Далее, удовлетворение должен принести тот, кто оскорбил. И это требование исполнил Иисус Христос, так как Он, будучи истинным Богом, соделался вместе с тем и истинным человеком, вступил в ряды людей–оскорбителей: а потому, как в первом человеке Адаме все согрешили, так через Богочеловека Иисуса Христа все спасены. Наконец, желающий принести удовлетворение должен принести оскорбленному даже более того, чем сколько последнему нужно. И это исполнил Иисус Христос: если все люди всеми силами своей души и тела обязаны служить Богу, почему они ничего сверх должного, со своей стороны, не могут принести Богу, то Иисус Христос, как Бог и Господь, безгрешный, Сам не имевший никакой нужды в искуплении, в Своей искупительной жертве приносит оскорбленной Божественной правде бесконечно более, чем сколько могло бы принести все человечество, и жертва эта не могла не быть приятной Богу. Сам Иисус Христос сказал: «потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее ( Ин.10:17 ). Ради нас человек и нашего ради спасения Он добровольно претерпел величайшие крестные страдания и смерть, и через то явил нам все величие Своей любви, показал всю тяжесть греховности человеческой и дал нам пример и образ всех добродетелей. Ошибаются те, которые говорят, что вся жизнь Иисуса Христа и Его страдания имеют для человечества значение только лишь примера добродетельной жизни: такой пример мог бы дать и человек. Нет, страдания и смерть Иисуса Христа имеют значение, как искупительная жертва за человечество: язвой Его – Его страданиями и смертью – мы все исцелехом ( Ис.53:5 ). Что Иисус Христос Своими страданиями и особенно крестною смертью спас род человеческий, об этом в Слове Божием говорится ясно и определенно. Св. Ап. Петр говорит: «со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» ( 1Пет.1:17–19 ). «Вы куплены дорогою ценою» ( 1Кор.6–20 ), говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Диавол зол для себя, а не для нас; мы же, если захотим, можем приобрести через него много и добра, конечно, против его воли и желания; в этом и открывается особенное чудо и превосходство человеколюбия Божия. (1, с. 146.) Павел… желая внушить нам что-нибудь полезное, приводит нам примеры добродетели свыше: например, многократно подавая совет о любви и желая расположить учеников к взаимной любви, он приводит в пример Христа и говорит: мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь (Еф. 5: 25). Также, беседуя о милосердии, он делает то же самое: знаете, говорит, благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2 Кор. 8: 9). Смысл слов его следующий: как Владыка твой обнищал, облекшись плотью, так и ты обнищай деньгами; а как Ему нисколько не повредило обнищание славой, так и тебе не может повредить обнищание деньгами, но доставит тебе великое богатство. Также и о смиренномудрии, беседуя с филиппийцами, Он приводит в пример Христа и сказав: по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя, прибавляет: ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Флп. 2: 3, 5–7). (2, с. 353.) Не будем отчаиваться, но имея благие надежды на Господа, и помышляя о бездне Его человеколюбия, изгнав из совести все злое, с великим усердием и надеждою возьмемся за добродетель и покажем самое глубокое покаяние, дабы, здесь сложив все грехи, с дерзновением могли мы стать перед судилищем Христовым и получить Царство Небесное, которого да сподобимся все мы по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа. (3, с. 653.) Не мои слова, но Самого Господа, имеющего подать… блага: ищите, говорит Он, Царствия Божия, и сия вся приложатся вам (Мф. 6: 33). Что может сравниться с этою честью? Заботься, говорит Он, о духовном, а все твое предоставь Мне. Подобно тому, как если бы чадолюбивый отец принимал на себя попечение о доме, управление слугами и всем прочим, а сыну советовал заниматься одним только любомудрием; так точно (поступает) и Бог. (1, с. 119.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Нам приходит мысль, что в лице Старца Силуана промысл Божий дает миру новый пример и новое свидетельство о безмерности любви Божией, чтобы и чрез него, Силуана, воспрянули люди, парализованные отчаянием, подобно тому, как говорит Ап. Павел: «но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» ( 1Тим. 1, 16 ). Заповедь Христа для Старца Силуана не была этической нормой. Он не низводил христианства до уровня моралистического учения, как это делают лишенные подлинного религиозного опыта представители гуманистической культуры, доходящие в конце до сознания ненужности «для них» религии, в которой они видят лишь «сдерживающее начало» для невежд. Нет, слово Христа он воспринял, подобно Ап. Петру, как «Глаголы вечной жизни» ( Иоан. 6, 68 ), как дух и жизнь, по слову Самого Господа: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Иоан. 6, 63 ). Для Старца Силуана слово Христа было – Животворящий Дух, сама вечная жизнь, Бог в Своем действии. Вера его, по возрождении своем после тех фактов, о которых рассказано выше, сразу получила характер глубины. Он верил, что Бог будет судить людей, что те, которые творили грех и не покаялись, пойдут в муку вечную; те же, которые творили благое по заповеди Христа, унаследуют вечное Небесное Царство. Согласно с совершенно правильным замечанием Пр. Максима Исповедника : «Вера рождает страх» (а не страх веру) – (О любви 1 сотня, 2), горячая вера Симеона породила в его душе великий страх осуждения за те многие и немалые грехи, которые он сознавал за собой. И все же не можем мы не удивляться исключительной глубине чувства греха у Симеона. Несомненно, это было даром благодати. Что есть грех в понимании христианина? Грех, прежде всего, явление духовное, метафизическое. Корни греха в мистической глубине духовной природы человека. Сущность греха – не в нарушении этической нормы, а в отступлении от вечной Божественной жизни, для которой сотворен человек и к которой он естественно, т. е. по природе своей, призван.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Однажды, когда Иисус Христос вместе со Своими учениками был в Капернауме, к Петру подошли собиратели дидрахм – дани, которая была определена в пользу храма 600 , и сказали ему: „Учитель ваш не даст ли дидрахмы?“ Ответив утвердительно на этот вопрос, Иисус сказал Петру: „как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати: с сынов ли своих, или с посторонних? “ И когда Петр ответил, что с посторонних, Иисус продолжал: „итак сыны свободны. Но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми и, открыв у ней рот, найдешь статир (т. е. четыре драхмы); возьми его и отдай им за Меня и за себя“ (Мф. 17: 24 – 27). Таким образом, Иисус Христос пользуется даже Своей чудодейственной силой для того, чтобы исполнить лежавшую на нем, как на гражданине, обязанность, хотя собственно Он, как Сын Божий, считал Себя свободным от взноса в пользу храма Божия, и если выполнил эту обязанность, то только потому, чтобы не произвести соблазна 601 . В евангельских повествованиях есть и еще один пример, ясно доказывающий, что Христос не имел ничего против существовавшего в то время государственного устройства. Желая как-нибудь „уловить“ Христа в словах, хитрые фарисеи однажды подослали к Нему учеников своих с вопросом: „Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо; ибо не смотришь ни на какое лицо. Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли да­вать подать кесарю, или нет?“ На это Иисус сказал им: „что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою пла­тится подать“. Они принесли Ему динарий. „Чье это изображение и надпись“? спросил Он. „Кесаревы“, отвечали Ему фарисеи. Тогда Он сказал им: „и так отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу“ ( Мф. 22: 15 – 21 ). Таким образом, Иисус нисколько не проти­вился и той податной системе, которая существовала в Его время. Наконец, есть секты, которые, отвергая клятву, ссылаются в этом случае на пример Иисуса Христа, который также будто-бы отвергал клятву 602 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Оправдание верою во Христа. Пример Авраама (3. 21 – 5.11) Смерть (умилостивительная жертва) (3. 25) и воскресение (4. 25) Христа как наше оправдание δικαιοσυωη – оправдание, провозглашение праведным, признание праведным, признание или провозглашение невиновным, т. е. не заслуживающим наказания; δικαιοσυωη – праведность, справедливость, законность, правда Правда Божия явилась во Христе независимо от закона. Мы оправдываемся не законом дел, а законом веры (3. 27). Таким образом, спасение открывается всем – и иудеям, и язычникам Пример Авраама (4. 1–25) а) Авраам был оправдан по вере, а не по делам. «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» ( Рим 4. 3 ; Быт 15. 6 ) б) оправдание Авраама предшествовало обрезанию. «Знак обрезания он получил, печать праведности через веру, которую в необрезании» ( Рим 4. 11 ) в) Авраам получил обетование от Бога независимо от закона (4. 13). (Обетование, что Бог сделает его отцом многих народов) г) вера Авраама и христианская вера. Как Авраам поверил, что Бог, «животворящий мертвых», силен произвести из «омертвелой» утробы Сарры жизнь, так и мы, веруем «в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего. Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (4. 24–25) Оправдавшись верою, мы примиряемся с Богом и получаем «доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (5. 1 – 11) Семинар 12. Рим 5–8 Домашнее задание Кратко изложите толкования церковной экзегезы на Рим 5. 12 (см. Приложения). Как ап. Павел понимает крещение и его последствия для христианина? Найдите в Рим 8 цитаты об участии Святого Духа в деле спасения. План семинара Христос и Адам (5. 12–21) «Как преступлением одного человека (Адама) всем человекам осуждение, так правдою одного (Христа) всем человекам оправдание к жизни» (5. 18) Три святоотеческих толкования стиха 5. 12 (см. Приложения). «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Пойдите за ним и, в какой дом он войдет, скажите хозяину того дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой Я могу есть пасху с учениками Моими? И он укажет вам большую комнату; там приготовьте нам, что нужно». Они пошли в город и, нашедши то, что Иисус сказал им, приготовили пасху. Когда наступил вечер, Иисус вошел в дом и сел за стол с двенадцатью учениками. По обычаю иудеев слуга должен был омыть ноги гостям. Но в этот раз слуги не было в комнате, а из апостолов никто не хотел заменить слугу и вымыть ноги. Чтобы показать пример, как должно служить друг другу, Иисус Христос встал из-за стола, снял верхнюю одежду, взял полотенце и стал умывать ноги ученикам и отирать их полотенцем. Умыв ноги, Спаситель опять сел за стол и сказал ученикам: «так и вы должны служить друг другу». Затем Он совершил пасху, как было установлено. Окончив пасху, Иисус Христос взял в Свои святые руки хлеб и, возблагодарив Своего Всемогущего Отца, благословил хлеб, разломил его и дал Своим ученикам, говоря: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов (примите, ешьте, это – Мое Тело, которое за вас предается для прощения грехов)». Таким образом ученики под видом хлеба вкусили Тела Христова. Потом Спаситель взял чашу с вином и, поблагодарив Своего Отца, благословил ее и подал Своим ученикам, говоря: «пийте от нея вси, сия есть Кровь?; Моя нового завета, яже за вы и за многия изливаема во оставление грехов (пейте из нее все, это – Моя Кровь нового завета, которая за вас и за многих проливается для прощения грехов)». Под видом вина ученики вкусили Кровь Христову. Потом Господь добавил: «это делайте в Мое воспоминание». Во время этой вечери Господь сказал апостолам: «один из вас предаст Меня». Ученики очень опечалились и стали спрашивать Его один за другим: «не я ли, Господи?» Также спросил Его и Иуда Искариотский: «не я ли, Учитель?» Иисус сказал ему: «ты», но сказал так тихо, что ученики не расслышали этого. Тогда Иоанн, любимый ученик Иисуса Христа, припав к груди Его, тихо спросил Его: «Господи! кто это?» Господь отвечал: «тот, кому я, обмакнув кусок хлеба, подам». И, обмакнув кусок, подал Иуде Искариотскому. После сего в душу Иуды вошел сатана. Иуда хотел сейчас же идти к первосвященникам и выдать им Иисуса Христа. Спаситель сказал Иуде: «что ты делаешь, делай скорее». Иуда тотчас же вышел из дома. Эта вечеря Христова называется Тайною вечерею. Что Иисус Христос велел сделать Своим ученикам утром в четверг? Что Он сделал, придя в дом вечером? Какой пример служения показал Спаситель Своим ученикам? Что Христос сделал с хлебом? – с вином? Что заповедал Он об этом Апостолам? Как Иисус Христос говорил о предателе? О чем опечаленные ученики спрашивали Христа? Каким знаком Спаситель указал на предателя? Что Христос сказал Иуде? Что сделал Иуда? Как называется эта вечеря Христова? 122. Прощальная беседа Спасителя с учениками. Обетование о Духе Святом (Ин.13:33–38; Ин.14:16–17, Ин.26; Ин.15, Ин.26)

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Святитель Иннокентий первый в русском богословии написал историко-художественное изложение евангельский событий. В этом же жанре написана и «Жизнь святого апостола Павла». Кроме текста книги вы здесь найдете и ее аудиоверсию («Доброе дело»;  http://ekzeget.ru/;  чит. Денис Гаврилов). Группа Вконтакте Facebook группа Жизнь Святого Апостола Павла Повествование о святом Апостоле Павле - одном из величайших учителей Церкви Христовой, который после прочих Апостолов обратился к вере в Иисуса Христа, но более каждого из них содействовал покорению державе Его всего мира. Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. (1 Кор. 4, 16) Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение… в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. (1 Тим. 1, 12–16) Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение… в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Жизнь в иудействе Павел (в переводе с латинского — малый, меньший), до обращения в христианство — Савл (вожделенный), один из величайших учителей Церкви Христовой, который после прочих Апостолов обратился к вере в Иисуса Христа, но более каждого из них содействовал покорению державе Его всего мира, произошел от иудейских родителей, из рода Израилева, колена Вениаминова (Флп. 3, 5). Многие из Отцов Церкви со свойственной им духовной проницательностью находили в некоторых местах Ветхого Завета (особенно в 28 стихе 67 псалма) предсказания о происхождении Павла от этого колена. Выражение: Еврей от Евреев , употребленное Павлом в Послании к Филиппийцам (Флп. 3, 5), чтобы указать свое происхождение, означает такого человека, между предками которого не было ни одного не обрезанного по обряду Моисееву — преимущество, стоившее того во времена Апостола, когда многие из иудеев происходили от язычников, обратившихся в иудейство, или даже сами были некогда язычниками. Значительное образование, для получения которого Павел был намеренно послан в Иерусалим, знакомство в юных летах с первыми лицами в иудейской столице, утонченные общежительные познания, следы которых весьма часто встречаются в его посланиях (см.: Флм.: 1 Кор. 10, 6; 2 Кор. 11, 1, 6; 12, 11), заставляют думать, что он произошел не из низкого, по крайней мере не из бедного, сословия. Время рождения Павла, при всех попытках установить его, до сих пор остается неопределенным. Вероятно только, что оно недалеко отстоит от времени Рождества Христова. Известно, что отечеством Павла был Тарс (см.: Деян. 9, 11; 21, 39; 22, 3) — главный город Киликии, лежавшей у Средиземного моря и составлявшей одну из цветущих областей Римской империи. Блаженный Иероним Стридонский сообщает, что родители Павловы переселились в Тарс из иудейского города Гискала после того, как тот был взят и опустошен римлянами.

http://predanie.ru/book/72130-zhizn-svya...

Слова, которые апостолы говорят Спасителю в лодке, «истинно Ты Сын Божий», свидетельствует о том, что теперь у них совершенно другое настроение, нежели в начале истории. Тогда им было все понятно, они были уверены, что все знают про Мессию, и о том, что и как Он должен сделать и куда направиться. Сейчас они словно говорят Ему: «Господи, мы не понимаем Твоего замысла, все наши представления о Тебе каждый раз оказываются пустыми и неверными, и поэтому лучше мы будет просто доверять Тебе. Только Ты Сам знаешь, что Ты должен сделать и как. Истинно Ты Сын Божий». То есть перед нами не просто история о маловерии Петра. Это история противостояние человека (в лице Петра и апостолов) и Бога (в лице Христа). Замечательная, на наш взгляд, библейская параллель – это история Борьбы Иакова и Бога. Та же самоуверенность патриарха, который привык во всем рассчитывать на свои силы, та же борьба, молитвенные метания, перед лицом смерти от меча брата, попытки взять ситуацию под контроль своими силами, подчинить себе Промысел Божий (отсюда и просьба открыть имя), тот же отказ Бога («имя Мое чудно») и вразумление (повреждение бедра) и как результат смирение патриарха перед Творцом. Именно в этом ключе можно понимать и слова Христа, обращенные к Петру: «маловерный, зачем ты усомнился». Речь не только о том, что Петр усомнился в силе Христа, способной держать его на водах. А в том, что у него не хватает веры принять миссию Спасителя, который идет на крест. Вспомним слова Петра: «будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с тобою» (Мф. 16:22), и ответ Христа: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23). Именно это маловерие и есть причина того, что апостолы предпринимают близорукие попытки втиснуть Промысел Творца в рамки своей земной логики, вместо того, чтобы смириться перед неведомым и с верой следовать за Спасителем. После того, как мы реконструировали логику повествования, можно переходить к актуализации. Пример актуализации: «Перед нами наглядный пример того, как Господь действует в жизни каждого из нас.

http://bogoslov.ru/article/6168277

" Спаситель совершил Таинство Евхаристии, показав его ученикам, - продолжил архипастырь. - Если бы Иуда привел стражу в горницу, не удалось бы это Таинство установить. Но оно было установлено как раз тогда, когда не было Иуды. И теперь совершается по образцу Тайной вечери. После этого все пошли на гору Елеонскую, по дороге пропев псалмы. Была поздняя ночь. Ученики хотели спать, но Господь сказал: " Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и пободрствуйте со Мною " (Мф. 26:38). Отойдя от них, Он просил Отца Своего, чтобы, если возможно, эта чаша Его миновала, потому что видел, какие скорби и страдания должен взять за род человеческий. Трижды Он молил Отца Своего, и ответа не было. Только Ангел Господень был послан укрепить Его. Христос сказал: " Не как Я хочу, но как Ты " (Мф. 26:39). Иуда уже подводил воинов, чтобы взять Христа. Это для нас пример: когда скорби наступают, надо молиться: " Господи, да минует меня эта чаша " . Но в конце прибавлять: " Но не моя будет воля, а Твоя " . Почему мы должны командовать, выбирая, где нам лучше? Он же знает, где нам лучше: на земле или на небе. Знает время, когда нас взять или оставить. Эта молитва - нам пример для подражания. А Иуда подошел, поцеловал Христа, предав Его. Воины Его схватили, повели к Каиафе, тот собрал членов Синедриона, они стали клеветать на Христа. Он ничего не говорил. Первосвященник спросил: " Ты ли Христос, Сын Божий? " (Мф. 26:63). Господь ответил, что Он. " Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных " (Мф. 26:64). Тогда Каиафа решил, что нечего дальше расспрашивать: раз Он возомнил себя Сыном Божиим, будет предан смерти " . " Теперь Он с Креста простирает к нам руки и говорит: " Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко " (Мф. 11:28-30). О некоторых подвижниках в житиях написано, что они всегда перед глазами видели Распятие. Среди них - преподобный Стефан. Однажды монахи-ученики пришли к нему, сидят, беседуют между собой, а старец молчит, углубленно смотрит внутрь себя. Они спросили, почему он молчит, ведь они пришли, чтобы получить назидание. Он отвечает: " Не понимаю, о чем вы говорите. Слушаю вас и не понимаю " . Они удивились и спросили, о чем он думает. Он ответил: " Я опустил свой ум в сердце, а в сердце - Распятие, Голгофа. Стою возле Креста и смотрю на Христа " . Они поняли, что его назидание - почаще в сердце принимать образ Распятия, вспоминать, что наше спасение далось ценой смерти Спасителя. Поэтому, приходя на пассию, мы должны благодарить Господа за то, что Он ради каждого из нас пострадал. Нужно просить благословения и помощи, чтобы идти по жизни, исполняя Его святые заповеди " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Также и «мудрость мира сего» (1 Кор 1. 20; 3. 19) противопоставляет себя Богу, она не способна принять Христа и Его учение о спасении. Ап. Павел предупреждает: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол 2. 8). Сопротивление соблазнам мира сродни распятию (ср.: Гал 6. 14). Сравнение с событиями, описываемыми в кн. Исход, используется в НЗ не только в контексте искушения Христа, но и И. христиан. Наиболее характерный пример типологического истолкования исхода содержится в 1 Кор 10. Ап. Павел призывает коринфских христиан не искушать Бога, И. Бога он называет в данном случае вообще беззаконие. Для предостережения апостол приводит пример 40-летнего скитания ветхозаветных евреев, которые искушали Господа и большая часть которых погибла в пустыне (1 Кор 10. 1-11). Идея сравнения современников с древним Израилем - в том, что крещение во Христа еще не гарантирует новопросвещенным христианам, что они никогда не отпадут; израильтяне, которые «крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу» (1 Кор 10. 2-3), были поражены Богом в пустыне, когда стали «похотливы на злое» (1 Кор 10. 6). Ап. Павел предупреждает свою паству быть бдительной перед И., к-рые постигли Коринфскую Церковь: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор 10. 13). Каждый из «духовных» должен наблюдать за собой, чтобы не быть искушенным (Гал 6. 1). Гора Искушения (Сорокадневная гора) Ап. Петр обращается к верующим: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Петр 4. 12-13; ср.: Иак 1. 2-3). Под И. здесь понимаются страдания за Христа, к-рые являются источником радости, в соответствии со словами Господа: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф 5.

http://pravenc.ru/text/674970.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010