Потому предлагаю оному правлению: 1) вытребовать от преосвященного Филарета настоящее дело и материалы, собранные им поныне; 2) заняться деятельно должным исполнением по прописанным выше пяти пунктам данного мною поручения преосвященному Филарету; 3) употреблять для этого дела не только подведомственных наставников, но и другие лица епархиальные и сторонних ведомств, входя с ними в сношения непосредственно или через отца ректора. Надеюсь, что отец ректор и лица, которым делаемы будут от правления поручения, оценят важность этого дела, потщатся быть оному полезными и заслужат внимание высшего начальства и поощрение, оным предлагаемое. Литовской консистории, от 19 августа за 1113, о доставлении ведомости о приходских училищах, открытых при церквах к 1 числу октября По резолюции моей, от 22 сентября прошлого 1859 года за 2752, записанной на указе Святейшего Синода, сделаны консисторией распоряжения об открытии при церквах приходских училищ. Вследствие сего многие училища уже открыты, на открытие же других дано разрешение. Предлагаю консистории озаботиться скорейшим движением этого дела и поспешить разрешением открытия приходских училищ, где это окажется возможным; а затем представить мне в течение наступающего октября ведомость об училищах, которая будут открыты к 1 числу того октября. В ведомости сей должно быть пояснено: название училища, время открытия оного, число учеников, чьим старанием и издержками открыто училище, кто в нём преподаёт и какие предметы, и с каким успехом преподаётся ученье. Верность сих показаний лежит на ответственности благочинных. С представленьем таковой ведомости, консистория не оставит изложить мне: кто из усердствовавших по сему делу и какого заслуживает вознаграждения или поощрения, равно какие остаётся принять ещё меры для открытия приходских училищ в возможно большем числе. Виленскому военному губернатору Назимову, от 29 августа за 1218, о распоряжениях к сломке гражданским ведомством дома Виленской Николаевской церкви для открытия фасада оной

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

7. Каждый приход, по месту жительства своих прихожан, имеет территориальные пределы, которые могут изменяться только по соглашению с другими соседними приходами и с разрешения подлежащей церковной власти. 8. Обстоятельство проживания в приходе и занесение в приходскую книгу имеют в отношении факта принадлежности к приходу лишь значение церковное, а потому, лица православные, живущие в пределах прихода и сознательно не желающие участвовать в приходских делах, а равно не проявляющие своих приходских прав и обязанностей (хотя и выполняющие некоторые важнейшие требоотправления в приходе или вне его) не могут по духу православного вероучения и церковной практики, насильственно считаться прихожанами и принудительно приглашаться к участию в церковно-приходских собраниях к установлениях, и в виду явного обнаружения со стороны указанной выше категории лиц такого отрицательного отношения к приходскому делу, они, конечно, не могут иметь никакого голоса в церковно-общественных, приходских делах. К 8. Хотя организация прихода и требует установления некоторых форм для его самоуправления, однако надо признать что приход крепок и жив главным образом не формой, а христианским братским духом, верою его членов и любовью их друг к другу, а потому в приходской устав нельзя вводить каких-либо принудительных мероприятий для насильственного сцепления и сближения прихожан между собой. Вводимое § 8 правило имеет поэтому целью рассеять все неосновательные, а иногда и лицемерные, опасения о создании будто бы какого-то принудительного режима для православных со времени обнародования и введения в действие нового приходского устава. Лица, находящие правила этого устава для себя стеснительными, могут не входить в состав церковного общения и, если они не совсем отрешились от Церкви, отправлять свои требы где им угодно. Равным образом нельзя обязывать и священников отправлять требы только исключительно для своих прихожан. 9. В случае прекращения существования прихода, приходской храм и все церковноприходское имущество поступают в распоряжение православной русской Церкви, как верховной собственницы и защитницы всего церковного достояния, действующей в данном случае чрез местную церковную власть. В случае упразднения самостоятельного прихода, с припиской его к другому, храм и церковноприходское имущество поступают в ведение того прихода, к которому он приписывается. В случае восстановления в самостоятельный приход приписного прихода, последний получает обратно только то имущество, которым он владел до соединения. В случае присоединения какой-либо части прихода к другому приходу, отделяющаяся часть теряет свои права на церковно-приходское имущество оставляемого прихода. В случае выделения части прихода в самостоятельный приход, к последнему может перейти только то из церковно-приходского имущества, которое будет уступлено остающеюся частью прихода.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Причтовыми называются капиталы, %% с которых предназначены в пользу причта, а также наличные суммы, поступавшие на содержание причта за требонеправления и совершение богослужений: это так называемый доход причта. Приходскими называются те суммы, которые прихожане —342— собирают между собой через обносимую в храме особую кружку или через добровольное самообложение, или по подписным листам, по дару или по духовным завещаниям, или иным способом, на разные церковно-приходские потребности, как, например, содержание храма и причта, на школу, благотворительные и другие приходские учреждения. Все церковные и причтовые капиталы, за исключением причтового дохода, а также все наличные церковные и приходские суммы состоят в заведывании прихода, который, через приходский совет, вместе с причтом, принимает, хранит и расходует, эти суммы согласно их назначению с соблюдением существующих на сей предмет узаконений и правил. При этом следует наблюдать, чтобы церковные суммы предназначались как на удовлетворение нужд храма, так и на удовлетворение нужд всей православной церкви и, в частности той епархии, к которой принадлежит приход. Посему из церковных сумм, согласно распоряжениям высшей церковной власти, а также по определениям епархиальных и благочиннических собраний, ежегодно должны представляться от приходских церквей, сообразно их средствам, взносы на содержание духовно-учебных заведений, внутренней и внешней миссии и другие обще-церковные потребности. На удовлетворение нужд местного храма (§ 20) не требуется разрешения епархиального начальства, если расходуется 150 р. в сельских приходах и 300 р. в городских из сумм церковных. Церковные суммы, оставшиеся после удовлетворения вышеозначенных потребностей, кроме имеющих специальное назначение, могут расходоваться и на местные приходские нужды, при этом на расходы сих сумм не требуется разрешение епархиального начальства, если из остатков от предшествующего года расходуется не более части. Причтовые суммы (доход и %% с причтовых капиталов) поступают, согласно своему назначению, исключительно на содержание причта.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ст. 1319. Примечание. По 3 п. ст. 63 Устава о воинской повинности (ст. 7 Уст. Воин. Пов. изд.1876 г.) учители начальных народных училищ из лиц, вынувших жребий на поступление в войска, освобождаются от действительной службы в мирное время и зачисляются прямо в запас армии, но с тем, что до истечения шести лет, со времени зачисления в запас, они должны ежегодно представлять в подлежащие присутствия по воинской повинности удостоверения от своего начальства в том, что они не оставили соответствующих их званию занятий. Вследствие этого и преподаватели церковно-приходских училищ, кто по уставу о воинской повинности (ст. 53 прил. л. Г. п. 1. Уст. Воин. Пов. изд. 1876 г.) были отнесены к ведомству Министерства Народного Просвещения, по ВЫСОЧАЙШЕ утвержденным 13 Июня 1884 г. правилам о церковно-приходских школах, поставлены в ближайшее заведывание духовного начальства, обязаны доставлять требуемые ст. 63 Уст. Воин. Пов. удостоверения в том, что они не оставили соответствующих их званию занятий. Ежегодная выдача таких, требуемых ст. 63 Уст. Воин. Пов., удостоверений учителям церковно-приходских школ – возложена на епархиальные училищные советы, учрежденные в епархиях на основании ВЫСОЧАЙШЕ утвержденных 13 Июня 1884 г. правил о церковно-приходских школах. (12 Июня – 15 Июля 1885 г. 1160. Ц. В. 31.) Ст. 1876. Примечание. В виду того, что содержание зданий духовных училищ возложено на обязанность духовенства училищных округов, и что, в случае пожара, окружное училищное духовенство может быть поставлено в весьма затруднительное положение относительно изыскания местных средств на возобновление сгоревших училищных строений, епархиальные преосвященные предлагают духовенству подведомственных им епархий страховать от огня собственные училищные здания в учрежденных на этот предмет страховых обществах. (Опред. 28 Апреля – 26 Мая 1878 г. 655. Ц. В. 23.) Ст. 1954. Примечание. Пред каникулами не назначается времени и комиссий для производства экзаменов и тем ученикам, которые пожелали бы поступить в семинарию из учебных заведений других ведомств, из иноепархиальных духовных училищ, из домов родителей с домашней подготовкой, а равно и учениках духовных училищ епархии, не удостоенных училищными правлениями перевода в семинарию. О времени же приемных испытаний после каникул объявляется немедленно по получении от училищных правлений сведений о числе воспитанников, имеющих поступить в семинарию, дабы и жительствующие в отдаленных от семинарии местах могли своевременно явиться к назначенным испытаниям. Вследствие назначения времени приемного экзамена тем из желающих поступить в семинарию, для которых он не отменен после каникул, переэкзаменовка не допускается. При чем семинарские экзаменационные комиссии освобождаются от составления заключений по каждому предмету для внесения их в педагогическое собрание правления семинарии, на предмет представления их епархиальному архиерею. (Опред. 27 Июня – 23 Июля 1884 г. 1344. Ц. В. 31.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

На этом можно было бы и закончить нам обсуждение поставленного вопроса о наилучшем способе оживления приходской жизни. Но в виду высокого интереса, возбужденного в своё время проектом г. Папкова и его сторонников, находим нужным сказать несколько слов и о мероприятиях, предлагаемых ими, т. е. о предоставлении прав широкой самодеятельности приходским советам и общеприходским собраниям. Не признавая за этой мерой того решающего значения, какое усвояют ей её защитники, мы тем не менее находим, что рекомендуемые ею приходские советы и собрания, особенно в закономерной постановке, могут быть весьма полезными вспомогательными учреждениями для развития деятельности пастырей. Как известно, общеприходские собрания по проекту г. Папкова и его последователей, соединяются с правильной регистрацией прихожан и с правом, в случае надобности, взыскания с них законно установленных налогов и взносов на приходские нужды гражданским порядком, – принудительным. В этих то двух пунктах и заключается важная и полезная сторона его проекта. Правильная, точная регистрация прихожан, особенно, в приходах городских составляет ныне насущную потребность. Состоящая в числе городского населения значительная часть лиц, не имеющих оседлости и лишь временно проживающих в городе, ныне в большинстве находится в бесприходном положении, каковы наприм., чиновники, ремесленники и пр. Исправляя свои требы в тех церквах, которые оказываются по близости их квартир, лица эти не значатся прихожанами ни в одном приходе, нигде не —625— принимают участия в делах приходской жизни и не несут на себе никаких приходских повинностей. Положение это явно ненормальное, и правильная регистрация может положить ему конец, установив за правило, чтобы каждый вновь прибывающий на продолжительное жительство православный христианин обязательно приписывался к избранному им приходу, состоял бы в нём все время проживания в данной местности на общих правах с коренными прихожанами, и мог бы переходить в другие приходы того же города только в крайних, уважительных случаях. Установление права взыскания постановляемых приходом взносов и налогов на общеприходские нужды важно и полезно, главным образом, как орудие против козней лиц злонамеренных, нередко расстраивающих добрые приходские начинания. В практике жизни это явление, к сожалению, наблюдается довольно нередко: двое-трое по злому умыслу отказываются платить установленный налог на то или иное приходское дело, к ним присоединяется несколько других, по тем или иным соображениям, – зараза растет более и более, и задуманное дело благодаря этому совершенно расстраивается. Право принудительного взыскания, может положить предел, этому нежелательному явлению, на что нет возможности рассчитывать в настоящее время, когда по существующему закону все налоги, установляемые на приходские нужды, носят характер добровольческий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5 . Председатель предлагает дела на обсуждение собрания и руководит совещанием. Дело, не обозначенное в определении о созыве, не может быть допущено к обсуждению. В случае разномыслия дела решаются большинством голосов. 6 . В выборах каждое лицо, пользующееся правом голоса, участвует одним голосом; при равенстве же голосов выборы решаются жребием. Выборы следует производить закрытыми билетами, если кто-либо из членов собрания этого пожелает. 7 . Церковно-приходскому собранию надлежит: а) избирать членов приходского совета для ближайшего заведования делами приходской общины, а также и церковного старосту; б) разрешать сборы и постановлять решения о займах на удовлетворение общих потребностей прихода, а также установить необходимые правила касательно раскладки и взимания приходских сборов; в) право расходования церковно-приходских сумм при том условии, что существующие сборы на духовно-учебные заведения и другие епархиальные нужды должны остаться в настоящей силе до тех пор, пока в законном порядке не будут ассигнованы особые суммы на удовлетворение этих нужд; г) заботиться о сооружении и содержании храмов, причтовых домов, кладбищ, помогать причту в открытии благотворительных и просветительных учреждений, приютов, богаделен, народных домов, бесплатных столовых, больниц, школ, приходских библиотек и пр.; д) установить условие и приговор, который не должен быть изменяем, о материальном вспомоществовании причту и собирать эти суммы через посредство своего совета и вручать старшему члену причта. 8 . Приходу принадлежит право юридического лица приобретать и отчуждать с разрешения епархиальной власти недвижимое имущество как по завещанию и дару, так и посредством покупки, и укреплять его за церковью. В случае возможного отпадения членов этого прихода от православия, а также в случаях выделения части прихода в особый самостоятельный приход, отпавшие и выделившиеся теряют право на означенное имущество. 9 . Приходское собрание, назначенное по делам избрания кандидатов на открывшуюся в приходе вакансию священно- церковнослужителя и хозяйственным, не может состояться, если на него придёт менее двух третей общего числа прихожан, имеющих право голоса на приходских собраниях; для решения же всех других дел, чтобы собрание имело законную силу, достаточна половина полномочных прихожан. О приходском совете

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Значит в сущности и здесь нет принципиальной разности от определения, гласящего, что приход есть учреждение: разность только в том, что прихожане мыслятся не просто «определенным в числе собранием православных христиан, но организованною общиною, состоящею при приходской церкви Как видно отсюда, легко предвидеть, что произойдет с действующим ныне законом, если законодатель будет руководиться каким-либо из рассмотренных нами определений. Если он будет руководиться определением Г. Папкова, то необходимо нужно будет изменить статьи 82–103 (о духовенстве и приходах) и ст. 130–139 (о хозяйстве церкви). Если же он будет руководствоваться прочими определениями, кроме определения Алмазова, – то придется изменить только статьи 92–10З; если же будет руководиться определением г. Алмазова, то можно обойтись без всяких изменений Консисторского Устава. Не отваживаясь предрешать вопроса о том, какое из представленных нами принципиально различных понятий о православном приходе получит перевес, мы постараемся в дальнейшем представить свои соображения pro и contra о каждом из этих понятий, а пока лишь констатируем наличность троякого принципиально различного решения вопроса: что есть православный приход? а) Православный приход есть прикрепленное к приходской церкви собрание в определенном числе православных христиан. б) Православный приход есть церковная община, правильно организованная и при приходской церкви состоящая. в) Православный приход, в составе клира и мирян, есть особая церковная община с правами юридического лица. III. Православный приход есть прикрепленное к приходской церкви собрание в определенном числе православных христиан Кажется, что рассуждать много о таком строе прихода излишне. Он уже давно отжил свой век и если еще сохраняется в Уставе Д. Консисторий, то сохраняется как пережиток, как архивный материал, непригодность которого признана самим Св. Синодом. Главный недостаток его – отсутствие какой бы то ни было организации. Странно сказать, что наши прихожане не имеют физической возможности «поговорить» о своих церковных потребностях, напр., о своем недобром пастыре, нигде, кроме волостного правления. Но их и отсюда гонят циркуляром!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

В зависимости от нужд прихода число членов причта может быть сокращено или увеличено. «Избрание и назначение священно и церковнослужителей принадлежит епархиальному архиерею.» Устав требует от кандидата в диакона или священника достижения им совершеннолетнего возраста, наличия необходимых нравственных качеств и достаточную богословскую подготовку, а также чтобы он представил свидетельство духовника об отсутствии канонических препятствий к рукоположению. Ставленник не может состоять под церковным или гражданским судом. Перед рукоположением он подписывает церковную присягу. Власть перемещать или увольнять клириков принадлежит епархиальному архиерею. «Священнослужитель, - говорится в Уставе, - может принять участие в совершении богослужения в другом приходе с согласия правящего архиерея той епархии, в которой данный приход находится, или с согласия настоятеля при наличии удостоверения, подтверждающего каноническую правоспособность.» «Прихожанами, - согласно «Уставу,» - являются лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим приходским храмом.» Членами приходского собрания могут быть клирики и совершеннолетние миряне, не находящиеся под церковным или гражданским судом. Председателем собрания по своему положению избирается настоятель прихода. Право созывать приходское собрание принадлежит настоятелю совместно с приходским собранием. Решение принимается приходским собранием, большинством голосов, а в случае равенства голосов перевес дает голос председателя. В круг обязанностей приходского собрания входят хранение внутреннего единства прихода и «содействие его духовно-нравственному возрастанию,» ответственность за сохранность имущества прихода, забота о состоянии храмового пения, утверждение годового бюджета прихода, изыскание средств на нужды прихода. Приходское собрание избирает из числа своих членов приходской совет и ревизионную комиссию. Приходской совет является исполнительным органом приходского собрания и подотчетен ему. Он состоит из председателя, его помощника и казначея, избираемых из клириков или мирян сроком на 3 года. Председателем совета может быть избран и настоятель прихода. Приходской совет несет ответственность за сохранность храма и церковного имущества, распоряжается денежными средствами прихода, исполняет решения приходского собрания. Официальные бумаги прихода подписывают настоятель и председатель приходского совета. Если же это одно и то же лицо, то бумаги подписывает еще казначей. Банковские счета и вообще все финансовые документы подписываются председателем приходского совета и казначеем. В состав ревизионной комиссии, избираемой приходским собранием на 3 года, входят председатель и 2 члена. Обязанности комиссии, согласно Уставу, следующие: проведение ревизий наличия денежных средств, контроль за законностью расходов, правильностью ведения приходно-расходных книг, за снятием кружек с пожертвованиями, наблюдение за состоянием церковного имущества, ежегодная инвентаризация этого имущества.

http://sedmitza.ru/lib/text/432440/

Для целей улучшения религиозно-нравственного состояния прихожан в приходе существует ряд организаций, частью обязательных (официальных), частью необязательных. Задачи тех и других – поднять нравственный уровень народа (миссия внутренняя в западном смысле этого слова). Сюда относятся, кроме таких организаций, как организации трезвости, кружки для устройства религиозных бесед и чтений, приходские попечительства, приходские советы и всякого рода кружки для нравственного оздоровления. 1. Положение о приходских попечительствах при православных церквах 188 (Высочайше утверждено 2 августа 1864 г.; П. С. 3., 41144) 1) Для попечения о благоустройстве и благосостоянии приходской церкви и причта в хозяйственном отношении, а также об устройстве первоначального обучения детей и для благотворительных действий в пределах прихода учреждаются приходские попечительства из лиц, отличающихся благочестием и преданностью вере православной. 2) Попечительства состоят: из местных священнослужителей, которые суть непременные их члены, и из членов от прихожан, избираемых общим их собранием (ст. 9) на определенное число лет. Число светских членов каждого попечительства и срок их службы определяются, по местным обстоятельствам каждого прихода, тем же собранием прихожан, с доведением до сведения епархиального архиерея. Церковный староста есть непременный член попечительства. 3) Председатель попечительства избирается общим собранием прихожан, по большинству голосов, из лиц, пользующихся общим доверием, не исключая и местного приходского священника, который (по ст. 2) есть, во всяком случае, непременный член попечительства. Председателю попечительства присваивается звание попечителя прихода. В случае отсутствия попечителя, вместо него в попечительстве председательствует священник – настоятель приходской церкви. 4) Попечительства могут приглашать в заседания свои, кроме их членов, и других лиц, по своему усмотрению. Предлагаемые на обсуждение приходских попечительств предметы разрешаются по большинству голосов. Время заседаний попечительств, порядок их занятий, разделение обязанностей между членами и т.п. определяются самими попечительствами, с доведением в потребных случаях до сведения епархиальных архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Синода, подобных ходатайств и других духовных братств; и это положение Комитета Государь Император, в 5-й день ноября, Высочайше утвердить соизволил. 42. 7-го сентября 1864 г. О приходских попечительствах при православных церквах. Св. Синодом определено: копии с Высочайше утвержденных 2 августа сего года: а) положения о приходских попечительствах при православных церквах и б) мнение Государственного Совета, по тому же предмету, разослать по духовному ведомству, при указах, для сведения и руководства в потребных случаях. а) Положение о приходских попечительствах при православных церквах. Для попечения о благоустройстве и благосостоянии приходской церкви и причта в хозяйственном отношении, а также об устройстве первоначального обучения детей и для благотворительных действий в пределах прихода, учреждаются приходские попечительства из лиц, отличающихся благочестием и преданностью вере православной. Попечительства состоять: из местных священнослужителей, которые суть непременные их члены, и из членов от прихожан, избираемых общим их собранием (ст. 9) на определенное число лет. Число светских членов каждого попечительства и срок их службы определяются по местным обстоятельствам каждого прихода тем же собранием прихожан, с доведением до сведение епархиального Архиерея. Церковный староста есть непременный член попечительства. В попечительствах, устроенных в сельских приходах, присутствуют, в качестве непременных членов, волостные старшины или головы; если к одному приходу принадлежат крестьяне нескольких волостей, то в попечительстве его участвуют все старшины или головы тех волостей; если же жители одной волости принадлежать к нескольким приходам, то старшина или голова той волости состоит членом попечительств всех сих приходов. Председатель попечительства избирается общим собранием прихожан, по большинству голосов, из лиц, пользующихся общим доверием, не исключая и местного приходского священника, который, по ст. 2, есть во всяком случае непременный член попечительства. Председателю попечительства присваивается звание попечителя прихода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010