Так говорит Господь: «Я воздвиг тебя, царя правды, призвал тебя правдой, взял тебя за руку правую, укрепил тебя, чтобы покорились тебе народы. Силу царей я разрушу, и отворю тебе ворота, и города не затворятся. Я пойду перед тобой, сравняю горы, двери медные сокрушу и затворы железные сломаю». И тогда непоколебимую и безупречную царскую власть даст Господь Бог в руки твои, Богом утвержденный государь, и сыновей сынов твоих в род и род и вовеки. Итак, от чистой веры молитвою к Богу день и ночь, в молитвах и мольбах, литиями и соборами святительскими, божественными возношениями вашими необходимое и подобающее поминовение о благочестивой державе вашей и царской вашей победе совершаем за литургией, чтобы покорены были враги ваши под ноги ваши, чтобы одолели вы их в сражениях. Да рассыплются поганые страны, рвущиеся в бой, ослепляемые Божьей молнией, и пусть они, как псы голодные, языками своими землю лижут, и ангел Господень погоняет их. Радуемся и веселимся, слыша о доблести и крепости твоей и о победе твоего сына, данной ему Богом, и о великом мужестве и храбрости твоего брата, – государей наших, ставших против безбожных этих агарян. Но по евангельскому великому слову: «Претерпевший до конца спасется». Молю же твое царское многоумие и Богом данную тебе премудрость, да не пренебрежешь моим худоумием. Ибо сказано: «Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее, научи правдивого, и он приумножит знание, потому что познание святыни – разум. Таким образом много лет проживешь и прибавится тебе лет жизни». И с этим всем да будет милость великого Бога Господа нашего Иисуса Христа, молитвами пречистой его матери и всех святых, и великих чудотворцев земли нашей, преосвященных митрополитов русских Петра, Алексия, и Ионы, и Леонтия, епископа ростовского, чудотворцев Исайи и Игнатия, преподобных и богоносных отцов наших Сергия, Варлаама и Кирилла, и прочих, и нашего смирения благословение на тебе, нашем государе, и на сыне твоем, и на твоем государстве, и на твоей братии, и на всех князьях, и боярах, и воеводах, и на всем вашем христолюбивом воинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Успение Преподобного Варлаама После молитвы, отечески обняв и поцеловав Иоасафа, осенив себя крестным знамением, Варлаам исполнился великой радости, как будто бы увидел возвратившихся каких-нибудь своих друзей, и отошел в вечное блаженство. Так скончался он, исполненный многих лет, удостоенный даров Святого Духа. Св. Иоасаф, несказанно, со страхом Божиим, погоревав над своим духовным отцом, омыв его тело слезами и обернув в то шерстяное рубище, которое дал ему во дворце, в течение целого дня и ночи читал положенные для этого случая псалмы, орошая вместе с тем слезами драгоценное тело блаженного. Когда же наступил день, достойный сын, вырыв вблизи пещеры могилу, осторожно перенес и положил туда священные останки Варлаама. После чего с воспламененною душою начал усердно молиться Богу: " Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю; помилуй мя и внемли мне. Сердце мое говорит от Тебя: " ищите лица Моего " , и я буду искать лица Твоего, Господи. Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой! Ибо отец мой и мать моя оставили меня; но Господь примет меня. Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих. На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты Бог мой. Не удаляйся от меня; ибо скорбь близка, а помощника нет (Пс.26:7-11; 21:12). На океан милосердия Твоего возложил я надежду свою. Управи душу мою, направляющий мудрым Промыслом Своим всякую тварь. Укажи мне путь, которым я должен идти, и спаси меня молитвами и мольбами раба Твоего Варлаама. Ибо Ты Бог мой, и Тебя я прославляю Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Аминь " . Помолившись, рыдая, сел он возле могилы и сидя заснул. И видит, что снова приходят те страшные мужи, которых он видел некогда, уводят его на ту большую, чудесную равнину и вводять в тот же славный, блестящий город. Когда они входили в ворота, то им навстречу шли другие мужи, сияющие светом, держа в руках венцы несказанной красоты, венцы, каких глаза смертных никогда не видали. Когда Иоасаф спросил, чьи столь блестящие венцы славы, они отвечали: " Один из них предназначается тебе за многие спасенные тобою души, он уготован и украшен за ту подвижническую жизнь, которую ты теперь ведешь, и получишь этот венец, если выдержишь ее до конца. Другой венец тоже предназначен тебе, но ты должен будешь его отдать своему отцу, который, благодаря тебе, оставил тот дурной путь, по которому он шел и с искренним раскаянием обратился к Господу " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/924/...

Учение святителя Григория Паламы о Божественной сущности и энергиях было принято Православной Церковью и догматически закреплено ею на Константинопольских Поместных Соборах 1341 и 1351 годов, состоявшихся в ходе полемики святителя Григория против еретиков Варлаама, Акиндина и Никифора Григоры. Святителя в его полемике с еретиками также решительно поддержали монахи Святой Горы Афон. В 1347 году, пережив многочисленные трудности и даже гонения за веру, святитель Григорий становится митрополитом Фессалоникийским. Последние годы жизни – после 1351 года – он провел на своей кафедре в Фессалониках. Почил святитель 14 ноября 1357 года. От Григория Паламы дошли многочисленные сочинения, важнейшие из которых – «Триады в защиту священнобезмолвствующих», «Антирретики против Акиндина». Сохранился и обширный цикл произнесенных им гомилий, в том числе «Беседа на спасительное Рождество Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Гомилия прозвучала в годы пребывания святителя Григория на митрополичьей кафедре города Фессалоники (1351–1357 годы). Русский перевод гомилии на Рождество Пресвятой Богородицы святителя Григория Паламы принадлежит архимандриту Амвросию (Погодину) . Текст перевода печатается с любезного разрешения редакции журнала «Православный путь», на страницах которого она и была впервые опубликована в середине прошлого столетия. 1. Действительно, всякое время является удобным для того, чтобы положить начало спасительному образу жизни; и показывая это, великий Павел сказал: Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения ( 2Кор.6:2 ), отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно ( Рим.13:12–13 ); не один какой-либо определенный час или день называя благоприятным для Спасения, но [говорит, что] после явления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа всякое время является благоприятным для этого. Потому что как с восходом чувственного солнца для людей настает время для телесной деятельности, – как сказал Давид: Восходит солнце, [и]... выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера ( Пс.103:22–23 ), – так и когда воссияло нам во плоти Солнце Правды, после явления Его, всякое время представляется благоприятным для духовного делания, что тот же Пророк, в ином месте являя, – после того, как сказал о Владычнем пришествии: Камень, которым пренебрегли строители, он стал во главу угла ( Пс.117:22 по LXX), – привел: Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! ( Пс.117:24 ). Но при чувственном солнце, которое словно перебивается ночью, выходит, говорится, человек на дело свое... до вечера; Солнце же Правды, будучи незаходимым и, по слову Апостола, не имеющим изменения и ни тени перемены ( Иак.1:17 ), предоставляет благоприятность времени для духовного делания непрерываемой.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Если великий князь предоставил Вассиану свободу писать и говорить против вотчиновладения монастырей по своим государственным расчётам, то относительно митрополита Варлаама есть некоторые основания думать, что он был в этом случае сторонником Вассиана по своим убеждениям. Последний говорит, что предпринял составление своей новой редакции Кормчей по благословению митрополита Варлаама 1355 , и потом, что встретив недоумение относительно некоторых канонических правил делал доклад о них митрополиту и всему священному собору 1356 . Чтобы Вассиан говорил неправду, это нельзя допустить: сейчас указанное он утверждает и сообщает в записях, читаемых в самой его Кормчей, а Кормчая была не только начата, но и окончена им в бытность Варлаама на кафедре митрополичьей, так что он лгал бы на митрополита так сказать в присутствии его самого 1357 . Но в новой редакции Кормчей, которую предпринял составить Вассиан, не было никакой общецерковной нужды и единственным побуждением, которым он водился в этом случае, должна быть считаема его надежда открыть и доказать, что читавшиеся в позднейших наших Кормчих канонические правила, которыми дозволяется монахам владение вотчинами, суть поддельные. Трудно допустить, чтобы для митрополита могло составлять секрет это побуждение; но если он благословил труд, предпринятый по такому побуждению, то можно подозревать, что он сочувственно относился к самому побуждению, ибо иначе, не будучи в состоянии остановить Вассиана своим неблагословением и запрещением, он мог отказать ему в благословении. Далее мы знаем, что к числу главных друзей и советников Вассиана принадлежал старец митрополита Варлаама по имени тоже Вассиан 1358 . Если бы митрополит был врагом Вассиана, то едва ли бы он стал терпеть при себе старца, который был одним из главных его друзей. Наконец, и характер митрополита Варлаама, насколько мы его знаем и о чём ниже, даёт некоторые основания предполагать в нём человека, близкого по образу мыслей к преподобному Нилу Сорскому . Обращаемся к другому деятелю времени митрополита Варлаама преподобному Максиму Греку .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Ирмос: Образу златому на поле Деире служиму,/трие Твои отроцы небрегоша безбожнаго веления,/посреде же огня ввержени, орошаеми, пояху:/благословен еси, Боже отец наших.  Припев: Преподобне отче Варламе, моли Бога о нас. Зельным пощением, яко благовонною пищею, питая душу твою, преподобне Варлааме,/темже и Трисолнечному Божеству предстоя, со Ангелы поеши:/благословен Бог отец наших.  Припев: Преподобне отче Варламе, моли Бога о нас. Облистал еси якоже невечернее солнце, отечество твое просвещая, преподобне Варлааме,/тьмы избавляя страстей, и на нас наветующих советы разори,/от враг непреткновенным быти нам, поющим:/благословен Бог отец наших.  Припев: Преподобне отче Варламе, моли Бога о нас. Яко на Божественную добродетелей лествицу воздержанием, отче, возшед,/умными очесы Христа Царя видел еси,/обильною десницею по числу добродетелей, Варлааме, дарования дающа от души вопиющим:/благословен Бог отец наших.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Дремания отнюд и сна твоим очесем не дал еси,/дондеже возмездие от Христа трудов обрел еси, наслаждение Небеснаго Царствия,/еже уготова от веры поющим:/благословен Бог отец наших.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Обновляются в Тебе естества закони:/паче естества бо естеством Непостижимаго, Дево,/Бога Еммануила преславно, Чистая, родила еси/в наше верных обновление.  Песнь 8 Ирмос: В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго/и пламень в росу преложшаго Бога,/пойте дела яко Господа/и превозносите во вся веки.  Припев: Преподобне отче Варламе, моли Бога о нас. Слезами твоими, отче Варлааме, умываяся, житие прошел еси,/и теми множества демонов потопил еси,/верных же мысли возвеселил еси, поющих:/вся дела Господа пойте и превозносите Его во веки.  Припев: Преподобне отче Варламе, моли Бога о нас. Уязвился еси Божественным желанием, всеблаженне,/темже и непорочное и праведное житие проходи, дондеже достигл еси царскаго престола,/отонудными светлостьми осияя поющия:/вся дела Господа пойте и превозносите Его во веки. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

[Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангелом уподобился еси, Богомудре Отче Варлааме, непорочным житием Твоим на земли: добродетельми украшен, преселился еси от земли на Небо, дивный образ совершенства духовнаго нам оставив, да подражаем добродетелем Твоим. Ты же со Ангелы и всеми святыми предстоя Престолу Господа Славы, молися о нас, почитающих Тя и во умилении зовущих Ти таковая: Радуйся, Отрасле Богодарованная корене благочестиваго! Радуйся, Великаго Новаграда Прозябение пречестное! Радуйся, Чадо возлюбленное Благодати Духа Божия исполненное! Радуйся, Отроча Боголюбезное! Радуйся, измлада Божественными Писаньми душу Твою насытивый! Радуйся, во младости мудрость старца стяжавый! Радуйся, воздержанием родители Твоя изумивый! Радуйся, смирением и послушанием многих удививый! Радуйся, юность Твою Непорочностию жития украсивый! Радуйся, целомудрие девства невредимо сохранивый! Радуйся, от юности в жертву Благоприятну Господеви Сам Себя принесый! Радуйся, во всем житии едино попечение имевый еже Триипостасному Богу токмо служити! Радуйся, Варлааме, Великий и Преславный Чудотворче! Кондак 1 Избранный Чудотворче, и изрядный Угодниче Христов, многим воздержанием на земли житие Твое украсивый; сего ради и венцем от Христа на Небеси венчанный, и с верою приходящим источаяй многоцелебныя дары. Восхваляем Тя, Заступника нашего, преподобне Отче Варлааме: Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Варлааме, великий и преславный чудотворче! Молитва преподобному Варлааму Хутынскому О Преподобне и Богоносне Отче наш Варлааме! Услыши нас молящихся Тебе и буди нам помощник в скорбех наших, и избави нас от напастей, за множество прегрешений находящих на ны; умоли, Угодниче Христов, Всеблагаго Бога даровати нам оставление всех от юности нашея до настоящаго дне и часа, делом, словом, помышлением и всеми чувствы содеянных нами согрешений, исходатайствуй нам невозбранный вход в Небесное Царствие, да прославляем непрестанно Славимую от Ангел Всесвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивное предстательство в безконечныя Веки. Аминь! И Богу слава! Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Кем же и когда был так искажён образ керетского подвижника? По мнению специалистов, самый ранний из дошедших до нас списков «Повести о преподобнем Варлааме Керецком» относится ко второй половине, концу XVII в. 654 , и уже он имеет оговорку: «Вкратце изложено». При этом очевидным представляется и то, что соловецкий иеромонах Сергий Шелонин, приступая к написанию богослужебного канона новому святому, имел под руками иную редакцию Жития, сведения из которой и легли в основу тропарей его нового произведения. В этом Каноне подвиг Варлаама предстаёт в совершенно ином свете. Варлаам выглядит вовсе не самочинником, а православным пастырем, сознающим своё неразрывное духовное единство со всей Церковью и строго блюдущим каноничность своих поступков. Вернёмся к описанию Жития Варлаама. По прибытии в Колу к своему духовному отцу он извествует «о убийстве и, прося прощения, слезами землю омокая, о содянных (...) в ярости и невоздержании». Что же повелевает Варлааму «отец его духовный»? Он «дает (ему) иго лгко, еже мертваго носити во гроб, дóндеже изгниет тло умершия, самому же в пост и молитв пребывати и таково воздержание имти, яко и рыбе точию единою на Пасху причащатися» (песнь 3, тропарь 4) 655 . Варлаам «таковое запрещение приим, тчаша, радуяся, и, сие откопав, в судно вложив во гробе, сам же во второй (второй гроб – так он воспринимает своё судно. – Игум. М.) устремився, с мертвым шествуя лтом дванадесят путей по окияну морю, по непроходным мстом» (песнь 3, тропарь 5) 656 . Путь преп. Варлаама Керетского Важные подробности благословленного ему хождения раскрываются в словах «шествуя лтом дванадесят путей» (т. е. в течение года Варлаам совершал двенадцать «путей»). Слово «путь» в данном случае мы должны понимать как «расстояние между начальным и конечным пунктом движения» 657 . Такое «шествие» Варлаам совершал от берегов Керети, что в Кандалакшском заливе Белого моря, далее по Баренцеву морю вокруг всего Кольского полуострова и по Кольскому заливу до Колы. На этот «путь» у него уходил месяц, после чего Варлаам отправлялся в обратную сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Был однажды и противный тому случай. Бродя по лесу, отец Варлаам увидел лесную караулку и, вошедши в нее, нашел там караульщика старика. Поздоровавшись с хозяином, отец игумен по своему обыкновению начал расспрашивать, как он поживает. Старик начинает жаловаться на свою тяжелую жизнь, что он постоянно терпит и голод, и холод. Желая направить старика на путь духовной жизни, отец Варлаам начал убеждать его, что это — его крест, посланный ему Господом для его душевного спасения, что все это необходимо терпеть ради Бога в благодушии и с благодарением, но сколько ни убеждал, не мог убедить. После, возвратившись в скит, отец Варлаам с сожалением рассказывал о сем иеромонаху, впоследствии старцу, отцу Амвросию, приговаривая: " Добра-то было бы, добра-то сколько! И голод, и холод! Только бы терпеть с благодарением. Нет, не понимает старик дела, ропщет " . Имея, по слову святого Исаака Сирина, сердце, растворенное жалостью ко всякой твари, отец Варлаам при виде страданий не только человеческих, но и животных проливал обильные слезы, ибо, несмотря на свою внешнюю суровость, был прост и добр, как ангельское дитя. Рассказывал сожительствующий с ним послушник Иродион, впоследствии скитоначальник отец Иларион: " Увидит он, бывало, птичек в лесу и скажет: " Вот, бедные, хлопот-то им сколько, чтобы кормиться! " . Или завоют волки — он и их жалеет: " Вот им холодно и поесть хочется, а где им пищи достать? " — и даже заплачет. Или видит — едет мужик в телеге и хлеб черный ест. " Вот,— скажет мне,— смотри, сухим хлебом питается. А мы? Наварят нам щей, каши, наготовят целую трапезу, и едим готовое. Древние отцы трудами снискивали себе пищу. Выработает и через несколько дней ест, да и то еще не все — чтобы оставить нищим. Жалостливы и сострадательны они были, а мы едим до полной сытости " " . Впрочем, этими смиренными словами он только прикрывал свое крайнее воздержание. Держась уединения и крайнего молчания, по слову, слышанному преподобным Арсением Великим: " Всех люби и всех бегай " , отец игумен со всеми и всегда был миролюбив. Беседа же его была отрывистая и краткая от желания краткими словами выразить многое и сократить беседу. Уклоняясь по смирению вообще от учительства в случаях обыкновенных, он с радостью и готовностью спешил на помощь смущенному чем-либо брату, и беседа его действовала всегда успокоительно. Впрочем, и кроме таких случаев отец Варлаам не всегда уклонялся дать полезный совет какому-либо новоначальному брату. Вышеупомянутый послушник Иродион, как только еще начинавший монашескую жизнь, по мирской привычке сообщал иногда отцу Варлааму новости дня. " Придешь, бывало, к нему,— так он рассказывал,— начнешь передавать: " Батюшка! То и то я слышал, то и то я видел " ,— а отец игумен в ответ: " Что же от этого пользы-то? Лучше ничего не видеть и не слышать. Старайся чаще проверять свои мысли, свое сердце " " . Такие и подобные замечания духовно-опытного старца служили для молодого послушника одним из средств приобучения к монашескому благочинию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

Речь Варлаама сильно подействовала на царевича; он понял, что «драгоценный камень, обещанный Варлаамом, есть истинная вера». Он начал спрашивать о других истинах христианства, о том, какую жизнь следует вести христианину, о пустынниках и иноках и Варлаам подробно описал ему жизнь святых, отрекшихся от мира и посвятивших себя на служение Богу. Несколько раз беседовал Иоасаф с Варлаамом и наконец решился оставить мир и идти в пустыню. Варлаам крестил его и объяснил ему главные истины христианства, но отсоветовал идти в пустыню. По удалении Варлаама жизнь царевича совершенно изменилась, став более строгой. Царь увидел перемену в сыне и спросил слуг о причине ея; те рассказали ему все. Царь разгневался и принимал все меры, чтобы отклонить сына от христианства, старался действовать на него то угрозой, то ласками: но царевич оставался тверд и только мудрыми и кроткими словами доказывал отцу ложность языческих верований, так что наконец и Авенир убедился в истине. Созвав вельмож, он объявил им, что желает принять ту веру, которую держит его сын. Тогда Иоасаф объяснил ему истины веры и крестил его, сам будучи восприемником. Вскоре Авенир передал всю власть сыну и последние годы жизни провел в уединении. Но и у Иоасафа душа лежала более к пустынной жизни, чем к управлению государством. Через несколько времени по смерти отца он удалился и долго странствовал в пустынях, отыскивая наставника своего Варлаама, нашел его и поселился в одной пещере с ним. Варлаам скончался 100 лет от роду и был похоронен Иоасафом в пустыне. Иоасаф скончался на 60 году от рождения, в иночестве же жил 35 лет. II. Вы слышали, братие мои, что преп. Варлаам в беседе с царевичем Иоасафом назвал христианскую веру драгоценным камнем, имеющим чудодейственную силу. На это желательно обратить ваше внимание; именно на то, «что вера наша есть для нас неоцененное сокровище», разумеется не для плоти, но для духа, ибо в вере для души заключается все, что только для нея потребно. Душа наша, чтобы говорить для вас понятнее, имеет главные потребности такие же, как и тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Впрочем, немного времени был он игуменом. Желание безмолвия и пустынной тишины увлекло его снова в лавру. Тогда в первый раз прибыл на Святую Гору из Калаврии Варлаам и показывал вид, будто соглашается с Восточной Церковью, вследствие чего желает быть монахом. В удостоверение составил он обличительные доводы – в опровержение мудрования латинян. Несмотря, однако ж, на это, божественный Григорий явно восставал на Варлаама и обличал его лукавство – что и было первой причиной вражды Варлаама к святому Григорию. Между тем, вызнав образ мыслей афонских отшельников в рассуждении таинств созерцательной жизни и сердечной молитвы, он чрез малое время удалился в Константинополь и там, войдя в связи с простейшими из монахов, занятием которых была умная молитва и трезвение, притворился, будто делается учеником их и другом. Впоследствии, слыша от них простые изложения условий, необходимых монахам в начатках умной молитвы, Варлаам явно восстал и против них, и против молитвы, и против таинственного созерцания. Его возражениями поначалу увлекся сам император, и даже патриарх. Но прежде, нежели клеветы Варлаама на афонских иноков сделались гласными, этот обманщик за предосудительное и укоризненное свое поведение был выслан патриархом с безчестием. Сильно огорченный, Варлаам удалился в Солунь, неся с собою и туда свои клеветы на монахов, и усиливался доказать, между прочим, то, что древние богоносные отцы и учителя были виновниками увлечения монахов в еретические мудрования касательно созерцательной жизни. Потрясения со стороны Варлаама были сильны. От природы быстрый и увлекательный в слове, он взволновал умы солунян, так что иноки солунские вынуждены были, не имея собственных сил противостать Варлааму, вызвать со Святой Горы божественного Григория. Святой Григорий по прибытии в Солунь сначала действовал в духе кротости, стараясь убедить таким образом и обезоружить дерзкого своего противника, но когда увидел, что меры кроткие не действуют, и что потрясения Церкви и ее законоположений день от дня становятся со стороны Варлаама чувствительнее, начал всюду уничтожать возражения и клеветы Варлаама не только словом, но и сильными своими писаниями, исполненными высоких истин и доводов Божественного слова. Сам Варлаам, узнав произведения пера Григориева, оставил в покое монахов и их созерцание и со всею силою напал личными и заочными клеветами на божественного Григория. Но когда и это не помогло, когда Григорий всюду теснил его, ниспровергая все его возражения – в виду всех пристыженный и обезсиленный Варлаам скрылся из Фессалоник и прибыл снова в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010