По окончании пленарного заседания состоялось торжественное вручение ректорам вузов, вступивших в Ассоциацию, сертификатов членов НОТА. Церемонию вручению провели президент Ассоциации митрополит Иларион, а также ее исполнительный директор Г.И. Теплых. После перерыва работа конференции продолжилась на симпозиумах и круглых столах, посвященных различным проблемным областям теологического знания. Среди названий симпозиумов и круглых столов: «Теология как отрасль знания», «Структура теологии и проблемы метода», «Церковная история: актуальные направления исследований», «Предметные области теологии и современные технологии образования», «Теология и высшая школа», «Научно-образовательные кейсы теологии», «Духовно-нравственная работа с молодежью», «Теология как фактор межрелигиозных отношений». В числе участников форума, работавших на пленарном заседании, симпозиумах и круглых столах: митрополит Новгородский и Старорусский Лев; митрополит Тульский и Ефремовский Алексий; митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф; митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; митрополит Саратовский и Вольский Лонгин; митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт; ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий; епископ Гурий (Шалимов); сопредседатель Комиссии работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы епископ Домодедовский Иоанн; епископ Юрьевский Арсений; епископ Златоустовский и Саткинский Викентий; председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов; ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, председатель Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по УГСН 48.00.00 «Теология» протоиерей Владимир Воробьев. В работе конференции также приняли участие руководители ведущих университетов — членов НОТА: Санкт-Петербургского государственного университета Н.М. Кропачев, ректор Северо-Кавказского федерального университета А.А. Левитская, ректор Московского архитектурного института Д.О. Швидковский, ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Серафим, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, президент Болгарской исламской академии К.Ш. Исхаков, ректор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена С.И. Богданов, начальник Ивановской пожарно-спасательной академия МЧС РФ И.А. Малый, ректор Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова К.М. Иванов, ректор Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского А.Н. Чумаченко, ректор Кубанского государственного университета М.Б. Астапов, ректор Тульского государственного университета М.В. Грязев и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/5296484.ht...

7 марта 2004 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II cobepшuл чин великого освящения домового храма мученицы Татианы при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. Престол верхнего храма — мц. Татианы, нижнего — свт. Филарета, митрополита Московского. Приставной престол — Трех Святителей. Святыни: Частица десницы св. мц. Татианы, частица мощей свт. Филарета, митрополита Московского, икона Божией Матери Всецарица, ковчег с мощами различных святых, почитаемая икона новомучеников, выпускников Московского Университета. st-tatiana.ru Татианы, мученицы, при Московском университете церковь (улица Большая Никитская, дом 1). Датой основания Московского университета считается день памяти мученицы Татианы – 12 января 1755 г., когда императрица Елизавета Петровна утвердила доклад графа И.И. Шувалова о создании этого учебного заведения. Университетскую церковь святой Татианы выстроили к апрелю 1791 г. на месте разобранного храма священномученика Дионисия Ареопагита в восточном крыле здание Московского университета. Эта церковь сгорела в 1812 г., и новую выстроили к 1833–1836 гг. по проекту крупного мастера отечественного классицизма Е.Д. Тюрина. Интерьер украсили лепниной и мраморными скульптурами работы скульптора И.П. Витали, а росписи выполнил Клауди. В 1837 г. храм был освящен митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). В этом храме отпевали многих замечательных людей, и среди них писателя Н.В. Гоголя (он являлся почетным членом Университета), поэта и общественного деятеля И.С. Аксакова, историков Т.Н. Грановского и С.М. Соловьева. Церковь закрыли 18 июля 1919 г. и превратили в клуб. Затем в ней устроили студенческий театр Московского университета. Скульптуры работы Витали сохранились, их передали Музею архитектуры имени А.В. Щусева и разместили в храме Михаила Архангела в Донском монастыре. Храм был передан верующим в 1995 г., в том же году возобновились богослужения. Чтимые святыни храма – частицы мощей мученицы Татианы (из Псково-Печерского монастыря), частица мощей преподобного Максима Грека, частица мощей святителя Филарета митрополита Московского, иконы Божией Матери «Прибавление ума» и «Неупиваемая чаша». Храм является крупным общественным центром, при нем издается православная газета «Татьянин день», проводятся «Татьянинские вечера», имеются школы пения, мастерские, кружки по изучению греческого и славянского языков.

http://sobory.ru/article/?object=02389

В этом году по промыслу Божию мы празднуем юбилеи двух старейших московских учебных заведений, стоящих на протяжении нескольких веков на службе у нашей Церкви и нашего Отечества — Московской духовной академии, которой исполняется 320 лет, и Московского государственного университета, которому исполняется 250 лет. Их история свидетельствует о том, что в прежние времена благотворный союз веры и разума был отличительной чертой отечественного образования. И то, и другое высшее учебное заведение стремились к одному — воспитанию молодого поколения в единении веры и разума. Из стен Академии вышли многие университетские  профессора, начиная с основателя Московского университета Михаила Васильевича Ломоносова и одного из первых русских профессоров медицины Семена Герасимовича Зыбелина до ректора Московского университета (1863-1870 годы), виднейшего русского правоведа Сергея Ивановича Баршева, которые не порывали связей со своей альма-матер. Таким образом, на протяжении долгих лет не умолкал диалог двух старейших учебных заведений. В связи с этим мне представляется уместным вспомнить о том, как вели этот диалог выдающиеся его служители — настоятели домового храма мученицы Татианы при Московском университете, профессора богословия Петр Матвеевич Терновский, Николай Александрович Сергиевский и Николай Александрович Елеонский. Надо сказать, что храм мученицы Татианы являлся связующим звеном между Академией и Университетом. Присутствие церкви в стенах учебного заведения было естественным и необходимым. Без домового храма не обходилось ни одно Университетское торжество, ни одно событие в Университетской жизни, будь то открытие лаборатории или новой учебной аудитории, научные чтения или посещения почетных гостей. В домовой церкви, как и в других православных храмах, проводили богослужения и совершали требы, только ее прихожанами были в основном преподаватели, студенты и служащие Московского университета. После освящения 12 (25) сентября 1837 года этого домового храма митрополит Московский Филарет в присутствии министра просвещения графа С. С. Уварова обратился к собравшимся в храме: «Итак, вот дом молитвы под одним кровом с домом любомудрия. Святилище Таин приглашено в жилище знаний, и вступило сюда, и здесь основалось и утвердилось своими тайнодейственными способами. Видно, что религия и наука хотят жить вместе и совокупно действовать к облагораживанию человечества Снисходительно со стороны религии: возблагодарим ее снисхождению. Благоразумно со стороны науки: похвалим ее благоразумие». Именно митрополит Филарет способствовал доброму начинанию преподавания богословия в московском и других университетахпри нем два ведущих профессора протоиерей Петр Матвеевич Терновский и протоиерей Николай Александрович Сергиевский были поставлены на кафедру богословия в Московском университете. Их дело наследовал протоиерей Николай Александрович Елеонский. Что это были за личности? Все три — выпускники Духовной академии.

http://patriarchia.ru/db/text/52933.html

После обеденного перерыва работа конференции продолжилась в секциях. Большая часть участников секционных заседаний присутствовала лично. Однако те, кто по причинам загруженности на работе не смог присутствовать в зале, подключались к конференции онлайн. В секциях прозвучало около двух десяткой докладов, посвящённых конфессиональной проблематике. Часть докладов была ориентирована на белорусские сюжеты – например, заведующей кафедрой Минской духовной академией В.А. Тепловой был прочитан доклад, посвящённый церковному историку, археографу и богослову протоиерею Иоанну Григоровичу, 230летие которого отмечается в 2022 г. Некоторые доклады поднимали вопросы церковного краеведения, рассказывая об истории того или иного храма. Также не осталась в стороне и собственно церковная история – часть выступлений описывала положение Церкви на белорусских землях в период с XVIII по ХХ в. Также достаточно большое количество докладов рассматривала церковные сюжеты в более широком ключе – в рамках Российской империи. При этом, помимо сообщений, посвящённых православной Церкви, была затронута проблематика старообрядчества, о чём рассказал доцент Новозыбковского филиала Брянского государственного университета В.В. Мищенко, ещё один представитель Новозыбковского филиала – Т.А. Мищенко рассказала о семейном религиозном воспитании в русских дворянских семьях. Доцентом Белорусского государственного экономического университета А.А. Киселёвым был поднят вопрос конфессиональной политики России периода императора Николая I. Не остались в стороне и сюжеты, выходящие за рамки России. Были затронуты проблемы преодоления последствий Ужгородской унии в Чехословакии (доклад сотрудника Институт славяноведения Российской академии наук С.М. Слоистова), представлены штрихи к истории знакомства святого праведного Алексия Виллкес-Баррейского с Е.Н. Матросовым (доклад сотрудника Институт славяноведения Российской академии наук М.Ю. Дронова), подняты проблемы идентичности угорских русинов в XIX – начале ХХ в. и роли Церкви в формировании этой идентичности (доклад профессора Минского филиала Российского государственного социального университета К.В. Шевченко). Отчасти как продолжение предыдущей темы был заявлен доклад сотрудника Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук А.Д. Гронского, посвящённый конфессиональному вопросу в этнополитической риторике современной Украины. Докладом, закрывающим конференцию, было выступление доцента Московского гуманитарного университета А.И. Филимоновой, социокультурные трансформации в межвоенной Югославии и роли в этом Католической Церкви. Пожалуй, именно этот доклад больше всего заинтересовал слушателей, поскольку наибольшее количество вопросов было задано именно по итогам данного выступления.

http://ruskline.ru/opp/2022/10/07/v_mogi...

Стоит напомнить состав Экспертного совета, в который вошли известные ученые и писатели. Среди них московские ученые: доктор философских наук, профессор Московского государственного университета, организатор и руководитель ежегодной конференции «Панаринские чтения» Валерий Николаевич Расторгуев ; известный литературовед, крупнейший знаток творчества великого русского писателя Н.В.Гоголя, доктор филологических наук, профессор Московского государственного университета Владимир Алексеевич Воропаев ; профессор Московской духовной академии, церковный историк и богослов Алексей Константинович Светозарский ; доктор технических наук, профессор Сергей Николаевич Гриняев ; и столько же ученых из Санкт-Петербурга: известный философ, автор ряда работ по русской историософии, доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского университета Александр Леонидович Казин ; директор Межвузовского центра по религиоведению, доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна Алексей Николаевич Швечиков , который долгое время возглавлял крупнейшую общественную организацию Санкт-Петербурга - Собор православной интеллигенции; авторитетный социолог, директор Научно-исследовательского института Комплексных социальных исследований при Санкт-Петербургском государственном университете, доктор психологических наук, профессор Валентин Евгеньевич Семенов ; директор Санкт-Петербургского филиала Российского института стратегических исследований, доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор Андрей Леонидович Вассоевич . А возглавил Экспертный совет один из лучших современных русских писателей, сопредседатель Союза писателей России Владимир Николаевич Крупин . Таким образом, в Экспертный совет конкурса вошли авторитетные ученые, специалисты в разных отраслях знаний. Организаторами это было сделано специально, поскольку мы не могли предполагать заранее, какого направления будут представлены работы на конкурс. И действительно, среди участников конкурса оказались и историки, и философы, и филологи, и писатели, и публицисты, и политологи. Поэтому такой разнообразный состав Экспертного совета оправдал себя.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/19/la...

Также в адрес ПСТГУ поступили поздравления от Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора, ректора Киевских духовных школ архиепископа Бориспольского Антония, архиепископа Львовского и Галицкого Августина, ректора Санкт-Петербургских духовных школ епископа Гатчинского Амвросия, ректора Минских духовных школ архимандрита Иоасафа (Морзы), ректора Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова Н.М. Рассадина и ректора Кубанского государственного университета М.Б. Астапова. В этом году актовый день был совмещен с началом ежегодной богословской конференции. Работу форума открыл епископ Женевский Михаил, выступивший с пленарным докладом «Отношение Русской Зарубежной Церкви к богоборческой власти в России и вопрос сохранения церковного единства». Затем состоялся концерт духовной музыки, на котором выступили хоры — сводный ПСТГУ, хорового училища при факультете церковного пения и богословского факультета ПСТГУ, исполнившие произведения церковных композиторов Бортнянского и Попова-Платонова, а также традиционные грузинские церковные песнопения. Осенняя сессия богословской конференции продлится до 23 ноября 2010 года. Форум проходит под эгидой Синодальной библейско-богословской комиссии. Всего на конференции заявлено 13 секций по истории Церкви, патрологии, библеистике, философии, религиоведению и грузиноведению. В рамках конференции 17 ноября состоялось заседание секции картвелологии, работу которой возглавил митрополит Горийский Андрей. Источник: Патриархия.ru 18 ноября 2010 г., в день избрания на Московский Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, состоялся годичный акт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и открытие XXI Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. В этот день Божественную литургию в университетском храме в честь Живоначальной Троицы в Вишняковском переулке совершили председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений , епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил и председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон в сослужении председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова , ректора вуза протоиерея Владимира Воробьева и клириков храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе при ПСТГУ.

http://pravmir.ru/sostoyalis-godichnyj-a...

«Хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Виктор Антонович, за многие добрые дела, которые Вы совершаете как ректор университета. С Вашим именем действительно связано открытие этого храма и в целом тесное взаимодействие университета с Русской Православной Церковью. Думаю, все это восстанавливает органическую целостность нашего общества, нашего народа. Ведь все эти разделения, которые были навязаны духом времени и политической волей, как мы теперь точно знаем, не послужили во благо. Сегодня восстанавливается соборная сила нашего народа, идет огромная работа по собиранию всех сил, для того чтобы Россия была духовно, интеллектуально, материально сильной, чтобы она могла идти своим суверенным путем, как заповедали ее великие основатели. Благодарю Вас за Ваше активное участие во всем этом делании, за все то замечательное, что происходит в стенах Московского государственного университета, являющегося высшей школой 1 в государстве Российском. Пусть благословение Божие пребывает над Вами, над всей профессорско-преподавательской корпорацией, над студенчеством и над всеми друзьями университета», — сказал Святейший Патриарх Кирилл. В дар храму при Московском государственном университете Святейший Владыка передал икону святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Традиция почитания университетских святых зародилась в храме мученицы Татианы при МГУ одновременно с возрождением общинной жизни в 1995 году. К настоящему времени благодаря усилиям клириков, прихожан и друзей храма собрана информация о двадцати святых, в разные годы учившихся или преподававших в Московском университете. Они представляют все четыре факультета, действовавшие в начале XX века: историко-филологический, физико-математический (в том числе естественное отделение), юридический и медицинский. Все двадцать человек принадлежат к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской. Из них двое — в архиерейском достоинстве (священномученики Вассиан (Пятницкий) и Петр (Зверев)), четверо — в монашеском чине (преподобномученики Владимир (Пищулин), Серафим (Тьевар), Феодор (Богоявленский), преподобноисповедник Никон (Беляев) Оптинский)), десять — из белого духовенства (священномученики Илия Громогласов, Вячеслав Занков, Сергий Мечев, Борис Назаров, Александр Орлов, Владимир Алексеевич Смирнов, Владимир Константинович Смирнов, Илия Четверухин, Владимир Амбарцумов, Петр Петриков) и четверо — миряне (мученики Михаил Новоселов, Иоанн Попов, Леонид Сальков и Димитрий Спиридонов).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5360176...

8. Донателла Ростанья, координатор группы по правам человека Конференции Европейских Церквей. «Практика преподавания религиозной культуры в системе образования государств Европейского союза». 9. Понкин Игорь Владиславович, преподаватель кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ. «Актуальные вопросы совершенствования правового регулирования государственно-церковных отношений в области образования». 10. Перевезенцев Сергей Вячеславович, сопредседатель Союза писателей России, д.ист.н. «О православном понимании истории и историческом образовании в российской школе». 11. Бендин Александр Юрьевич, доцент кафедры основного богословия Института теологии Белорусского государственного университета. «Взаимоотношения в сфере образования государства и Церкви в Белоруссии». 12. Абраменкова Вера Васильевна, в. н. с. Психологического института РАО, профессор Московского городского психолого-педагогического университета. «Критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании». 13. Добычин Алексей Петрович, заместитель председателя Союза православных граждан Украины. «Православная культура как основа русского возрождения». 14. Сергеев Николай Максимович, руководитель Представительства Института стран СНГ в республике Беларусь, заместитель председателя Белорусского общественного объединения «Русь». «Роль изучения православной культуры в восстановлении единого образовательного пространства». 15. Беляева Валентина Александровна, заведующая кафедрой педагогики Рязанского государственного университета. «Православная культура в профессиональной подготовке будущего педагога». 16. Сенин Олег Михайлович, депутат Тульской Областной Думы. «Образовательное и педагогическое значение преподавания “Основ православной культуры” на опыте Тульской области». 17. Архимандрит Зиновий (Корзинкин), декан факультета теологии и религиоведения Курского государственного университета. «Проблема духовно-нравственного воспитания в современной высшей школе России».

http://pravoslavie.ru/423.html

Богослужебные песнопения исполнили хор храма мц. Татианы (регент М.А. Козырева) и хор школы духовного пения при храме мц. Татианы (регент С.Ю. Маркелов). Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз». На сугубой ектении были вознесены прошения об учащих и учащихся Московского государственного университета и вузов России. Затем были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил иерейскую хиротонию диакона Василия Боброва, иподиакона Его Святейшества, клирика храма прп. Сергия Радонежского в Солнцеве г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне. По завершении Литургии на амвоне храма Святейший Патриарх Кирилл освятил три каменные доски с именами святых, обучавшихся и преподававших в Московском государственном университете. Настоятель храма протоиерей Владимир Вигилянский приветствовал Святейшего Владыку. «Месяц назад отмечалась очень важная для нас дата — 25 лет назад Ученый совет, ректорат во главе с Виктором Антоновичем Садовничим принял решение об открытии храма при Московском университете — воссоздании храма мученицы Татианы на его историческом месте; первое богослужение прошло спустя год. Эта дата стала значимой не только для Московского университета, но и для всех высших учебных заведений Российской Федерации. Для них МГУ стал примером взаимоотношений Церкви и университета, деятельности по сближению Церкви и высших учебных заведений», — отметил отец Владимир. В.А. Садовничий поздравил Предстоятеля Русской Православной Церкви и всех собравшихся с праздником и преподнес Его Святейшеству икону святой мученицы Татианы, написанную в XIX веке. На благоустройство Татианинского храма ректор передал сертификат на 2,7 млн рублей. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом , после чего произнес слова благодарности в адрес ректора МГУ.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5360176...

Как я уже говорил, на реализацию проекта (а мы работаем в рамках программы возведения в Москве 200 православных храмов, курируемой советником Его Святейшества Патриарха Кирилла Владимиром Ресиным) нам отпущено два года. Что-то мне подсказывает, что скорее всего освящение Храма во имя св.блгв.кн. Александра Невского при МГИМО произойдет к... 14 октября 2014-го: в этот день МГИМО исполнится 70 лет. Будет очень символично, если две столь значимые даты, как юбилей родного университета и освящение " приписного " храма МГИМО совпадут! Как Вы считаете, каково в наше время значение храма при учебном заведении? Оно огромно! Это прежде всего восстановление достаточно давней и традиции строительства церквей при государственных учебных заведениях, университетских церквей. Насколько мне известно, на сегодня в Москве существует уже более полусотни приписных университетских храмов. Причем, они очень разные. Например, при Академии РЖД по церковным праздникам домовым храмом становится большой конференц-зал. По такому же принципу устроен храм при Санкт-Петербургском Государственном Университете (в советское время в помещении церкви был оборудован университетский музей; не знаю, как сейчас, но до недавнего времени они мирно сосуществовали, пока для музея подыскивалось новое помещение). Есть и " классический " – – пример домового храма святой мученицы Татианы при МГУ. Но разве при МГИМО был храм? При МГИМО, созданном, как известно, в 1944-м, никогда прежде храмов не было. Как государственное учебное заведение мы и по сей день не можем заниматься " религиозной деятельностью " , а мы ей и не занимаемся: инициатива возведения храма принадлежит группе профессоров, преподавателей и студентов МГИМО. У нас есть благословение покойного предстоятеля, Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго. Храм возводится при Патриаршем подворье, а территориально он расположен в десяти минутах хода от университета, на улице Лобачевского, в парковой зоне. В то же время мы небезосновательно считаем себя продолжателями традиций Царскосельского лицея. Во-первых, потому, что среди однокашников великого русского поэта был выдающийся русский дипломат, граф Александр Горчаков. Во-вторых, ряд книг из лицейской библиотеки находится сейчас в библиотечн6ом собрании нашего университета. В Царскосельском лицее, таком глобальном " прародителе " МГИМО, тоже, к слову, был приписной храм. Ну, а чем мы хуже?

http://religare.ru/2_96542_1_21.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010