мые в 1 000 рублей серебром. Из достойных упоминания современников предметов церковной утвари в главном храме можно отметить два Евангелия, св. Крест, чашу, дискос, звездницу, как тогда говорили «лучшей работы», сере­бряные, вызолоченные, большого раз­мера, с превосходными финифтяными изображениями, обложенными вокруг бирюзой и другими камнями. Они бы­ли изготовлены фирмой Сазикова — лучшего в то время в искусстве изго­товления церковной утвари мастера. Всё это стоило 3 900 рублей серебром.

http://sobory.ru/article/?object=36620

После войны в храме возобновились богослужения. С этим периодом связана еще одна легенда тумской церкви: местные старожилы рассказывали, что делегация из Тумы отправилась в Москву, к Сталину. Ольга Алексеевна Школьникова, долгое время работавшая в храме старостой, подробно пересказывала историю, которую в свое время поведала ее мама. " Поначалу делегация отправилась в Рязань, к местному владыке, но он не мог самостоятельно принять решение об открытии храма. Тогда тумчане решили идти к Сталину, — рассказывала Ольга Алексеевна. — А время послевоенное, денег нет, месяца за четыре собрали средства по окрестным деревням. Была в Туме монахиня Акилина, она и организовала этот поход " . Говорят, делегация тумских прихожан — человек 20 в лаптях — прямиком пришла в Кремль. И, как гласит легенда, Сталин их принял и разрешил открыть храм. Правда, на этом приключения ходоков не закончились. Рассказывают, что председатель райисполкома порвал бумагу, полученную от Сталина, хотя, конечно, в такое самоуправство верится с трудом. Тогда тумчане собрали вторую " экспедицию " и вновь попали на прием к Сталину, и он снова дал им бумагу. В итоге ключи от церкви вернули верующим. Здание храма было возвращено верующим в 1947-м. Начало процесса его возвращения связано с именем Григория Хомутова. " 27 лет Григорий Тимофеевич работал в тумской школе, был учителем начальных классов. Потом ушел на фронт, а когда вернулся, стал священником — говорят, был минером и дал обет: если останется жив, посвятит жизнь служению Богу, — продолжает рассказ отец Михаил. — Конечно, служить в Туме, да и вообще в Клепиковском районе, ему не разрешили, ведь это был, можно сказать, идеологический прокол. Представляете, сколько за 27 лет работы у него было учеников? Сколько человек в Туме его уважало? И вдруг он появляется здесь в рясе, с крестом. Такого советская власть допустить не могла. Его направили служить в другой район, потом он служил в миссии в Палестине, потом — в Германии, а после вернулся в Рязань и был назначен настоятелем Скорбященского храма, около которого и был похоронен в 1978 году. Но до этого он все-таки стал свидетелем открытия храма в его родной Туме " .

http://sobory.ru/article/?object=04499

Несмотря на все сложности, реставраторам удалось решить поставленную задачу. Были отметены все несостоятельные популистские предложения. Основными источниками для выработки концепции реставрации стали результаты натурных исследований, историко-архивных изысканий и подобранные аналоги, а также анализ наследия и творческого метода Ж.Ф. Тибо. При воссоздании главного иконостаса было принято решение отказаться от воссоздания диссонирующей алтарной преграды вторичного использования, существовавшей в храме. Были проанализированы методы организации интерьеров Ж.Ф. Тибо, главным образом принадлежавших Рюминым главного дома усадьбы Кучино и московского дома на Воздвиженке, и структура придуманного им декора. На этом основании был выбран аналог реально существовавшего иконостаса, наиболее подходящий творческой манере мастера и подчёркивающий пропорциональный строй внутреннего пространства Троицкого храма. В 2008-09 гг. были проведены первоочередные противоаварийные работы на памятнике и начаты ремонтно-реставрационные работы. Первым генподрядчиком выступила организация ОАО «Спецреставрация», определённая по результатам открытого конкурса. Был дан старт для развернувшихся вскоре полномасштабных работ, окончание которых в 2014 г. было поручено ООО «Эшел». За эти годы были воссозданы утраченные объёмы Троицкого храма, его венчания, крыльца, крыши, оконные и дверные заполнения, произведены работы по гидроизоляции, вычинке кладки. Вновь поднялись фасадные стены увенчанные зубцами, заблестели купола и кресты, звонница обрела голос. Появился свет в воссозданных цветных витражах, где раньше гулял ветер. Каждое событие реставрации храма воспринималось как личный праздник каждым из участников и отмечалось как важный этап. Надолго остались в памяти освящение колоколов, первый звон, поднятие и освящение крестов, выбор утвари. Важным этапом стали работы по внутренней отделке помещений, воссозданию иконостасов и внутреннего убранства. Самой дорогой находкой стало обнаружение в нижнем храме надгробной плиты князя Ф.Б. Святополк-Четвертинского, стоявшей в княжеской усыпальнице.

http://sobory.ru/article/?object=01252

С запада расположено квадратное в плане помещение притвора с крестовым сводом. Помещения храмовой части и трапезной теплого придела пространственно слиты и перекрыты коробовым сводом с лотком и надоконными распалубками, имеющими в храме и трапезной различную высоту. Алтарь придела также перекрыт коробовым сводом с распалубками и лотком. Свод в помещении притвора теплого придела коробовый. Помещение церковной ризницы, освещенное одним окном, перекрывалось сводом. Пространство трехсветного четверика «холодного» храма перекрывалось восьмигранным сомкнутым сводом, имевшим крутую стрелу подъема при низкой закладке пят. В 1882 году все крыши здания были покрыты железом и окрашены в зеленый цвет. В результате проведенного в 1900-1901 годах капитального ремонта церкви в окраске покрытий здания произошли изменения: купола на храме и колокольне, шпиль, а также «зонты» (купола барабанов глав) были выкрашены «медянкой»; главы – ультрамарином с накладкой на них «жестяных, вызолоченных двойником звезд», кресты на обоих храмах и колокольне вновь вызолотили листовым золотом. Первый раз кресты были вызолочены «одинарным» золотом еще в 1858 году. К моменту окончания строительства здание имело размеры в плане 27,06м х 16,02м и по высоте храмовой части вместе с центральной главой и крестом 23,9 м. Колокольня со шпилем и крестом были высотой 31,05 м. Сохранился только первый этаж, перекрытый деревянным перекрытием, новой кровлей. Фундаменты выложены из бутового камня, ленточные глубиной заложения от 2.70 м от уровня пола 1-го этажа. Стены здания сложены из хорошо обожженного красного кирпича размером 28х13х6 см на известковом растворе крестовой системой, толщина стен — 132 см. Стены оштукатурены и побелены изнутри и снаружи. Наружная поверхность стен имеет незначительные утраты. Над оконными и дверными проемами имеются трещины. Перекрытия сводчатое кирпичное в притворе и ризнице. Сохранились крестовые своды алтаря. Своды в Троицком приделе, притворе Благовещенского придела — утрачены. В настоящее время утрачены второй и третий ярус колокольни, а также второй свет четверика храма с завершениями. Декоративное оформление наличников окон сохранилось удовлетворительно, имеются утраты отдельных элементов. Исторические оконные заполнения и деревянные дощатые ставни, утрачены полностью, имеются лишь металлические навесы. В окнах имеются форточки. Металлические решетки кубоватого рисунка сохранились подлинные. Полы трапезной и Троицкого придела покрыты керамической плиткой. В алтарной части и Благовещенском приделе полы дощатые деревянные.

http://sobory.ru/article/?object=20849

О, тайна таин, тайна славная и неизвестная, толь близкая и недосягаемая, толь давно проповеданная, но всегда неизреченная, толь часто пререкаемая, и толь редко постигаемая! Тщетно любопытство желает одним взглядом проникнуть всю глубину христианства, тщетно неверие думает слышать осязанием и слухом познавать свет, – Бог разумов таится от премудрых и разумных и открывается младенцам; его тайна не может быть исторгнута или похищена, но только испрошена терпеливо и дарована милосердо. Наш долг, христиане, очищать и украшать храм свой, а не назначать Господу время и образ Его благодатного посещения. Если мы желаем испытать, как Он может обитать в сем храме, то испытаем прежде, как мы совершаем наше к тому приуготовление. Отделимся на минуту от самих себя и внидем во внутренний храм наш хотя столь же хладнокровными зрителями, каковыми бываем иногда в храме видимом. Можем ли мы не приметить в нем множества образов мира, и плоти, которые одни за другими в него вносятся, одни над другими утверждаются и возвышаются, совокупно или попеременно требуют какой-либо жертвы и, хотя от времени до времени, ее получают. И сие ли есть храм единого Бога, или, это всебожница мира? И, между тем, Господь «при дверех» ( Anok. III. 20 ). О милость, о неблагодарность, непостижимые! Какой раб может пренебрегать посещением владыки своего, и какой владыка может снести такое пренебрежение? Может ли богатый оставить нищего толцать во врата свои от утра до вечера, и нищий не проклясть жестокосердного? Но Ты, Господи, с неизреченными сокровищами щедрот Твоих, с того времени как воссиял надо мною свет Евангелия Твоего, стоишь у вечных врат души моей, а я не внемлю Твоим кротким толцаниям, и вратами тления убегаю, скитаться по миру, и просить у врагов твоих моей погибели. Пожелаем, слушатели, чтоб у каждого, кто будет отверзать врата освященного ныне храма, и входить в них, в то же время отзывались в душе, и отверзали бы ее Богу, Божественные слова освящения: «вознесите, врата, главы ваша, и отверзитеся врата вечная, и внидет Царь славы» ( Пс.23:7 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Так эта цепь замыкается: Господь нам дает, а мы отвечаем благодарением. Собственно говоря, эта цепь или связь и называется по-латински религией. А связь не может быть только с одной стороны; тот, кто связь не поддерживает, может легко сорваться. Вот почему благодарение Богу должно быть не проявлением вежливости — Господь в этой вежливости не нуждается. И благодарение заключается не в том, чтобы ублажить Бога — Он также в этом не нуждается; но в том, чтобы укрепить наше религиозное чувство, нашу веру, нашу связь с Господом. А если Бога не благодарим, то и связь несомненно ослабляется, и мы отдаляемся от Господа со всеми последующими обстоятельствами, иногда ужасными и трагическими. Сегодняшнее евангельское чтение — как раз об этом. Только один из десяти исцеленных, и то не иудей, а человек, принадлежавший к другому народу и другой вере, вернулся и возблагодарил Спасителя. Как Господь сказал: «А где же девять? Пришел только один этот иноплеменник», — то есть человек, не верующий в Бога так, как иудеи верят, не поклоняющийся Господу в Иерусалимском храме, не исполняющий все предписания закона, почувствовал потребность прийти и возблагодарить Того, Кто совершил над ним такое чудо. Конечно, для того чтобы поблагодарить Бога или человека, нужно что-то совершить в самом себе. Обычно это непросто для людей гордых или занимающих высокое положение в обществе, привыкших смотреть на окружающих сверху вниз. Иногда выскакивают автоматически «спасибо», «благодарю вас», но в этих словах ничего нет. А благодарность всегда связана с определенным переживанием, с определенной эмоцией, с определенным чувством, — именно такое благодарение и приветствуется Богом. Благодарение связывает нас друг с другом, и еще раз скажу: и религия, которая и есть связь с Богом, эффективно действует тогда, когда с религиозным чувством, с религиозной практикой связывается способность человека благодарить — в первую очередь Бога, а затем и всех тех, кто сделал благо. Наученные сегодняшним евангельским чтением, сохраним в памяти внимание к самоанализу, который должен помочь нам ответить на вопрос: а вообще, я благодарный человек? Благодарю ли я искренне или машинально? От сердца благодарю или в надежде на то, что поблагодарил, и еще дадут? И если мы, проанализировав, скажем себе: «в моей благодарности есть нечто не очень хорошее, не от сердца идущее», — то нужно непременно искоренить в себе эту греховную наклонность. Потому что благодарение есть то, что действительно приближает нас к Богу.

http://patriarchia.ru/db/text/6084764.ht...

На первом этаже Свято-Троицкого собора в настоящее время нет действующего храма. Из паперти можно попасть в трапезную, которая, что большая редкость для действующих храмов, часто используется как настоящая трапезная. Своды основного объёма опираются на четыре столба, закодированных под пары ионических полуколонн. В бывшей алтарной части находятся реставрационная и иконописная мастерские. Проходы между частями первого этажа декорированы глубокими порталами. На второй этаж, на паперть Свято-Троицкого храма ведёт старинная, красивая деревянная лестница, охватывающая столб из лиственницы. Высокие, прямоугольные окна трапезной утоплены в глубоких нишах, что даёт возможность почуствовать мощь соборных стен. Алтарная часть отделена стеной с тремя полукруглыми проходами, высокими - в центре и двумя пониже - по краям. В храме на втором этаже нет опорных столбов, а его стены служат опорой для крыши и относительно лёгкого деревянного купола. Купол храма " восьмипарусный " , на нём расположен восьмигранный световой барабан с позолоченной главкой и восьмигранным крестом. Купол имеет деревянный каркас, снаружи обшит современным кровельным материалом. Каркас был смонтирован на храме летом 2008 года, обшит черепицей летом 2009-го. В ноябре этого же года на куполе была установлена позолоченная главка и водружён крест. Апсида двухэтажная, как и четверик, правильной полукруглой формы, на втором этаже имеет высокие прямоугольные окна, на первом - высокие полукруглые. От некоторых окон остались только ниши. К храму с запада примыкает колокольня. Четырёхгранное основание колокольни визуально разделено на два этажа. Первый, являющийся также папертью нижнего тёплого храм, без архитектурных особенностей, отделён от второго небольшим фронтоном. Второй этаж выглядит выразительнее, он украшен десятью стилизованными колоннами тосканского ордера, имеет три высоких окна с круглыми завершениями, от двух из которых остались только ниши. Колонны как бы поддерживают шесть едва угадываемых капителей, являющихся частью фриза второго этажа, на который опираются четыре треугольных фронтона. Над фронтонами расположено четырёхугольное основание яруса звона, переходящее в восьмигранный барабан, отделённый небольшим фризом от звонницы с восемью световыми проёмами. Шпиль на колокольню был установлен летом 2005 года, а освящённый крест - 5 января 2006 года. 8 августа того же года на колокольню были подняты семь колоколов, отлитых в городе Тутаеве, самый большой из которых весит 230 килограммов. Длина колокольни - 6 метров, ширина - 7,5 метров, высота - около 30 метров.

http://sobory.ru/article/?object=15243

Лестничные пролёты располагаются в притворе, в двухэтажном пространстве под колоколенкой. Эта часть внутреннего объёма особо выделена и на фасаде храма - это крайний западный объём с одним окном на уровне второго этажа, ограниченный с обеих сторон двойными пилястрами. Далее попадаем в трапезную. Это достаточно просторное пространство с одним рядом окон и забелёнными стенами, имеющее три арочных проёма в помещении собственно церкви. Главный объём буквально пронизан естественным светом - это всемерно способствуют по два ряда больших окон на северном и южном фасадах, плюс раскрытые внутрь круглые окошки кровли - люкарны, и в центральный световой барабан. Стены, простенки, оконные проёмы, своды и потолок храма сплошь покрыты высокохудожественной росписью. Росписи были выполнены крепостными художниками графа Шереметева, главным образом Иваном Аргуновым. Известно, что как раз в те годы он много времени проводил в Вощажникове. Специалисты говорят, что альфресковое письмо, например, в Троицком храме, очень сложное и многослойное. Сначала делали прорези, потом готовили краски - " на яйце, да на пшеничной ареной воде " , с добавлением масла, скипидара и олифы. Готовые настенные картины покрывались олифой. Как оказалось, именно благодаря этим прорезям фрески уцелели, хотя время и условия внутри храмов, превращённых в скотобойню и тракторный цех, нанесли огромный ущерб краскам. Алтарную часть отделяет богато оформленный четырёхъярусный иконостас - один из самых роскошных барочных иконостасов во всей Ярославской губернии! В интерьере ведутся реставрационные работы. На постоянной основе службы проходят в нижнем, отапливаемом храме. Это помещение с низкими потолками и тяжеловесными сводами. О толщине капитальных стен можно составить представление по широченным подоконникам и глубоким оконным проёмам. Обе церкви были полностью разорены в советское время. Более того, из-за небрежного использования в безбожные годы, серьёзный ремонт требуется уже и самим несущим конструкциям. Из журнала " Православные Храмы.

http://sobory.ru/article/?object=15095

«Такое отношение к художникам, как в Троицком храме, сейчас большая редкость», - отметила в своем выступлении куратор выставки искусствовед Анна Чукина. По ее словам, настоятель собрал в Троицком храме «всех самых талантливых художников», каждый из которых отличается своей авторской манерой, своим стилем и собственным почерком, причем все это резонирует с духовным климатом прихода. «Художники - это глаза и руки прихода. Их нужно уважать и ценить как зеницу ока», - сказала куратор. По мнению Ирины Языковой, данная выставка открывает возможность для нового этапа осмысления современного церковного искусства, в котором «ярко выраженное авторское начало развивается в лоне иконописной традиции». «Древнее и современное соединяется в этих работах... Здесь нет разрыва традиции, она развивается, радует, у нее новые лица», - сказала искусствовед. О.Алексий Уминский рассказал, что работу над иконостасом Троицкого храма возглавил Александр Лавданский. «Это удивительно тонкий художник по чувству и по манере выражения. Его особенность в том, что он всем дает свободу, очень тонко чувствует каждого художника, который работает с ним вместе. Где есть свобода и любовь, там все получается», - рассказал священник. Комментируя программу юбилейных мероприятий, которыми приход отмечает 400-летие своего храма (помимо выставки, это и благотворительная ярмарка в помощь заключенным, и выставка рисунков учащихся воскресной школы в ближайшем к храму детском саду, и раздача бездомным 400 наборов необходимых вещей, и пешее паломничество в Троице-Сергиеву лавру, и фотовыставка на Чистопрудном бульваре, и приходской концерт классической музыки, и пр.), настоятель храма сказал: «У нас нет цели как-то продемонстрировать себя, свой приход, это не очередной проект. Это реальная жизнь прихода. Просто есть люди, которых собрал Господь в этом храме, а я оказался здесь настоятелем. Мы друг друга любим, и эта любовь требует своего выражения. Когда есть любовь, тогда все рождается естественно, все получается». В открытии экспозиции принял участие глава Басманной управы Сергей Кузнецов. Выставку можно посетить до 21 октября, в любой день, кроме воскресенья, с 12 до 18-30. Вход в выставочный зал расположен под вывеской «КГБ (кафе, гриль, бар)» (Кузнецкий мост, 20).

http://drevo-info.ru/news/9333.html

Фасады трапезной в три окна симметричны. Северный фасад по декору аналогичен апсиде. Южный придел, выполненный в лицевой кладке, стилизован под классицизм. Нижняя половина его стен обработана ленточным рустом, высокие арочные окна акцентированы клинчатыми замками. Полукруглая с прямыми заплечиками апсида придела частично заслоняет портик храма. Нижний четверик колокольни с мощными рустованными пилонами с трех сторон имеет прямоугольные входы. На боковых фасадах над ними помещены крупные полукруглые окна. Второй ярус с высокими арками звона, имеющий срезанные и раскрепованные углы, завершен треугольными фронтонами, наложенными на аттики. Третий ярус-резонатор в виде ротонды расчленен арочными проемами (через один ложными) с пилястрами в простенках.  В интерьере храма углы четверика срезаны и раскрепованы, переход к ротонде осуществлен с помощью тромпов. Срезанные углы с глубокой арочной нишей украшены треугольным фронтоном, над которым расположена ниша (киот?). Три арочных проема ведут из храма в апсиду, перекрытую конхой, а еще один, более широкий - в трапезную. Арочные ниши на восточной стене трапезной свидетельствуют о существовании здесь придельных алтарей. Пространство трапезной и позднего придела объединено высокой аркой, сооруженной на месте первоначальной стены. Обе эти части здания перекрыты бетонными коробовыми сводами с большими распалубками. Нижний ярус колокольни имеет коробовый свод. В толще юго-восточного пилона расположена белокаменная лестница на второй ярус. В храме сохранились фрагменты настенной живописи с использованием гризайльных мотивов. Купол расписан кессонами, а в его шелыге изображена " Новозаветная Троица " . В основании свода проходит карниз из штука, декорированный гризайльными модульонами и розетками. В простенках между окнами ротонды написаны фигуры апостолов. На стенах четверика между нижними проемами изображены фигуры четырёх святых, а между окнами первого и второго света находятся композиции орнаментального характера. Добровольский, с. 48; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16554. Л. 539; Оп. 3. Д. 5118; Ф. 466. Оп. 1. Д. 84490.

http://sobory.ru/article/?object=10870

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010