III. По весьма щекотливому вопросу о средствах содержания духовенства наше мнение есть следующее. Некоторое, возможное для казны, увеличение средств содержания чрез прибавку жалованья, и это именно, если не ошибочны наши сведения, главным образом в северной половине России, составляет дело желательное. Но искание священников, чтобы они обеспечены были в средствах содержания до избавления от необходимости взимать плату за требы, должно быть признано вовсе не подлежащим удовлетворению. Во-первых, большинство священников, сколько бы вы не обеспечивали их, будет взимать плату за требы; во-вторых, если бы вы каким-нибудь чудодейственным образом достигли того, чтобы священники не брали платы, то они стали бы исправлять обязанности по требосовершению до последней степени небрежно и возбудили бы против себя громкие вопияния народа. Священники обыкновенно говорят, что взимание платы за требы унизительно. Отвечаем им, что на самом деле это вовсе не унизительно и что слова апостола: «служащии олтарю со олтарем делятся» (1 Коринф. 9, 13; 1Тим. 5, 17–18 ) должны быть относимы и к взиманию платы за требы. Все дело в самом священнике: приобрел он расположение прихожан своею добротою, своим по возможности истинным пастырством, – и они платят ему за требы, по мере сил, с искренним усердием; возбуждает он их против себя своим поведением по отношению к ним, – и они действительно платят ему за требы с не особенно хорошими чувствами 81 . С вопросом о средствах содержания духовенства соединен вопрос о допущении священников и диаконов, которые бы наименее нуждались в средствах содержания, разумеем – священников и диаконов холостых (древнее время: Апостольск. пр. 26, 1-го всел. соб. пр. 3, Трулльск. соб. пр. 6, Неокесарийск. соб. пр. 1, Гангрск. соб. пр. 4; cfr нашей Истории Русской церкви I т. 1 полов. 2-го изд. стр. 468 fin.) Вместо ученых монахов – ученые холостые священники, как у Греков, т. е. предлагать последнее желающим пойти в монахи. IV. Относительно приходов мы не разделяемы мечты иных о восстановлении времен апостольских, во считая обязательным учреждение попечительств или советов при всех без изъятия приходских церквах, мы от всей души вместе с другими желаем, чтобы эти попечительства или советы были организованы возможно лучше и чтобы они проявляли деятельность в возможной степени такую, какая от них желательна. После забот о благолепии приходских храмов, о приходских библиотеках и училищах, главные заботы попечительств или советов должны быть направлены к тому, чтобы не было в приходах нищих, чтобы были устрояемы для них в приходах богадельни и чтобы при церквах были составляемы некоторые фонды, из которых могла бы быть оказываема возможная помощь истинно и не по своей вине бедствующим и нуждающимся членам приходов (сироты, семьи малолетних, кормильцы которых постигнуты тяжкой и продолжительной болезнью и пр.). В. Обращаемся к богослужению

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

г) в случае упразднения церкви – земли и угодья, бывшие при ней, не возвращаются прихожанам, а передаются в ведение той церкви, к которой упраздненная приписывается вместе с прихожанами 686 ; д) в делах об отыскании своей собственности церкви и монастыри пользуются правом казенных управлений. 2 . Средства содержания приходского духовенства суть: плата за исполнение церковных треб, устанавливаемая обычаем пли добровольным соглашением прихожан со своим причтом; а) церковные земли – одно из самых древних и верных средств содержания приходского духовенства 687 ; б) проценты с предназначенных в пользу причтов вечных вкладов; г) доходы с церковных оброчных статей 688 ; д) государственное жалованье, вносимое ежегодно в смету государственных расходов по духовному ведомству. В видах улучшения быта православного приходского духовенства законоположение 1869 года требует сокращения приходов и духовенства; но это – обманчивая мера для достижения цели. Число приходов можно сокращать в странах густо заселенных; у нас же и теперь приходы состоят из деревень часто очень отдаленных одна от другой. Между тем, крестьянина не следует отдалять от своей церкви; иначе – он пойдет в раскол, особенно к безпоповцам, которые обходятся и без иерархии. IV. Управление церковным имуществом. По правилам древней церкви, управление церковным имуществом первоначально было вверено епископу, как представителю местной церкви 689 , а потом с V века особому эконому 690 . Позднее, со времени специализации доходов, т. е. со времени отделения приходских церквей по содержанию от церквей кафедральных – епископских, управление доходами епископской кафедры и монастырей поручалось особым чиновникам, а имущества приходских церквей отдавались в распоряжение священника и представителей прихода. По законам русской церкви – церковное имущество приходских церквей отдано на хранение и попечение выборного от прихода церковного старосты, который и распоряжается им под главным наблюдением настоятеля церкви и почетнейших из прихожан 691 . К сожалению, на практике – почетнейшие из прихожан не принимают никакого участия в церковном хозяйстве, а старосты церковные, не слушая настоятеля церкви, заботятся не об интересе церкви, а о своих личных выгодах, так что, по выражению одного исторического акта XVII столетия, «церквами владеют мужики, а священники бедные и причетники говорить против них – церковных старост – ничего не смеют 692 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

15) примиряет спорящих супругов, направленных к нему от приходского священника, и если они не примирятся, то обращает их, согласно их желанию, к епархиальному Духовному Суду; 16) приглашает уездное духовенство, в потребных случаях, на уездный съезд, для избрания уездного наместника, и назначает место и день собрания. Срок для созвания собрания не может быть менее месяца и не больше трех месяцев, считая с того дня, когда уездное наместничество сделалось вакантным; 17) белградский и нишский протопресвитеры вводят в должность приходских священников и исполняют все дела, обозначенные в этом параграфе, кроме дел, означенных под пунктами 14 и 17. §32 Окружные протопресвитеры, а также белградский и нишский, имеют права на лучшие парохии (приходы) в городе округа, следовательно также в Белграде и Нише, и (держат при себе) капеллана с особой парохией 4 . §33 Официальная корреспонденция протопресвитеров, наместников и приходских священников не подлежит оплачиванию за почтовую пересылку, а где нет почты, там письма их отправляют уездные и общинные власти. §34 Протопресвитеры, как и наместники, должны держать свои канцелярии в порядке. Все свои служебные занятия они записывают в протоколы и реестры, и все акты в архиве хранят в порядке. Архив вместе с протоколами передается в свое время преемнику. V. Уездные (срезские) наместники §35 Уездный наместник есть начальник (б. старейшина) над уездным духовенством. Уездного наместника избирает уездное духовенство (белое) соответствующего уезда. В уездные наместники могут быть избраны священники, которые окончили курс богословских наук, пробыли в сане священника не меньше трех лет и примерного поведения. В этой должности утверждает его епархиальный епископ. Круг действий уездного наместника §36 Обязанности уездного наместника – кроме его приходских – следующие: 1) наблюдает, чтобы духовенство в уезде точно исполняло церковные обряды, вело себя примерно и во всем добром служило бы примером для народа; 2) разбирает менее важные дела (б. споры) между священниками и примиряет их, а более важные столкновения представляет (на заключение) епархиальному Духовному Суду (§96 настоящего закона);

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/za...

земли и каждому псаломщику 158 р. 20 к. и не менее 23 дес. земли. А во всех трех северных уездах в 1884 г. было: А) В городском православном населении: а) В 5 городах: 4 собора, 3 церкви приходских, 2 в учебных заведениях и 2 кладбищенских, – всего 11 храмов. б) Служащего духовенства: 4 протоиерея, 11 священников, 9 диаконов, из коих 5 штатных, а 4 на псаломщицких вакансиях, и 9 псаломщиков, – всего 33 духовных лица. Из протоиереев и священников 1 – кандидат дух. академии (при берд. гимназической церкви), 5 студентов семинарии, 8 окончивших семинарский курс воспитанниками и 1 уволен из семинарии. в) Не служащих дух. лиц 65+80=145. г) Православных прихожан 18345+17721=36066: на каждого священника средним числом 2404 д. об. пола. д) Содержание: от казны 829 р. 8 к. и от прихожан 3400 р. и 120 д. земли. Б) В сельском православном населении: а) В 175 селениях 177 приходов и 185 церквей: из них 177 приходских, 6 приписных, без особого причта, 1 кладбищенская и 1 домовая. б) Служащего духовенства: 4 протоиерея, в том числе 1 единоверческий, 213 священников, в том числе 3 единоверческих и 3 на псаломщицких вакансиях, 49 диаконов, в том числе 2 единоверческих и 2 сверхштатных на особом содержании от прихожан (по 300 р. каждому), и 164 псаломщика, в том числе 1 единоверческий, – всего 430 духовных лиц. Из протоиереев и священников 55 студентов семинарии, 78 окончивших семинарский курс воспитанниками и 10 в качестве начетчиков, 1 окончивший курс в гимназии, 37 уволенных из семинарии, 1 окончивший курс в духовном училище, 20 уволенных из дух. училища и 15 не обучавшихся в духовно-учебных заведениях. в) Не служащих духовных лиц 748+1199=1947. г) Православных прихожан 233359+227986=461345: средним числом на каждого священника около 2197 душ обоего пола. Кроме того, единоверцев 5157+5312=10469: на каждого священника около 2615 душ обоего пола. д) На содержание сельского духовенства отпущено от казны 18508 р. 15 к. и от прихожан 154243 р. и 16179 дес. 762 саж. земли, кроме 2 сверхштатных диаконов на особом содержании от прихожан (по 300 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

духовенство из купцов – 0,2 %; – духовенство из крестьян – 10,6 % 201 . Как видно, почти треть духовенства Донской епархии составляли потомственные священно- и церковнослужители иногороднего происхождения. Несмотря на то что составители клировых ведомостей достаточно редко указывали место происхождения клириков, из сохранившихся данных можно сделать вывод, что подавляющее большинство из них прибыли на Дон из Воронежской губернии. Заметную часть иногороднего духовенства составляли выходцы из пограничных с Областью Войска Донского Тамбовской и Екатеринославской губерний. В единичных случаях в клире Донской епархии числились священно- и церковнослужители из Витебской, Кавказской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Саратовской, Симбирской, Терской, Тверской, Тульской, Харьковской и Ярославской губерний 202 . Духовенство иногороднего происхождения, помимо потомственных священно- и церковнослужителей (32,9 %), включало выходцев из мещан (3,8 %), купцов (0,2 %), детей гражданских чиновников иногороднего происхождения (0,5 %) и крестьян (10,6%). Общее количество клириков иногороднего происхождения в начале XX в. составило 48 %, не считая духовенство Урюпинского благочиния. Потомственное донское духовенство к началу XX в. составляло лишь 1/7 клира Донской епархии (14,9 %). В сложившейся ситуации можно видеть последствия реформ 1860-х гг., позволивших детям духовенства донского происхождения предпочесть священническому служению гражданскую службу. Нехватка детей духовенства донского происхождения восполнялась ставленниками из семей казаков и донских дворян, которые в достаточно большом количестве шли в духовное сословие. Если из детей духовенства в клире Донской епархии было 14,9 %, то детей казаков всех рангов было 20,5%. Дворяне (донские) были представлены 2,3 %. Общее число клириков-донцов составляло в начале XX в. 37,7 %. Таким образом, духовное сословие Области Войска Донского почти наполовину состояло из лиц иногороднего происхождения. Примерно такое же соотношение донского и иногороднего населения прослеживается на Дону в целом. Так, в начале XX в. в Области Войска Донского войскового населения числилось 1 495 167 чел., крестьянского населения – 911 276 чел., иногородних разных сословий – 1 124 055 чел. 203 То есть соотношение 1 495 167 (42,3 %) к 2 035 331 (57,7 %). Здесь превышение населения иногороднего происхождения составило 15,4 %.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В начале 1831 г. требуемый доклад св. Синода был составлен. По нему значилось, что 1) всех детей духовенства, обучавшихся в высших и нижних духовно-учебных заведениях, состояло налицо 45.770, оставалось при родителях 34.448 в том числе имеющих свыше 15 лет от роду 7351; 2) штатное число священнослужителей, за исключением епархий, освобожденных от разбора, простиралось до 44.477, церковнослужителей 57.468, всех 101.945; 3) в недостаче было первых 3691, вторых 7814, всего 11.505. Принимая во внимание то, что по указу 6 декабря 1829 г. священнические места велено было замещать кончившими курс богословия, а в епархиях не оказывалось и половины ученых священников, св. Синод находил нужным освободить от разбора всех учащихся детей духовенства, а равно и кончивших курс богословия и философии, затем всех безместных, находящихся в домах родителей, и исключенных до философии, от 15 до 40 лет, обратить в военную службу; при этом из сожаления к участи престарелых родителей, которые могут лишиться последней опоры по отнятии у них детей в солдаты, св. Синод ходатайствовал о дозволении оставлять при них по одному сыну по их собственному выбору. Для большего очищения духовенства от недостойных людей положено еще взять в военную службу 1) всех дурного поведения церковников, не подающих надежды к исправлению; 2) детей духовенства ненадежного же поведения, проживающих по монастырям; 3) церковнослужителей, отрешенных от мест; 4) всех вообще духовного звания людей, служивших в сторожах, приставах и подобных должностях по духовному ведомству, и отставленных от этих должностей за неспособность или дурное поведение, но не обращенных еще в гражданское ведомство; перебрать и таких, которые еще служат при этих должностях и оставить из них только более достойных людей. Затем места церковнослужителей, имеющие остаться после разбора праздными, св. Синод полагал замещать церковнослужителями упраздненных церквей или излишних причтов и детьми духовенства, исключенными из училищ с благонадежным поведением и оставшимися при родителях, а места сторожей – людьми духовного звания, обращенными назад из военной службы или негодными к набору от 40 до 60 лет, в случае же недостатка этих кандидатов для замещения всех мест по епархии вызывать таких же кандидатов из других епархий. По утверждении этого доклада государем разбор начался в том же году 482 . В дополнение к докладу вышли подробные распоряжения о самом производстве разбора 483 , в которых между прочим указывалось взятых к разбору молодых людей до 20 лет, из более способных, отдавать в учебные карабинерные полки, откуда по обучении обращать их в армию унтер-офицерами, а престарелых – от 35 до 40 лет – в гарнизоны, потому что грамотные люди везде могут пригодиться. Весь указ написан в очень снисходительном тоне, которым думали подсластить горечь разбора; начальствам рекомендовалось подлежащих разбору не запугивать, ободрять ласковым обращением и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

И в 1–й половине XIX в. бывали епископы, считавшие объезды приходов своей главной обязанностью, вызывая, впрочем, одним известием о своем приближении (как выразился в своих записках священник 40–х гг.) «трепет и смятение» духовенства  . Примером для епископов того времени мог служить первый предстоятель новообразованной Олонецкой епархии Игнатий Семенов (1828–1842): он организовал управление епархией, заботился об образовании духовенства, с помощью которого завел приходские школы, и боролся с расколом  . Прежде чем во 2–й половине XIX в. церковная политика в Грузинском экзархате роковым образом приняла националистический и русификаторский характер, многое для улучшения положения буквально нищенствовавшего духовенства сделал здесь Иона Василевский (1821–1832). И при мягкосердечном Моисее Богданове–Платонове (1832–1834) управление экзархатом также оставалось на высоте. Преемник же его Евгений Базанов (1839–1844), напротив, принес огромный вред своей жестокостью и произволом  . Выдающимся администратором, помимо прочих его достоинств, был Московский митрополит Филарет Дроздов (1821–1867). Он вникал в каждое отдельное дело и обосновывал свои всегда очень точные решения подробными разъяснениями, которые превращались в общие административные установки. Его считали строгим, но справедливым, и поэтому духовенство боялось и уважало его. Деспотизм и произвол были ему совершенно несвойственны, он никогда не забывал, подобно иным своим коллегам, об уважении священнического сана своих подчиненных  . О епархиальном управлении и деятельности отдельных архиереев во 2–й половине XIX и начале XX в. опубликовано слишком мало материалов, чтобы можно было составить ясное представление. Изменения в законах и взглядах не могли не отразиться и на церковном управлении. То, что и здесь перемены были вполне возможны, показывает деятельность Алексия Ржаницына, консервативно настроенного епископа школы Филарета. В бытность свою Таврическим епископом (1860–1867) Алексий одним из первых допустил благочинных, как выборных представителей духовенства, к участию в епархиальном управлении. Он поощрял инициативу духовенства, разрешив съезды церковнослужителей, в чем далеко отошел от принципов своего великого учителя  . Рано умерший Саратовский епископ Евфимий Беликов (1860–1865) как настоящий «шестидесятник» положил немало сил на воспитание духовенства своей епархии. В ней было всего лишь 3 церковноприходских школы, Евфимий не только пополнил их число, но и привлек к работе в них духовенство  . В целом можно констатировать, что с середины XIX столетия епископы все чаще стали проявлять заботу о нуждах сельских клириков  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

На основе «Записки» К. в Петроградском городском отделе юстиции было составлено обращение «К православным гражданам Петрограда». В нем предлагалось «православным верующим гражданам преимущественно беднейшего класса, не имевшего прежде голоса в церковных делах, составлять по всем приходам приходские собрания» и объединяться в общины верующих, чтобы затем подписать соглашение с органом местной власти о принятии в свое пользование храма и взять на себя обязательство, «что все переданное имущество и богослужебные предметы не будут использованы как орудие борьбы с рабоче-крестьянской властью и с социальной революцией». 1 авг. 1919 г. К. стал инструктором по церковным делам отдела юстиции Петроградского горисполкома, а с 15 авг. он в качестве полномочного представителя Совета депутатов 2-го городского района Петрограда непосредственно заключал договоры о пользовании церковным имуществом с приходами правосл. храмов. Также в это время К., как сотрудник армейского политотдела, составил подборку материалов «О службе духовенства в Красной Армии», включавшую очерк «Революционные традиции в православном духовенстве» и практические рекомендации «Способ привлечения православного духовенства в армию». Осенью 1919 г. К. был вызван в Москву для личного доклада В. И. Ленину. Подробных сведений об этой встрече не имеется; речь, видимо, шла о возможности использования духовенства на военной службе и методах привлечения священнослужителей на сторону советской власти. В 1920 г. в связи с упразднением категории сочувствующих К. подал заявление о приеме в члены РКП(б), однако не был принят. Был демобилизован из армии, в нояб. 1921 г. уволен с гражданской службы по сокращению штатов. Продолжал службу 2-м священником в петроградском Князь-Владимирском соборе, фактически подменяя престарелого настоятеля. В марте 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей , сопровождавшейся массовыми репрессиями против священнослужителей и мирян, К. вошел в состав обновленческой «Петроградской группы прогрессивного духовенства», хотя ранее не имел никаких связей с другими деятелями обновленчества. Буд. обновленческий «первоиерарх» А. И. Введенский вспоминал о событиях того времени: «Хотел бы я знать, откуда взялся этот тип. Никогда ни в одной обновленческой группировке не участвовал, никто из нас его не знал, вдруг появляется на одном из наших совещаний - для чего? Зачем? Оказывается, он что-то там делает, кого-то тоже собирает» (цит. по: Левитин, Шавров. С. 58). 24 марта К. вместе с др. членами группы подписал «Воззвание группы священников» («Письмо 12-ти»), опубликованное в центральной газ. «Известия». Воззвание помимо призыва к помощи голодающим содержало обвинения в адрес «контрреволюционного» духовенства. В нач. мая К. прибыл в Москву перед приездом туда остальных руководителей петроградского обновленчества.

http://pravenc.ru/text/2458935.html

Повышение уровня образования клириков и их подготовки к выполнению пастырских обязанностей сопровождались усилением дисциплинарных мер. Важную роль в этом процессе играла и деятельность разнообразных конгрегаций клириков. Напр., сельские капитулы, объединявшие приходских священников Вюрцбургского еп-ства для обсуждения пастырской работы с прихожанами, наставлений верующих, чтения книг и молитвы, действовали под надзором епископа. Конгрегация рукоположенных, созданная в 1680 г. кард. Иннико Караччоло, архиеп. Неаполя (1667-1685), способствовала распространению среди духовенства более строгого образа жизни. В Баварии советы по делам клира, в состав которых входили представители церковных и светских властей, также занимались вопросами церковной дисциплины; в кон. XVI - 1-й пол. XVII в. такие советы появились в Кёльне и Мюнстере, ими управляли прелаты из баварской династии Виттельсбахов. К 20-50-м гг. XVII в., а в нек-рых регионах и раньше, уровень подготовки приходского духовенства значительно повысился; священники стали строже соблюдать целибат, конкубинат в среде духовенства искоренялся. Повышение уровня подготовки клириков и укрепление дисциплины были достигнуты быстрее в тех городах, где духовенство находилось под постоянным надзором со стороны епископской курии и мирян. В сельских приходах священники, обычно получавшие десятину не деньгами, а продуктами и имевшие более низкий доход, вели образ жизни, приближенный к крестьянскому, и нередко добывали дополнительные средства к существованию, обрабатывая земельный надел. Такие священники часто имели сожительницу-домохозяйку, которая помогала им в быту, а соседи воспринимали пару как фактически жившую в браке и, как правило, не сообщали об этом епархиальным властям. Так, в 1-й пол. XVII в. в сельских приходах таких удаленных друг от друга диоцезов, как Трент и Кёльн, 20-25% приходских священников сожительствовали с женщинами ( Po-chia Hsia. 2005. P. 123-124). В сельских приходах исчезновение конкубината как распространенной практики относится ко 2-й пол. или даже к кон. XVII в. Дольше всего конкубинат сохранялся на юге Италии; здесь практика целибата среди католического духовенства возобладала только в кон. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

102. От 6-го (26) мая 1877 года, 720. Об утверждении нового расписания приходов и причтов по епархиям: Донской, Нижегородской, Симбирской, Тверской и Тульской. По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложенную господином Синодальным Обер-Прокурором, от 14-го апреля 1877 года, выписку из Высочайше утвержденного во 2-й день того же апреля журнала присутствия по делам православного духовенства об утверждении новых расписаний приходов и причтов в епархиях: Донской, Нижегородской, Симбирской, Тверской и Тульской, с приложением самых расписаний в копиях. И, по справке, приказали: предложенную выписку из Высочайше утвержденного во 2-й день апреля 1877 года журнала присутствия по делам православного духовенства препроводить, при указах, с экземпляром расписания приходов к Преосвященным: Донскому, Нижегородскому, Симбирскому, Тверскому и Тульскому, для должных, со стороны епархиального начальства, распоряжений; а для напечатания о сем в «Церковном Вестнике» сообщить по принятому порядку. Выписка из журнала присутствия по делам православного духовенства, от 4-го марта, Высочайше утвержденного 2-го апреля 1877 года. Высочайше утвержденное присутствие по делам православного духовенства, рассмотрев расписание приходов и причтов в пяти нижепоименованных епархиях, по журналу своему от 4-го марта 1877 года, полагало: Утвердив расписание приходов и причтов в епархиях: Донской, Нижегородской, Симбирской, Тверской и Тульской, предоставить Преосвященным при введении сих расписаний в действие, руководствоваться правилами, Высочайше утвержденными по журналам сего присутствия 20-го марта 1871 г., 7-го апреля 1873 г., 17-го января и 24-го апреля 1876 г., для епархий, в которых состав приходских причтов определен утвержденными, по упомянутым журналам, штатными расписаниями, и на этом основании: 1. Распределить наличных священнослужителей и причетников в определенный расписанием штатный состав причтов, с наименованием назначаемых в штатах священников: одних настоятелями, а других их помощниками, по усмотрению заслуг и достоинств и с определением взаимных отношений настоятелей и заведывающих особыми церквами помощников, на основании правил, Высочайше утвержденных 20-го марта 1871 года для Олонецкой епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010