1908 год Благослови, Господь, Твою Церковь в сем году миром и преуспеянием! 1/14 января 1908. Вторник. Праздник Обрезания Господня и памяти Василия Великого . Литургию служили без меня; болезнь горла еще не дает мне выходить. Попросил ректора Семинарии Ив. Ак. Сенума принять гостей вместо меня после службы и угостить чаем в редакционной комнате. Тихо и грустно прошел Новый год. Сидел взаперти; от приходящих поздравителей только приносили карточки; одну подали от военного Министра, Генерала виконта Терауци; с ней был и оставил так же свою карточку полковник Ватанабе, секретарь Министра; это в ответ на посланную мною в японский Новый год карточку министру. Занимался также отчетами, но вяло и неохотно. Чем то будет для Миссии и Японской Церкви этот год? Много тяжелой думы. Но Божье дело делаем – все примем как Божью волю, лишь бы хранил нас Бог от личных ошибок. Помоги Бог трудиться! Иподиакон Моисей Кавамура опять отправился в Мацуяма, продолжать наблюдение над постройкой храма. 2/15 января 1908. Среда. Целый день усердной работы по приведению в порядок счетов для отчетов. Ответил также на несколько приветственных с праздником писем и телеграмм. Пересмотрел с секретарем накопившиеся приветствия из Церквей; оказалось поздравительных с праздником Рождества Христова и с Новым годом: телеграмм – 30, почтовых листков – 99, писем – 80. В нынешнем году больше, чем в прошлом. На телеграммы отвечается из канцелярии непосредственно по получении их; на прочее – общею благодарностию и взаимным приветствием в ближайшем номере «Сейкёо-Симпо». В Семинарии и Женском училище сегодня, как и всегда, начались классы. Когда писал это, в 11 часу ночи, было довольно сильное землетрясение. Невольно заставляет всегда перекреститься. Вот беда, которую избыть нет человеческой силы. 3/16 января 1908. Четверг. Вернувшийся с праздников из Оота, провинции Мито, ученик Катехизаторской школы умолял послать туда катехизатора; многие просят учения, а учить некому; о. Игнатий Мукояма, в Мито, болен, поблизости катехизатора нет. Но послать совсем некого – все нужны на своих местах, свободных – никого. И вот недобрый результат сокращения числа катехизаторов на прошлогоднем Соборе!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

сост. М.А. Бабкин IV. Приветственные телеграммы съездов духовенства и мирян представителям новой государственной власти и Св. Синоду Установление той или иной формы правления не дело Церкви, а самого народа. Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение. Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея России (Из послания патриарха Тихона к православному клиру и мирянам «О невмешательстве в политическую борьбу» (25 сентября (8 октября) 1919г.). Акты святейшего Тихона... С. 164) 4.1. Телеграммы епархиальных и викариатских съездов духовенства и мирян 364. Телеграмма первенствующему члену Св. синода митрополиту Киевскому Владимиру (Богоявленскому) и обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову духовенства Киевской епархии 656 7 марта 1917 г. Духовенство г[орода] Киева просит ваше высокопреосвященство и г. обер-прокурора Св[ятейшего] синода засвидетельствовать его глубокую верность, искреннюю благодарность и молитвенные благопожелания комитету государственной Думы и Временному правительству, даровавшим свободу дорогой родине, несущей с собой победу над внешним врагом и освобождение церкви, и настоятельно взывает к скорому созыву [Поместного] собора, который одновременно с Учредительным собранием, имеющим выразить волю народа в избрании формы государственного управления, выработает основы внутреннего свободного строя Русской православной церкви. Киевлянин. Киев, 1917. 68. С. 1. 365. Телеграмма председателю Государственной думы М.В. Родзянко и председателю Совета министров князю Г.Е. Львову 657 Ставропольского губернского съезда духовенства 17 марта 1917 г. Съезд духовенства Ставропольской губернии, переживая со всей великой Россией радость обновления строя государственной жизни на началах свободы, выражает полную готовность подчиниться Временному правительству, всеми силами содействуя ему в устроении государственной жизни, и желает видеть в нем единую верховную власть, свободную от воздействия на него какой-либо партийной организации. Призывая Божие благословение на труды Верховного Правительства, съезд надеется видеть в нем доброжелательное и заботливое отношение к нуждам православной Церкви и духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Самаре прошел церковно-общественный демографический форум Самара, 28 марта 2005 г. 24 марта в Самаре прошел церковно-общественный форум " Духовно-нравственные основы демографического развития России. Самарский регион " , сообщает пресс-служба Саратовской епархии . По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия такие представительные форумы проходят в столицах федеральных округов, областных центрах, на уровне городов и районов по всей территории Российской Федерации. В частности, самарскому форуму предшествовали научно-практические конференции по демографической проблематике в Богатовском и Борском районах области, в ближайшее время такие же мероприятия пройдут в городах Чапаевске, Новокуйбышевске и Безенчуке. Открытие форума состоялось в конференц-зале Самарского института повышения квалификации работников образования. Открыл пленарное заседание председатель правительства Самарской области С. А. Сычев, зачитавший приветственную телеграмму участникам Председателя Государственной Думы Российской Федерации Б. В. Грызлова. С докладом на тему " Демографическое развитие Самарской области: состояние, проблемы, направления политики " выступил Губернатор Самарской области К. А. Титов. Выступление архиепископа Самарского и Сызранского Сергия на пленарном заседании было посвящено духовным опорам демографии. Затем перед собравшимися выступили главный федеральный инспектор по Самарской области А. В. Когтев, зачитавший приветствие полномочного представителя президента России в Приволжском федеральном округе С. В. Кириенко, и Председатель Самарской Губернской Думы В. Ф. Сазонов. На пленарном заседании прозвучали также доклады кандидата богословия и философских наук протоиерей Димитрия Лескина " Церковь и демография. Что может сделать Церковь для решения демографической проблемы и сохранения семьи " и председателя регионального общественного движения " Самара Православная " , писателя, члена Союза кинематографистов России А.А. Солоницына " Гражданское общество и проблемы демографии " .

http://pravoslavie.ru/13096.html

О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова Раздел 2. Политика Советского государства в отношении Русской Православной Церкви 72. Докладная записка наркома внутренних дел СССР Л. П. Берия наркому иностранных дел СССР В. М. Молотову о выпуске издательством Московской патриархии книги «Правда о религии в СССР» 25 июня 1942 г. г. Москва Сов[ершенно] секретно НКИД СССР товарищу Молотову Во исполнение постановления ЦК ВКП(б) от 10 марта 1942 г. за П 36/259 книга «Правда о религии в СССР» выпущена в издании московской патриархии. Книга предназначена в основном для распространения за границей. Один экземпляр при этом представляю. Приложение: по тексту. 160 Народный комиссар внутренних дел Л. Берия РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1028. Л. 174. Подлинник на бланке НКВД СССР. 73. Докладная записка зам. наркома внутренних дел СССР Б. 3. Кобулова секретарю ЦК ВКП(б) А. С. Щербакову о распространении на территории Прибалтики обращения митрополита Сергия (Страгородского) и определения Совета епископов Православной Церкви с осуждением поддержки фашистов прибалтийским епископатом 1 октября 1942 г. г. Москва Совершенно] секретно 52/1735 В фашистской газете «Островские известия» за 8 августа с. г., издаваемой в г. Острове, помещено сообщение о состоявшемся в Риге съезде епископов православной церкви, пославшем приветственную телеграмму Гитлеру. Руководитель съезда митрополит Сергий (Воскресенский) и другие епископы, не порывая связи с Московской патриархией, в юрисдикции которой они состоят, все же пытаются опорочить патриотические антифашистские обращения главы русской православной церкви, митрополита Сергия (Страгородского) и с этой целью распространяют провокационные слухи. В целях разоблачения прибалтийских епископов, пошедших в услужение фашистам, а также для усиления значения патриотических обращений, выпускаемых церковным центром в СССР, в глазах международного общественного мнения, митрополит Сергий (Страгородский) и состоящий при нем совет епископов в составе 14 человек выпускают специальное обращение к верующим прибалтийских ССР с особым церковным определением, осуждающим прибалтийских епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(по поводу пятидесятилетнего его юбилея 7 ноября 1899 года) Сегодня Киевская епархия, со старейшим градом Киевом во главе, торжественно празднует пятидесятилетний юбилей своего предстоятеля и руководителя Высокопреосвященнейшего Иоанникия, Митрополита Киевского и Галицкого. Вместе с Киевом празднуют также ныне этот редкий юбилей и те города, в которых раньше проходил свое священное служение маститый юбиляр. Среди них не меньшее их участие должна принять в этом праздновании наша первопрестольная столица Москва, так как девятилетнее пребывание среди нас Высокопреосвященнейшего Иоанникия, стоявшего во главе управления Московской церковью, ознаменовано было чрезвычайно благотворной деятельностью по отношению к различным ведомствам и учреждениям. Что Москва действительно принимает ныне живое и теплое участие в праздновании пятидесятилетнего юбилея своего бывшего Архипастыря, доказательством этого служит то, что сам Архипастырь Московской церкви, Высокопреосвященнейший Митрополит Владимир отправился в Киев для личного участия в достославном юбилее. Явятся приветствовать Высокопреосвященнейшего Иоанникия представители Московского духовенства, учредившего в память сего юбилея две стипендии; несомненно будут в Киеве представители и других ведомств, и учреждений Москвы; не мало получится отсюда приветственных писем и телеграмм. Принимая с своей стороны и мы, чада церкви Московской, молитвенное участие в праздновании пятидесятилетнего благотворного служения св. церкви Высокопреосвященнейшего Иоанникия, размыслим в настоящие минуты о значении этого дня для нас, как бывших его пасомых. Для этого воспроизведем несколько поучительных характеристических черт из жизни и деятельности юбиляра с целью приложить их потом к собственной жизни и деятельности каждого из нас. В лице, ныне чествуемого Киевской церковью, Высокопреосвященнейшего Иоанникия, мы чтим, прежде всего, истинного архипастыря, по образу общего Пастыреначальника, Господа нашего Иисуса Христа, Который некогда Сам о Себе засвидетельствовал пред учениками Своими, что Он есть истина ( Ин.14:6 ), – чтим архипастыря истиноборца и правдоборца.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

поиск:   разделы   рассылка Гальперина Анна Митрополит Антоний и... Источник:  Богослов.ру 23-25 сентября 2011 года в Москве, в Доме Русского зарубежья им. А. Солженицына проходила третья международная конференция, посвященная наследию митрополита Сурожского Антония (Блума). Организаторами форума выступили Фонд " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " и Дом Русского Зарубежья. Тема конференции была заявлена как " Церковь – Богочеловеческое общество " . В первый день перед началом работы конференции с приветствием выступил директор Дома Русского зарубежья Виктор Москвин. Он отметил, что предыдущие конференции и семинары были очень плодотворны в изучении наследия митрополита Антония, а также по традиции пригласил провести работу следующей конференции в стенах Дома Русского зарубежья. Также были зачитаны приветственные телеграммы от председателя Библейско-богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета и председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона. Богословие – богословам Первым прозвучал доклад протоиерея Иоанна Ли (Лондон, Великобритания) " От мира к любви? " . Сам о. Иоанн приехать в Москву не смог, поэтому его доклад зачитал ведущий первой сессии, настоятель храма свв. Косьмы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов. Доклад протоиерея Иоанна Ли был посвящен не столько богословию или трудам владыки Антония, сколько воспоминаниям о нем самом – живом и любимом человеке: это были рассказы и о смешных, и о грустных моментах в жизни митрополита Антония, свидетелем которых пришлось быть докладчику. Например, перед рукоположением протоиерея Иоанна епископ Антоний беседовал с ним: " Иногда мы обсуждали богословские вопросы, но не часто; он как-то сказал мне, что богословие надо предоставить богословам: они, по всей видимости, единственные, кому богословие действительно необходимо! Я уверен, что он говорил не всерьез, – это было сказано в самом начале и, вероятно, с тем, чтобы я не так волновался " . Говорилось о искренности и благоговейном отношении к службе, о его советах священникам и мирянам, о богослужении и исповеди, о его самодисциплине и отношении к людям: " Он высоко ценил самодисциплину, такие люди его всегда привлекали.

http://religare.ru/2_89079.html

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Алексей Беглов , кандидат исторических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   Слом государственного строя в феврале 1917 конечно не мог не затронуть Церковь. Известно, что Церковь, Синод прежде всего, достаточно пассивно вели себя в дни февральской революции, по крайней мере активно не выступили в поддержку императорской власти, хотя просьбы об этом раздавались. А собственно после февраля духовенство и епископат достаточно активно солидаризовались с новым правительством, посылали ему различные телеграммы приветственные, в проповедях это отмечалось. Но в целом, здесь нужно, может быть, так трактовать эти события, что Церковь скорее шла по течению общего общественного, политического процесса, поддерживая победившую на тот момент сторону, как очень часто собственно и случалось в момент политических сломов, не только в России, но и вообще в мировой истории. Важнее для нас сейчас понять те процессы революционного брожения, которые проникли внутрь самой Церкви и как правило обстоятельства так называемой церковной революции 1917 года связывают с деятельностью прежде всего временного правительства, обер-прокурора тогдашнего Святейшего Синода, назначенного революционным временным правительством – Владимира Львова, или различных местных революционных комитетов. Прежде всего речь идет о том, что усилиями, или Львова, или местных революционных комитетов временного правительства со своих кафедр были смещены полтора десятка преосвященных. Наиболее известные из них – это митрополит Питирим Петроградский, митрополит Макарий Московский и другие. Как правило все эти владыки обвинялись в той, или иной степени нелояльности к новому революционному правительству. Или обвинялись они центральной властью – временным правительством, обер-прокурором, или обвинялись местными революционными силами. И, чтобы заместить эти ставшие вакантными должности, в епархиях достаточно активно созывались, шли выборы епархиальных преосвященных. По подсчетам петербургского историка Павла Рогозного, который занимался этим вопросом, речь шла как минимум о 11 случаях выборов епархиальных преосвященных между февралем и осенью 1917 года. В том числе нужно отметить такие фигуры, которые заняли кафедры епископские в этот период именно в результате выборов, как митрополит Московский Тихон (Беллавин) – будущий патриарх, или митрополит Петроградский. Вообще по мнению Рогозного, что достаточно важно, выборы архиереев в 1917 году послужили консолидации церковного организма, по крайней мере на уровне тех епархий, где выборы эти происходили.

http://academy.foma.ru/tag/sobor-1917-19...

сост. М.А. Бабкин III. Телеграммы епископата РПЦ представителям новой власти, Св. Синоду и подведомственному духовенству Когда я слышу «священник-демократ» – это, по-моему, бред сивой кобылы – как может быть, например раввин-демократ или раввин-монархист? И. Глазунов (Из интервью художника Ильи Глазунова радиостанции «Эхо Москвы» 30 июня 1998 г. 91 интервью т, 2 президента. М, 2003. С. 34). 3.1. Приветственные телеграммы представителей епископата председателю епископата Государственной Думы и членам Временного Правительства 281. Телеграмма председателю Государственной думы М.В. Родзянко, председателю Совета министров Г.Е. Львову, Военному и морскому министру А.И. Гучкову епископа Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова) 3 марта 1917 г. Христос воскресе! 520 Искренно рад перемене правительства, ответственному министерству. Долго терпели. Перемена вынуждена самым тяжелым положением дорогого Отечества, которому грозила гибель. Иначе поступить было невозможно. Дай Бог вам успеха, внутреннего спокойствия и сил нашей стране. Да благословит вас Господь. Епископ Никон РГИА. Ф. 797. Оп. 86. 1917. III отдел. IV стол. Д. 64. Л. 24об. Машинопись. Копия; Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 3. Подлинник. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 94. Л. 16. Подлинник; Забайкальские епарх. ведомости. Чита, 1917. 910. Отдел неофиц. С. 307308. 282. Телеграммы епископа Вятского и Слободского Никандра (Феноменова), викарного епископа Глазовского Павла (Поспелова), собрания духовенства и церковных старост г. Вятки 3 марта 1917 г. М.В. Родзянко 521 : Пг. Высокопревосходительству господину Председателю Государственной Думы. Собрание духовенства и церковных старост г. Вятки во главе с преосвященными епископами Никандром и Павлом приветствует в лице вашем новое правительство, и вознося молитвы о скорейшем утверждении нового строя, свидетельствует о своей полной готовности всеми мерами пастырского воздействия служить, соответственно указаниям Временного правительства, осуществлению выпавших на долю его и родины великих исторических задач.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От автора-составителя I. Из определений, указов и посланий Св. Синода, проповедей и распоряжений епископата, обращений духовных консисторий РПЦ 1.1. Из определений, указов и посланий Св. Синода РПЦ к гражданам страны 1.2. Из проповедей и посланий к пастве епископата, обращений духовных консисторий 1.3. Из проповедей епископа Пермского Андроника (Никольского), его переписки с обер-прокурором Св. Синода В.Н. Львовым и архиепископом Новгородским Арсением (Стадницким) II. Резолюции по политическим вопросам съездов православного духовенства и мирян (март-июль 1917г.) 2.1. Постановления епархиальных съездов духовенства и мирян 2.2. Резолюции городских, уездных, благочиннических и армейских съездов и собраний духовенства, постановления городских собраний благочинных III. Телеграммы епископата РПЦ представителям новой власти, Св. Синоду и подведомственному духовенству 3.1. Приветственные телеграммы представителей епископата председателю епископата Государственной Думы и членам Временного Правительства 3.2. Телеграммы и донесения Св. Синоду епископов и духовных консисторий, письма иерархов, распоряжения подведомственному духовенству IV. Приветственные телеграммы съездов духовенства и мирян представителям новой государственной власти и Св. Синоду 4.1. Телеграммы епархиальных и викариатских съездов духовенства и мирян 4.3. Телеграммы благочиннических собраний духовенства, духовных консисторий и духовных учебных заведений V. Призывы, воззвания и телеграммы рядового духовенства к сопастырям и пастве VI. Телеграммы, письма и обращения мирян к светским и церковным властям и к народу VII. Тексты церковных (гражданской и ставленнических) присяг на верность службы России и временному правительству VIII. К вопросу об обретении иконы Божией Матери «Державная» Приложения II. Хронология основных событий истории России и Русской Православной Церкви 1917 г. (февраль-октябрь) IV. Карты епархиально-административного деления РПЦ накануне 1917 г. V. Карта восточноевропейского театра военных действий 1917 г. Список использованных архивных фондов и периодических изданий Церковные журналы Церковные газеты Светские газеты  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27 Октября в залах елизаветинских «чертогов» главного здания Академии происходило братское приветствование столь известного русскому миру историка-профессора В.О. Ключевского с исполнившимся двадцатипятилетием его профессорской службы при Москов. Духовной Академии. Намерение сослуживцев юбиляра отпраздновать это событие в тесно замкнутом кругу братской трапезой не совсем удалось: стоило появиться в газетах случайной заметке какого-то провинциального корреспондента о готовящемся товарищеском обеде в честь Ключевского, чтобы этот обед превратился, так сказать, в событие академической жизни, как многочисленные ученики и почитатели юбиляра и Академии не замедлили сделать, гласным по всей России: в день юбилея В. О. Ключевского получена масса приветственных телеграмм, свидетельствующих о том, что приветственные благожелания симпатичному юбиляру раздавались не только в Елизаветинских чертогах, но и всюду по России в кружках почитателей и учеников высокоталантливого и примерно ревностного служителя русской строго национальной исторической науке. Неотразимо-симпатичная личность юбиляра и его верное служение ученой цели сделали то, что такое по внешности обычное явление жизни, как «товарищеский обед» стало событием, изложению которого заурядный летописец Богословского Вестника должен уделить не малое число страниц. Двадцать пять лет тому назад в научном движении русской мысли и общественного самосознания замечательно плодоносными результатами обнаруживает себя между прочих славяно-русское направление. Имена влиятельнейших представителей славянофильства, историков и славистов русских и славянских принадлежат этому времени. Московская Духовная Академия имела в среде своей самых искренних поклонников и ученых деятелей этого направления. Естественно поэтому произошло, что когда появилась на свет магистерская диссертация одного из питомцев Московского Университета, под заглавием: «Древнерусские жития святых как исторический источник» В. Ключевского , Московская Духовная Академия постаралась привлечь в свою среду молодого ученого – автора этого произведения, изумившего и критическим тактом и талантом, и – мало сказать – трудолюбием, а прямо-таки подвижничеством в учении житийного рукописного и печатного материала. На профессорской кафедре Василий Осипович познакомил своих слушателей с свойственною ему увлекательною красотою преподавания русской истории чистою, характерно пластичной русской речью. Строго научный тон лекций в соединении с художественным их изложением и мастерской манерой произношения сделали аудиторию Ключевского весьма многолюдною и личность его необыкновенно популярною. Хотя· в течении 25-ти летней своей службы Василий Осипович постоянно жил в Москве, однако же своим сердечным участием во всех делах, затрагивающих интересы Академии он так с ней сроднился, что она всегда почитала его совсем «своим» и на каждый его приезд на «лекцию», «диспут» или какой-либо «акт» смотрела как на приезд его в свой дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010