Карпов А.Ю. «Слово на обновление Десятинной церкви» по списку М.А. Оболенского – Архив русской истории 1992, вып. 1, 86–111. Полный вариант статьи (см.: Оболенский, О двух древнейших святынях…) из архива Оболенского в РГАДА. Текст сказания по копии 19 века (местонахождение подлинника до сих пор неизвестно) без сокращений Оболенского на с. 101–111, предисловие Оболенского на с. 97–100, важное вступление-исследование публикатора на с. 86–97. Верещагин Е.М. Вновь найденное богослужебное последование обретению мощей Климента Римского – возможное поэтическое произведение Кирилла Философа. М., 1993. (Брошюра к XI Международному съезду славистов в Братиславе). Верещагин Е. «Просиял нам остров Климентов, разделенных соединяющий…» – Истина и Жизнь 1994, 1/2, 37–43 (предполагаемый «Свиток гимна» св. Кирилла-философа в честь обретения мощей св. папы Климента по слав. Минее, синод. 98, фонд 381 РГАДА). Верещагин Е.М. Последование под 30-м января из Минеи 98 (Ф. 381) РГАДА (Москва) – предполагаемый гимн первоучителя славян Кирилла. – Palaeobulgarica 18/1, 1994, 3–21 (только издание памятника). Задворный В.[Л.] Св. папа Римский Климент и его культ в Древней Руси. – Истина и Жизнь 1994, 10, 34–37. Ср. его же «Историю Римских пап». М., 1995, 72–75 (перев. на рус. «Слова на обновление Десятинной церкви» по изд. П.А. Лаврова приложен к статье на с. 38–39. Перевод, сверенный М.Ю. Неборским, вместе со славянским текстом [в новой орфографии] переиздан в книге: История Римских Пап, 75–78). Гладкова О.В. Св. Климент Римский – креститель Руси? – Древняя Русь и Запад. М., 1996, 37–39 (о ранних тенденциях в древнерусской литературе поставить крещение страны в связь с Климентом Римским в сб-ке резюме научной конференции). Царевская Т.Ю. Образ св. Климента Римского в новгородском искусстве XIII в. – Древнерусское искусство: Византия и Древняя Русь. К 100-летию А.Н. Грабара (1896–1990). СПб., 1999, 260–272. Уханова Е.В. Обретение мощей св. Климента, Папы Римского, в контексте внешней и внутренней политики Византии середины IX в. – Византийский временник 59 (84), 2000, 116–128.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Однако в 1865 г. ни в Курской духовной консистории, ни в правлении Курской семинарии его не обнаружили. Было ли оно, согласно определению Синода, возвращено из С.-Петербурга в 1861 г., а потом пропало уже в Курске или же затерялось в самом Синоде, неизвестно. В 1869 г. Курский еп. Сергий (Ляпидевский) направил запрос обер-прокурору Синода Д. А. Толстому , в котором писал: «...было ли обратно получено преосвященным Илиодором описание Курской епархии, из документов здесь не видно; составитель же оного учитель Архангельский в 1860 г. умер, а мною эта рукопись получаема не была. Почему имею честь покорнейше просить, не благоугодно ли будет вашему сиятельству сделать начальническое распоряжение о возвращении описания Курской епархии, если оно не было отослано прежде» (ГА Курской обл. Ф. 20. Оп. 2. Д. 255. Л. 85-86). В статье А. А. Танкова «Об историко-статистическом описании Курской епархии», опубликованной в 1900 г. в «Курских епархиальных ведомостях» (Ч. неофиц. 39. С. 873-883), указано местонахождение черновика рукописи Архангельского (архив Курского губернского правления). По словам автора, рукопись насчитывала 240 с. и была «исполнена по первоисточникам - архивным документам». Ее дальнейшая судьба неизвестна: в ГА Курской обл. ни белового, ни чернового экземпляров описания 50-х гг. XIX в. не обнаружено. Описание Саратовской епархии, составленное саратовским кафедральным прот. Г. И. Чернышевским (отцом писателя Н. Г. Чернышевского), представленное в Синод в 1856 г., после 1861 г. назад выслано не было. В 70-х гг. XIX в. церковный историк А. М. Правдин, занимаясь разбором дел архива Саратовской духовной консистории, обнаружил среди них документы о составлении описания Саратовской епархии, однако само описание ему отыскать не удалось. На его запрос, направленный в канцелярию Синода, последовал ответ, что нужного описания в наличии не имеется. Во время своих поездок в С.-Петербург Правдин неоднократно предпринимал попытки найти его в б-ке и архиве Синода, но они оказались безуспешными.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

С 1 марта по 20 дек. 1906 г. Б. принимал участие в работе Предсоборного присутствия, составив доклады и проекты по предполагавшимся церковным реформам. По приглашению Святейшего Синода с 1 марта по 20 дек. 1907 г. участвовал в Особом Совещании по вопросу о церковном приходе. Б. преподавал в КазДА до авг. 1911 г. После ухода из академии Б. значительную часть своей научной б-ки (1855 названий в 2848 томах) передал в дар б-ке КазДА. В знак признания научных заслуг Казанская (1912), Петроградская (1913), Московская (1914) и Киевская (1914) духовные академии избрали Б. своим почетным членом (НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 11391). С 1892 г. он почетный член Московского об-ва любителей духовного просвещения. Б. активно сотрудничал с «Православной богословской энциклопедией», издававшейся (1900-1911) А. П. Лопухиным и Н. Н. Глубоковским. Основные положения, высказанные Б. в Предсоборном присутствии О высшем церковном управлении Действительными членами предполагавшегося Всероссийского Собора, считал Б., должны быть только епископы. Клирики и миряне, избираемые епархиальным собранием духовенства и мирян, должны быть, согласно древней церковной практике, утверждены епископом и могут участвовать в Соборе лишь с совещательным голосом. Высший орган церковной власти - Поместные (повременные) Соборы (созываемые не реже 1 раза в 10 лет), к-рым должна принадлежать законодательная, контролирующая и ревизионная власть. Вопросы, выносимые на рассмотрение Соборов, предварительно обсуждаются в епархиях на пастырских, епархиальных съездах с участием мирян. Между Соборами высшая церковная власть принадлежит Синоду, к-рый состоит из постоянных и временных членов в епископском сане и решает текущие церковные дела. Председательствует на Соборе и в Синоде первоиерарх Поместной Русской Церкви в сане Патриарха, к-рому (а не обер-прокурору) принадлежит право непосредственного общения с императором. Обер-прокурор как представитель императора является защитником церковных интересов в гос. учреждениях. В делах внутрицерковных, где высшая церковная власть пользуется полной свободой, полномочия обер-прокурора сводятся к роли наблюдателя. Патриарх избирается Собором архиереев, причем кандидата могут указывать как Синод, епископы, духовенство, так и миряне.

http://pravenc.ru/text/78124.html

Но где же и почему видоизменен был эпизод об исцелении жены? На этот счет можно ответить только предположениями. И вот на подобное предположение (не более) наводят меня высказанные уже мной соображения о переяславских обителях (в одной из которых и имело место данное чудо, во время игуменства там преп. Димитрия). Не сохранялся ли в переяславской обители рассказ о чуде в ином виде, сравнительно с тем, какой он получил в обители прилуцкой? В таком случае в этом последнем виде он мог войти в первоначальное житие, которое составлено в обители Димитрия; какой-нибудь из переяславских иноков, переписывая житие близкого его монастырю святого, мог видоизменить эпизод в духе своего, местного предания. Эта переяславская версия, более суровая, ближе соответствовала образу мыслей, который отражают переяславские житийные произведения. Таким образом объяснилось бы то непонятное явление, что в двух версиях известен только данный эпизод жития; в прочих своих частях оно повторяется в различных списках почти дословно. 305 Для меня не имеют значения в данном случае рассказы о прозорливости святого, предсказавшего кончину великого князя, и о его отношениях к брату, который занимался торговлей и ходил ради торговых целей к северным инородцам: два раза с благословения святого, третий – без него; на этот раз он и не возвратился. 306 В. О. Ключевский, н. соч., 193 блл. Житие сохранилось в довольно значительном числе списков. Цитирую по июньской книге Четьих Миней домакарьевского состава, в Моск. Синод. Б-ке 89). Пересказы: Филарет, Р. св., II, 180–186 (1 июня); Р. Фив., 78–105; Коноплев, н. соч., 43–53. 309 Думают, что это – Павел Обнорский; см. по этому поводу соображения г. Коноплева, н. соч., 52, прим. 310 В. О. Ключевский, н. соч., 196. Житие напечатано в Великих Четьих Минеях (сентябрь, вып. 3, столб. 2268 слл.); пересказы: Филарет, Р. св., III, 171–175 (30 сент.); Рус. Фив.; Коноплев, н. соч., 60–64. 311 См. соображения о редакциях, о разногласии в их фактических показаниях, – у г. Коноплева, дополняющего и поправляющего г. Ключевского; первая редакция, по его толкованию, сохранена Милютинскими Минеями. Для моей цели сравнительная оценка достоверности показаний обеих редакций не имеет значения, так как для меня житие является известным литературным памятником, а не источником для восстановления фактической стороны дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

101 Продол. Нестора (М., 1784): «того ж месяца (в котором прощен Воротынский; а он прощен в феврале 1525 г. См.: Собрание государственных грамот и договоров: В 5 ч. М., ч. 1–4, 1813–1828, ч. 5, 1894 (далее – Собрание государственных грамот и договоров. – Ред.) бысть у вел. князя собор». Список с судного дела: «митрополит (Даниил) велел (1531 г.) Досифею, владыке Крутицкому, спрашивати Максима, что было взыскание и соборы на Максима и на Савву у вел. князя на дворе, в палате; то же потом соборы многие были у митрополита в палате его, лета 7033 (1525) на Максима о тех хулах, которые прибыли и взыскавшася месяца апреля и месяца мая» (Чт. ОИДР. 1847. 9). Обвинители Максима, по воле Даниила, Чудовский архимандрит Иона и Вассиан Топорко, монах Волоколамский, который вслед за тем, апреля 2 дня 1525 г., посвящен был в Коломенского епископа. Синод. ркп. 347. Карамзин Н. М. История государства Российского. T. VII, прим. 331, 383. 106 Подробное рассмотрение сочинений прп. Максима в журнале «Москвитянин» (М., 1842. 11), где два и напечатаны. Полный перечень см.: Филарет, архиеп. Чер­ниговский. Обзор русской духовной литературы. Кн. 1, § 130. 109 Слова синодика см. в: Сахаров И. П. История общественного образования Тульской губернии. М., 1832. 110 Леонид (Кавелин) , архим. Церковно-историческое исследование о древней об­ласти вятичей//Чт. ОИДР. 1862. Кн. 2. По другому списку святцев, «прп. Макарий Белевский Жабынский преставися в л. 7130 сентября в 22 день». Год и день кончины несомненнее те, которые указаны в синодике пустыни; а 22 сентября, вероятно, было днем свидетельствования мощей. 111 Ркп. житие прп. Геннадия, описанное учеником его Алексием ок. 1585 г. в б-ке общ. ист. 42, в Синод. б-ке 929, в Импер. б-ке 710. Извлечение из него в прологе 23 января. Житие прп. Геннадия, описанное учеником его Алексием//Ярославские Епархиальные Ведомости. 1860. 31. В прологе января 23, с некоторыми дополне­ниями. В поздней редакции жития сделаны еще дополнения. В Имп. публичной б-ке 710, кроме жития «наказание Геннадия».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Произведения патриарха Филофея, переведенные на славянский язык 66 I. Гимны 1. Каноны во время бездождия а) Богородице. Акростих: Εχας τν αχμν λδσον μων, Κυρα. В богородичных: Φιλθου. – ГИМ, Синод, греч., 431 (349), XIV в., лл. 14–16, 58–60. Последование, певаемо к богородици о бездождии. Творение Филофеа, патриарха Константинаграда. Переведен же бысть на русский язык от многогрешнаго Феодора недостойнаго, рекше и первопрезвитера («В печалех, владычице, помощницу, избавление в бедах...»). –1) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 149 об.–155; 2) ГИМ, Синод., 503 (774), Сборник канонов и молитв, XVI в., лл. 22–36; 3) ГИМ, Синод., 377 (310), Требник, нач. XVI в., л. 75; 4) ГИМ, Синод., 374 (307), Требник сербский, 1-я пол. XV в., лл. 254–257; 5) ГИМ, Волокол., 211, Канонник, XVI в., лл. 28–34 об.; 6) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 441, Канонник, XVII в., лл. 406–420. б) Иисусу Христу и его матери. Канон молебен господу нашему Иисусу Христу и пречистей его матери, певаем в бездождие. Творение кир Филофея патриарха («Отверзавши десницу...»). – 1) ГИМ, Синод., 503 (774), Собрание канонов и молитв, XVI в., лл. 16–22; 2) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 140 об.–145. 2. Канон в общей нужде. Акростих: Κοινς δεσεις, Χριστ, αν δολων δχου. В богородичных: Φιλθεου. – ГИМ, Синод, греч., 431 (349), XIV в., лл. 12–14. Канон молебен господу нашему Иисусу Христу, певаем в общий нужди и о бездождие, и о неблагорастворение времен, и о въспротивлении ветром, и в нашествие варварьское. Ему же краегранесие: Обща молбы, Христе, твоих раб приими. В богородичных же: Филофеово. Глас шестой («Обще положим рыдание ныне, брате...). – 1) ГБЛ, ТСЛ (ф. 304), 253 (1229), Канонник, кон. XIV в., лл. 217 об.–220 об.; 2) ГРМ, гр./др., 15, Канонник Кирилла Белозерского, 1407 г., лл. 320–328; 3) ГИМ, Синод., 374 (307), Требник сербский, 1-я пол. XV в., лл. 240–243; 4) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 97 об.–104 (Канон молебен ко господу Иисусу Христу, певаем во опщих напастех, в бездождие и ке в благорастворение времен, и в противление ветром, и в нашествие варварьское); 5) ГБЛ, МДА (ф. 173), 77, Минея общая, поел. четв. XV в., лл. 280–281 (Канон молебен к господу нашему Иисусу Христу, певаем в опщих напастех, в сушу и глад, и в тяжесть, и в съпротивление ветром, и в нашествие варварьское); 6) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 590, Богослужебный сборник, кон. XVI в., лл. 173–175 об.; 7) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 471, Канонник, XVIII–XIX вв., лл. 124–127; 8) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 499, отдельный список в 16 лл., XIX в.; 9) ГБЛ, ОИДР, 347, Сборник, XVI в., лл. 217–224 об.; 10) ГИМ, Волокол., 211, Канонник, XVI в., л. 43; Требник Петра Могилы . Киев, 1646, ч. III, стр. 248–257.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛОНГИН († 10.02.1540), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе святых Архангельской митрополии), основатель и игумен Коряжемского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря (ныне Котласский р-н Архангельской обл.). Источники Прп. Лонгин Коряжемский. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ц. свт. Стефана Великопермского, Вел. Устюг) Прп. Лонгин Коряжемский. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ц. свт. Стефана Великопермского, Вел. Устюг) Основным источником сведений о святом является «Сказание о зачале великого чюдотворца Николы Коряжемского монастыря и о началнике игумене Логине, како прииде на усть реки Коряжемки и нача здати обитель сию во имя великаго светителя и чюдотворца Николы архиепископа Мирикийских и о преставлении преподобнаго отца нашего игумена началника Логина и о чюдесех его». Ранний список (ВОКМ. 2151. Л. 21-57, 70-е гг. XVII в.; опубл.: Власов. 2011. С. 26-51) является автографом еп. Вятского и Великопермского Александра († 17 дек. 1678), рукопись принадлежала б-ке Коряжемского мон-ря. Поздний список (НМРК. 4117, нач. XIX в.) создан иноком Александрова Невского мон-ря Иннокентием, до 1924 г. хранился в б-ке Троицко-Стефано-Ульяновского мон-ря (опубл.: Сказание о зачале Николо-Коряжемского мон-ря. 2013. С. 475-482). Фрагмент «Сказания...» (рассказ о перенесении мощей Л.), текстуально близкий к списку НМРК. 4117, воспроизведен в «Доношении из Архангелогородской епархии» с рапортом наместника Коряжемского мон-ря иером. Илариона, присланном в Синод в 1746 г. в качестве ответа на указ от 7 дек. 1744 г. имп. Елизаветы Петровны «о мощах несвидетельствованных святых» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25 (1746 г.). Д. 723 (а)). Создание «Сказания...» исследователи относят ко 2-й пол. XVII в. и связывают с пребыванием в Коряжемском мон-ре еп. Вятского Александра, который был пострижеником обители, а в 1643-1651 гг. стал ее игуменом; в 1674-1678 гг. он проживал в мон-ре на покое после оставления епископской кафедры ( Власов. 2011. С. 10-14). Автор «Сказания...» излагает краткие данные о жизни Л. и 7 посмертных чудес, последнее из к-рых датируется 1678 г. Рассказ об устроении Коряжемской обители зафиксирован также в летописце г. Сольвычегодска (РНБ. Q.I. 835. Л. 31 об.- 39 об., сер. XVIII в.) и в «Истории города Соли Вычегодской древних и нынешних времен», составленной в 1789 г. чиновником городского магистрата и 1-м историком г. Сольвычегодска А. И. Соскиным (1761-1822) (РНБ. Q.IV. 403. Л. 167-182).

http://pravenc.ru/text/2110689.html

Научным и лит. завершением паломничеств М. стало соч. «Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских и местночтимых подвижников благочестия», работа над к-рым началась летом 1854 г. В 1855-1858 гг. были подготовлены и напечатаны 12 томов, содержавших Жития только рус. святых (в т. ч. канонизированных и местночтимых) в отличие от древнерус. традиции, когда в подобные сборники включали Жития и греч. святых. По утверждению М., он основывался на текстах тетради с рус. святцами 1657 г., найденной им в куполе новгородского Софийского собора ( Муравьёв. Мои воспоминания: [Киевский период]. 2005. С. 199). Книги «Житий…» он посвятил Гончарову, как и «Письма о богослужении…». М. собирал материалы по всей России и за границей, занимался в Патриаршей б-ке в Москве, в б-ке Троице-Сергиевой лавры, изучал монастырские б-ки и частные коллекции. По собственному признанию, он писал «все лица al-fresco, наскоро, чтобы кончить все триста лиц» ( Муравьёв. Письма д. с. с. камергера. 1900. С. 274). Подобная манера обработки собранных материалов приводила к ошибкам. На замечание П. С. Казанского о необходимости быть внимательнее, М. отвечал: «Вы с Вашими требованиями пять лет просидите над сочинением, и в десять лет разве сто человек прочитают их, и после уже оценят их достоинство. Я напишу это в пять месяцев и скорее, мою книгу станут тотчас читать; знаю, что через десять лет ее забудут, но она сделала свое дело» ( Казанский. 1877. С. 9-10). О «Житиях…» М. и других его сочинениях резко отзывался архиеп. Филарет (Гумилевский). В 1856 г. архиепископ обратился в Синод с прошением прислать ему пособия из архивов и б-к для задуманного им труда «Жития святых», к-рый был необходим, в частности, потому, что «Жития…» М. наполнены «множеством ошибок, несправедливостей и несообразностей» ( Львов. 1900. С. 195-199, 274-275; Филарет (Дроздов). 1869. С. 490-501). Считается, что «Жития…», составленные М., положили начало светской житийной традиции в рус. лит-ре. Служба М. в Министерстве иностранных дел

http://pravenc.ru/text/2564350.html

В 1917 г. М. В. Галкин начал публиковаться в меньшевистской газете «Новая под псевдонимом М. Горев, вел в ней отдел «Из жизни В том же 1917 г. он приступил к самостоятельному изданию еженедельной газеты «Свободная Церковь» (должность: редактор-издатель), которая первоначально выходила в Петрограде, затем, на период заседаний Поместного собора, ее выпуск перенесли в «Тотчас же по [О]ктябрьской революции, прочтя в газетах призыв тов[арища] к участию к работе с Советской властью, отправляюсь в Смольный, к тов[арищу] Ленину и прошу его бросить меня на работу гд[е у]годно и ке[м Владимир Ильич после 10-ти минутной беседы, в которой, как казалось это мне, испытывал мои убеждения, рекомендует от канцелярской работы пока что воздержаться, а лучше написать статью в “Правду” по вопросу об отделении церкви от государства. Для дальнейшего он направляет меня к В. Д. (см. публикацию, документ 26). 27 ноября (10 декабря) 1917 г. члены Совнаркома ознакомились с конкретными предложениями М. В. Галкина в области отделения Церкви от государства (см. публикацию, документы 3, 4).3(16) декабря статья священника (без указания фамилии автора, с приведением только его инициалов), содержавшая резкую критику текста постановления Поместного собора о правовом положении православной и «черновой набросок» проекта декрета по разграничению сфер деятельности государства и Церкви, была опубликована в большевистской газете «Правда» (см. публикацию, документ 5).Через день, 5(18) декабря 1917 г., текст аналогичного содержания (в несколько измененной редакции) появился на страницах газеты «Раннее а затем и в газете «Утро России». Эти публикации создавали у внимательного читателя впечатление, что именно этот (от Галкина) проект должен был лечь в основу базового Статья священника Галкина, напечатанная в большевистском официозе, естественно, обратила на себя внимание участников Поместного собора. 5(18) декабря 1917 г. на 60-м заседании было оглашено письмо 36 членов предложивших «обсудить проект декрета народных комиссаров об отделении Церкви от государства и вынести соответствующее постановление, ограждающее Церковь Христову от поругания ее врагами 12 декабря 1917 г. Соборный совет утвердил текст постановления, выработанный специальной комиссией, но так как члены Собора разъехались на каникулы, то документ направили для рассмотрения в Синод. Когда 22 января 1918 г. Собор вновь приступил к занятиям, ситуация в стране значительно изменилась, и первоначальный проект пришлось корректировать и Параллельно Петроградская духовная консистория начала внутреннее расследование в отношении М.

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

57. Прот. К Никольский. Цит. соч. С.169. 58. Проф. Н.П. Кондаков. Цит. соч. С.248-250. В подобном виде Евхаристия нередко изображалась в мозаиках главной алтарной абсиды. Такова, например, мозаика в алтаре Киевского Софийского собора (под " Нерушимой Стеной " ). Копия с этой мозаики есть в Московском историческом музее. Снимок см. в археологическом атласе Е.Е. Голубинского. Л.LI. Рис.1. Ср.: Филимонов. Цит. соч. С.59. 59. См. описи Московского Успенского собора. Русская историческая библиотека. Т.3. СПб., 1876. Стлб.347: " Покровы празднишные, Агнец да Пречистые Богородицы Воплощение " . Стлб.449: " Образ Спасов " , " образ Пречистыя Богородицы Воплощение " . Стлб.452: " Агнец " , " образ Спасов " . Стлб.528: " Сударь... на нем Воскресение Господне " , " сударь распятие Господне " . Стлб.532: " Воздух - Агнец Божий " . Стлб.717-718: " Крест с подножием " . Стлб.719: " Образ Спасителя на дискосе " . Стлб.720: " Образ Знамения Пресвятыя Богородицы с Превечным Младенцем " . См. еще стлб.723,724. 60. Хотя и редко, но встречаются воздухи, где совмещены оба сюжета - и причащение, и положение во гроб. См. Панагудскую плащаницу у проф. Кондакова. Цит. соч. С.266. 61. Писания. Т.1. С.393. То же в славянском и греческом текстах, изданных профессором Н.Ф. Красносельцевым. Цит. соч. С.358. 62. Проф. Н.П. Кондаков. Цит. соч. С.225-226 и табл.ХХХ. 63. Ркп. Синод. б-ки, Л.161. 64. De divino templo. Cap.76. PG. T.155. Col.728. 65. Le Manuel de I " iconographie chretienne. Paris, 1845. P.198: Par derriere, la croix avec sen ekreteau. См.: " Исследование о Тихвинском воздухе " А.И. Одобеско. Древности. Труды Московского Археологического общества. Т.4. М., 1874. С.29. Прот. К Никольский. Цит. соч. С.173. 66. А.И. Одобеско. Цит. соч. С.29 и puc.III. Крест видим на грузинской плащанице в церкви Покрова в Лещине, в Москве, но здесь крест стоит не в середине, а на правой стороне. В.К. Пападопуло относит эту плащаницу к XI веку (Древности. Т.16. М., 1900. С.146-148), а Н.П. Кондаков к XVI (Цит. соч. С.274). Крест на плащанице 1545 года в ризнице Дионисиата, на плащанице, хранящейся в б-ке Хилиандра (Там же. Puc.XLI и XLIII). См. еще: Русская историческая библиотека. Т.3. Стлб.716. Кондаков. Цит. соч. С.280. Крест же на древнейших антиминсах, где изображен тот же самый момент. См.: Прот. К Никольский. Цит. соч. Puc.I,III-XIV. Описание этих антиминсов на с.158-222.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/229/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010