Так и свет христианства доставляет бодрость грешнику, больному душой, — и он питает надежду, ради заслуг Христовых, получить прощение от Бога. При свете христианства каждый труждающийся и обремененный странник земной надеется достигнуть неба, после беспокойств этой жизни, и бодро несет, возложенный на него, крест. Достойнство такого духа, такой надежды — весьма важно для человека. “ А надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся ” (Исаии 40:31). “ Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение ” (Исаии 12:2). “Крепкий духом не преклонится под гнетом бедствий, он умеет ободряться в страданиях.” 2. Утешение и радость. С восходом солнца разливается веселье и радость в лесах и на нивах. Почки и цветы раскрываются, хоры пернатых поют. С радостью и веселием идет человек на дело свое и работает до вечера. Но еще более высшей радостью и веселием мы обязаны свету христианства. Как отрадно нам знать, что Бог отечески заботится о нас, что Иисус Христос есть Брат наш и искупил нас от греха, что Святой Дух наставляет нас на всякую истину? Какой восторг доставляет нам обетование вечной жизни, христианская молитва, христианское Богослужение, святое причащение, деятельная любовь к ближним? “ Праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости .” (Псал. 67:4). “ Веселье сердца — жизнь человека, и радость мужа — долгоденствие ” (Сир. 30:23). A какую радость и удовольствие ощущаем мы при верном исполнении обязанностей? 3. Новую жизнь. Свет солнечный сообщает теплоту земле, — и во во всей природе разливается движение и жизнь. Но христианство доставляет истинное духовное движение и жизнь. Как далеко подвинулись христианские народы, по сравнению с нехристианскими, в науке, искусстве, ремеслах, торговле, земледелии? Но главное — христианство соединяет наши души с Богом, а только соединение души с Богом есть истинная жизнь. Разлучение с Богом есть грех и смерть для души, следовательно, соединение с Богом есть истинная жизнь. И эта жизнь, по обетованию Христа, есть вечная жизнь, следовательно — жизнь полная. “Мы проживаем это время только тогда с пользой, когда мы проводим его так, чтобы вечно жить.” Люди благочестивые имеют в самих себе достаточно оснований и доказательств продолжения существования личной человеческой души

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Так называемого противостояния науки и веры на самом деле нет, отметил в своем приветствии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . «К сожалению, не до конца еще изжито распространенное заблуждение о противостоянии науки и веры. Опровергает его сама жизнь не только примером великих ученых, которые, не скрываясь, позиционировали себя как глубоко верующие люди, но и каждого из тех, кто присутствует сегодня на съезде», — зачитал слова митрополита Варсонофия глава Отдела по церковной благотворительности и социальному служению  Санкт-Петербургской епархии протоиерей Николай Брындин. «Согласно традиции святоотеческого богословия, образ Христа как врача, исцеляющего пораженное болезнью греха человеческое естество, является одним из наиболее точных и глубоких выражений Его мессианского подвига», — подчеркивается в приветствии участникам форума митрополита Минского и Заславского Павла . «Евангелие — это словесная икона Христа, — продолжил эту мысль в своем докладе председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. — Икона — это вход в другой мир, связь с другим миром, с Тем, Кто руководит жизнью этого мира и без Чьей воли не совершается ни одно событие. Евангелие помогает нам осмыслить и понять Божию волю о нас самих и о мире, найти путь, обрести Истину и научиться полноценно жить так, как это было задумано Творцом. Евангелие мы воспринимаем не только тогда, когда читаем его у себя дома, но и когда слушаем его на Божественной литургии — живом общении со Христом, с Тем, Кто нас любит больше нас самих». Епископ Пантелеимон обратился к словам Христа в Евангелии, которые говорят о соединении человека с Богом: «Я хлеб живый, сшедший с Небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира…». Эти слова Христа, по мнению иерарха, актуальны для врачей: они хотят, чтобы больной жил и жизнь у него была полноценной. Приобщение ко Христу через причащение есть приобщение к радости и вечной жизни. Существует один истинный врач — Бог, который врачует каждую немощь через руки врачей и их действия, добавил викарий Святейшего Патриарха.

http://patriarchia.ru/db/text/4236223.ht...

Такие люди, как Стефан, и под угрозой смерти совершающие свое служение, – продолжают его и после смерти. Еще более укрепленные приближением к Богу, они таинственно участвуют в жизни Церкви. Их же молитвами да будет и Сам Господь, и Его Великие дела – всегда перед нами. Вторник. О белой магии Ин.6:27–33 После убиения Стефана «произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме, и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» ( Деян.8:1 ). Но Господь и здесь обратил зло во благо: гонение привело к распространению веры. «Так Филипп пришел в город Самарийский, и проповедовал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса» ( Деян.8:5–6 ). В то же время в Самарии был некий «муж именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого». Жизнь иногда задает такие загадки: и у одного чудеса, и у другого. – За кем же идти? Но обратим внимание: Симон «изумлял» народ своими волхвованиями, а после проповеди Филиппа «была радость великая в том городе». В одном случае «изумление», бесплодное напряжение ума, а в другом – «радость», чувство духовного насыщения. Но вот и Симон уверовал, и даже «не отходил от Филиппа». Но будем внимательны: в то время, как в народе радость, Симон теперь сам «изумлялся на Филиппа». Значит, не сумел войти в простую радость детей Божиих. Симон по натуре так и остался волхвом, хотя внешне и принял крещение. Существует не только черная магия, когда хотят достичь своих целей с помощью темных сил. Есть и белая магия, когда стремятся, хотя и с помощью церковной святыни, но – опять же, – во что бы то ни стало, – достичь своих целей. И это всегда можно разглядеть. Например, чтобы прошла зубная боль, читают столько-то раз молитву «Отче наш», крестя больной зуб. Казалось бы, что тут плохого? Но что получается: несколько раз говорим «да будет воля Твоя», с целью… чтобы непременно совершилась моя воля, чтобы непременно прошли зубы. Или советуют, чтобы выздороветь, три дня подряд причащаться. Что тут плохого? Но дело в том, что всякая Евхаристия, всякое причащение Тела и Крови Христовых, – есть полнота, есть совершенная Пасха. Можно причащаться хоть каждый день, если к этому есть живое стремление. Но разделить полноту на три, это значит – разрушить ее!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Только при этих условиях внешние блага могут быть истинно полезны для вашего семейного счастья. Поэтому не будьте скоры и самонадеянны в решении своего намерения; но рассуждайте внимательно, и с доверием просите опытных и здравых советов, у кого можете или должны просить, и будьте внимательны к благим советам. А при всем этом молитесь усердно Богу, и просите Его, чтобы Сам Он, благий Человеколюбец, руководил вас в этом столь важном для вас деле, и Сам благодатию Своею хранил вас, в продолжение всей жизни, на пути истины и спасения, во славу всесвятого имени Своего. Аминь. Поучение 74. О елеосвящении Не оставил Господь Спаситель без особенного Своего попечения и страждущих телесными недугами: Он, всеблагий Врач душ и телес, для уврачевания душевных и телесных недугов, установил таинство елеосвящения, в котором, чрез молитву и помазание тела освященным елеем, сообщается больному благодать, исцеляющая немощи душевные и телесные. О таинстве елеосвящения свидетельствует апостол Иаков, говоря: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5:14, 15 ). Пусть помолятся над ним, помазав его елеем. Молитва священников и помазание елеем – это видимая или естественная сторона таинства. Но елей имеет в таинстве силу не по естественному своему свойству, а действует как помазание с молитвою, во имя Господне. Естественное свойство елея служит в таинстве только образом или знаком невидимой благодати. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Так раскрывает апостол силу благодати, сообщаемой в таинстве елеосвящения. Благодать восставляет с одра болезни тело, и в то же время душе дает силу мужественно переносить болезни и скорби, и исцеляет её от болезней греховных. Как борцы древле, приготовляясь к борьбе, намазывались маслом, чтобы свободнее действовать и преодолевать врага: так это таинство укрепляет тело и душу больного елеем благодати, чтобы он, силою благодати, или восстал от болезни и прославил Бога, или мужественно переносил недуги тела, и смиренно предавая себя Богу, духом стоял выше телесных болезней и невидимых искушений. И если он соделал грехи, простятся ему. Условное выражение показывает, что апостол предполагает другое средство к очищению души от грехов, то есть покаяние. Как бы так говорит Иаков: и, если болящий, очистив свою душу покаянием, еще не совсем успокоился духом, чувствует в себе следы прежних грехов, или, по немощи своей, снова полагает греховные пятна на свою душу, – сила этого таинства очистит его и от сих грехов. Это значат слова: и если он соделал грехи, простятся ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Ты принял Меня, говорит Господь, в жилище свое – Я приму тебя в Царство Отца Моего. Ты избавил меня от голода – Я избавлю тебя от грехов. Ты воззрел на Меня, связанного, – Я освобожу тебя от уз. Ты приютил Меня, странника, – Я сделаю тебя гражданином Неба. Ты подал Мне хлеба – Я дам тебе Царство в наследие и обладание. Ты сделал для меня тайно – Я воздам явно. Сделанное тобою Я считаю милостью, а Мое – долгом. Ты воззрел на Меня, связанного, – и сам не увидишь огня гееннского. Ты посетил Меня, больного, – и сам не испытаешь мытарств и наказаний. О, поистине благословенны руки, совершающие благодеяния, удостоившиеся послужить Христу. Легко пройдут через огонь ноги, ходившие к больным и в темницы ради Христа, и не испытают они тяжести греховных уз. Ты был с ним в темнице и будешь с Ним царствовать. Святитель Иоанн Златоуст ( 43, 396 ). Кто после Крещения и причащения Тела и Крови Христовых не приносит добрых плодов, тот будет посечен, как бесплодное дерево и брошен в огонь ( 60, 422 ). Кто делает добро, тот будет осыпан милостями не по мере своего делания – он только исполнил должное, – но по безмерности благости Божией ( 60, 208 ). Рожденные для вечной радости, если презрят ее и проведут жизнь во тьме и неведении Бога, по воскресении будут претерпевать двоякое мучение, понимая и то, что были рождены для неизглаголанной радости, и то, что презрели ее по легкомыслию и потеряли по своей вине. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 60, 52 ). Сказано: будут «две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется» ( Мф. 24, 41 ). Можно подразумевать под жерновом коловращение этой жизни, которая, ни на минуту не останавливаясь, течет мимо нас и со скоростью жернова все изменяет. А под двумя мелющими – различие достоинстве; жизни при одном и том же деле или чине – в подвижничестве ли, например, или девстве, воздержании или целомудрии, в любви к странникам или вере. Многие посвящают себя этому, но не все с одинаковым намерением: одни преуспевают в добродетелях ради будущего воздаяния, другие добродетельны напоказ. И последние примут награду свою в здешних похвалах и останутся при жернове. Преподобный Исидор Пелусиот ( 116, 420 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Чадо, прощаются тебе грехи твои , сказал ему Господь, бездна милости. Тут, в этом доме сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Жалкие и несмысленные, они, не смотря на великие, самодетельные чудеса Спасителя не веровали по гордости и лукавству своему, что Он есть Богочеловек, и имели недостойные Его мысли. Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но, чтобы вы знали, что Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи, говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали (Мк 2,1-12) . Этими словами оканчивается сегодняшнее Евангелие. Святая Церковь благовременно и весьма назидательно установила читать это Евангелие во второе воскресенье Великого поста, после того, как весьма многие из нас сподобились услышать после исповеди тот же сладчайший глас Господа в душах своих: чадо, прощаются тебе грехи твои , ибо тот же Господь, невидимо стоящий ныне при исповеди, и тогда простивший грехи больному, — разрешает грехи кающимся искренне грешникам, исповедующим грехи свои перед священником. Я хочу здесь обратить внимание ваше, братья и сестры, на величие и торжество милосердия Божия относительно нас, кающихся грешников, и на окамененное нечувствие многими грешниками этого дивного милосердия Божия ими грешниками, от них же первый — я, которые продолжают и после исповеди и причащения тела и крови Христовой творить те же, а иногда еще и большие грехи. Велико и непостижимо, необъятно милосердие Божие к кающимся грешникам. Чтобы яснее видеть нам всю необъятность этого милосердия, помыслим, что такое грех? Грех есть мятеж, восстание твари против Творца, непокорность Творцу, измена Ему, восхищение себе божеской почести или — самообожание;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2339...

Я просто хочу понять,братие,-можно и нужно ли принимать святое евангелие в простоте сердца или надо что-то измысливать? Вот говорят священники что мол подготовка нужна(вычитка канонов)-чтоб разный сброд и не подготовленные люди не подходили к чаше. А разве все выше означенные евангельские грешники не были сбродом ? Разве они готовились к встрече со Христом вычиткой канонов? И разве евангелие учит только грешников, простых людей мирских? Тогда для кого это изречение Христа- Мф. 23:13 Горе вам,книжники и фарисеи, лицемеры,что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Лк. 11, 52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали? может отец Нектарий ответит? С уважением Вера Холодная Михаил 14 октября 2013, 18:25 Я вообще не понимаю, как проживая в миру , можно со спокойной совестью приступать к Причащению без исповеди,даже еженедельной. Ведь тут волей-неволей чего-нибудь да нахватаешься, насмотришься и наслушаешься, ведь не в допетровской Руси живем... Церковью установлено утреннее и вечернее молитвенное правило, которое пронизано покаянным духом т.е. мы имеем жизненную необходимость каяться во грехах отходя ко сну и вставая с ложа. А тут перед Величайшим Таинством-не нужно исповеди... Это безумие! Предательство апостольского предания... Христианин,даже воцерковленный,(и таких большинство) регулярно посещающий Богослужения и не преступающий к Таинству Покаяния как можно чаще подобен больному, который приходит в больницу и сидит под кабинетом у доктора и не заходит и не рассказывает о своих болезнях. Исповедоваться только когда Причащаешься-это ступор в духовной жизни. В современных городах столько греха, что минимум 1 раз в 2 недели, а лучше каждую, обязательно нужно исповедоваться. Иначе... Пробуксовка внутренней борьбы со грехом получается. Валерия 14 октября 2013, 15:53 Замечательная статья! Спасибо! Лариса 14 октября 2013, 11:31 /надо вспомнить хоть сколько-то каких-нибудь прегрешений – может быть, додумать, а может быть, даже их придумать/

http://pravoslavie.ru/64899.html

Сверх того, изложение самого чина, по указываемому Виленскому изданию, он предваряет совершенно необходимыми здесь литургическими замечаниями такого содержания: «Священник, входя в дом для причащения больного, произносит: – «Мир дому сему и всем живущим в нем»; находящиеся в комнате, при появлении священника, как явившегося с св. дарами, должны встречать его в колено-преклонном положении; по положении св. даров на нарочито уготованном для того месте, священнике окропляет св. водою весь дом и больного, произнося при этом: «Окропиши мя [##]ссопом и очищуся, омыеши мя и паче снега убелюся...» и затем тропарь первого гл.: «Спаси Господи люди твоя...». По окончании таких предуготовительных действий, священник исповедует больного. По исповеди сам больной, или кто-либо за него (хотя бы и сам священник) произносить общую покаянно-исповедную формулу («Исповедуюся Господу Богу Вседержителю...» и пр.), вслед за которою священник разрешает исповедника тою же самою разрешительною формулою, какая предназначается для того Петром Могилою н изданном им чине исповедания. По окончании исповеди, если больной находится еще в надежном состоянии, священнику предписывается совершить чин его причащения по всей подробности, как он далее изложен в требнике Могилы, но если он уже близок к смерти, то священник должен тотчас же причастить его обычным образом, предварив самый акт причащения чтением пред причастной молитвы: «Верую, Господи, и исповедую...» (больной должен повторять слова этой молитвы, если только имеет возможность то сделать) 211 . Достаточно самого поверхностного изучения этого чина, чтобы понять все его превосходство сравнительно с своими предшественниками – чинами Острожским и Стрятинским. Не спорно, первый из этих последних совпадает по своему внутреннему характеру с Могилинским изданием. Как в последнем, так и в том – священник понимается в настоящем случае не просто подателем больному причащения, но и примирителем его пред Всевышним судиею, как духовник, предваряющий преподание причащения исповедью со стороны больного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

24 об.–28 – вопросник мужчинам (М-Соф. 848); л. 29–36 – чин причащения больного; л. 31–32 об. – поновление мужчинам; л. 34 об.–36 – поновление женщинам; л. 160–187 – чин исповеди иноков; л. 165–168 – поучение о покаянии с перечислением грехов (Ч-Погод. 305); л. 168 об.–181 – поновление; 275–276 об. – молитва надгробная Ионы, митр. Киевского. Описание: Рукописные книги собрания М.П. Погодина Вып. 1. С. 214– 215. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 145– 147, 177–178, 194–197; Приложения ко второму тому. С. 14–15, 78 (М- Соф. 848 ; Ч-Погод. 305; поновления, л. 9–11 об. и 11 об.–20 об.; чин причащения больного; молитва надгробная Ионы, митр Киевского, в разночтениях). Погод. 306 Требник. Первая треть XII в. 8°. 330 л. Записи: л. 1–14 – «Сия книга Требник продал и руку приложил, а купил Васильчиков да Семен Иванов сын Некрасов, а дали за нея рубль, а чъто сию» (запись обрывается); л. 52 об. – «Сия книга глаголемая Требник домовои, а не церьковна»; л. 65 об. – «Володимерскаго уезду стану Муромскаго сельца вотчины господина Федора Иванова сына Иванова деревни Перхуровскои крестьянин Филин Кондратьев принял я подушныя деньги того ж Володимерскаго уезду стану Муромскаго сельца вотчины господина Прокофия Пиминова сына Обочнинова деревни Тилемы у старосты Бориса Мотвеева с петнатцати душ на первую половину»; л. 192 об. – «Сия книга глаголемая Требник села Телемы понамаря Никиты Аньдреева сына, а он не церковной, никому дела»; л. 315 об. – «Сей Требь села Телемы церкви светыя мученицы понамаря»; л. 191 об. – проба пера с упоминанием царя Алексея Михайловича. Содержание: л. 1–14 об. чин исповеди (начало и конец утрачены); л. 2–14 об. – поновление священникам (конец утрачен); л. 15–29 – чин исповеди (начало утрачено); л. 17 об.–22 об. – поновление; л. 25–27 – вопросник священникам (Основная редакция); л. 27–29 – вопросник женщинам (Ж-Свир. 91); л. 29–35 – чин причащения больного; л. 32 об.– 35 – поновление; л. 35–37 об. – чин причащения больного; л. 286–312 об. – чин исповеди иноков; л. 286– 292 об.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Заканчивая вашу речь о чине причащения больных, считаем нужным присоединить во всему сказанному два частных замечания. В настоящее время молитва «Господь премилостивый да ущедрит тя»... понимается не более, как «молитвенным благожеланием» больному, почему священники нередко совершенно оставляют ее и не произносят 239 . Понимание весьма неправильное. Эта молитва, если она н утратила теперь значение разрешительной, – все-таки остается совокупностью не «благожеланий», а «благословений», выражаемых, притом, священником, как лицом, обладающим властью иерархическою, – а потому обязательно должна произноситься над больным и, притом произноситься с обращением к последнему 240 и с преподанием ему благословения. Ни литургические, ни канонические памятники не определяют известного места для совершения чина причащения больных. Исключение представляет здесь только Требник митр. Могилы, в котором косвенно дается понять, что этот чин совершается на дому, вне храма. Это молчание памятников по данному вопросу факт естественный. – Раз чин причащения «вборзе» предназначается для находящегося в очевидной опасности смерти, то понятно, о месте причащения такого лица не может быть и речи. Довольно странно после этого встречать в нашей литературе то суждение, что чин причащения «вборзе» (до XVII в.) совершался обыкновенно в храме, и лишь иногда и на дому 241 . Подобный взгляд, – не говорим уже о том, что не может быть подтвержден ни одним авторитетном историческим свидетельством, – стоить в противоречии с существом дела. 1 ξομολογητριον, Benet. 1885, σελ. 67–68. Нарочитые руководства по предмету ставленнической исповеди, – заметим, – в греческой практике прежнего времени, – кажется, заменялись (и заменялись с большим удобством) специальными перечнями препятствий для принятия хиротонии, со стороны ее объекта. В позднейших греческих номоканонах такие перечни иногда составлялись весьма обстоятельно. Таков, напр., перечень при ξομολογητριον-е (с номоканоном), ркп. библ. Афинского Универс. ϑ».) 85, надписанный: «Τδο καταγρφομεν κα τ μαρτματα, πο κωλουν τος ϑμικς κα μποδζεται». В перечне отмечено 24 препятствия (первое: «κενος, δπο ρνϑη τν πστιν το Χριστο…; последнее: «κενος, δπο εναι πιορκς ψευδομρτυρας». – Что подобные перечни, действительно, служили руководственной статьей для совершения ставленической исповеди (в тесном смысле), – это, по кр. мере в указываемом памятнике, с очевидностью подтверждается тем, что здесь тотчас после настоящего перечня следует строгое внушение духовнику не допускать к хиротонии лиц, подлежащих какому-либо из отмеченных в перечне препятствий, в затем приводится духовническое свидетельство ставленнику (в третий из ниже указанных редакций). См. в цит. ркп. φ. 45 et sequ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010