Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Лк. 15:11-32 Странный дар Многие наши современники говорят, что верят в Бога, но вопрос о том, в какого Бога они верят, очень часто повергает их в замешательство. Зачастую их образ Бога эклектичен, сформирован на основании собственных воззрений, предпочтений, жизненного опыта, страхов и ожиданий. Каков же Бог, в Которого верят христиане? О Нем говорится во многих притчах, но среди них есть одна, которую обычно называют притчей о блудном сыне, хотя ее вполне можно было бы назвать и притчей о любящем Отце. Чарльз Диккенс назвал ее прекраснейшим рассказом, написанным за всю историю человечества. Однако перед нами не просто замечательное литературное произведение, а евангельская притча, которая относится к каждому из нас. Рассказывая ее, Христос открывает нам истинный образ Бога — не просто сотворившего наш мир и давшего нам жизнь, но чрезвычайно близкого и неравнодушного к каждому из нас, Бога, Который есть любовь (см.: 1Ин. 4:8 ). Как видно из первых стихов притчи, Бог любит нас настолько, что позволяет делать свой собственный выбор,— и именно это обычно больше всего смущает нас. На протяжении последних столетий человечеству настойчиво и успешно внушали основные положения детерминизма, учения об обусловленности всех наших действий: мы не в ответе за свои поступки, мы — игрушка в руках внешних обстоятельств. Еще Спиноза сравнивал рассуждения человека о его свободе с мыслями падающего камня, говоря, что мы обладаем лишь иллюзией свободы. Карл Маркс доходчиво объяснял, что человек — продукт окружающих его экономических условий, Зигмунд Фрейд стремился показать, что поведение определяется неудовлетворенными половыми желаниями, а генетика уверяет нас, что жизнь в значительной мере предопределена еще до момента рождения полученным от родителей хромосомным набором. Люди охотно используют эти и другие подобные теории для оправдания своих ошибок и падений — чтобы не нести за них ответственность.

http://azbyka.ru/fiction/evangelskie-pri...

Выпуск 2 → Содержание Предисловие Глава первая. Церковь по изображению в притчах 1. Притча о винограднике и виноградарях. (Мф.21:33–44; Марк. 12:1–11; Лк. 20:9–18) 2. Притча о званных на вечерю (Лк.14:16–24; зач. 76) 3. Притча о царском брачном пире (Мф.22:1–14) 4. О добром семени и плевелах (Мф.13:24–30; 36–43) 5. Притча о неплодной смоковнице (Лк.13:6–9) 6. Притча о неводе, закинутом в море для улова рыб (Мф.13:47–50) Глава вторая. Притчи, в которых Господь Иисус Христос изображает условия вступления частных лиц в церковь 1. Притчи о старой одежде и новой заплате и о молодом вине в мехах новых (Мф.9:16–17; Мк.2:21–22 и Лк.5:36–39) 2. Притчи: о постройке столпа или здания и о царях, ведущих войну (Лк.14:28–33) 3. Притча о заблудшей овце (Мф. 18:11–13; Лк.15:1–7) 4. О потерянной драхме (Лк.15:8–10) 5. Притча о блудном сыне (Лк.15:11–32) Глава третья. Царство Божие в душе верующего, или притчи о силе и действии слова Божия на ум и сердце человека 1. Притча о семени и сеятеле (Мф.13:1–9, 18–23; Мк.4:1–9, 14–20; Лк.8:4–8, 11–15) 2. Притча о растущем семени (Мк.4:26–29) 3. Притча о закваске (Мф.13:33; Лк.13:20–21) 4. Притча о сокровище, сокрытом на поле (Мф.13:44) 5. Причта о драгоценной жемчужине (Мф.13:45–46) 6. Притча о горчичном зерне (Мф.13:31–32; Мк.4:30–32 и Лк.13:18–19)     Предисловие В чудесах, совершенных Господом нашим Иисусом Христом на земле, проявилось во всем величии Его Божественное всемогущество. Читая или слушая благовестие о них, мы все ясно понимаем, что Он есть Владыка и Господь вселенной, Податель жизни и Победитель ада, Царь царствующих и Господь господствующих. Вместе с царским Своим служением роду человеческому Господь наш Иисус Христос совершил служение пророческое, учительское. Аз на сие родихся: и на сие приидох в мир, говорил Сам Он, да свидетельствую истину ( Ин.18:37 ). О Себе же Самом Он изрек: Аз есмь путь и истина ( Ин.14:6 ). Свидетельствовать истину значит проповедовать и учить истине. И мы все знаем, что Господь наш Иисус Христос точно учил, проповедовал благовестие о наступающем благодатном царстве Божием, открыл людям нужные для них истины, чтобы все могли достойно и право веровать в Бога и души свои спасти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

По входе: – в храме Господском: тропарь воскресный; «Слава, и ныне»: кондак Триоди; – в храме Богородичном: тропарь воскресный, тропарь храма, «Слава»: кондак Триоди, «И ныне»: кондак храма; – в храме святого: тропарь воскресный, тропарь храма, «Слава»: кондак храма, «И ныне»: кондак Триоди. Прокимен и Аллилуиа воскресные (настоящего гласа). Апостол и Евангелие – Триоди. Причастен воскресный («Хвалите Господа с небес…»). Отпуст дневной воскресный с поминанием святителя Иоанна Златоуста и святого храма. § 1.3. Неделя о блудном сыне 9-я неделя перед Пасхой и следующая за Неделей о мытаре и фарисее именуется Неделей о блудном сыне, так как на литургии в этот день читается евангельское зачало Лк. 79 -е ( 15 :11–32), содержащее притчу о блудном сыне. § 1.3.1. Идейное содержание богослужения Притча о блудном сыне относится к той категории евангельских притч, которые можно назвать широко известными. Действительно, хотя каждая притча, произнесенная Спасителем, имеет неоценимое духовное значение, все же есть притчи, которые не столь известны широкому кругу людей, и есть, напротив, «знаменитые» притчи. В число последних и входит притча о блудном сыне (вспомним хотя бы выдающуюся картину Рембрандта, написанную на сюжет этой притчи). Актуальность этой притчи применительно к периоду Великого поста не вызывает вопросов. Пост – время сугубого покаяния, и как раз эта притча наиболее ярко отражает мысль о том, что каким бы ни было глубоким нравственное падение человека, он может надеяться на милость Божию и Его бесконечную всепрощающую любовь. Эта мысль способствует преодолению уныния и подвигает каждого человека на путь исправления. Все песнопения Триоди этой Недели посвящены осмыслению притчи о блудном сыне. Основной мотив, звучащий в богослужении – нравственная актуализация притчи по отношению к каждому человеку . Почти все песнопения содержат обращения от 1-го лица единственного числа 12 , то есть каждый из нас в отдельности ставит себя на место блудного сына и молит Господа о том, чтобы Он принял его с отеческой любовью. Вот какие частные идеи при этом следует отметить.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Уникальные места Евангелия от Луки 1:5–79 Благовестие праведному Захарии. Рождество Иоанна Предтечи. Благовещение Деве Марии. Посещение Девой Марией дома праведной Елисаветы 2:8–20 Благовестие пастухам. Поклонение пастухов 2:21–38 Сретение 2:41–52 Двенадцатилетний Отрок Иисус в Храме 5:4–9 Первый чудесный улов рыбы 7:11–17 Воскрешение сына Наинской вдовы 7:36–50 Христос и грешница в доме Симона фарисея 10:1–12 Отправление и наставление Семидесяти 10:29–37 Притча о милосердном самарянине 10:38–42 Христос в Вифании у Марфы и Марии 11:5–8 Притча о докучливом друге 12:16–21 Притча о безумном богаче 12:35–40 Притча о бодрствующих слугах 12:42–48 Притча о благоразумном домоправителе 13:1–9 Христос о галилеянах, казненных Пилатом, о падении Силоамской башни. Притча о бесплодной смоковнице 13:10–17 Исцеление скорченной женщины в субботу 13:31–33 Предостережение от Ирода 14:1–6 Исцеление больного водянкой 14:7–14 Притча о званных на брак 15:8–32 Притчи о потерянной драхме и блудном сыне 16:1–12 Притча о неправедном управителе 16:19–31 Притча о богатом и Лазаре 17:11–19 Исцеление десяти прокаженных 18:1–8 Притча о неправедном судии 18:9–14 Притча о мытаре и фарисее 19:1–10 Христос и Закхей 23:6–12 Суд у Ирода 23:39–43 Исповедание благоразумного разбойника 24:13–35 Явление воскресшего Господа ученикам по пути в Еммаус 24:50–53 Вознесение Проповедь Иоанна Предтечи. Крещение Господне и искушение в пустыне Исцеление бесноватых (бесноватого) в земле Гадаринской (Гергесинской) Мк . 1:14–20;       1:29–45;       2:1–17;       Лк. 4:14–15 ; 4:38–5:32 и соотв. места в: 4,8–9 гл. Мф Начало общественного служения в Галилее. Призвание Петра, Андрея, Иакова, Иоанна. Исцеление тещи Петра. Исцеление расслабленного. Призвание Матфея. Воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой Отправление Двенадцати на проповедь Срывание колосьев в субботу. Исцеление сухорукого в субботу. Заговор против Господа Иисуса Христа. Вопрос о посте и ответ Христа о сынах чертога брачного Ирод принимает Христа за воскресшего Предтечу

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Содержание и контекст притч и поучений о покаянии (Путь на Страсти): – Притча о блудном сыне ( Лк. 15:11–32 ) с. 178–182]; – О бесплодной смоковнице ( Лк. 13:6–9 ) с. 159–161]; – О мытаре и фарисее ( Лк. 18:9–14 ) с. 201–203]; – О заблудшей овце ( Лк. 15:4–7 ) с. 176–177]; – О потерянной драхме ( Лк. 15:8–10 ) с. 177–178]; – Повествование о Закхее ( Лк. 19:1–10 ) с. 207–208]. Поучения о покаянии: – О галилеянах и Пилате ( Лк. 13:1–3 ) с. 159–161]; – О Силоамской башне ( Лк. 13:4–5 ) с. 159–161]. Что в притче о блудном сыне свидетельствует о том, что отец ждал его? Учение Господа о молитве в Галилейский период (Нагорная проповедь). Поучения о молитве (Путь на Страсти). Содержание и контекст притч о молитве (Путь на Страсти): – Притча о мытаре и фарисее. Притчи о неотступности в молитве: – «друг заполночь» ( Лк. 11:5–13 ) с. 134–136], – о неправедном судие ( Лк. 18:1–8 ) с. 199–201]; – В какой притче говорится о том, что в молитве необходимо смирение и сокрушение о своих грехах? – Молитва Господня с. 130–134]. Найти в рекомендуемой литературе объяснение следующих понятий и реалий, встречающихся в тексте Евангелия Лк. 10:25 «искушая Его» с. 127]; Лк. 10:29 «ближний» с. 127]; Лк. 10:30 путь «из Иерусалима в Иерихон» с. 128]; Лк. 15:17 «Пришед же в себя» 15, с. 181]; Лк. 18:8 «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» 15]; Лк. 18:14 «оправданным» 15]. План семинара I . Притча о добром самарянине –  Лк. 10: 25–29 сравнить с Мк. 12:28–34 ( Мф. 22:35–40 ); – Заповедь о любви к ближнему в Ветхом Завете ( Лев 19:18 ) с. 126]. Аллегорическое толкование образов притчи: путь из Иерусалима в Иерихон; человек, попавшийся разбойникам; разбойники; снятие одежд; священник; левит; самарянин; масло, вино; гостиница; два динария. Почему на вопрос законника ( Лк. 10:29 ): «Кто мой ближний?» Господь отвечает: «иди, и ты поступай так же» ( Лк. 10:376 )? [Следует иметь в виду, что в Лк. 10 :37а законник отвечает на вопрос, кто ближний из троих (священник, левит, самарянин) в рассказанной притче];

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Подпишитесь на наш Телеграм Мы входим в подготовительный период к Великому посту , и в это воскресенье Церковь вспоминает притчу о блудном сыне (Лк 15:11–32). Если ты праведен, если ты ходишь в храм, если ты постишься и молишься, и соблюдаешь заповеди, и хочешь, чтобы твой ребенок был таким… Но он опять собрался с друзьями в клуб, он сделал татуировку и пирсинг, он курит и выпивает… Что делать?! «Оставить его в покое», — дает совет известный проповедник архимандрит Андрей (Конанос) в своей книге «Добрый день, Господи!». Мне хотелось бы поговорить о блудном сыне. Это прекраснейшая притча, полная надежды, смелости и раскаяния. Притча, которая заставляет задуматься о многом и дарует душе радость и надежду. Этот рассказ Христа многое ставит на свое место. Меня лично он успокаивает, убеждает в том, что есть бесконечная любовь. Что существуют широкие объятья, ждущие весь мир, совершающие все возможное для того, чтобы все спаслись. Господь будто говорит мне: «Успокойся, примирись с ситуацией, осознай свою немощь. Позволь Мне помочь тебе, не порть Мое дело своим напором, волнением и паникой». Как замечательна эта притча! Господь говорит нам, что младший сын восстал и ушел из отчего дома. Он хотел прожить жизнь так, как хочет сам. Он сказал отцу: «Отдай мне мое — ту долю, которая мне причитается». Отец отдал сыну требуемое, и тот ушел. Я рассказываю об известных вещах, знаю, что вы в курсе. Но не знаю, удалось ли вам прочувствовать когда-нибудь силу и глубину этих событий. Мы постоянно перечитываем притчу, каждый год слышим ее в храме. Но все равно продолжаем пребывать в волнении и беспокойстве. Мы сильно расстраиваемся, когда наш ребенок нас не понимает; задерживается, бродит где-то. Уходит из дома, попадает в неприятности, оказывается в тюрьме, впутывается в разные истории с наркотиками, с девушками, с разными компаниями. Бесконечные неприятности… Мы постоянно думаем обо всем этом, расстраиваемся, заболеваем, увядаем. Притча о блудном сыне может помочь нам, даровать покой. Но, конечно, если только мы сами захотим доверить все Богу. Не спеши спасать мир

http://blog.predanie.ru/article/bludnyj-...

В то время как структура церковного года в целом, а также лекционарной системы в правосл. богослужении во 2-м тыс. по Р. Х. основывается на послеиконоборческой к-польской богослужебной традиции, гимнографические последования Постной Триоди сохранили следы влияния древнего иерусалимского богослужения . Эта традиция имела отличную от совр. лекционарную систему. В частности, в воскресные дни Великого поста читались: во 2-ю неделю - притча о блудном сыне (Лк 15. 11-32), в 3-ю - притчи о судье и вдове и о мытаре и фарисее (Лк 18. 1-14), в 4-ю - притча о милосердном самарянине (Лк 10. 25-37), в 5-ю - притча о богатом и о Лазаре (Лк 16. 19-31). Т. о., чтение, напр., притчи о блудном сыне в иерусалимской традиции располагалось внутри Великого поста. И хотя после IX в. правосл. мир повсеместно перешел на послеиконоборческую к-польскую лекционарную систему, развитие тем евангельских чтений согласно древней иерусалимской лекционарной системе до наст. времени можно найти в песнопениях Постной Триоди (в канонах воскресной утрени (во 2-5-ю недели поста) и в нек-рых песнопениях 3-6-й седмиц поста (прежде всего в самогласнах дня)). Т. о., в результате взаимодействия различных богослужебных традиций состав Постной Триоди стал таким, что, напр., темы притч о мытаре и фарисее и о блудном сыне возникают в Триоди дважды. Вознесение Господне. Икона. Ок. 1564 г. (ЯХМ) Вознесение Господне. Икона. Ок. 1564 г. (ЯХМ) Ко 2-й категории можно отнести те воскресенья Г. п. б. к., памяти к-рых непосредственно не связаны с евангельскими чтениями: Сыропустную неделю (воспоминание изгнания Адама из рая), Православия неделю (память утверждения иконопочитания в 843; песнопения и литургийные чтения этого дня сохр. и древнюю память Всех св. пророков), неделю свт. Григория Паламы (в память утверждения учения свт. Григория о Божественных энергиях), Крестопоклонную неделю (празднование в честь Креста Господня; в К-поле с этого дня начиналось усиленное приготовление оглашаемых к таинству Крещения; с Крестопоклонной неделей связано т. н. средопостие - среда последующей седмицы, когда (как и в пятницу этой седмицы) совершается поклонение Кресту), жен-мироносиц неделю , память VII Вселенского Собора 787 г. в 7-ю неделю по Пасхе, Всех святых неделю .

http://pravenc.ru/text/165231.html

Притча о блудном сыне. Роспись ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве. Сер. XVII в. Притча о блудном сыне. Роспись ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве. Сер. XVII в. То же, вероятно, было и в византийском обряде доиконоборческой эпохи, т. к. лекционарная система раннего визант. обряда скорее всего была сходна с лекционарной системой древнего иерусалимского богослужения ( Пентковский. С. 71, 74). В частности, один из кондаков св. Романа Сладкопевца (VI в.) о блудном сыне исполнялся, согласно Кондакарю Patm. 213, XI в., во 2-ю (=3-ю иерусалимскую) неделю Великого поста ( Grosdidier de Matons. Romanos le Mélode. P. 90). Известны сборники святоотеческих чтений, в к-рых слова Иоанна Златоуста, тематически связанные с притчей о блудном сыне, помещены в неделю 2-ю поста; одно из чтений указывается Евергетидским Типиконом во 2-ю неделю, после 3-й песни канона ( Bertoni è re. P. 127-128). В послеиконоборческом визант. обряде в связи с развитием системы памятей подготовительного к посту цикла чтение этой притчи закрепляется за неделей перед мясопустной, т. е. Б. с. н. становится одним из предпостовых воскресений. В Типиконе Великой ц. X в. она открывает собой подготовительный период к Великому посту и называется «неделей перед мясопустом» ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 2); здесь уже указаны те же апостольское и евангельское литургийные чтения (1 Кор 6. 12-20 и Лк 15. 11-32), что и в наст. время. Притча о мытаре и фарисее пока еще остается чтением одной из рядовых недель по Пятидесятнице ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 166). То же - и в слав. (болг. и древнерус.) Евангелиях XI в. (Саввина книга. М., 1999. С. 399; Архангельское Евангелие 1092 года. М., 1997. С. 185; глаголическое Ассеманиево Евангелие ( Kurz J. Evangeliar Assemanuv. Dil 2. Praha, 1995)). Следы этой практики находим и в относительно поздних памятниках XIII в. ( Темчин С. Ю. Было ли краткоапракосное Евангелие первой слав. книгой, переведенной с греч.//Исследования по слав. ист. языкознанию. М., 1993. С. 25) и даже в синаксаре XV в., приплетенном к Добромирову Евангелию XII в. ( Алтбауер М. Добромирово Евангелие. Ckonje, 1973. С. 438).

http://pravenc.ru/text/149401.html

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю о блудном сыне в Храме Христа Спасителя 20 февраля 2011 г. 15:46 20 февраля 2011 года, в неделю о блудном сыне, Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы, братья и сестры! Всех вас поздравляю с воскресным днем — днем, который открывает еще одну седмицу, подготовительную к великому поприщу святой Четыредесятницы. Эту неделю Церковь называет неделей о блудном сыне, потому что, как вы знаете, именно сегодня читается притча из Евангелия от Луки о возвращении блудного сына в дом отца (Лк. 15:11-32). Слово «блуд», которым именуется грех плотской нечистоты, грех, разрушающий целомудрие человека, в славянском языке означает «заблуждение»; отсюда и «блудить», т.е. плутать, заблуждаться. «Блуд» и «заблуждение» — это слова одного корня. В результате заблуждения, потери жизненных ориентиров, разрушения системы нравственных ценностей человек начинает пренебрежительно относиться к своему телу и, вступая в нечистые отношения с другими, наносит своему телу мистический вред. В сегодняшнем отстраненном от веры в Бога общественном сознании утвердилось мнение, что никакого вреда для человеческого тела этот грех не приносит — за некоторыми исключениями, о которых все хорошо знают. Это неверно. Вред человеческому телу приносит не только физическая болезнь вред человеческому телу приносит прикосновение к нему темной силы. А через блуд именно темная и злая сила прикасается к человеку, потому что человеческое тело призвано быть храмом, вместилищем Святого Духа (см. 1 Кор. 6:19). И как удивительно точно и сильно сказано обо всем этом в послании апостола Павла к Коринфянам, которое мы сегодня слышали! Человек повреждает себя блудной страстью и, в конце концов, становится неспособным войти в Царствие Божие, почему и говорит апостол: «блудники … Царствия Божиего не наследуют» (1 Кор. 6:9-10).

http://patriarchia.ru/db/text/1413228.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Валериан Кречетов О заблуждениях юности " loading="" decoding="" title=""/> Неделя о блудном сыне Собор новомучеников и исповедников Российских Лк.15:11-32, 79 зач. Лк.21:12-19, 106 зач. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Сегодня мы слышали два евангельских чтения. Одно – воскресному дню, как предваряющему приближающийся Великий пост, притча о блудном сыне, и именуется неделя эта – неделя о блудном сыне. Второе Евангелие – памяти святых новомучеников и исповедников российских и всех в годину гонения на Церковь Христову в последние времена пострадавших. Так, Промыслом Божиим, установлено Церковью это сочетание: неделя о блудном сыне и память новомучеников и исповедников российских. Глубочайший смысл в тех евангельских чтениях, которые мы слышали сегодня. Прежде всего – непостижимая, всепрощающая любовь Божия. И – неблагодарный человек, – младший сын. Сказано: Человек некий име два сына. И рече юнейший ею отцу: Отче, даждь ми достойную часть имения . Не просто: «сказал один из них», но сказал юнейший , то есть младший, более юный. И этим Господь на все времена указал, что свойство молодости – считать, что она имеет право распоряжаться тем, что ей в какой-то степени принадлежит. Хотя имение-то было отеческое. То есть, глубочайший смысл: в том, что имеет молодость, всегда присутствует наследие старости. Каждый разумный человек должен понимать, что он, как говорят, не с нуля начинает, а пользуется тем, что до него уже было сделано. Мы рождаемся не посреди необитаемого острова, или леса, или пашни – и так и остаемся, – а мы рождаемся, приходим в этот мир, который уже устроен. И до нас уже научились и дома строить, и одежду делать, и нас в эту одежду одевают, нас кормят, поят – одним словом, мы живем во всем, что получили в наследие от своих родителей и вообще от предков. И поэтому почитание старших в каждом нормальном народе было естественным законом. Другое дело, что часто, не ценя того, что дано, и не понимая, какой ценой это создано, человек пользуется этим и тратит бездумно и даже во вред себе, как случилось с младшим сыном отца. Это ясно даже в обычном, мирском рассуждении и понимании.

http://azbyka.ru/propovedi/o-zabluzhdeni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010