Когда-то, в 1960-е годы, один из моих любимых культурологов Маршалл Маклюэн написал несколько книг, в которых описал эволюцию цивилизации как «внешнее расширение человека». Достижения нашей цивилизации он видел в продолжении функций жизнедеятельности человека – его зрения (фото, кино, ТВ), слуха (грамзапись, радио, телефон), мыслительных процессов (книгопечатание), ног (автомобиль, ж/д, авиаперелеты), рук (станки) и т.д. Что бы он сказал, когда бы увидел создание роботов и интернета? Однако в те же десятилетия стала развиваться противоположная теория, связанная с «хронофагами» (пожирателями времени), сокращающими жизнедеятельность человека, в том числе и благодаря техническим средствам коммуникации, например, телевидения и интернета. Другие философы и мыслители буквально кричат о явном суицидальном характере нынешней цивилизации. Впрочем, о духовных пожирателях времени мы знаем еще из Священного писания – практически все грехи и страсти человека приводят к духовному (и не только) самоубийству. Как не вспомнить царя Соломона с его «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – все суета!» Особенно люблю: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». И еще три высказывания, о которых стоит задуматься. «С 1914 года время как-то уплотнилось и стало протекать скорее. Апокалипсические ожидания объясняются именно сгущением времени…» (А.Ф. Лосев). «Мы, очень многие, помним, как существовали лет шестьдесят тому назад границы во времени: было утро, полдень, день, вечер. Всему было свое время, будто кто-то медленно, тихо, благоговейно вращал стрелку времени по циферблату часов. Где это все ныне? Теперь этого нет!» (Архимандрит Иоанн Крестьянкин). «День будет вращаться как час, неделя как день, месяц как неделя, и год как месяц. Ибо лукавство человеческое сделало то, что и стихии стали напряженными, начали еще более спешить и напрягаться…» (преп. Нил Мироточивый, 17 век). Блог протоиерея Владимира Вигилянского Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/vremya-sokrashhaetsya-...

Примечания 1 Монастырь, расположенный на частной земле и, как правило, пользующийся почти полной независимостью от епархиального архиерея. — Прим. перев. 2 Эвбея — остров, расположенный на восточном побережье Греции, недалеко от Афин. — Прим, перев. 3 Преп. Иоанн Колов (V век) — знаменитый подвижник Египетского скита, память 9 ноября. — Прим. перев. 4 Кавсокаливия — один из самых древних и известных афонских скитов. Расположен на юго–западной оконечности Афонского полуострова, принадлежит Великой Лавре преподобного Афанасия Афонского. — Прим. перев. 5 Омония — центральная площадь Афин. — Прям, перев. 6 Триодь Цветная, Москва, 1992. С. 240. 7 Пентели — район, расположенный в пригороде Афин. — Прим. перев. 8 2 Кор. 12, 7. 9 Греческая национальная кухня использует больших съедобных улиток, по вкусу напоминающих морские мидии. Часто они называются виноградными улитками. — Прим. перев. 10 Из магнитофонной записи бесед отца Порфирия. 11 Ср.: Ин. 1, 9. 12 1 Ин. 4,19. 13 Каллисия — пригород Афин. — Прим. перев. 14 Храм в центре Афин. — Прим. перев. 15 род, расположенный на юге Греции, недалеко от Коринфа. — Прим. перев. 16 Монастырь близ Афин. — Прим. перев. 17 Согласно греческой богослужебной практике, после окончания Божественной литургии епископ или священник выходит из алтаря и раздает верующим антидор. — Прим, перев. 18 Матала — живописное место с песчаным пляжем и уникальными пещерами на острове Крит недалеко от города Айа Триада. Там с середины 1960–х до середины 1970–х годов проходили ежегодные съезды всех хиппи Европы. — Прим. перев. 19 Мф. 10, 36. 20 Мф. 6,20. 21 Пс. 145, 9. 22 Преподобный Нифонт († 1411), сподвижник и автор первого жития преподобного Максима Кавсокалива. Пещера святого находится близ скита Кавсокаливия. — Прим. перев. 23 Преподобный Нил Мироточивый (+ 1651). Келья и пещера святого Нила расположены на тропе между Великой Лаврой и скитом Кавсокаливия. — Прим. перев. 24 2 Кор. 11,29. 25 Свт. Иоанн Златоуст. Слово о совершенной благодати. PG 56, 281.33.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

Так он положил начало братоубийству, закончить же его имеет и конец его есть противообразныи, говорим: антихрист. (Противообразным называет его св. Нил потому, что в нем ни малейшего подобия Богу не будет, будут лишь одни пороки в совершеннейшей степени). Каин есть начало возделывателей убийства, противообразныи же (антихрист) соделается концом возделывания убийства. (Т. е. превзойдет всех убийствами, и сам будет последний, убитый на земле, ибо по Писанию, Сам Господь убьет его духом уст Своих ( 2 Сол.2:8 ). Глава 3. Как из первых грехов Адама и Каина развились все прочие страсти Уподобление греха плющу, противление людей Богу, желавшему очистить Свой виноградник. Воплощение Господа и учреждение Им Церкви как тела Своего и питание ее Телом и Кровию Своею. Союз со Христом чрез веру и союз с диаволом чрез неверие и восприемлемое от сего пятиобразное подобие диаволу. 33 ветви греховного плюща. Уподобление страстей алфавиту. Совокупление добродетелей со страстями. Книга мира и Страшный суд. Как вера и неверие соперничают из-за обладания душою человека Итак, от Каина день ото дня, год от года, век от века умножалось возделывание зла; от поколения к поколению умножалось беззаконие Каина, оно распространило свои ветви, эти ветви затмили собою все мысленные способности человека, и помрачился человек. Как плющ (взойдя на дерево) распространяет ветви свои поверх его, покрывая ими все дерево и затмевая его совершенно, так и преступление, насадившись на земле в Адаме, постепенно, с течением времени, распространило ветви свои. Говорим: родил (Адам братоубийцу) Каина, и этим распростерлась ветвь (тьма) над мыслью человека. Как плющ, когда прострет только одну ветвь свою на дерево, то восходит и наверх его, выпускает ветвь плюща отростки, охватывая ими все дерево и тремя ветвями своими покрывает все существо его, говорим: природную зелень, — дерево лишается сущности своей (т. е. присущей естеству своему зелени), так точно лишается свойственного существу своему (т.е. свойственных человеку добродетелей) и тот, кто воспринимает в мысль свою ветвь плюща (греховного). Дерево, наконец, высыхает, остается во власти плюща и истощается среди плющевых ветвей. Вместо дерева возрастает на нем естество плюща, говорим: его зелень, — которою он охватывает дерево, объятое им, говорим: естество плюща берет господство над деревом. 16

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

В период споров о Фаворском свете св. Григорий написал три триады «В защиту священнобезмолвствующих» и «Святогорский томос», в 1340–1341 гг. подписанный собором афонских игуменов и монахов на нескольких языках. В 1347 году св. Григорий возведен в сан архиепископа Фессалоникийского. На Соборе 1351 года учение Григория Паламы было объявлено учением Церкви. Его имя было включено в синодик Православия 566 . Святитель Григорий Палама скончался в Солуни в ноябре 1359 года. «В горняя, в горняя, к Свету», – были его последние слова. В житии сказано, что когда он отошел ко Господу, лицо его просветилось, а комната, где он лежал, озарилась светом, чему свидетель весь город, стекавшийся к святительским мощам 567 . Святитель Григорий был канонизирован через 9 лет после кончины. После св. Димитрия Солунского он – самый почитаемый в Фессалониках святой. Память св. Григория 14 ноября и во второе воскресенье Великого поста. Предание доносит до нас страшную и поучительную историю, случившуюся в этот день много веков назад. Патриарх Иерусалимский Нектарий (поставлен в 1660 году) рассказывал, что во второе воскресенье Великого поста – день памяти свт. Григория Паламы – на острове Санторине веселились франки. Они взяли с собой сыновей и поплыли в море при совершенно тихой и ясной погоде. Разгулявшись и потеряв всякое благоразумие, они и их дети стали кричать: «Анафема Паламе! Анафема Паламе! Если свят Палама,– пусть утопит нас!». Случилось так, как они просили. «Пучина зевнула», несчастные вместе с лодками погрузились в море и утонули. Это чудо подтверждал и Иерусалимский Патриарх Досифей 568 . Еще одним известнейшим афонским святым является прп. Нил Мироточивый (XVI–XVII (?) век, память 12 ноября). «Святый Нил,– повествует Афонский патерик,– воссияв в поздние времена, подвигами своими превзошел многих даже древних подвижников». Родился преподобный в Греции. Вместе со своим дядей Макарием он удалился на Святую Афонскую Гору и поселился в пустынном, чрезвычайно диком месте – безводном, удобном для безмолвия, называемом Святые Камни. Многих трудов стоило им устроить здесь небольшой храм и келии. Вскоре Макарий мирно предал душу Богу, а Нил, оставшись один, избрал себе другое, еще более уединенное место. Это была пещера в отвесной скале над морем, недоступная ни для людей, ни для зверей. Добраться в нее можно было только по веревке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Да, икона Иверской Божией Матери Мироточивой – явление Чудесное. Это, как сказал один верующий ученый, «самое большое чудо XX века». Когда в далеком X веке Чудотворный образ Иверской Божией Матери явился по волнам моря в огненном столпе к берегам св. горы Афон, иноки Иверского монастыря, остолбеневшие и безмолвные, смогли произнести одно из самых сильнейших молитвословий: «Господи, помилуй». Потрясенные чудом, они принимали его как знамение Господа. По их вере и их молитве Господь смилостивился, даруя им святой чудотворный образ Божией Матери «Портаитиссы». Также и бр. Иосиф вымаливал не один раз чудо явления и мироточения хранимой им иконы. На протяжении долгого времени, вот уже 1000 лет, образ древней Портаитиссы хранит Иверскую обитель и гору Афон. О явлении чуда Господь свидетельствует: «Когда не верите мне, то верьте моим делам» ( Ин.10:38 ). Явление Чуда Мироточивой Монреальской Иверской иконы Божией Матери является знамением, которое, Божественною силою, позволяет верующим осознать великое духовное лихолетие настоящих и грядущих времен. Запад и восток, юг и север – все страны и народы страждут. Люди теряют свой естественный облик, свою личность, как это предсказал еще в XVI веке преподобный Нил Мироточивый: «к середине XX столетия народ того времени начнет становиться неузнаваемым. Когда время будет приближаться к пришествию Антихриста, разум людей помрачится от плотских страстей, и все более будет усиливаться нечестие и беззаконие. Мир тогда станет неузнаваем, изменятся облики людей, и нельзя будет ясно отличать мужчин от женщин. Эти люди будут жестоки и будут подобны зверям из-за соблазна Антихриста. Не будет уважения к родителям и старшим, любовь исчезнет, и пастыри христианские, епископы и священники, станут тщеславными мужами... Ложь и сребролюбие достигнут высшего предела, и горе накопляющим сокровища... Тогда Всеблагий Господь, видя гибель человеческого рода, сократит дни, ради тех не многих спасающихся» (Нил Мироточивый, Кипрский монастырь, XVI век). Чудотворный образ Иверской Божией Матери явил множество чудес, вызывая почитание и великую любовь верующих и за рубежом, и в России. Особенность попечительства милости Божией в том, что Чудотворный образ был вечно странствующим. Божия Матерь как бы нашла возможным выйти из всех пределов и стать странницей в утешение всем страждущим. Все это – и великая помощь, и великие знамения, которые еще предстоит нам осознать, чтоб «не до конца погибнуть».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Далее расссмотрим Откр.13; 15 Кто такой образ зверя? Мы должны знать, что представляет образ зверя, чтобы не поклониться ему. " 15 И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. Здесь видим, что образ зверя не может быть изображением или роботом по трём причинам. 1. В образ зверя вложен дух. 2. Образ зверя говорил 3. Образ зверя действовал. 4. Будет убит, кто не поклонится образу зверя, т.е. образ зверя будет видимым. Это может быть только человек. Зверь примет плоть и образ человека, но душа останется зверя. Всё, что здесь написано касается христиан. Цель, которых спастись, а не права человека. Для примера можно взять жизнь первых христиан в Римской империи, во времена жесточайшего гонения христиан. Были христиане и рабами у языческих господ. Были христиане и воинами.Но это продолжалось только до времени, пока от них не потребовали отказаться от Иисуса Христа и поклониться языческим идолам Во вторых, что касается чипов (не печати). Можно ли принимать добровольно на тело человека чипы, думаю, что нельзя, если они изменят образ человека созданного по Образу Божию. Бог создал человека и дал ему всё необходимое. Всё остальное не от Бога. А если это будет совершено с жестоким насилием, это уже мученичество. Прости меня Господи, что не так. Богу Слава! р. Б. владимир Обратимся к великому святому посланнику с того света Нил Мироточивому. Он начертание назвал печатью. Св. Нил Мироточивый пишет, что в эту печать будут внесены такие четыре изречения. . " Я твой есмь " - " Да, ты мой еси " - " Волею иду, а не насильно " - " И я 2017/10/23, 13:16:43 Перед актом Крещения, человеку в молитве зачитывается ИМЯ, которое есть слово и является качественной характеристикой ЛИЧНОСТИ: " Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - и на сем камне Я создам Церковь Мою... " (Мф16:17-18)

http://isihazm.ru/1/?id=1778

Вот цитата из послания апостола Иуды: «и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах под мраком на суд Великого дня как Содом и Гоморра, и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иной плотью, подвергшиеся казни огня вечного, поставлены в пример. О них пророчество инок седьми от Адама, говоря, «се идет Господь с тьмами святых ангелов своих сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которое произвело их нечестие и во всех жестокостях» (Иуд., ст.6 – 7,14 – 15). И вот здесь говорится, что вот эти как бы небесные существа блудодействуют, подобно жителям Содома и Гоморры, это уже перекликается с тем, что сказал Иустин Философ, Он говорил, что эти демоны насиловали не только женщин, но и отроков. Теперь можно рассмотреть свидетельство Святых отцов о противоестественном зачатии последнего антихриста. Святые отцы обращали внимание на то, что само зачатие, при разных подходах к этому вопросу, все равно было противоестественное. Относительно зачатия антихриста существуют две версии. Согласно первой, более распространенной, его зачали люди, разумеется, ужасные грешники и прелюбодеи. Однако с самого начала зачатия дьявол вошел в чрево его матери, и сила дьявола питала и оберегала материнское чрево. Таким образом, антихрист исполнен, одержим дьяволом уже до рождения. Лукавый дьявол будет подстраивать  природу своего сына -  антихриста в подобие истинному Христу, о котором сказано, что он Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей. А этот по аналогии должен быть исполнен от чрева своей матери Духа зла. Согласно Ефрему Сирину, уже в отроческом возрасте будущий антихрист будет посвящен в эту тайну. По другой точке зрения, характерной главным образом для древних христианских авторов, подобно воплощению Христа, антихрист  - дитя демона, который будет выдавать себя за Бога. И дитя шлюхи, внешней девственницы, всецело внутренне развращенной. Преподобный Нил Мироточивый, сторонник второй точки зрения, на зачатие антихриста изрек, он восклицает: «Ей, воплотится зло -  то -  есть родится антихрист безо всякого мужнего семени, ей, с семенем родится, но не с семенем человеческим, а с излитым семенем воплотится.

http://radonezh.ru/text/protoierey-oleg-...

Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? 291 . И только тогда, когда Господь утешил их Своей беседой, растолковал им предсказания о страданиях и воскресении Мессии и потом преломил хлеб, они Его узнали. Конечно, это было прежде всего действие благодатное, но, я думаю, имело значение и то, что уныние учеников сменилось радостью: она открыла им духовные глаза. Апостол Матфей, рассказывая о судьбе Иуды Искариотского, преподает, пожалуй, самый яркий и страшный пример действия уныния. Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: чтó нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился 292 . Вот самое страшное действие уныния, перешедшее в крайнее отчаяние. Иуда решил, что спасения для него уже не существует, он во всем разуверился. Мы помним, что апостол Петр согрешил почти столь же страшно, как Иуда, – трижды отрекся от Христа, но он не потерял веры и потому не потерял надежды. Для Иуды же не было уже ничего святого. Поддержать его было некому: от учеников он отстал, а те, к кому он пристал, оказались безразличны к его переживаниям. И ему казалось, что ничего не остается, как только повеситься. Конечно же, если бы он проявил покаяние и в этот момент опомнился, то милость Божия коснулась бы и его. Есть такое мнение (об этом говорит преподобный Нил Мироточивый), что когда Господь наш Иисус Христос на кресте говорил: «Жажду», то эти слова значили не то, что Он хотел пить, а что Он жаждал покаяния Иуды Искариотского. Но этого не произошло. А незадолго перед тем, как Иуда принял окончательное страшное решение, Петр, возлюбленный ученик Христов, по преданию любивший Спасителя больше других, трижды от Него отрекся.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Но здесь опять закавыка: а по какому праву бесы творят такое насилие над человеком? Правда, человек еще в раю послушал врага и поэтому подпал под его власть. Но разве это справедливо?! Разве справедливо, что «человекоубийца искони, лжец и отец лжи» (Ин.8,44), обманувший человека, как вор исхищающий его душу, имеет такую над ним власть?! Да, человек согрешил, но перед Богом, а не перед диаволом, который и соблазнил человека на грех! А ведь по слову Самого Господа «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф.18,6). Почему же соблазненный наказывается, а всеобщие соблазнители - демоны не только избегают наказания, но еще и овладевают душами грешников, погружая их в ад и подвергая там вечным мучениям?! Кстати сказать, нечто подобное этому говорил и преп.Нил Мироточивый. И надо заметить, что это действительно само по себе - несправедливо. Но существует все по той же причине - чтобы существовал ад с его муками, заставляющими человека избегать греха и искать спасения. Однако отсюда совершенно очевидно, что ад и адские муки не являются вечными, но будут существовать лишь до того времени, пока будет возможно спасение и будут спасающиеся, т.е. до кончины мира и Страшного суда. После же этого ад и адские муки теряют свои промыслительное значение и должны быть упразднены. Так ли это, т.е. соответствует ли это учению православия? Безусловно! Так говорит об этом ап.Иоанн Богослов: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда... смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» (Откр.20,11-13), - это описание Страшного суда. Но что происходит после него, что говорит далее, в следующем 14-ом стихе этой же главы апостол: «И смерть и ад повержены в озеро огненное» (Откр.20,14)! Как видим, вышеприведенное мнение о том, что после Страшного суда, когда все, кто мог спастись, спаслись, надобность в аде (как в устроении, понуждающем людей ко спасению из страха вечных мук) отпадает, подтверждается этими словами апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

http://ruskline.ru/analitika/2010/05/15/...

По Своей воле Бог определяет во времени события в жизни народов и отдельных людей, и всё с той же целью – «дабы они искали Бога»: А в конце времён вместе с существованием времени окончится и возможность изменения, возможность покаяния, перемены ума и жизни. И все мы должны будем дать отчёт о том, как использовали этот Божий дар – жизни во времени. Тот, кто не зря потратил его, войдёт в вечную радость. Тот, кто пренебрёг и этим даром, увидит, что сам обездолил себя навеки. Иными словами, кончится время, данное нам на покаяние, и настанет вечность воздаяния. Так время обретает свой смысл как время Божией милости, предназначенное для принятия спасения и подготовки к тому, чтобы выдержать испытание в день Божьего Суда… Но не только об этом говорят нам часы, отсчитывая время, оставшееся нам на покаяние. Они говорят, что надо, надо нам торопиться, потому что время убыстряет свой бег, послушное велению Божию. Священное Писание говорит о конце времён: «…ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24: 21–22). Преподобный Нил Мироточивый пророчествует о том, как именно сократятся дни: «День будет вращаться как час, неделя как день, месяц как неделя и год как месяц. Ибо лукавство человеческое сделало то, что и стихии стали напряженными, начали еще более спешить и напрягаться, чтобы поскорее окончилось прореченное Богом число для восьмого числа веков» . И это уже происходит на наших глазах. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) заметил по этому поводу: «Мы, очень многие, помним, как существовали лет шестьдесят тому назад границы во времени: было утро, полдень, день, вечер. Всему было свое время, будто кто-то медленно, тихо, благоговейно вращал стрелку времени по циферблату часов. Где это всё ныне? Теперь этого нет! Встаем чуть свет, отходим в полночь ко сну – и всегда должниками в том, что мы не исполнили и малой части того, что нам надлежало исполнить. Кто в этом виноват, кому предъявить счёт? Себе? Но мы трудимся не покладая рук. Часам? Но и их стрелки никто видимо не подводит. Но почему они бегут? А не надо ли нам сегодня, дорогие мои, вспомнить об обещанной к концу времен скоротечности времени, когда ради избранных будут сокращены дни земного странствования живущих. И год тогда будет как месяц, месяц – как неделя, неделя – как день, день – как час и час – как минута» .

http://pravoslavie.ru/157860.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010