1 Все сказанное здесь относится и к остальным нашим книгам этого рода, т. е. к «Урокам и примерам христианской надежды» и «Урокам и примерам христианской любви». 2 Примеч. Всякая проповедь пастыря церкви, каких бы предметов христ. учения она ни касалась, в сущности сводится к трем предметам христианского учения – к учению о вере, надежде и любви – как главных добродетелях, без которых невозможно ни жить благочестиво, ни спастись. Проповедник слова Божия найдет как в этой книге (т. е. в Уроках и примерах христ. веры), излагающей по преимуществу догматы веры, так и в других, излагающих нравственное христианское учение (т. е. в кн. под назв. „Уроки и примеры христ. надежды“ и «Ур. и примеры христ. любви»), весьма достаточное количество библейских в систему приведенных изречений, святоотеческих свидетельств церковноисторических повествований и рассказов из житий святых, служащих живыми и назидательными примерами благочестия мыслей людей мудрых и благочестивых, разного рода объяснений догматического и нравственного характера, а весьма достаточное количество критических разборов инославных учений, мнений и заблуждений раскольников, сектантов, рационалистов и т. п. людей, заблуждающихся и других вводящих в заблуждение. Все это может служить готовым материалом для составления церковных поучений, применительно к месту, времени, слушателям и обстоятельствам их жизни. Вполне достаточно получаса, чтобы при помощи готового материала составить церковное поучение на любую тему. 3 Подлинник адреса Моск. Дух. Академии, вместе с другими, хранится в библиотеке этой Академии; сн. «Сборник, изд. Общ. люб. дух. просвещения по случаю празднования столетнего юбилея митр. Филарета», т. II, стр. 667. Это было говорено в 1867 г., и еще при жизни великого святителя. Но и теперь, много спустя после кончины святителя, значение его катехизиса отнюдь не умалилось. До сих пор этот катехизис, признанный символическою книгою православной церкви, служит и «учебной книгой церкви», и «правилом веры для всех», и «свидетельством исповедания нашего пред иноверными», и «возбуждением их к общению и союзу с церковию истинно-апостольскою».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Д. Добродетели христианина, содействующие ему в исполнении первой заповеди Божия 1. Отвергнись от себя а) Что значит «отвергнуться от себя»? Самоотвержение по словам св. Василия Великого состоит в следующем: «сам себе отрицается той, иже совлечеся ветхого человека с деяньми его, тлеющего в похотех прелестных, – отрицается и всех пристрастий мирских, яже препятствовати могут намерению благочестия; совершенное же отвержение в том состоит, еже и к самой жизни беспристрастну быти и осуждение смерти имети, во еже бы на себе не надеятися», т. е. «сам себя отрицается тот, кто старается подавлять в себе все греховные привычки, как в мыслях и намерениях, так и в самых делах, свойственные человеческой природе, не очищенной от греха благодатию Божиею чрез веру Христову, – кто отрицается от всех мирских пристрастий, могущих препятствовать стремлению к благочестию; совершенное же отвержение состоит в том, чтобы не иметь пристрастия к самой жизни земной и не надеяться на свои силы». – По словам св. Златоуста, «отвергнуться себя» значит отказаться от своей собственной, естественной воли и предаться воле Божией, ради Христа отказаться от всего, если то потребуется, и быть готовым ради Него на всякие скорби, лишения, говения, страдания, если Ему угодно будет послать их нам, как бы ни больно было, чего бы ни стоила нашей воле такая жертва всем, что для вас дорого» 65 . (См. «Толков. еванг.», еп. Михаила, т. 1, стр. 304). б) Библейские примеры самоотвержения. I. Апостолы: Симон, Андрей, Иаков, Иоанн: проходя-же близ моря Галилейского, увидел (I. Хр.) Симона Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, прошедши оттуда, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке, починивающих сети; и тотчас призвал нх и они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, наследовали за Ним. (Марк. И, 16 – 20). II. Бедная вдова: ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела. ( Лyk. XXI, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Содержание Предисловие    «Ничто столь не губительно для греха, как его обличение и осуждение, соединенное с покаянием и слезами». — Святитель Иоанн Златоуст.    Почему необходимо покаяние? Что такое грех, какова природа его происхождения? Какие добродетели помогают бороться с грехами? Как подготовиться к исповеди? — на эти и другие вопросы можно найти ответ в этой книге, составленной на основе сборника «Уроки и примеры христианской веры (под ред. прот. Г. Дьяченко)».    Дьяченко Григорий Михайлович (1850—1903) родился в Витебской губернии, в семье дьякона. В 1877 году окончил Московскую Духовную Академию, в 1885 году защитил магистерскую работу «О приготовлении рода человеческого к принятию Спасителя» и принял сан, а в 1899 — стал протоиереем. Служение проходил в Москве, в храме св. мч. Трифона, где скоро приобрел известность как талантливый писатель и проповедник.    Большинство работ отца Григория носят гомилетический (проповеднический) характер. Одна из самых популярных: «Полный годичный круг кратких поучений» — проповеди на темы Священного Писания (по церковным чтениям), которые служили ценным пособием не одному поколению пастырей. Также известны «Проповедническая энциклопедия», «Уроки и примеры христианской надежды» — опыт катехизаторской хрестоматии.    Катехизация (греч. Κατηχσις — поучение, наставление) — изучение членом церкви, либо человеком, готовящимся стать членом церкви основ христианской веры и вероучения церкви.    Катехизические поучения являются самым важным из видов проповеднической литературы, поскольку они разъясняют основы и суть вероучения. Именно эти назидательные тексты позволяют принявшим Православие приобщиться к христианскому учению и не уклониться в ересь. Если в первые века христианства катехизация предшествовала Крещению и могла занимать длительное время, то сейчас в современной России ситуация обратная — многие люди, принявшие Крещение в детстве, живут вне Церкви и, формально причисляя себя к православным, часто относятся к христианству как к некой народной традиции, переплетающейся со множеством языческих суеверий. И чаще всего это происходит по элементарному незнанию, неосведомленности в основах веры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3069...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Не стыдись исповедовать грехи свои Дьяченко Григорий Михайлович (1850-1903) — протоиерей, известный писатель и одаренный проповедник, составитель множества проповедей. Данная его работа на примерах Священного Писания, трудов отцов Церкви и подвигах святых подвижников объясняет необходимость покаяния как средства исправления греха и помогает христианину подготовиться к таинству Исповеди. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Составитель протоиерей Григорий Дьяченко Не стыдись исповедовать грехи свои Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 11-025-2725) Предисловие Ничто столь не губительно для греха, как его обличение и осуждение, соединенное с покаянием и слезами. святитель Иоанн Златоуст Почему необходимо покаяние? Что такое грех, какова природа его происхождения? Какие добродетели помогают бороться с грехами? Как подготовиться к исповеди? – на эти и другие вопросы можно найти ответ в этой книге, составленной на основе сборника «Уроки и примеры христианской веры (под ред. прот. Г. Дьяченко)». Дьяченко Григорий Михайлович (1850–1903) родился в Витебской губернии, в семье дьякона. В 1877 году окончил Московскую Духовную Академию, в 1885 году защитил магистерскую работу «О приготовлении рода человеческого к принятию Спасителя» и принял сан, а в 1899 – стал протоиереем. Служение проходил в Москве, в храме св. мч. Трифона, где скоро приобрел известность как талантливый писатель и проповедник. Большинство работ отца Григория носят гомилетический (проповеднический) характер. Одна из самых популярных: «Полный годичный круг кратких поучений» – проповеди на темы Священного Писания (по церковным чтениям), которые служили ценным пособием не одному поколению пастырей. Также известны «Проповедническая энциклопедия», «Уроки и примеры христианской надежды» – опыт катехизаторской хрестоматии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА Блажени плачущии, яко тии утешатся 1. Объяснение второй заповеди блаженства " Какие плачущие находятся на пути к блаженству?» – спрашивает святитель Филарет, митр. Московский. «Христос Спаситель, – говорит он, – ублажает нищих не просто, но нищих духом ( Лк.6:20 ). И когда, по сказанию св. Луки, говорит: «блажени, алчущии ныне: яко насытится» ( Лк.6:21 ), Он ублажает не алчущих хлеба, потому что насыщение хлебом не есть блаженство; но, как полнее и яснее сказует св. Матфей, «блажени алчущии и жаждущии правды» ( Мф.5:6 ). Сообразно с сим надлежит рассуждать и о плачущих. Блаженны плачущие духом и, по духовному побуждению, плачущие о правде и добродетели, которой не имеют, оплакивающие неправды и грехи, которыми обременены, плачущие от скорби духа, что прогневали и прогневляют Бога, и потом от любви духа, что при всем желании видят себя не довольно соответствующими Божией любви и милосердию. Из сего можно усмотреть и то, почему желающий достигнуть блаженства не должен миновать пути слезного. Первозданный непорочный человек блаженствовал в Раю без слез и путем радости шел к высшему блаженству небесному. Но когда, прельщенный духом злобы, человек преткнулся и пал грехом, райский путь радости скрылся от него; и Сам Бог, как Праведный Судия и вместе как Человеколюбивый Врач, поставил его на путь плачевный, когда сказал Адаму, указуя на проклятую в делах его землю: «в печалех снеси тую вся дни живота твоего» ( Быт.3:17 ), – когда сказал Еве: «умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя» (ст. 16). Что Бог поступил в сем, как Праведный Судия, сие понятно само собою. А что Он поступил в сем и как Человеколюбивый Врач, сие требует изъяснения. Христос Спаситель сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ). Оно есть в нас, конечно, не в полноте, как оно есть на Небе; но по крайней мере в начатке, когда живет в нас благодать Божия, когда вселяется Христос верою в сердца ( Еф.3:17 ). По прямой с сим противоположности справедливо можно сказать, что и царство дьявола, или иначе ад и самый огонь геенский, не в полноте, а в начатке, внутрь человека есть, когда живет в нем грех. Сей скрытый огонь оказывает себя в действиях. Он непрестанно возжигает в душе грешника желания к новым грехам и жжет совесть ( 1Тим.4:2 ) темным, но всегда мучительным сознанием зла, при особенных обстоятельствах, разгорающимся в пламя отчаяния. Посему, как для угашения пожара нужна вода, так для угашения неестественного огня греховного в душе нужны слезы покаяния. Как для уврачевания расстройства в здоровье, произведенного роскошью и неумеренностью в пище и питье, употребляются горькие врачевства; так для уврачевания души, зараженной впечатлениями греховных услаждений, требуются скорби покаяния и горькие слезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Г. Добродетели, предписываемые четветою заповедью 1. Посещай храмы Божии в праздничные дни а) Примеры усердного посещения храмов Божиих. Преп. Феодор Сикеот с ран них лет начал обнаруживать любовь к церкви Божией. В особенности он любил ходить в храм великомученика Георгия, живописно стоявший на уединенной горе, довольно далеко от дома Марии, матери Феодора. Будучи восьми лет, Феодор, обучаясь в училище, не ходил домой обедать, особенно в великопостные дни, но обыкновенно отправлялся в свою любимую церковь молиться Богу; уже вечером возвращался он к матери и тогда уже принимал пищу. Мать несколько раз строго приказывала ему приходить домой к обеду, но юный отрок трапезу духовную предпочитал трапезе телесной, и телесное обучение освящал благочестием, которое на все полезно. Бывало, все домашние спят глубоким сном, а Феодор встанет с первым проблеском зари и уйдет в свою церковь на утренние молитвы: его влекла туда любовь к святому великомученику Георгию. В ночное время, на пути в церковь , приходилось ему видеть страшные привидения, в виде свирепых зверей, устремлявшихся на него с ревом и визгом: а он шел себе смело и ничего не боялся: он верил, что ему, с копьем в руках, сопутствует великомученик Георгий. Случалось, что мать и прочие женщины, желая отклонить Феодора, чтобы он не ходил в церковь до рассвета, рассказывали ему, будто по ночам ходит волк и пожирает всех встречных; но женские рассказы не могли удержать его дома, – он непременно уйдет в церковь , так что, покоясь крепким сном, домашние и не заметят его ухода. Однажды Мария, проснувшись рано утром и не застав сына в постели, с гневом побежала в церковь , извлекла его оттуда за волосы, и во весь день продержала при себе, а на ночь привязала к кровати. Но св. Георгий предстал в ночном видения пред Мариею, обнажил меч, и грозил ей отсечь голову, если она впредь будет препятствовать сыну ходить в церковь . Четырнадцати лет от роду Феодор совершенно оставил родительский дом, и начал жить в пещере, которую выкопал близ церкви св. Георгия, чтобы удобнее посещать любезный ему дом молитвы. Восемнадцати лет он рукоположен был во священника, и начал совершать бескровную жертву, достойно предстоя алтарю Господню. Так протекли детские и отроческие годы св. Феодора. Сколько здесь уроков для нынешних детей, которые ленится ходить в храм Божий, под предлогом малолетства, слабости тела, отдаленности от церкви, непогоды и других препятствий! («Чет.-Мин.»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Примеры молитвенной помощи людям Часть 1 Продолжая книгу о старце схиигумене Савве, мы решили начать с посещения блаженной старицы схимонахини Марии, которая была близким духовным другом нашего духовного отца. Мы, четверо, были в гостях, где в это время находилась схимонахиня, которая знала нашего батюшку, когда он был еще молодым. Она молча перебирала четки. И вдруг как-то особенно улыбнулась. Мы стали просить ее что-нибудь рассказать нам об отце, об их встречах, но она молчала. Через некоторое время она запела своим старческим, но очень приятным голоском: «Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваши не постыдятся». Затем проговорила: «Матерь Божия, помоги нам. Господи, помилуй» и опять запела: Друзья мои, друзья, бегите Вы грешной жизни, как чумы, И мир ничтожный разлюбите И связи с грешными людьми. Мы опять стали ее просить хоть что-нибудь вспомнить о встречах с отцом, и тогда она сказала: – В основном мы встречались в храмах или на пути в храм святого мученика Трифона, а когда он заходил к нам домой, то больше беседовал с монахом, проживающим в нашей квартире, о монашеской жизни. Меня он спрашивал, какой ему путь избрать: монашеский или, может быть, жениться? Я ему прямо сказала: «Во все углы не гляди, куда ходишь, туда и ходи». А ходил он на работу и в храм. Да что я ему могла сказать, он был человек всесторонне образованный, а кто я такая? Однажды он зашел ко мне, а у меня были три куклы, и он с удивлением спросил: «Что это вы в куклы играете?» Я ответила: «Это хорошие девочки: Вера, Надежда и Любовь …» Отец наш совместил в себе все эти христианские добродетели. Я знала отца Савву, когда он был еще Николаем Михайловичем, задолго до поступления его в монастырь. Он посещал многие храмы, но чаще всего бывал в храме села Леонова, там он читал и пел. Одна раба Божия очень сильно заболела, у нее была страшная рвота. Однажды она собралась к врачу, но знакомые привели ее в храм. Там после литургии служили водосвятный молебен, на котором пел Николай Михайлович. После молебна он дал ей стакан святой воды, но она не стала пить. Тогда Николай Михайлович ей сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление перевод с английского Вступление Православные богословы часто говорят о том, что православная социальная и пастырская деятельность имеет свои исторические ограничения. О. Георгий Флоровский утверждал, что «в современной России нет сколько-нибудь значительного движения социального христианства», а о. Иоанн Мейендорф отмечает, что христианский Восток имеет репутацию отстраненности от исторических реальностей и приверженности мистицизму и созерцательности. Однако активное участие в социальной и благотворительной деятельности было далеко не чуждым православной традиции, несмотря на некоторые перерывы в силу исторических обстоятельств. То же относится и к православной социальной мысли. В Русской Православной Церкви есть замечательные примеры социального свидетельства и служения, вдохновляющие поразительное социальное обновление в православном мире, хотя по своей форме это служение часто отличалось от западного, и его развитие часто ограничивалось историческими обстоятельствами. Социальное свидетельство в истории Православной Церкви Библейский и святоотеческий взгляд на богатство и бедность С самого начала Церковь неизменно проповедовала идеал диаконии или служения как неотъемлемой части христианской жизни наряду с литургией и мученичеством или свидетельством. Ветхий Завет приводит многочисленные примеры служения ближнему как богоугодного делания, и пророки часто предстают защитниками вдов и сирот. Бедность понимается как добродетель. Богатство является препятствием для вхождения в Царство Божие. Притчи и заповеди блаженства Христовы дают крепкую основу для социальной справедливости и ответственности перед бедными. Задача церковной диаконии состояла в том, чтобы нести свидетельство о милосердии ( eleos ) Божием и провозглашать новый социальный порядок. «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» ( Лк.4:18 ).

http://azbyka.ru/pravoslavnaya-diakoniya

10. Воскресение Христово есть торжество веры, добродетели и упования Пасха христианская всегда совершалась со всею торжественностию. Еще христиане не имели храмов, еще гонимые язычниками сокрывали свое богослужение в вертепах и пропастях земных; но воспоминание воскресения Христова было уже виною торжества столь светлого и продолжительного, что один из древних защитников христианства ( Тертуллиан ) вслух всех язычников говорил: «Ваши праздники, взятые все вместе, не могут сравниться продолжением своим с одною Пасхою христианскою». В самом деле, воскресение Господа нашего само по себе есть торжество торжеств и праздников праздник. Оно есть высочайшее торжество веры, ибо им утверждена, возвышена, обожена вера наша; – есть высочайшее торжество добродетели, ибо в нем самая чистейшая добродетель восторжествовала над величайшим искушением; – есть высочайшее торжество надежды, ибо служит вернейшим залогом обетований самых величественных. I. Воскресение Иисуса Христа есть высочайшее торжество веры. Апостол Павел, один из первейших проповедников веры написал коринфским ученикам своим: «аще... Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша» ( 1Кор. 15:14 ). То есть, ежели Христос не воскрес, то все истины нашей веры теряют свою силу; Евангелие и проповедь не имеют более достоинства; – все христианство есть – праздное имя. Мысль разительная, но совершенно истинная, неоспоримая! – Ибо на чем основана вся вера наша? – «Наздани бывше, – отвечает св. Павел, – на основании апостол и пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу» ( Еф. 2:20 ). Воскресший Иисус есть краеугольный камень нашей веры; Он есть «Посланник и Святитель нашего исповедания» ( Евр. 3:1 ). Но почему, братие, сей камень, пренебреженный зиждущими, соделался для нас во главу угла и дивен во очию нашею? ( Мф. 21:42 ). Почему мы признаем в Нем «Христа – Божию силу и Божию премудрость?» ( 1Кор. 1:24 ). – У нас есть на сие весьма много доказательств; но все они были бы недостаточны без воскресения Господа нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Образцовые христианские супруги и матери Св. Нонна, мать св. Григория Богослова . Добрая жена, это – дар Божий, и Господь устрояет доброе супружество. Хотя круг деятельности жены, по-видимому, тесен, ибо весь почти заключается в пределах одного семейства, но, тем не менее, и на этом невидном поприще она может совершить такие подвиги и оказать такие доблести, которые будут благоплоднее многих подвигов и дел, совершенных мужами на поприще общественного служения. К такому убеждению приводят нас примеры многих христианских жен, показавших в себе образец того, чем могут и должны быть матери семейств в христианском мире. Один из таких примеров мы видим в св. Нонне, матери св. Григория Богослова . Сам же св. Григорий Богослов изображает нам высокие совершенства матери своей; а кто лучше сына мог знать самые сокровенные добродетели матери, и кто беспристрастнее святого мог свидетельствовать о них! Итак, его словами начертаем образ жизни св. Нонны, представляя: 1) какими добродетелями вообще украшалась она в тишине жизни семейной, и 2) чем в особенности послужила своему супругу и детям. Другие жены тщеславятся и превозносятся красотою: св. Нонна знала одну красоту – душевную, и старалась сохранять или уяснять в себе, по мере сил, образ Божий; а поддельные и искусственные украшения отвергала, как неприличные христианской супруге. Она знала одно истинное благородство: быть благочестивою и знать, откуда мы произошли и куда пойдем; одно надежное и неотъемлемое богатство – употреблять свое имущество для Бога и для нищих, особенно же для обедневших родственников. Если одни из жен отличаются бережливостью, а другие благочестием (ибо не всегда совмещаются оба эти качества), то она превосходила всех тем и другим, в каждом достигала совершенства и оба умела соединить в одной себе. Попечительностью и неусыпностью, по предписаниям и правилам Соломоновым для жены доброй, она так умножила все в доме, как бы вовсе не имела целью благочестие. Но, с тем вместе, и столько была усердна к Богу и ко всему божественному, как будто нимало не занималась домашними делами. Одно не терпело у неё ущерба от другого, но одно другим взаимно поддерживалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010