Количество таких «странных» мест в Ветхом Завете огромно. Всякого, кто впервые начинает читать Библию, открывая ее как религиозную, а значит, правильную, безукоризненно нравственную, благочестивую книгу, неминуемо ждет удивление по поводу, например, эпизодов из жизни ветхозаветных патриархов (обман Авраамом фараона — Быт. 12, 11-20; обманом взятое Иаковом отцовское благословение — Быт 27; борьба Иакова с «Некто» — Быт. 32, 22-32; почему Моисей, величайший пророк, не вошел в Землю Обетованную и т. п.). 650 Льюис К.С. Просто христианство.//Собр. соч. Т. 1. Минск — Москва. 1998. С. 52. 651 Charpentier E. P. 58. 652 Charpentier E. P. 58. 653 «По словам митрополита Григория (Чукова), во времена Иисуса Христа «это было … одним из существенных достоинств Мессии во мнении евреев. По крайней мере все, кто признавал Иисуса Мессией, исповедовали Его «Сыном Божиим». … Мысль о Мессии тотчас вызывала представление о Нем, как о Сыне Божием, так что последнее является всегда необходимым эпитетом при упоминании первого». — Юревич Д., свящ. С. 107. 654 Charpentier E. P. 58-9. 655 Charpentier E. P. 64. 656 См.  Кассиан, еп. С. 307-8. 657 Здесь приведен перевод, который дает еп. Кассиан в книге «Христос и первое христианское поколение». В его же переводе всего Нового Завета, изданном отдельно, это место звучит несколько более литературно, но идея та же: «Ведь если что скрыто, то лишь для того, чтобы быть обнаруженным, и сокровенным оно стало только для того, чтобы выйти наружу». Перевод С.С. Аверинцева отражает ту же мысль. — См. Евангелие от Марка, Евангелие от Иоанна, Послание к Римлянам, Апокалипсис.//Славянский библейский фонд. Перевод на русский язык, 1996. СПб. 1997. С. 10-1. 658 Кассиан, еп. С. 308. 659 По поводу текстологической проблемы Мк. 16, 9-20 см. ниже. 660 См.  Кассиан, еп. С. 305-6. 661 В Ин. о Крещении Иисуса: 1, 31-34. 662 Греческий глагол в пассиве baptisqh=nai, употребленный в Евангелии, означает «не «омыться», а «уйти под воду», «окунуться»... Креститель... выполнял функцию свидетеля. Неправомерно представлять Крещение Иисуса как некий акт, происходивший с глазу на глаз между ним и Крестителем. Скорее прав Лука (3, 21), описывающий Крещение Иисуса как участие в коллективном Крещении. Как один из крестящихся, ничем не выделяясь (Ин. 1, 26. 31), стоит Иисус среди народа, который по знаку или по призыву Крестителя окунается в Иордан». — Иеремиас И. С. 70. 663

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Письма о горнем и дольнем/Сост.: К. И. Кривошеина. СПб., 2010; он же. Богословские труды. Н. Новг., 2011; Куломзин Н., прот. Памяти еп. Кассиана (29.02.1892 - 04.02.1965)//ВРСХД. 1965. 2(77). С. 42-50; idem. (Koulomzine). Monseigneur Cassien (1892-1965): Sa vie et son uvre//La Pensée Orthodoxe [ПМ. Вып. 12]. 1966. N 1(12). P. 107-127; Cazelles H. In memoriam…//Messager ACER. 1965. N 29/30. P. 44; Kniazeff Al. In memoriam…//Ibid. P. 40-42; Meletios, mgr. In memoriam…//Ibid. P. 42-43; Mgr. l " Eveque Cassien (1892-1965)//Irénikon. 1965. T. 38. Р. 101-103; Schmemann A., pr. In Memoriam: Bishop Cassian (Bezobrazov)//SVTQ. 1965. Vol. 9. N 1. P. 3; За рубежом: Белград-Париж-Оксфорд: Хроника семьи Зерновых/Под ред. Н. М. и М. В. Зерновых. П., 1973; Мень А., прот. К истории рус. правосл. библеистики//БТ. 1987. Сб. 28. С. 272-289; он же. Кассиан (С. С. Безобразов)// Он же. Библиологический словарь. М., 2002. Т. 2. С. 35-37; Batalden S. K. The Politics of Modern Russian Translation//Bible Translation and the Spread of the Church: The Last 200 Years/Ed. Ph. C. Stine. Leiden, 1990. Р. 68-80; Азиатцев Д. Б. Безобразов С. С.//Сотрудники Рос. нац. б-ки - деятели науки и культуры: Биогр. слов. СПб., 1995. Т. 1: Имп. Публичная б-ка, 1795-1917. С. 80; он же. Безобразова (Холостова) Л. В.//Там же. 1999. Т. 2: Гос. Публичная б-ка в Ленинграде, 1918-1930. С. 87-88; Зайцев Б. К. Дни. П.; М., 1995. С. 367-370; Зеньковский В., прот. Мои встречи с выдающимися людьми//ЗРАГ. 1995. Т. 27. С. 15-16; Elliott M. Translating the Russian Bible//East-West Church and Ministry Report. Wheaton (Il.), 1999. Vol. 7. N 2. P. 7-9; Братство святой Софии: Мат-лы и док-ты, 1923-1939/Сост.: Н. А. Струве. М., 2000; Косик В. И. Русская Церковь в Югославии (20-40-е гг. XX в.). М., 2000. С. 115-120; Киприан (Керн), архим. Воспоминания о митр. Антонии (Храповицком) и еп. Гаврииле (Чепуре). М., 2002; Руло Ф. Еп. Кассиан Безобразов как экзегет Иоанновских писаний// Кассиан (Безобразов), еп. Водою и кровию и Духом: Толкование на Евангелие от Иоанна.

http://pravenc.ru/text/1681269.html

89 γιον τ Κυρ κληθσεται. Ср.: «был посвящен Господу» (Син., еп. Кассиан); «свято Господеви наречется» (Елизав.). 92 Ср.: Иезек. 44, 2. Далее у свт. Амфилохия повторяется: «Поэтому, что касается девственного естества, то врата девства вообще не были разверсты», что здесь опущено. 96 νκλησις, однокоренное слово к слову «утешение» (παρκλησις), значение которого Евфимий здесь объясняет. И то и другое слово – производные от глагола καλω «звать». 101 ες ποκλυψιν. Ср.: «к просвещению» (Син.); «во откровение» (еп. Кассиан, Елизав.). Берем буквально точный перевод этого слова. 102 В первой из рукописей Маттеи написано на полях. Во второй – ниже, после следующего абзаца, и начало немного отличается: «Иначе же: Свет, о Свет истинный, каков Ты есть, каковым и зовешься». 106 Ср.: «предмет пререканий» (Син.); «знамение пререкаемое» (еп. Кассиан=Елизав.). Опять сохраняем буквальный перевод, который лучше подходит к толкованию. 107 Ср.: «достигшая глубокой старости» (Син.); «достигла весьма преклонного возраста» (еп. Кассиан); «заматоревши во днех мнозех» (Елизав.). Даем по возможности буквальный перевод, чтобы избежать тавтологии в толковании, где, собственно, и объясняется это слово. 117 Прп. Максим Исповедник . Вопросоответы к Фалассию. Вопрос 48. В одной из рукописей Маттеи этот отрывок помещен на полях, в другой – прямо в тексте. Приведенный здесь текст отличается от текста этого творения прп. Максима по его печатному изданию (Quaestiones ad Thalassium XLVII//CSCO 7. P. 317; рус. пер.: Творения преподобного Максима Исповедника . Кн. 2. Вопросоответы к Фалассию. Ч. 1. Вопросы I–LV. М., 1994. С. 141). Последнее предложение отсутствует у прп. Максима. Это цитата из свт. Григория Богослова (Слово 27, о богословии 1-е (Or. 27, 4)). Ср. рус. пер.: «Даже прекрасное не прекрасно, если произведено вне порядка». 122 Здесь толкуется уже продолжение этого стиха Евангелия, которое у самого Евфимия объясняется ниже. 131 Употребленное в Евангелии слово πδημα («обувь, сандалии, подошва») является однокоренным к слову πιδημα («пребывание, пришествие»).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Соловьев В., Оправдание добра, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 42 слл., 63 слл., 163 слл. Душа Григорий Нисский , О сотворении человека 28 слл., SC б (1943), с. 216–227 (предсуществование душ). Афанасий Александрийский , Слово на язычников II, 30–34, SC 18 (1946), с. 171–178 (основания разумной души). Кассиан, см. Указатель Трапеза, SC 64 (1959), с. 231. Псевдо-Макарий, Том. 26, PG 34, 676–693 (достоинство человеческой души); Том. 7, 8, col. 528 (состав души). Диадох Фотики йский , Сто глав 24–25, SC 5 ter (1966), с. 96–97. Авва Исайя, Logos 25, франц. пер., Etiolles, 1970, с. 212–214 (душе должно оберегать свое естество); см. Там же, с. 301, Указатель: душа и Дух. Симеон Новый Богослов , Катех. 4, SC 96 (1963), с. 368–372 (величие и достоинство чистых сердцем). Тихон Задонский , Творения, Москва, 3 изд., 1875, том III, с. 305 (достоинство души). Бессмертие Le mystère de Pâques. Избранные тексты, подготовлен. A. Hamman и F. Quéré- Jaulmes, Lettres chrétiennes 10, Paris 1965). Свобода Григорий Нисский , О жизни Моисея II, 73–88, SC 1 bis (1955), с. 51–56 (Провидение и свобода). Григорий Богослов , Беседа 45, 8, PG 36, 632. Кассиан, Трапеза 13, SC 54 (1958), с. 147–181 (благодать и свобода воли). Псевдо-Макарий, О свободе воли, PG 34, 935–968. Симеон Новый Богослов , Катех. 5, SC 96 (1963), с. 408–414 (Иисус Христос дает нам нашу свободу); Там же 28, SC 113 (1965), с. 132–136 (свобода и закон). Сердце Псевдо-Макарий, О хранении сердца, PG 34, 821–908. Феофан Затворник , в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 115 слл. Греческое изд. Добротолюбия, Афины, том 5 (1963), Указатель, с. 233235: kardia. Тело Климент Александрийский , Педагог (Воспитатель), гл. 2, 5, 9, 10.., SC 158 (1970), с. 19 слл., 71 слл., 101 слл., 107 слл. Псевдо-Афанасий, О теле и душе, PG 28, 1431–34. Григорий Нисский , О сотворении человека 11–12, SC· 6 (1943), с. 121–134. Кассиан, Трапеза 4, SC 42 (1955), с. 166–187 (о телесной и духовной жажде).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

С. 356—360; Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк, прп Руководство. С. 282, 288, 329    Исихий Иерусалимский, прп. О трезвении и молитве " » Добротолюбие. Т. 2. С. 178, 195, 198, 199; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 230; Еваргий, авва. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 606    Приношение современному монашеству. С. 107    Аскетические опыты. Т. II. С. 187    Лествица. С. 236    Цветособрание//Добротолюбие. Т. 3. С. 435    Аскетические опыты. Т. I. С. 213—214 Там же. Т. II. С. 194. Аскетическая проповедь. С. 29—30. Приношение современному монашеству. С. 107—108    Слова подвижнические. С. 255    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 532—533    Добротолюбие. Т. 3. С. 363    Устав отшельнической жизни//Добротолюбие. Т. 1. С. 97    Иоанн Кассиан Риплянин, прп. Писания. С. 357    Душеполезные поучения. С. 16    Молитвы на сон грядущий//Православный молитвослов и Псалтирь. М, 1988. С. 20    Аскетические опыты. Т. II. С. 192—193; Слова подвижнические. С. 232    Аскетические опыты. Т. I. С. 214. Аскетические опыты. Т. II. С. 193, 234. Приношение современному монашеству. С. 107    Аскетическая проповедь. С. 31    Аскетические опыты. Т. I. С. 214 Там же. Т. II. С. 234    Аскетические опыты. Т. II. С. 234—235    Аскетические опыты. Т. I. С. 214—217 Там же. Т. II. С. 235—245    Жития святых. Декабрь. С. 560    Там же. Сентябрь. С. 594    Пастырь Ерема//Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 234—235    Об умной или внутренней молитве. С. 9—10, 17—36    Аскетические опыты. Т. II. С. 240    Аскетические опыты. Т. I. С. 217    Аскетические опыты. Т. I. С. 222    О трезвении и молитве//Добротолюбие. Т, 2. С. 167, 176, 177, 179, 180, 191, 184—195, 198, 199, 201    Подвижническое слово//Добротолюбие. Т. 3. С. 38    Исаия, авва. Изрекания//Добротолюбие. Т. 1. С. 455; Сказание об авве Филимоне//Добротолюбие. Т. 3. С. 364—365    Аскетические опыты. Т. I. С. 260 Там же. Т. II. С. 240    Аскетические опыты. Т. II. С. 243    Аскетические опыты. Т. II. С. 245    Увещательные главы//Добротолюбие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

12 ....только один коловий – Коловий  ( κολβιον) – термин египетского происхождения, обозначает тунику или короткий хитон с короткими рукавами либо без рукавов (Thes. Gr.), который, как правило, изготовлялся из грубой мешковины (saccis lineis), см.: Verba seniorum//De vitis Patrum. Lib.V. 8.18; PL 73, 908D. О нем упоминает прп. Иоанн Кассиан в «Установлениях киновитян»: «Чтобы показать свое отчуждение от дел мирских и от общения с землею, они [тавеннисиотские монахи] носят льняные туники без рукавов или с рукавами, едва достававшими до локтей, так что руки у них были совсем голы. Эта одежда приводит им на память слова апостола: умертвите уды ваша, яже суть на земли; умросте, и живот ваш сокровен со Христом в Бозе ( Кол 3:5 ); мне мир распяся и аз миру ( Гал 6:14 )» (Jean Cassien 1965. P. 44.4.1–11; рус. пер.:  Иоанн Кассиан 1892. С. 5), также см. у Созомена: «Так например, они облачались в хитоны без рукавов, давая тем разуметь, что руки их не должны быть готовы на обиду» (Церковная история 3.14; PG 67, 1069С). Некоторые авторы отождествляют его с левитоном, или левитонарием ( λεβτον,  λεβιτονριον). Св. Феофан так описывает коловий=левитон: «Исподнего платья не было, следовал прямо левитон, который заменял собой и рубашку, и наш подрясник. Устроялся он наподобие мешка с прорезями вверху для продевания рук, для которых, впрочем, приделывались и рукава в какую-нибудь четверть длины, так что они доходили только до локтей. В длину левитон простирался до колен» ( Феофан Затворник 1892. С. 107). Другие же говорят о левитоне не как о другом названии коловия, а как об определенном виде коловия. Так, например, говорится о нем в житии прп. Пахомия: «Левитон – льняная одежда, вид коловия, которую носят монахи Египта и Фиваиды и по сей день» (PL 23, 237D). Также и блж. Иероним в предисловии к «Правилам» прп. Пахомия говорит: «...B кельях не имеют ничего, кроме... двух левитонариев (это род одежды египетских монахов, не имеющий рукавов [quod genus absque manicis aegyptii vestimenti est])» (PachoMius 1932. P. 6.5–6; рус. пер.; Иероним 1893–1903. Ч.З. C. 55). В «Луге Духовном» есть упоминания о коловиях из других материалов, помимо мешковины, употреблявшихся строгими отшельниками. Так, например, упоминается о коловии из камыша ( απ  σιβνου, PG 87/3,2985А), из оленьей кожи ( απ δερμτων  βουβλων, PG 87/3, 2985C), из пальмовых листьев ( π  σειρς, PG 87/3,2950). См. также «Правила для монахов» прп. Антония (PG 40,1069), «Правила» прп. Пахомия (Pachomius 1932. Р. 13.14–16), предисловие блж. Иеронима к уставам прп. Пахомия (PL 23, 65В). Также см.:  Феофан Затворник 1892. С. 107, 524; Oppenheim 1931. S. 94–95; Palmer 1993. P. 417. По свидетельству прп. Иоанна Кассиана , для Запада коловий был менее пригоден, так как был легкой одеждой, хотя на изображениях он встречается на Западе очень часто, особенно в Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Беседа “о должных вещах” ( Ðmil»saj t¦ dšonta), скорее всего, предполагала краткое наставление аввы относительно порядков обители и его как бы первую “проверку” новичка. Перемена одежды означала облачение в монашеское одеяние (обычно оно именовалось scБma). Желавших начать иноческое житие сразу принимали в число братий обители. См. Ladeuze P . Étude sur le pendant le IVe si–cle et la premi–re du Ve si–cle. Louvaine, 1898. P. 280–282. Палладий в самом конце IV — начале V вв. насчитывает ок. 7000 пахомиевских иноков, из которых 1300 пребывало в главном монастыре (в Певоу или Вау ). См.: The Lausiac History of Palladius. Vol. II/Ed. by C. Butler . Cambridge, 1904. P. 93–94. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит о более чем 5000 братий во всех пахомиевских монастырях. См. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. Сергиев Посад, 1993. С. 28. Речь идет, по сути дела, о публичной исповеди, практика которойбыла распространенав древней Церкви, в том числе и в IV–V вв. См. Алмазов А . Тайная исповедь в православной восточной Церкви. Опыт внешней истории. T. I. М., 1995. С. 51–55. Правда, как видно из последующего повествования Аммона, эта исповедь у аввы Феодора обретала своеобразную форму, органично перерастая в поучение (“оглашение”) иноков. Ср. Евр 11:26. “Поношения” (ÑneidismoÚj) рассматривались в древнем иночестве как необходимое условие “следования за Христом”. О духовной пользе их неоднократно высказывались древние отцы-подвижники. — Достопамятные сказания. С. 13, 67, 106–107. Издатель “Послания Аммона” видит в этих словах преподобного Феодора предостережение монаху от впадения в ересь и увещание сохранять чистоту православных догматов. Но данное высказывание может пониматься и в чисто нравственном смысле. Например, авва Орсисий, поучая братию, также приводит Песн 4:12 и говорит: “Храните целомудрие тела вашего”. См.: Преподобного отца нашего Орсисия аввы Тавенисиотского Учение об устроении монашеского жительства. М., 1858. С. 38. Текст: Bacht H . Das Vermachtnis des Ursprungs. Studien zum fruhen Monchtum I. Wurzburg, 1972. S. 100. Святитель Григорий Нисский, толкуя Песн4:12, соотносит “вертоград” с душой человека, преисполненной плодов добродетели и обнесенной “оплотом заповедей”, так что никакой “зверь” (ссылка на Пс79:14) не может проникнуть в него. См.: Творения святого Григория Нисского. Ч. 3. М., 1862. С. 235–237.

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

Л. 130; посл. треть XVII в.); «Григорий подобием изчерна надсед, брада аки Димитрия Прилуцкаго, ризы монашеския; Кассиан подобием надсед, брада подоле Николины, проста, власы на главе с ушей, кудряв, ризы монашеския» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 59); «Григорий надсед, брада проста Николина, власы толсты, ризы преподобническия» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 107); «Григорий сед и мало плешив, брада аки у Димитрия чудотворца, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 213 об., 20-е гг. XIX в.). Изображения Г. и К. обычно рядом встречаются на неск. иконах Спаса Вседержителя с сонмом предстоящих и припадающих Вологодских святых XVIII-XIX вв., напр. на образе XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде (ВГИАХМЗ). 2 подписных произведения этого извода - икона 1778 г. из кафедрального Троицкого собора Архангельска (АМИИ), к-рую исполнил «Лазарь Климов Ершов со товарищи», и образ 1779 г. работы вологодских мастеров Димитрия Сумарокова и его сына Ивана из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды (ВГИАХМЗ) - созданы по единому иконографическому образцу, близки по стилистике, что выразилось не только в подборе и типах святых, но и в элементах декора и пейзажа (возможно, Сумароковы работали в артели Л. К. Ершова). Г. изображен справа в 3-м ряду сверху, рядом с К., облачен в вишневую мантию, охристый подризник, куколь опущен на плечи; правой рукой он придерживает параман, левая - в молении перед грудью. У преподобного окладистая борода до середины груди с разделкой на пряди и короткие волнистые волосы шапкой, обрамляющие широкий лоб. К.- в мантии холодного оттенка, с русыми волосами и средней величины бородой, руки раскрыты ладонями перед грудью. На аналогичных иконах 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте в Вологде и нач. XIX в. из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского (ВГИАХМЗ) Г. имеет широкую прямую бороду и короткие волосы, руки подняты в молении, у К. борода короче, руки - в молитве или скрещены на груди.

http://pravenc.ru/text/166842.html

Думают, что вышесказанным не должно окончиться мщение, а достаточно удовлетворят своему гневу и скорби тогда, когда по внушению гнева исполнят, что возмогут. Так делают те, которые возмущение свое сдерживают не но желанию миролюбия, а по неудобству мщения. Ибо ничего больше не могут причинить тем, на коих прогневались, как только не говорить с ними с обычною ласковостью, как будто гнев должно обуздывать только на деле, а из сокровенности нашего сердца нет нужды изгонять его. Омрачившись тьмою его, мы лишимся света знания и здравого совета, и никак не можем быть храмом Святаго Духа, пока будет обитать в нас дух гнева. Удерживаемый в сердце гнев хотя присутствующих людей не оскорбляет, но исключает светлое сияние Святаго Духа, все равно как и обнаруженный на деле (прп. Иоанн Кассиан , 56, 107–108). Источник. Бог не хочет, чтобы мы удерживали гнев даже и на короткое время, потому что Он не дозволяет приносить и духовные жертвы наших молитв, если мы сознаем, что кто-нибудь имеет хоть какую-нибудь скорбь на нас... Следовательно, как же мы дозволим себе, не говорю на многие дни, но даже до заката солнца удерживать скорбь на брата, тогда как нам не дозволяется приносить наши молитвы Богу, если кто-нибудь имеет скорбь на нас? И Апостол заповедует: непрестанно молитесь ( 1Сол. 5, 17 ); желаю, чтобы на всяком месте молитвы произносили мужие, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (ср.: 1Тим. 2, 8 ). Итак, остается или никогда не молиться, удерживая такой яд в сердцах своих, и быть виновными в нарушении этой апостольской или Евангельской заповеди, которою повелевается непрестанно и везде молиться, или, если, обманывая самих себя, хотим приносить молитву вопреки ее запрещению, то должны знать, что будем приносить Господу не молитву, а упрямство в духе противления Ему (прп. Иоанн Кассиан , 56, 108). Источник. Иногда мы, побежденные гордостью или нетерпеливостью, намереваясь исправить свой необразованный, беспорядочный нрав, желаем удалиться в уединение, как будто там скоро приобретем добродетель терпения, когда никто не будет трогать нас, извиняя свое нерадение, говорим, что причины гнева заключаются не в нашей нетерпеливости, а в пороке братии. И как причины нашей погрешности возлагаем на других, то никогда не в состоянии будем достигнуть высшей степени терпения и совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В кон. XV - нач. XVI в. в обители, вероятно, настоятельствовал архим. Кассиан, о чем свидетельствовала надпись на иконе в ризнице Иосифова Волоколамского мон-ря ( Голубцов. 1910. С. 189-190). Предположительно Кассиан впосл. стал архимандритом московского Симонова мон-ря (1508-1514), а затем пребывал на покое в Иосифовом Волоколамском мон-ре ( Макарий (Веретенников). 1996. С. 123-133; см. также: Меняйло В. А. Иконы «Рублева письма» в Иосифо-Волоколамском мон-ре//АиО. 1996. 4(11). С. 231-239; А. С. Усачёв не связывает архим. Кассиана с П. Б. м., см.: Усачёв. 2018. Т. 1. С. 106-107). Игум. Пафнутий II упоминается в Летописном сборнике XVI в. (Боровский летописец) в записях о постройках в П. Б. м. в 1522-1523 гг. ( Тихомиров. 1979. С. 162), а в Архангелогородском летописце имеется запись о его кончине в 1531 г. (ПСРЛ. Т. 37. С. 102). Сведения о настоятелях П. Б. м. в сер.- кон. XVI в. отрывочны: помимо игуменов, участвовавших в важных церковных событиях, в источниках упомянуты игум. Тихон в 1551 г. (Писцовые книги. 1877. С. 1506) и игум. Гурий в 1562 г. (Вкладная и кормовая книга. 2006. С. 61). Довольно продолжительное время П. Б. м. возглавлял игум. Иоасаф (не позднее 1592-1605). В февр. 1592 г. на его имя была прислана грамота царя Феодора Иоанновича с просьбой принять возвращавшегося из Москвы митр. Тырновского Дионисия с его свитой и отпустить их с должными почестями (ИРИ. Ч. 3. С. 434-436). В 1605-1610 гг. Иоасаф занимал должность архимандрита Троице-Сергиева мон-ря, а затем ушел на покой в П. Б. м., где погиб 5 июля 1610 г. при взятии обители войсками Лжедмитрия II . Вместе с архим. Иоасафом погиб и игумен П. Б. м. Никон. В кон. XVI в. в обители принял постриг иером. Варлаам (Яцкий, Яцкого), впосл. насельник Чудова мон-ря, отправившийся в 1602 г. в Киев вместе с Григорием (Отрепьевым) - буд. Лжедмитрием I . В 1599 г. в обители перед смертью принял постриг в схиму с именем Левкий окольничий А. П. Клешнин. В 10-х гг. XVII в. монастырь возглавлял игум. Иона (упом. в 1613-1618), переведенный из серпуховского Высоцкого монастыря, затем игум. Иосиф (не позднее 5 сент. 1619-1649). В 1649-1651 гг. во главе П. Б. м. стоял игум. Симеон, который в 1651-1664 гг. был архиепископом Тобольским и Сибирским, а в 1664 г. уволен на покой в московский Покровский мон-рь. В 1651-1652 гг. обитель возглавлял игум. Павел , хиротонисанный в 1652 г. во епископа Коломенского и Каширского. Настоятель обители в 1665-1667 гг. игум. Парфений в 1672-1680 гг. был митрополитом Астраханским и Терским.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010