Глава 25 1. Надписание новой группы притчей. 2–5. О царях их необходимых качествах и обязанностях. 6–7. Предостережение от высокомерия в обращении с царями и знатными. 8–10. Против сварливости и болтливости. 11–15. О мудрости в слове, верности долготерпении. 16–20. Против неумеренности, навязчивости, лжесвидетельства, легковерия и легкомыслия. 21–22. О благотворительности врагам. 23–28. Против страсти к раздорам, недостатка самообладания, и проч. Притч.25:1 .  И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского. Группа притчей, обнимаемая главами XXV-XXIX, обозначается (ст. 1), как собрание, произведенное трудами некоторых " мужей царя Езекии» (ст. 1); под последними, очевидно, разумеются мудрецы – законоведы времен этого царя Иудейского: в этих мужах Езекии раввины видели членов так наз. «великой синагоги». Притч.25:2 .  Слава Божия – облекать тайною дело, а слава царей – исследывать дело. Притч.25:3 .  Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей – неисследимо. Притч.25:4 .  Отдели примесь от серебра, и выйдет у серебряника сосуд: Притч.25:5 .  удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою. О царской власти Премудрый и здесь, как во многих других местах, говорил с идеальной точки зрения и вместе с тем дает практические советы для укрепления власти царя. Притч.25:6 .  Не величайся пред лицем царя, и на месте великих не становись; Притч.25:7 .  потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои. В связи с этим здесь говорится о благоприличии пред царями и вельможами, причем требуемая скромность на званых пиршествах здесь (ст. 17) мотивируется тем же соображением, какое приводится и в Евангелии ( Лк 14.8–10 ) по аналогичному же поводу. Притч.25:8 .  Не вступай поспешно в тяжбу: иначе что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя? Притч.25:9 .  Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай, Притч.25:10 .  дабы не укорил тебя услышавший это, и тогда бесчестие твое не отойдет от тебя.–

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Песнь песней « И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитянина, и Емана, и Халкола, и Дарды, сыновей Махола, и имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять; и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его» (3 Цар. 4: 30–34). Древность традиционно усваивала Соломону авторство трех учительных книг – Притчей, Екклесиаста и Песни песней. Хотя Соломон изображается иногда на иконах, а чаще в росписях храмов с нимбом, к лику святых он не причислен и в святцах мы его не найдем. Однако достоинство его книг от этого ничуть не страдает. Святитель Григорий Нисский говорит, что под автором указанных выше книг следует подразумевать не только Соломона, сына Давидова: «Не думаешь ли ты, что сим именем ([мирный] – Г. Е.) называют Соломона, рожденного Вирсавией, принесшего в жертву на горе тысячу волов, воспользовавшегося на грех сидонской советницею? Другой означается им Соломон, Который и Сам от семени Давидова происходит по плоти, Которому имя мир, истинный Царь Израилев, создатель Божия Храма, объявший в Себе ведение всего, премудрость Которого беспредельна, лучше же сказать: бытие Которого есть премудрость, истина, и всякое боголепие, и высокое именование понятий. Он-то, сего Соломона употребив в орудие, через него беседует с нами: сперва в Притчах, потом в Екклесиасте, а после сего в предлагаемом любомудрии Песни песней, постепенно и в порядке указуя словом восхождение к совершенству» c. 17–18]. Святитель Григорий автором книг считает Самого Христа, говоря о том, что Он есть и Учитель, и Проповедник, и Сын Давида, и Царь Израилев, но только уже в совершенном смысле. Здесь уже святитель указывает на осмысленность порядка расположения трех книг, о чем мы поговорим несколько позже. 22.1. Книга притчей Соломоновых

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

При этом важно, что страх Господень распространяется не только на взаимоотношения Бога и человека, но на все, что человек делает, к чему стремится и от чего старается уйти. Начиная путь поста, будем учиться премудрости вместе с Церковью. Премудрости, которая сделает нашу жизнь полнее и глубже. Епископ Феоктист (Игумнов): Третья книга Царств доносит до нас прекрасный рассказ о вступлении Соломона в должность, то есть о том, как он стал царем Израиля, какие при этом внутренние переживания сопровождали Соломона. Он имел лишь одно желание: мудро править своими подданными, вместе с этим он прекрасно осознавал свою человеческую слабость, отсутствие опыта, осознавал и то, что без помощи Бога ему не справиться. Об этом были молитвы Соломона. Мудрости для управления он жаждал всем сердцем. Вот фрагмент его молитвы: «Господи Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа… даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло». Бог дал Соломону то, что он просил: «Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе» ( 3Цар. 3:12 ). Соломон не просил мудрости ради мудрости и мудрости ради самого себя. Она была ему нужна для того, чтобы он мог ей щедро делиться. Именно это он и делает в Книге Притчей. Оспорить наличие мудрости от Бога у Соломона невозможно. Но можно посетовать, что мы очень редко прибегаем к его словам в повседневной жизни. Слова же его универсальны, они дают общий для всех времен и поколений рецепт благополучной жизни. Сегодняшний отрывок Притчей среди прочего ставит перед всеми важный вопрос: мы имеем разум или же мы те, кого Соломон называет глупцами? Для ответа на этот вопрос не надо проходить тест на IQ. Для прохождения теста Соломона достаточно ответить на простой вопрос о собственном отношении к чужой мудрости и чужим наставлениям. Мы их принимаем? Открыты ли мы им — или замкнуты в самих себе и не умеем видеть пользы в чужих советах? По мнению Соломона, именно отношение к чужому мнению и отделяет людей разумных от глупцов. Будем же, друзья, мудры Соломоновой мудростью!

http://azbyka.ru/fiction/kniga-pritchej-...

Прииди, имя превожделенное и постоянно провозглашаемое, о котором никто не может сказать, что оно, и никто не может узнать, каков Ты и какого рода, так как это нам совершенно невозможно. Прииди, " венок неувядающий. Прииди, Ты, Которого возлюбила и любит несчастная моя душа. Прииди, Единый, ко мне единому. Прииди, отделивший меня от всех и соделавший на земле одиноким. Прииди, Сам соделавшийся желанием во мне и возжелавший, чтобы я желал Тебя, совершенно неприступного. Прииди, дыхание и жизнь моя. Прииди, утешение смиренной души моей " (св. Симеон Новый Богослов). В свое время иудейские авторитеты сомневались насчет включения Песни Песней в канон ВЗ-ных книг, но всё-таки книга была признана канонической из-за глубины содержащейся в ней идеи. Здесь показано восхождение к Богу путем узнавания за границами земной, данной свыше, брачной любви, существования любви иной, Божественной, путем преображения чувственного эроса в духовную любовь. И потому, в частности, эту книгу некоторые Отцы Церкви рекомендовали читать именно совершенным монахам. В конце книги мы находим своеобразное пророчество, косвенно подтверждающее вышесказанное: " Есть у нас сестра,- говорит невеста,- которая еще мала, и сосцов нет у нее; что будем делать/с ней/, когда будут свататься за нее? "/8,8/- так сказано о будущем " браке " , Завете Бога с язычниками, которые пока не доросли/" нет сосцов "/; и мы по ассоциации не можем не вспомнить слова Спасителя: " Есть у меня и другие овцы, которые не сего двора; и тех надлежит Мне привести ... и будет одно стадо и один Пастырь. "/Ин. 10,16/. 6.3. Притчи Соломоновы Книга Притчей Соломоновых состоит из множества кратких афоризмов, выполненных в виде наставлений и советов мудрого родителя юноше, вступающему во взрослую жизнь. " Уклонись от зла и сотвори благо " - вот главная тема этих притчей, и эту же заповедь автор высказывает по-другому: " не совершай глупостей, но ходи путем мудрых " . Автор Притчей не вдается глубоко в проблемы первородной испорченности человека, и для него быть мудрым и быть праведным - одно и то же.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

Притч.16:10 .  В устах царя – слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде. Притч.16:11 .  Верные весы и весовые чаши – от Господа; от Него же все гири в суме. Притч.16:12 .  Мерзость для царей – дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол. Притч.16:13 .  Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит. Притч.16:14 .  Царский гнев – вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его. Притч.16:15 .  В светлом взоре царя – жизнь, и благоволение его – как облако с поздним дождем. Идет ряд притчей политико-общественного содержания: преимущественно относительно царской власти. Царь здесь, как и в других местах книги Притчей ( Притч 20.28, 21.1, 25.5 ) представляется идеальной нравственной силой, воплощением и охранителем нравственного миропорядка, орудием Божественного мироуправления. Царю прямо усвояется вышеестественная, как бы пророческая способность и сила, евр.: gesem, греч.: μαντειον, Vulg.: divinatio, слав.: пророчество (ст. 10): как ставленник и представитель Бога на земле, царь теократический, в делах управления и суда изрекает бесспорные и выше сомнений стоящие решения (ср. 3Цар 3.27 7 ). В связи с этим замечается, что и все общественные отношения (напр., купля и продажа, должны быть проникнуты духом честности и справедливости (ст. 11, сн. Притч 11.1 ). В ст. 12–13 – в первом с отрицательной стороны, а во втором с положительной – высказывается мысль о том, что царь есть непогрешимое мерило нравственной правоты, почему для него отвратительно всякое беззаконие, и он благоволит лишь к делающим правду и говорящим истину. Соответственно с тем, в ст. 14–15 характеризуется противоположное, то грозно карающее, то благоволительно-милующее отношение царя к явлениям зла и добра. Выражение «царский гнев – вестник смерти» (ст. 14) ближе всего объясняется из обычаев деспотических властителей Востока (ср. Есф 7.7 ). Притч.16:16 .  Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра. Притч.16:17 .  Путь праведных – уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч.6:12 .  Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, Притч.6:13 .  мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; Притч.6:14 .  коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Притч.6:15 .  Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит – без исцеления. Притч.6:16 .  Вот шесть, чтó ненавидит Господь, даже семь, чтó мерзость душе Его: Притч.6:17 .  глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, Притч.6:18 .  сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, Притч.6:19 .  лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями. В стихах 12–15 Премудрый предостерегает ученика своего от всех видов и проявлений лукавства и коварства, а в ст. 16–19 эти пороки и некоторые другие представляются особенно богопротивными. Уже и ранее ( Притч 4.24–25 ) предостерегал от лукавства и призывал к прямому и открытому образу действий. Здесь он делает то же, но при этом подробно обрисовывает хитрую мимику – глаз, ног, пальцев – коварного и лукавого человека (ст. 13), всегда замышляющего в сердце зло на ближнего и на общество (ст. 14, сн. Притч 2.12, 14, 3.29 ): но конечная, неисцельная гибель злодея неизбежна (ст. 15. Притч 1.27, 3.25, 24.22 ). Затем, для возбуждения в ученике большего отвращения к порокам злобы, лукавства, коварства, Премудрый называет, ст. 17–19, семь (собственно 6) пороков, составляющих проявления общей порочности и испорченности сердца человеческого. У LXX (и в слав. ) мысль о шести пороках в ст. 15 отсутствует. И в других местах кн. Притчей обличаются: гордые глаза ( Притч 30.13 ), руки, проливающие кровь ( Притч 1.11 ) и под., но здесь обличения эти сгруппированы полнее и выражены в особенной свойственной языку притчей форме числового параллелизма. Притч.6:20 .  Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; Притч.6:21 .  навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Притч.6:22 .  Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слово «София,» «Премудрость,» встречаем в священных книгах Ветхого и Нового Заветов. В Новозаветном Св. Писании оно употребляется в трех значениях: в обычном широком смысле мудрости, разумности: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте, и в любви...» ( Лук. 2:52 ); в значении премудрого домостроительства Божия, выражающегося в творении мира, в промышлении о мире и в спасении мира от греха: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!... кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» ( Рим. 11:33–34 ); в отношении к Сыну Божию, как Ипостасной Премудрости Божией: «мы проповедуем Христа распятого...Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор. 1:23–24 ). В Ветхозаветном Св. Писании находим во многих местах речь о премудрости. И здесь те же три значения этого термина. В особенности говорится о премудрости в книге Притчей и в двух неканонических книгах: Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова. В большинстве случаев здесь представлена человеческая мудрость, как дар от Бога, которым нужно исключительно дорожить. Сами названия «Премудрости» Соломона, «Премудрости» Иисуса, сына Сирахова показывают, в каком смысле – именно, в смысле мудрости человеческой – нужно понимать здесь это слово. В других Ветхозаветных книгах приводятся отдельные эпизоды, специально рисующие человеческую мудрость, напр. известный суд Соломона. Вышеназванные книги вводят нас в направление мысли боговдохновенных учителей иудейского народа. Эти учители внушают народу руководиться рассудком, не поддаваться слепым влечениям и страстям и крепко держаться в своих поступках велений благоразумия, рассудительности, морального закона, твердых устоев долга в жизни личной, семейной и общественной. Этой теме посвящена значительная часть мыслей в книге Притчей. Наименование этой книги: «Книга Притчей» предупреждает читателя, что он в ней встретит переносный, метафорический и аллегорический способ изложения. Во вступлении к книге, после указания темы «О разуме, премудрости и наказании,» автор высказывает уверенность, что «разумный.... уразумеет притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их» (Пртч. 1:6); т. е. поймет образность, приточность, загадочность словес, не принимая всех образов в буквальном смысле. И действительно, в дальнейших рассуждениях обнаруживается обилие образов и олицетворений к той мудрости, которой способен обладать человек. «Приобрети премудрость, приобрети разум... скажи мудрости: ты сестра моя, и разум назови родным твоим» т.е. сделай его своим «близким» (7:4); «Не оставляй ее и она будет охранять тебя; люби ее, – и она будет оберегать тебя; высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней, возложит на голову прекрасный венец, венцом сладости защитит тебя...» (46:8–9). Она «взывает у ворот при входе в город, при входе в двери» (8:3). Того же рода мысли о человеческой мудрости содержит и книга Премудрости Соломоновой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Христианин идет вперед Идея пути, по которому движется человек во время Великого поста, приближаясь к горнему Иерусалиму, подчеркивается в самих названиях глав гоголевской книги: “Христианин идет вперед”, “Нужно проездиться по России”, “Напутствие”. Глава “Христианин идет вперед” ощутимо соотносится с ветхозаветными книгами Притчей Соломона и Премудрости Соломона. Она начинается так: “Друг мой! считай себя не иначе, как школьником и учеником” (6; 50). Вспомним, что книги Соломона — это поучение, или наказание , от отца к сыну: как жить, к чему стремиться и чего опасаться в этом мире. Вполне применимо подобное определение и к “Выбранным местам…”. Главное, к чему призывает Гоголь, — искание мудрости: “Есть высшая еще способность; имя ей — мудрость, и ее может дать нам один Христос Тот, кто уже имеет и ум и разум, может не иначе получить мудрость, как молясь о ней и день и ночь, прося и день и ночь ее у Бога, возводя душу свою до голубиного незлобия и убирая все внутри себя до возможнейшей чистоты, чтобы принять эту небесную гостью…” (6; 52). Само противопоставление ума и разума мудрости показывает, что речь идет о мудрости в библейском понимании, которой посвящена вся книга Притчей Соломона. Вот несколько отрывков из нее: Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность; послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их. Начало мудрости — страх Господень глупцы только презирают мудрость и наставление (Притч 1:1–7). Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, — потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею (Притч 3:13–15). Более детальное сопоставление “Выбранных мест…” с книгой Притчей Соломоновых — дело будущего, однако несомненно, что выявление их связи чрезвычайно важно для понимания идеи Гоголя. В данной главе писатель не оставил нас без намека на такую связь, написав: “Но если только возмнит он хотя на миг, что ученье его кончено, и он уже не ученик, и оскорбится он чьим бы то ни было уроком или поученьем, мудрость вдруг от него отнимется, и останется он впотьмах, как царь Соломон в свои последние дни” (6; 52). Наконец, в свой рукописный сборник библейских и святоотеческих текстов Гоголь включил отрывок из Премудрости Соломоновой , где, например, говорится: Возлюбите, о мужие, мудрость и поживете, восхощите ея и наказани будете, начало бо ея любы и соблюдение закона (8; 560).

http://pravmir.ru/vyibrannyie-mesta-iz-p...

Мудрец бичует и др. пороки, не подобающие добродетельному человеку: пьянство (19. 1-3), чревоугодие, болтливость (19. 6-10), тайный гнев (20. 1-3; «гораздо лучше обличить»), леность (22. 1-2), блуд и прелюбодеяние (23. 20-36), лицемерие (27. 24-32), злобу и мстительность (28. 1-6; «мстительный получит отмщение от Господа» - 28. 1). Здоровье, безусловно, большее счастье, чем богатство, т. к. последнее недолговечно и доставляет человеку гораздо больше хлопот и тревог, чем удовольствия (30. 14-31. 12). Заслуживает похвалы тот, кто получил богатство, но выдержал искушение золотом и остался непорочным (31. 10). Нужно почитать врачей, потому что их знание - от Бога, хотя главное в исцелении - молитва Богу (38. 1-15). Только тот, кто соблюдает закон и хранит заповеди, может «приносить жертву спасения» (35. 1), а к «жертвам беззаконников», приносимым «от неправедного стяжания» (36. 18), «Господь не благоволит» (ср.: 34. 18-26). Иисус Сирах сурово осуждает жителей Палестины, впавших в язычество: идумеев, филистимлян и самарян (51. 28). Образ ветхозаветных праведников В качестве примеров Иисус Сирах приводит праведников древности (44. 1 - 50. 26), к-рые жили согласно разуму и закону и к-рым Бог открывал Свою волю. Это праотцы человечества, патриархи и благочестивые цари, пророки и наставники Израиля - от Адама до первосвященника Симона, сына Онии. Мудрец верит, что наступят времена, когда все народы познают истинного Бога. Он молится: «Ускори время и вспомни клятву, и да возвестят о великих делах Твоих... Услышь, Господи, молитву рабов Твоих, по благословению Аарона, о народе Твоем,- и познают все живущие на земле, что Ты - Господь, Бог веков» (36. 9, 18-19). Связь с другими книгами ВЗ В И., с. С., к. встречается достаточно много параллельных тем (напр., Премудрость Божия, страх Божий, похвала добродетельной жене) и конкретных наставлений (напр.: Сир 30. 1 и Притч 29. 15) с Книгой Притчей Соломоновых. Это объясняется общим историко-культурным фоном и принадлежностью обеих книг к одному жанру. Тем не менее в Книге Притчей Соломоновых в отличие от И., с. С., к. гораздо больше примеров антитетического параллелизма.

http://pravenc.ru/text/293952.html

Нек-рые исследователи выделяют в книге позднейшие вставки: 44. 15 (о Енохе), 48. 9-11 (об Илии) и 49. 16-18 (об Адаме и о др. праотцах) ( Mack. 1985. P. 199). Содержание и основные темы Творец и Премудрость Божия Богословие И., с. С., к. близко во мн. темах к богословию Книги Притчей Соломоновых. Бог - Творец и Промыслитель всего мира (Сир 17. 1-17; 18. 1-14; 42. 15-43) и человеческой жизни (2. 10), каждому Он «по всеведению Своему» назначил свой путь (33. 7-14, особенно ст. 11). Центральное место в богословии И., с. С., к. занимает учение о Премудрости Божией, во многом сходное с учением Книги Притчей Соломоновых (ср.: Притч 1. 20-33; 8-9). Премудрость Божия вечно пребывает с Господом (Сир 1. 1; ст. 4: произошла «прежде всего») и свидетельствует о себе в деяниях Господних. Сама Премудрость говорит о Господе: «Прежде века от начала Он произвел меня, и я не скончаюсь вовеки» (24. 10). Господь «излил ее на все дела Свои» (1. 9); она «вышла из уст Всевышнего» (24. 3) и может быть познана в природе (14. 21 - 15. 10; 24). Премудрость открывает человеку закономерности мироздания: «Я показываю тебе учение обдуманное и передаю знание точное. По определению Господа дела Его от начала, и от сотворения их Он разделил части их. Навек устроил Он дела Свои, и начала их - в роды их» (16. 25-27). Закон и мудрость человека Мудрость человека проявляется в его вере в Бога и покорности Богу. Начало и конец всякой человеческой мудрости есть страх Божий (Сир 1. 11-28). В истории домостроительства Премудрость явлена как данный народу Божию закон (24. 8-9), соблюдение к-рого отождествляется автором со страхом Божиим. Отсюда постоянный призыв автора исполнять заповеди. Явленная в творении Премудрость и данный в синайском Откровении закон - лишь различные выражения единой Божественной воли (24. 3-11). Премудрость, пребывавшая «по всей земле и во всяком народе и племени» (24. 6-7), «укоренилась» в народе Божием и имеет особую власть в Иерусалиме, «в наследственном уделе Господа» (24. 12-13). Если природа подчинена уставам Премудрости, то человек имеет свободу выбора и сам несет ответственность за свои поступки. «Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность... Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» (15. 14-15, 17). Нравственные наставления

http://pravenc.ru/text/293952.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010