Вторая глава (15–41) посвящена жизнедеятельности преподобного Мартиниана, одного из ближайших преемников святого Ферапонта в его Белозерской обители по удалении последнего в Можайск. Биограф и здесь следует нити рассказа, составленного жизнеописателем святого в половине 16 века. Он ведет речь о месте рождения преподобного Мартиниана, его обучении в Кириллове монастыре у дьяка, его близости к преподобному Кириллу, о пострижении и удалении его на озеро Воже и затем в Ферапонтов монастырь, об избрании его игуменом Ферапонтовским (15–21) и о назначении настоятелем ТроицкоСергиевского монастыря, об отношениях его к великому князю, об удалении его в Ферапонтово и заботах об устройстве этой обители, и о его кончине (21–29), посмертных чудесах и «канонизации» святых Ферапонта и Мартиниана (29–41). В последующей главе, озаглавленной: «Времена процветания обители при святом Мартиниане и его ближайших преемниках», сообщаются общие сведения об исторической жизни монастыря до половины 16 века. Внимание автора здесь останавливают на себе те деятели, которые выдвинули церковнообщественное и просветительное значение Ферапонтовского монастыря, как то: блаженный Галактион юродивый, епископ пермский Филофей, епископ ростовский Иоасаф, епископ суздальский Ферапонт, преподобный Кассиан грек, митрополит Спиридон и старец Паисий (стр. 42–65). Далее следует очерк «внешнего роста монастыря и состояния его до конца 17 века» (стр. 66–99). Предметом этого очерка служат: монастырские церкви и здания, земельные владения, вклады в монастырь и оскудение его в 17 столетии. В заключение исторического очерка обители излагаются главнейшие факты за последний век существования её, предшествовавшие её закрытию в 1798 году (стр. 99–107), и рассказывается об этом закрытии. Наконец, к концу первой части книги присоединена шестая, так сказать, географическая глава озаглавленная: «Прогулка по Ферапонтовой обители и её окрестностям». Для читателей, лично не бывавших в Ферапонтове, она является необходимым пояснительным комментарием ко всей предшествовавшей монографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Истинная добродетель в том, чтобы всегда памятовать о Боге, чтобы призывать Его помощь и в благополучии, потому что если мы будем помнить Его в счастии, то и Он вспомнит о нас в несчастии (свт. Иоанн Златоуст , 48, 839). Бог заповедает не одному Ангелу, а многим охранять все пути того, кто к Нему прибегает... (свт. Иоанн Златоуст , 48, 908). ...Прекрасно памятование о Боге вследствие доставляемой им неистощимой радости... (свт. Иоанн Златоуст , 52, 864). ...Имея в сердце постоянную память о Боге, мы не дадим ни времени грехам, ни оставим места в сердцах своих врагу (свт. Иоанн Златоуст , 52, 967). Если мы будем непрестанно помнить о Боге, то уже не сможем помнить о зле... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 134). ...Все внимание наше должно быть всегда устремлено на то одно, чтобы живо возвращать к памятованию о Боге помыслы от их блуждания и круговращения. Как тот, кто хочет верно возвесть и вверху свесть свод купола, шнуром из центра постоянно обводит кругом постройку, и таким образом дает одинаковое всюду направление округлению ее; кто же без этого посредства покусится совершить такое дело, тот, хотя бы обладал большим искусством, не может соблюсти непогрешительно правильность округлости, и одним взглядом не может определить, на сколько отступил от нее, не прибегая к сказанному указатели» правильности, так и дух наш, если, утвердив в себе любительную память Божию, как некий неподвижный центр, не будет потом, из нее исходя и с нею обходя в каждый момент все свои делания и труды, ею, как пробою, определять качество помыслов и начинаний, чтоб одни принимать, а другие отвергать, и ею же, как верным циркулем, давать направление всему делаемому, то никак не построит, как следует, того духовного здания, коего архитектор есть Павел ( 1Кор. 3, 10 ), и не сообщит ему красоты того дома, какой, желая устроить Господу в сердце своем, блаженный Давид взывал: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея ( Пс. 25, 8 ), но несмысленно возведет в сердце своем дом некрасивый, Духа Святаго недостойный и всегда готовый разрушиться, долженствуя не славу за то получить от чаемого, но не удостоившего зайти в такое жилище посетителя (т. е. Духа Святаго), а плачевно быть подавленным под развалинами своего построения (Собес. 24, 6) (прп. Иоанн Кассиан , 90, 106–107).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

14. http://www.transhumanism.org/index.php/WTA/index/ 15. Эта тема продолжает широко обсуждаться в биологических кругах, но вот, к примеру, научная статья об этом 16. Макарий Египетский. Духовные беседы. ТСЛ. 1904. Беседа 15, п. 21, с. 121 17. «Это невидимость, бессмертие, свобода, а также владычественность, сила чадорождения, назидательность… Образ Божий имеет всяческий человек, потому что нераскаянна дарования Божия (Рим. 11, 29)» Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Изд. 5. ТСЛ, 1912. Ч.3. с. 395 18. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Изд. 4. ТСЛ, 1900. Ч.2, с. 107 19. Св. Иоанн Кассиан «О трезвении» Владислав Зарайский, Ph D, сотрудник Департамента молекулярной медицины медицинского центра Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 9 апреля, 2024 28 марта, 2024 24 февраля, 2024 23 января, 2024 22 января, 2024 18 января, 2024 16 января, 2024 5 января, 2024 10 декабря, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/vzglyad-pravoslavnogo-...

Не связанная объективной нормою, интуиция, как метод Мережковского вырождается в словесность и снова ставит перед нами уже поставленный вопрос. Для Мережковского христиане нашего времени «бывшие христиане». Определение принадлежит к излюбленным определениям в книге Мережковского. Он его повторяет на разные лады и часто в формах первого лица (I, 260, 284, ср. 222, 289, 171, II, 53, 77, 102). Конечно, в бездне греховной, мы не достойны носить имени Христова. Но несмываемая благодать Крещения создает связь нерасторжимую, и определение Мережковского – если в него вдуматься, – звучит отречением от Христа. Вдумался ли Мережковский? Может быть, не до конца. Словесность – и в этом определении. Но не вытекает ли оно из общего отношения Мережковского к Церкви? Это отношение противоречивое. В «Тайне Трех» Мережковский о скале Церкви прямо говорит: «я не стою на Ней, или не всегда стою», а немного ниже: «я знаю, что нет иной скалы, и что стоящие на Ней спасутся». В Иисусе Неизвестном» он Церкви противополагает Царство. И опять – те же мысли. « Церковь – Его и наше, на земле последнее сокровище, но» Мережковский тут же добавляет – « Церковь , вместо Царства Божия – пепел вместо огня». «Знает Иисус, что «мерзость запустения станет на месте святом» – это Мережковский тоже говорит о Церкви (II, 279). Из Церкви – в Царство (ср. II, 86, 102 и сл., 107), – таково вожделение сердца Мережковского, как будто Церковь не есть путь в Царство. Мережковский доходит до того, что готов – вместе с либеральными критиками – отрицать подлинность слов Иисуса с Церкви (II, 274 и сл.). В основании отрицания лежит отношение к эмпирической Церкви. Церкви Вселенской, единственного места, где могли бы они (люди) соединиться, все еще нет» (II, 105). Церковь «не только терпит, но и поощряет» грубые апокрифы (II, 138). Мережковский не замечает, что обличая Ватиканский собор, иезуитов, средние века (ср. II, 138 и сл.), он борется не с Православною Церковью , а с Римом. Он говорит о Церкви вообще. Как бы то ни было, свое понимание Иисуса Мережковский сознательно противополагает пониманию исторического христианства. К каким же выводам он приходит?

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

   Святой Иоанн Кассиан, доказав, что все должно делать с рассуждением, для познания какое истинное и от Бога рассуждение, и какое лжеименное и притворное диавольское, говорит авве Моисею: «Истинное рассуждение не приходит иначе, если не от истинного смирения, когда не только то, что делать хотим, но и то, что помышляем, открываем отцам и ни в чем своему помыслу не веруем, но во всем последуем словесам старцев, то одно и добрым почитая, что они таким признают. Такое действование не только благоустрояет человека невредимо шествовать правым путем, но и от всех сетей диавольских сохраняет его невредимым: ибо тому, кто судом и советом преуспевших управляет жизнь свою, невозможно пасть от прелести бесовской, так как он самым этим действием объявления и открытия злых помыслов отцам — обессиливает их и немощнейшими творит. Как змей, из темной норы изнесенный на свет, тщится убежать и сокрыться, так и лукавые помыслы, будучи обнаруживаемы исповедью и сказыванием о них отцам убегают от человека» (Собеседование 2, гл. 10).    Григорий Синаит: «Для разленившихся к исполнению заповедей и возжелавших изгнать мутное омрачение нет лучшего и пригоднейшего врача, как нерассуждающее с верою во всем послушание; оно есть живительное многосоставное врачевство добродетелей для тех, кои пьют его, и нож, зараз очищающий язвины ран; предпочетший в вере и простоте действовать сим ножом, паче всех других, зараз отсек все страсти и в безмолвие не только доспел, но чрез послушание и совершил его вполне, обретши Христа и подражателем Его и рабом соделавшись и именуясь» (Добротолюбие. V т. Григорий Синаит, гл. 107).    «Когда кто спрашивает, — говорит авва Дорофей, — и слышит совет от кого-либо опытного: это делай, а сего не делай, или теперь не время сему, и, иной раз: теперь время; тогда диавол не находит, каким образом вредить ему или как низложить его, потому что он всегда советуется и со всех сторон ограждает себя, и таким образом исполняется на нем сказанное: спасение есть во мнозе совете» (Добротолюбие. II т. Подвиж. наст. аввы Дорофея, ст. 32).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пелена, вероятно предназначалась под икону Николы, так называемую «келейную» Сергия Радонежского 105 . Похожую пелену под эту икону упоминает и монастырская опись XVII в. 106 , а почитание на Руси греческого святого Николая Мирликийского в начале XVI в. получило новый импульс в связи с прославлением иконы Николы Великорецкого и перенесением ее в Москву 107 . Влияние «дионисиевского» направления сказывается и в таких каноничных произведениях того времени, как надгробные покровы. Особенно в самом раннем из них – хранящемся в Кремле покрове с изображением митрополита Петра с вкладной надписью 1512 г. (кат. 14). Это самый древний из дошедших до нас покровов святого. Примечательно, что и литургический текст на нем представляет самый ранний известный пример стихиры из службы Петру Митрополиту 108 . Обращение великого князя к первому канонизированному (1339) московскому святому, считавшемуся главным покровителем Москвы, вероятно, было связано с напряженным отношением с крымским ханством и назревавшей войной с Литвой 109 . Особенностями покрова являются волоченые золотные нити в шитье одежды, а также орнамент растительных гирлянд по подолу и зарукавьям саккоса. Есть основания считать, что в кремлевском Чудове монастыре был покров митрополита Алексия, вышедший из той же мастерской. Возможно, его фрагменты в виде полос с крестами в кругах и растительным орнаментом, таким же, как на покрове Петра, и шитыми, как и на нем, волоченкой, сохранились па передке саккоса, собранного из разных частей и вложенного в монастырь в XVII в. 110 . Несколько дошедших до нас произведений московского шитья первой половины XVI в. мы считаем работой мастерской второй жены Василия III Елены Глинской. Женившись на Елене вскоре после развода с первой супругой, великий князь только через четыре с половиной года (25 августа 1530 г.) получил долгожданного наследника престола. Крещен княжич Иван был в Троице-Сергиевом монастыре, а восприемником его были два ученика Пафнутия Боровского – Даниил Переславский и Кассиан Босой.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

1955. 37. [Т.] 2. С. 1-24; Воссоздание Св. Руси. П., 1956. М., 1991р; Жизненный путь митрополита-экзарха Владимира [Тихоницкого]. П., 1957; Очерки по истории Рус. Церкви: В 2 т. П., 1959. М., 1991р; Автобиография//ВРСХД. 1960. 58/59. [Т.] 3/4. С. 57-62; Вселенские Соборы. П., 1963. М., 1994р; Как создался Правосл. богосл. институт в Париже//ВРСХД. 1964. 75/76. [Т.] 4. 1965. С. 4-18; Лик Пушкина//Лик Пушкина: Речи, читанные на торжеств. заседании Богосл. ин-та. П., 1977р. С. 31-38. Лит.: Шингарев А. И. Как это было: Дневник. Петропавловская крепость, 27.9.17 - 5.1.18. М., 1918. С. 40; Веритинов Н. В старой академии//Возрождение. 1956. Кн. 49. С. 78-91; Кн. 50. С. 121-134; он же. Человек великого разума (памяти учителя)//Там же. 1960. Кн. 106. С. 107-112; Поливанов М. По поводу книги А. В. Карташева «Воссоздание Святой Руси»//Новый журнал. Н.-Й., 1956. Кн. 46. С. 239-248; Кассиан (Безобразов), еп. А. В. Карташев//ПМ. 1957. Вып. 11. С. 9-16; Полторацкий Н. П. Церковь и государство: Собеседования по книге проф. А. В. Карташева «Воссоздание Святой Руси»//ВРСХД. 1957. 46. [Т.] 3. С. 27-34; Злобин В. Литературный дневник//Возрождение. 1959. Кн. 93. С. 130-142; Сахаров А. Н. От публикатора// Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. П., 1959. М., 1991р. Т. 1. С. 3-16; он же. Апостол истории «Святой Руси» (А. В. Карташев)//ОИ. 1998. 5. C. 89-107; Зеньковский В. В., прот. Памяти проф. А. В. Карташева//ВРСХД. 1960. 58/59. С. 61; он же. Пять месяцев у власти: Восп. М., 1995. С. 38-39; Князев А., прот. Памяти А. В. Карташева//ВРСХД. 1960. 58/59. [Т.] 3/4. С. 64; он же. Зов пророческий: [Речь, посвящ. памяти А. В. Карташева]//Там же. 1961. 61. [Т.] 2. С. 58-60; Никольский Л. М. Памяти учителя//Там же. 1960. 58/59. С. 58-59; Шмеман А., прот. Церковь, гос-во, теократия: По поводу «Очерков Русской Церкви» А. В. Карташева//Новый журнал. 1960. Кн. 59. С. 270-278; Кононова-Милославская А. М. Проф. А. В. Карташев - ученый, правосл. богослов//Наша дань Бестужевским курсам: Восп. бывш.

http://pravenc.ru/text/1681179.html

иконами и крестами, не признавал ни евангельских, ни апостольских писаний, даже отвергал самое бессмертие души, воскресение тел и будущую жизнь: «а что-то, говорил он, царство небесное, а что-то второе пришествие, а что-то воскресение мертвых? Ничего того несть; умер кто ин, то умер, по та места и был» 106 . И, когда некоторые из православных стали обличать его в отступничестве и содомских делах; то одних из обличителей он отлучал от божественного причащения, других – священников и диаконов лишал священства, а на иных жаловался государю и клеветал на них. И по воле государя, невинные осуждались на заточение, заключаемы были в оковы и темницы, лишались своих имений. С другой стороны, поддержанию и распространению зла отчасти содействовала снисходительность к еретикам и самого Геннадия. «Еретики, убоясь казни, писал Иосиф, начали каяться с клятвами: архиепископ Геннадий, поверив покаянию их, дал им свободу, а они, как только получили ее, все бросились бежать и разошлись по многим городам и селам и рассеяли свое нечестивое учение». Не прошло и трех лет после строгого наказания, какому подверглись уличенные в ереси, как избегшие суда еретики с бесстыдною наглостью стали вновь повсюду по селам и обителям проповедовать свое нечестие. В тоже время, сильный дьяк Курицын и брат его Волк упросили великого князя послать в Новгородский Юрьев монастырь архимандритом какого-то Кассиана, которого сами же научили держать жидовство и отречься от Христа. Кассиан, надеясь на Курицына и не боясь Геннадия, начал смело собирать в своем монастыре всех еретиков, дотоле или скрывавшихся в Новгороде или рассеявшихся по другим городам и селам. Приободренные еретики позволили себе тогда совершать в Новгороде такие «сквернения и поругания на божественныя церкви и на вся священные вещи и на все православное христианство», которые невозможно и передать словом 107 . До сего времени блаж. Геннадий противодействовал еретикам путем внешнего преследования, но теперь он ясно увидел тщету этой деятельности и первый пришел к тому убеждению, что для успешной борьбы с ересью, кроме внешнего преследования еретиков, необходимо еще действовать тем духовным оружием, каким действовали они.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Василий Великий , О благодарении, PG 31, 217–238. Иоанн Златоуст , PG 50, 773–786; Псевдо-Златоуст, PG 64, 461–466; PG 65, 737–740. Кассиан, Трапеза 9–10, SC 54 (1958), р. 38–97. Псевдо-Макарий, О молитве, PG 34, 853–865; Том. 6, 1–3, col. 517–520. Нил-Евагрий, Трактат о молитве, PG 79, 1165–1200; франц. Добротолюбие, с. 44–55; I. Hausherr, Les leçons d’un contemplatif, Paris 1960. Евсевий Александрийский О благодарении, PG 86, 331–342. Иоанн Лествичник , Лествица райская 28, PG 88, 1129–1148. Иоанн Дамаскин, Священные Сопоставления 7, PG 95, 1436–1456. Каллист Ксанфопулос, Главы о молитве, PG 147, 827–832. Каллист Теликудес, О молитве и внимании, PG 147, 827–832. Симеон Солунский , De sacra precatione, PG 155, 535–670. Феофан Затворник , О молитве и трезвении, Москва, 1889. О молитве «Отче наш» Кирилл Иерусалимский , PG 33, 1117–1124. Григорий Нисский , PG 44, 1119–1195. Иоанн Златоуст , PG 51, 41–48. Максим Исповедник , PG 90, 871–10. Феофан Затворник , О молитве.., cit. Ступени молитвы Никифор, изд. I. Hausherr, La métode d’oraison hésychaste, Or. Chr. IX, 36, Roma 1927; франц. Добротолюбие, с. 206 слл. Исаак Ниневийский , франц. Добротолюбие, с. 107–110. Феофан Затворник , в кн.: T. Spidlik, I grandi mistici russi, Roma 1977, с. 235 слл. Молитвословие, псалмы Василий Великий , Великое правило 37; Краткое правило .43, 44, 147, 173, 238, 279, 281, 307. Никита Стефат, франц. Добротолюбие, с. 181 слл. Григорий Синаит , Там же, с. 250–255, 261 слл. Агапит Валаамский, в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 59 слл. Сердечная молитва Агапит Валаамский, в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 60–63. Феофан Затворник , в кн.: S. Bolsakov,/mistici russi, Torino, 1962, c. 214 слл. Чистая молитва Симеон Новый Богослов , Катех. 2, SC 96 (1963), с. 270 (лицезреть и пребывать в свете). Исаак Ниневийский , франц. Добротолюбие, с. 105 слл. Elias Ecdicos, Там же, с. 169 слл. Литургическая молитва Симеон Новый Богослов , Катех. 4, SC 96 (1963), с. 326–334 (мало лишь присутствовать на богослужениях).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

107 . В 142-м пункте устава говорится: будет ли брат плыть по реке в лодке, или будет в дороге и в поле, или на каком-либо ином послушании вне обители, часов псалмопения и молитвы не должен пропускать. В житии пр. Феодора поминается, что когда приходилось ему выходить из монастыря с братьями на несколько дней для собирания дров или нарезывания ветвей, то у него там и псалмопение с молитвами шло, как обычно, и поучения к братиям не прекращались. Так, конечно, поступали и все другие всегда, как случалось быть вне обители одному или многим, или всем (п. 189). 12) Причащение Святых Христовых Таин 108 . Богослужение субботы и воскресения имело некоторые особенности. В эти дни на дневную молитву собирались раньше, совершали приношение бескровной жертвы и все причащались св. Христовых Таин. Так повелено св. Ангелом в данном им пр. Пахомию правиле. 109 . Приступали к святому Причащению все по порядку чинов, домов и братий. Причащающиеся снимали пояс и милоть и приступали только в кукуллие. Так повелел Ангел. 110 . Литургию совершали сначала приглашаемые из сел иереи или из других монастырей иеромонахи; но потом это оказалось неудобным, и пр. Кирилл в одном послании к Ливийским и Пентапольским епископам дает разуметь, что эти неудобства уже прекращены заведением своих освященных лиц. 111 . Псалмопение, уместное в начале Литургии и певаемое антифонно, совершалось несколько отлично от псалмопения в простые дни, хотя не совсем ясно, в чем состояло это отличие. В 17-м пункте говорится, что в день Господень, когда приносится бескровная жертва, никто из недельных не должен отсутствовать, но быть на своем месте и отвечать по порядку поющему; 18-й же пункт поясняет, что этот поющий есть кто-либо из набольших. Отсюда можно заключить, что в эти дни пение начинали набольшие в монастыре, – Авва, смотрители, а им отвечали недельные братия (слич. еще п. 17). 112 . Пр. Кассиан говорит, что в ночь на субботу, на Востоке, совершаемо было всенощное бдение, начинавшееся с вечера и кончавшееся к четвертому пению петухов. Было ли так и под воскресение, из слов его не видно. Ни о том, ни о другом ни в житии учредителей Тавеннисиотских порядков, ни в пунктах устава нет никакого намека. Впоследствии в обителях общежительных установился обычай совершать бдение только под воскресение, а потом и под большие праздники. 13) Работы

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010