Arhiva A avut loc cea de a doua edin a Consiliului unificat pentru susinerea disertaiilor în teologie 24 martie 2017 12:41 23 марта 2017 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялось второе заседание Объединенного диссертационного совета по теологии, созданного приказом Минобрнауки на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , Московского государственного университета и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Заседание возглавил председатель Объединенного диссертационного совета, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры доктор богословия, доктор философских наук митрополит Волоколамский Иларион . В ходе заседания был рассмотрен вопрос о приеме к защите диссертации протоиерея Павла Хондзинского, декана богословского факультета ПСТГУ, на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 26.00.01 Теология на тему: «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского». На первом заседании Диссовета 3 марта 2017 года была назначена экспертная комиссия из числа членов Совета для предварительной оценки диссертации. Председатель экспертной комиссии профессор В.Н. Катасонов ознакомил членов диссертационного совета с заключением о соответствии темы и содержания диссертации научной специальности и отрасли науки, по которой диссертационному совету предоставлено право принимать к защите диссертации, о полноте изложения материалов диссертации в работах, опубликованных соискателем ученой степени, о выполнении иных требований Положения о присуждении ученых степеней. Члены экспертной комиссии рекомендовали принять к защите диссертацию протоиерея Павла Хондзинского. Состоялась дискуссия, после которой диссертационный совет путем голосования единогласно принял диссертацию к защите. Защита назначена на 1 июня 2017 года. Совет также разрешил печать и рассылку автореферата диссертации. Свое мнение о содержании автореферата высказали в своих выступлениях д.и.н. митрополит Калужский и Боровский Климент, д.ф.н. Д.В. Шмонин, д.ф.н. Г.В. Вдовина и другие члены Совета. В качестве ведущей организации совет утвердил Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии РАН (сектор истории русской философии), официальными оппонентами были назначены д.ф.н., профессор кафедры философии религии и религиоведения Философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Т.В. Чумакова и к.ф.н., доцент кафедры политологии, социологии и философии Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан А.П. Соловьев. Пресс-служба ОЦАД /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4842375...

Павлов Алексей Степанович (1832–16.08.1898) – профессор кафедры канонического права Московского университета, ученый в области церковного права, канонист, автор научных трудов. Окончил Тобольскую семинарию, в 1854–1858 гг. учился в Казанской духовной академии. В 1859 г. занял кафедру литургики и каноники в Казанской духовной семинарии, преподавал историю Церкви; был профессором литургики и канонического права в КазДА. С 1864 г. доцент Казанского университета, преподавал церковное право. В 1865–1866 гг. изучал юриспруденцию в Германии. С 1867 г. – экстраординарный профессор, в 1869 г. избран ординарным профессором канонического права в Новороссийском университете. От совета Новороссийского университета был удостоен почетного диплома на степень доктора церковного права и от императорской АН – диплома на звание члена-корреспондента, в 1873 г. избран почетным доктором канонического права. В 1875 г. занял кафедру канонического права Московского университета; заслуженный ординарный профессор; удостоен Уваровской премии. В 1893 г. избран почетным членом Московской духовной академии. Автор «Курса церковного права» (Сергиев Посад, 1902). – 153 Павлович Иосиф Яковлевич (1867–?) – преподаватель древних и новых языков в мужских и женских гимназиях г. Минска. Депутат III Гос. Думы от Минской губ., нац., окт. Окончил Лейпцигский филологический институт при Лейпцигском университете. После окончания образования вернулся в Россию. Был сотрудником минских газет. См. библ. – 65, 94, 322, 324, 353 Панин Виктор Никитич (28.03.1801–01.04.1874) – граф, русский государственный деятель. С 1819 года на дипломатической службе. С 1832 г. – товарищ министра юстиции, в 1841–1861 гт. – министр юстиции. В 1860 г. – председатель редакционных комиссий по пересмотру законов. Председатель комитета для пересмотра постановлений о расколе 1864 г. С 1867 г. в отставке. Имея значительное состояние, за время своей многолетней государственной службы не получал от казны никакого содержания и денежных наград. – 23

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Владыка Исидор выступил с инициативой закрепить за каждым из партнерских вузов и Смоленским педагогическим колледжем клириков епархии и представил священнослужителей, закрепленных за образовательными организациями высшего образования и профессиональными образовательными организациями. Протоиерей Валерий Рябоконь рассказал о новых формах работы с молодежью в рамках совместных проектов высшей школы и Церкви. Священнослужитель отметил, что на протяжение трех истекших лет было реализовано шесть молодежных проектов, поддержанных международным конкурсом «Православная инициатива» . Это проекты Смоленского государственного медицинского университета «Молитва врача» и «Здоровье души: подготовка православных волонтеров в сфере охраны психического здоровья»; проект Смоленского государственного университета «Содействие»; проект Смоленского государственного института искусств «Маршруты православного молодежного туризма» и проект филиала Национального исследовательского университета «Московский энергетический институт» в г. Смоленске «Дорога к храму: возрождение традиций православного питания». Как отметил отец Валерий, опыт совместной деятельности позволил реализовать масштабную инициативу Смоленской епархии и партнерских вузов — разработать международный проект по развитию молодежного культурно-познавательного туризма «Жемчужное ожерелье Святой Руси». Этот проект, получивший поддержку Фонда Президентских грантов, был успешно реализован в 2018-2019 гг. Особое внимание в докладе было уделено презентации международного молодежного проекта по развитию тематического культурно-познавательного туризма «Жемчужное ожерелье Святой Руси»: к 75-летию Великой Победы», который реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов в 2019-2020 годах. Проект направлен на развитие сотрудничества студенческой молодежи Смоленской и Витебской областей, ряда епархий Русской и Белорусской Православных церквей, иных институтов гражданского общества в сфере развития молодежного культурно-познавательного туризма, патриотического воспитания детей и молодежи, сохранения исторической памяти и популяризации подвига братских народов России и Белоруссии в Великой Отечественной войне. Партнерами проекта стали пять смоленских и пять витебских вузов, а также Смоленский педагогический колледж.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Следующими идут главы «Белград», «Битоль» и «Леонтьевское». Здесь сочетается биографическая информация, в первую очередь связанная с его преподаванием в семинарии и с жизнью в македонском Битоле, и размышления о русской эмиграции и о Балканах. Многие описания — очень красивые, подлинно литературные. Эти главы — «Детство», «Белград», «Битоль», «Леонтьевское» — опубликованы в 2021 г. впервые. Комментарий к текстам в книге «О лицах, событиях, встречах. Записки архимандрита Киприана (Керна)» небольшой. Он более подробный в главе «Детство», так как она важна с точки зрения информации о семье и ранних годах жизни о. Киприана, и в иерусалимских дневниках, ведь они, как уже было сказано, являются важным источником по истории русского присутствия в Иерусалиме эпохи Британского мандата. При публикации текстов о. Киприана издатели следовали правилам новой орфографии и пунктуации, хотя сам автор всегда писал в старой орфографии (и пользовался печатной машинкой со старой русской орфографией). Сокращения там, где это важно по смыслу, раскрыты. Цитаты на иностранных языках приводятся так, как они даны в рукописи (машинописи) о. Киприана. В Белграде тогда ещё Константин Керн прожил в 1920–1921 гг. и до 1927 г. После Гражданской войны он был ещё совершенно студенческого возраста: чуть более 20 лет. Так что самым первым делом для него было завершение образования. Константин сразу поступил на юридический факультет Белградского университета. Курсы Московского университета ему были зачтены. В 1922 г. учёбу на юридическом факультете он окончил. После университета Константина приняли на сербскую государственную службу: он упоминает о работе «в статистике». Попасть на государственную службу было хорошим началом и в смысле интеграции в новое общество, и в отношении материальном. «Почти все эмигранты сразу же и устраивались, — писал о. Киприан, — кто начинал торговое дело, кто поступал на частную или даже государственную службу, кто заканчивал прерванное гражданской войной образование в сербских школах. В сербскую жизнь, правда, вошли не сразу. Многие так и не вошли в неё и не хотели входить по какому-то непонятному снобизму и свойственному русским высокомерию». Сербский язык Керн освоил в Белградском университете, а интегрироваться в новую среду в 20 лет куда проще, чем во взрослом возрасте. В Париж о. Киприан переехал в 37 лет, но всё-таки на готовое для него место, а французский язык был ему знаком с детства.

http://bogoslov.ru/article/6172483

Основные цели и задачи конференции — показать и проанализировать значение духовного подвига и богословского наследия святителя Феофана для Русской Церкви, а также для отечественной науки и культуры в прошлом и настоящем, обратив при этом особое внимание на важность уединенного сосредоточения подвижника и церковного ученого для получения возможности полностью посвятить себя писательской, научной, пастырской деятельсности. Продемонстрировать результаты исследований, достигнутые в рамках подготовки «Полного собрания творений святителя Феофана Затворника», «Летописи жизни и творений святителя Феофана» и других изданий, посвященных святителю Феофану, обозначить новые направления научно-исследовательской работы в рамках Феофановской тематики, обсудить различные аспекты взаимодействия церковных и светских ученых в плане реализации этих задач. В работе конференции примут участие архиереи Русской Православной Церкви, члены Научно-редакционного совета по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана Затворника и другие представители церковной и светской академической науки: богословы, патрологи, историки, филологи, текстологи, архивисты — профессора, преподаватели и ученые-исследователи из Московской духовной академии и семинарии, Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, Сретенской, Тамбовской, Рязанской, Екатеринодарской и Калужской духовных семинарий, Московского педагогического государственного университета, Петрозаводского государственного университета, Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. Место проведения конференции – онлайн площадка Издательского совета Русской Православной Церкви. Начало конференции в 10.00. Работа конференции будет освещаться в общецерковных и епархиальных, а также в специальных и региональных средствах массовой информации. Пресс-релиз научной конференции «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника: Затвор как особое место церковного служения», подготовительные материалы и информация ее работе, а также доклады, сделанные в ходе ее проведения, будут доступны на сайтах Издательского совета Русской Православной Церкви izdatsovet.ru, и Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского theophanica.ru. Адрес электронной почты для связи по вопросам подготовки докладов: feofan301@list.ru. Телефон: 8-495-545-58-11, добавочный 241.

http://bogoslov.ru/event/6028635

Похоже, это понимают и российские чиновники, сталкивающиеся с этим явлением по долгу службы. В августе нынешнего года о " необходимости фундаментального исламского образования " говорил полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак. В ходе его встречи с представителями Координационного центра мусульман Северного Кавказа было решено открыть на Северном Кавказе два исламских университета (один в Махачкале, второй в Черкесске или в Кабардино-Балкарии) с тем, чтобы " молодые люди не искали место обучения где-то там на стороне " . Однако позволит ли открытие новых вузов решить все проблемы? Крупнейшие центры исламского образования в России находятся в Казани и Уфе. Оба они именуются " Российский исламский университет " и патронируются соответственно СМР и ЦДУМ России. Своя система высшего исламского образования существует на Северном Кавказе, крупнейшие вузы находятся в Махачкале (Северо-Кавказский исламский университет им. Мухаммеда Арифа и Исламский университет им. имама аш-Шафии), Хасавюрте и Буйнакске. Всего в Дагестане 16 исламских институтов и университетов, в них обучаются более 3 тыс. студентов. Для сравнения: в Российском исламском университете (РИУ) Казани обучаются 218 студентов. В Москве действует Московский исламский университет, в котором обучаются всего 57 студентов на дневном и заочном отделениях. При этом наиболее громкие инициативы по развитию исламского образования исходят именно из Москвы. В марте 2005 г. здесь образован Совет по исламскому образованию при СМР, который весной этого года представил Концепцию исламского образования в России. Авторы документа попытались упорядочить всю систему исламского образования в России, выделив в ней 6 ступеней (от начального до послевузовского образования) и предложив для каждой ступени единый образовательный стандарт. Кроме того, концепция предусматривает подготовку специалистов по светским (государственным) стандартам в рамках исламских вузов. Выдавать выпускникам два диплома о высших религиозном и светском образованиях – заветная мечта многих исламских университетов. Ведь найти работу без госдиплома выпускникам мусульманских вузов крайне сложно, а зарплата имама, по данным СМР на май этого года, составляет в среднем 2–3 тыс. рублей.

http://religare.ru/2_34837.html

Те, кто брались отвечать, иногда путали Вторую мировую и Великую Отечественную, не называли в числе союзников СССР — США, а Германии — Японию, часто не могли вспомнить стихов и песен о войне, а бывало, даже использовали слово «Антанта». Современная молодежь путает Жукова с Суворовым , в школах перестали учить историю, в голове у студентов каша из дат, почерпнутая в Википедии, — таково расхожее мнение о культурном уровне выпускников школ и вузов. Так ли это? Действительно ли новые поколения утратили связь с прадедами и не хотят знать историю своей страны? В преддверии очередной годовщины Победы во Второй мировой войне ПРАВМИР провел опрос среди студентов четырех московских вузов: Финансового университета при Правительстве РФ, Московского Автодорожного института (ГТУ), Московского Государственного университета имени М. В. Ломоносова и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Мы задавали вопросы: Студенты торопились на пары, боялись камеры, просто не были готовы общаться. Соглашался ответить, хорошо, если каждый десятый. Те, кто брались отвечать, иногда путали Вторую мировую и Великую Отечественную, не называли в числе союзников СССР — США, а Германии — Японию, часто не могли вспомнить стихов и песен о войне, а бывало, даже использовали слово «Антанта». Фото: Finist Y S, photosight.ru На этом месте можно впасть в культурно-гуманитарную депрессию и восскорбеть об историческом беспамятстве. Но я не буду. …Студентка Финансового университета при Правительстве РФ. На кофточку приколота георгиевская ленточка — идет поздравлять ветеранов. Читает на камеру отрывок из «Василия Теркина». …Старшекурсники МАДИ — подробно и вдумчиво рассуждают об идеологии фашизма. …Девушка из Свято-Тихоновского — светясь от радости, говорит о военных песнях, сравнивая их с молитвой. …Возле 1-го гуманитарного корпуса МГУ студенты обсуждают прошедший концерт в честь Дня Победы. Нет-нет, кто-то отходит к памятнику погибшим студентам и сотрудникам МГУ, погибшим во время войны. Экономисты, технари, богословы и гуманитарии. Мы специально выбрали четыре разные вуза, чтобы ответы студентов получились более разнообразными.

http://pravmir.ru/chto-znaet-molodezh-o-...

Среди участвовавших в праздничном вечере представителей общественных организаций, деятелей культуры и образования, руководителей СМИ ректор Московского государственного университета им. Ломоносова академик В.А. Садовничий, ректор Московского государственного института международных отношений (университета) А.В. Торкунов, ректор Московской государственной консерватории им. Чайковского А.С. Соколов, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации профессор В.А. Мау, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Я.И. Кузьминов, научный руководитель Государственного архива Российской Федерации С.В. Мироненко, директор Государственного исторического музея А.К. Левыкин, Народный артист России А.С. Кончаловский, дирижер Большого симфонического оркестра им. Чайковского В.И. Федосеев, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, эксперт Всемирной организации здравоохранения Л.М. Рошаль, художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической хоровой капеллы России им. Юрлова Г.А. Дмитряк, заместитель генерального директора Всероссийского государственной телерадиокомпании А.Ю. Мешков, главный редактор телеканала «Россия-Культура» С.Л. Шумаков, главный редактор «Интерфакс-религии» В.В. Трубецкая, руководитель группы «Новости религии МИА «Россия сегодня» О.В. Липич и многие другие. Со словами приветствия выступил первый заместитель руководителя Администрации Президента России А.А. Громов. «Ваше Высокопреосвященство, мы только что выслушали слова Святейшего Патриарха. Я не имею никакого права давать оценки, но нельзя не сказать о том, что все видели его отношение к Вам, сказал он. Что же касается Вашей работы, то мы понимаем, насколько она сложна, сколь сложный период нам достался. С другой стороны, повторюсь Вам досталось очень хорошее «наследство» в виде опыта и результатов работы Святейшего Патриарха Кирилла». «Вы уделяете огромное внимание подготовке кадров Русской Православной Церкви, продолжил А.А. Громов. — Мы видим, насколько это важно сейчас, насколько созданная инфраструктура нуждается в людях ответственных, порой, может быть, даже отчаянных и готовых к жертвам ради результатов работы».

http://patriarchia.ru/db/text/4571148.ht...

В подмосковном Ногинске прошла конференция, посвященная вопросам духовно-нравственного наставничества и служения ближнему 24 октября 2022 г. 18:26 В Ногинске Московской области прошла областная конференция, посвященная вопросам духовно-нравственного наставничества и служения ближнему. Организаторами конференции стали Министерство социального развития Московской области и межъепархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московской митрополии . Участниками конференции стали более 60 человек — представители Балашихинской , Коломенской , Одинцовской , Подольской и Сергиево-Посадской епархий Московской митрополии. Это руководители социальных отделов епархий, представители волонтерских направлений помощи людям, а также директора стационарных учреждений Московской области для детей и взрослых. В мероприятии также участвовали руководитель направления помощи людям с инвалидностью  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Вероника Леонтьева, заведующая кафедрой социальной работы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Татьяна Зальцман. В ходе конференции прозвучали доклады специалистов и экспертов о современных церковных проектах помощи людям с инвалидностью и семьям в тяжелой жизненной ситуации, опыте поддержки бездомных в условиях современного города, христианском служении в хосписах и домах-интернатах. Спикеры рассказали об организации благотворительных столовых на территории Московской области, работе благотворительных центров и опыте организации благотворительных акций. Руководитель направления помощи людям с инвалидностью Синодального отдела по благотворительности рассказала о преемственности деятельности сестры милосердия, первого русского педагога-дефектолога Екатерины Грачевой в современных церковных проектах помощи людям со множественными нарушениями развития. «На сегодняшний день ее практические советы, касающиеся помощи людям со множественными нарушениями развития, являются такими как 100 лет назад. Главенствующая роль здесь отводится духовно-нравственному воспитанию и просвещению. Именно на принципах христианской любви и милосердия, внимательной заботы о каждом из ребят, вере в возможности каждого ребенка, какими бы нарушениями он не обладал, строят свою работу сотрудники и добровольцы, сестры милосердия в церковных социальных проектах: в православных центрах комплексной помощи семьям с детьми с инвалидностью Москвы, Анадыря, Самары, Ессентуков, Находки, Йошкар-Олы, Бердска, в Свято-Софийском социальном доме, Елизаветинском детском доме при Марфо-Мариинской обители милосердия , Свято-Димитриевском детском центре православной службы «Милосердие» , благотворительном фонде помощи во имя святой блаженной Матроны Московской Санкт-Петербурга. А также добровольцы и сестры милосердия в детских и взрослых государственных социальных учреждениях», — поделилась Вероника Леонтьева.

http://patriarchia.ru/db/text/5970953.ht...

1922. 3. 109 Обозрение преподавания на Историко-филологическом факультете Императорского Московского Университета в 1901–1902 году. М., 1901. 114 Обозрение преподавания на Историко-филологическом факультете Императорского Московского Университета в 1901–1902 году. 115 Анисимов А.И. Князь С.Н. Трубецкой и московское студенчество//Вопросы философии и психологии. 1906. 81. С.158. 118 Лопатин Л.М. Князь С.Н. Трубецкой и его общее философское миросозерцание//Вопр. философии и психологии. 1906. 81. С.39. 123 Половинкин С.М. О студенческом математическом кружке при Московском математическом обществе//Историко-математические исследования. 1986. Вып.30. С. 152. 131 Цит. по: Иванова Е.В. К истории отношений с Андреем Белым/Е.В. Иванова, Л.А. Ильюшина//Контекст-1991: Литературно-теоретические исследования. M., 1991. С.7–8. 142 Флоренский П.А. Эсхатологическая мозаика//Контекст–1991: Литературно- теоретические исследования. С.68–92. 155 Новое общество//Среда. Политическая, экономическая, литературная и общественная газета. 1906. 20 нояб. 157 Новое общество//Среда. Политическая, экономическая, литературная и общественная газета. 1906. 20 нояб. 162 Александров Н. Религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьева. (Письмо из Москвы)//Век. 1907. 10 июня. 173 Соболев А.В. К истории Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева//Историко-философский ежегодник-92. М., 1994. 176 Устав «Кружка взаимопомощи в целях христианского просвещения»//РГБ, ф.265, к.118, 24 (предоставлено И.В. Никитиной). 177 Краткие сведения о деятельности «Кружка ищущих христианского просвещения» за 1908 год//РГБ. Ф.265. К.118, 24 (предоставлено И.В. Никитиной). 199 Львов Владимир Николаевич (1872–1934) окончил юридический и историко-филологический факультет Московского университета. Вольнослушатель МДА. Готовился стать монахом. Депутат III и IV Государственных Дум, где входил в состав группы центра фракции правых буржуазных депутатов. В обеих Думах – председатель комиссии по делам Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010