«Страх в любви Не находится нисколько, Ни она, в свою очередь, вне страха В душе не плодоносится» 102 . Далее прп. Симеон все более усиливает противопоставление страха и любви: страх относится больше к уровню чувственного, поскольку пре бывает в чувственном мире, а любовь – как цветок и плод – «вне мира» 103 . Именно любовь, «цветок страха» 104 , окажется в конце концов «большей всех» 105 , подлинной царицей добродетелей 106 , древом 107 или вершиной духовной лествицы 108 . Прп. Симеон Новый Богослов называет любовь «нетварной» 109 по сравнению с тварными реалиями мира сего, подлинной благодатью Святого Духа и Самим Божественным Духом 110 , Светом Божества 111 , открывающимся внутри души «познавательно» 112 . Получение залога Божественного Духа – подлинная цель бытия человека, стремящегося к постоянному Боговидению во веки веков 113 . Такой мыслью завершается семнадцатый гимн, в котором, наряду с рядом глубочайших аскетических мыслей и параллелей, были особо акцентированы две добродетели: смирения 114 и любви, о которых в сходных чертах повествовал и прп. Никита при описании круга рая с вратами смирения и любви на диаметрально противоположном расстоянии друг от друга. Прп. Симеон в начале 17-го гимна особо выделил добродетель страха как основополагающую, которая описывается как причина всепревосходящей любви. Однако при описании высших этапов достижения любви отдельно о страхе уже ничего не было сказано. Данную «недосказанность» восполнил прп. Никита в своем учении о «страхе любви» или «чистом страхе Святого Духа», как было сказано выше. Выводы Из описаний страха Божия у прп. Никиты Стифата можно сделать следующие предварительные выводы. • Прп. Никита Стифат особо учил о втором «чистом страхе» Божием, который он называл также страхом Духа, или духовным страхом. В данном случае он развивал учение своего духовного наставника прп. Симеона Нового Богослова , особо наглядно представленное в семнадцатом гимне Божественной любви. • Приобретение чистого страха означает достижение высочайших состояний святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

N. Theol. Hymn. 28 (рус. пер.: Симеон Новый Богослов, прп. Гимн 21//Творения. Серг. П., 1993. Т. 3: Божественные гимны. С. 100)). Никита Стифат († ок. 1090), ученик прп. Симеона Нового Богослова, в 1-й «Деятельной сотнице», входящей в состав «Добротолюбия» , предлагает интерпретацию М. применительно к духовному восхождению: «...сколько положишь ты восхождений преуспеяния в высших добродетелях... столько они, видя тебя восходящим к небесам, скрежещут зубами и старательно простирают многоплетенные сети свои по мысленному воздуху. Не только плотолюбивые и зверские бесы похоти и гнева дхнут на тебя, но и духи богохульные в горькой зависти восстанут на тебя. Сверх того эти воздушные начала и власти, явленно (наружно) и неявленно в одном воображении начнут принимать разные странные и страшные образы, чтоб смутить тебя, или вред какой причинить тебе». Однако, ободряет читателя прп. Никита, «упражняясь с бодренным оком ума в делании умной молитвы, тебе нечего бояться... потому что они даже к обиталищу твоему не смогут приближиться, будучи, как тьма, гонимы сущим в тебе светом и божественным огнем опаляемы» ( Nicet. Pector. Practicorum Capitum. 94//PG. 120. Col. 895; Добротолюбие. М., 20104. Т. 5. С. 104-105). В Добротолюбие также вошли наставления, касающиеся М., иером. Феогноста (XIII в.) из его соч. «О деянии, созерцании и священстве» (надписано именем Феогноста Александрийского (III в.)) (Добротолюбие. М., 20104. Т. 3. С. 395-396) и прп. Исихия Синаита (время жизни неизвестно, не раньше VII в., возможно XII в.) из «Глав о трезвении и добродетели» (в рус. Добротолюбии ошибочно приписаны прп. Исихию Иерусалимскому ): «Найдет, наконец, и на нас час смертный,- придет, и избежать его нельзя; и - о, если бы воздушный князь мира, пришедши тогда, нашел беззакония наши малыми и ничтожными, чтобы не мог справедливо обличить нас!- Иначе восплачемся тогда, хотя уже бесполезно. Ибо раб, как говорит Господь, ведевый волю Господина своего, и не сотворив, биен будет много (Лк 12. 47)» ( Hesych.

http://pravenc.ru/text/2564534.html

При оценке полемической позиции Стифата, которая кажется недостаточно обоснованной, нужно учитывать аскетико-созерцательное направление, доминировавшее в его жизни и творчестве. Отличаясь исключительной требовательностью к себе и опытом жизни под руководством одного из величайших мистиков Церкви прп. Симеона Нового Богослова, прп. Никита сочетал в своих антилатинских и антиармянских трактатах, значительно уступавших его более оригинальным и сильным «Сотницам» и «Трилогии», строгость с любовью и открытостью по отношению к тем, кого он надеялся воссоединить с «Телом Христовым, которое есть Церковь верных» . Приняв учение о двух природах и о двух праздниках, армяне «как светильники, сияющие в великой храмине Божией, то есть в Церкви верных, окажутся источающими для всех находящихся в ней сияние православного света благочестия через слово и жизнь» . Таким образом, в XI в. снова столкнулись две различные литургические традиции в отношении времени празднования Рождества и Крещения - раздельного или слитного. Эти традиции были древними, в законченном виде они сложились в VI - нач. VII в. Имперской и богословской логике Юстиниана пришлось столкнуться с религиозно-политическим сепаратизмом армян-антихалкидонитов, не уврачеванным и доныне. В качестве вывода приходится констатировать, что литургическое многообразие могло и может иметь место только при полном единении в вере. В противном случае оно неизбежно догматизируется и становится очередным труднопреодолимым препятствием для восстановления утраченного вероучительного единства. Это понимал средневековый армянский вардапет Есаия Нчеци, который, как бы отступив от своей традиции, писал: «Оба [праздника] если совершаются совершенной верой и чистым житием, приемлемы и угодны Богу и искупительны людям» .   Дионисий (Шленов), иг . Время празднования Рождества и Крещения согласно древним свидетельствам и памятникам полемической письменности середины XI века//Богословский вестник 8. 2009. С. 226–278.   ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Дионисий (Шленов) , иг. 2008 - Прп. Никита Стифат . Первое обличительное слово против армян (Публикация греческого текста, перевод, вступительная статья и примечания игумена Дионисия ( Шленова ) , публикация грузинского текста М. А. Рапава )//БВ 7. 2008. С. 39-104.

http://bogoslov.ru/article/373000

Если же кто предастся нерадению... то опять приходит грех, и облекается в душу, и начинает угнетать человека. Преподобный Макарий Великий ( 66, 242 ). Кто досыта поработал удовольствиям и делам телесньм, досыта пусть подвизается и в подвижнических трудах и страданиях, «чтобы одно перебить другим: сладость – горечью, покой – трудами телесными и насытиться веселием и радованием в уповании. Таким образом ты и насладишься благоуханием целомудрия и чистоты и вкусишь неизреченной сладости бессмертных плодов духовных. Преподобный Никита Стифат ( 70, 114 ). Не до того только времени нужно трудиться, пока увидишь плод, надо подвизаться до самого исхода ( 55, 168 ). Кто хочет уклониться от подвигов, тот бывает добычей волков. Преподобный Исаак Сирин ( 55, 200 ). Те, которые осквернили свои души беззаконными греховными делами и страстными движениями сердца и запечатлели в себе образы и подобия бессловесных похотей, пусть постараются многими слезами очистить себя и убелить одеяния своей души, потому что другим способом невозможно увидеть Свет, или Бога, по слову Господа нашего. Поэтому... постараемся содержать свое сердце чистым посредством хранения совести и постоянного исповедания сокровенных помыслов сердца. Если будем исповедовать их часто, а лучше каждый день, с сокрушением и болезнованием сердечным, припоминая все и осуждая себя за все: сделали ли что плохое, или помыслили недоброе, или сказали нехорошее. Так стяжаем покаянное и сокрушенное сердце; покаянное же сердце извлечет слезы из глубины души, а слезы очистят душу и изгладят все ее прегрешения. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 60, 197 ). Как страдание и смерть Христа, так и Воскресение и Вознесение Его ничем не помогут тем христианам, которые живут нерадиво и не восстали от душевной смерти: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» ( Еф. 5, 14 ) ( 104, 1229 ). Говорит человеколюбивый Господь: «Се, стою у двери и стучу» ( Откр. 3, 20 ). Он, как благой и человеколюбивый, хочет и ищет нашей пользы, а не Своей, нашего блаженства, а не Своего... Но беда и грех человеческий в том, что этого великого, дорогого небесного гостя человек не слышит. Он приходит и стучит в дверь каждого, но бедная душа, оглушенная шумом любви к миру сему, шумом различных плотских прихотей, не слышит Его сладкого голоса. И так человеколюбивый

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   См., например: 3 Цар. 19:9—18.     Милоть (греч. μηλωτ — овчина, как пишет В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» (то же — у Вейсмана в «Греческо-русском словаре»), В милоти, то есть в одежде из овчины мехом наружу, обычно изображают Иоанна Предтечу. Вульгата для слова милоть употребляет pallium.    В последованни в понедельник первыя седмицы этот и следующий тропари меняются местами.     «И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху»:     Василий Великий, святитель. Беседа 1. О посте. С. 8.    Там же. С. 8—9.     Василий Великий, святитель. Беседа 1. О посте. С. 15—16.    См.: Василий Великий, святитель. Беседа 2. О посте/Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 4. С. 28.    О милоти — см. предыдущий тропарь.    Новая толковая Библия на 4 Цар. 2:9—10.     Василий Великий, святитель. Беседа 3. На слова: Внемли себе (Втор. 15:9)/Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 4. С. 30—31.     Василий Великий, святитель. Беседа 3. С. 32.     Василий Великий, святитель. Беседа 3. С. 32—33.     Феофилакт Болгарский на Мф. 25:41—46.    Дидахи 11, 12.    Дидахи 12, 1—5.    «Причины греха суть: вино, женщины, богатство, телесное здравие; впрочем — не потому, что это суть грехи по самому естеству, но потому, что природа удобно склоняется этим в греховные страсти. ...Если всегда будешь памятовать немощь свою, то не преступишь предела осторожности» (Исаак Сирин, преподобный. Слово 57. С. 292; ср.: Феодор Эдесский. Главы, 61—62/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 612).    См.: Марк Подвижник. О законе, 100/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 51, со ссылкой на 1 Тим. 6:10; Петр Дамаскин, I/Там же. Т. 2. С. 23, 117; Евагрий. Главы о различии, 1/Там же. Т. 1, 506. Лествица, степень 16; 17, 14.     Нил Постник. О молитве, 51/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 735.     Нил Синаит. К Евлогию II, 3. С. 160.     Евагрий. Главы о различии, 21/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 521.     Марк Подвижник. О законе, 100—101, 103—104/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 51; Евагрий. Главы о различии, 1/Там же. С. 506; Петр Дамаскин, I/Там же. Т. 2. С. 23; Никита Стифат. Вторая сотница, 60/Там же, 418.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Прп. Феодор Студит : «Мы же должны будем пойти с бесами туда, где огнь неугасимый... и не на несколько времени или на год, и не на сто или тысячу лет: ибо мука не будет иметь конца, как думал Ориген , но навсегда и навечно, как сказал Господь» 104 . Прп. Симеон Новый Богослов : «Будет тогда другая жизнь, неизреченная, и другая смерть, тягчайшая и горчайшая теперешней, то есть вечное мучение. Ибо которые не сделаются здесь причастными Христу или обесчестят сие причастие Христу противною тому жизнью... находятся в опасности подвергнуться там неотменимой уже каре тягчайшей смерти... тем, которые будут осуждены в другой жизни, не останется уже никакого утешения и никакой надежды спасения» 105 . Прп. Никита Стифат : «верую в воскресение мёртвых и исповедую бесконечное царство праведников во веки веков и то, что наказание грешников и самих демонов будет длиться вечно и никогда не прекратится, и что грешники и демоны не вернутся снова в первозданное состояние, как заблуждается в помрачении Ориген » 106 . Блж. Феофилакт Болгарский : «...пойдут такие люди (грешники) в муку вечную, никогда нескончаемую, а праведники – в жизнь вечную. Ибо как святые имеют непрестающую радость, так неправедные – непрестающее мучение, хотя Ориген и баснословит безумно, обольщая неопытных, что будто бы есть конец наказанию, что грешники не вечно будут мучиться, что некогда, очищенные мучениями, будто перейдут в то место, где находятся праведные. Но слова Господа ясно обличают такую безумную мысль. Господь говорит о вечном наказании, то есть не прекращаемом» 107 ; Свт. Симеон Фессалоникийский : «Жребий каждому, – славы или мучения, – будет безграничный и нескончаемый. Впрочем, и об этом многие нечестивцы пустословят во вред себе, дерзая отвергать вечность будущего мучения. Такая дерзость внушена им обольщениями и коварством лукавого для того, чтобы, в ожидании конца мучения, они не оставили не совершённым ни одного дела злобы: потому что, если будет конец мучению, то всякий грех будет некогда прощён, и отвергающие Бога, нечествующие и беззаконные, будут некогда прославлены с благочестивыми и святыми. Какое слово может быть нечестивее этого?» 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Таким образом, в XI в. снова столкнулись две различные литургические традиции в отношении времени празднования Рождества и Крещения – раздельного или слитного. Эти традиции были древними, в законченном виде они сложились в VI– нач. VII в. Имперской и богословской логике Юстиниана пришлось столкнуться с религиозно-политическим сепаратизмом армянантихалкидонитов, не уврачеванным и доныне. В качестве вывода приходится констатировать, что литургическое многообразие могло и может иметь место только при полном единении в вере. В противном случае даже без излишней догматизации оно может оказаться очередным труднопреодолимым препятствием для восстановления утраченного вероучительного единства. Это понимал средневековый армянский вардапет Есаия Нчеци, который, как бы отступив от своей традиции, писал: «Оба [праздника], если совершаются совершенной верой и чистым житием, приемлемы и угодны Богу и искупительны людям» 185 . Литература Дионисий (Шленов) , иг. 2008 – Прп. Никита Стифат . Первое обличительное слово против армян (Публикация греческого текста, перевод, вступительная статья и примечания игумена Дионисия (Шленова) , публикация грузинского текста М. А. Рапава)//БВ 7. 2008. С. 39–104. Кекелидзе 1905 – Кекелидзе К., свящ. К вопросу о времени празднования Рождества Христова в древней Церкви//ТКДА 78. 1905. Т. I. Январь. С. 149–158. Кузенков П. В. Христианские хронологические системы и их отражение в византийской хронографии (от раннехристианских писателей до Георгия Синкелла и Феофана Исповедника ). М., 2006 (канд. дис., машинопись). Ларше 2008 – Ларше Ж. -К. Исторические основания антихалкидонизма и монофизитства Армянской церкви (V–VIII вв.) (перевод с французского С. С. Кима)//БВ 7. 2008. С. 144–199. Рапава М. А. Грузинский перевод полемического сочинения Никиты Стифата против армянской ереси//XVII ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т. 1. Материалы. М., 2007. С. 356–361. Скабалланович 1916 – Скабалланович М. Рождество Христово. Киев, 1916 [СТСЛ, r 1995] (Христианские праздники. Кн. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

[vi] Софроний (Сахаров), архимандрит. Видеть Бога как Он есть. — Изд. 3-е, испр. — М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2006. — С. 91. «В полноте перерождение падшего человека в нового (Еф. 4: 22-24) совершается в три периода: первый, начальный — призыв и вдохновение на предстоящий подвиг; второй — оставление " ощутимой " благодатью и переживание богооставленности, смысл которой в том, чтобы предоставить подвижнику возможность явить верность Богу в свободном разуме; третий, заключительный — вторичное стяжание ощутимой благодати и хранение ее, связанное уже с умным познанием Бога» (Софроний (Сахаров), архимандрит. О молитве. — С. 104). [vii] Софроний (Сахаров), архимандрит. Духовные беседы. Т. 1. — С. 276. [viii] Так, например, протоиерей Георгий Флоровский, рассматривая богословие преподобного Исаака Сирина, констатирует: «Три этапа или три момента можно различить в духовном процессе: покаяние, очищение, совершенство. Раскаяние в грехах, очищение от страстей и совершение в любви и восторге. Так расчленяет духовный путь сам преподобный» (Флоровский Георгий, протоиерей. Византийские отцы V-VIII вв. — Минск.: Изд-во Белорусского Экзархата, 2006. — С. 236). «Три есть степени в преуспевающих в восхождении к совершенству: очистительная, просветительная и таинственная, или совершительная. Первая свойственна новоначальным, вторая — средним и третья — совершенным» (Преподобный Никита Стифат. Третья умозрительных глав сотница/Добротолюбие: в 5-ти т. — Изд. репринт. — М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. — Т. 5. — С. 151). Известный греческий богослов митрополит Иерофей (Влахос) в связи с этим проводит любопытную аналогию: «Учение святых отцов также выражает взгляд, что спасаемые разделяются на три чина. Во-первых, это рабы, которые хранят волю Божию, чтобы избежать ада; во-вторых — наемники, которые хранят заповеди, чтобы обрести рай; в третьих — сыны, которые делают все из любви к Богу, ибо чувствуют себя Его чадами. Эти три чина в действительности соответствуют трем этапам духовной жизни: очищению, просвещению и обожению» (Иерофей (Влахос), митрополит. Православная духовность. — М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. — С. 60-61). И далее владыка Иерофей приводит соответствующую цитату из «Поучений» преподобного аввы Дорофея (см.: Душеполезные поучения и послания преподобного аввы Дорофея. — Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2003. — С. 55).

http://pravoslavie.ru/52090.html

   Mansi. Coll. concil. (Деяния Соборов), т. 25, стлб. 1147—1150.    См. Деяния Соборов XVI века, у Манси, т. 25, стлб. 1147 и след., т. 26 – passim. В настоящее время собрание сочинений св. Григория Паламы содержится только у Миня (P.G., т. 150 и 151), неполное и с серьезными дефектами. Значительная часть творений Паламы остается неизданной. См. список его трудов у Папамихаила, цитированный труд (на греч.) К.Крумбахера, Geschichte der byzantinischen Literatur («История византийской литературы») (изд. 2, Мюнхен, 1897, стр. 104—105; 485—486) и в вышеуказанной статье М.Жюжи в «Dict. de theol. cathol.», т. 11, стлб. 1742—1750. Хорошее изложение учения Паламы дано в статье монаха Василия Кривошеина «Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы» в «Seminarum Kondakovianum», VIII. Прага, 1936. стр. 99—154 (по-русски, с французским резюме); нем. перев. о.Хуголина Ландфогта, в «Das östliche Christentum», вып. 8 (1939).    Мы пользуемся термином «мистическое богословие» в том же смысле, в каком употребил его М.Жильсон, озаглавивший свой очерк о св. Бернарде «Мистическое богословие св. Бернарда» (M.Gilson. La theologie mystique de saint Bernard): «Тема строго ограничена самим названием труда. Здесь не говорится ни о жизни святого Бернарда, ни о его богословии вообще, ни даже о всей совокупности его мистического опыта, но только о той части его богословия, которым обоснована его мистика» (Предисловие, стр. 9).    Я, конечно, не говорю здесь о богословских учебниках и других книгах, в которых содержатся только «противопоставляемые», по выражению Бергсона, сведения.    P.G., т. 120, стлб. 289, примечание Льва Алляция. Никита Стифат. «Жизнь Симеона Нового Богослова» (изд. о. Ир.Хаусхера в «Orient. Christ», XII. Рим:1928).    «Томос агиоритикос» ( αγιορειτικοξ Τομυσ υπερ των ησυχαζοντων) был написан в 1339—1340 году другом и учеником Паламы Филофеем Коккиносом (будущим патриархом Константинопольским). Это богословский труд, посвященный Свету Преображения. «Томос агиоритикос», подписанный многими настоятелями и монахами Афонской Горы, послужил базой для Григория Паламы в последующих спорах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

49. Однако достаточно мы исследовали относительно рая 102 и насаждений, посаженных в нем от Бога. Остается нам только сказать, каким образом Слово установило только двое врат для этого рая, обращающихся как Херувимы, хотя, как утверждает Христос Бог много нетронутых обителей у Бога Отца Его ( Ин.14:2 ), точно как и путей, ведущих в Царствие Божие. 50. Смирение 103 и любовь 104 являются краями, первым и последним, двумя концами божественной цепи всех добродетелей, ибо смирение – это самое крайнее начало ее внизу, любовь же – это самый крайний конец ее наверху, или иначе, противолежащие крайние первая и последняя ступени священной лестницы божественных добродетелей. Ибо смирение соделывает начало лестницы восхождения, любовь же, будучи завершением ступеней добродетели и лестницы восхождения на вершину, выводит вступившего на нее в вечно живые и нетронутые уделы божественного блаженства. 51. Так как в самом деле началом и концом восхождения к Богу и Царствию Его являются смирение и любовь, то справедливо истолкованы они как врата для рая, лежащие напротив (друг друга) на расстоянии практической философии, потому что одна впускает стучащего и желающего войти в Эдем, который есть само наслаждение от разумного делания и хранения бессмертных насаждений, другая же выводит оттуда в Царство Небесное и единение с Богом в уделы постоянные и нетронутые, уделы ангелов Ибо так и Господь Иисус всем нам явно обещает, говоря: «Я есмь дверь кто войдет мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет» ( Ин.10:9 ). Ибо Сам воистину дверь рая Царства Небесного, привратник же – Дух Святой 52. Действительно, приблизившемуся к пропилеям 105 благочестия, совершенно отрекшемуся без сомнения от мира и стучащему в дверь заповедей Христа через смирение привратник, я утверждаю, сам Святой Дух, отворяет вход, раскрывающий ум для понимания, «что есть воля Божия и благая и совершенная и угодная» ( Рим.12:2 ), а когда он войдет и полностью насладится от тех вечных благ через практику и многие дела добродетели, снова выводит его оттуда в уделы естественного созерцания творений Бога. В самом деле привратник и соделывает так, чтоб почить «от всех дел Своих» ( Быт.2:3 ) и быть соединенным с Богом сообразно с высотами богословия неразделенной и единосущной Троицы в покое божественной любви согласно Христу и Богу нашему, сказавшему: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010