I. О воплощении Бога Слова А) В борьбе с иудейством и магометанством Иудеи, остановившиеся на мертвой букве писания без благодатного духа и силы, представляли духовную область обетованной Христовой благодати земным, блистательнейшим царством и самого Мессию царя воображали всемирным завоевателем; почему не уверовали и не признали Господа нашего Иисуса Христа, принявшего образ смиренного раба, Мессиею, пришедшим в мир грешный спасти. Святые угодники в своих ответах на их возражения приводили и объясняли те места священного Писания, коими доказывалась истина пришествия на землю Бога Слова, родившегося от Духа Свята и Девы Марии. О времени пришествия Господа нашего Иисуса Христа на землю рассуждал с евреями святой Константин Философ в земле Хозарской, куда он послан был Греческим Императором по просьбе Хозар прислать к ним людей сведущих научить их вере. Нас, говорили послы от Хозар Императору, смущают евреи и сарацины, хвалят они каждый свою веру; пришли же нам людей сведущих, которые бы сказали нам, которая вера лучшая. «Время пришествия Мессии в мир еще не наступило», – говорили Евреи. – Чего же вы ждете еще? – отвечал святой Константин. – Власть царская, которая по пророчеству Иакова (патриарха) должна быть только до пришествия Мессии, отнята от вас; Иерусалим разорен, жертвы ваши отвержены, и слава Господня перешла от вас к язычникам, как предсказал о том пророк Малахия: несть воля моя в вас, глаголет Господь Вседержитель, и жертвы не прииму от рук ваших... ( Мал.1:10:11 ) Что Мессия действительно уже пришел – это видно из пророчества Даниила, который возвестил время пришествия в мир Мессии 70 седминами лет. Спрашиваю вас, что это за железное царство, о котором предсказал Даниил, объясняя сон Навуходоносора о великом теле? «Это царство римское». Что значит камень, отторгшийся от горы без руки человеческой и разрушивший оное тело? «Это Мессия». – Не видите ли, что римское царство, служившее идолам, уже кончилось; вместо его Бог восставил нерассыпаемое царство христианское; и там, где вы прежде жили (в Иерусалиме), благословляется и прославляется от христиан имя Господа нашего Иисуса Христа 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

8. Признаки, по коим можно судить о близости второго пришествия Иисуса Христа Спасителем нашим, в предотвращение разных произвольных и вредных для преспеяния духовной жизни мнений, указаны некоторые важные признаки, по коим можно гадательно судить о приближении и наступлении времени второго Его пришествия. 1) Первый признак – умножение бедствий. На вопрос Своих учеников, какое будет знамение Его пришествия и кончины века, Он между прочим отвечал им следующее: «Услышати... имате брани и слышания бранем (о военных слухах), Зрите и не ужасайтеся, подобает бо всем [сим] быти: но не тогда есть кончина. Востанет бо язык на язык, и царство на царство, и будут глади и пагубы (моры и землетрясения) по местом: вся же сия начало болезнем... Будет бо тогда скорб велия, яковаже не была от начала мира доселе, ниже имать быти. И аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть: избранных же ради прекратятся дние оны» ( Мф. 24:6–8, 21, 22 ). По прямому смыслу приведенных слов, хотя случающиеся войны и повторяющиеся по местам государственные нестроения и разные также глады, моры и землетрясения представляют собою обычные явления, сами по себе прямо не указывающие на близость кончины мира и второго пришествия Христова, но тем не менее и они могут и имеют служить предвестниками того и другого, а именно служить тем, что в себе будут носить зародыш и заключать слабое и частичное предъизображение тех неизмеримо великих и губительных бедствий, которые пред кончиною веков разразятся над всем миром, быв способны потребить в нем все живые существа, и которые если не произведут сего, то только потому, что, по особенному определению Божию, ради избранных прекратятся те смертоносные дни. 2) Второй признак – проповедание Евангелия во всем мире. «Проповестся... евангелие царствия по всей вселенней, во свидетельство всем языком» ( Мф. 24:14 . Снес. Лк. 24:47 ), или всем без исключения живущим на земле народам, следствием чего будет вступление в царство Христово всех из существующих на земле народов, к нему способных и к принятию его готовых, которые несомненно пред кончиною мира будут, и окончательно закончат собою определенный круг избранных Божиих ( Мф. 24:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Когда на самом деле будет Второе Пришествие Христа? 9 мин., 05.05.2023 История человечества знает немало предсказателей, которые утверждали, что Второе Пришествие Христа случится в ближайшее время, а некоторые даже называли точную дату. Но Второго Пришествия так пока и не произошло. Когда же его ждать на самом деле? Ответы на этот и другие частые вопросы о Втором Пришествии — в статье «Фомы». Чем Второе Пришествие Иисуса Христа принципиально отличается от Первого? Первое Пришествие Христа в наш мир случилось около 2000 лет назад и описано в Евангелии. В тот раз Христос приходил, чтобы совершить спасение всех людей от смерти, греха и диавола. Для этого Он дал людям заповеди, учил их исполнению, основал Церковь, явил Свое Царство, совершив множество чудес. А главное — принял безвинную смерть во искупление человеческих грехов, после чего воскрес и вознесся к Богу Отцу в человеческом теле, тем самым проложив путь в Царство Небесное и для всякого, кто пожелает следовать за Ним. Второй раз Христос придет на землю, чтобы покончить со всем злом, которое сохраняется в мире и нередко берет верх над добром. Он совершит суд над всеми людьми — и над каждым по отдельности, и над целыми народами. При этом все мироздание преобразится: мертвые воскреснут, а те, кто был верен Господу, войдут в жизнь вечную и блаженную. Почему Господь не совершил всего этого сразу же, когда приходил на землю? Зачем потребовался перерыв? Как говорит Писание, события последних времен откладываются до тех пор, пока в Церковь не войдет полное число язычников (Рим 11:25), то есть людей, воспитанных вне христианской веры. Что такое «полное число», знает только Бог, но это все люди, которые имеют хоть малейшую возможность узнать и полюбить Его. «Апостол хочет… сказать, что языческий мир в своем целом (причем на отдельных лиц он не обращает внимания) войдет в Церковь Христову», — так объяснял это место профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин (1852–1904).

http://foma.ru/kogda-na-samom-dele-budet...

См. также: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том I Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том II Сборник статей по истолковательному и надзидательному чтению Апокалипсиса Содержание Введение О том, что нельзя отделять Господа нашего Иисуса Христа, Главу Церкви, от тела Церкви и, в частности, от святых пророков и апостолов Предварительные сведения о книге Деяний Апостольских Надписание О том же Обозрение книги Деяний св. Апостолов в порядке глав, составленное по руководству Св. Афанасия Александрийского Обозрение книги Деяний Св. Апостолов в хронологическом порядке Поучительные уроки из книги Деяний Апостольских О книге Деяний св. Апостолов Мнение св. Иоанна Златоустого о том, почему книга Деяний Апостольских читается от Пасхи до Пятидесятницы Библиографический указатель к Введению Часть первая. Церковь Христова из Иудеев (I-XII гл.) Глава I Толкование на предисловие к книге Деяний св. Апостолов. I гл. 1–3 О том же Вознесение Господне. (Выписка из Священного Писания) Наставления Иисуса Христа ученикам пред Его Вознесением на небо Вознесение Господне. О том, как совершалось вознесение Иисуса Христа на небо Какое значение имеет в домостроительстве нашего спасения вознесение Господа О вознесении Иисуса Христа (1, 9–11) Сопоставление вознесения Господа Иисуса Христа с Его вторым пришествием Из беседы на Вознесение Господне. О явлении Ангелов О седении Иисуса Христа одесную Бога Отца Гора Елеонская (ст. 12) Размышление в день Вознесения Господня Положение Апостолов по вознесении Иисуса Христа Об избрании двенадцатого Апостола на место Иуды (I, 12–26) О горнице Сионской и о том, что она была первоначальным образцом св. христианского храма (I, 13–14) Церковные предания о жизни Богоматери по вознесении Иисуса Христа (ст. 14) Успение Пресвятой Богородицы Внешний вид и нравственная высота Пресвятой Богородицы Об избрании двенадцатого Апостола на место Иуды и о том, что утверждение веры в воскресение Христово есть дело великой важности для христианства Жизнь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Пятый член Символа Веры И воскресшаго в третий день по Писанием. Поучение 45. О царском служении Господа Иисуса Христа. О сошествии Иисуса Христа в ад Крестная смерть и погребение Господа Иисуса были крайнею степенью Его Богочеловеческого уничижения. Как Ходатай или Посредник между Богом и человеками, восприняв на Себя грехи всего мира, Он умирает и предается погребению, как один из потомков первого Адама, хотя не был причастен греху Адамову. За смертью и погребением Господа последуют уже дела царственного служения Его, как Богочеловека, наше человечество возвеличившего Божескою славою. Это царское величие Иисуса Христа раскрылось Его схождением во ад, для освобождения узников ада, Его воскресением из мертвых, вознесением на небо, ниспосланием от Отца Св. Духа на апостолов, и доныне является в управлении Его святою вселенскою церковью, и раскроется в божественной славе и величии во второе пришествие Его на землю, для совершения последнего суда. Ныне скажу вам о сошествии Господа Иисуса Христа во ад. Воскресение Иисуса Христа возвестило миру о торжестве Его над смертью и адом, областью диавола. До сошествия Иисуса Христа в ад все души умирающих людей нисходили во ад, потому что все согрешили, и лишены славы Божией ( Рим. 3:23 ). Ад означает темное место, лишенное света, куда отходили души умерших до примирения рода человеческого с Богом смертью Спасителя мира. Это – духовная темница или состояние духов, чрез грех лишившихся блаженного приближения к Богу и созерцания славы Его. Не для всех душ, разрешившихся от тела, это состояние было одинаково: для душ нераскаянных грешников оно было мрачно, трудно, безнадежно, и потому безутешно; а для душ благочестивых людей, хотя несовсем было светло и радостно, но облегчалось надеждою освобождения из этого заключения чрез обетованного Искупителя мира. В этом последнем состоянии были древние праведные патриархи, пророки и все ветхозаветные праведники. О сошествии Иисуса Христа во ад предсказал пророк, говоря: не оставиши души Моея во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления ( Пс. 15:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_49219.html 09 января 2008 Протоиерей Максим Козлов Рождество: календарный вопрос Источник:  http://www.taday.ru/text/28091.html Татьянин день Праздник Рождества Христова – древнейший христианский праздник и до 4 столетия существовал неразрывно с другим христианским праздником – Крещения Господня под общим наименованием Богоявления. Главное событие, вспоминаемое христианами в этот день, – пришествие Бога во плоти, превышающее разумение, Христа-человека как главного в этом событии. Это отражается и в богословском толковании этого дня Отцами Церкви, и в самом богослужении праздника Рождества Христова. раздник Рождества Христова – древнейший христианский праздник, и до 4 столетия он существовал неразрывно с другим христианским праздником – Крещения Господня под общим наименованием Богоявления. Главное событие, вспоминаемое христианами в этот день, – пришествие Бога во плоти, превышающее разумение, Христа-человека как главного в этом событии. Это отражается и в богословском толковании этого дня Отцами Церкви и в самом богослужении праздника Рождества Христова. Пришествие Бога во плоти исторически было явлено со всей очевидностью в двух событиях: в рождении Богомладенца Иисуса и Крещения Спасителя Иоанном на Иордане. Поэтому оба эти события праздновались в один день. Первоначальным основанием для празднования 6 января служило не историческое соответствие этого числа с днем рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам – Христос – по таинственному созерцанию Древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам – в шестой день первого месяца года, которому соответствовало 6 января. Но в середине 4-го столетия Папа Римский Юлий I установил праздновать Рождество 25 декабря, с тем чтобы противостоять языческому культу солнца и предохранить христиан того времени от участия в достаточно разнузданных увеселениях народа, которые были широко распространены. Примерно с 337 года в Константинополе, а за ним и в других частях христианского Востока Рождество начали праздновать 25 декабря. По мысли святых Отцов 3-4 столетия этот день более всего соответствует дню рождения Иисуса Христа. Кроме того, 25 декабря – это еще и зимний солнцеворот: после самых длинных ночей в году день становился длиннее, а ночь короче. То есть после самых темных дней года наступает перелом – умаление тьмы и прибавление света, что так естественно сочеталось с пониманием того, что принесло в жизнь человеческого рода Боговоплощение.

http://religare.ru/2_49219_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Максим Козлов Рождество: календарный вопрос Источник:  Татьянин день Праздник Рождества Христова – древнейший христианский праздник и до 4 столетия существовал неразрывно с другим христианским праздником – Крещения Господня под общим наименованием Богоявления. Главное событие, вспоминаемое христианами в этот день, – пришествие Бога во плоти, превышающее разумение, Христа-человека как главного в этом событии. Это отражается и в богословском толковании этого дня Отцами Церкви, и в самом богослужении праздника Рождества Христова. раздник Рождества Христова – древнейший христианский праздник, и до 4 столетия он существовал неразрывно с другим христианским праздником – Крещения Господня под общим наименованием Богоявления. Главное событие, вспоминаемое христианами в этот день, – пришествие Бога во плоти, превышающее разумение, Христа-человека как главного в этом событии. Это отражается и в богословском толковании этого дня Отцами Церкви и в самом богослужении праздника Рождества Христова. Пришествие Бога во плоти исторически было явлено со всей очевидностью в двух событиях: в рождении Богомладенца Иисуса и Крещения Спасителя Иоанном на Иордане. Поэтому оба эти события праздновались в один день. Первоначальным основанием для празднования 6 января служило не историческое соответствие этого числа с днем рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам – Христос – по таинственному созерцанию Древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам – в шестой день первого месяца года, которому соответствовало 6 января. Но в середине 4-го столетия Папа Римский Юлий I установил праздновать Рождество 25 декабря, с тем чтобы противостоять языческому культу солнца и предохранить христиан того времени от участия в достаточно разнузданных увеселениях народа, которые были широко распространены. Примерно с 337 года в Константинополе, а за ним и в других частях христианского Востока Рождество начали праздновать 25 декабря. По мысли святых Отцов 3-4 столетия этот день более всего соответствует дню рождения Иисуса Христа. Кроме того, 25 декабря – это еще и зимний солнцеворот: после самых длинных ночей в году день становился длиннее, а ночь короче. То есть после самых темных дней года наступает перелом – умаление тьмы и прибавление света, что так естественно сочеталось с пониманием того, что принесло в жизнь человеческого рода Боговоплощение.

http://religare.ru/2_49219.html

Глава III. Второе пришествие Господа Иисуса Христа. Обсуждение связи третьей главы с предшествующими. Разбор мнений протестантских богословов о втором пришествии Христа; мнения отожествляющего мысль о втором пришествии Христа с мыслью о Его воскресении, и мнений исключительно духовном понимании паки пришествия Господа. Указание оснований этого последнего понимания; их опровержение. Двойственный смысл слова парусия или паки пришествие, возможное примирение этой двойственности; оправдание этого взгляда на основании свидетельств Господа. Общая мысль о паки пришествии Христа, отражающаяся в частных наименованиях Новым Заветом этого славного события будущего – видимость паки пришествия; его повсюдность в поднебесной. С вопросом о втором пришествии Господа И. Христа мы входим в самый центр решения вопроса о совершении будущей конечной судьбы человечества и мира, тогда как двумя предшествующими главами исследования касались двух предварительных и подготовительных обстоятельств грядущей судьбы мира. При важности вопроса о втором пришествии Господа внимание ученых немецких богословов останавливалось с живым полным интересом на решение этого вопроса, не оставляя под собою и действительной библейской почвы. Но так как оно временами уклонялось от должного regulum fidei, заключающемся в Св. Предании, то по необходимости допускало понимание второго пришествия Господня своеобразное, мало соответствующее буквальным изречениям о нем в Св. Писании Н. Завета. Не останавливаясь вниманием на мнении тех богословов–немцев, которые мысль И. Христа о втором пришествии выводят из области иудеохристианской фантастической апокалиптики, как мнении, 499 вводящем в сознание Божественного Учителя элемент инородный и чуждый, мы рассмотрим мнение Вейфенбаха об отношении мыслей Господа о своем втором пришествии к учению о тридневном славном воскресении. Мнение о тесном отношении учения о втором пришествии к учению о воскресении Господа начало высказываться еще богословом Шлейермахером, разделялось Вейсом, и вполне выяснилось Вейфенбахом, 500 причем оно получило такое выражение, что обетование второго пришествия Христа всецело исполнилось в факте воскресения Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

архим. Нектарий (Мулациотис) Содержание К русскому читателю Предисловие Часть первая. Почему человек познал Иисуса не как Любящего, но как Бога-Законодателя Бог на Западе Рационалистическое понимание Бога Бог на Востоке Что означает слово «вера» Часть вторая. Доверие в личных отношениях предполагает наличие любви Любовь рождает доверие Почему сегодня люди не следуют за Христом Почему Христос родился в пещере Часть третья. Когда тебя озаряет свет Любви Христовой, невозможно не ответить на нее Почему я люблю Иисуса Как говорят влюбленные о Возлюбленном души своей Место встречи с Возлюбленным души нашей. Чем является Церковь и церковная жизнь для того, кто любит Иисуса Чем является молитва для того, кто любит Иисуса Беседа отца Нектария с посетителями монастыря в архондарике обители Притча о вентиляторе История про одну неверующую женщину, пришедшую на исповедь Чем является Божественное причастие для того, кто любит Иисуса Условия, при которых любящий Христа может приступать ко святой Чаше Чем является для возлюбивших Иисуса Его второе пришествие Что есть рай и ад для любящих Иисуса Еще два примера, поясняющие, чем являются рай и ад Монахи – возлюбившие Иисуса Монашество – любовь не только к Богу, но и к людям Пребывать только с Иисусом или еще и с братом своим? Святитель Василий Великий и его правила монашеской жизни Приложение. Размышления и молитвы святых, возлюбивших Иисуса Святой Иоанн Синайский (Лествичник) Святой Симеон Новый Богослов Святой Максим Исповедник Святой Николай Кавасила Святой Августин, епископ Гиппонский Томление души О сладости Томление по Богу Томление души, устремленной к горнему Иерусалиму О томлении души, возжаждавшей Бога Эпилог. Я говорю о Тебе и к Тебе... Написанная сердцем молитва отца Нектария Биография архимандрита Нектария (Мудациотиса)     «Вы когда-нибудь встречали влюбленного человека? Посмотрите, как он сияет! Посмотрите, как он летает от радости и счастья! Он не может скрыть того, что чувствует его сердце и что переживает все его существо!

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iisus-...

Первое Послание к Коринфянам св. Апостола Павла Глава I 1) Павел, призванный Апостол Иисуса Христа, по воле Божией, и Сосфен брат, 2) церкви Божией, которая в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми, кто призывает имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас. 3) Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 4) Благодарю Бога моего за вас всегда, в благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, 5) что в Нем вы обогатились во всем, во всяком слове и всяком познании. 6) Как свидетельство Христово утвердилось в вас, – 7) так что никто из вас не лишен никакой благодати, ожидая откровения Господа нашего Иисуса Христа, 8) Который и утвердит вас, даже до конца, неповинными в день пришествия Господа нашего Иисуса Христа. 9) Верен Бог, чрез Коего вы призваны в общество Сына Его, Иисуса Христа, Господа нашего. 10) Умоляю же вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и то же, и не было между вами расколов, но чтобы вы были совершенны в одном чувстве и в одном суждении. 11) Ибо от [домашних] Хлои сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. 12) Сие же говорю, ибо каждый из вас говорит: «я вот Павлов»; «я же Аполлосов»; «я же Кифин»; «я же Христов». 13) [Разве] разделился Христос? Неужели Павел распялся за вас? Иль во имя Павлово вы были крещены? 14) Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гая, 15) да не скажет никто, что вы крещены в мое имя. 16) Крестил же я и Стефанов дом; прочего не знаю, крестил ли кого иного. 17) Ибо Христос послал меня не крестить, но благовествовать, не в премудрости слова; чтобы не был опустошен крест Христов. 18) Ибо при том слово крестное погибающим юродство есть; спасаемым же, то есть нам, – сила Божия. 19) Ибо написано: «Погублю мудрость мудрецов, и благоразумие благоразумных отвергну» ( Ис. 29:14 ). 20) «Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не сделал ли Бог мудрость мира сего глупостью?» ( Ис. 33:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010