Следовательно: послушание не только действует против рассеянности, но и охраняет сердце от ожесточения и смущения, содержит его постоянно кротким, благим, постоянно способным к умилению, постоянно готовым излиться пред Богом в молитве и плаче, столько искренних, что они по всей справедливости могут назваться и исповеданием души пред Богом, и духовным явлением Бога душе (Пс.103,104,105,106,110). Если инок будет вести себя в монастыре подобно страннику, не заводя знакомства вне и внутри монастыря, не ходя по братским кельям и не принимая братию в свою келью, не заводя в келье никаких излишеств, не исполняя своих пожеланий, трудясь в монастырских послушаниях со смирением и добросовестностью, прибегая часто к исповеди согрешений, повинуясь настоятелю и прочим властям монастырским безропотно, в простоте сердца, то, без сомнения, преуспеет в молитве Иисусовой, то есть получит дар заниматься ею внимательно и проливать при ней слезы покаяния. «Видел я, — говорит святой Иоанн Лествичник, — преуспевших в послушании и не нерадевших по возможности о памяти Божией действуемой умом, как они, внезапно встав на молитву, вскоре преодолевали ум свой и изливали слезы потоками: совершалось это с ними потому, что они были предуготовлены преподобным послушанием» (Слово 26, гл.31). Святой Симеон Новый Богослов, преподобный Никита Стифат и многие другие отцы обучились молитве Иисусовой и зани­мались ею в обителях, находившихся в столице Восточной Империи, в обширном и многолюдном Константинополе. Святейший патриарх Фотий обучился ей уже в сане патриарха при многочисленных других занятиях, соединенных с этим саном. Святейший патриарх Каллист обучился, проходя послушание повара в лавре преподобного Афанасия Афонского на Афонской горе (Предисловие схимонаха Василия). Преподобные Дорофей (Варсонофия Великого ответ 268) и Досифей (Житие преп. Досифея в начале поучения прп. аввы Дорофея) обучались ей в общежитии святого Серида, первый — неся послушание начальника больницы, второй — прислужника в ней.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

1527 Милоть (греч. μηλωτ – овчина, как пишет В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» (то же – у Вейсмана в «Греческо-русском словаре»), В милоти, то есть в одежде из овчины мехом наружу, обычно изображают Иоанна Предтечу. Вульгата для слова милоть употребляет pallium. 1529 «И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху»: 1542 «Причины греха суть: вино, женщины, богатство, телесное здравие; впрочем – не потому, что это суть грехи по самому естеству, но потому, что природа удобно склоняется этим в греховные страсти. ...Если всегда будешь памятовать немощь свою, то не преступишь предела осторожности» ( Исаак Сирин , преподобный. Слово 57. С. 292; ср.: Феодор Едесский. Главы, 61–62/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 612). 1543 См.: Марк Подвижник. О законе, 100/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 51, со ссылкой на 1Тим. 6, 10 ; Петр Дамаскин, I/Там же. Т. 2. С. 23, 117; Евагрий. Главы о различии, 1/Там же. Т. 1, 506. Лествица, степень 16; 17, 14. 1547 Марк Подвижник. О законе, 100–101, 103–104/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 51; Евагрий. Главы о различии, 1/Там же. С. 506; Петр Дамаскин, I/Там же. Т. 2. С. 23; Никита Стифат. Вторая сотница, 60/Там же, 418. 1548 «Мечтанием лживым присно бесове приводят нас на согрешение. Ибо мечтанием сребролюбия и прибытка, окаяннаго Иуду уготоваша предати Господа и Бога всех» (Исихий Пресвитер. К Феодулу, 118/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 280). 1549 В этом своем проявлении сребролюбие «насмеяния достойнейше ... зане человецы соделавшии с великим трудом от металла земнаго сребренницы, паки их праздных в землю полагают» (Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 117; разрядка наша. – иг. Ф.). 1565 «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня»:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

88. Еф.1:19-21. 89. Кол.3:1-3. 90. Евр.1:3. 91. Евр.4:14. 92. Слово " исповедание " ( οο) из предыдущей цитаты является в греческом языке словом женского рода, и к нему можно отнести местоимение (, которое в Евр.6:19 относится к слову также женского рода " надежда " ( ε) из Евр.6:18: Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду. 93. Евр.6:19. 94. Евр.8:1. 95. Евр.9:24. 96. Евр.10:12-13. 97. Пасхальное песнопение, вошедшее в чин божественной литургии восточного обряда (окончание проскомидии). 98. Евр.10:20. 99. Ин.14:4. 100. Ин.14:3. 101. Св. Григорий Богослов. Собрание творений... Т.1. С.648 (PG 36. 592А). 102. 2 Кор. 12:2-4. 103. 2Кор.12:2. 104. 2Кор.12:3-4. 105. 2Кор.12:3-4. 106. Евр.1:3. 107. Евр.6:20. 108. Последование Литургии, ектения " Вся святыя помянувше " после Евхаристического канона: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественною благодать и дар Святаго Духа, помолимся. 109. Евр.10:19-22. 110. Евр.12:18-19. 111. Евр.12:22-24. 112. Откр.3:12. 113. Лк.23:43. 114. Пс.46:9. 115. Пс.96:1. 116. ο - лаик, мирянин. 117. Ср.: 1Тим.2:12: а учить жене не позволяю. 118. ο - перед народом, публично. В Синтагме Матфея Властаря есть Закон ,7: " Ни один клирик, ни монах, ни воинствующий, ни другой кто не должен собирать толпы народа и публично рассуждать о вере; ибо он наносит оскорбление Халкидонскому собору, который все установил должным образом; посему, если клирик сделает это, он должен быть исключен из собрания клириков, если воинствующий, должен быть исключен из войска, а прочие должны быть наказаны, каждый по своему состоянию " (Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996. С.182). 119. - учительское достоинство есть власть " учить народ Господень и истолковывать божественные догматы, власть, данная благодатию Всесвятого Духа одним (ο) архиереям и тем, кому они поручают " (Толкование Зонары и Вальсамона на 64 Правило VI Вселенского собора). Здесь, следовательно, говорится в строгом смысле слова о публичной проповеди догматического содержания (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. М., 1994. Т.1. С.553).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/584/...

2 Василий Великий. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах, 104//Там же. 3 Василий Великий. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах, 49//Там же.   одаренному истинным рассуждением. А сей вразумлял бы его угождать Христу Богу исполнением заповедей Его» 1 . Нравственный облик старца и его отношение к ученику Когда в безмолвии уготовляющий мед добродетелей станет выше смиренной плоти вследствие подвигов любомудрия и его душевные силы придут в естественное состояние по причине низвержения долу мудрования, когда, очистив сердце слезами, сделается он способным вмещать лучи Духа, облечется в нетленную животворную мертвенность Христову и, сидя в горнице безмолвия, приимет Утешителя с огненным языком, тогда долженствует он с дерзновением глаголати величия Божия, и в Церкви велицей благовестити правду Его (île. 144, 5, 11, 12, 21; 39, 10) 2 . Ибо обогащенный Духом Святым, поистине имея в себе небесное богатство и общение Духа, если возглаголет кому слово ис- " Устав Коневской обители, 1, 6, 5. 2 Никита Стифат. Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума, 66//Добротолюбие. Т. 5.   тины и если сообщит кому духовное слово и пожелает возвеселить души, то из собственного своего богатства и из собственного сокровища, каким обладает в себе, изрекает слово, им возвеселяет души слушающих духовное слово 1 . Столько-то мощно слово сильного, слово, которое происходит от Духа Святаго: оно все совершает скоро, ибо словеса мудрых, говорит Писание, якоже остны воловья (Еккл. 12, 11) 2 , так оно чудодействует, когда, крепко быв заключено в горниле благоговейного молчания и разжигаемо тайною внутреннею молитвою, получает свойственную ему чистоту и силу или, лучше сказать, становится причастным силы Слова Божия и Духа Святаго 3 . Как трость есть орудие письменности, когда опытная рука движет ею для начертания написуемого, так и язык праведника, когда Святый Дух им движет, погружаемый не в черниле, но в Духе Бога Живаго, на сердцах верующих написывает слова вечной жизни 4 . Потому духовно живущий подобен ше-

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

103. По окончании же чтения написанного патриарх обращается к властителям и ученикам святого: “Что касается меня, преславные, то против господина Симеона у меня никогда не было скверного подозрения. Более того, я прочитал с самого начала написанное им о своем [духовном] отце и возрадовался, узнав жизнь того человека. И я приказал воспевать написанное в церквах, восхваляя веру его. Но я не знаю, почему и какое расхождение возникло между ним и синкеллом и возбудило против него и его [духовного] отца несчетное множество обвинений, кроме клеветы ничего не содержащих. А то, что он пострадал от нас, он пострадал не как ошибавшийся в церковных догматах, коими укрепляется правая и непорочная вера, но потому, что неизменно держался своей цели и, почитая отца, не переставал праздновать с блеском [его память]. Обвинители же его волновались и ежедневно толпой являлись к нам, поэтому я удалил его из монастыря и из города. Но теперь, если он пожелает и если послушается моих слов, он вновь станет господином своего монастыря, и я рукоположу его, с соизволения всего Священного Синода, архиереем в одной из высоких митрополий. Тогда происшедшие несправедливости будут исправлены, и ваше к нему неугасимое доверие будет сохранено”. 104. Так сказал он и, послав за святым мужем, возвращает его из изгнания. Когда же молва о его приезде распространилась повсюду, словно на большой праздник сходятся все – миряне и монахи, священники и левиты, также все известные члены синклита, которые знали блаженного по его добродетели, для которых он был учителем и отцом: они вместе с ним направляются к патриарху. Когда сообщили о прибытии отца, выходит патриарх в малую приемную, а там его встречает святой в сопровождении высоких особ. Патриарх говорит: “Что это вздумалось тебе, благочестивый господин Симеон, себя ввергнуть в смуту и этих любящих тебя учеников огорчить, и претерпеть то, чему следовало выпасть на долю осужденного [преступника], а не такого знающего и добродетельного мужа, как ты? Ведь я – да свидетельствует сама справедливость! – имел о тебе высокое и доброе мнение, и имел на твой счет кое-какие другие идеи, которые могу довести до конца, если только ты отнесешься к моим словам с доверием и большим усердием. Но послушайся нас хотя бы вот в чем: возвратись снова в свою обитель, где ты положил много трудов, а мы не будем препятствовать празднованию памяти твоего [духовного] отца; просим тебя только немного умерить блеск многодневных твоих торжеств и праздновать только с подчиненными тебе монахами и с приходящими со стороны друзьями вплоть до того времени, когда движимые против тебя завистью или успокоятся, или покинут этот мир и преходящую жизнь. Тогда ты будешь поступать, как тебе нравится, и как угодно Богу”.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

62 Начиная с 4-й главы и до конца 8-й Стифат вольно цитирует 47-ю главу («О двух природах») «Изложения православной веры» прп. Иоанна Дамаскина . Гл. 4 ср. с: Jo. Dam. Exp. fi d. 47:2–10 (ed. B. Kotter, TLG 2934/4); гл. 5=Jo. Dam. Exp. fi d. 47:10–16, 25–28; гл. 6=Jo. Dam. Exp. fi d. 47:30–36; гл. 7 ср. с: Jo. Dam. Exp. fi d. 47:36–49; гл. 8=Jo. Dam. Exp. fi d. 47:50–70 (ср. рус. пер.: Бронзов 1894 (r1992). С. 195–200). 65 У Стифата опущено окончание фразы Дамаскина: «ибо она не сложена из Божества и человечества» (рус. пер. цит. по: Бронзов 1894 (r1992). С. 196). 68 Конец данного предложения, более полный у Дамаскина: «не ипостаси Его имя, но единой природы», – был восстановлен грузинским переводчиком (ср.: «постижение не ипостаси Его, а единой Его природы» G). 69 Стифат, свободно цитируя «Изложение веры», привел в качестве примера апостолов Петра и Павла, которые неоднократно упоминались Дамаскиным для уяснения различия между ипостасью и природой в разных сочинениях. Ср.: Jo. Dam. Exp. fi d. 8:223–230; 52:10–12; De haer. 83:104–106 etc. < BV > 75 Прп. Никита более точно повторяет уже цитировавшийся (§ 6) отрывок из «Изложения веры» (Jo. Dam. Exp. fi d. 47:70–74), который заканчивается известной богословской формулой св. Льва Великого : «Одна из них [sc. природ] сияет чудесами, другая подпадает поруганиям» (Leo M. Leo M. Tractatus 54:35//Series Latina 138A. A. Chavasse, 1973). 80 Выражение «в шкуре овцы» – как показывает расширенный поиск по TLG on line – в святоотеческой письменности (включая поздних авторов XIV и XV вв.) чаще всего использовалось в отрицательном смысле с аллюзией на евангельский стих ( Мф. 7:15 ), в котором обличалось фарисейское лицемерие. Единственное место, где «шкура овцы», как и у Стифата, обозначает человеческое естество, воспринятое Спасителем, удалось найти у прп. Неофита Затворника, известного кипрского духовного писателя XIII в. (Neoph. Incl. Lib. catechesium 2, 33:16. Ed. P. Sotiroudis. TLG 3085/7). 82 В «Гимнах», а также в других сочинениях прп. Симеона Нового Богослова при описании явлений Божественного света неоднократно говорится об «умопостигаемом солнце» и об испускаемых им «лучах» (например, Sym. Neoth. Hymn. 12:59–60; 15:48–52; 21:8. Ed. A. B. Kambyles. TLG 3116/2, см. особо Hymn. 23). Наиболее близкая параллель содержится в шестом нравственном слове Симеона, где упомянуто о сиянии солнца в связи с бесстрастностью Божественной природы, а также тех святых, которые достигли обожения (Sym. Neoth. Eth. 6, 1:192–216. Ed. J. Darrouzès. TLG 3116/8). Впоследствии Андрей Ливадинос (XIV в.), хартофилакс Трапезундской митрополии, в «Исповедании веры» для доказательства бесстрастности Божественной природы, соединившейся с человеческой, использовал аналогию с солнечным «лучом» и «растением» (Andr. Libad. Professio religionis L. 112–116. Ed. Lampsides. TLG 4379/2). Так же как и Стифат, он ссылался на прп. Иоанна Дамаскина и свт. Григория Богослова (L. 123–134 passim).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

856 Отметим, что нередко прп. Симеона считали апологетом «анархической» церковности, т. е. ставящей за скобки принцип церковной иерархии – принцип, который нашел свое выражение, например, в трактате «О церковной иерархии» Пс. – Дионисия Ареопагита , – в то время как ученик прп. Симеона, прп. Никита Стифат , составивший трактат «О небесной иерархии», считается следующим этому принципу. Полемике с гаким пониманием посвящена статья иером. Александра (Голицына), где показывается, что прп. Симеон, прп. Никита и Пс. – Дионисий находятся в согласии и каждый из них признает важность и церковной иерархии, и личных духовных даров (Golitsin A. G. Hierarchy versus anarchy? Dionysius Areopagite, Simeon the New Theologian, Nicetas Stethatos, and their common roots in ascetical tradition//St. Vladimir’s Theological Quarterly. 38:2, 1994. Pp. 131–179). 858 Издание: Symeon le Nouveau Theologien. Catecheses/Introd., texte critique et notes par B. Krivocheine. Trad, par J. Paramelle. Paris, 1963, 1964, 1965. (SC 96 [Cat. 1–5], 104 [Cat. 6–22], 113 [Cat. 23–34]). 859 Издание: Symeon le Nouveau Theologien. Catecheses 23–34 et actios de graces 1–2/Introd., texte critique et notes par B. Krivocheine. Trad. fr. par J. ParameUe Paris, 1965. (Sources chretiennes 113). Pp. 303–357. 860 Издание: Symeon le Nouveau Theologien. Traites theologiques et dthiques/Introd., texte critique, trad. fr. et notes par J. Darrouzes. Paris, 1966. (Sources chretiennes 122). 861 Издание: Symeon le Nouveau Theologien. Traites theologiques et dthiques/Introd., texte crit., trad. fr. et notes par J. Darrouzes. Paris, 1966, 1967. (Sources chretiennes 122 [Theol. 1–3, Eth. 1–3], SC 129 [eth. 4–15]). Автором заглавия и составителем сборника является, по-видимому, прп. Никита Стифат . 862 Одно из них – «Об исповеди» (Holl К. Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Monchtum. Eine Studie zu Symeon dem neuen Theologen. Leipzig, 1898. S. 110–127); еще 3 послания до сих пор не опубликованы. 863 Издание: Symeon le Nouveau Theologien. Chapitres theologiques, gnostiques et pratiques/Introduction, texte critique, traduction et notes J. Darrouzes. Paris, 1980. (Sources chretiennes 51-bis.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   Прп. Максим Исповедник, Слово о подвижнической жизни, 3. PG 90, 912. Рус: Творения, кн. I, с. 76.    Св. Григорий Нисский, О христианском совершенстве к Олимпию монаху. PG 46, 256. Ср. рус: Что значит имя христианин, с. 21.    Св. Василий Великий, Беседа 20 (О смиренномудрии). PG 31, 536. Ср. рус: Творения, т. I с. 241—242.    Из службы Великого водоосвящения.    Прп. Симеон Новый Богослов, Слова Огласительные, 6. SC 104, p. 44. Ср. рус. перевод: Слово 81. Творения, т. 2, с. 357.    Прп. Иоанн Синайский, Лествица, 28, 1.    Слово о молитве, 1. PG 34, 853. На русском языке творения прп. Макария Египетского изданы в другом порядке. Ср.: Духовные беседы (Собрание рукописей типа II), 40, 2. Творения, с. 435.    Прп. Нил Подвижник, Сто пятьдесят три главы о молитве, 3 Добротолюбие (в рус. пер.), т. 2, с. 207.    Св. Григорий Богослов, " Слова " , 27, Против евномиан, 4. PG 36, 46. Рус.: Собрание Творений, т. 1, с. 387.    Прп. Иоанн Синайский, Лествица, 27, 61.    Прп. Исихий Пресвитер, Слово о трезвении и молитве, 54 Добротолюбие (в рус. пер.), т. 2, с. 170.    Авва Исайя, Слово 16, 6 Добротолюбие, т. 1, с. 348.    Ср.: прп. Никита Стифат, Житие, 4 Прп. Симеон Новый Богослов, прп. Никита Стифат. Аскетические Произведения, с.100. См. также: прп. Марк Подвижник, 200 глав о духовном законе, 69 Добротолюбие (в рус. пер.), т. 1, с. 526.    Св. Григорий Нисский, О христианском совершенстве к Олимпию монаху. PG 46, 284. Ср. рус: Что значит имя христианин, с.51.    Св. Василий Великий, Письма к разным лицам, 159 (К Евпатерию и к его дочери). PG 32, 620. Ср. рус: Творения, т. 3, с. 178.    Этот отрывок содержится в схолиях (комментариях), которые по видимому принадлежат самому прп. Максиму (С. Л. Епифанович: цит. изд., с. 11). Прп. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 22. TLG 2892001. Ср. рус: Творения, кн. II с. 240 (Схолия, 10 сноска. К сожалению, в данном издании — «Мар-тис», 1994 — схолии самого святого отца напечатаны в конце книги в разделе «комментарии» вместе с примечаниями издателей и переводчиков).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Дионисий (Шленов) , игумен. Догматическая сторона споров об опресноках//Материалы V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах». М., 13–16 ноября 2007. Дионисий (Ц1яетв), игумен. Прп. Никита Стифат . Первое обличительное слово против армян/Публикация греческого текста, перевод, вступительная статья и примечания игумена Дионисия (Шленова) , публикация грузинского текста М. А. Рапава.//Богословский вестник. 7, 2008. Сс. 39–104. Дионисий (Шленов) , иерод. Прп. Никита Стифат и его богословские сочинения. Сергиев Посад, 1998. (Дисс.). Павлов А. Критические опыты по истории древнейшей грекорусской полемике против латинян. СПб., 1878. Чельцов М. Полемика между греками и латинянами по вопросу опресноков в XI-XII веках. СПб., 1879. Avvakumov Y. Die Entstehung des Unionsgedankens. Akademie Verlag Berlin, 2002. BrehierL. Le schisme orientate du Xle siecle. Paris, 1899. Capitani O. Studi per Berengario di Tours//Bolletino delPIstituto Storico Italiano. 69, 1957. Fliche A. Reforme Gregorienne I. Louvain, 1934. John JK Oxita. De azymis 2/Ed. B. Leib//Deux inedits byzantins sur les azymes au debut du Xlle siecle//Orientalia Christiana. 2,1924. Jugie M. Le schisme byzantine. Paris, 1941. Karmires J. The Schism of the Roman Church//Theologia. 21, 1950. Pp. 37–67. Lamoreux J. C. Theodore Abu-Quarrah. Provo, Utah, 2005. Eaurent V. Le schisme de Michel Cerulaire//Echos d’Orient. 31, 1932. Pp. 97–110. Lezb B. Rome, Kiev et Byzance a la fin du Xle siecle. Paris, 1924. MacDonald A. J. Berengar and the Reform of Sacramental Doctrine. London, 1930. Moyne R. East and West in 1054//The Cambridge Historical Journal. 11, 1954. Pp. 133–148. Michel A. Humbert und Kerularios: Quellen und Studien zum Schisma des XI. Jahrhunderts. 2 vols. Paderborn, 1924–1930. Michel A. Schisma und Kaiserhof im Jahre 1054: Michael Pscellos//L’Eglise et les Eglises/Ed. O. Rousseau. Louvain, 1954. Pp. 351–440. Snoek G. J. C. Medieval Piety from Relics to the Eucharist. A Process of Mutual Interaction. Leiden, New-York, 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

У величайших отцов, которые учили монашескому идеалу, находим представления о царском пути как о монашеском житии 101 , основной смысл которого заключается во внимании себе, пребывании в келье, несении постоянных монотонных и, с внешней точки зрения, скучных послушаний, устремлении к священнобезмолвию 102 . 7. Путь души по прп. Никите Стифату В качестве примера покажем, как описывает путь души византийский автор-аскет прп. Никита Стифат 103 (XI в.), ученик прп. Симеона Нового Богослова . Прп. Никите было известно выражение «следовать царским путем», которое он один раз в полемико-богословском контексте применил к поиску и служению истине: «с одной стороны, мы оставили призрачное и неправое и той и другой крайности, заботясь только об истине, а с другой, давай пойдем по среднему и царскому пути среди них, а о них будем составлять сочинение без спора, но с любовию к истине...» 104 . В данном случае прп. Никита говорит о крайностях в понимании пределов жизни – как строго установленных, так и несуществующих, при этом сам он будет более придерживаться представлений об установленных по Промыслу Божиему пределах. Однако в трактате «о душе» он на протяжении почти всего повествования описывает путь души к Богу, не называя его царским, но имея в виду эту реалию жизни Византии, в начале трактата он пишет об образе Божием, что он «некая граница для сущих» и что он «находится по обе стороны от краев, когда и нижнее сочетает с высшим посредством общности и родства и с тем и с другим» 105 . В какой-то степени прп. Никита, хоть и сквозь призму позиции свт. Григория Богослова , смотрит на сочетание противоположных начал также с точки зрения представлений о царском пути. Человек, будучи носителем образа Божия, оказывается смешением противоположных начал – чувственного и умопостигаемого: «...[Бог], взяв причины от каждого как от умопостигаемого, так и от чувственного творения, создает человека по образу и по подобию Своему» 106 . В 52 главе трактата «о душе» прп. Никита описывает продвижение души по природе, которое оказывается неуклонным, в то время как противоположное движение не более чем уклонение:

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010