е. невозможно быть кроткими, не победив в себе своих гнусных похотей. Человек, мучимый плотской любовью или ревностью, не знает покоя ни днем, ни ночью, он не только постоянно раздражителен сам и постоянно раздражает предмет своей страсти или ревности, но его раздражение нередко оканчивается даже убийством или самоубийством. Человек похотливый и ревнивец слишком далек от того покоя души, который является только даром кротости. Пьянство также никогда не может быть соединено с христианской добродетелью, на которую указывает Господь наш Иисус Христос в третьей заповеди блаженства. Мы не имеем у себя под руками точных статистических сведений, но тем не менее имеем достаточное основание быть уверенными в том, что если бы мы распросили всех тягчайших преступников, наполняющих наши тюрьмы и все ссылочные пункты, в каком состоянии они решились на совершение своих роковых преступлений, то мы узнали бы, что не менее 9–10 всех преступлений совершаются в состоянии опьянения. Но ни одно преступление не может быть совершено без предварительного гнева, раздражения, злобы. Ясно, что всякий человек пьющий, желающий быть кротким, предварительно должен подавить в себе страсть к пьянству. А сколько бывает раздражений, ссор и неприятностей из-за денег, по побуждению страсти корыстолюбия и любостяжания, – об этом нет надобности и говорить. Очевидно, что для приобретения кротости нужно победить в себе и все эти страсти, все эти чувственные похоти. Трудность подвига в деле приобретения христианской кротости усложняется еще тем, что нередко многие страсти, трудные для борьбы и каждая порознь, овладевают человеком иногда совместно и одновременно. Оттого-то среди людей так много лиц, подавленных этими страстями; оттого-то и так нелегко достигнуть истинно христианской кротости (См. соч. Пр. Т. Буткевича «Нагорная проповедь», стр. 123–124). Что значит наследовать землю? (в третьей заповеди блаженства). У Псалмопевца мы читаем: «Благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся» ( Пс.36:22 ); «праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек» ( Пс.36:29 ); «душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю» ( Пс.24:13 ); «уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю» ( Пс.36:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Во-вторых, записывать добродетельных неверующих людей в христиане есть грубое неуважение к их личному выбору. Человек может стать христианином только по своей свободной воле. Если человек не хочет быть христианином, он имеет на это полное право. Было бы отвержением реальности — и отвержением его свободы — записывать его в христиане, когда он сам записываться не хочет. Если, скажем, кришнаит, желая меня похвалить, скажет мне, что я следую Бхагават-Гите, я с этим не соглашусь — нет, не следую, сознательно решил не следовать. Точно также мы не имеем права записывать людей в последователи Евангелия если они сами на это не соизволяли. Хуже того, это значило бы впадать в такого рода христианский шовинизм, в который сами христиане не впадают — то есть объявлять любую добродетель христианской добродетелью. Мы, христиане, верим, как и в Писании есть примеры, что нехристиане, не имеющие никакого отношения к Евангелию, могут совершать добродетельные поступки. Добродетель встречается в людях и за пределами христианства — отрицать это было бы невероятно заносчиво, да и противно Писанию, которое хвалит добрые поступки людей, не принадлежащих к народу Божию. Замечательный миссионер святитель Николай Японский с большой похвалой отзывается о японских буддистах, именно потому, что видит у них действенную любовь к ближнему — но ему в голову не приходит называть их христианами. Люди считают себя буддистами,  они имеют право считать себя буддистами, это их выбор, его следует уважать. Поэтому неверующий волонтер сам имеет право сказать, чему он следует — и если он следует своим нехристианским убеждениям, мы должны это за ним признавать. В-третьих, само слово «Евангелие» известно нам из Священного Писания, и в нем оно означает не заповедь о любви, а определенное возвещение, «благую весть». Это возвещение о спасительных деяниях Бога в Иисуса Христе. Когда Апостолу Павлу надо коротко напомнить его содержание, он говорит: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1Кор.15:1-4) Что такое Евангелие — нам лучше, все же, спрашивать у Апостолов.

http://radonezh.ru/analytics/gde-na-samo...

д) чтобы избежать искушений: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр; плоть же немощна ( Матф. 26, 41 ). – Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть ( 1Кор. 10, 12 ). е) чтобы не впасть в погибельный грех неверия: смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца неверного, дабы вам не отступить от Бога живого ( Евр. 3, 12 ). Мы, подобно Неемии, должны молиться всемогущему Богу о даровании нам сей добродетели духовного бодрствования: мы молились Богу нашему, и ставили против врагов стражу днем и ночью, для спасения от них ( Неем. 4, 9 ). – Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом; и старайтесь о сем самом со всяким постоянством ( Ефес. 6, 18 ). и благодарить Его Всеблагого за даруемую помощь: будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением ( Кол. 4, 2 ). Опасно для нас, христиан, оставаться без духовного бодрствования: если раб, будучи зол, скажет в сердце своем; не скоро приидет господин мой; и начнет бить товарищей своих, и есть и пить с пияницами: то приидет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает: и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плачь и скрежет зубов ( Матф. 24, 48 – 61 ). Напротив, блажен тот, кто бодрствует: Премудрость взывает: блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих, и стоя на страже у ворот моих! ( Прит. 8, 34 ). – Се иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим! ( Апок. 16, 15 ). 2. Святоотеческие свидетельства о необходимости для каждого христианина заботиться о душе своей I. Св. Василий Великий пишет: «сколько разности у неба с землею и у небесного с земным; столько же разности у души с телом. Душа – подобие неба, потому что в нем обитает Господь; а плоть из земли, на которой обитают смертные люди и бессловесные животные». (Васил. В. в р. пер. Т. V. 1847 г., стр. 60). – «Поэтому, не плоти внемли, пишет он в другом месте, не за плотскими благами гонись всеми мерами, т. е. за здравием, красотою, наслаждением, удовольствиями и долголетием; уважай не деньги, не славу, не владычество; не то почитай великим, что служит для временной жизни, и в попечении о сем не будь нерадив о преимущественной своей жизни. Но внемлы себе, т. е. душе своей: ее украшай, о ней заботься, чтобы своею внимательностию предотвратить всякую нечистоту, сообщаемую ей пороком, очистить ее от всякого греховного срама, украсить же ее и просветлить ее всякою красотою добродетели. Испытай самого себя, кто ты, познай свою природу, познай, что тело твое смертно, а душа бессмертна, что жизнь наша двояка; одна, свойственная плоти, скоро – преходяща, а другая, сродная душе, не допускает предела. Поэтому, внемли себе, не останавливайся на смертном, как на вечном, и не презирай вечного, как преходящего. Не радей о плоти, потому что она преходит, заботься о душе, существе бессмертном». (Васил. Велик. в р. пер. Т. IV. 1848 г., стр. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О добродетели постоянства говорится и во многих других местах Евангелия. Например, в притче о судии неправедном, который никак не хотел помочь бедной вдове, но та настойчиво ходила к нему до тех пор, пока он не исполнил ее просьбу. Или еще есть рассказ об одном человеке, который стучался к своему другу, прося дать немного еды для неожиданно пришедших гостей. Сначала тот не хотел дать, но просящий проявил настойчивость, и пришлось ему все-таки эту просьбу исполнить. Также есть повествование о слепом Вартимее, из города Иерихон, который с великим воплем и усилием просил Христа об исцелении, несмотря на то что весь народ заставлял его молчать. Все эти примеры, братия и сестры, говорят о том, что постоянство, настойчивость и терпение – очень важные для нас качества. Ибо в христианской жизни все достигается именно через них. Постараемся же приобрести и усвоить себе эти добродетели, покажем терпение и настойчивость в наших трудах по Богу, ведь Царствие Небесное, по слову Самого Христа, Господа нашего, силою берется, и только тот, кто прилагает усилие, достигает его. Аминь. 76. О терпении болезней Просите – и дастся вам, говорит Христос в Евангелии. Всем известны эти слова, однако всем известно и то, что далеко не всегда Господь исполняет наши прошения. Почему Он так поступает? Может быть, потому, что забыл нас или не любит? Или равнодушен к нашим скорбям? Конечно нет. Господь не забывает нас никогда. «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя», – говорит Господь в книге пророка Исаии. Но почему же тогда Он не всегда исполняет наши просьбы? Господь поступает так именно потому, что Он – любящий Отец. Ведь и у людей отец далеко не всегда исполняет просьбы своих детей. Старец Паисий Святогорец приводил такой пример: маленький сын просит, чтобы отец купил ему мотоцикл. Но отец знает, что сын еще незрелый и может разбиться, и потому не слушает его. Когда сын подрастет и повзрослеет, отец купит ему не только мотоцикл, но и машину. Из этого примера видно, что главная причина, почему Господь не исполняет наших прошений, состоит в том, что нам не на пользу то, чего мы просим. Это подтверждает нам и Священное Писание. «Просите, и не получаете, – говорит апостол Иаков, – потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений».

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

Прискилла и Акилла: приветствуйте Прискиллу и Акиллу, сотрудников моих (т. е. ап. Павла) во Христе Иисусе, (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников) и домашнюю их церковь (Рим. 3, 4). Павел: от великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам ( 2Kop. II, 4 ). Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовию И. Хр. ( Филип. 1, 8 ). Онисифор: да даст Господ милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня, и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня, и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты (св. ап. Тимофей) лучше знаешь ( 2Tuм. I, 16 – 18 ). Филимон: (ибо) мы имеех великую радость и утешение в любви твоей; потому что тобою, брат, успокоены сердца святых (Филип. ст. 7). 7. Главнейшая добродетель христианина по отношению к ближним Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов достиг глубокой старости и потерял силы от великих трудов своих. Он не мог уже ходить в собрание верных, и его приносили туда ученики на руках своих. До последних сил он считал своей священною обязанностию поучать христиан. Наконец и говорить ему стало трудно. Тогда он произносил только: «дети мой, любите друг друга». Удивляясь тому, что он повторяет все одно и то же слово, ученики спросили его, почему он делает это. «Это заповедь Спасителя», отвечал Иоанн, она «есть сокращенное содержание всего закона» 29 . («Чет.-Мин.»). 8. Мудрость христианской любви Однажды в свиту несколько старцев вкушали вместе пищу. В числе их был и авва Иоанн Колов. Некоторый пресвитер, муж великой святости, встал, чтобы подать трапезовавшим по чаше воды. Но из уважения к пресвитеру никто не согласился принять от него, кроме Иоанна Колова. Старцы удивились, и сказали ему: «как ты, меньший всех, осмелился принять уважение от пресвитера?» Он отвечал: «когда я встаю подавать чашу, то радуюсь, если все примут ее, как получающий большую мзду: по этой же причине теперь и я принял чашу, желая доставить ближнему мзду, – при том как бы он не огорчился, если б никто не принял от него»? (См.» Отечн.», еп. Игнатия, стр. 291). 9. Благочестивый спор любви

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Второй вид наказаний связан со свойством правосудия Божия, Который воздает каждому по делам его ( Рим.2:6 ). В Писании обычно это выражается образами гнева и ярости Божией. Действие Божественного правосудия мы видим в истории грехопадения прародителей, которые были осуждены на временные бедствия и смерть (см. Пространный христианский катехизис. О вере, о третьем члене Символа веры). Апостол сообщает, что Бог и «ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» ( 2Пет.2:4 ). Наказание Содома и Гоморры, всемирный потоп, поражение смертью нечестивых – это примеры проявления Божественного правосудия. Крестная смерть Господа Иисуса Христа явилась исполнением Божественного правосудия, без чего было невозможным прощение наших грехов (см. Пространный христианский катехизис. О вере, о четвертом члене Символа веры). «Наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились» ( Ис.53:5 ), – говорит Пророк. Наконец, Второе пришествие Спасителя, «в пламенеющем огне совершающего отмщение (διδν­τος κδκησιν) не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» ( 2Фес.1:8 ), явит окончательное действие правосудия Божия, Которое предаст нераскаянных грешников нескончаемым мучениям (см. Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 63). Как поясняет свт. Иннокентий Херсонский , Бог совершает Свои суды путем естественных (заложенных в самой природе вещей) и положительных наград и наказаний. То и другое устроено Богом, Который сделал так, «что добродетель сопровождается благом, а зло – злом.. Мы противополагаем их (положительные наказания и награды — прим. Админ.) естественным, между тем как они не противоположны им, ибо они должны быть в распорядке мира, хотя нам они неприметны, потому что глубоко в нем сокрыты. Например, будущее небо ново и земля нова – блага положительные, произойдут из сей натуры, следовательно, основание их положено в сотворении мира; равным образом и для наказаний основание лежит в природе; тот вечный огнь и теперь должен быть в природе, хотя мы его и не видим. Таким образом положительного – произвольного нет ничего, а все естественно. Положительное существует только для нас, не могущих обнять всего устройства мирового здания» (О Боге вообще – как Учредителе Царства Небесного//Сочинения. Т. 6. СПб., 1908. С. 690–691).

http://azbyka.ru/vopros/nakazyvaet-li-bo...

Мы не удивляемся, что люди серьёзные могут поддаваться таким странным мыслям: в указанных вестях Евангелия вовсе не два противоположных правила прозелитизма, но просто два различных факта, наблюдаемые каждый особо и объясняемые различным образом. В тех словах предлагаются не общие правила нравственности, но заключается мудрое объяснение различных событий; и посему в них нет противоречия, но они равно истинны. Другие критики делают упрёк, род хулы другому месту. Дабы показать, что должно молиться и не ослабевать, Иисус говорит, по святому Луке, что «в некотором городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился; что в том же городе была некоторая вдова, просившая у него защиты; но что он долгое время отказывал, а после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь; но как вдова сия не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне» (XVIII, 1–5). Думать ли, что здесь Иисус Христос хотел сравнить Бога с неправедным судьёй и докучливость просьбы поставить условием Божественной благодати? Он просто указывает на факт, который вероятно в Его время пользовался известностью, чтобы дать живее почувствовать пользу постоянства. Иисус Христос для достижения своей цели никогда не пользуется средствами косвенными или нечистыми, но в общих событиях жизни человеческой Он почерпает примеры и основания, дабы дать уразуметь и побудить принять правила Божественные. Все Его притчи имеют такой смысл и такое намерение. После заповедей об отношении людей к Богу следуют заповеди об отношениях людей между собой. Любовь полагается основанием этих заповедей. Много было говорено, что любовь есть великая заповедь Иисуса Христа, христианская добродетель по преимуществу. Но может быть недостаточно ясно говорили о том, откуда христианская любовь получает свой характер и своё величие. В различных языческих религиях, грубых или диких, богами делались силы природы или люди. И даже в тех из этих религий, в которых боги в свою очередь делались людьми, по преимуществу человек являлся и жил в этом воплощении бога.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/razm...

Но оставим Авраама и поговорим о нас. Почему мы просим терпения, братья и сестры? Может быть, нужно просто его проявить? Мы просим о нем, так как это дар Божий. Причем в молитве Ефрема Сирина мы просим именно «духа терпения», потому что терпение и есть плод Духа Святого. Вспомним Послание к галатам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение...» (Гал. 5:22). Христианское терпение не от человека, но от Бога, и его нужно просить. Порой Творец дает человеку такое терпение, какому удивляются Ангелы. Не только в житиях святых встречаются подобные примеры – и сегодня в жизни Церкви можно найти образцы великого терпения и веры. Один знакомый священник некоторое время ездил причащать пожилых супругов, больных раком. Муж еще мог вставать, жена уже была прикована к постели. Она испытывала страшные боли. Священник, молодой и здоровый, однажды робко посоветовал читать ей «Богородице, Дево» по двенадцать молитв несколько раз в день. «Вам будет легче», – пообещал он. Больная посмотрела на него, устало улыбнулась и ответила: «На третьей тысяче мне обычно становится легче...» И священник тот понял на всю жизнь, что христианское терпение – это лестница в небо. В Послании апостола Иакова есть место, из которого видно, что терпение настолько мощное средство духовного совершенства, что Бог буквально требует его от человека и для этого попускает те или иные искушения. «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, – пишет Иаков, – зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1:2–4). Как мы видим, разного рода трудности житейской и духовной жизни нужны нам – они как точильный камень, оттачивающий наше терпение. Острым лезвием терпения мы можем сражаться со всеми нашим духовными врагами, особенно приступающими к нам Великим постом. Это и уныние, и самосожаление, и малодушие, и прочие другие страсти, немощи и грехи. Все они побеждаются молитвой и терпением.

http://pravoslavie.ru/111555.html

11 . Святой апостол так пишет о вражде: всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца ( 1Ин.3:15 ). А Господь Иисус Христос, разъясняя 6-ю заповедь, сказал: Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, тот подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: рака (сирское бранное слово – пустой человек) , подлежит синедриону (верховному суду у евреев) , а кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной (т. е. высшей степени наказания) ( Мф.5:21–22 ). 12 . Шестая заповедь, запрещая вредить жизни ближнего, тем самым повелевает беречь жизнь и благосостояние его, как бережем жизнь и благосостояние свое собственное – любить его, как самого себя ( Мф.22:39 ). 13 . Отсюда проистекают следующие должности в отношении к ближним: 1) Со всеми обходиться кротко и любовно. 2) Помогать нуждающимся. 3) Примиряться с обидчиками, не мстить, а благотворить врагам. Пример на все эти обязанности Сам Иисус Христос. 14 . К грехам против 6-й заповеди должно отнести жестокое обращение со скотом . Пример – Валаам, который, когда бил ослицу, на которой ехал к царю Моавитскому, она силою Божиею проговорила в обличение его: „за что ты бьешь меня?“ ( Чис.22 гл.). О седьмой заповеди Закона Божия 1. Слова сей заповеди. – 2. Грех, запрещаемый сею заповедью. – 3. Унизительность грехов против 7-й заповеди. – 4. Виды греха любодеяния: а) блуд, б) прелюбодейство и в) другие, подобные им. – 5. Внутреннее прелюбодейство и пример погибели за этот грех. – 6. Средства предохранить себя от внутреннего прелюбодейства и вообще от любодейства. – 7. Учение Иисуса Христа об этом хранении. – 8. Добродетели, предписываемые 7-ю заповедью для супругов: любовь и верность, для других чистота и целомудрие. – 9. Учение Священного Писания об обязанностях мужей и жен и примеры супругов, хранящих сии обязанности, и людей целомудренных. – 10. Побуждения от Священного Писания хранить целомудрие. 1 . Седьмая заповедь читается так: Не перелюбы сотвори .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

1) Необходимо, чтобы, приступая к молите, предварительно приготовить себя к сему. «Прежде даже не помолишися, – пишет Премудрый, – уготови себе, и не буди яко человек искушая Господа» ( Сир.18:23 ). 2) Необходима живая вера и упование на Бога. «Веровати подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздатель бывает» ( Евр.11:6 ). «Вся, елика аще вопросите в молитве верующе, примете» ( Мф.21:22 ). Кто молится без веры и упования на Бога, тот, по слову ап. Иакова, «подобен волнению морскому, ветры возметаемому... Да не мнит... яко получит что от Бога» ( Иак.1:6–7 ). 3) Необходимо глубочайшее смирение и благоговение, чтобы молились с полным сознанием нашего недостоинства и величия Того, пред Кем мы молимся. «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс.50:19 ). «На кого воззрю, – говорит Бог через пророка, – токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» ( Ис.66:2 ). «Бог гордым противится, смиренным дает благодать» ( Иак.4:6 ). Мытарь во время молитвы не смел и очей своих возвести на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: “Боже, милостив буди мне грешнику”, и он оправдан сошел в дом свой» ( Лк.18:10–14 ). 4) Необходимо, чтобы молитва была искренняя и нелицемерная. «Егда молишися, не буди якоже лицемери» ( Мф.6:5 ). «Приближаются ко Мне люди сии усты своими, и устами своими чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене: всуе же чтут Мя...» ( Мф.15:8–9 ). 5) Необходима чистота совести и сердца и жизнь добродетельная. «Ибо как Бог есть свет и тмы в Нем нет ни единыя, так и мы должны ходить в свете, дабы иметь общение с Ним ( 1Ин.1:5–7, 2:6, 3:3, 20–22 ). «Он Бог, не любящий беззакония; у Него не водворится злой; Он ненавидит всех, делающих беззаконие» ( Пс.5:5–7 ). «К чему Мне множество жертв ваших? – говорит Бог через пророка. – Кто требует сего от рук ваших? Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои, и когда вы умножаете молитвы ваши, Я не слышу: ибо руки ваши полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите худые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного; защищайте сироту, вступайтесь за вдовицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010