«Никто из непосвященных, или еще млека требующих ( Евр. 5:12 ) да не касается того, чего касаться не в свое время запрещено... Ибо незнающему букв невозможно читать книг» (блаж. Каллист патриарх, Д5 – 458). «Знание букв» – это прежде всего знание своей греховности. Человек сначала должен понять, что дом его горит, что он в смертельной опасности, чтобы действительно искренно возопить к Богу: «Господи помилуй!» Только при таком вопле смертельно испуганного сердца возможна всякая истинная молитва, и только при нем она станет жизнью души. «С дыханием твоим соедини трезвение и имя Иисусово или помышление о смерти незабвенное и смирение», – говорит преп. Исихий Иерусалимский (Д II – 199), т.е., вся жизнь Евангелия должна быть в дыхании. «Не ищи прежде времени, – говорили еще Отцы, – что будет в свое ему время: ибо доброе и не добро, если не добре делается». «Но полезно, прежде делания первейших дел, знать о вторых: ибо знание без делания надмевает, а любовь созидает ( 1Кор. 8:1 ), потому что все терпит» (бл. Каллист и Игнатий, Д5 – 410, 411). «Тщащийся достигнуть чистой молитвы (сердечной) в безмолвии должен шествовать к сему в трепете великом, с плачем и испрашиванием руководства у опытных, непрестанно слезы проливая о грехах своих... Величайшее есть оружие держать себя в молитве и плаче, чтобы от молитвенной радости не впасть в самомнение, но сохранить себя невредимым, избрав радосто-печалие. Ибо чуждая прелести молитва есть теплота с молитвою к Иисусу, ввергшему огнь в землю сердца нашего, теплота попаляющая страсти, как терния, вселяющая в душу веселие и тишину, и приходящая не с десной и не с шуей стороны, или свыше, но в сердце источающаяся, как источник воды от животворящего Духа» (св. Григорий Синаит , Д V – 244). Царство Божие внутрь вас есть ( Лк. 17:21 ). «Духовное действие Божией благодати в душе совершается великим долготерпением... Дело благодати тогда уже оказывается (в человеке) совершенным, когда свободное произволение его, по многократном испытании, окажется благоугодным Духу» (преп. Макарий Великий , Д 1 – 200, 201).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

«Всякая молитва, при которой не утрудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом» (св. Исаак Сирин. От. — 309). Многие, отказываясь от тесноты молитвенной добродетели, не улучают просторности дарований» (св. Григорий Палама Д5 325). О том, как молились святые, дает понятие такое место Патерика: «Авва Аммон сказал: я препроводил четырнадцать лет в скиту, моля Бога денно–нощно, чтоб Он даровал мне победить гнев» (От. 68). «Когда молишься, — говорит преп. Нил Синайский, — всеми силами храни память свою, чтобы она не предлагала тебе своего… Память приводит тебе на ум во время молитвы или воображения давних дел, или новые заботы, или лицо оскорбившего тебя». «Очень завидует демон человеку молящемуся, — говорит тот же Отец, — всякие употребляет хитрости, чтобы расстраивать такое намерение его; поэтому не перестает возбуждать посредством памяти помыслы о разных вещах[ и посредством плоти приводит в движение все страсти» (Д II–212). «Врачуется же память постоянною памятью Божией, действием молитвы утвердившеюся» (св. Григорий Синаит Д5 208). «Искренно любящий Бога молится без всякого развлечения, равно и молящийся без всякого развлечения любит Бога искренно. Не может молиться без развлечения тот, чей ум пригвожден к чему–либо земному» (св. Максим Исповедник Д III–193). По учению Отцов, внимание ума при молитве надо направлять не на то, чтобы каким–то своим усилием представлять себе божественный мир. Это будет потуга воображения, противоположного вниманию, и дерзость, недопустимая в молитве. «Стой вниманием внутри себя самого» — учат Отцы, имея в виду внимание ума в сердце. Внимание должно быть направлено на смысл читаемых или произносимых слов. Молитвы, составленные святыми, как окна в вечные просторы, дают для молитвы тот выход, которой ей нужен. «Доброту же ее (молитвы) составляют — держание внимания ума в том, что произносится языком и помышляется при сем умом, и ненасытное всегдашнее вожделение собеседования с Богом» (преп. Феогност Д III–416).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

«Когда не станет возмущать тебя никакая страсть, божественное же желание будет возрастать внутри тебя, в сердце твоем, когда притом не станешь ты бояться смерти, почитая ее сном... – тогда стяжешь ты, как должно, залог спасения, и Царство Небесное будешь носить внутри себя, радуясь радостью неизреченною» (преп. Феогност, Д III – 418). «Тамошнее возустроение, имеющее быть по разрешении от тела... явственно видно бывает чрез действенное удостоверение Духа. Там – вечная радость в свете присносущном... Радость непрестающая объемлет сердца законно здесь подвизающихся и веселие Духа Святого лобызает их... Сподобившийся пришествия Утешителя здесь... упокоевается в неизреченной радости света там, где есть всех веселящихся жилище» (преп. Никита Стифат , Д5 – 160, 161). «Когда кто соделается причастником Духа Святого и наитие Его познает из неизреченного некоего Его в себе действа и благоухания, которое ощутимо обнаружится даже и в теле, – тогда в пределах естества пребывать таковый уже не может, но, изменившись добрым изменением десницы Вышнего, забывает о пище и сне... и весь день пребывая в трудах и потах подвижнических, утомления какого-либо или какой-либо потребы естественной не чувствует... Ибо любовь Божия с радостью неизреченною излилась в сердце его ( Рим. 5:5 ) и он, всю ночь в бодренном бдении проводя... бессмертною услаждается трапезою мысленною Рая, в который будучи восхищен Павел слышал неизреченные глаголы, которые не леть есть слышать человеку, имеющему пристрастие к чувственному» ( 2Кор. 12:4 ) (он же, Д5 – 153, 154). «Как невеста прежде брака получает от жениха только залог обручения, так и невеста Христова – Церковь верных, и душа каждого из нас получает от Жениха Христа только обручение Духа, вечные же блага и Небесное Царство чает получить по исходе отсюда, будучи удостоверяема в том залогом обручения, который показывает ей все то, как в зеркале, и подтверждает несомненность получения того, на (о) чем состоялось соглашение ее с Владыкой своим и Богом» (преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

«Помолившись как должно, — пишет преп. Нил Синайский, — ожидай (того), что не должно»… «Когда вселукавый демон, многие употребив хитрости, не успеет воспрепятствовать молитве,.. тогда потом, когда кончит (человек) молитву, отмщает ему» (он же ДЛ–212). «Великий подвиг, — говорили еще Отцы, — и много времени требуется пребыть в молитвах, чтобы обрести невозмутимое устроение ума, — сие второе некое внутрь сердечное небо, где обитает Христос» (Д5 473). «Если желаем воистину угодить Богу и блаженнейшею возлюблены быть от Него любовью, представим Богу ум наш нагим, ничего от века сего не влекущим с собою и в себе — ни искусства, ни знания, но софистического мудрования» (преп. Иоанн Карпаф. Д III–96). Если не обратитесь и не будете как дети, то не войдете в Царство Небесное (Мф. XVIII, 3). Труд молитвы кончается и начинается ее покой, когда благодать Божия начинает приоткрывать себя в молитвенном умилении. Умиление, по учению Отцов, есть конец напряженного внимания молитвы, или точнее переход внимания в то состояние, которое уже легко и радостно. «Если хочешь, — говорит бл. Каллист патриарх, — научиться как должно молиться, — взирай на конец внимания или молитвы. Конец же сей есть умиление, сокрушение сердца, любовь к ближнему» (Д V 459). «Благодатное молитвенное настроение характеризуется умилением, посещением которого объятый ум возбуждается к чистой и пламенной молитве( т. е. к переходу на высшие ступени молитвы). Умиление сие находит при разных случаях, как показал опыт… Так (же) разно и выражается оно: иногда обнаруживается оно неизреченною некою радостью духовною; иногда погружает в глубокое молчание все силы и движения души; иногда изводит более или менее обильные слезы» (св. Иоанн Кассиан Д II–137). «Не вкусившие сладости слез умиления и не ведающие, какова благодать их и каково действо», — говорит преп. Никита Стифат, — «думают, что ни ничем не разнятся от тех, кои проливаются по умершим, придумывая при сем многие виды предположений пустых и недоуменных умозаключений. Но они естественно нам прирождены и когда гордость ума склонится к смирению, а душа смежит очи свои от прелести видимых благ и устремит их к одному видению первого невещественного света, отрясет всякое к миру чувство и свыше утешения Духа сподобится, — тогда слезы, как воды источника, исторгаются из нее, услаждая чувства ее, и исполняют мысли ее всякого радования и света божественного; и не это только, но и сокрушает сердце, и ум в видении лучшего соделывает смиренномудрым. Умиление от смиренномудрия, и смиренномудрие от умиления Святым порождаются Духом» (преп. Никита Стифат Д5 133, 134).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В 1894 году при помощи благотворителей и стараниями крестьянина деревни Ступино Серпуховского уезда Алексея Ивановича Клыкова в селе Ситня-Щелкановке был построен новый каменный трехпрестольный храм (Покрова Богородицы, Николая Чудотворца и иконы «Утоли моя печали»). Колокольня этой церкви напоминала Благовещенскую башню Московского Кремля, которая примерно в те же годы (1890-1892) и сама стала небольшой церковью – в ней был устроен придел Иоанна Милостивого при церкви на Житном дворе. По преданию в старину в Благовещенской башне Московского Кремля находилась тюрьма. В царствование Ивана Грозного в эту темницу был заключен один несправедливо оклеветанный воевода. Однажды ночью во время молитвы узнику явилась Пресвятая Богородица и приказала ему безбоязненно просить грозного государя об освобождении. Воевода так и поступил. Царь изумился дерзости узника и послал в темницу немедленно казнить воеводу. Однако стражники вместо того, чтобы исполнить приказ, вернулись с неожиданным известием: на стене башни явилась самописанная икона Благовещения Божией Матери. Царь усмотрел в этом знак Божий, помиловал и освободил воеводу, а возле темницы велел построить часовню. В 1730 году императрица Анна Иоанновна приказала возвести у Благовещенской башни каменную церковь для хранения явленной святыни. В 1816 году в Благовещенскую церковь в Кремле был перенесен ковчег с мощами Иоанна Милостивого из упраздненной церкви в Кисловке, поэтому уже в 1825 году здесь был устроен придел в честь этого святого. В 1890-х годах придел был перенесен в нижний ярус самой Благовещенской башни. В советские годы Благовещенский храм на Житном дворе был снесен, а с Благовещенской башни сняли крест. Основная часть каменного храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Ситне-Щелканово была разрушена в советский период. К счастью, до нашего времени сохранилась трапезная часть и колокольня, прообразом которой была Благовещенская башня Московского кремля. Случайно сохранились исторические сведения о храме, найденые в архиве ЦИАМ Ф203.Оп.461.Д5., относящеся к концу XIX начало ХХ вв. Из этих сведений мы узнаём, что строительные материалы и средства для возведения храма, собирали «всем миром»... Здесь приводятся полные сведения того самого прошения: " О дозволении построить новую каменную церковь в селе Ситне-Щелкановке то же Серпуховского уезда. 15 ноября 1891г. 1 марта 1892 г. Святейшего Правительствующего Синода Члену Высокопреосвященнейшему Иоанникию, митрополиту Московскому и Коломенскому Свято-Троицкой Сергиевы Лавры Священноархимандриту и разных орденов кавалеру Московской губернии Серпуховского у. Покровской села Ситни-Щелкановка тож, церкви священноцерковнослужителей и церковного старосты

http://sobory.ru/article/?object=09247

«Имеют долг все христиане, от мала до велика, – читаем мы в житии св. Григория Паламы , – молиться всегда умною молитвою: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Так чтобы ум их, сердце навык имели всегда изрекать священные слова сии... Бог не заповедал нам ничего невозможного... Почему и это можно исполнить всякому ревностно ищущему спасения души своей. Ибо если бы это было невозможно (для мирян), то было бы невозможно для всех вообще мирян, и тогда не нашлось бы столько и столько лиц, кои среди мира исправляли сие дело непрестанной молитвы, как следует, из коих да будет представителем многих других такого рода лиц отец святого Григория Солунского, дивный оный Константин, который при всем том, что... занимался каждодневно государственными делами, кроме своих домашних дел, как имевший большое имущество... жену и детей, при всем был неотлучен от Бога и... привязан к умной непрестанной молитве. Премногое множество было и других подобных, которые, живя в мире, всецело были преданы умной молитве» (из жит. св. Гр. Пал. – Доброт. V, 517, 518). Всю силу своего учения о сокровенной молитве Отцы направляют на то, чтобы воспитать в учениках своих, т.е. у всех христиан, ясное понимание духовного существа и смысла молитвы: смирения и любви. Смирение в молитве плачет, а любовь обретает свет божественный. «Слезы в молитве, – говорит св. Исаак Сирин , – суть знамение милости Божией, которой сподобилась душа покаянием своим, знамение того, что она была принята и начала входить в поле чистоты слезами» (От. 329). «Начало плача, – говорит св. Григорий Палама , – есть как бы некое искание обручения Божия, которое кажется недостижимым. Почему при сем произносятся некоторые как бы предобручальные слова теми, кои по сильному желанию сего плачут... Конец же плача – брачное в чистоте совершенное сочетание... Истинная жизнь души есть божественный свет, от плача по Богу приходящий... Почему некто из Отцов сказал: «плач делает и хранит» (Д5 – 304, 302, 303). «Молитва, со вниманием и трезвением совершаемая внутрь сердца, без всякой другой мысли и воображения какого-либо, словами: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий – невещественно и безгласно воспростирает ум к самому призываемому Господу Иисусу Христу; словами же помилуй мя – опять возвращает его и движет к себе самому, так как не может еще не молиться о себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

«Таково свойство любви! — она непрестанно памятует о любимом, она непрестанно услаждается именем любимого. Имя Господа — паче всякого имени: оно источник услаждения, источник радости, источник жизни» (еп. Игнатий Брянчанинов БП–252). Укореняя в себе, всей своей жизнью, исполнением всех Евангельских заповедей любовь — память Божию, человек тем самым неизбежно будет идти к тому, чтобы укоренять в себе непрестанную молитву–любовь. А когда любовь этой молитвы оскудевает и молитва становится суха, как сухие травы в пустыне, человек все продолжает в своем смирении идти по этой пустыне к любви Божией, к светлым водам благодати. Любовь–память рождает молитву, без труда молитвы душа не пребудет в Вот почему Отцы саму молитву называли «памятью Божией»: в их святом совершении она была уже вполне и памятью, и любовью к Богу. «Монах, — говорили они, — должен меть память Божию, предваряющую дыхание». Память Божия или умная молитва, — говорит св. Григорий Синаит, — выше всех деланий, она есть глава и добродетелей, как любовь Божия» (св. Григорий Синаит Д5 247, 241, 242). В этой взаимозаменимости терминов памяти и любви раскрытие содержания истинной сокровенной молитвы. При сухости молитвенного труда, тем более усиливается смиренное сознание своего ничтожества и искание помощи Божией в Его благодати. Поэтому и в этом сухом труде будет доказательство любви к Богу, столь страшной демонам. Варсонофия Великого спросил ученик: «Когда молюсь и не ощущаю силы произносимых слов, по причине сердечного нечувствия, то какая мне польза от сего (моления)? Старец отвечал: «Хотя ты и не ощущаешь (силы того, что произносишь), но бесы ощущают ее, слышат и трепещут. Итак не переставай упражняться в молитве, и мало–помалу, с помощью Божией, нечувствие твое преложится в мягкость» (В — 473). «Непрестанно молиться, — говорит св. Максим Исповедник, — значит содержать ум прилепленным к Богу, с великим благоговением и теплым желанием» (Д III — 161). Непрестанная молитва есть искание непрестанной любви, с одновременным непрестанным признанием себя грешником, т. е. ее недостойным, а поэтому посягательство на эту молитву вне этого смиренного устремления к любви есть не только безнадежное дело, но и великое безумие. Нестерпимей всего для молитвы — это подмена ее устремления — детской любви к Богу. Всякая фальшь в этом, всякое искание стать каким–то «доктором молитвенных наук», есть духовное уродство, гибельное для человека.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Если у Вас появится возможность, не могли бы Вы выслать три пояска: по одному для каждой семьи (для родителей, для брата и для меня) в знак благословения, помилования и спасения от разного рода бед и напастей, от врагов видимых и невидимых, от всякого злого обстояния, а также от внезапныя смерти...Верю, что Пресвятая Богородица придаст нам сил и терпения для преодоления жизненных трудностей и вселит в нас уверенность... Заранее огромное Вам спасибо!!! Шайкина Наталия Игоревна 144010 Россия Московская область г.Электросталь ул.Журавлёва д.11 кор.2 кв.137 Наталия 2012/02/20, 15:05:19 Доброго времени суток, уважаемая братия моастыря! Я живу в Рязани, мне 32 года и мы с мужем очень хотели детей, это счастье произошло, я забеременнела, но оно было не долгим на сроке шесть недель, буквально неделю назад произошел выкидыш, причины которого не ясны. очень боюсь что такое повториться, буду очень благодарна Вам если не откажете в помощи и вышлите мне поясок освященный на поясе Пресвятой Богородице. Возможно еще он поможет поему мужу у которого с рождения атопический дерматит, причины которого врачи не могут объяснить и разводят руками. 390025, Россия, г. Рязань, ул. Татарская, д.43, кв. 59. Спасибо Вам большое за то что делаете такое доброе дело. Храни Вас Господь. Марина 2012/02/19, 23:11:16 Мир Вам! У нас в семье есть бабушка которая перенесла рак и инфаркт и инсульт. Она уже старенькая и вяжет пинеточки для правнучка,но его пока нет. Очень хотим маленького,здоровенького малыша. Пришлите пожалуйста поясок нам. Спасибо Вам большое. 107013, г.Москва,ул. Егерская д5 к2 кв48. Полина 2012/02/18, 20:36:52 Спасибо огромное получили на каждого из нас с мужем 2 пояска, 2 изображения старца, икону Божьей матери и открытку с видом монастыря. Моя мать из Приднестровья тоже отправила Вам запрос и получила освященный поясок и иконки с открыткой. изображение старца. Дай Вам Бог здоровья и спасибо огромное за Ваши усердные благодатные труды! Виктория, США 2012/02/18, 20:23:54 Здравствуйте уважаемые братья. Очень прошу Вас выслать пояс Богородицы. На протяжении семи лет болею психическими расстройствами: постоянно преследует страх смерти, боюсь оставаться одна, на нервной почве стала постоянно бегать в туалет, не могу выйти из дома. Психотропные препараты не хочу больше принимать. они как наркотики. потом становиться еще хуже. Помогите пожалуйста, от безнадежности не хочется жить, а ведь у меня есть ребенок и семья, которые страдают от моих болячек. Прошу Вас, помолиться о рабе б. Светлане. Храни Вас Господь и долгих лет Вам!

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=859&...

«Так страшна эта вещь, т.е. молитва не просто умная, но действующая умом в сердце (сердечная), – что и истинные послушники всегда находятся в страхе и трепете, боясь и трепеща, чтоб не пострадать в этой молитве (от) какой-нибудь прелести. Тем более мирским людям, жительствующим без послушания, если они от одного чтения книг понудятся (на эту) молитву, предстоит опасность впадения в прелесть» (преп. Паисий Величковский БП-260). Как мы увидим далее, опасения этих двух близких нам по времени духовных руководителей идут от древних Отцов. Как говорили они, высшая степень этой молитвы есть «меч Божий», и именно поэтому они опасались, что, вместо поражения врагов, он будет употреблен на самозаклание... Но удивительно не это справедливое опасение, а то, что несмотря на него, все они – и древние, и новые Отцы – упорно и настойчиво все же учат этой молитве. Точно какая-то величайшая опасность для человека, провидимая ими, ощущаемая ими, понуждает их пренебречь опасностью меньшей. Это величайшая опасность в том, что в мире совершенно скудеет память Божия. В эпоху казалось бы полного внешнего благополучия православной Византии, в 14 веке, св. Григорий Синаит не нашел на Афоне почти ни одного монаха, который бы знал сердечную молитву Иисусову и жил в ней. Все уже переходило на внешность и все больше забывалось то истинное, внутреннее, пламенное единение с Богом в благодатной молитве, о котором все учение древних Отцов. Человек обретает в непрестанной молитве искомую им краткость, и, в то же время, ища своих собственных теплейших слов к Богу, он в этих, не им составленных словах, находит свое самое нужное и свое самое собственное: исповедание Христа – Богом, а себя – грешником, к Его любви взывающим. Основание молитвы – земля ее – полнейшее смирение, восхождение ее или небо – любовь Божия. «Начало всякого боголюбезного действования есть с верою призывание спасительного имени Господа нашего Иисуса Христа... и с сим призыванием мир и любовь» (бл. Каллист и Игнатий Д5 337). «Память о Тебе греет душу мою, и ни в чем не находит она покоя на земле, кроме Тебя, и потому ищу Тебя слезно и снова теряю, и снова желает ум мой насладиться Тобою» (авва Силуан. ЖМП, 1956, 2, 3). «Кто любит Господа, тот всегда Его помнит, а память Божия рождает молитву. Если не будешь помнить Господа, то и молиться не будешь, а без молитвы душа не пребудет в любви Божией, ибо через молитву приходит благодать Святого Духа» (он же, там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

   001   002     003