Но вы не так познали Христа» ( Еф. 4:17–18, 20 ). Примите к сердцу, возлюбленные, мои слова и не сообщайтесь с теми, которые так поступают. Много ведь ныне сынов погибели, и они еще умножаются. Берегитесь, время нынешнее лукаво, таких же и слуг оно себе избирает. 8 . Не удивляйтесь, если и пастыри оказываются волками. Ведь именно в беседе с епископами и пресвитерами апостол Павел говорил: «и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно» ( Деян.20:30 ). Итак, не давайтесь в обман никому, хотя бы кто и имел снаружи вид ангела, будучи внутри дьяволом . Поэтому Иисус и говорит: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» ( Мф.24:4 ). И я опять повторю то же самое. Берегитесь от соблазна, откуда бы он ни шел – от чужих ли или от своих, и кто бы ни был тот, кто говорит «развращенная» – епископ ли, пресвитер ли, дьякон ли или чтец – из тех, «которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» ( Мф.7:15 ), которые имеют образ благочестия, силы же его отверглись. Вы же, возлюбленные, не вдавайтесь в заблуждение, но как приняли Господа нашего Иисуса Христа, в Нем пребывайте, и Бог мира будет с вами. Но об этом я уже говорил довольно, побеседую еще немного о признаках кончины мира и тем заключу свое слово. Как только начинаю я говорить о кончине мира, ужас объемлет меня, и я теряюсь. Конечно, все дела Господни удивительны, велики, страшны и славны, но конец мира и таинство второго пришествия Господня превосходят всякое слово, всякий ум, всякую мысль, не поддаются изображению и поражают всякий слух. Велико было желание учеников – услышать от своего Учителя о признаках кончины мира и немало усилий было ими сделано с этой целью. Вы не один раз слышали евангельское повествование о том. «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века» ( Мф.24:3 )? Заметь благоразумие учеников. Когда они хотят спросить Господа о чем-нибудь важном, они не все вдруг обращаются к Нему, но поодиночке, и говорят: один – скажи нам, Господи, другой – скажи нам, Благий, иной – скажи нам, Сердцеведец, иной – Ведущий начало и конец, скажи нам, Ведущий все прежде его осуществления, скажи нам, Творец веков, скажи нам, Отец будущего века, скажи нам, «какой признак Твоего пришествия и кончины века», когда Ты придешь судить живых и мертвых всей вселенной, когда упразднишь всякое начало, всякую власть и силу, когда преклонится перед Тобою всякое колено небесных и земных, и преисподних? «Скажи нам, какой признак Твоего пришествия», чтобы и мы могли поведать людям о Твоем поразительном явлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Церковь в эти времена вынуждена будет скрываться в пустыне, то есть в потаенных безлюдных местах (см.: Откр. 12:6–17 ), однако, согласно обещанию Спасителя, врата ада не одолеют её ( Мф. 16:18 ), и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова (см.: 1Кор. 11:26 ). По милости Божией ради избранных (тех, кто сохранил истинную веру) сократятся те дни ( Мф. 24:22 ). Но победить сатанинскую силу человеческими средствами невозможно: И дано было ему вести войну со святыми и победить их ( Откр. 13:7 ). Согласно пророчествам Даниила (см.: Дан. 7:25 ) и Откровению апостола Иоанна Богослова (см.: Откр. 11:2 ; Откр. 12:6 ; Откр. 13:5 ) царствование антихриста продлится три с половиной года (42 месяца или 1260 дней). Таким образом, его продолжительность составит ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа нашего Иисуса Христа. 10. Крест на небе. В самый день Второго пришествия Бог даст последнее удивительное знамение на небе как знак исполнения всего предсказанного Им: И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою ( Мф. 24:29–30 ). Священное Писание не уточняет, что это за знамение, но большинство святых отцов считают, что им станет крест такой величины, что виден будет всем народам земли. Явившийся Господь Иисус Христос Сам победит антихриста: убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего ( 2Фес. 2:8 ). Антихрист вместе со своим лжепророком и иными его служителями, не записанными в книге жизни ( Откр. 20:15 ), будет ввергнут на вечные страдания вместе с диаволом в озеро огненное ( Откр. 19:20 ). Эта последняя победа Христа станет поворотной точкой в истории тварного мира. 4. Второе пришествие Господа Второе пришествие (παρουσα) Спасителя, несмотря на все предсказания и выше названные события, будет внезапным, ибо неверие людей не позволит им понять духовный смысл происходящего: Как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого (...

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Ибо очевидно, что не явился бы он, если бы то не было угодно Богу. Но волю Божию не называем деянием, ибо и по учению мудрецов внешних Бог не виновник зла. Не Он соделал Каина человекоубийцей, когда не воспрепятствовал ему, замышляющему убить брата. Не Он настроил детей Иаковлевых продать Иосифа, когда не удержал их от сего намерения. Должно признать, что они сами употребили во зло свободу воли, а всемудрый Владыка лукавством их доказал истинность сновидений . Так же попустит явиться и Антихристу для обнаружения его лукавства и в обличёние злонравных Иудеев. Но в скором времени Господь ввергнет его в конечную гибель, а Иудеям подаст врачевание: пошлёт им Илию Фесвитянина, который обличит обман [Антихристов] и провозвестит спасительное пришествие [Христово]. Противник истины всячески будет подражать тому, что было во Владычнее пришествие, и, избрав человеческий сосуд, достойный его деяний, посредством его будет творить ложные чудеса, улавливая людей. Об этом ясно говорил божественный апостол [Павел] в Послании к Фессалоникийцам: молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему: не спешите колебаться умом, не смущайтесь ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы от нас [посланного], будто уже наступает день Христов (2 Фес 2:1-2). Этим дал понять, что обманывали их некие, утверждавшие, будто бы апостол учит, что приблизилось пришествие Господне. Посему запретил обольщаться не только словом и писанием, но и так называемым пророческим прорицанием. Ибо это выразил, сказав: ни от духа. Затем прибавил: да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не придёт], доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2:3-4). Отступлением апостол называет само пришествие Антихриста, потому что многие, обольщенные чудесами, которые будут тогда, отступят от истины и возлюбят ложь.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Мы, христиане, ныне ничего более делать не должны, как только угождать Господу и Спасителю нашему Иисусу, Небесному Царю, и о получении вечного спасения, трудами и болезнями Его совершенного, печься и ожидать Второго Его с небес пришествия. Было первое Его пришествие, будет и второе. Первое пришествие проповедовали пророки, говоря: «Грядет Христос в мир, грядет Христос в мир». И пришел Христос в мир тихо и неожиданно: сошел, как дождь на руно и как капля, каплющая на землю ( Пс. 71, 6 ). О Втором пришествии пастыри и учителя церковные говорят: «Придет Христос в мир, придет Христос в мир, опять явится неожиданно, но страшно и славно». Как граждане ожидают прихода своего царя и к встрече его готовятся, так и мы, христиане, должны пришествия Царя нашего Небесного ожидать и к достойной Его встрече готовиться. Тем более, что не знаем дня и часа, в который Он придет, и придет не жить, учить и страдать – было это уже, но судить и воздать всякому по делам его. Постараемся, христиане, бодрствовать и быть готовыми к встрече Царя нашего, поминая увещевательное Его слово: бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий ( Мф. 25, 13 ). Да сподобимся одесную Его в пришествии Его встать. Мы ожидаем пришествия к нам Царя Небесного, Иисуса Христа. Видим мы первое Его к нам пришествие; ожидаем и второго, и увидим его. Видим, что первое Его пришествие было в смирении, нищете, кротости и долготерпении; второе будет в страшной и Божественной славе. В первом пришел Он тихо, и сошел, как дождь на руно 13 и как капля, каплющая на землю ( Пс. 71, 6 ). Во втором воссияет, как молния, которая на востоке блистает и является на западе (см. Мф 24, 27 ). Придет тогда не страдать за нас (это уже было), а судить нас и воздать всем по делам их. Видим в святом Писании, что будет тогда. Видим, что придет день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прей дут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят ( 2Пет. 3, 10 ). Видим, что тогда и небо скроется, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинутся с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скроются в пещеры и в ущелья гор и скажут горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять ( Откр. 6, 14–17 )? Видим, что тогда все, от начала мира умершие, восстанут из гробов своих, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения ( Ин. 5, 28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Разве вы не знаете, что чем больше кто имеет, тем большого желает? Потому, чтобы нам не испытать этого, не будем искать богатства, не будем сетовать на бедность, не будем стремиться сделаться богатыми, но, даже имея (богатство), будем пользоваться им так, как заповедал Павел: " имеющие " , - говорить он,  - " должны быть, как не имеющие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся " (1 Кор. 7:29,31), чтобы нам получить обетованные блага, которых да сподобимся все мы благодатью и человеколюбием (Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь).   3. БЕСЕДА ТРЕТЬЯ " Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты.  (Евр. 1: 6-8).   1. Господь наш Иисус Христос называет пришествие свое во плоти исходом, - например, когда Он говорит: " вот, вышел сеятель сеять " ( Мат. 13:3); И еще: " Я исшел от Отца и пришел в мир " (Иоан. 16:28) и во многих местах можно видеть это. А Павел называет пришествие Его входом: " … когда " , - говорит- " вводит Первородного во вселенную " , разумея под этим введением воплощение. Почему же они выражаются различно об одном и том же предмете, и для чего говорят так? Это видно из значения самих выражений. Христос справедливо называет пришествие свое исходом, потому что мы были вне Бога. Как узники, оскорбившие царя, находятся обыкновенно вне царских чертогов, и тот, кто желает примирить их (с царём), не вводить их внутрь (чертогов), но сам выхо­дит наружу и беседует с ними, пока, не сделает их до­стойными явиться пред взоры царя, так поступил и Христос. Он, вышедши к нам, т.е. приняв плоть и преподав нам угодное Царю, ввел потом нас, очистив от грехов и примирив (с Богом). Потому Он и называет (пришествие свое) исходом. А Павел называет его входом, заимствуя это переносное выражение из примера наследников, получающих во владение какое-нибудь имущество; сказать: " когда вводит Первородного во вселенную " , значит показать, что (Бог) вручил Ему вселенную; Он тогда принял ее всю в свое владение, когда был познан.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Учение учителей древней Церкви Святого Иустина, философа и мученика : «пророки предсказали два пришествия Христова: одно, уже бывшее, в виде человека неславного и страждущего, другое, когда Он, как возвещено, со славою придет с небес, окруженный ангельским Своим воинством, и когда воскресит тела всех бывших людей». 838 Святого Ипполита, епископа Римского : «Его (Господа) второе пришествие будет уже не таково, каким было первое. Тогда Он приходил, как простой лишь Человек, теперь же придет, как Судия всего мира. Тогда приходил спасти человека, теперь же придет для наказания всех грешных и нечестивых по отношению к нему». 839 Святого Кирилла, архиепископа Иерусалимского : «возвещаем и второе пришествие во многом преимуществующее пред первым. То было доказательством терпения, а сие носит на себе венец Божия Царства... В первое пришествие повит был пеленами в яслях; во второе одевается светом, как ризою ( Пс.103:2 ). В первое претерпел крест, пренебрегши посрамление ( Евр.12:2 ); во второе грядет «дориносимый» (сопровождаемый воинством ангелов), славимый воинством ангелов. Спаситель грядет не для того, чтобы снова быть осужденным, но чтобы судить осудивших... Тогда приходил Он убедительно уча людей по домостроительству; а во второе пришествие, если и не пожелают, покорятся Царству Его по необходимости... Павел означает два пришествия, когда пишет и говорит Титу: ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит.2:11–13 ). Видишь, что он наименовал и первое, за которое благодарит, и второе, которого ожидает. Посему и в возвещаемом нами ныне исповедании веры так преподано веровать: и в восшедшего на небеса, и в сидящего одесную Отца, и в грядущего со славою судити живым и мертвым; Его же царствию не будет конца. Посему Господь наш Иисус Христос грядет с неба; приидет же со славою при конце мира сего в последний день». 840

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

755 и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. 795 Творения. Часть 3. Опровержение на защительн. речь злочестив. Евномия. Кн. 4, 1900 г., стр. 140. 804 Савинский С. Эсхатологическая беседа Христа Спасителя (о последних судьбах мира). Опыт исагогико-экзегетич. изследования. 1906 г., стр. 237. 809 В Свящ. Писании слово: «антихрист» употребляется в общем значении и частном или собственном. В общем смысле антихристом называется всякий, кто отвергает Божественное достоинство Иисуса Христа ( 1Ин.2:22; 4:3 ). Таких антихристов, говорит апостол, теперь появилось много ( 1Ин.2:18 ), много их будет и впредь, все они только предтечи антихриста в собственном смысле, который придет в последнее время: Дети! последнее время. И, как вы слышали, что придет антихрист ( ντχριστος, член показывает, что апост. говорит об одном определенном лице), и теперь появилось много антихристов (κα νν ντχριστοι πολλο γεγνασιν – поставлено без члена слово ντχριστοι, следов., разумеются вообще противники Христа) – 1Ин.2:18 . 810 Сагарда Η. Ι Соборн. Посл. св. ап. и еванг. Иоанна Богослова. Исагогико-экзегетич. изследов. 1903 г., стр. 414:415. 811 Бородин П. Антихрист и признаки его пришествия. По учен. Свящ. Пис. и св. отц. Церкви. 1889 г., стр. 13). 812 противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. 813 Творения. Том. 8. 41 бес. на Евангелие от Иоанна, пунк. I. 1902 г., стр. 270; сн, Толков. на Ев. от Иоанна св. Кирилла Александр., Часть 12. 1901 г. стр. 402. 814 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. 817 Баутц. Страшный суд и конец мира. 1886 г., стр. 81, 82; смотр. Борков Иосиф. О знамениях втор. пришествия Господа Иисуса Христа по Еван. и посл. св. апост. 1905 г., стр. 356, 357. 827 Борков Иосиф. О знамениях второго пришествия Господа Иисуса Христа по Еван. и посл. св. ап. 1905 г., стр. 378.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Последним признаком славного пришествия Христова будет пришествие антихриста. Об этом признаке апостол Павел говорит христианам: «да не обольстит вас никто никак: ибо день Христов не придет, доколе не придет прежде отступление, и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием, сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». Таким образом, перед самим пришествием Господа Иисуса на землю, явится антихрист. Он будет человек, но преданный греху, предопределенный на погибель, противник Бога и Его закона, превозносящийся выше Бога и всего святого, и выдающий себя за Бога. Итак, уменьшение веры и любви между людьми, умножение пороков и бедствий, проповедание Евангелия всем народам и пришествие антихриста – таковы те признаки, по которым можно судить о близости второго пришествия Иисуса Христа. Но хотя Господь и открыл нам некоторые признаки славного пришествия Своего, однако, для нашего ума невозможно точно определить по ним самый день этого пришествия. Нередко указывали на время, когда наступит этот день, но всякий раз ошибались. Так, многие думали, что последний день наступит по истечении тысячелетия существования христианства. Как бы в подтверждение такого мнения, по истечении этого времени произошло солнечное затмение. Люди пришли в ужас и поспешили в храмы Божии, чтобы под покровом их ожидать страшного явления Христа. Но – солнечное затмение прошло, а пришествия Христа не последовало. Равным образом, в 1492 году у нас, в России, повсеместно ожидали, что наступит конец мира, но с тех пор протекло уже более 400 лет. В половине прошлого столетия один западный ученый на основании Апокалипсиса доказывал, что второе пришествие Христово непременно наступит в 1836 году. Мнение это при наступлении упомянутого года привело в смущение весьма многих христиан на Западе. Но 1836 год пришел, а – явления Христа не последовало. Так, опыт свидетельствует, что все подобные расчеты обманчивы в этом деле. Они только ясно показывают нам, как истинно слово нашего Спасителя: «о дне же том и часе никто не знает».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Я уже решил, пишет апостол Павел, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сделавшего такой грех (кровосмешение), сатане во измождение плоти., чтобы дух был спасен в день Господа Нашего Иисуса Христа ( 1Кор.5:3–5 ). Богоучрежденная власть на учительство, священнодействие и управление в Церкви или в обществе людей, уверовавших всему Евангелию, по обетованиям Христа и апостолов, не должна была прекратиться со смертью апостолов, а чрез преемников апостольского служения, рукоположенных пастырей, должна продолжиться до второго Христова пришествия на землю. Проповедано будет сие Евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда приидет конец ( Мф.24:14 ), то есть богоучрежденная власть на учительство в Церкви, а чрез неё и самая проповедь евангельская между народами, должна, по пророчеству Христа, продолжаться до кончины мира. Говоря об установлении Христом таинства причащения, апостол Павел пишет, что это таинство или священнодействие будет совершаться в Церкви Христовой доколе Он приидет ( 1Кор.11:26 ), то есть до второго Его пришествия на землю. А следовательно до второго Христова пришествия в земной Церкви должны быть и богоучрежденные совершители этого таинства, то есть рукоположенные пастыри. Ту же мысль о вечном существовании в Церкви Христовой на земле богоучрежденного пастырства ап. Павел высказывает и в другом месте. В послании к ефесянам Апостол пишет: Он (то есть Христос) поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все приидем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения ( Еф.4:11–14 ). Совершенства в познании Сына Божия мы достигнем в будущей жизни. Поэтому в настоящей жизни мы имеем нужду в помощи апостолов, пророков и учителей (творения бл.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всё важнейшее, что относилось к земной жизни Господа Иисуса, было предсказано великими пророками. Время пришествия Его самым точным образом предсказано великим пророком Даниилом, который жил за 400 лет до Рождества Христова. Когда никому не было ведомо имя Христа, он точно телесными очами видел Господа, знал Его имя, ибо так написал он в своей удивительной книге: «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и 62 седмины, и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены» ( Дан. 9:25 ). «С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима» – это значит, когда истекут Богом назначенные 70 лет этого плена, тогда царь Вавилонский Артаксеркс издаст повеление, чтобы разрешено было иудеям вернуться в свою землю, разрешено построить стены города и самый храм. И вот с того времени, когда выйдет это повеление Артаксеркса, должно было пройти 69 седмин, т.е. 483 года. Это 15-й год правления Кесаря Тиверия в Риме, а в 3-й главе Евангелия от Луки читаем, что именно в 15-м году правления Тиверия явился миру Предтеча Господень, а вы знаете, что он был на полгода старше Господа Иисуса Христа. Так чудесно, так дивно сбылось это предсказание святого пророка Даниила о времени пришествия Господа. Так совершенно точно предсказано время страшного разрушения Иерусалима полководцами римскими Титом и Веспасианом, которое было страшной карой Божией за убиение Мессии, Спасителя нашего. Итак, время пришествия Господа нашего Иисуса Христа было точно определено пророками за многие сотни лет до Его пришествия; было предсказано, что Он родится из дома Давидова, из колена Иудина. Предтеча Господень и Его Креститель явился точно по предсказанию Святого Пророка Малахии, который предсказал, что он придет уравнять путь Господу ( Мал. 3:1 ). А самое дивное из предсказаний о Господе Иисусе было произнесено великим пророком Исайей, сказавшим: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Эммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог» ( Ис. 7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010