Монах Иов Исповедник: «Если говорить о Святыне Причащения, то праведному и порядочному христианину хорошо, и справедливо, и естественно часто освящаться и прибегать к этой Святыне, и жаждать ее более, чем мы желаем дышать. Поэтому каждый имеет разрешение причащаться постоянно, так что, если возможно, достойные не имеют препятствия причащаться даже каждый день». Прп. Макарий Вел. ; случай с женщиной, которая виделась окружающим «лошадью»: «Это случилось с тобою от того, что прошло уже пять недель, как ты не причащалась Божественных Таин». Прпмч. Епиктет ; после исцеления расслабленной дочери офицера: «Если ты хочешь, чтобы в доме твоем никто не болел, причащайся со всеми твоими домашними каждое воскресенье Божественных Таин Тела и Крови Христовой, надлежащим образом предварительно очистив сердце свое». Прп. Никодим Святогорец и свт. Макарий Коринфский ; «Книга душеполезнейшая о непрестанном Причащении Святых Христовых Таин»: «Без частого Причащения мы не можем освободиться от страстей и взойти на высоту бесстрастия. Так и израильтяне: если бы они не захотели есть пасху в Египте, не смогли бы из него освободиться. Египет же означает жизнь страстную. И если мы не причащаемся непрестанно Честному Телу и Крови нашего Господа (если было бы возможно, то и каждый день), мы не в состоянии освободиться от мысленных фараонитов». «Многие часто изыскивают сами в себе разные добродетели, надеясь спастись благодаря им и без частого Причащения. Но это почти невозможно, ибо они не хотят подчиниться воле Божией, состоящей в том, чтобы причащаться часто, согласно чину Церкви, то есть за каждой совершаемой Литургией, когда они собираются в храм». «Те, которые не подготовлены в каждый праздник причащаться Тела и Крови Господних, не могут по-настоящему праздновать и воскресные дни, и другие праздники в году, потому что эти люди не имеют в себе причины и повода праздника, которыми является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения».

http://azbyka.ru/o-neobxodimosti-preodol...

На Евхаристии оказались участники ее и присутствующие на ней. Одновременно с этик понятие участия в Евхаристии подвергается значительному суживанию. Евхаристические молитвы начинают читаться тайно в алтаре. Народ запечатлевает не их, а отдельные возгласы священнослужителей, которые являются заключительными словами молитв. Через много веков в литургической жизни возрождается «disciplina arcani», но не в отношении неверных, а самих верных. Затем алтарь отделяется от верующих иконостасом, который скрывает от них совершение Евхаристии 86 . Евхаристия становится великой мистерией, но не в новозаветном смысле, а почти что в эллинистическом. «Я от Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал…» ( 1Кор. 11:23–24 ), но все это оказалось закрытым от верных. Великая тайна совершается в алтаре, но верные в совершении ее не имеют участия. На их долю осталось только причащение. Для мирян оно отделилось в отдельный сакраментальный акт. Как таковое, он не связан с делом Церкви или служением народа. Евхаристия совершается теми, кто получил возможность через посвящение ее совершать. При таком понимании причащения, как индивидуального сакраментального акта, естественно возникает вопрос, как часто можно его повторять, т. к. он обусловлен личным состоянием того, кто его принимает. Это в свою очередь ставит вопрос о подготовленности или неподготовленности, о достоинстве или недостоинстве приступающего к св. дарам. Как дело Церкви, объединяющее всех, и совершающееся народом, собранным со своим предстоятелем, Евхаристия исключает постановку такого вопроса. «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» ( 1Кор. 11:26 ). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мессия не может быть без народа, но народ, который приобрел Христос, собран в Его теле, а потому Христос неотделим от Церкви, и христианство неотделимо от Христа, а следовательно оно все заключено в понятии Церкви. Отдельный христианин без других не принадлежит Христу, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

На этой же странице говорится, что в Советском Союзе возрождение веры было там, где практиковалось ежелитургийное причащение. Неправда! В Советском Союзе были огромные территории, где не было ни одной церкви, ни одного священника. Многие взрослые уже люди были некрещеными, но считали себя - и справедливо считали! - православными христианами, так как добравшись наконец до места, где есть храм или священник - крестились всей семьей. Другое дело, что они были отучены от нормальной церковной жизни, так что теперь надо открывать храмы и приучать людей к элементарным правилам православного благочестия. Но тут помехой являются неообновленцы, требующие от новообращенных еженедельного, а то и ежедневного причащения. Чуткая душа русского православного человека не может допустить себе подходить к причащению без подготовки - просто так! Он пытается каждый раз готовиться и - или надрывается, или впадает в гордость (прелесть). Четвертый параграф доклада содержит еще одну бредовую теорию Шмемана о практике Древней Церкви, а именно о сущности таинства покаяния. Оно, по Шмеману, было «таинством воссоединения с Церковью отлученных» и «первоначальная, очень строгая дисциплина допускала только одно такое воссоединение» (с. 59-60). Опять-таки эти утверждения противоречат Священному Писанию. Господь сказал апостолу Петру: «Дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 19). Что следует из этих слов Спасителя? 1. Вход в Царство Небесное невозможен без прощения грехов: «ибо все мы много согрешаем» (Иак. 3, 2), «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1, 8). 2. Власть прощать грехи обещана (пока только обещана) не всем, а одному человеку. То есть, уже указано, что предстоит разделение на тех, кто имеет право прощать, и на тех, кто этого права не имеет, то есть на духовенство и мирян. После Своего воскресения Господь уже дал эту власть - и не одному Петру, а всем апостолам: «Примите Духа Святаго; кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23). Неужели апостолы оставили эту власть без употребления? Неужели они закрыли на ключ двери Царства Небесного? Закрыли и от самих себя, так как и себя считали грешниками? По Шмеману - да, закрыли! По православному понятию - нет, не закрыли. Принимали на исповедь всех желающих и судили - прощать или не прощать! Как правило - прощали.

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/08/...

Наконец, мы знаем,что Христос поставил в Церкви не только Апостолов, но и пастырей «к совершению святых» ( Еф. 4:11 ). а святыми люди делаются тогда, когда очищаются от грехов благодатью Св. Духа в таинстве Покаяния. Если бы епископам и пресвитерам Церкви не принадлежало право отпускать грехи, потому что слова: «кому простите грехи, тому простятся» сказаны одним Апостолам, то не имели бы епископы и пресвитеры права и учить, крестить и совершать преломление, ибо только Апостолам сказал Христос: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф. 28:19); только им одним сказал Господь о Причащении Тела и Крови Христовой: «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22:19 ). Но из св. Писания мы видим, что учить, совершать крещение, преломление и суд над грешниками составляло не только право, но и обязанность преемников св. Апостолов: «Епископ, говорит ап. Павел, Должен быть учителем» ( 1Тим. 3:2 ). «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим. 5:17 ). Им принадлежало право и крестить; так некто Анания крестил ап. Павла ( Деян. 22:16 ); Филипп, научив вере во Христа евнуха, «приказал остановить колесницу; и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его» ( Деян. 8:38 ). Крестил Филипп и самарян ( Деян. 8:1–16 ). Преемникам Апостолов дано право совершать преломление до скончания мира: «всякий раз, говорит ап. Павел, не бывший на тайной вечери, но совершавший преломление ( Деян. 20:11 ), когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» ( 1Кор. 11:26 ). Св. ап. Павел не был среди одиннадцати Апостолов, в то время, когда они получили непосредственно от Христа право прощать грехи, однако и к нему «многие из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» ( Деян. 19:18 ); не был там и епископ Тимофей, судивший однако грехи грешников не только мирян, но и пресвитеров Церкви ( 1Тим. 5:19–20 ). Но сектанты, отвергая власть законных епископов и пресвитеров Церкви Христовой отпускать грешникам их грехи, сами позволяют своим незаконным лжепресвитерам совершать крещение, преломление, браки, позволяют им учить себя, хотя на все это никто никогда не давал им права.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Нови Сад, 1896, кн. 2, с. 458). Больному, который находится при смерти, никакой грех не может помешать причаститься, если только он верует в Бога, кается и ищет помощи и милости от Бога. После исповеди и Святого Причащения больному можно порекомендовать пособороваться, как это советует святой апостол Иаков, который говорит: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ). Этими словами святой апостол Иаков учит нас, что через Таинство Елеосвящения прощаются грехи больному и ему испрашивается исцеление телесное. Молитва, которую священник читает при освящении елея над больным, обращена к Господу Богу, Целителю души и тела, Который малодушным подает утешение, и здоровье тем, которые изнемогли, точно так же, как некогда подал его расслабленному. Молитва обращена к Богу за больного, чтобы Он оставил и простил его грехи и отворил уста, чтобы болящий прославил святое имя Его, чтобы простер руки к исполнению заповедей Его, и ноги направил на путь следования закону Его, и Своей благодатью укрепил все мысли и части тела его («Семь Таинств Нового Завета». Пер. митрополита Митрофана Бана. Цетинье, 1896, с. 240). Содержание этой молитвы показывает, сколь полезна она как для души, так и для тела больного, когда над ним совершается Таинство Елеосвящения (соборования). Елеосвящение над больным нельзя исполнить, если он не раскаивается в своих грехах, нельзя его совершить также над тем больным, который потерял разум, или пребывает без сознания. В подобном случае соборование дозволяется только в том случае, если близкие, бывшие возле больного, когда он еще был в добром разуме, свидетельствуют, что больной тогда этого желал («Истина». Задар, 1887, с. 59). Если больному необходимо распорядиться относительно своего имущества, то священник должен предложить ему следующее: – Дорогой мой! Твоя болезнь не кажется опасной.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

О, сколько зол причиняет душе моей многострастная, пресыщенная плоть моя! Как она беснуется во время богослужения страстями сластолюбия, сребролюбия, неприязни, зависти, страха и боязни, малодушия и отчаяния! Как нагло, властно, гибельно действует во мне враг бесплотный, как посмевается надо мною, и если бы не Ты, Спас и Избавитель мой, Господи, то давно бы он поглотил меня, убив меня собственными страстями моими. О, как необходимо поститься в дни Страстной седмицы особенно! Как люто вооружается против меня диавол, а я оружия не имею против него – поста, и он одолевает меня, ужасно боря и расслабляя ослабленное сластями сердце мое! Благодарю Господа, избавившего меня от упомянутого лютого греха за покаяние мое и от лютого мучения за грехи мои. Приходила ко мне сегодня в три часа вечера чухонка, бывшая за двумя русскими мужами, от пастора немецкого Боссе и сказала, что жена его не дает милостыни на праздник потому, что чухонка была за двумя русскими мужьями, и потому пусть идет к русским священникам за милостыней. Доложить об этом при случае губернатору (или начальнику его канцелярии – посоветоваться с ним). Во время вечерни и обедни мне было крайне тяжело, прискорбно; враг был во мне и чрезвычайно теснил меня, смущал, устрашал, расслаблял, омрачал, особенно пред Евангелием и возгласом Бог молитвами и во время великого входа... После причащения я обновился, укрепился, ободрился. Благодарю Господа за чудо Его милосердия. Во время чтения паремий на вечерни враг одолел меня сном и чрез то умертвил сердце мое; я это тяжело почувствовал на великом входе, ощутив бессилие и мертвенность сердца моего, особенную бесовскую боязнь. Потом я покаялся на свою немощь пред Богом и просил Его благодати, которую и получил по мере веры и усердия. Причастился животворно, причастил мирян добре; заамвоннуто прочитал бодро, до слова; отпуст сказал весь. Не совместна любовь к Богу и ближнему с любовью к миру, к пище, питью, деньгам, к славе человеческой. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне [ Мф.6:24 ]. Это испытываю всякий день (между прочим, при исповеди братиею): нечистая, сребролюбивая ревность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Оно вводит человека в благодатное общение со Христом, но только через его же, человека, собственную мысль, через его только личные чувства и воспоминания о заслугах Христа, то есть через его веру. Такое учение лютеран о Таинствах нельзя признать правильным. Во-первых, оно не согласуется с их основным догматом — об оправдании верою. Если человек спасается одной верой, которой научает его непосредственно Сам Бог, то ясно, что всякое внешнее посредство вроде символических знаков, воспоминаний и напоминаний совершенно излишне. Во-вторых, учению этому не чуждо и внутреннее логическое противоречие: если Таинства — только знаки, через которые возбуждается в человеке вера, подающая ему оправдывающую благодать, то они сами по себе очевидно ничто, а между тем, по лютеранскому учению, они хоть и не сами по себе, но все же приносят благодать. Значит, они не знаки только, но и средства, орудия благодати. В-третьих, такое учение о Таинствах стоит в явном противоречии со Священным Писанием, например: «если кто не родится от воды и Духа, тот не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ) — о крещении; «Тогда апостолы возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8:17 ) — о миропомазании; «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и я воскрешу его в последний день» ( Ин. 6:54 ) — о причащении; «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим. 4:14 ) — о священстве. Из этого видно, что Таинства не просто видимые знаки, а средства сообщения верующим благодатной помощи, без которой невозможно достичь спасения. Одной из неотъемлемых видимых форм православной церковности является непрерывность богоучрежденного пастырства — священства. Символические книги Лютера признают необходимость священства и даже необходимость его постоянного существования для совершения Таинств, в частности для «отпущения грехов через слово и символы для утешения и ободрения нашей совести» (Большой катехизис). Но, по учению Лютера, такое утешение совести и отпущение грехов со ссылкой на Слово Божие в случае нужды может осуществить каждый христианин. «Аугсбургское исповедание» упоминает о епископах, а «Апология» — об их праве совершать Таинства и управлять, категорически отрицая при этом «особые благодатные дары, отличающие священника от мирян».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Пожертвования, которые делают верующие, имеют две стороны. Одна духовно-нравственная, а другая жизненно-практическая. О духовной стороне говорит Господь: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» ( Лк. 12:33–34 ). И апостол Павел пишет: «Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу» ( Фил. 4:16–17 ). Практическая сторона. Церковь и люди ее живут в реальном мире. Жизнь прихода требует немалых расходов на приобретение церковной утвари, облачений, богослужебных книг, на содержание священнослужителей и сотрудников храма, преподавателей воскресной школы, а также на реставрацию, ремонт, на оплату за отопление, воду, электричество. Все эти затраты храмы вынуждены покрывать самостоятельно, а их доходы складываются, главным образом, из пожертвований верующих. Христианин должен совершать приношения благотворительного характера по усердию. Апостол Павел писал к коринфянам: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» ( 2 Кор. 9:7–8 ). Отмечается, что «каждый прихожанин имеет своей обязанностью… содействовать благосостоянию прихода. На обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма» (Устав Русской Православной Церкви. Глава XVI. Приходы). 1.18. Если необходимо уйти до окончания Литургии, когда можно это сделать? – В случае крайней необходимости уходить из храма можно в любое время. Но если с уходом можно помедлить, то нежелательно уходить во время чтения Евангелия, при пении Херувимской песни, во время Евхаристического канона. Если есть возможность, то желательно не уходить до возгласа священника «С миром изыдем», вскоре после причащения мирян.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

«Пусть знают те крещеные христиане, которые нерадят ходить в церковь причащаться и на многое время отлучаются от Приобщения, что предлогом они выставляют благоговение искуственное и вредное . Пусть знают, что, не причащаясь, они лишаются вечной жизни, отказываясь от того, чтобы оживотвориться. Это превращается в ловушку и соблазн, хотя и мнится этот отказ от Причастия плодом благоговения. Поэтому они должны стараться изо всех своих сил и со всею готовностью очищаться от греха, и прилежать более к жизни боголюбивой, и стремиться с отвагой и любовью ко Причащению Жизни. Ибо так мы победим диавольский обман, и станем причастниками Божеского естества, и взойдем к жизни и нетлению». Прп. Варсонофий и Иоанн : «Не воспрещай себе приступать, осуждая себя, как грешного, но признавай, что грешник, приступающий к Спасителю, удостаивается отпущения грехов…Послушай Самого Господа, Который говорит: Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию – и еще: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные . Итак, признавай себя грешным и больным и приступи к Могущему спасти погибшего». («Вопросо-ответы»; 460). «Когда приступают к Святым Тайнам грешники как уязвленные и просящие милости, таких врачует и делает достойными Своих Таинств Сам Господь, сказавший: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию – и еще: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные… И никто не должен признавать себя достойным Причащения, а говорить: Я недостоин, но верую, что освящаюсь Причащением , и сие исполняется над ним по вере его Господом нашим Иисусом Христом». («Вопросо-ответы»; 461). Свт. Амвросий Медиоланск.: «Если Хлеб Причащения преподается ежедневно, то чего ради ты приемлешь Его по прошествии года? Принимай каждый день то, что для тебя спасительно. Кто недостоин принимать его каждый день, тот недостоин его и через год». Свт. Григорий Палама законополагает в «Десятословии», чтобы Христиане приобщались каждое воскресенье и каждый великий Праздник. Блж. Иероним Стридонский : «Мы вместе с ними причастились Божественных Тайн, что они делают каждый день…Приснопоминаемый [старец] (св. Аполлос) сделал нам много душеполезных наставлений, особенно о том, чтобы мы каждый день причащались Божественных Тайн и принимали странников как ангелов Божиих, подобно Аврааму, Лоту и другим таким же, ибо на этих двух заповедях весь Закон и Пророки утверждаются».

http://azbyka.ru/o-neobxodimosti-preodol...

Согласно же православному пониманию слов апостола Петра о «царственном священстве» (1Пет. 2,9), миряне не обладают благодатью священства, «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую», преподаваемую при рукоположении от епископа. То, что входит в служебные обязанности епископа, священника и диакона, совершенно не имеет никакого отношения к мирянам и простым монахам. В таинстве хиротонии священнослужители получают особый дар благодати служить Жертвеннику Господню. И поэтому то, что позволительно священнослужителю, то может быть крайне опасным, как в духовном, так и в физическом отношении, для не защищенного священническою благодатью рядового мирянина (например, мирянину, находясь в алтаре, строго запрещено прикасаться к святому Престолу, ко Святой Чаше, за исключением целования ее нижнего края во время причащения, и поэтому, в частности, крайне душевредным является чтение мирянами тайносовершительных молитв из Служебника во время евхаристического Канона, что практикуется в обновленческих общинах) и поэтому не могут сослужить священнику. Необходимость тайного чтения молитв также связана с природой самого священства. Тайные молитвы, как часть таинства, это священнические молитвы, а посему принадлежат священству. Их должен произносить священник единолично, а не миряне. Итак, стирание границ между священством и мирянами представляет собой чистый протестантизм. Отделение священства (клириков) от мирян (лаиков) было и в Ветхом Завете, и в Новом. И подтверждение этому – наличие самого посвящения в священнослужители (в христианской Церкви – таинство хиротонии). А когда миряне пытались беззаконно восхитить себе права священства, это заканчивалось весьма плачевно. В Ветхом Завете Господь посрамил и покарал Корея и его дерзких единомышленников, дерзнувших восстать на Моисея и Аарона, говоря: «Полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня? Моисей, услышав это, пал на лице свое и сказал Корею и всем сообщникам его говоря: завтра покажет Господь кто Его, и кто свят»; и посрамил Господь всех мужей, дерзнувших беззаконно восхитить ветхозаветное священство, страшно покарав их (см.: Числ. 16, 1–40). Вспомним также печальный пример Озии, у которого возгордилось сердце на погибель его (2 Пар. 26,16). Однажды Озия вошел в храм, чтобы самому воскурить Господу фимиам на алтаре кадильном. Азария священник и с ним 80 священников Господних не допускали Озию до этого, объясняя ему, что каждение Господу – дело священников, посвященных для каждения, и просили его выйти из святилища. Озия разгневался на священников и не уступил кадильницы. За это ослушание он был мгновенно поражен проказою на челе пред лицем священников. И проказа не покидала его до самой смерти. Вспомним еще и судьбу Озы (2 Цар. 6, 6–7), который дотронулся до Ковчега завета, чтобы придержать его от падения, и за это дерзновение был наказан от Бога мгновенною смертью.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/02/o_libe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010