Суеверия Верить приметам не должно. Нет никаких примет. Господь управляет нами Своим Промыслом, и я не завишу от какой-либо птицы, или дня, или другого чего-либо. Кто верит предрассудкам, у того тяжело на душе. А кто считает себя в зависимости только от Промысла Божия, у того, наоборот, на душе радостно (преп. Никон). От очес призора, от ревности и зависти и от невидимых духов молится священник избавить родительницу и новорожденного. Значит, сомневаться в дурном глазе не­льзя. Но употреблять воду, в которую опускают горячие угли с молитвою, и кропить этой водой суеверно и грешно. У нас есть на то крещенская вода. Также грешно и суеверно располагать занятия по месяцу или луне (преп. Амвросий). Суждение о людях ...Спрашиваешь, если спросят твоего мнения о чьем-нибудь характере, то как тебе отвечать: правду ли или придумать еще какой ответ. Ежели правду, то не будет ли это осуждением? — Должно стараться о всех людях иметь хорошее мнение. Один Бог — Сердцеведец, мы же о людях безошибочно судить не можем (преп. Иларион). Супружество О вступлении вам в супружество я с вами довольно говорил лично: ежели не имеете сил к перенесению брака и находится в опасности чистота ваша, а также и к поддержанию домашнего порядка, в присмотре за детьми и хозяйству вам нужно хозяйку, то можете приступить, помолясь Господу и Пречистой Деве Богородице послать вам по сердцу супругу благонравную и чадам вашим матерь, пекущуюся об их воспитании, и буде находиться к которой мир в сердце вашем, то и можете делать предложение из назначенных вам девиц, кроме первой, которая находится вам в близком родстве, по правилам святых отцов; нынче, может быть, и позволят, но счастья не может быть от сего брака, а ищите, чтобы было Божие благословение на (преп. Лев). ... с благословением родительским приступают к сему священному таинству, тех всячески Премилостивый Господь устраивает их судьбу по Своей воле: бракосочетание и бывает благоприятно не токмо сочетающимся, но и семейству, и всем... (преп. Лев). ...Маменька ваша приготовляет вас к поприщу новой жизни, желает вас выдать в замужество, но, как мне известно, что ваши родители ошибки едва ли могут сделать в сочетании вам избрать супруга, то и советую вам расположиться на их волю по заповеди сей: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и долголетен будеши на земли» (Исх. 20, 12). Сия заповедь явно доказывает небесную славу получить и земное блаженство тем, кои чтут своих родителей в благом деле, что они вам стараются доставить. И при оказании вашего послушания родителям, я надеждою питаю себя, что вы утешать будете родителей благонравным образом жизни (преп. Лев).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

240 . Исаак Сирин , преп. О Божественных тайнах и о духовной жизни: Ново-открытые тексты/Пер. Иларион (Алфеев) , иером. М. 1998. 289. [Рус. V2]. 241 . Исаак Сирин , преп. О совершенстве духовном/Пер. Иларион (Алфеев) , иером.//ЦиВ 1998. 4(7). 179–191. [Рус. VI. Неперев. С Соболевским 5.238) слова 19, 20, 21, 55]. 242 . Οι ασκητικο, λγοι ββα Ισακ το Σρου μετενενεχθντες εκ της αρχαας εις την νεωτραν Ελληνικν Εκδ. Παντοκρατορινοσ Κ. θναι 1961. [Новогреч. VI]. 243 . Mystic Treatises by Isaac of Nineveh. Transl. Wensinck A. J. Amsterdam 1923. 2 Wiesbaden 1969. [Англ. VI. Первый пер. с сирийского на (неск. искусственный) англ., сделанный голландским востоковедом]. 244 . Ascetic Homilies of St. Isaak the Syrian. Transl. the Holy Transfiguration Monastery. [Transl. Miller D.] Boston 1984. [Англ. VI]. 245 . Isaak le Syrien. Oeuvres spirituelles/Trad. Touraille J. P. 1981. [Франц. VI]. 246 . Isacco di Ninive. Discorsi spirituali (Capitoli sulla conoscenza, preghiere, contemplazione sull’argomento della Gehenna, altri opuscoli)/Introd., trad., note a cura di Bettiolo P. Bose 1985. изд., доп.: Bose 1990. 272. [Итал. VI]. 247 . Isacco di Ninive. Un’umile speranza. Antologia. Scelta, tradotta dal syr. a cura di Sabino Chialà, monaco di Bose. Bose 1999. 248. См. также Peradze G. Die altchristliche Literatur in der georgischen Überlieferung 14 .91): здесь опис. и каталог груз. пер. древнехрист. лит-ры включают пер. Исаака Сирина (см. 15, 16 под им. Ефрема). Главы подвижнические (Capita ascetica, CPG 7868) 248 . Besson М. Un recueil de sentences attribuées à Isaac//OrC 1901. 1. 46–60; 288–298. [Греч.]. О вере православной (Tractatus de fide orthodoxa, CPG 7870) 249 . Abramowski L., Goodman A. E. A Nestorian collection of christological texts. Cambridge 1972. 1. 58–105. [Пер.]; 2. 36–61. [Введ., указатели]. Исследования 250 . Иларион (Алфеев) , иером. Мир Исаака Сирина . М. 1997. 323. 251 . Иларион (Алфеев) , иером. Творения преп. Исаака Сирина в греческом и русском переводах: послесловие к публикации новооткрытых текстов//ЦиВ 1998. 4(7). 146–178. [Обсуждаемая публ.: см. 5 .240].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Скачать epub pdf Январь Максим Исповедник, св. Вопросоответы к Фалассию: [Вступление. Предисловие св. Максима к Фалласию]/Пер., предисл. С.Л. Епифановича//Богословский вестник 1916. Т. 1. 1. С. 1–16 (1-я пагин.). (Начало.) (Quaestiones 1 ad Thalassium) —1— Известное под таким сокращенным названием огромное сочинение преп. Максима, занимающее первое место в издании его творений, в хронологическом отношении является одним из позднейших его произведений, почти что подведением итогов его подвижнической жизни. Ранее этого сочинения написано было другое весьма содержательное и лишь немного уступающее ему по объему сочинение Ambigua, πορα ες Γρηγριον, «Изъяснение трудных мест в словах св. Григория Богослова ». 2 Ранее его также, по-видимому, написаны «Истолкование молитвы Господней» и «Мистагогия» (толкование на литургию), примыкающие по общему своему характеру к Ambigua. Не говорим уже о «Слове подвижническом» и «Главах о любви» 3 , которые в виду их сравнительно примитивного характера можно считать самыми ранними произведениями св. отца, и с которых собственно лучше всего было бы начинать изучение и чтение преп. Максима, чтобы под его собственным руководством войти в содержание его глубокомысленных созерцаний. Как сравнительно поздно написанное сочинение, рассчитанное притом на читателей, знакомых с предшествующими сочинениями —2— преп. Максима 4 , Вопросоответы к Фалассию могут на первых порах представить немало затруднений для начинающего читателя, незнакомого, напр., с учением св. отца о практической философии (деятельном любомудрии), т.е. подвижнической жизни, – о чем можно составить себе представление по Слову подвижническому и Главам о любви, – или с учением о «естественном (духовном) созерцании» бытия и заключенных в нем λγοι-идей и пр., – о чем подробно говорится в Ambigua. Но при достаточной углубленности все же и подобного рода трудности могут отпасть сами собою. Вообще же говоря, начать чтение преп. Максима с Вопросоответов интересно в том отношении, что это сочинение, как завершительное в ряду мистико-созерцательных творений преп. отца, знакомит с высшими плодами его духовной жизни и потому заслуживаем особенного внимания. Не даром и сам преп. Максим уделил ему исключительное внимание 5 , о чем красноречиво говорят и размеры сочинения, – это самое большое из всех творений св. отца – и приложенные к нему самим автором схолии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Предчувствие скорбей Пишешь, что тебя тяготила тоска и предчувствие какого-то неожиданного сильного прискорбия. Ничего не должно предугадывать вперед, а должно все, что Господу угодно будет послать, принимать и считать за великую милость Божию (преп. Иларион). Что же касается до вашего предчувствия, что имеете страх или боязнь в сердце, то, кажется, к вашей любви неоднократно писал, что... таковых чувств понуждаться не должно, а когда кто и понуждал себя, то впадали во искушения... (преп. Лев). Прелесть ...Изволите ли знать, что есть прелесть; прелести суть разнообразные имеют действие, по мере возношения ума и сердца помрачается ум и пленяется в мнение и от занятия собой, и само мышление верует мнениям и мечтам, представляемым ему от всеобщего врага — диавола, и сим изступает и произносит те нелепости, как ему представляется от мнения и мечт, и сие значит прелесть (преп. Лев). Главная причина прелести во всяком случае есть гордость и самочиние (преп. Макарий). Жаль бедную девушку, что она впала в такое омрачение, считает ненужным молиться, потому что молится только устами, а сердце холодно, и никак ее не убедишь, а все находится в своем мнении; кажется, это прелесть. Она, верно, имела теплоту в молитве и увлеклась оною, что заметно из слов матери, ибо она говорила ей, что ничего бы так не желала, дабы только быть свободною и молиться Богу. Должно быть, наказательное попущение, но силен Господь и помиловать ее, и дать ей чувство смирения... (преп. Макарий). О молитве повторяю вам, что самое то, что думать иметь действие благодати от теплоты, уже есть и прелесть: «Царствие Божие не приходит с соблюдением» (Лк.17, 20). Исполнением заповедей Божиих уготовляйте сердце ваше, очищая оное от страстей, и нисходите в глубочайшее смирение, познавая и видя свою немощь, и когда будете иметь залог смирения в сердце вашем, то оное будет уже безопасно от обольщения вражия, и сама благодать Божия напишет в нем свои законы. Святые, имевшие благодать в себе, считали не у достигших себя оной, и самое это смирение сохраняло их в безопасности, а кто думал иметь благодать, тот был водим гордостью и обольщался... (преп. Макарий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Побеждалась в заутрени дремотою от малого сна и, чтобы разогнать дремоту, творила молитву Иисусову с поясными поклонами. При Иисусовой молитве поклоны класть не следует, молитва при дыхании должна быть, но чтобы незаметно было бы для других. И поясные поклоны должно класть в свое время, только когда полагаются Уставе (преп. Иларион). Молитва Иисусова, по научению святых отцов, прилична, когда человек идет, или сидит, или лежит, пьет, ест, беседует или занимается каким рукоделием, кто может при всем этом произносить молитву Иисусову со смирением, тот не должен оставлять оной, за оставление же укорять себя и каяться со смирением, но не смущаться, потому что смущение, какое бы оно ни было, есть признак тайной гордости и доказывает неопытность и неискусство человека в прохождении своего дела (преп. Амвросий). Пишешь ты, что в молитве Иисусовой есть у тебя какое-то запинание на словах «помилуй мя грешную»; это показывает, что прежде эта молитва совершалась тобою без должного смирения, без которого неприятна Богу и молитва наша. Поэтому принудь себя ударять на слово грешную с должным понятием (преп. Амвросий). Врага и приносящие искушения злые мысли отгоняйте молитвою: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». Молитва эта может совершаться при всех занятиях (преп. Нектарий). ..К молитве простирайся елико можешь, поминая сказанное тебе при пострижении, как тебе давали четки: «Вот тебе, сестра, меч духовный. Глаголи выну во уме, во устех, в мысли, в сердце: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». Держись и ты этого предписания, и как будет тебе возможно, так и произноси молитву, иногда умную, иногда устную, а на свободе и сердечную, если Бог поможет. А при немощах и неисправностях кайся и смиряйся, но не смущайся (преп. Амвросий). Дабы подвигнуть ленивых и унылых к упражнению в этой молитве, батюшка передавал следующий рассказ о силе имени Иисусова: «У одного боголюбца был обученный говорить скворец, который, постоянно слыша произносимую хозяином молитву: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, — и сам навык ее повторять. Раз летом вылетел он в растворенное окно на улицу, а тут и налетел было на него ястреб, но скворец, по привычке, в испуге проговорил Иисусову молитву, и тотчас ястреб отскочил от него. Так даже бессмысленно произносимая молитва послужила во спасение от угрожавшей беды» (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Таким образом, здесь митр. Иларион лишь выбирает удобную ему нецерковную версию о лице преп. Исаии, даже кратко не познакомив своих читателей с исследованиями приписываемых ему текстов. Как видим, аргументы, сторонников ложной атрибуции еретических текстов преп. Исааку Сирину , вовсе не основываются ни на чем твердом и без труда опровергаются. Известна также рукопись, датируемая примерно 1900 годом 82 , с текстами, именуемыми в ней “третьим томом” и опубликованная в начале XXI века монахом экуменического монастыря Бозе в Италии С. Кьяла 83 . Рукопись с этими сочинениями была приобретена несторианским епископом в одном из еврейских антикварных магазинов Тегерана 84 . В литературе есть упоминание о наличии в этом лже-третьем томе учения о всеобщем спасении 85 . Один из трактатов, входящих в это собрание не признается подлинным и самим издателем 86 . В 2013 году С. Кьяла опубликовал отрывки (два трактата), приписываемые “пятому тому” преп. Исаака, сомнения в их подлинности есть даже у самого издателя 87 . Не останавливаясь на приписывании св. Исааку подложных текстов, исследователи, не считающиеся с церковным преданием, утверждают, что изначальный сирийский текст подлинных православных творений преп. Исаака (которые они именую “первым томом или собранием”) находится в несторианских рукописях 88 , а православные монахи монастыря св. Саввы были зависимы от монофизитского их варианта (который, по мнению этих исследователей, взят у несториан), где фрагменты, указывающие на принадлежность преп. Исаака к несторианству были заменены или удалены 89 . Однако самые ранние монофизитские сирийские рукописи датируются лишь XIV-XV веками, тогда как две близкие друг к другу 90 по содержанию православные сирийские рукописи датируются (по палеографическим признакам) VIII–X веками (Sinai syr. 24 91 ) и не позже X века 92 (Vat. syr. 125) соответственно 93 . Монофизитские рукописи содержат сочинения, отсутствующие в рукописях православных: “Книга благодати” и “О безмолвии”, которые сейчас приписываются Симеону д-Тайбуте и Дадишо Катарскому соответственно 94 . Судя по датировке рукописей, скорее всего, монофизиты познакомились с более менее объемным корпусом сочинений преп. Исаака только около XIII века 95 , так что не удивительно, что свидетельство его почитания у них сохранилось лишь в одной единственной рукописи (Vat. syr. 39) 96 . Взятие монофизитами текстов св. Исаака от православных видно еще и из следующего: как было показано выше, некоторые цитаты в несторианских текстах атрибутируются Евагрию, однако у монофизитов эта атрибуция соответствует православным сирийским рукописям (где эти цитаты атрибутируются не Евагрию) 97 . Если бы монофизиты брали эти тексты у несториан, то делать специальную замену атрибуции им не было бы никакого смысла, поскольку в среде монофизитов Евагрий не был предан анафеме и считался большим авторитетом 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

Батюшка... рассказал, как два инока за одну вину были посажены в темницу на 40 дней, и когда их выпустили, то их наружность оказалась разной: один похудел, как щепка, а другой вышел розовым, радостным. Братья спросили о том, что каждый из них думал. Один, который сделался худым, сокрушался о своем грехе, укорял себя и плакал, просил у Господа прощения, чистосердечно каялся. А другой, сознавая всю тяжесть своей вины, от глубины души благодарил Господа, что Он, по милосердию Своему, за тяжелый его грех дает здесь ему потерпеть и покаяться. Братья помолились, чтобы Господь открыл им, прощены ли они, эти два брата, и узнали, что они оба прощены одинаково (преп. Никон). Оживление души совершается волей Божией и силой Божией, но от человека требуется его произволение в принесении Богу покаяния. Срок покаяния, потребного согрешившему, известен Единому Богу. Кающийся грешник, будучи как бы даже забыт Богом, как ему кажется это, по чудному усмотрению Божию обретает пользу душевную, приходит в преуспеяние. Господь ведет ко спасению! Дивная премудрость и благость Божия в попущениях Божиих человеку падать (преп Никон). Признание суда Божия о нас праведным, ибо все погрешили. Пусть совесть каждого из нас подтвердит нам, что грехи наши велики. Сами мы виноваты. Надо смириться и благодарить Бога за все (преп. Никон). Свойство истинного покаяния открывает глаза на свою греховность и грех вообще (преп. Никон). Успех и радость инока в сознании своей греховности, в видении грехов своих. Нужно не только видеть свою греховность, нужно и все поступки свои, всю жизнь и деятельность построить в полном согласии с сознанием и видением своей греховности. Зрение грехов есть дар Божий. Его надо просить себе у Бога (преп. Никон). В случае какого-либо поползновения в делах, словах и мыслях тотчас раскаиваться и, познавая свою немощь, смиряться и понуждать себя видеть свои грехи, а не ис­правления: от рассматривания грехов приходит человек в смирение и сердце сокрушенно и смиренно стяжавает, которого Бог не уничижит (преп. Иларион).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Пишешь, что прежде употребляла пищу в Великую Пятницу, и несмотря на это изнемогала от поста, теперь же, благословившись от меня, совсем ничего не вкушала в Великую Пятницу и не чувствовала ни слабости, ни головной боли, и приписываешь это мне. Не от меня это, а по твоей вере Господь тебе помог и укрепил... (преп. Иларион). Посты непременно надо соблюдать, в среду и в пятницу, и весь Великий пост. Вот теперь Страстная неделя, и ты непременно постись... Непременно постись! (преп. Анатолий). ...Задерживай себя от снеди и пищи сколько можно и старайся кушать умеренно легкой и известной вам пищи (преп. Лев). А что вы вопрошаете мою худость и просите моего недостойного благословения, дабы вам единожды в день есть в вечер сухоядение, то и на сие заочно моих сил недостает о сем сорассудить, не знавши потонку ваших там дел и между собой с сестрами... Но только, хотя вы несколько и заметили, что от такового пищеупотребления бывает вашим чувствам и телу движениям облегчение, но, однако, хотя я и согласую с сим, но не дерзаю един соизволить вам на сие. Но проси Матушку, ей вы там виднее и ваши сообращения, и ежели ей Бог возвестит и попустит, то и я благословляю, и ежели же после усмотрите, что вы сим будете вредиться (то есть гордиться), то она, и не относясь со мною, может вам и паки сие оставить... Я не знаю, что для вас тяжелым покажется, что не досыта наедаться, а видно из многих святых, что наиболее советуют употреблять и алкать... и утверждают за полезное, но и вашей меры не опровергают... Но как выше сказано, Матушка поблагословит, так и располагайся... (преп. Лев). На вопрос: «Не все ли равно Богу, какая пища?» — старец ответил: «Не пища имеет значение, а заповедь, Адам изгнан из рая не за объедение, а за вкушение только запрещенного. Почему и теперь в четверг или вторник можно есть что хочешь и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что чрез послушание вырабатывается покорность» (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Тело наше создано из той же земли, и сколько человек ни старается очищать себя от страстей, страсти опять проникают, как дурная трава. Опять обратимся к огороду, который, если плохо огражден, то козы и свиньи повреждают растение. А птицы могут летать и чрез ограду. Огородник должен за всем этим следить и сохранять растение. А христианин должен сохранять плоды духовные от мысленных птиц, которые преобразуются иногда и в других животных. Праотцу на­шему сказано: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19) (преп. Амвросий). Из твоей исповеди вижу, желая исполнять мои советы, борьбу имеешь со сном и помыслами, — да поможет тебе в этом Господь. А чтобы избавиться от многого сна, пишешь, стала есть не досыта и, выходя из-за обеда многоалчущей, смущаешься, что не имеешь и делаешь это без моего благословения. Многоалчущей не надо быть, а употребляй пищу за обедом умеренно, ужин оставлять совсем тоже не надо, наблюдай тоже воздержанность и ешь менее обеда... Вычитывая утреннее правило, чувствовала особенное сокрушение и усердие, после же во весь день борима была помыслами гнева и злопамятства. Сим не смущайся. Святой Исаак Сирин говорит: «аще молишься якоже подобает, — жди якоже не подобает», — так и с тобой случилось (преп. Иларион). Братолюбие Да даст Господь разум и силы друг друга тяготы носить и тем соблюдать закон Христов, любовь и мир. Ошибки, проступки и грехи братьев да будут мои (преп. Моисей). ...Немощи душевные должно носить благодушно без огорчения. Ибо если кто болен телом, то не только на него не огорчаемся, но еще и служим тому всяким образом, то таким образом надо и в душевных недугах поступать (преп. Моисей). Опыт указал мне такое правило: если кому нужно сделать выговор или замечание, то надобно прежде в сердце помолиться за него Богу. Думаешь иногда, что брат тот не примет замечания, а если помолишься за него сперва, то, смотришь, сверх ожидания он и замечание выслушает спокойно, и исправление бывает (преп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Сводная таблица новых рус. пер. гимнов Симеона Н.Б. по изд. SC (в скобках по пер. Пантелеймона) Перевод Софроний, Аверинцев, Алфеев Алфеев Аверинцев, Алфеев Алфеев 10 (57) Алфеев 11 (32) Алфеев Софроний Алфеев Аверинцев 19 (38) Алфеев Софроний 35 (16) Алфеев 40 (13) Алфеев 42 (14) Алфеев 44 (34) Алфеев 45 (45) Алфеев 57 (25) Алфеев 58 (50) Алфеев Таблица соответствия перевода иером. Пантелеимона изданию SC Обратную таблицу соответствия SC переводу иером. Пантелеимона см. у Алфеева. Звездочкой отмечены переводы, сделанные первоначально с лат. перевода и оставленные без разбивки на строки. Пантелеимон Пантелеимон Пантелеимон Пантелеимон Послания (ер.) 57 . В древнегреч. подлиннике издано только 1-е послание : Holl K., 1898 6 .100). 110–127. пер.: Преп. Симеон Новый Богослов . Послание об исповеди//Иларион (Алфеев), 1998 6 .58). 579–595. [Перев. по изд. К. Holl’я]. 1999. 2(9). 209–230; Преп. Симеон Новый Богослов , преп. Никита Стифат . Аскетические произведения в новых переводах/Сост. и общ. ред. игумена Илариона (Алфеева) . Клин 2001. 79–94. Послания 2–4 изданы только в новогреч. переводе Дионисия Загорея 6 .27). Рус. пер. еп. Феофана Затворника : слова 32 [=посл. 2], 11 [=3], 87 [=4]· Собрания и переводы разных слов Полный (с несколькими исключениями) перевод всего корпуса слов и посланий 38 . Симеон Новый Богослов , преп. Слова/Пер. на рус. яз. с новогреч. еп. Феофана. М. 1879. Вып. 1. 2 М. 1882. 1–2. 3 М. 1892 [sic!]. 1. 490 [Слова 1–52]; М. 1890 [sic!]. 2. 593. [Слова 53–92, Деят. и богосл. главы, Подв. слово]. В рус. Добротолюбии (5. 2 М. 1900. 452–472) переизданы слова 56 и 68. Слово 15//Надежда. 1981. 5. 45–53. Предм. указ. к вып. 1–2 [с указ. страниц по 2 изд.], сост. П. А. Флоренским, помещен в кач. Приложения II к пер. Гимнов 6 .32). Nota 1) В изд. Дионисия Загорея, а отсюда и в пер. еп. Феофана, не вошли (даже в новогреч. переводе) Cat 2, 18, 21 (перевод слова 21 см. под 6 .40). 2) Недостатки рус. переводов . О пер. Гимнов см. выше. Что же до прозаич. творений преп.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010