Вот каких льстивых и злобных друзей принимаем мы к сердцу! . " Темьже убо и мы толики имущие облежаще нас облак свидетелей " , — а между ними и Преподобного Отца нашего Варлаама, " гордость всяку отложше " , гордость, которая больше всего откланяет нас от самолишений и самоозлоблений, отложше " и удобь обстоятельный грех " , особенно саможаление, которое не позволяет нам поднять на себя рук, " терпение да течем на предлежащий нам подвиг " , будем изобретательны на подвиги, чтобы скорбеть и в скорбях терпеть ради спасения: " Взирающе на начальника веры, и совершителя Иисуса, Иже, вместо предлежащие Ему радости, претерпе крест, о срамоте не радив, одесную же престола Божия седе " . Господь страдал, когда Ему не за что было страдать: нам ли отказываться от скорби, грешным и нечистейшим. " Помыслите убо таковое пострадавшего от грешник на Себе прекословие, да не стужаете, душами своими ослабляеми. Не у до крове стаете, противу греха подвизающеся " . Верно, еще не начинал вооружаться против греха тот, кому неизвестны подвиги и жестокое житие. Аминь.   В день памяти Св. Варлаама Хутынского.     Глава 18. С какими мыслями приходить на праздники Святых, и что износить от них?   " Чесо изыдосте в пустыню видети? " (Лк. 7, 24) Некогда, братие, на сем месте была пустыня. Но и теперь, когда видите здесь столь светлую обитель, почти в городе многолюднейшем, оно не перестает быть пустынею по своему значению, обязательства и намерению обитающих в нем. Потому к нам, собирающимся сюда, как во всякое другое время, так и ныне в светлое здешнее торжество, не неприлично обращать вопрос Господа к Иудеям: " Чесо изыдосте в пустыню видети? " Что побудило нас оставить свои дома и занятия и привлекло сюда? Но припомним при сем, что когда Господь предлагал сей вопрос Иудеям, то хотел обличить их, что ходили в пустыню, и однако ж не сделались такими, какими следовало сделаться ходившим в нее, ходили к проповеднику покаяния, и не покаялись, — к учителю веры, и не уверовали. И у нас здесь есть свой проповедник, хотя вместо вопиющего безмолвный, и мы, пришедши сюда, самым сим приходом уже обязываемся к известным добрым качествам, которые должны потом засвидетельствовать жизнию, чтоб некогда Господь, имеющий судить нас от слов и дел наших, не обличил нас самым нашим исходом в пустыню сию, что исходили, и однако ж не были таковы, каким следовало быть исходившим в нее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=869...

Полною чашей Господь отмеряет страданья,/ветер лишь встречный бывает в пути Варлаама./Морось, туман, мрак морской и небесный,/ярость волны сокрушить его волю стремится,/то в небеса подымая, то в адскую бездну низринув,/ясно являет Господь тайну жизни и смерти,/силу власти греха и спасительный путь покаянья,/силу благословенья и радость молитвы святую: Радуйся, памяти смертной водой напоенный, Радуйся, словом Давида, как хлебом насыщенный. Радуйся, образ принявший убогого, падшего, нищего. Радуйся, «червь, поношение людей и презренье в народе», Радуйся, встречного ветра певец, непогоду всегда приносящий. Радуйся, взмахами весел безмерность пути измерявший Радуйся, тайну познавший великую жизни и гроба Радуйся, с матушкой грех искупавший. Возрадуйтесь оба! Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший. Кондак 8 Взмахи весел в руках Варлаама и денно и нощно/хлеб и отдых ему, – то псалмов покаянное пенье./Тело мертвое душно смердит, отмеряя часы искупленья./Путь из Керети в Колу безмерно, мучительно долог,/в год двенадцать путей совершать он отныне обязан,/страшный мыс обогнуть в своей малой и утлой лодьице,/Святоносский предел – тяжкий крест на пути мореходов/каждый раз он прощается с жизнью своею земною/каждый раз возвращается, Богу поя: Аллилуия. Икос 8 Ночь в Похьёле , то мрака кромешного время/кто ж исправит твой путь в ледяном безвременье,/кто разрешит от морозных оков и согреет?/Гибель пустыми глазницами смотрит в лицо Варлааму,/но не оставит Господь верных раб Своих в их упованьях,/чудным видением помощь даруя скитальцу./Образ любимый являет средь бури и мрака,/верной супруги, что вместе с любимым страдает/и отогреты ладони, и сердце вновь меряет время/долгой дороги туда, где небесная радость и пение: Радуйся, песням и плачу Давидовым поревновавый, Радуйся, духом смирения силу для битвы стяжавый. Радуйся, путь совершивый не праздный из Керети в Колу Радуйся, сердце вознесший горе, а очи потупивший долу, Радуйся, мертвое тело всегда пред очами имевший,

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Радуйся, ангел земной, и ликуй человече небесный, Радуйся, Господа славя псалмов покаянною песней. Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший. Кондак 12 Веры светильник горит среди хладной пустыни –/разве возможно укрыться великой святыне Господней./И притекают потоки людские ко старцу/алчущих правды и жаждущих мудрого слова,/немощных, странных, скорбящих, хромых и убогих./Всех ободрит Варлаам, и никто не уйдет неутешен./К вере лоплян он приводит, и иных от «народов Полночных»./Долгий сей путь завершает он старцем столетним,/к Господу с миром отходит, молитву творя: Аллилуия. Икос 12 Но нескончаемо люди идут на могилу святую,/благодарят Варлаама за чудеса и знамения./Многих, не чаявших уж возвратиться в родную деревню,/верный заступник вернул от черты запредельной./В бурю укроет, ледового плена избавит,/страшной волне не позволит сгубить мореходов:/«Я – Варлаам, я из Керетской волости родом!/Духом крепитесь, помора Господь не оставит!»/Берег Поморский отныне усеян крестами –/то Варлааму хвалу воздаем и душой и устами: Радуйся, Духа Святого от века избранный сосуде, Радуйся, силу Христову являвший в спасительном чуде, Радуйся, крепкий поборник попавшим в беду мореходам. Радуйся, Феодорита возлюбленный сыне духовный, Радуйся, веру Христову в лопарских народах растивший. Радуйся, всем морякам чистый путь подаривший. Радуйся, в горнюю радость вменивший земные страданья, Радуйся, нам немощным показавший Фавор покаянья. Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший. Кондак 13 О чудотворче, угодник Христов, Варлааме,/с верой припадаем, молим тебя, преблаженне:/благоприятными наши соделай прошенья,/будь нам ходатай пред страшным Престолом Господним,/там, где ты в Горних Обителях славишь Спасителя мира./Благословимся и мы, немощныя, с твоим покаяньем воскликнуть:/«Господи, дай нам покаяться прежде, конца нашей жизни»!/Крепостью Духа Святаго с тобой укрепимся на брани,/с мироправителем злобным, и на духов его поднебесных ,/чтобы «в день злый по молитвам твоим устоять нам» ,/мирной кончиной наследуя Царство Христово,/где в светлом сонме угодников Божьих от века,/вместе с тобой воспевать Ему песнь: Аллилуия.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Имея источник слез покаянных, пред православным Владыкою колена своя преклонил еси, рассекателем единства себе именуя. Не терпяще более уклонения от церковныя святыни, в богоспасаемом граде Перми к Православию истинному приобщился еси вкупе со сродники своими. Отонюдуже от рад души своея исцеленный, точию Единому Господу в работу сугубую предаде себе. Сего ради достоин еси песнь слышати таковую: Радуйся, плоды чудныя покаяния сотворивый; Радуйся, Христа, безценнаго бисера обретый. Радуйся, миропомазанием Церкве соединившийся; Радуйся, на небесех скинию светлую себе создавый. Радуйся, самим Господом взысканный; Радуйся, Им же обрадованный. Радуйся, сонмы ангелов в ликование приведый; Радуйся, на Гору Божию восшедый. Радуйся, преподобномучениче Варлааме, вертограда Божия крине предивный. Кондак 4 Благодать Православия вкусив, восхотел еси, блаженне, начаток иноческому житию положити, на Гору Белую ум свой возведя. Сего ради пострижение приим, взывал еси к Богу: Аллилуия. Икос 4 Поюще песнь Иверскому образу Пречистыя Матере, его же со инеми святынями из града Перми изнесше, во главе крестнаго хода шествовал еси. И Горы Белой достигнув, первым ея жителем обрелся еси, к подвигом иноческим приступая. Яко светильника благодатнаго увиде тя народ православный зело скоро начаша к тебе прилеплятися, жаждая поучения праведнаго. Мы же, памятующе о твоем чудном на Гору восхождении, воспеваем ти таковая: Радуйся, иноче, милостию Божиею явленный; Радуйся, Горе дивной в благословение Господом данный. Радуйся, непрестанным Божественным желанием живый; Радуйся, яко свет твой пред человеки просветился еси. Радуйся, свеще, пред Господом возженная; Радуйся, горяй на свещнице высоком. Радуйся, волею Христовою преображенный; Радуйся, светило во мраце раскола взошедшее. Радуйся, преподобномучениче Варлааме, вертограда Божия крине предивный. Кондак 5 Божественным промышлением избранный, достойно стези иноческаго служения проходил еси, святче, в бдениих и постничестве подвизаясь. Радость велия пребывания на Горе Божией запечатлеся в сердцы твоем, в нем же преизбыточествовал еси благоговением ко Христу, выну взывал Ему: Аллилуия. Икос 5

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

«Первым настоящим юродивым на Руси был Прокопий Устюжский. К сожалению, его житие составлено (XVI век) много поколений после его кончины, которую оно само относит к 1302 году, помещая отдельные события его то в XII, то в XV столетия. Житие это приводит Прокопия в Устюг из Новгорода и, что самое поразительное, делает его немцем. Был он смолоду богатым купцом «от западных стран, от латинского языка, от немецкой земли». В Новгороде он познал истинную веру в «церковном украшении», иконах, звоне и пении. Крестившись у Варлаама Хутынского (анахронизм) и раздав свое имение, он «приемлет юродственное Христа ради житие в буйство преложися», по Апостолу. В чем состояло его буйство, не указывается. Когда его начали «блажити» в Новгороде (автору следовало сказать о «блажении» до принятия юродства), он отпрашивается у Варлаама в «восточные страны» и идет по градам и весям, непроходимым лесам и болотам, «взыскуя древнего погибшего отечества». Его юродство навлекает на него от людей «досаду и укоренив и биение и пхание», но он молится за своих обидчиков. Город Устюг, «великий и славный», он избрал для жительства тоже за «церковное украшение». Житие он ведет жестокое, с каким не могли сравняться самые суровые монашеские подвиги: не имеет кровли над головой, спит «на гноище» нагой, после – на паперти соборной церкви. Молится тайно, по ночам, прося, «полезных граду и людям». Принимает у богобоязненных людей помалу пищи, но никогда ничего у богатых» ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 302). Местное почитание святого Прокопия Устюжского началось, по-видимому, в конце XV в. В середине XVI в. была написана центральная часть жития – о «подвигах» и «чудесах» святого. Окончательный текст жития с 28 чудесами и похвальными словами был создан лишь в конце XVII в. Житие святого Прокопия дается в сокращении, без похвальных слов и чудес, по тексту, изданному Обществом любителей древней письменности, – «Житие преподобного Прокопия Устюжского» (Спб, изд. ОЛДП, 1893. Т. 203. С. 1–72, подготовленному Д. П. Лебедевым и П. Н. Тихановым по списку ГБЛ, собрание В. М. Ундольского, 362).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(Обыкновенная смертная казнь в Новгороде в древнее время). Преподобный, взглянул на осужденнаго, сжалился над ним и, остановив палача от исполнения казни, просил народ отдать ему осужденнаго, сказав: «он загладит вины свои в Хутыне». Все тотчас же единодушно закричали: «отдайте, отдайте осужденнаго Преподобному отцу нашему Варлааму». Освободив осужденнаго от уз, Св. Варлаам послал его в свою обитель. Чрез несколько времени спасенный от казни принял иночество и, пожив благочестиво в обители, скончался. Но в другом подобном же случае, Св. Варлаам поступил совершенно противоположно. Пришлось ему опять проезжать мост, когда готовились сбросить осужденнаго. Родственники и многие из народа, увидев Преподобнаго, умоляли его спасти осужденнаго, но он, не обращая внимания на все просьбы, велел вознице своему скорее ехать, и казнь совершилась. Такой поступок Святаго изумил народ. — «Что это значит?» говорили все между собою: «одного Преподобный спас от казни, хотя его и не просили об этом; а другого не захотел спасти, несмотря на все мольбы». Ученики Св. Варлаама, по возвращении в обитель, просили его объяснить этот поступок. «Судьбы Господни, отвечал Преподобный, бездна многа. Господь всем хочет спасения и не хочет смерти грешника. Первый был сужден справедливо; но после осуждения сознал свои грехи и Господь избавил его от смерти, чрез мое недостоинство, чтобы дать ему время раскаяться и загладить свои грехи, что он и исполнил в обители. Второй же был осужден; но Господь попустил ему умереть, чтобы впоследствии он не сделался дурным человеком; теперь же, умерев невинно, он получил от Господа венец мученический. Такова тайна судеб Божиих. «Кто бо ум Господень или кто советник ему бысть ( Рим.2:33-34 )»» . Вот теперь и думай: если экстрасенс своими «технологическими» методами исцелил человека от болезни: помог он ему – или нет? Ведь негативные последствия такого вмешательства в судьбу могут проявиться и очень нескоро. Тогда человек даже и не поймет, что свалившиеся на него неприятности – не случайность, а закономерный результат давней ошибки.

http://sueverie.net/pochemu-ekstrasensor...

Во-вторых, именно в период исихастских споров CM получил широчайшее распространение. Помимо того, что он один из наиболее часто цитируемых у паламитов 1131 , концепция Корпуса о значении сердца оказала мощнейшее влияние на молитвенную практику и богословие исихазма 1132 . Но даже если повествование об Иисусовой молитве и вовсе не относилось бы к нашей теме (хотя дело обстоит, как убедится читатель, прямо противоположным образом), то мы вряд ли ошибемся, если скажем, что для каждого православного христианина 1133 отнюдь не маловажна и история, и формула этой молитвы, близкой по своему значению к «Отче наш» (здесь Варлаам, похоже, был прав!). Итак, для придания нашему исследованию правильной (хотя и «обратной») перспективы, начнем его с конца – с Древней Руси. IV.3. Иисусова молитва на Руси и ее источники Лучший специалист по богословской литературе Древней Руси, Г. Подскальски, находит 1134 всего лишь одно бесспорное упоминание о молитве Иисусовой в домонгольский период – в Лаврентьевской летописи 1135 . Остальные три (Кормчая, Пс.- Кирилл Туровский , Досифей), учтенные у Г. Подскальски, относятся, скорее всего, к послемонгольскому периоду. В Лаврентьевской летописи 1136 говорится о поучении Феодосия Печерского братии вечером в неделю масляную, причем по Троицкому списку XIV-XV вв. (чтение абсолютно правильно выбрано издателями как основное) молитва приводится в таком виде: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь» 1137 , – тогда как в списках Радзивиловском (конец XV в.) и Московской Духовной Академии (XV в.) имеется разночтение «Христе, Сыне Божьи». Таким образом, по крайней мере до середины XIII в. Киевская Русь не знала Иисусовой молитвы (или эта молитва не была широко распространена) 1138 . Единственный памятник, в котором она засвидетельствована, приводит ее с вариантом «Боже наш», на котором настаивал Варлаам. Дальнейшая история молитвы Иисусовой никогда не была предметом специального исследования, за исключением небольшой (32 с.) книжки А. С. Орлова, являющейся, скорее, сырым и неполным – хотя и весьма ценным – собранием материалов, к анализу которых мы и обращаемся. IV.3.1. Древнерусское толкование Иисусовой молитвы

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Пред самою же кончиною, дни за три до преставления своего, вельми нача изнемогати и часто кашляти, однако в день тезоименитства своего, си есть, октовриа 26 числа, на память святаго великомученика Димитриа Селунскаго, божественную литургию сам в соборной церкви совершал, быв уже крайн болен, яко и лицем измнитися ему, и поучения в оный день сам сказовати не мог, но идя при царских дверх слушал, читал же тое поучение, от него самаго прежде приготовленное, по тетради един из пвчих. За обденным столом в той день с гостями, по обыкновению прежних лт, аще и немощен бысть, с крайнею нуждою сидл. А в 27 день октовриа прииде к сему святителю из города Переславля Залсскаго л. 21 обители преподобнаго Даниила столпника архимандрит Варлаам для посщения, который и принят от святаго Димитриа с любовию и угощеваемь по приличию. Бесдующим же им наедин, присла к сему пастырю дворецкаго своего жительствующая тогда в Ростов близ Дому архиерейскаго монахиня Варсонофиа Евфимиева, роду Козинских, яже бысть нкогда питательницею блаженныя памяти государя царевича Алексиа Петровича, просити, дабы преосвященный благоволил в тот день ея постити, ибо оная во все время пребывания своего в Ростов добродтельнаго ради жития святаго Димитриа велие к нему имяше почтение и начаст в пользу душевную себ от него требоваше наставлений. К той монахин чрез дворецкаго ея зван быв, сей святитель отказася ити по немощи, ибо весьма изнемогаше. И егда той, пришед в дом, объявил госпож своей, яко за болзнию преосвященный постити ея не может, тогда оная монахиня вторично присла просити, дабы хотя на краткое время благоволил прийти. Святый же Димитрий и по вторичному тоя прошению много отрицашеся, представляя причиною болзнь свою, но преждереченный архимандрит Варлаам нача ему совтовати, дабы пошел и хождением тм хотя малое себ облегчение от болзни получил. Тогда, послушав архимандрита, приказа себя вести до нея л. 21 об. посл вечерняго пния. Пришедши же вкуп с оным архимандритом в дом ея, мало побесдова и паки возвратися ввечеру. Но едва уже возможе дойти до келлии своея и помянутаго архимандрита, быв в Крестовой палат, повел приняти и угостити казначею своему иеромонаху Филарету. Сам же, пришед в келлию свою, нача весма кашляти и ходити по келлии немалое время, поддерживаемь служителями под руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Спасительным речам твоим, преподобномучениче, со умилением внимаша, множество людей, спасения ищущих, начало исправления пути своего ко Христу полагая, учителем покаяния тя именуя, Господеви же поя: Аллилуия. Икос 10 Стену крепкую Православия обретоша тя Христоименитии российстии людие, проповедника Богоглаголиваго, путевождя духовнаго. Вещание словес твоих запечатлеша тии на скрижалех сердец своих, да обретутся чадами верными на Страшнем Судище Христовом. Мы же, благодарни суще за толикую любовь твою к народу Божиему, вопием ти сице: Радуйся, слово свое во благодати растворивый; Радуйся, благую весть в себе богато приявший. Радуйся, за Семью Августейшую слезно моливыйся; Радуйся, на верность Богу, Царю и Отечеству российский народ наставляяй. Радуйся, Евангельским хлебом паству велию насытивый; Радуйся, исповедание Самодержавия неуклонно совершивый. Радуйся, клянущия ти благословивый; Радуйся, жертву благоугодну Богу принесый. Радуйся, преподобномучениче Варлааме, вертограда Божия крине предивный. Кондак 11 Пение неумолчное Вседержителю приносящем, защитником Церкви нашей и Отечества был еси, Варлааме святе, сего ради восхотеша врази погубити тя, к лести прибегши, призваша тя в место далече от обители твоея. Ты же в каждом человеце чадо Божие видяще, требующее окормления духовнаго, смело исшел к призвавшим тя, мыслию о Христе вооружившись, поя Ему со умилением: Аллилуия. Икос 11 Светоподательных глаголов твоих не хотяще слышати, наложиша безбожныя на тя, блаженне, узы, да предадут мукам и истязаниям и послежде смертию люте умертвят. Ты же, увозимый во град страданий твоих, не преставал еси учити верных, да не боятся убивающих тело, душу же не могущих погубити. Кто от людей церковных уклонится от еже славити тя: Радуйся, пастырство до конца пронесый; Радуйся, в терпении велием душу свою стяжавый. Радуйся, смирение чудное имевый; Радуйся, пред Ангелы Божии прославленный. Радуйся, скорбь на скорбь приемый; Радуйся, еже по Христу страдати удостоенный. Радуйся, во всяком терпении возмогший;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Варлааму Важскому, Шенкурскому, глас 3 Иже к добродетелем прилежанием взыграния плоти обуздал еси,/благими нравы душу свою украсив,/от земных Христу превозведе ум свой,/тем от Него исцелением струя независтна явися,/притекающим верою к тебе и любезно зовущим:/Варлааме, отче наш,/моли Христа Бога,//да спасет души наша. Перевод: Заботой о добродетелях ты обуздал буйство плоти, правильным образом действий душу свою украсив, от земного ты возвел свой ум ко Христу, потому Он явил тебя обильным потоком исцелений для приходящих к тебе с верой и благоговейно взывающих: «Варлаам, отче наш, моли Христа Бога, да спасет души наши». Варлааму Индийскому, глас 8 Слез твоих источники пустыни безплодное возделал еси,/и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/и был еси светильник вселенныя, сияя чудесы, Варлааме отче наш,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню, и стенаниями из глубины плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Варлаам, отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших. Варлааму Керетскому, глас 1 Божественною свыше просветився благодатию, преподобне,/мир оставил еси,/житейскую печаль и всяк мятеж мира сего/любве ради Христовы со дерзновением отвергл еси,/евангельски Христу последовал еси,/и, Того ярем взем, во всем воли Его повинулся еси,/и весь разум и сердце к Нему неуклонно возложил еси,/Христа ради тело свое изнуряя постом и бдением, в молитвах своих не усыпая,/Бога милостива творя и Пречистую Богородицу Молебницу предлагая,/и сего ради от Бога восприем власть и силу на сопротивнаго врага,/не убояся воздушныя и морския тяготы и студени, ниже уклонися,/и морскою пучиною в мале ладиице по водам шествие творя,/против зельнаго обуревания плаваше,/промышлением Божественнаго разума направляем,/и около Святаго Носа непроходимый путь морский/от ядовитаго червия/благопроходен человеком без вреда сотворил еси молитвами своими,/и многим терпением во временней жизни подвиг совершил еси,/и, равноангельное житие пожив,/темже и по преставлении источаеши чудес благодать/иже верою приходящим к тебе, Варлааме, преблаженне отче наш,/вопием ти: моли Христа Бога,//да спасет души наша.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010