Тем не менее, после воцарения традиционная легитимность способствует развитию и псевдорелигиозной легитимации, т.е. харизматической, когда главе государства приписываются особенные способности и дарования. Это хорошо видно на примере императора Александра III , отличавшегося, по оценкам близко знавших его людей, средним интеллектом, но вошедшим в историю в качестве одного из рассудительнейших монархов. Это не минус императора: государь средних способностей лучше поймёт среднего же подданного (а таких большинство), легче приблизит к себе одарённых помощников и скорее направит страну по среднему мирному пути, нежели ввергнет её в коренной внутренний переворот и внешнеполитические испытания. Таким образом, признак личных достоинств применим для установления диктатуры, но не монархии. Харизма – вещь персональная и изменчивая, монархия же требует постоянства поддержки и династичности, поэтому использовать условие переменное как основание для явления непоколебимого неправильно даже логически. Этот признак не устраняет и борьбы за трон. Людям свойственно преувеличивать свои достоинства и заслуги и преуменьшать чужие, это закономерное следствие гордыни и властолюбия. Талантливый человек нередко видит себя одарённей гениального, особенно если занимает высокое общественное положение. Чем человек талантливей, тем более тяжёлую корону самомнения он способен вынести. Господь наш Иисус Христос стал царём христиан не благодаря бюрократически-рациональной легитимности (как потомок Царя Давида), не благодаря харизме (как великий чудотворец), но потому что был даже не выразителем нравственно-религиозного идеала, как земные цари, а сам Закон Божий и Высшая Справедливость. Абсолютно харизматичный царь нас ждёт только в конце мира в лице антихриста. Критерии выбора царя Когда мы говорим о выборе государя, то должны себе представлять что это не демократические выборы. Во-первых, мы не можем механически подсчитывать достоинства и недостатки кандидатов, сопоставляя их друг с другом по получившимся суммам, поскольку это путь относительный для отыскания абсолютного.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/26/...

Вообще каждый библейский призыв к покаянию и к праведной жизни основывается на общем методологическом принципе, который я попробую сформулировать так: единственный для человека способ улучшить качество своей личности и выправить искривления своей жизни состоит в деятельном воспоминании о своем достоинстве хранителя образа и подобия Божия. По выражению одного иудейского религиозного писателя, самое страшное, что может сделать людям диавол, это заставить нас забыть, что мы Царские дети (цит. по: Епископ Каллист (Уэр). Внутреннее царство. Киев, 2004). Поэтому нам так важно с раннего возраста прививать подрастающему поколению верное понимание того, что такое честь и достоинство человека и христианина и чем они отличаются от эгоизма и гордыни. Но для этого сами воспитатели должны ясно различать смысл этих понятий и их взаимоисключающую природу. Высокое достоинство и божественное призвание личности состоит в обретении лика. Личность и лик – это также понятия одноименные. Всякий человек – личность, но лишь достигнув святости, он обретает лик. Таким образом, дерзну предположить, что личность человека может представляться триединым выражением человеческой природы, которая в свою очередь образуется триадой: дух – душа – тело. К слову, это вполне соотносимо и с основной схемой диалектического развития, принятой еще в немецкой классической философии, если рассматривать дух в качестве тезиса, или исходного момента; тело – в качестве антитезиса, или отрицания; а душу – как синтез противоположностей в их новом единстве. Всякое нарушение гармонии в этом триедином феномене приводит к искажению личности, будь то духовная прелесть, интеллектуальная шизофрения или слабоумие грубой силы. Окружающий мир переполнен плодами таких искажений, и давление патологий на процессы формирования личности человека воистину огромно. Личность или личина? Одним из новейших признаков нарушения внутренней гармонии личности, а иными словами – очевидным диагнозом интеллектуально-нравственного нездоровья современного общества стало его стремление уделять особое значение так называемому " имиджу " человека, – то есть, тому, каким он представляется в среде окружающих его людей.

http://religare.ru/2_25470_1_21.html

Гордыня (гордость) Если когда-нибудь при взоре на свое богатство ты возгордишься, то пусть мысль об общем Создателе смирит тебя и введет в пределы скромности (1). Как рассказывал мне некто, после многих молитв, чтобы в очищение прежней гордыни любомудренно научиться смирению, сперва был он придверником храма, а потом стал пастырем, даже лучшим и опытнейшим из пастырей (1). Гордящиеся благородством! Облагораживайте нравы (1). Не думай о себе слишком высоко и не полагайся на свой ум, хотя ты и очень велемудр. Если и видишь кого-либо ниже себя, не превозносись, как всех превзошедший и находящийся близко к цели. Тот не достиг еще цели, кто не увидел предела своего пути. Много надо иметь страха, но не должно приходить и в излишнюю робость. Высота низлагает на землю, надежда возносит к небу; а на великую гордыню гневается Бог. За иное можешь взяться руками, иного касайся только надеждой; а от иного вовсе откажись. И то признак целомудрия – знать меру своей жизни. Равно для тебя худо – и отложить благую надежду, и возыметь слишком смелую мысль, что нетрудно быть совершенным. В том и другом случае твой ум стоит на худой дороге. Всегда старайся, чтобы стрела твоя попадала в самую цель, смотри, чтобы не залететь тебе далее заповеди великого Христа, остерегайся и не вполне исполнить заповедь: в обоих случаях цель достигнута. И излишество бывает часто бесполезно, когда, желая новой славы, напрягаем стрелу сверх меры. Если будешь много о себе думать, то напомню тебе, откуда пришел ты в жизнь, чем был прежде, чем – когда лежал в материнской утробе, и чем будешь впоследствии, а именно: прахом и снедью червей, потому что принесешь с собой к мертвецам не более, как и самый немощный (2). Высока жизнь целомудренных нестяжателей, привитающих в горах; но гордость и их низлагала неоднократно; потому что они, не измеряя своей добродетели другими более совершенными образцами, иногда в сердце своем именуют высотой то, что невысоко, а нередко при пламенеющем уме ноги, как горячие кони, несут их далее цели. Посему или на легких крылах несись все выше и выше, или, оставаясь внизу, совершай безопасное течение, не страшась, что какая-нибудь тяжесть преклонит крылья твои к земле и ты, вознесшись, падешь жалким падением (2). Всегда берегись жала того, кто непрестанно влечет назад души, простирающиеся вперед, чтобы ему царствовать над большим числом униженных, кто первый низложен из небесной славы на землю и влачит здесь иго позора, налагаемое на горделивых (2). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Григория Богослова/[ред.-сост.: Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 608 с. - (Духовное наследие).; ISBN 978-5-485-00194-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Тогда психоболезненность надо учитывать как трудность противоречивого характера, как душевную немощь и «слабое место» человека, сами по себе вполне простительные и требующие лишь осторожности, помощи и снисхождения. Психоболезнь же надо не только учитывать, но еще и лечить, для чего бывает нужен врач-специалист, к которому, особенно, если пастырь или катехизатор лично знают его духовно-душевные качества, не зазорно вовремя направить своего подопечного (конечно, лишь в форме рекомендации). 12) Кроме того, не следует путать психически больного, а тем более болезненного человека, с одержимым , т. е. подлинно бесноватым , какими бы «бесами» он ни был одержим, – страха, сомнения, уныния, нетерпения, блуда, подозрения, гордыни, сребролюбия, осуждения, нигилизма, двойничества, т. е. рефлексивного «буриданова» раздвоения, иногда ведущего прямо к шизофрении, и т. д. [Интересно, что Ф.М. Достоевский, который, как известно, был гениальным писателем «не благодаря, а вопреки» своей психической болезни с. 57], считал, что «эта черта свойственна человеческой природе вообще. Человек может, конечно, век двоиться и, конечно, будет при этом страдать… надо найти в себе исход в какой-то деятельности, способной дать пищу духу, утолить жажду его… Я имею у себя всегда готовую писательскую деятельность…» (из письма, написанного незадолго до смерти [цит. по: 8, с. 64]. – Прим. авт .]. Это – удивительно точная и трезвенная оценка, и вначале, когда Достоевский видит духовно падшую и потом бесноватую человеческую природу, и потом, когда предвидит пути ее восстановления, искупления, спасения и оправдания преображающим человеческое существование творческим духом в Духе. Не то же ли самое можно увидеть и сказать в отношении всех остальных «бесов»? Если есть верные признаки одержимости, тогда надо особое внимание уделить экзорцизмам – «запретительным» молитвам чина оглашения. 13) Установить и выявить жесткое различие между беснованием или какой-либо иной духовной болезнью и психопатологией очень трудно, но всегда это есть различие духовного и душевного [Контакт с больными часто помогал пастырям выделять болезни духовные, когда пастырь сам мог оказывать помощь, и душевные, когда требовалась компетентность врача-специалиста.

http://azbyka.ru/katehizacija/podgotovka...

антихристу, и говорит о том и другом, как об одном. А что именем змея он означает дьявола, это ясно показывают слова его: „Не сознавая своей немощи и той гордыни, от которой пал, замыслит несчастный воспротивиться в тот страшный час, когда Господь придёт с небес”. Пришествие на землю врага, т. е. дьявола, он отождествляет с рождением антихриста. „Не так придёт враг, – говорит он, – от осквернённой девы действительно родится его орудие”. Таким образом, Ефрем Сирин признаёт антихриста орудием сатаны. Вот почему надписавши Слово: На пришествие антихриста, он больше говорит о действовании сатаны. Он не отличает действования антихриста от действования сатаны: говоря о действовании сатаны, он разумеет действование антихриста, и, собравшись говорить о действовании антихриста, пишет о действиях сатаны; потому что чрез антихриста и в антихристе будет действовать сатана, который вселится в него, совершенно овладеет им и проникнет всё его существо, всю его жизнь и деятельность, Антихрист, как человек, исполненный по самому происхождению и природе своей зла, и антихрист, как всецелое орудие сатаны, будут действовать совместно, заодно; но действование через антихриста сатаны будет во столько могущественнее и злотворнее действования собственной личности антихриста, во сколько дьявол сильнее и злобнее самого нечестивого человека. Поэтому Ефрем Сирин действование антихриста приписывает дьяволу . Но, говоря о рождении антихриста, как о пришествии на землю сатаны, потому что сатана вселится в антихриста быть может даже с самого зачатия последнего, и сливая вместе действование антихриста с действованием сатаны, потому что и на самом деле оба они будут действовать заодно и в одном и том же лице; Ефрем Сирин , однако, отнюдь не отождествляет самого существа и лица антихриста с личностью сатаны, а, напротив, ясно различает антихриста от сатаны. Антихриста он называет орудием дьявола, а говоря, что это орудие родится от осквернённой девы, он тем самым признаёт его за человека, а ниже и прямо называет человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Горе мне за сие…» . А относительно возвещения лучше всего сослаться на опыт известного христианского подвижника Антония Великого: «Если страх не будет отступать от души: то это признак присутствия врагов. Демоны никак не отъемлют страха, как отъяли страх великий Архангел Гавриил, явившись Марии и Захарию, и Ангел, явившийся женам в гробе Господа. Напротив того демоны, увидев, что человек испугался их, усиливают привидение, чтоб поразить бó льшим испугом, и наругаться, извлекши поклонение себе» . Как видим, «страшное возвещение» и его последствия очень похожи на описываемое аввой Антонием воздействие демонов, жертвой которых сделался протопоп. Что интересно, устраивая собственную порку, Аввакум еще умудряется вещать следующее: «аще кто бить меня не станет, да не имать со мною части во царствии небеснем!» О каком Царствии Небесном можно помышлять, а тем более говорить в данной ситуации?! По-видимому, протопоп не забыл видение «кумычки» Анны и в глубине сердца верил ее словам. Как мы уже определили, чудо с вышеупомянутой Анной, где ей ангелы показали посмертные «полаты» гонимого боголюбца и, помимо всего прочего, повелели сообщить об этом видении « отцу своему» Аввакуму, могло способствовать только росту самомнения и гордыни. Эта история получила неожиданное продолжение – подобное, а скорее даже более серьезное искушение произошло с ним во время мезенской ссылки. Речь идет о случае с женой воеводы Алексея Цехановицкого «Евдокеей» (Приложение, Помимо того, что она, по словам протопопа, «после родин разнемоглася гораздо», тут еще «беси напали… и зело жестоко мучить стали ея» . Имея богатый опыт изгнания нечистых духов, Аввакум остался верен себе и в этом случае, но случилось непредвиденное – «панья» стала вдруг всячески восхвалять горемыку-протопопа и его борьбу за «старое православие». Мало того, что Евдокия называла его: «отченько», «батенько», «кветенка мой, сиречь миленькой мой» , «пастырю добрый мой» ; мало того, что она «после моления тово встала и села на постеле, и ухватила меня, – пишет Аввакум, – к себе плачючи прижимала, а сама паки тоже говорит и кланяется мне» ; некоторые высказывания бесноватой ввергли в недоумение самого Аввакума.

http://bogoslov.ru/article/4789778

Ибо невозможно было обречь на тление через смерть в конце рождение, не затронутое тем, что конечным своим следствием имело смерть. Поскольку, как я сказал. Слово [Божие] различает [названные веши, то можно полагать], что до тех пор, пока одни только те признаки, которые были присущи Адаму при начале и конце (то есть при рождении и тлении), тиранически владычествовали над естеством [человеческим], - до тех пор не могло наступить время для совершенного осуждения греха. Тот, Кто явился нам посредством плоти и стал совершенным человеком, за исключением одного только греха, то есть Слово Божие, одно только по [Собственной] воле имело во плоти Адама естеством наказание; и Праведник, невинно пострадавший за неправедных, осудил грех во плоти. Он ниспроверг обыкновение смерти, совершив таковое осуждение греха, но не осуждение природы. И по обращении вспять смерти наступило время для начала приговора, чтобы [окончательно] осудить грех. Итак, о чем у нас идет речь? - О том, что грех, изначала прельстивший Адама, убедил его преступить Божественную заповедь. Вследствие этого [преступления грех] установил наслаждение, а посредством него он вонзил в самое основание естества Адама и самого себя, [а тем самым] осудил на смерть всю природу, гоня, через человека, естество произведенных на свет к исчезновению в смерти. Ибо это было подстроено семенем греха и отцом зла - лукавым диаволом, который вследствие гордыни лишил себя пребывания в Божественной славе, а из-за зависти к нам и к Богу изгнал Адама из рая, чтобы уничтожить дела Божии и расторгнуть то, что было образовано для бытия. Ведь наисквернейший завидует не только нам вследствие [обретаемой нами в подвиге] добродетели, [которая дарует нам] славу в Боге, но и [Самому] Богу, из-за [Его] всеми воспеваемой Силы, [действующей] ради нашего спасения. Властвующая вследствие преступления [заповеди] смерть господствовала над всей природой [человеческой], основой своей мощи имея [возникшее] из преступления наслаждение, которое положило начало всему естественному рождению и по причине которого сама смерть была определена в виде наказания для природы [человеческой].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/949/...

Как бы там ни было, с какого-то момента я больше не мог сопротивляться очевидному. Метафизические усилия, необходимые для написания чего-то, превосходящего качеством толстый журнал N, требуют от автора признания тех органических и, возможно, зловещих законов бытия (страх Божий, неотвратимость смерти, благополучие России в силе ее святых штыков, иерархичность и принудительность как точка отсчета для гармонии в мире, etc.), что ненавистны и страшны либеральному, условно-реалистическому литератору-атеисту. Иван Сергеевич Тургенев (почему бы не вспомнить в конце концов об Иване Сергеевиче) был милейшим человеком, но в происходящем вокруг в отличие от Достоевского и Леонтьева он не понимал ни черта. Я не сомневаюсь, что именно Тургеневу (а также Пыпину, Златовратскому и Панаеву) из всех авторов девятнадцатого столетия, живи они сейчас, наши литературные прогрессисты воздали бы максимальное количество почестей. А вот мне от подобного положения вещей хочется замочить самого себя в сортире. Однако времена, как сказано было выше, неуклонно меняются. Прогрессизм рушится, и скоро рухнет окончательно. Лучшая в настоящий момент в России премия " Национальный бестселлер " – лучший признак того, что обильная демократическая графомания девяностых уходит. Настает время признания яростных, неправильных, национально мыслящих авторов и сочинений – сочинений, от которых иной читатель содрогнется во вселенском трепете. Истинная литература обсуждает лишь две темы – Смерть и Власть. Только в русском языке есть звучащее приговором словечко " либеральничать " . В подмогу традиционной уваровской триаде мне хотелось бы предложить для идеологического строительства новой русской словесности другую вспомогательную глагольную триаду, хорошо поясняющую то, что в современной словесности является важнейшим достижением для писателя. Упромысливать – всячески содействовать распространению душеполезных, направленных против либеральной гордыни идей. Гнобить – обращать свое строгое внимание на явления, противные писательской и человеческой совести. Не петюкать – с достоинством принимать власть в разных ее формах и проявлениях, не упорствовать в злом индивидуализме. Иными словами, понимать порядок.

http://religare.ru/2_104163.html

Описанное растление души и тела гордых самолюбцев закрыло для них светлое небо, несродное их мрачному состоянию. А так как человечество создано по закону всеединой связности, то изначальный наклон человеческой природы к самоутверждению и похоти стал наследственно передаваться от предков к потомкам. Постепенно размножаясь, люди составили из себя несметное собрание живых мертвецов, не утративших, впрочем, стремления к Богу и остатков добра. Ради этого Триединый Бог восхотел спасти от гибели человеческий род чрез воплощение и крестную Жертву Сына Божия. Любовь Господа Спасителя к падшим людям противоположна общечеловеческой гордыне [наличием] признака смирения. Сын Божий явился во плоти, по словам Писания, «кротким и смиренным сердцем» (ср. Мф.11:29 ), «смирил Себя, быв послушным (Отцу) даже до смерти, смерти же крестной» (ср. Флп.2:8 ). Он пришел «послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ), «искал не Своей воли, но воли пославшего Его Отца» (ср. Ин.5:30 ). Смирение, по существу, есть та же любовь, только самоотверженная и богопреданная. При нормальном состоянии человеческой личности смирение должно занимать самую глубину волевого самоопределения. Но глубина Богосыновнего смирения несоизмерима и несравнима ни с чем человеческим. Она Божественно исключительна и сопровождает все действия и события земной жизни Сына Человеческого. Целью всех обстоятельств Богочеловеческой жизни на земле было устроение нового звена в цепи человеческих природ – смиренного и богопреданного существа человеческого. Его необходимо было провести по всем ступеням свойственного человеку бытия и в нем выстрадать все следствия мировой гордыни, или самолюбия всего человечества. Невинное страдание Христа – Нового Адама – за падший мир, и притом в смирении Богочеловеческой природы, устрояло способ привития к Нему всего духовного потомства. После того должно было последовать уже самое привитие каждого верующего и личное воссоздание в Искупителе для безраздельной самоотверженной любви к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Л.Ф. Шеховцова 2.3. Психологические методы преодоления гордыни Надо сразу отметить, что гордыня – это заболевание духовное. И ее проявления на психическом уровне мы видим только опосредованно. Православный психолог может увидеть, что за гневом, обидой, страстью осуждения, страстью человекоугодия, страхом публичных выступлений и многими другими вещами стоит страх получить болезненные удары по самолюбию. Человек всячески старается защитить свое «эго» от этих болезненных переживаний. Я не помню ни одного случая в практике, чтобы кто-то жаловался, что ему мешает жить его гордыня. Задача православного психолога – постепенно выстроить психотерапевтические сессии таким образом, чтобы человек осознал, в чем корень его проблемы, увидел бы, что все негативные проявления в его жизни главным образом связаны с тем «семенем сатаны», которым оказалось заражено все человечество. Тут самое главное прийти к осознанию того факта, что «я – один из всех, и меня эта болезнь не миновала». С этого момента возможно положить начало исцелению. 2.3.1. Отличие подхода секулярного психолога от православного в работе с гордым человеком Гордый человек часто испытывает состояние одиночества. Это может быть причиной, по которой он обращается к психологу. Многие невротические состояния связаны именно с наличием этой страсти. Теряется радость бытия, радость общения, уходит из сердца любовь… Мы уже говорили о том, что гордыня проявляется как неадекватная самооценка человека. Признаком адекватной самооценки является состояние человека, которое именуется аутентичностью – способностью быть самим собой. Православный психолог Л. Ф. Шеховцова в своей статье «Самооценка, аутентичность и любовь к себе» рассматривает эти понятия и анализирует подходы, которые разработаны в западных направлениях психотерапии [см.: 17]. Она пишет о том, что секулярная психотерапия, испытавшая на себе, как и вся западная цивилизация, кризис гуманизма, не имеет четких критериев, опираясь на которые могла бы предложить человеку регулировать свою самооценку таким образом, чтобы она не выходила на крайние полюса, не «зашкаливала» бы. Помочь человеку удержать самооценку в среднем состоянии между двумя полюсами – завышенной и заниженной – может духовно ориентированная терапия, а именно христианская, православная.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010