Закрыть Расслабляться нам никак нельзя! В Неделю о расслабленном в храме свт. Николы на Берсеневке прошло отчетно-перевыборное Приходское собрание 17.05.2022 415 Время на чтение 13 минут Фото: Предоставлены автором Кажется, будто вчера была Пасхальная ночь, все мы прикоснулись к пасхальной радости, едиными усты пели «Христос воскресе из мертвых…», как будто изнутри лились слова пасхального канона «Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха!» Удержаться бы подольше в этом состоянии, не отяжелеть бы вновь от суеты, проблем, огорчений, обид, не сорваться, не упасть, не потерять этот рай. Радость у нас очень легко отнять. Трудно хранить пост, но хранить радость еще более трудно, хранить пасхальную радость - это посерьезней даже, чем Великий пост - неслучайно пасхальное время такое же продолжительное. В эти особенные дни между Вознесением и Троицей, дни в ожидании Святого Духа, в Неделю о расслабленном, в храме святителя Николы на Берсеневке состоялось отчетно-перевыборное Приходское собрание. Всё не просто в Церкви, всё имеет значение – ведь, действительно, прихожане, такие собранные во время Великого поста, во время долгой Пасхальной ночной службы, вдруг, ближе к Преполовению начинают расслабляться, разъезжаются по дачам, храмы повсеместно почти наполовину опустошаются. Так и у нас – с трудом набрали необходимый кворум, вызванивая со своих дачных участков наших активистов. Расслабляться рано! Воскресный день, естественно, начался с Божественной литургии, затем общинная трапеза, которая является продолжением молитвы. По обычаю, в летнее время такие трапезы у нас проходят в церковном саду, сопровождаются чтением поучений, а по ее окончании – беседы о насущном, о жизни прихода, другие вопросы и обсуждения на различные животрепещущие темы. В этот раз тема одна – предстоящее Приходское отчетно-перевыборное собрание, которое началось сразу же по прибытии к нам нашего благочинного (благочинного церквей Москворецкого округа) протоиерея Сергия Селезнева. Как и положено, всякое доброе дело начали молитвой, пропели тропарь «Христос воскресе». Каждый, начиная с настоятеля, отчитался за проделанную на своем участке работу: староста, казначей, ревизионная комиссия, социальное служение, воскресная школа, религиозное образование и просвещение, молодежное движение. Не все безоблачно, есть свои трудности на каждом участке.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/17/ra...

XXVIII. Слово в день святых апостолов Петра и Павла 43 О значении храма в жизни христианина и почитании Святых, имени которых он посвящён Память святых, славных, всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Павла совершаем, братья! Для вас, возлюбленные прихожане сего храма, ныне особенно великий и важный праздник, ибо это праздник вашего храма, храмовый приходской ваш праздник. Великое значение для христианина имеет храм и, особенно, великое значение для христианина имеет приходской храм: храм есть дом Божий, место особенного присутствия Божья, общественного богослужения, общественной молитвы; храм есть наружное выражение нашей православной христианской веры, видимое свидетельство о господстве и торжестве её в нашем отечестве. А приходской храм для прихожанина, кроме того, есть место, где он получил духовное своё возрождение в таинстве крещения, и неоднократно получал и получает духовное обновление во время присутствия в оном при богослужении в молитвенном возношении ума и сердца к Богу, в исповедании своих грехов в таинстве покаяния, в тесном соединении с Господом нашим Иисусом Христом в таинстве причащения тела и крови Его. В приходском своём храме прихожанин освящает и воспоминает важные события и дни в своей жизни в своей семье: вступление в брак, дни именин и дни кончины своих родных и др., в приходском же храме он совершает и провождение человека после смерти в жизнь загробную. Как же после всего этого не сказать, что великое значение для христиан имеет храм, и что храмовый праздник есть великий праздник для прихожан!... На таком значении храма основывается важная обязанность прихожан – почитать свой храм, возможно чаще посещать его во время богослужения, не только в праздники, но, по возможности, и в будние дни, отправлять в нём все христианские обязанности, совершаемые в храме: подвиги покаяния, обряды погребения и поминовения умерших, водосвятия, чтение акафистов, благодарственные и просительные молебны и проч., и заботиться о его благолепии. И как приятно видеть храм благоукрашенный и благоустроенный, как отрадно для верующего сердца видеть храм, усердно посещаемый прихожанами, и полный молящимися!.,. Но по благоустройству и благолепию храма и по усердию к нему прихожан можно судить о вере их в Бога, развитии религиозного чувства, почитании своего храма, любви к нему и попечении о нём прихожан. Честь и слава от людей и награда от Господа Бога строителям, благотворителям и попечителям сего благоустроенного и благоукрашенного храма, ещё живущим в сей временной жизни и подвизающимся в сем храме, и вечная память и Царство Небесное скончавшимся строителям и благотворителям его!...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

(Опыт канонико-юридического освещения приходского вопроса в рассуждениях Предсоборного Присутствия и периодической печати) Уже ко времени открытия Предсоборного Присутствия в нашей периодической печати накопилось такое значительное количество исследований, статей, статеек и проектов организации православного прихода – частных и правительственных 1 – что казалось бы решить приходской вопрос – дело весьма легкое. Действительность показала, однако же, нечто иное. IV отделу Присутствия удалось выработать, и по-видимому без большого труда, нормальный устав, представляющий довольно полную организацию прихода, при чем было принято во внимание все, что было высказано в литературе по приходскому вопросу. Но насколько не трудно было составить устав, настолько трудно оказалось добиться его признания и одобрения общим собранием Присутствия. Устав встретил самые разнообразные возражения, при чем выявилось такое различие принципиальных воззрений на сущность православного прихода, что придти к какому либо единогласию оказалось невозможным. Лишь незначительным большинством голосов общему собранию Присутствия удалось установить следующие два принципиальных положения, – да и то не вполне гармонирующие одно с другим: 1) «Православный приход есть церковное учреждение, состоящее в ведении епископа для удовлетворения религиозно-нравственных нужд определенного в числе собрания православных христиан, под пастырским руководством священника и при назначенном для того церковною властию храме. 2) Православная Российская Церковь является собственнником всего церковного, причтового и приходского имущества. В приходах же заведывание местным церковно-приходским имуществом вверяется приходу, как юридическому лицу, состоящему из причта и прихожан местного храма, находящимся в канонической зависимости от местного епископа» 2 . Этот опыт показывает, что прежде чем приниматься за составление устава полной организации прихода нужно выяснить основные принципиальные воззрения на сущность православного прихода и твердо их установить авторитетом законодательной власти. Тогда уже не трудно будет из существующих проектов приходского уложения составить одно, отвечающее этим принципиальным воззрениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

ЦВ 24 (445) декабрь 2010 /  14 декабря 2010 г. В приходской жизни грядут большие перемены Введение новых штатных должностей для катехизаторской, социальной  и молодежной работы на приходах будет происходить медленно. И это связано с большими усилиями, которые нужно приложить не только на приходском, но и на епархиальном уровне. Иваново-Вознесенская епархия первой ввела эти должности в штат многих крупных приходов. О новом этапе приходской жизни ответственному редактору «Церковного вестника» Сергею Чапнину рассказывает епископ Иваново-Вознесенский Иосиф. — Ваше Преосвященство, Иваново-Вознесенская епархия стала одной из первых, где в штат приходов введены педагоги-катехизаторы, социальные работники и организаторы молодежного служения. Как и для чего вы ввели эти должности? — На сегодняшний день педагоги-катехизаторы, социальные работники и организаторы молодежного служения уже введены в штатное расписание храмов областного центра и районных городов. Эта работа ведется в соответствии с постановлениями Архиерейского совещания 2010 года. Мне кажется очень важным, что духовенство, монашествующие и миряне в первую очередь осознали, что речь не идет о нововведениях — сегодня Церковь восстанавливает присущие ей формы служения. Появились все условия для развития церковной жизни, и мы не можем этим не воспользоваться. Введение новых должностей на приходах, создание попечительских советов — всё это адаптированные к современным реалиям возможности просвещать, обращать ко Христу людей, заботиться о них, создавать христианские общины. На общецерковном уровне пока нет нормативных документов, определяющих круг обязанностей новых работников. Поэтому в нашей епархии были разработаны для них временные должностные инструкции. Некоторые положения заимствованы из обязанностей катехизаторов-миссионеров Московской епархии, но большая часть этих документов подготовлена нами самостоятельно. В марте текущего года мы провели собрание благочинных и настоятелей городских храмов, на котором обсудили вопрос о введении новых должностей, а затем приступили к подбору кандидатов. Мы сочли необходимым сделать акцент на том, что на эти должности не должны назначаться клирики епархии. Безусловно, что в каждой епархии на этот счет есть свое коллегиальное мнение. Но до тех пор, пока на общецерковном уровне не выработано единое мнение, в рамках нашей епархии мы определили такой подход.

http://e-vestnik.ru/interviews/445_v_pri...

В 1921 г. стал настоятелем Феодоровского собора, в нач. 1922 г. возведен в сан протоиерея. Ок. 6 лет являлся председателем приходского совета, но в 1927 г. по категорическому требованию властей был вынужден уйти с этого поста, хотя и оставался до 1930 г. членом приходского собрания. С янв. 1928 г. стал активным участником иосифлянского движения (см. Иосифлянство ), отделился от заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского , с 1943 патриарх Московский и всея Руси). В февр. 1928 г. участвовал в собрании иосифлянского духовенства (всего ок. 20 чел.) на квартире Гдовского еп. Димитрия (Любимова) , на к-ром было сообщено о получении офиц. согласия митр. Иосифа (Петровых) возглавить отошедших от митр. Сергия. По приглашению еп. Димитрия К. присутствовал и на др. собрании иосифлянских священнослужителей (сент. 1928, по др. данным - в сент. 1929). В Феодоровский собор часто устраивались паломничества прихожан иосифлянских церквей Ленинграда. К. привлек к обслуживанию храма несколько монахинь закрытого Пятогорского Богородицкого (Кикеринского) жен. мон-ря, проживавших в дер. Кузьмино, а также еще существовавшего в Ленинграде Воскресенского Новодевичьего монастыря. 27 дек. 1930 г. арестован вместе с епископами Сергием (Дружининым) , Василием (Докторовым (Дохтуровым)) и большой группой священнослужителей и мирян по обвинению в антисоветской деятельности и агитации, в частности в выступлениях против колхозного строительства. 8 окт. 1931 г. приговорен Коллегией ОГПУ по делу Истинно православной Церкви к 5 годам лагерей. Отбывал срок заключения в Сибирском ИТЛ (г. Мариинск Новосибирской (ныне Кемеровской) обл.) и на строительстве Беломорско-Балтийского канала (Белбалтлаг) - на земляных работах и в лагерной канцелярии, где заболел ревматизмом. 10 сент. 1934 г. было принято решение об освобождении К. досрочно, «по зачетам» за работу на строительстве канала, но вышел он на свободу только 27 февр. 1935 г. Проживал в Новгороде, с 1936 г.- в ссылке в Мурманске, затем в Мончегорске работал бухгалтером Горнорудного управления Мончегорского лагеря НКВД.

http://pravenc.ru/text/1684305.html

Верховная Рада и Церковь: что происходит? Новые законопроекты грозят захватами храмов и религиозной войной 17 мая, 2017 Новые законопроекты грозят захватами храмов и религиозной войной Завтра Верховная Рада Украины рассмотрит нашумевшие законопроекты 4128 и 4511. О том, что они несут православным Украины — кратко. О каких законах идет речь? Это законопроекты «О внесении изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (относительно изменения подчиненности религиозных общин) и 4511 “Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Верховной Радой Украины страной-агрессором”. Оба они были зарегистрированы в украинском парламенте в 2016 году, первый — в феврале, второй — в апреле. Что меняет законопроект 4128? Он позволит захватить православные храмы раскольникам. Законопроект упрощает процедуру внесения изменений или перерегистрации уставов религиозных общин. Авторы предлагают, чтобы судьбу прихода решали сами верующие этой общины большинством голосов на приходском собрании, а не епархиальное руководство или митрополия. Согласно законопроекту, принадлежность к общине определяется самоидентификацией и участием в религиозной жизни общины. Поскольку в большинстве приходов нет фиксированного членства, в приход могут приехать любые посторонние люди и, проголосовав на приходском собрании, изменить юрисдикцию общины. Есть опасения, что в случае принятия этот закон станет опорой церковных рейдеров, которые будут идентифицировать себя с конкретной общиной и заявлять о правах на управление приходом. Подобная практика уже применяется на Украине, когда “Киевский патриархат” фактически силовым путем захватывает храмы общин Украинской Православной Церкви. Новый закон упростит и легализует эту практику. Противники законопроекта опасаются, что он развяжет в стране религиозную войну. Каковы последствия принятия законопроекта 4511? Возможно ограничение прав и даже запрет Украинской Православной Церкви на Украине. Государством-агрессором Верховная Рада признала Российскую Федерацию, а УПЦ канонически (но не юридически) относится к Московскому Патриархату. Законопроектом предполагается подписание договоров между государством и Церковью, в частности — обязательное согласование с государственными органами кандидатов на высшие церковные должности и приглашений иностранных религиозных деятелей. То есть, избрать Предстоятеля УПЦ или епархиальных архиереев нельзя будет без согласования с государственными чиновниками.

http://pravmir.ru/verhovnaya-rada-i-tser...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Русское Собрание» соединит Сербию с Россией Российская делегация в составе Анатолия Степанова и Владимира Крупина находится с рабочим визитом в сербском государстве 18.10.2016 794 Время на чтение 4 минуты В настоящее время делегация из России находится с визитом в Сербии. В ее состав вошли главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания» Анатолий Дмитриевич Степанов и лауреат первой Патриаршей премии в области литературы, сопредседатель Союза писателей России, член центрального совета «Русского Собрания» русский писатель Владимир Николаевич Крупин. Своими впечатлениями от совершающейся поездки делится в интервью «Русской народной линии» Анатолий Степанов : В понедельник, 17 октября, в городе Белграде прошло торжественное открытие общественной организации «Русское Собрание в Сербии» - филиала международной общественной организации «Русское Собрание». Организация была учреждена еще летом, а к 17 октябрю было приурочено торжественное открытие, на которое в Белград прибыла делегация из России в составе двух человек – автора сих строк, председателя «Русского Собрания» и главного редактора «Русской народной линии» Анатолия Дмитриевича Степанова и известного русского писателя, члена центрального совета «Русского Собрания» Владимира Николаевича Крупина. Торжественное открытие состоялось в очень значимом для сербов месте – в приходском доме храма святителя Саввы на Врачаре. Этот храм представляет собой величественное сооружение, он создавался по образу храма святой Софии в Константинополе. До сих пор в нем ведутся работы. Храм возведен на месте, где по преданию турки сожгли мощи святителя Саввы. Хотя, как говорят в Сербии, возможно, это было не так. И мощи святителя Саввы будут обретены, когда того потребует время. Открыл собрание священник собора святителя Саввы отец Далибор Стоядинович, который сказал о значении Православия для истории русского и сербского народа. Он говорил о русском монархизме и об идеях Фёдора Михайловича Достоевского и поделился радостью встречи с представителями русского народа.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/18/ru...

144. Дети и церковно-приходская жизнь Ныне много говорят об “оживлении” приходской жизни. Не лучше ли сказать – о пробуждении: ведь, приход есть малая часть Церкви Христовой вселенской, а Церковь Божия жива и умереть не может, ибо ее глава – Христос Спаситель наш смертию Своею смерть всякую попрал и живет в Церкви Своей. Пока – не только приход, но и всякий отдельный член Церкви не порвал связи с Церковью, не стал еретиком, дотоле и он не умер для Церкви, какою бы духовною болезнью, каким бы грехом ни страдал он. Отдельный член Церкви может духовно умереть, порвав, прежде всего, общение с Церковью в ее Таинствах, но при­ход сего сделать не может, ибо он возглавляется совершителем Таин Божиих – священником и совершение божественной литургии в его храме иереем, правильно рукоположенным, уже есть свидетельство жизни прихода, сей малой Божией церквицы. А значит, и говорить об оживлении прихода не подобает: это было бы оскорблением Духа Божия, присно живущего в Церкви и действующего в ее Таинах. Особенно заботится о пробуждении жизни приходской еще юное Московское братство четырех святителей. Оно праздновало вторую свою годовщину 5 октября и вечером сего дня устроило годовое собрание в московском епархиальном доме. Главною своею задачею братство поставило взаимное сближение пастырей и пасомых, а чрез то и развитие деятель­ности прихода. Отчет был краток, ибо братство еще только начинает входить в свое дело, намечая свои ближайшие задачи и средства к их осуществлению. А в этом отношении надо быть особенно осторожным: ныне в воздухе носятся идеи, с виду заманчивые, по существу же противоцерковные, каковы, например, идеи нрава, свободы и т. п. Вот и надобно остере­гаться, чтобы не подменить такими модными идеями – чистые идеалы церковные. И дай Бог, чтобы юное братство, руководимое мудрым первосвятителем Московским, избегало этой опасности и чтобы идея долга не заслонялась бы идеею права, а служила сей последней лишь основою... и все согревалось и оживлялось идеею любви, ибо и Церковь есть великий организм любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

I. Определение понятия о приходе «В целях церковного оживления православного прихода и повышения нравственного уровня его членов необходимо поднять в приходе пастырско-учительное делание и усилить активное участие прихожан в религиозно-нравственной и хозяйственной жизни прихода, предоставив приходской общине возможные с точки зрения православной Церкви права и средства к церковно-приходскому самоуправлению и самодеятельности. В этих целях надлежит выделить приход в особую церковную в зависимости от епархиального епископа единицу, с правами юридического лица». Эти основные положения, выработанные отделом Предсоборного Присутствия о благоустроении прихода, были подвергнуты разбору на последних заседаниях названного Присутствия. Из возникших по сему предмету прений выяснилось, что среди членов сего Присутствия существуют лица, мнения которых совершенно противоположны взглядам, высказанным упомянутым отделом относительно приходской реформы. Эти противоположные мнения нашли себе самое рельефное выражение в так названном «сепаратном проекте» профессора Бердникова, который в первом пункте проекта предлагает принять нижеследующее определение прихода: «Церковным приходом в православной Церкви называется церковная община, имеющая особый храм для богослужебных собраний и состоящая под духовным управлением приходского священника. Приход составляет нераздельную часть епископии и подчинен епископу как высшему своему пастырю. Ближайшее же пастырское руководство им принадлежит, по поручению епископа, местному священнику». Оставляя пока в стороне обсуждение всех подробностей этой формулы, мы сначала обратим внимание на те существенные понятия, которые вложены автором проекта в свое определение прихода; именно, на понятие о нераздельности прихода от епископии и на понятие о деятельности священника, как духовного управителя в приходе, по поручению епископа. Эти понятия вызывают целый ряд серьезных недоразумений. Епископия, или, иначе говоря, – епархия, совпадающая в большинстве случаев у нас с территорией губернии, хотя и представляет из себя церковную единицу, но вместе с тем является единицей крайне сложною и составной. В неё входит целый ряд разного рода церковных учреждений и установлений, как – например: архиерейский дом, монастыри, церковные братства, попечительства и другие. Все они хотя и объединены общею церковной дисциплиной под главенством местного епископа, однако в своем внутреннем управлении и хозяйстве большинство из них обладает в известной степени самостоятельностью и самодеятельностью, следовательно, с точки зрения церковной, являются также церковными единицами, но более мелкими, а в гражданском отношении – пользуются правами юридических лиц. Существует ли какая-нибудь необходимость, или же каноническая потребность, при обозначении одной из этих мелких церковных единиц в епархии, или епископии, (хотя бы, например, монастыря) говорить, что она составляет нераздельную часть епархии или епископии?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Глава II. «Кровь мучеников – семя Церкви». Страницы истории русской церковной святости – миссионеры-новомученики XX века Житие священномученика Иоанна Кочурова 31 октября 1917 года в Царском Селе открылась новая яркая, исполненная дольней печали и вместе с тем горней радости, страница истории русской церковной святости – святости новомучеников XX века. Открытие этой страницы оказалось связанным с именем русского православного пастыря, ставшего одним из первых, положивших душу свою за чад своих в богоборческом XX веке, протоиерея Иоанна Кочурова. Родился Иоанн Александрович Кочуров 13 июня 1871 года в селе Бигильдино-Сурки Данковского уезда Рязанской губернии в семье сельского священника Александра Кочурова и его супруги Анны. Отец совмещал свое приходское служение с исполнением обязанностей законоучителя Бигильдинского народного училища. Будущий новомученик получил начальное духовное образование в Данковском духовном училище. Затем в Рязанской духовной семинарии, которую окончил в 1891 г., и Санкт-Петербургской духовной академии. Уже в студенческие годы отец Иоанн связывал возможность своего пастырского служения с миссионерской деятельностью, в которой для него воплощался идеал православного пастыря. По окончании Санкт-Петербургской духовной академии 10 июня 1895 года со званием действительного студента отец Иоанн был рукоположен в сан священника 27 августа 1895 года преосвященным Николаем, епископом Алеутским и Аляскинским. И в соответствии с его давним желанием был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Приезд отца Иоанна, незадолго до оставления России вступившего в брак с Александрой Чернышевой, в протестантскую Америку привел его в соприкосновение с жизнью, во многих отношениях не схожей с привычной для него жизнью православной России. Начало приходского служения отца Иоанна было связано с открытым Преосвященным епископом Николаем в 1892 году православным приходом города Чикаго. Чикагский храм святого Владимира и приписанная к нему церковь Трех Святителей города Стритора за менее чем трехлетний период своего существования еще не успели сформироваться как полноценные православные приходы и требовали для своего становления поистине подвижнических пастырских трудов со стороны еще совсем молодого священника отца Иоанна. Уже в первые три года своего приходского служения отцом Иоанном были присоединены к Православной Церкви 86 униатов и 5 католиков, а число постоянных прихожан в храмах чикагскостриторского прихода возросло до 215 человек в Чикаго и 88 человек в Стриторе. При обоих приходских храмах успешно функционировали детские церковные школы, в которых обучались более 20 учеников, и курс обучения в которых предполагал еженедельные субботние занятия в период учебного года и ежедневные занятия в каникулярные периоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010