Особое место в этой проповеди Афраат уделяет духовной брани. Каждый «член завета» должен, по его мнению, получить «воспитание борца (атлета)», заключающееся в постоянном хранении себя от греховного мира и его соблазнов, а также в непрестанном уподоблении Ангелам; надев шлем спасения и взяв всеоружие Божие ( Еф. 6:13–17 ), он обязан выйти на битву, все время очищая себя для этого подвигом воздержания, стяжая всегда «Дух Мессии», совлекая с себя ветхого человека и облачаясь в человека нового ( Еф. 4:22–24 ), помыслы свои постоянно обращая к закону Господа и отсекая всякие мирские помыслы. При этом необходимо помнить, что супротивник ловок, коварен и искусен, но тот, кто обладает крыльями Духа, может воспарить и стать недосягаемым для стрел лукавого. Пока Святой Дух пребывает в человеке, сатана боится приблизиться к нему, но он улучает всякий удобный момент и зорко подстерегает подвижника, чтобы при малейшей оплошности подвергнуть его испытанию искушениями и убедиться, что он подлинно верен Господу. Лукавый не видит, когда Дух оставляет подвижника, но по внешнему поведению его (признакам гнева, гордыни и пр.) улавливает, что сердце «сына завета» погрузилось в суетные помыслы мира, и тогда начинает навязывать ему свою волю. Увидев же, что тот бдит, пребывает в молитве и размышляет над законом Господним, отступает – и Дух вновь вселяется в подвижника. Вообще, творения Афраата являются ярким свидетельством того, «как широко были распространены аскетические тенденции среди персидских христиан и как успешно они укоренялись, давая прекрасные плоды в критические времена церковной жизни. Весьма многие из членов персидской христианской общины, оставляя все, зачисляли себя в ряды «сынов завета», желая проводить богоугодную жизнь. По-видимому, многие поступали в этот союз еще с самых юных лет. По крайней мере, Афраат говорит: «...нужно жить таким именно образом, о котором сказано у пророка Иеремии: “блажен человек, когда он несет иго свое от юности своей; сидит уединенно и молчит, ибо иго свое он наложил на себя”...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Феодорит в слове — помышлений видит, как зарождается грех сначала в помыслах греховных, а потом уже чрез сочетание с ними воли производится и делом чрез тело. «Апостол, — пишет он, — показал, что не одна плоть, но и самая душа заслуживает обвинение; потому что первоначально приемлет в себя наклонность к худшему, а потом уже с помощию плоти приводит в действие, что замышлено умом». Но, подумает кто, — что же мертвыми он себя не называет, как назвал язычников? — Это уже само собою разумеется. Коль скоро во грехах, то и мертвы, ибо где грех, там и смерть духовная. Но сверх того, ниже он и прямо причисляет иудеев к мертвым духовно, когда говорит: и сущих нас мертвых прегрешенми , — где совмещает под нас и иудеев, и язычников. И бехом естеством чада гнева . Поелику, творя волю плоти и помышлений, погрязали мы в грехах, то за это состояли и под гневом Божиим. «Раздражили мы Бога, прогневали Его, — стали только предметом гнева Божия, и ничем другим», — говорит Златоуст. То же пишет и Феодорит: «Сказал Апостол естеством чада гнева , то есть достойны гнева и крайнего наказания. Так антихриста наименовал сыном погибели (2 Сол. 2, 3), то есть достойным погибели». По Экумению и Феофилакту — стали чадами гнева, как делающие дела, достойные гнева. Василий Великий, в 268 правиле кратком, говорит: «Чадом гнева бывает иной, поколику соделал себя достойным гнева. Ибо как тех, которые достойны Господа и делают дела света и дня, Апостол наименовал сынами света и сынами дня (1 Сол. 5, 5), так следует понимать и слова: бехом чада гнева ». «Слово же — естеством стоит вместо — истинно, подлинно — αληθως και γνησιως» (Экумений, Феофилакт). Якоже и прочии . «Значит, никто не был свободен (от гнева), но все мы, по делам своим, были достойны гнева Божия» (святой Златоуст). Грех всех сравнял, как пространнее изображает это святой Павел в послании к Римлянам, собирая разные указания на это Ветхозаветного Писания (Рим. 3, 10–18). Какая мрачная картина состояния во грехе! Грешник мертв духовно, под тиранством состоит диавола, обладается духом мира, влечется необузданно движениями плоти, рабствует душевным страстям, мятется греховными помышлениями, и за то все — сын гнева, и, следовательно, оброчник вечного наказания. Избавленным от такой беды как не прославлять державную крепость Избавителя, благодатию Своею воскрешающего грешника от смерти греховной и вводящего его в светлую жизнь Богоугождения и святости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Прекрасное толкование этого места мы имеем у преосв. Феофана, мнение которого основано на мнениях свв. отцов. Пр. Феофан пишет следующее: «Что делает грешник? Собирает себе гнев. Гневправедное воздаяние Божие за всякое дело, слово и помышление худое. Гневом это названо по чувству грешника, признающего определение Судии, а не по состоянию Судии. «Смотри; какие приличные употребляет апостол речения, указывая, что причиною гнева не Судья а подсудимый , сам ты собираешь себе, а не Бог . Он сделал все, что было нужно, снабдил тебя способностью распознавать доброе и недоброе, явил долготерпение, призвал к покаянию. Если же ты непреклонен, то сам собираешь себе гнев в день гнева» (св. Иоанн Златоустый )... Но что гнев? злые дела, за которые последует строгое наказание, имеющее в сердце грешника отразиться, яко гнев Божий . Что день гнева, это объясняют следующие слова: и откровения праведного суда Божия. В тот день будет производиться праведный суд Божий, но как грешники, потеряв всякое нравственное чувство, будут представлять сию правду, как гнев, то для них он есть день гнева. Милость Божия и там будет изобретать, как бы оправдать грешника, и будет предавать его правде уже после того, как не к чему рук приложить в оправдании его, но несмотря на это, для грешников всё же это будет день гнева, имеющего проникать всё их существо. Апостол и ставит два выражения, что будет день тот для грешников, и что он есть сам по себе : для грешников день гнева, а сам по себе – день праведного суда Божия. «Дабы, слыша о гневе, не почел ты оного действием страсти, Апостол присовокупляет праведного суда Божия» (св. Златоуст) (Толк. на Рим.2:5 ). Из всего этого понятно, почему чада противления в то же время называются и чадами погибели ( Ин.17:12 ) и чадами гнева ( Еф.2:3 ). Последние два выражения, таким образом, являются однозначащими; св. Златоуст, в толковании на слова Евангелиста Иоанна: «иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:36 ), прямо противополагает понятию жизни (ξω) понятие гнева (ργ), как наказания. Он пишет, что «если за знанием и верою не последуют дела доброй жизни, то последует великое наказание. И не сказал Иоанн: гнев ожидает его , но пребывает на нем , показывая этим, что гнев никогда не отступает от него. Дабы слов: «не узрит живота» ты не относил к смерти временной, а веровал, что наказание будет бесконечное, он употребил такое выражение (гнев), которое обозначает постоянное мучение верующих » (Толк. на Ин. 3:36 ). У Бога нет гнева, а есть праведное воздаяние, которое кажется гневом тому, кто подвергается ему (Толк. на Рим.12:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

митрополит Иоанн (Снычёв) ГНЕВ 1. Что является отцом гнева? Жестокосердие – отец гнева. ( Авва Исаия ). Стр. 201 (390) 2. По каким четырем причинам возбуждается гнев в человеке; в каких четырех случаях им омрачается ум; какими четырьмя образами выражается страсть гнева и каких трех устроений бывают люди по отношению к страсти гнева? Гнев возбуждается по четырем причинам: по причине скупости, выражающейся в даянии и принимании и похищении чужого; и если кто любит защищать собственное мнение; и если кто хочет удостоиться почестей; и если кто хочет быть учителем, думая о себе, что он разумнее всех. Гневом омрачается ум человека в следующих четырех случаях: если человек имеет ненависть к ближнему своему, если ставит его за ничто, или если завидует ему, или если худо говорит о нем. В доказательство этого привожу изречение святого евангелиста Иоанна Богослова: ненавидяй брата своего во тме есть, и во тме ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи ему. Страсть гнева выражается четырьмя образами: во-первых, в сердце; во-вторых, на лице; в-третьих, языком; в-четвертых, делом. Если кто возможет перенести зло настолько, чтоб оно не вошло в сердце, то страсть гнева не изобразится и на лице. Если ж она у кого выразится на лице, тот да сохранится, чтоб не выразить ее языком. Кто выразит ее языком, тот, по крайней мере, да удержится, чтоб не выразить ее на деле, да потщится немедленно извергнуть из сердца. Человеки бывают трех устроений по отношению к страсти гнева. Кто произвольно не делает вреда никому, не поносит противников своих и щадит ближнего своего, тот действует по естеству, обновленному Христом. Кто другим не вредит, но вместе не хочет, чтоб и ему делали зло, тот подобен Адаму. Кто же вредит другим, кто бесчестит ближних, кто вводит их в напасти или кто требует лихвы, тот подобен диаволу. Стр. 400 (154) 3. Может ли имеющий страсть гнева быть близким к Богу, если и совершает какие-либо чудеса? Он сказал: если порабощающийся страсти гнева воскресит мертвеца, то и тогда пребудет чуждым Бога по причине порабощения своего гневной страсти. (Авва Агафон).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Л.Ф. Шеховцова Глава 1. Страсть гордыни Гордыня является самым тяжелым и опасным недугом. Каждая страсть имеет свою противоположность – добродетель и губит в основном только ее. Так, страсть чревоугодия борется против добродетели воздержания; блудная страсть – против целомудрия; гнев противостоит добродетели кротости и терпения. Человек, попавший под власть какого-либо одного порока, может сохранять другие свои добродетели. Совершенно иное происходит с гордыней. Страсть гордыни портит все, с чем соприкасается, любую добродетель извращает, из каждой берет себе «пищу» для возрастания и укрепления. Каким бы страстям ни был подвержен грешник, блудник ли он, или вор, или пьяница, – он осознает себя грешником, ощущает нужду в покаянии, ищет Божиего прощения и потому имеет надежду, что может быть спасен. Человек, зараженный гордыней, своей страсти не замечает. Именно гордыня погубила сатану и способна погубить человеческую душу безвозвратно. Ведь в состоянии гордыни человек не видит своих изъянов и не стремится к спасению. 1.1. Происхождение гордыни и ее проявление в святоотеческом понимании Гордыня есть духовная болезнь, смертный грех, или одна из восьми страстей. По учению Церкви, весь корень зла мира лежал в гордыне падших духовных сил. Бог гордым противится , – говорит Священное Писание ( Иак. 4:6 ). После грехопадения прародителей разрушился душевный покой человека. Человеческая душа ощутила тоску и томление. Целостность человеческого существа нарушилась. Человек вышел из-под власти закона Божия, сам себя лишил защиты и Его покровительства. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что она во свете. Сия скверная страсть не только не дает нам преуспевать, но и с высоты низвергает. Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою» с. 159]. Что же это за болезнь и как она проявляется? Какие особенности она имеет? Почему ее так трудно в себе признать? Что это за врач, который ее лечит? И какова наша доля участия в содействии своему исцелению? Вот ряд вопросов, на которые мы постараемся ответить.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Внутренний мир гордого человека Исследование внутреннего состояния гордеца, по учению святых отцов. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. (Иакова 4:6) (I Петра 5:5) В этой работе описывается внутренний мир гордого человека. Что это за человек, чем он живет, какие у него качества и слабости. Что от него можно ожидать. Так как основное качество западного человека является гордыня, то эта работа косвенно объясняет и его. Эмигрант тоже постепенно вливается в этот мир. Изучив гордыню по творениям святых отцов Церкви, православных психологов, перед нами открывается внутренний мир западного человека и его политики изнутри. Светская психология гордыню не видит. Введение. В этой работе описывается внутренний мир гордого человека. Что это за человек, чем он живет, какие у него качества и слабости. Что от него можно ожидать. Можно сказать что у всякого народа есть разные люди и типы. Но, у каждого народа преобладают одни типы, а у другого другие. Часто говорят: «Они другие», но в чем и как - об этом не говорится. На Западе преобладает гордыня и поэтому русскому человеку нужно ее понять и изучить. Нужно знать для того чтобы правильно с ними поступать и не делать ошибки, а также чтобы самому не заразиться гордыней. Порок гордыни очень вредный и окрашивает все поведение и мировоззрение гордеца, которые, при пристальном рассмотрении, очень отличаются от христианского образца (архетипа). В Священном Писании (Библии) есть много мест говорящих о вредности гордыни. Этот труд - разбор внутреннего мира гордеца. Для лучшего понимания, видимости и облегчения ссылок, отдельные пункты в тексте обозначены трехзначными числами. Нужно помнить что отсутствие гордыни - есть естественное состояние человека, а гордыня всегда снаружи внедряется в него. Поэтому у большинства народов нету гордыни. Это ясно видно у народов которые живут среди природы. Она появляется когда людей учат что они что-то особенное из-за их веры, национальности, рода, расы, положения и т.п. В Православии вредное влияние гордыни хорошо понято и поэтому ведется борьба с этим пороком. Этого нельзя сказать о Западе и о западных христианских вероисповеданиях, у которых гордыня воспитывается прямо или косвенно.

http://zavet.ru/a/rss_1394879809.html

Предсказал Израильтянам пленение: и были пленены. Предсказал разорение и опустошение Иерусалима: и сбылося тое. Объявил в Писании Своем, что будет вечная мука беззаконникам: неотменно будет она, дознают на себе вечный праведнаго суда Божия гнев, будут пить сию горести чашу, но никогда не выпьют (2:212). Примеры гнева Божия за грехи Читаем в Святом Писании, что различныя казни Бог на грешников посылает. АНГЕЛОВ согрешивших с небесе сверже. О сем глаголет Христос: «видех сатану, яко молнию с небесе спадша» ( Лк. 10, 18 ); и Петр Апостол глаголет: «ангелов согрешивших не пощаде, но, пленицами мрака связав, предаде на суд мучимы блюсти» ( 2Пет. 2, 4 ). ПРАРОДИТЕЛИ наши Адам и Ева из рая за преслушание изгнаны, и всякому бедствию, а с ними и мы подвержены. За грехи первый мир, кроме Ноя, «правды проповедника», ужасным потопом погублен ( Быт. 7 гл.) ( 2Пет. 2, 5 ). Содом и Гоморр с окрестными градами за мерзкую нечистоту огнем пожжены ( Быт. 19 гл. 2; Пет. 2, 6). Гордый и ожесточенный Фараон со всем воинством своим в Чермном море потоплен ( Исх. 14 гл.). Дафан и Авирон с единомышленниками своими, и воставши на Моисея и Аарона, в пустыне живы землею пожерты ( Чис. 16 гл.). «Отверзеся земля и пожре Дафана, и покры на сонмища Авирона» ( Пс. 105, 17 ). Прочии люди Израильскии таможде за различныя беззакония различно поражены гневом Божиим: иные огнем, иные ядовитыми змиями, иные мечем иноплеменническим, иные иным образом... Всему тому грехи их и беззакония виною были, якоже о томжде свидетельствуют святыя оныя книги (2:211). Гнев Божий во много тягостнее гнева человека Коль тяжко подданому Государя своего гнев над собою чувствовати, – не можно словом изъяснить. Ничто ему тогда не мило – ни пища, ни питие, ни жена, ни дети, ни други, ни иное что. Откуда бывает, что многие сами себе, не стерпя гнева того, погубляют, и желают умрети, нежели жити под гневом тем. Как несравненно тяжестнее Божий гнев терпети. Сколько бо Бог от человека отстоит, – отстоит же безконечно, – столько тягчайший есть Божий гнев паче гнева царскаго. Откуда нечестивые в день страшного Божия суда и праведнаго Его гнева пожелают «сокрытися в пещерах и камении горстем, и возглаголют горам и камению: падите на ны, и покрыйте ны от лица Седящего на престоле, и от гнева Агнча: яко прииде день великий гнева Его, и кто может стати» ( Апок. 6, 15–17 ) (3:431–432). Чувствуя гнев Божий за грехи, прибегнуть ко Христу и искать у Него милости (3:13, см. ПОКАЯНИЕ , 721). Покаяние избавляет от гнева Божия за грехи (4:113, см. ПОКАЯНИЕ, 715). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского/Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Сам Бог через пророка Исаию охаивает пораженных этой болезнью, говоря им: Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! ( Ис.5:21 ). И великий апостол Павел заповедует нам так: не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным ( Рим.12:16 ). И Соломон говорит также: Не будь мудрецом в глазах твоих ( Притч.3:7 ). Думаю посему, брат Иоанн, что из сказанного ты достаточно ясно уяснил себе, почему гордость ума хуже и опаснее гордости воли. Знай же и то, что как гордость ума, так и гордость воли – зло весьма многовидное. И это многовидное зло греха гордыни дивно описывает святой и божественный отец Иоанн Лествичник таким образом: «Гордость есть отступление от Бога, выдумка бесов, исчадие похвал, признак бесплодия души, матерь осуждения, отгнание помощи Божией, предтеча безумия, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, страж грехов, причина несострадательности, лютый истязатель, бесчеловечный судья, противник Богу, корень хулы» 18 . Видишь, брат Иоанн, как многообразно зло греха гордыни? Поэтому Божественное Писание называет гордого нечистым пред Богом, говоря: Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем ( Притч.16:5 ). Более того, и сдружающегося с гордым оно тоже называет нечистым, говоря: Кто прикасается к смоле, тот очернится, и кто входит в общение с гордым, сделается подобным ему ( Сир.13:1 ). Потому, брат Иоанн, этот грех крайне мерзок пред Богом, и Он наказывает его очень сурово. Брат: Прошу вас, преподобный отче, скажите мне, как наказывает Бог грех гордыни? Старец: Послушай, брат Иоанн! Чтобы мы могли представить себе, насколько мерзостна Богу гордость и как Он наказывает ее, достаточно вспомнить, что только из-за этого греха пал и был низвержен с неба сатана со всеми его ангелами (см.: Откр.12:8–9 ). А чтобы понять, как велика пропасть, в которую падает одержимый омерзительной гордостью, будем помнить, из какой славы и света ниспали сатана и ангелы, единомысленные с ним, в какое бесчестье они низринулись и какому мучению стали повинны.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/o-...

Именно сердце (или, иначе, “духовное чувство”) ясно ощущает, что там, где преобладает грех гордыни, начинается и выход за пределы Церкви. Недаром гордость “в древнецерковной литературе считается причиной ереси или раскола” 71 . Тот же самый грех гордыни отторгает человека и от иерархии, без которой немыслима Церковь 72 . Наличие гордыни ведет естественным образом к отсутствию любви; отсутствие же любви расторгает связь человека с Богом и неминуемо влечет безбожие. Ибо “никакая страсть не доводит так легко и так часто одних до сумасшествия, других до положительного безбожия, как гордость. Начало гордости — удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его (Сир 10:14). И как гордость есть начало греха (см. Сир 10:15), так она есть и венец его, потому что завершается величайшим из всех грехов — безбожием” 73 . Таким образом, ересь и раскол, берущие свой исток в гордыни, неминуемо влекут человека в пропасть безбожия, отлучая его от любви — этого величайшего дара Божия, положенного в основании Церкви как Тела Христова 74 . Тем самым человек отлучается от Царства Божия, освящения и обожения. Ведь “по существу своему Церковь есть Царство Божие, начинающее свое бытие на земле, продолжающее существовать на небе. Церковь есть Царство Божие, в котором осуществляется союз людей с Богом Всеобъединяющий и всеосвящающий центр этого Царства есть Глава Его Иисус Христос. Объединение членов Церкви в Боге служит источником святости и вечной жизненности Ее и членов Ее. Освящение людей до богоуподобления, соединение их с Богом и между собою и сообщение им вечной жизни — это и есть цель Церкви. Глава Церкви, будучи Сам свят и исполнен жизни, сообщает чрез Духа Святаго святость и жизнь Церкви, Своему Телу. Церковь как Царство Божие на земле есть посредник между Богом и естественным человеком. В Церкви и чрез Церковь небесное, божественное низводится, так сказать, на землю и делается достоянием человека; а с другой стороны, земное, человеческое возводится на небеса, к Богу, освящается и обожается” 75 .

http://pravmir.ru/svyatitel-feolipt-fila...

Герой «Повести о бражнике» (XVII в.) подает пример борьбы с гордыней. Явившись после смерти к вратам рая, он сознанием своей греховности поражает даже прославленных угодников Божиих – святителя Николая и апостола Петра. Для тайного праведника средневековой Руси, подвергаемого гонениям со стороны мира, главной задачей было уберечься от гордыни своей праведностью, своим мученичеством. Всем своим традиционным православным существом он противостоял греху гордыни, отвращался от любой формы самодовольства и самоудовлетворенности, стремился не допустить в себе мысли о том, что он морально выше других. Типичным примером такой позиции может служить поведение духовного и идейного главы старообрядчества протопопа Аввакума (1620 или 1621–1682). Мы не будем здесь анализировать весь его сложный и трагический духовный путь, а лишь коснемся образа самовыражения его личности, столь характерной для русской средневековой традиции. В одном из своих писаний Аввакум говорит: «Так мне надобе себя поупасти, чтобы в гордость не войти». Ему во что бы то ни стало надо было явить свое смирение, убедить не только других, но прежде всего самого себя в своем ничтожестве, в том, что мучения его не мучения, что ему легко и просто нести свои страдания, что сам он греховен, жалок и смешон. Отсюда его кроткий смех над своими гонителями, соединяющийся с жалостью к ним, как будто бы именно они его гонители были на самом деле настоящими мучениками. Это типичный для средневековой Руси смех над самим собой, но смех приобретавший религиозную функцию, смех очистительный, утверждающий бренность и ничтожество всего земного сравнительно с ценностями вечными. По-настоящему для древнерусского православного сознания страшен лишь грех, влекущий за собой неизбежность загробных мук – мук во сто крат более сильных и страшных, чем все возможные мучения в этом мире, перенесенные во имя правого дела христианина. Смех не только щит против гордыни, против преувеличения своих заслуг перед Богом, но и против всякого страха. Мученичество изображается Аввакумом как рядовое бытовое явление, почти комически: «И оттоле и до сего времени непрестанно жгут и палят исповедников Христовых. Они, миленькия, ради Пресветлыя, и Честныя, и Страшныя Троицы, несытно пуще в глаза идут. Слово в слово, яко комары или мшицы, елико их больше подавляют, тогда больше в глаза лезут. Так же и русаки бедныя, мучителя дождавши, полками во огнь дерзают за Христа Сына Божия».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010