благословению последнего патриарха Адриана, митрополит Суздальский Иларион освидетельствовал и открыл св. мощи 18 сентября 1699 года. Тление не коснулось не только тела, около 450 лет покоившегося в недрах земли, но даже и одежд угодницы Божией. С того времени, мощи преп. Евфросинии почивают открыто под аркою, соединяющею соборный храм с приделом, посвященным чудотворице. Замечательны две ее иконы: одна из них поставлена в ногах гробницы, а другая (с житием и чудесами) в главном иконостасе собора. Память 25 сентября («Путевые письма из древн. Суздал. области», стр. 47–48). Житие сопровождается двумя отдельными статьями: чудом 1558 г. и повестью об установлении местного празднования Евфросинии с несколькими чудесами. Из этой повести, написанной Суздальским епископом Варлаамом, узнаем, что житие долго оставалось неизвестным в Суздале, и в 1557–1580 г. случайно найдено Варлаамом в Махрищском монастыре, куда унес его из Евфимиева монастыря монах Савватий «для преписания чудес». Варлаам замечает при этом, что житие написано «неким иноком Григорием» (Ключевский, стр. 285). 388. Святая и праведная княгиня София инокиня, яже бысть в Покровском монастыре девичье чудотворица, преставися в лето 7000 месяца декабря в 15 день В мире Соломония, дочь боярина Юрия Сабурова, сочеталась браком с вел. кн. Василием Иоанновичем в 1505 году, но не имела детей, а потому великий князь в 1525 году решился развестись с неплодною Соломониею, чтобы вступить в новый брак. Государству, говорили, необходим наследник престола. От невинной Соломонии потребовали, чтобы она по воле приняла монашество. Она отвечала, что не чувствует в себе такого желания. Ее вывели из дворца. Ноября 25, 1525 г. «великий князь Василий велел постричь свою великую княгиню» (Летоп. у Карамз. VII, прим. 280). Повествуют, что она противилась совершению беззаконного обряда, билась об землю, вырывала ножницы из рук митрополита Даниила; наконец, видя неодолимое насилие, залилась слезами и, надевая мантию, сказала: «Бог увидит и отмстит моему гонителю». Блаж. инокиня София прожила в Суздальской Покровской обители (куда заточили ее после пострижения) 17 лет и мирно почила 16 декабря 1542 года. Современники свято чтили память блаж. княгини-схимонахини Софии «новой Суздальской чудотворицы» (по надписи на иконе

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

32 . Симеон Новый Богослов . Божественные гимны. С изображ. св. отца, вступит. статьей, предисловием к гимнам ученика преп. Симеона Никиты Стифата . Сергиев Посад. 1917. 280. [Книга выпущена в двух вариантах. Первый: XXXIII, 280, IX с. Второй: XXXII, 280, XXXII, 68, IX с. (добавлены приложения и указатели). В Прил. I. иером. Пантелеймон впервые издал по аф. рукописям древнегреч. текст ряда гимнов 57–60) и предисловия Никиты Стифата к гимнам. Ср. Предисловие, XXIX и отчет Пантелеймона о поездке на Афон: 6 .63. Этот факт до сих пор остается неизвестным европ. ученым (Камбилису книга Пантелеймона была недоступна). Приложение II: Алфав. указ. предметов (к Словам и Гимнам, составлен П. А Флоренским)]. (без греч. Приложения): СТСЛ 1993 [Творения. 3]. Евпраксия (Шиленкова), монахиня. Симеон Новый Богослов и Симеон Благоговейный . Минск 2002. 98 [старые переводы еп. Феофана «Гимнов» Симеона Нового Богослова (в выдержках также переводы иером. Илариона Алфеева) и «Подвижн. слова» Симеона Благоговейного ]. Частичные рус. пер.: 33 . Симеон Новый Богослов , преп. Божественные гимны//ВРЗПЭ 1953. 15.133–135 6,48]; 1954. 17. 13–20 1; сопров.заметка – см. 9 .1132]. [Пер. иером. Софрония (Сахарова) , прозаич., но с сохранением строк; скорее всего, с новогреч., так как др.-греч. подлинник еще не был издан; нумерация гимнов старая]. Стих. переводы С. С. Аверинцева : 34 . Симеон Новый Богослов , преп. Из «Гимнов Божественной любви»//Символ. 1990. 23. 321–324. [Гимны: без номера («Коль желаешь, так послушай, что творит любви горенье...»), 3, 6]. 35 . Симеон Новый Богослов . Из «Гимнов Божественной любви»//ПВЛ 6 .16). 129–131 17, фрагменты]. Стих. переводы иером. Илариона (Алфеева) : 36 . Симеон Новый Богослов , преп. Избранные гимны//Символ. 1991. 26. 276–282. 3, 5, 6, 7, 16 по изд. SC]; Избранные гимны в стихотворном переводе//ЦиВ 1998. 1(4). 125–134 35, 44]; 1998. 2(5). 148–159 5, 11, 40, 45]; Преп. Симеон Новый Богослов . Избранные гимны в стихотворном переводе иеромонаха Илариона Алфеева //Иларион (Алфеев) 1998, 6 .58). 597–667. переизд: Минск 1998; СПб. 2001. [Гимны, по нумерации SC, 3, 6, 7, 10, 11, 19, 40, 42, 44, 45, 57, 58]. Nota. Все стихотворные переводы иером. Илариона, встреченные в периодике (в осн., в правосл. газетах, см. напр.: Алексеев В. Добрый доктор Бармалей. О нетрадиционности в патрологии//Радонеж 1998. 9(74). Июнь. 2–3) с резкой критикой (в частности, за стилистич. модернизм), осуществлены по изд. SC без привлечения более надежного изд. Камбилиса, отсутствующего даже в библиографиях, сост. Алфеевым. Подр. сводку многочисл. неточностей и ошибок в пер. Алфеева см. во вступ. статье к готовящемуся к печати новому полному стихотв. рус. пер. гимнов.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия, ибо занятия, освященные молитвою, будут благотворны для нашего душевного спасения. Ты, верно, понимаешь, что хотя мы и должны молиться друг за друга, но не должны приписывать молитве своей чудодейственную силу, не должны думать, что просимое мной всегда Господом исполнится. Это мнение исходит от гордости и ведет в прелесть. преп. Иларион Оптинский Во время молитвы неполезно стремиться к высоким чувствованиям. Надо только в смысл вникать произносимых слов, внимательно молиться, и тогда, со временем, Господь даст и озарение духовное, и умиление сердечное. Лучше прочитать не все молитвенное правило, по недостатку времени, но со вниманием. Страшные слова сказаны в Священном Писании: Проклят всяк, творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48, 10). преп. Никон Оптинский Частой молитвой истребляется пленение греховным и суетным мечтанием, а нерадение о ней, вкрадывающееся мало-помалу, есть мать забывчивости. С мужеством исправляй то, что требует исправления. Только от чистоты может приноситься истинная молитва к Богу. Всячески старайся понуждать себя в молитве, чтобы Господь даровал тебе простосердечие и незлобие и избавил от противоположных страстей. преп. авва Исаия Если богопротивный помысел приблизится к твоему сердцу, то молитва твоя да не будет о разнообразных предметах, но извлекай слезный меч против того, кто нападает на тебя. авва Евагрий Положись в молитвенном подвиге твоем вполне на Бога, без Которого невозможно ни малейшее преуспеяние. Каждый шаг к успеху в этом подвиге есть дар Божий. Учитель молитвы — Бог; истинная молитва — дар Божий. Святой Иоанн Лествичник признает значительным преуспеянием в молитве, если ум будет пребывать в словах ее... Молитва молящегося постоянно и усердно, при заключении ума в слова молитвы, из чувства покаяния и плача, непременно осенится Божественной благодатью... Тогда... вся душа повлечется к Богу непостижимой духовной силой, увлекая с собою и тело. свт. Игнатий Брянчанинов

http://pravoslavie.ru/put/biblio/molitva...

13 . Gratiarum actiones II: ibid. [SC 113: Catéchèses, Actions de Grâce 1–2], 304–356 [=TLG 3116/7]. 14 . Catéchèses 1–34: ibid, 1 [SC 96]: 206–468, 2 [SC 104]: 12–392; 3 [SC 113]: 12–302 [=TLG 3116/9]. В греч. Добротолюбии ( Φιλοκαλα. θναι 4 1976. 5. 73–80) текст (Cat. 22: SC 104. 364–392) дан в новогреч. переводе. Др.-рус. пер.: 15 . Слово о созерцании; Слово 15 О мысленном откровении действенного божественного света и делании умном; Слово 20 О мысленном рае//Вилинский. 409–415. [ГИМ, Син. 950, XV в.]. Рус. пер.: 16 . Слово о вере [=Cat. 22. SC 104. 364–393]//ХЧ 1821. 1. 142 сл.; Поучение 1/Пер. Миллер Т. А.//Памятники византийской литературы IX-XIV веков. М. 1969. [ПВЛ]. 131–132. [Отрывки]. Англ.пер. (с др.-греч.): 17 . Symeon the New Theologian. St. On Faith [=Cat. 22. SC 104. 364–393]//Philokalia 7 .157). 4. 16–24. пер.: Symeon the New Theologian. The Discourses/Transl. by Catanzaro C. J. de. Ν. Y. 1980. (The Classics of Western Spirituality) [Catech.]. Рум. пер.: 13 .144 (Cat. 23, 24); 13 .145 (Cat. 28). Главы богословские, умозрительные и практические (сар.) Первое полное крит. изд., с франц. пер.: 18 . Syméon le Nouveau Théologien. Chapitres théologiques, gnostiques et pratiques/Introd., texte crit., trad. fr. et notes par Darrouzès J. P. 1957. (SC 51). 2 Avec la collab. de Neyrand L. P. 1980. (SC 51 bis). 19 . Capita theologica·. ibid. [SC 51 bis], 40–186; 191 [=TLG 3116/6]. Рус. пер. полные: 20 . 225 глав по изд. SC 51 bis в пер. иеромон. Илариона (Алфеева) : Главы богословские, умозрительные и практические [Сар. 1]// Иларион (Алфеев) 1998 6 .58). 505–535; Другие двадцать пять глав умозрительных и богословских [Сар. 2]//Там же. 536–544; Преп. Симеона Нового Богослова другие сто глав богословских и практических [Сар. 3]//Там же. 545–578. изд.: Преп. о. н. Симеона Нового Богослова ... Главы богословские, умозрительные и практические. М. 1998. 141. Симеон Новый Богослов , преп. Никита Стифат . Аскетические произведения в новых переводах/Сост. и общ. ред. игумена Илариона (Алфеева) . Клип 2001. 9–76. пер.://Добротолюбие/Пер. и сост. И. М. Носов 9 .802): Симеон Новый Богослов . Главы о практике и богоразумии (4–39), Главы о внимании и богоразумии (40–48), Главы о богоразумии и практике (49–88), Благодарение Богу (1–2, 89–109 [то же, пер. еп. Феофана Затворника : Доброт. 2. 482–502]), Диалог со Схоластиком (110–113);

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Феодосий еще до поступления в монастырь в течение двух лет занимался печением и продажей просфор, а также размолом зерна для них. В монастыре, уже будучи монахом, а затем игуменом, он также приходил в пекарню, участвуя вместе с пекарями в работе, подбадривая их и «веселясь духом». Однако обычным его занятием вне службы и молитв было прядение шерсти («волны»), причем одновременно он напевал наизусть псалмы. Из этой шерсти монахи вязали на продажу носки («копытца») и шапки («клобукы»). В монастыре была общая пекарня, но не было мельницы, поэтому зерно раздавалось монахам по кельям и они сами жерновах, делая это обычно ночью. Не мало монахов связывали свой труд с книгами. Черноризец Иларион занимался в келии Феодосия перепиской книг, священник Никон переплетал их («строющу книгы»), а Феодосий в это время, сидя рядом, вил для этого веревки и тихо напевал наизусть псалтирь. Обычным занятием монахов было также разведение огорода и выращивание овощей 45 . Кельи Монахи имели свои кельи, в которых отдыхали после обеда и должны были проводить время в молитвах после вечерней службы. При преп. Антонии кельями были вырытые самими монахами в мягком лессовом грунте пещеры. Затем, при увеличении числа братии, кельи стали строиться на земле, а пещеры стали монастырским кладбищем. Игумен имел двойную келью – вторая, «внутренняя», была для него своеобразной моленной, домовой часовней, куда Феодосий удалялся для молитвы 46 . Нормы поведения Введение общежительного устава требовало соблюдения строгих норм поведения. Ходить по чужим кельям считалось грехом. После вечерней молитвы запрещались беседы монахов, каждый должен был молиться в своей келье. Игумен Феодосий ночью обходил монастырь, прислушиваясь, что делается в кельях, и если вместо молитвы слышал беседу монахов, собравшихся в одной келье, стучал им в дверь и наутро вызывал к себе и выговаривал, стремясь, чтобы его беседа дошла до согрешившего и, дав ему епитимью, отпускал 47 . Ночная и утренняя службы и молитвы требовали отдыха в середине дня, и по монастырскому распорядку после обеда закрывались монастырские ворота и братья спали по кельям. Впрочем, обычай послеобеденного сна был вообще распространен на Руси: длинный рабочий день в светлое время года требовал дополнительного отдыха. На ночь монастырские ворота закрывались еще до наступления темноты 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ефрема дошли произведения, в действительности принадлежащие другим авторам. Некоторые части сборника «Духовные беседы» преп. Макария Египетского (псевдо-Макария) иногда надписывались именем преп. Ефрема Сирина : например, одна из бесед «О покаянии» преп. Ефрема идентична 55-й беседе Макария Египетского (из сборника «Духовные беседы»); слово «О вере» представляет собой 48-ю беседу из того же сборника; а слово «О том, что братья должны жить между собою в согласии и любви» – 3-ю беседу. «Увещание к монаху» воспроизводит «Большое послание» преп. Макария. Среди других авторов, произведения которых дошли под именем преп. Ефрема – св. Василий Великий , св. Иоанн Златоуст , преп. Исаак Сирин , Палладий Эленопольский (автор «Лавсаика»), преп. Анастасий Синаит . 4. Целый ряд оригинальных греческих аскетических произведений сохранился под именем преп. Ефрема, в том числе «В подражание притчам», «В исправление тех, которые предаются страстям», «О добродетели к младшему подвижнику» (4 главы), «О добродетели» (10 глав), «На слова «Внемли себе " » (12 глав, представляющих собой выписки из «Жития преподобного Антония Великого »), «О том, что должно не смеяться и не рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы», «Советы новоначальному монаху о духовной жизни» (96 глав), «О том, как приобретается человеком смиренномудрие» (100 глав) и многие другие. Библиография Творения, русский перевод Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . Ч. 1–7.//Творения святых отцов в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной академии. – Т. 12–16, 18, 20, 22. – М., 1848–1853. – То же, 2-е изд. – Ч. 1–6. – М., 1858–1861. То же, 3-е изд. – Ч. 1–7. – М., 1881–1887. – То же, 4-е изд. – Ч. 1–7. – Сергиев Посад, 1895–1901. – Ч. 8.//Творения святых отцов в русском переводе. Т. 61. – Сергиев Посад, 1895–1896. – То же, 5-е изд. – Ч. 1–8. – Сергиев Посад, 1907–1914. Св. Ефрем Сирин . Душеспасительные беседы о покаянии. – М., 1894. Кающийся грешник, ежечасно прибегающий к предстательству Пресвятой Богородицы (из творений св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В виду этих опасностей он желал, чтобы каждый из стремившихся предаться уединенным подвигам, сперва показал себя способным переносить трудности пустынной жизни, подготовился бы к ним под руководством опытного в подвижничестве лица. В глазах преп. Илариона подвижничество было одним из вернейших путей к духовному преуспеянию, и он всегда радовался увеличению числа отшельников. Каждому из искавших его духовного руководства преп. Иларион говорил, что избираемый им образ жизни представляет главнейшее средство к достижению евангельского совершенства, так как мимо ходит зрак здешнего мира, и истинная жизнь есть та, которая приобретается лишениями. 46 Подобно Антонию Великому , он часто посещал разбросанные в пустынях юго-западной части Палестины монастыри, 47 давая их обитателям наставления относительно тех подвигов и добродетелей, в которых должны они преуспевать. Посещения эти были одним из главных средств к объединению отшельников и имели правильный, а не случайный характер. Заранее преп. Иларион распределял по тетрадке, у кого он должен переночевать, кого посетить мимоходом; были и определенные (пред сбором винограда) дни, в которые совершались обхождения келии монахов. Когда обыкновение преп. Илариона стало известным братьям его монастыря, то многие из них приходили к нему и обходили вместе с ним монастыри. На первых порах к этим торжественным и многочисленным шествиям (число сопровождавших преп. Илариона доходило иногда до 2000 человек) газские язычники отнеслись недружелюбно: они отказывали путешественникам даже в пропитании, почему провожавшие преп. Илариона брали продовольствие с собой; но с течением времени, когда выяснилась цель путешествий, каждое селение с радостью предлагало соседним монахам пищу для принятия святых. 48 Нельзя допустить, чтобы посещения келий братии обходились без наставлений и увещаний и не имели воспитательного характера; если бы они не преследовали такой цели, то были бы совершенно излишни. Ни блаж. Иероним, ни Созомен не говорят о содержании этих увещаний, но несомненно, что ученик Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

69–96. 58 . Иларион (Алфеев) , иером. Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание. [Пер. с англ.]. М. 1998. 676. 2 СПб. 2001. изд.: Alfeyev Н. St Symeon the New Theologian and Orthodox Tradition. Oxford 2000. XIII, 338. (Oxford Early Christian Studies). Turner J.//Sobornost. 2001. 23(1). 78–80. 59 . Иларион (Алфеев) , иером. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное богослужение//ЦиВ 1998. 1(4). 90–124. [Сокр. пер. главы из дисс., см. 6 .58]. 60 . Иларион (Алфеев) , иеромон. Святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов : сравнительный анализ учения о Боге//ЦиВ 1998. 2(5). 128–147. 61 . Каждан А. П. Предварительные замечания о мировоззрении византийского мистика X-XI вв. Симеона//BSI 1967. 28. 1–38. пер.: Kazhdan А. Observaciones preliminares sobre la concepción del mundo del mistico bizantino de los siglos X-XI Simeón (con dos apéndices)//Erytheia. 1996. 17. 73–139. 62 . Лесняк В. Г., прот. Св. Симеон Новый Богослов и его богословские воззрения. СПб. 1993. 191. [Библ. 189–190, 20 63 . Пантелеймон (Успенский), иером. Из записок путешественника по Афону. (К вопросу об изучении творений преп. Симеона Нового Богослова) [научный отчет]//БВ 1915. 1. 87–121. 64 . Свиридов И. Преп. Симеон Новый Богослов и современность. Экклезиологические заметки//Русская мысль. [Париж] 1998. 4223. 21. 65 . Семенов А. Ф. Сличение рукописей, содержащих гимны Симеона Богослова . Киев 1902. 48. [Текст рукописей на греч. яз.]. 66 . Симон, архим. Св. Симеон Новый Богослов //ЖМП 1966. 11. 54–60. 67 . Флоренский П. А. Радость навеки. Молитва Симеона Нового Богослова к Духу Святому. Сергиев Посад 1907. же://Символ. 1989. 22. 199–203. 68 . Челышев П. В. Философия на рубеже тысячелетий (X-XI века). М. 2001. 131. [О Симеоне Н. Б. Готовится перераб. переизд. под загл. «Преподобный Симеон Новый Богослов о духовном преображении человека (Опыт философского исследования)».] 69 . Челышев П. В. Назад к истокам, или преподобный Симеон Новый Богослов об условиях богопознания и бессмертия//Вестник Росс.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Но с чего бы переписчику повторяться 73 ? Скорее это может свидетельствовать о путанице (или, возможно, злонамеренном подлоге, см. ниже) между сочинениями различных Исааков, часть из которых попала в то, что после стало ложно признаваться вторым томом. Монофизит Иаков Эдесский в своем письме Иоанну Стилиту говорит о существовании в V-VI веках трех людей с именем Исаак так или иначе связанных с Эдессой 74 . Любопытно, что в рукописи Vat. syr. 198 первое слово первой книги арабского перевода текстов, приписываемых там преп. Исааку Сирину , в мирской науке сейчас атрибутируется как гомилия Исаака Антиохийского 75 . 4) Об использовании морских образов митр. Иларион пишет: “Оба тома характеризуются сходным образным строем. В частности, в обоих томах используются морские образы – корабль, море, волны, плавание, кормчий, ныряльщик, жемчужины и пр.” 76 Однако указанные морские образы содержатся уже в Новом Завете: глубина морская ( Мф. 18:6 ), волны ( Иак. 1:6 ; Иуд. 1:13 ), песок морской ( Рим. 9:27 ), жемчужина ( Мф. 13:45–46 ), корабль и кормчий ( Иак. 3:4 ), плавание ( Мк. 6:48 ) и пр. 77 , поэтому нет ничего удивительного в их использовании разными авторами. 5) Пытаясь доказать, что Православная Церковь почитает принадлежащего к несторианской общине человека митр. Иларион пытается привести якобы уже имеющиеся аналогичные примеры: “…не все святые оказывались в наиболее догматически безупречной церковной юрисдикции. Достаточно вспомнить о преподобном Исаии Скитском, составителе известного сборника поучений, и святителе Петре Ивере, епископе Маюмском, выдающемся аскете и подвижнике, почитаемом в Грузинской Православной Церкви: оба святых жили во второй половине V в., не признавали Халкидонский Собор и придерживались монофизитских взглядов.” 78 В данный момент в календаре Грузинской Православной Церкви Петр Ивер отсутствует, недавняя попытка вновь внести его туда была этой поместной Церковью отвергнута. А ситуация с трудами преп. Исаии Отшельника во многом похожа на разбираемые здесь ложные атрибуции преп. Исааку, в качестве иллюстрации приведем некоторые пояснения А.И. Сидорова :

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

48. Согласно Л. Денисову (Монастыри…, с.558–559; Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского. М., 1904, с.374–379), преп. Серафим впервые явил в это время свой дар ясновидения, предсказав за семьдесят два сода основание монастыря. 49. 13 августа 1786 года (51 верх). Но, согласно Патерику (с.72 низ), Иосиф умер в 1785 году. 50. Нет оснований считать, будто игумен Нифонт был враждебно настроен к отшельничеству как таковому. 51. Патерик именно потому уточняет, что в последние годы жизни отшельник Марк каждое воскресенье приходил в церковь, так как это не было общим правилом. 52. Патерик, с. 156 1/3. Вероятно, этот старец Александр и есть наш отшельник, так как Иларион, автор письма, был преп. Серафиму другом и сотрудником. Бывший валаамский монах и, вероятно, келеиник Назария, он стал духовником Саровского монастыря. 53. Денисов Л. Житие…, с.91; Монастыри…, с.763–764. 54. Вероятно, именно с 1825 года, когда преп. Серафим взял на себя заботы о материальном благополучии Дивеевской общины, он начал принимать приношения и его келья превратилась в склад различных припасов, которые сестры постепенно забирали. 55. См. выше примеч. 3 к стр. 50. 56. Денисов Л. Житие…, с. 148–153. 57. д Протоиерей С. Четвериков. Старец Паисий Величковский, с.206. 58. Дата взята из Патерика (с.178); Иона — будущий игумен Исайя II. 59. Протоиерей С. Четвериков. Там же, с.261 низ. 60. Там же, с.252 верх и 218, примечание. 61. Некая Протасова — имя, фонетически почти идентичное — не смогла добиться от преп. Серафима позволения сделать его портрет (496 низ). Ее дочь стала монахиней в Дивееве. Но, согласно хронологии и семейному положению, речь идет о другом лице (244 1/2 — 247 2/3). 62. П. С. Казанский посвятил этому монастырю заметку в «Православном журнале» (фев., 1878). Рецензию на нее можно найти в журнале «Странник» (1878, 63. Денисов Л. Монастыри…, с.535–536. 64. Денисов Л. Монастыри…, с.551–553. 65. Концевич И. Оптина пустынь и ее время. Джорданвилль, 1970, с. 551–553. 66. Мысль, высказанная протоиереем Всеволодом Рошко довольно спорная. Хотя преподобный Серафим, опекая Дивеевскую обитель, отступал от одного из основных аскетических правил, предписывающего монахам всячески избегать общения с женщинами. Его заботы о дивеевских монахинях вызвали соблазн не только среди саровских монахов, но и среди епископата и мирян (прим. сост.).

http://predanie.ru/book/216406-prepodobn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010