Диакон или алтарный служитель отирает уста причастника платом и причастившийся, поцеловав край потира, отходит и принимает теплоту. Хор: (во время причащения) «Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите». (В Великий Четверг: «Вечери Твоея тайная...», в Светлую седмицу поется вместо «Благословен грядый...» «Христос Воскресе...» один раз и во время причащения мирян «Христос Воскресе...» много раз). После причащения мирян священник и диакон входят в алтарь. Священник ставит Св. Чашу на престол и взяв дискос и читая воскресные песнопения: «Воскресение Христово...», «Светися, светися...», «О Пасха велия...» Опускает в потир частицы, вынутые из просфор, лежащие на дискосе со словами: «Отмый, Господи, грехи...» И антиминсной губкой отирает дискос, чтобы не осталась на нем частиц. После опускания частиц в потир, он покрывает Св. Чашу покровцом, на дискос полагает звездицу, копие, лжицу, второй покровец и плат. Затем священник , обратившись лицом к молящимся и благословляя их, возглашает: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое». Хор: «Видехом Свет Истинный...» (Вместо «Видехом Свет...» от Пасхи до отдания поется «Христос Воскресе...», от Вознесения до отдания «Возносися еси...», в Троицкую родительскую субботу «Глубиною мудрости...» Последнее явление даров Во время пения Хором «Видехом Свет Истинный...», священник кадит трижды Св. Дары, говоря тайно: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли Слава Твоя». Потом отдает диакону кадило и дискос и, диакон несет дискос на жертвенник, идя между престолом и царскими вратами, держа кадило в левой руке, а дискос на уровне лба в правой. Священник , поклонившись Св. Дарам, берет Св. Чашу, говоря тихо: «Благословен Бог наш» и обратившись лицом к народу со Св. Чашей и делая небольшой крест потиром, произносит возгласно: «Всегда, ныне и присно и во веки веков». И несет Чашу на жертвенник, тихо говоря: «Вознесися на небеса...» Хор: «Аминь». «Да исполнятся уста наша...» «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» (В великий Четверг вместо «Да исполнятся уста...» – «Вечери Твоея тайныя...», в Пасхальную седмицу – «Христос Воскресе...»)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сын Божий, прими меня ныне, причастившегося Твоей таинственной пищи – Тела и Крови, потому что я не выдам врагам Твоим тайны Твоей и не поцелую Тебя, как целовал предатель Иуда, но как разбойник на кресте буду говорить: вспомни обо мне, Господи, в царстве Твоем. Пусть причащение Святых Таин будет мне не в осуждение и погибель, а на здоровье моей души и телу. Желающие причаститься повторяют эту молитву и, сделав земной поклон, подходят к св. чаше со сложенными крестообразно на груди руками. Подойдя близко к чаше, громко произносят свое имя и из рук священника со лжицы принимают Тело и Кровь Христову; после этого целуют край чаши, как бы ребро Господа Иисуса Христа. Во время причащения на клиросе поют: «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите». После причащения мирян священник ставит св. чашу на престол и, обратившись к народу, благословляет его, говоря: «Спаси Боже люди Твоя и благослови достояние Твое». Это благословение и слова священника напоминают нам благословение Господа перед Его вознесением на небо. В ответ на это клир прославляет Господа таким песнопением: Видехом свет истинный, прияхом Духа Небесного, обретахом веру истинную, нераздельней Троице поклоняемся, Та бо нас спасла есть. Перевод. Мы увидели истинный свет, приняли Святого Духа, нашли истинную веру, покланяемся нераздельной Троице; ибо Она спасла нас. После благословения народа совершается последнее явление Святых Даров. Священник тайно произнеся: «Благословен Бог наш» берет чашу с престола, выносит ее к народу и возглашает: «Всегда, ныне и присно и во веки веков». После этого он переносит чашу на жертвенник. Верующие, кланяясь Святым Дарам как бы Господу, благодарят Его за причащение такими словами: Да исполнятся уста наша хваления Твоего Господи, яко сподобил еси причаститися Святым Твоим, Божественным, Бессмертным и Животворящим Тайнам. Соблюди нас во Твоей, Святыни весь день поучатися правде Твоей, аллилуйя. Перевод. Господи, пусть уста наши будут полны прославлением Тебя, чтобы мы воспевали славу Твою за то, что Ты удостоил нас причаститься Твоих Святых, Божественных бессмертных и подающих жизнь Таин, Сохрани нас достойными Твоей святыни, чтобы и нам весь день поучаться Твоей праведности. Аллилуйя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Если же человек причащается раз или дважды в год, поговеть можно и побольше, хотя и здесь нужно смотреть на конкретного человека. Возможно, он после долгого перерыва или вообще впервые во взрослом возрасте пришел к исповеди и надеется причаститься. Он уже что-то понял, раскаялся в грехах. И тут после искренней исповеди − первой в его жизни или первой после длительного перерыва − сказать: «Нет, голубчик, ты теперь недельку походи, поешь морковку с овсяной кашей на воде, а потом только сможешь подойти к Чаше»? Это зачастую может ограничить искренний порыв и свести покаяние к исполнению внешних дисциплинарных норм. Приход человека к покаянию в описываемом случае значит больше, чем внешние ограничения. По Вашему мнению, не вредит ли человеку частое причащение? Нет ли в таком случае опасности некого привыкания к святыне? − Повредить человеку может как частое, так и редкое причащение. Дело не в частоте прибегания к Таинству, а во внутреннем расположении. Постараюсь пояснить: если бы само по себе частое причащение Святых Таин приподнимало уровень духовной жизни человека, то священство можно было бы канонизировать целыми благочиниями. Однако мы знаем, что хотя есть множество достойнейших священнослужителей, это все-таки не взводы, роты и полки святых, даже при том, что они часто служат и причащаются Святых Христовых Таин. Но сказать и другое – что частое причащение непременно ведет к привыканию к святыне − тоже нельзя. Если человек стремится часто причащаться не из соображений «воскресенье – почему бы не причаститься?», а потому, что чувствует: «Воскресенье − день Господень, и я жду встречи с Христом в Таинстве; Он мой Бог, к Которому я прибегаю и хочу быть в Его Церкви», − это не приведет к привыканию и не обернется отрицательными последствиями при внимательной жизни. Но ведь то же самое и с редким причащением – скажем, в многодневные посты и еще два-три раза в году в соответствии с практикой синодального периода − если продиктовано это благоговением перед святыней. Если человек перед причастием Святых Таин долго постится, говеет по неделе, подходит к Чаше и потом хранит в себе святыню Таинства от одной вехи до другой, это может для него быть вполне добрым на его пути ко спасению. Что же, мы будем сомневаться, что люди спасались и в те эпохи, когда было принято редко причащаться, что они были ущербны в своей духовной жизни?

http://pravoslavie.ru/64314.html

И преклонив главу молится говоря: Верую, Господи, и исповедую: и: Вечери Твоея тайныя: и: Да не в суд, или во осуждение: все до конца. Причастившись Святых Таин священник губой отирает руку, говоря: Слава Тебе Боже: трижды , и поцеловав губу полагает её на место. Далее священник испивает из Чаши ничего не говоря. Диакон к Чаше не подходит, т.к. ему предстоит потреблять Святые Дары после Литургии ибо в Чаше не Кровь, а освященное вино, т.к. не было пресуществления. (Если священник служит один, то из Чаши также не причащается, т.к. после литургии ему надо потребить Святые Дары). В практику вошёл обычай делать три глотка, чтобы во рту не осталась святыня. Затем священник читает благодарственую молитву: Б лагодарим Тя Спаса всех Бога о всех ихже подал еси нам благих, и о причастии святаго Тела и Крове Христа Твоего, и молим Ти ся, Владыко человеколюбче: сохрани нас под кровом крилу Твоею, и даждь нам даже до последняго нашего издыхания, достойне причащатися святынь Твоих, в просвещение души и тела, в Царства Небеснаго наследие. Далее следует приготовление Святых Даров для мирян. Священник раздробляет части Агнца НИ и КА по числу причастниковмирян, погружает частицы в Чашу, отирая при этом губой Дискос, и, покрыв Чашу покровцом, полагает сверху лжицу. Диакон отверзает завесу и Царские врата. Священник берет с Престола Чашу со Святыми Дарами и отдаёт диакону . Диакон в Царских вратах возглашает: Со страхом Божиим, и верою приступите. Лик: Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих. И совершается причащение мирян по обычаю. (По традиции за литургией Преждеосвященных Даров младенцев не причащают, а только тех кто может потребить Святое Тело). После причащения мирян священник уносит Чашу в алтарь и поставляет на Престоле. Затем священник благословляет народ, говоря: Спаси, Боже, люди Твоя, и благослови достояние Твое. Лик: Хлеб Небесный и Чашу Жизни вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Священник кадит Святые Дары, ничего не говоря, отдаёт кадило диакону и поставляет на главу его Дискос.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Главное, что мы должны стремиться воспитать в детях – это желание молиться и радостное отношение к молитве, а не как к чему-то такому, что необходимо делать из-под палки, как тягостный долг, от которого отвертеться нельзя. Главным в этом словосочетании будет слово «тягостный». К детскому правилу нужно относиться очень и очень деликатно. И пусть лучше дети молятся меньше, но с охотой. Из маленького ростка может со временем вырасти большое дерево. Но если мы засушим его до состояния скелета, то даже если это будет нечто большое, жизни в нем не будет. И потом придется с трудом все создавать заново. — Батюшка, а если во время чтения последования ко Причастию первые десять минут читаешь и действительно чувствуешь, что молишься, а потом чисто чтение идет? — Во-первых, нужно заметить, регулярно ли это с нами происходит. И если к этому есть некоторая тенденция, то благоразумно будет постараться правило к Причащению распределить на несколько дней. Действительно, многим трудно сосредоточенно прочитать сначала три канона , потом канон к Причастию, потом правило к Причастию, где-то еще поместить вечерние или утренние молитвы – это, как правило, больше регулярной нормы человека. Ну что бы те же три канона не распределить по двум-трем дням, которые следуют перед Причастием? Это поможет нам путь говения, приготовления пройти более сознательно. То же самое: канон к Причастию прочитать вечером, молитвы перед причащением – утром. Дробить на большее количество частей – в этом нет ничего страшного. — А если человек причащается каждую неделю, то как, по-вашему, нужно готовиться? — Я надеюсь, что вопрос о мере приготовления к Причастию станет одной из тем соответствующей комиссии межсоборного присутствия . Многие из священнослужителей и мирян осознают, что невозможно перенести механически те нормы, которые сложились  в XVIII-XIX столетии при весьма редком причащении мирян – раз в год или в четыре многодневных поста, или чуть чаще — редко кто из мирян, в том числе весьма благочестивых, причащался тогда чаще. Не хочу сказать, что это непременно было плохо, но такова была тогдашняя практика духовной и таинственной жизни мирян.

http://pravmir.ru/molitva-ne-dolzhna-byt...

Далее священник берет в руки часть Агнца с печатью «ХС» и в свою очередь разделяет ее на несколько частей – по числу причащающегося духовенства: священник и диакон причащаются именно от этой частицы – «ХС». Мы не будем подробно говорить о Причащении духовенства. Лишь подчеркнем, что это Причащение происходит Телом и Кровью раздельно – полагаемыми в ладони иерея и диакона частицами Тела и испиваемой (по три глотка) прямо из Чаши Господней Кровью. Духовенство должно причащаться с великой осторожностью, чтобы не потерять ни одной самой мельчайшей частицы Тела из своих рук и не капнуть ни одной капли из Потира. Перед Причастием священнослужители испрашивают прощения за свои прегрешения как друг у друга, так и у молящихся в храме мирян. Тело и Кровь подаются диакону священником. Перед Причастием читаются хорошо известные вам молитвы: «Верую, Господи, и исповедую …» и «Вечери Твоея Тайныя …». Вслед за Причащением духовенством вкушаются антидор и теплота (от запивки воздерживается лишь тот из священнослужителей, кто будет должен – уже после завершения всеобщего Причащения мирян – потребить оставшиеся в Чаше Дары; он запивать еще не может) … Частицы Агнца «NI» и «КА» разделяются иереем приблизительно на столько частей, чтобы их хватило для Причащения стоящих в храме мирян. Эти раздробленные частицы опускаются в Потир. Чаша накрывается покровом или платом, а сверху кладется лжица. Диакон отверзает Царские врата, принимает Чашу из рук священника и выходит на солею со словами: «Со страхом Божьим и верою приступите». После этого священник забирает у него Чашу. Хор поет: «Благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам». Вслед за этим следует чтение молитв священником перед Причащением и само Причащение – важнейший момент Божественной Литургии, наряду с моментом преложения Даров. Святой Николай Кавасила очень возвышенно говорит о том внутреннем духовном состоянии, с которым мы должны подходить к Евхаристической Чаше: «… благочестие, вера, любовь к Богу, полная горячности, – все это чувства, которые непременно мы должны иметь, приступая к Святым Тайнам, без которых даже и смотреть на них крайне нечестиво». 330

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Отв. Omne delectamentum in se habentem (Alleluja). Свящ. Господи, услышь молитву мою. Свящ. Domine exaudi orationem meam. Отв. И вопль мой к Тебе да приидет. Отв. Et clamor meus ad te veniat. Свящ. Господь да будет с вами. Свящ. Dominus vobiscum. Отв. И со духом твоим. Отв. Et cum spiritu tuo. Свящ. Помолимся! О Боже, даровавший нам в чудесном таинстве воспоминание о Твоём страдании, мы просим Тебя: подай нам святые тайны Твоего тела и крови почитать так, чтобы мы непрестанно ощущали в себе плод Твоего искупления, – Ты, Который вместе со Отцем и Святым Духом живёшь и царствуешь, как истинный (gleicher) Бог , во веки. Свящ. Oremus! Deus, qui sub sacramento mirabili passionis tuae memoriam reliquisti; tribue, quaesumus, ita nos corporis et sanguinis tui sacra misteria venerari, ut redemtionis tuae fructum jugiter in nobis sentiamus: Qui vivis et regnas cum Deo Patre in unitate Spiritus sancti Deus, per omnia saecula saeculorum. Отв. Аминь. Отв. Amen. (Поставив ковчежец в его постоянное помещение за престолом (Tabernakel), или дарохранительницу, священник благословляет рукою [присутствующих] со словами) Благословение Всемогущего Бога, Отца, Сына † и Святого Духа да снизойдёт на вас и да пребудет всегда с вами. (Тщательно очистив сосуды и покровы и омыв руки, священник или сам, или совместно с причастниками потребляет вино омовения; остатки гостии прячет в дарохранительницу и преподаёт благословение причастникам): Benedictio Dei omnipotentis Patris † et Filii et Spiritus Sancti descendat super vos, et maneat semper. Отв. Аминь. Отв. Amen. По изложенному чину причащение мирян совершается в том случае, когда его нужно совершить не во время литургии-мессы, т. е. заранее освящёнными гостиями, или опресноками 51 . Если же оно совершается во время её, то из представленного чина исключаются последние молитвословия и благословение; у старокатоликов священник после причащения мирян продолжает мессу, причащаясь от св. чаши (см. выше чин литургии-мессы). У римских католиков причащение мирян совершается после причащения священнослужителя от св. чаши и сопровождается обычными возгласами и священнодействиями 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

5 Мне остается из всего сказанного сделать практические выводы. Выше я уже попытался объяснить, почему вопрос о Таинствах, и прежде всего вопрос об участии мирян в евхаристической жизни, представляется мне вопросом краеугольным для нашей Церкви, вопросом, от которого зависит ее духовное будущее, ее подлинный, а не только внешний рост. Выводы эти поэтому должны сочетать верность подлинному Преданию Церкви с пастырской заботой об «исполнении» Предания в наших бесконечно трудных, бесконечно отличных от прошлого условиях жизни. Вопрос, мне кажется, можно сформулировать так: как сочетать поощрение более частого и регулярного участия мирян в Таинстве Евхаристии как «средоточии христианской жизни», как Таинстве собрания и единства, как подлинно Таинстве Церкви – с заботой о достойном к этому Таинству приготовлении, о том, чтобы не превратилось это участие в такой же «обычай», каким было до сего времени непричащение? Ответ на этот вопрос сводится, по моему разумению, к следующим основным положениям: 1 . Прежде всего, если желание и практику более частого, в пределе регулярного, причащения мирян следует всячески поощрять, то совершенно очевидно, что было бы духовно неправильно и бесконечно вредно ее каким бы то ни было образом насильственно навязывать. Не может и не должно оно стать ни духовной «модой», ни плодом поверхностного увлечения, ни результатом какого бы то ни было давления. Поэтому для причащающихся редко (даже раз в месяц) – а таких, конечно, долго еще будет большинство в Церкви – нужно во всей силе сохранить как норму необходимость исповеди перед Св. Причастием. 2 . Причастие чаще, чем раз в месяц, возможно только с разрешения настоятеля прихода. Разрешение это может быть дано только лицам, хорошо известным настоятелю, и после всесторонней пастырской проверки им серьезности и правильности их подхода к Церкви и к христианской жизни. В этом случае вопрос об исповеди и соотношении между ее ритмом и ритмом причащения должен быть оставлен на благоусмотрение пастыря, с тем, однако, чтобы исповедь оставалась регулярной и совершалась не реже, чем раз в месяц.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

При этом св. Григорий Нисский обсуждает вопрос, почему в Евхаристии мы видим хлеб, а не плоть. Св. отец объясняет это милосердием и снисхождением Бога к немощи человеческой, ибо в противном случае вид плоти (прославленной и светоносной) мог бы возбудить у человека чувство страха и ужаса. Мы не думаем, конечно, ни уяснить, ни понять Евхаристии до конца, в это таинство мы только верим, и верим, прежде всего, потому что это таинство открыл нам Христос 150 . Причащение Св. Тайны преподаются мирянам (см. о причащении священнослужителей, гл. «Литургия верных») на литургии священником, совершающим литургию. Неслужащему священнику не следует преподавать св. Тайны причастникам в храме. В случае значительного числа причастников было бы более благопристойно и целесообразно не соборно служить литургию двум священникам, а одному – раннюю, другому – позднюю, и, таким образом, часть говеющих причастить за ранней и часть – за поздней литургией. Некоторые в оправдание обычаю, по которому неслужащий священник помогает в Причащении мирян служащему, ссылаются на то, что неслужащий священник имеет право причащать больных, по аналогии с данным случаем напутствия больных – неприменима, потому что совершить напутствие больного может потребоваться во всякое время дня и ночи и совершенно неожиданно для священника. Впрочем, по нужде может и неслужащий священник помогать в Причащении мирян служащему, но весьма было бы благоприлично, если бы помогающий священник, зная об этом заранее, по надлежащему приготовился к этому, хотя бы и не служил. Диаконы по смыслу ставленнической грамоты не могут причащать верующих, даже в случае болезненного состояния священника или его усталости. «Малые младенцы, по обычаю Церкви, подобает, за веру приносящих, сподобляти св. Тайн в освящение душ и телес и в приятие благодати Господни («Известие Учительное»). До семи лет младенцы причащаются вообще без приготовления, положенного для мирян, и притом, в самом раннем возрасте, не под обоими видами Тела и Крови, а только под одним видом Крови, почему младенцев и не приобщают во время преждеосвященной литургии, когда в чаше находится вино, не пресуществленное в Кровь Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Таинство миропомазания В Католической церкви это таинство называется конфирмацией. Совершается оно, в отличие от Православной Церкви, как правило, епископом. Это отличие не так уж существенно, ведь и у нас священник помазывает миром, которое освящено архиереем. В практике Русской Православной Церкви миро раз в два года освящает Патриарх, затем оно распределяется по епархиям и по приходам (то есть епископ таким образом часть своих полномочий препоручает священнику). А у католиков сам епископ совершает это таинство через возложение рук. Существенным отличием является то, что конфирмация не совершается над младенцем сразу после крещения, а лишь по достижении отроческого возраста. В разных странах и в разные века возраст конфирмации колебался от семи до двенадцати лет. Чем руководствуются католики, отодвигая миропомазание -конфирмацию — от крещения? Они учат так. Если младенец крещен, то он освобожден от вины первородного греха. Младенец личных грехов не имеет. Если он и умрет, то все равно будет спасен и сподобится лучшей участи, поэтому нет смысла преподавать ему другие таинства до достижения отроческого возраста. Это чисто внешний, рационалистический подход, при котором игнорируется благодатное действие таинств. Таинство Евхаристии Более всего отступлений от древне-церковной практики у католиков в таинстве Евхаристии. Во-первых, младенцев до конфирмации не причащают. Во-вторых, причащение мирян совершается только под видом хлеба. Хлеб для Евхаристии употребляется пресный. Практика причащения мирян только хлебом возникла в средние века из соображений санитарно-гигиенических. В то время Европу часто посещали болезни, такие, как чума, холера, уносившие до четверти населения. Как один из способов борьбы с заразой и было введено причащение мирян только под одним видом, когда каждому причащающемуся дается так называемая облатка — кусочек пресного хлеба. Понятно, что в этом проявилось неверие в силу таинства, исцеляющего не только духовные, но и телесные недуги, недостаточная вера в силу Тела и Крови Спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010