Чужая жена завлекает в свои сети сладкими речами (Прит. 2:16, 5:3, 6:24, 7:21), хотя блудницам обычно свойственны другие приемы с. 34]. Из вышеприведенных цитат делается ясным, что под глупостью, распутной женщиной понимается нечестие, и его источник – диавол. Особенно ясно это видно из того, что сразу за третьим воззванием Премудрости следует описание образа действия глупости: «Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: “кто глуп, обратись сюда!” и скудоумному сказала она: “воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен”. И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею. [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.]» (Прит. 9:13-18). Диавол во всем пытается подражать Богу, но, не имея ничего своего, вынужден довольствоваться краденым и утаенным. Поучения книги. Из того, что сказано, о том, как стяжатьПремудрость и к чему она человека ведет, следуют и все остальные наставления во всех человеческих отношениях. Там рассматриваются отношения между мужчинами и женщинами, и как должно судить в суде, как нужно кому-то за кого-то поручаться, давать взаймы и так далее. Просматривается самое главное — то, что ведет человека к Богу, помогает человеку исполнить установление Божие или, наоборот, отвращает. Праведная жизнь в умеренности, в воздержании, с молитвой ведет к этому; всякое распутство, кражи, ложь и так далее, отвращает от этой жизни. И именно в этом ключе как раз и оцениваются те или иные пути человеческой жизни. Если на первый взгляд книга Притчей – это собрание не связанных между собой поучений, то при более внимательном подходе можно заметить, что некоторые фразы повторяются, при этом изменяясь в одной из своих частей. И если подобрать похожие выражения, то можно получить замечательную «объемную» картину и убедиться, что все не так просто в этой замечательной книге. Для примера приведу две небольшие подборки.

http://sedmitza.ru/lib/text/431351/

11–22), а затем со стороны содействия и помощи ее мужу в общественной деятельности его (ст. 23 и дал.). Первое достоинство добродетельной жены – полное доверие ей ее мужа (ст. 11); при этом здесь, как и в последующей речи, на первом плане стоит хозяйственная деятельность жены. По любви к мужу (ст. 12), жена-хозяйка дома берет на себя все разнообразные хозяйственные обязанности и исполняет их совершеннейшим образом. Прежде всего, по обычаю древности, собственноручно приготовляет материалы – шерсть и лен – для одежды членам семьи (ст. 13), как затем – изготовляет ткани и для продажи за границу (ст. 24). Равным образом, предметом особой заботливости жены является добывание и раздача членам семьи пищи, пищу служанкам заботливая хозяйка раздает еще в глубокое утро (ст. 14–15), давая им собственный пример деятельности и трудолюбия. Хозяйственная деятельность доблестной жены, не ограничиваясь пределами дома, простирается и далее – на приобретение новых участков земли для насаждения хлеба и виноградника (ст. 16). В своем труде она чувствует себя крепкой, и имеет во всем успех (ст. 17–18). Работа, напр., прядение, у жены-хозяйки нередко идет и ночью (ст. 19). Всем своим достатком доблестная жена удовлетворяет не только домашних, но делится и с бедными, протягивая руку помощи всякому нуждающемуся в ней; так что и в отношении благотворительности, как и в других отношениях жена добродетельная является образцовой. Домашним такой хозяйки не страшна зима и стужа, так как все члены семьи у нее одеты не только достаточно тепло, но и красиво (ст. 21–22). Притч.31:23 .  Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Притч.31:24 .  Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Притч.31:25 .  Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Притч.31:26 .  Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Притч.31:27 .  Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Муж доблестной жены, не отвлекаемый заботами о домашних и хозяйственных делах, особенно же благодаря создаваемой трудом жены доброй славе всего дома, приобретает почетную известность в народе, всецело посвящает себя общественной деятельности – на востоке сосредоточенной у городских ворот – и занимает место в ряду старейшин (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

29 . Итак, все вообще, кто хотят найти для себя извинение в своих постыдных и нечестивых [поступках], потому вполне справедливо наказываются, что освобождаемые освобождаются не иначе как благодатью. Ведь если бы извинение здесь было справедливо, то избавляла бы от [всего] этого уже не благодать, а праведность. Но поскольку избавляет только лишь благодать, то ничего праведного не находит она в том, кого избавляет: ни воли, ни действия, ни даже самого извинения, – ведь если бы справедливо было это извинение, то пользующийся им избавлялся бы по заслуге, а не по благодати. Ведь мы знаем, что по благодати Христовой избавляются также и некоторые из говорящих: За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его? 102 Если это извинение справедливо, то [подобные люди] избавляются уже не по безвозмездной благодати, но ради справедливости этого извинения. Если же они избавляются по благодати, то ясно, что это извинение несправедливо. Ведь тогда благодать, по которой избавляется человек, – истинная благодать, когда она не воздается по справедливости, как нечто должное. Потому с теми, кто говорят: За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его? – происходит как раз то, о чем читаем мы в книге [Притчей] Соломоновых: Неразумие человека извращает пути его, а он обвиняет Бога в сердце своем 103 . К чему приводит злая воля, к чему – Божия благодать 30 . И потому, хотя Бог , желая показать гнев и явить могущество Свое, благодаря которому Он хорошо пользуется даже злыми, сотворил сосуды гнева для погибели, [сотворил также и для того], чтобы явить богатство славы Своей над сосудами милосердия 104 , которые Он создал для славы (не причитающейся подлежащей осуждению смеси [как нечто должное], но даруемой по щедрости Его благодати), – однако в тех же сосудах гнева, из-за вины [всей] смеси заслуженно сотворенных для поругания, то есть в людях, созданных ради благ природы, но предназначенных к наказанию по причине пороков, Он лишь осуждает, а не создает то беззаконие, которое по всей справедливости отвергает Истина 105 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

2, сн. Притч 14.31, 17.5 ; Иов 31.15 ), и Им поставлены на одном жизненном пути. Воздается хвала жизненному благоразумию (ст. 3 и 5) с осуждением неразумия, но особенно превозносится смирение и страх Божий – с указанием благодетельных плодов того и другого в самой внешней жизни человека (ст. 4). Затем, в ст. 6–12 раздельно называются добродетели, которыми охраняется и созидается доброе имя. Здесь, прежде всего, оттеняется громадная важность воспитания и обучения юноши именно с самого раннего возраста (ст. 6). В Мишнич. трактате Авот (IV, 20), в соответствии с этим говорится: «Кто учит ребенка, чему подобен? – пишущему чернилами на новой бумаге; а кто учит старого, чему подобен? – пишущему чернилами на чищенной (от прежнего письма) бумаге». Затем, упомянув о различии в житейском быту богатых и бедных (ст. 7), Премудрый указывает, что богатством и вообще благосостоянием можно пользоваться как к добру так и к злу. В последнем отношении называются: страсть к раздорам и деланию всякого рода зла (ст. 8, «сеять неправду, зло», как и «сеять правду» – обычный библейский образ: Иов 4.8 ; Притч 11.18 ; Ос 10.12 ), кощунство (ст. 10) и вероломство (ст. 12). На другой стороне ставятся – благотворительность (ст. 9), чистосердечие (ст. 11) и разумность (ст. 12). Наконец, отрицательную сторону речи о добром имени составляет предупреждение от пороков лености (ст. 13 – здесь дан образец бессмысленной отговорки ленивого, сн. Притч 26.13 ), распутства (ст. 14, сн. Притч 2.16, 5.3, 6.24 , глупости (ст. 15) и жадности, соединенной с притеснением бедных (ст. 16). Притч.22:17 .  Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию; Притч.22:18 .  потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах твоих. Притч.22:19 .  Чтобы упование твое было на Господа, я учу тебя и сегодня, и ты помни. Притч.22:20 .  Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении, Притч.22:21 .  чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог передавать слова истины посылающим тебя? Притч.22:22 .  Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчастного у ворот, Притч.22:23 .  потому что Господь вступится в дело их и исхитит душу у грабителей их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

301. История о Хёгне входит в сборник Карла Христиана Рафна (Rafn С. С. Oldnordiske KaempeHistorier. IIII. Kobenhavn, 1821–1826). Согласно этой легенде, Хёгне был сыном королевы Гримхильды и тролля, который овладел ею, пока она спала. Когда мальчику было четыре года, товарищи по играм начали дразнить его, говоря, что он больше похож на тролля, чем на человека. Хёгне побежал к реке и там впервые увидел свое отражение воде; он убедился в том, что лицо его и вщ> ямь было мертвенно–бледным, пепельносерым, как у тролля. Когда Хёгне спросил у матери, отчего его лицо и тело так странно выглядят, та открыла ему тайну его рождения. В Дневниках Кьеркегора упоминание о Хёгне идет своего рода примечанием на полях вышеприведенного пассажа о РобертеДьяволе. 302. См. предварительный набросок Кьеркегора: «Плод печали в сосудах страдания, серебряный плод в золотых сосудах — приданое, неподвластное времени — она, так сказать, вполне пригодна для замужества…» (Pap III В 129. [Без даты] 1841–1842 гг.). Сравнение вовремя произнесенного слова с золотым яблоком в серебряной чаше взято из Притчей Соломоновых, 25.11. 303. См.: Мф 6,19–20: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут…» 304. Букв.: овладение доброжелательностью (лат.) — попытка адвоката или подсудимого склонить слушателя или судью на свою сторону. 305. См. предварительный набросок: «Предназначение женщины — становиться невестой, — а это означает, что ей чегото недостает; и подобное выражение скрывает в себе тайну; она оказывается еще и матерью; это трепещет в ее груди. Невеста Божия, что находит себе аналогию в эстетическом молчании…» (Pap III В 126. [Без даты] 1841–1842 гг.). 306. Девственная мать (лат.), по аналогии с Девой Марией, Матерью Божией. 307. См. Лк 1,34: «Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?» 308. (850) 309. См.: 1 Кор 12,26: «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены».

http://predanie.ru/book/219811-ili-ili/

3. Красен добротою паче сынов человеческих, излияся благодать во устнах Твоих, сего ради благослови Тя Бог во век. Под влиянием вдохновения, созерцая лицо Царя, псалмопевец говорить о Его достоинствах: Красен добротою паче сынов человеческих, – Ты, как Сын Божий, по своей доброте, прекраснее сынов человеческих: то не превосходные черты лица, не пышное царское убранство, что составляет предмет наблюдения телесных очей, нет, то – душевные свойства Его, кои составляют предмет духовного созерцания псалмопевца – пророка: они так прекрасны, как ни у кого из сынов человеческих, у которых все душевные свойства, при всем их совершенстве, все же повреждены грехом (ср. ст. 5. 7. 8). – Излилась благодать из уст твоих, – внутренние свойства и качества обнаружились посредством уст, выразились в речах, как бы излились в потоках живой воды, обильно, отрадно, животворно для других. – Сего ради, т. е. не за внешнюю красоту, а именио за сии превосходно прекрасные душевные свойства и качества, и благословил Тебя Бог на веки, или даровал Тебе вечное царство (ст. 5 и 7–8). Соломон был прекрасен по внешнему виду и обладал высокими духовными дарованиями, в особенности превосходною премудростью, которая обнаруживалась в его государственной деятельности и целым потоком излилась в его притчах. «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум в обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломонова выше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости Египтяне... И имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, песней его было тысяча и пять» ( 3Цар.4:29–32 ). Однако и во всем этом Соломон не имел полного совершенства; таким совершенством обладает по праву и по природе только Единородный и Возлюбленный Сын Божий, Иисус Христос; «и от полноты Его, по слову Евангелиста, все мы приняли и благодать на благодать» ( Ин.1:14, 16 ). 4–5. Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

3) Обычно идею о невозможности проведения Восьмого Вселенского Собора связывают с двумя «главными» причинами: а) С указанием Книги Притчей Соломоновых о семи столпах Церкви: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: “кто неразумен, обратись сюда!”. И скудоумному она сказала: “идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума”» ( Притч.9:1-6 ). Учитывая, что в истории Церкви было семь Вселенских Соборов, это пророчество можно, конечно же с оговорками, соотнести и с Соборами. Между тем в строгом осмыслении семь столбов означают не семь Вселенских Соборов, а семь Таинств Церкви. В противном случае нам пришлось бы признать, что до времени окончания Седьмого Вселенского Собора Церковь не имела под собой устойчивого основания, что она была хромающей Церковью: сперва её недоставало семи, затем шести, потом пяти, четырех, трех, двух опор. Наконец, только в восьмом веке она была прочно утверждена. И это при том, что именно ранняя Церковь прославилась сонмом святых исповедников, мучеников, учителей… б) С фактом отпадения от Вселенского Православия Римо-Католицизма. Коль скоро Вселенская Церковь раскололась на Западную и Восточную, утверждают сторонники этой идеи, то и созыв Собора, представляющего Единую и Истинную Церковь, увы, невозможен. В действительности же, по Божьему определению, Вселенская Церковь никогда не подлежала разделению надвое. Ведь по свидетельству Самого Господа Иисуса Христа, если царство или дом разделятся сами в себе, «не может устоять царство то» ( Мк.3:24 ), «дом тот» ( Мк.3:25 ). Церковь же Божия стояла, стоит и стоять будет, «и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). Следовательно, она никогда не делилась, и не разделится. В отношении Своего единства Церковь нередко называется Телом Христовым (см.: Церковь ). У Христа же не два Тела, а одно: «Один хлеб, и мы многие одно тело» ( 1Кор.10:17 ). В этом отношении мы не можем признать Западную церковь ни как единую с нами, ни как отдельную, но равноценную Церковь-Сестру.

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory

5. Жизнь, жизненная сила. В большинстве употреблений   обозначает факт или состояние существования живого существа как противоположность угрозе жизни, болезни или смерти и в этом смысле соответствует рус. «жизнь» или «здоровье». В таком значении   употребляется в контекстах, где речь идет о сохранении, спасении жизни, а также об угрозе, опасности или о гибели. Часто спасение   прямо противопоставляется смерти. Так, напр., дочь Саула и жена Давида Мелхола, предупреждая мужа о готовящемся покушении на его жизнь, говорит ему: «...если ты не спасешь души твоей в эту ночь, то завтра будешь убит» (1 Цар 19. 11). Теми же словами прор. Нафан сообщает Саломии об угрожающей ей и ее сыну опасности: «Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою (  ) и жизнь сына твоего (    ) Соломона» (3 Цар 1. 12). В словах Иова следствием избавления   от смерти является жизнь (  ): «Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет» (Иов 33. 28; ср.: 33. 30). Согласно Книге Притчей Соломоновых, соблюдение заповедей равнозначно сохранению   тогда как нарушение их ведет к смерти: «Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет (   - умрет)» (Притч 19. 16); «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Притч 21. 23); «Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них» (Притч 22. 5; ср.: 1. 19). В том же значении слово   используется в выражении «искать (  ) душу», описывающем желание лишить кого-либо жизни: «И сказал Господь Моисею в [земле] Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей» (Исх 4. 19); «Давид убежал из Навафа в Раме и пришел и сказал Ионафану: что сделал я, в чем неправда моя, чем согрешил я пред отцом твоим, что он ищет души моей?» (1 Цар 20. 1; ср.: 22. 23; 23. 15; 25. 29; 2 Цар 4. 8; 16. 11; 3 Цар 19. 10; Иер 4. 30; ср.: 11. 21; 19. 7, 9; 21. 7; 22. 25; 34. 20, 21; 38. 16; 44. 30; 46. 26; 49. 37; Пс 34(35). 4; 37(38). 13; 39(40). 15; 53(54). 5; 62(63). 10; 69(70). 3; 85(86). 14). Эта же идея выражается синонимичными оборотами «подстерегать душу» (        ), «нападать на душу» (    ) и др. Такие выражения характерны для Псалтири, пророческих книг и лит-ры Премудрости, напр.: «...ибо вот, они подстерегают душу мою» (Пс 58 (59). 3); «Толпою устремляются они на душу (    ) праведника и осуждают кровь неповинную» (Пс 93(94). 21; ср.: 34(35). 7; 55(56). 7; 70(71). 10, 13; 123(124). 7; 142(143). 3, 12; Иов 19. 2; Иер 18. 20; Иез 13. 18, 20; Притч 1. 18; 18. 7; 22. 25). Встречаются они также и в исторических текстах. Так, Давид говорит Саулу: «Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил... а ты ищешь души моей (    ), чтоб отнять ее» (1 Цар 24. 12; ср.: 3 Цар 3. 11; 2 Пар 1. 11).

http://pravenc.ru/text/180712.html

III. Похвала премудрости. В 3. 9 - 4. 4 говорится, что несчастья постигли Израиль, потому что народ оставил «источник премудрости» и не ходит «путем Божиим» (3. 13; ср.: Притч 2. 4; Иов 28. 12-28; Сир 24). Автор призывает: «Познай, где находится мудрость, где сила, где знание, чтобы вместе с тем узнать, где находится долгоденствие и жизнь, где находится свет очей и мир» (3. 14-15). В Вар 3. 16-23 описываются группы людей, к-рые имеют власть и, по распространенному мнению, могут обладать мудростью, на самом деле ни они, ни их потомки не достигли мудрости («князья народов», богатые, жители Ханаана и Фемана). Не достигли мудрости и «исполины... искусные в войне», они погибли из-за «неразумия своего» (3. 26, 28). Единственный, Кто владеет премудростью,- Бог, Творец всего: «Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (3. 37-38). Премудрость - это закон (Тора), к-рый дает жизнь (ср.: Втор 30. 15-19) и счастье: «Счастливы мы, Израиль, потому что мы знаем, что благоугодно Богу» (4. 4; ср.: Втор 33. 29). В отличие от Сир 24, где рассматривается та же тема, В. применяет более общий подход к определению местопребывания премудрости (такой подход также в Книге Иова и в Книге Притчей Соломоновых). Автор отождествляет премудрость с законом (ср.: Втор 30. 11-13) и подчеркивает, что она обитает среди людей Израиля, тогда как Иисус, сын Сирахов, подчеркивает связь премудрости прежде всего с Иерусалимом и землей Израиля. IV. В заключительной части книги (4. 5-5. 9) - «псалме утешения» - плач о страданиях в изгнании из-за прошлых грехов сменяется выражением надежды на чаемое возвращение в землю отцов. Люди Израиля рассеяны, Иерусалим опустошен, и его враги торжествуют. Но все изменится: изгнанные вернутся в Иерусалим, к-рый обретет прежнее великолепие и станет городом, имя к-рому «мир правды и слава благочестия» (5. 4). Врагов Сиона ожидает поражение, а «Бог будет с радостью предводить Израиля светом славы Своей, с милостью и правдою Своею» (5. 9). Эта часть книги содержит мысли, характерные для т. н. Второисаии (Ис 40-55; см. ст. Исаия , книга) и Второзакония . Книга Плач Иеремии, возможно, повлияла на завершающую часть Вар. Если в 4. 9-29 Сион оплакивает беды, постигшие его жителей, то в 4. 30 - 5. 9 молитвенное восклицание выражает надежду на спасение и возвращение. Вар 5. 1-9 имеет сходство с Пс 11. Единство книги

http://pravenc.ru/text/154383.html

II. По поводу этого печального события в жизни святителя Петра, побеседуем ныне, братия, о клевете, запрещенной девятой Заповедью закона Божия. а)  Клевета есть величайший грех против девятой Заповеди закона Божия. Этот грех смертный и в то же время самый обыденный, но проявляющийся в весьма различных видах. Вот почему во всем св. Писании – в законе Моисея, в Псалтири, в книге притчей Соломоновых, в книге пророков и почти в каждом послании Нового Завета – так ревностно преследуется возрастающая и гибельная наклонность в клевете и вероломству. Клевета, уязвляющая и оскорбляющая наших ближних, приравнивает клевещущего человека, по словам свящ. Писания, к змию и диаволу. Язык лжеца подобен жалу ядовитой змии. Псалмопевец говорит: «они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань, изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их». (Пс. 139, 3 и 4). «Вино их, – говорится во Второзаконии, – яд драконов и гибельная отрава аспидов» (Втор. 32, 33). Спаситель сказал клевещущим фарисеям: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять прихоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». (Ин. 8, 44). Клеветники часто гордятся собой, ибо гордость одно из отличий злого духа, чье самое имя диавол – значит клеветник. Многие, к сожалению, не только потакают этим грешникам, но и развивают в них самодовольство. Семена клеветы, обильно разбрасываемые ежедневно, бесконечно плодородны. Им, как семенам крапивы, не нужно вспаханной почвы. б)  Большею частью клевета гибельна уже в самом зачатке своем, так как она создается для поражения и разрушения. «Нечестивые затянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем». (Пс. 10, 2). А между собой со всей откровенностью, как сказано в книге Премудрости Соломона, оправдывают свои дела. «Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания» (Прем. 11, 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010