«Супруга Генерал-Лейтенанта Тучкова была у обедни и у Владыки, – причём о муже своём сказала, что он очень жалеет, что не мог быть в Церкви по множеству занятий. Владыка заметил: «ну этому-то я не поверю; – можно делать дело и быть в церкви, и такой порядок лучше; помолясь, всегда и самое дело сделаешь и скорее и спешнее. Вот Генерал, (указывал на Главнокомандующего Панютина) нашел же время. Так и Супруг ваш мог бы быть в церкви, и потом успеть делать дело. Так и скажите ему от меня» 485 . «Генеральша Т... говела вместе с детьми и, желая приобщится Св. Таин в Пещерной церкви св. Преподобного Антония, просила меня (Наместника), чтобы, по её немощи, обедня была в 9-ть часов (вместо обычного времени в 7 часов). На мой доклад о сём Владыка сказал: «Если бы и в 10-т часов, – Бог да благословит... Да, надобно вообще оказывать всякое снисхождение к немощам немощных в духовных их нуждах» 486 . «Да слава Богу, что исполняют этот святейший долг; и при немощах есть усердие поговеть... А то иным из подобных лиц никоим образом не втолкуешь в голову: когда здоровы-то как будто не имеют надобности поговеть… и даже ещё что приводилось мне от некоторых слышать по искреннему их признанию...; они стыдятся и боятся даже говеть и приобщаться, когда здоровы и когда не великий пост..., что де подумают и скажут другие об их говении не вовремя... А когда действительно заболеют, то опять ссылаются на самые немощи болезненные, по которым-де не в состоянии ни говеть, ни молиться... И выходит, что враг-то диавол то рогами, то хвостом так и запинает души христианские на пути спасения» 487 . «Директор Коммерческого Банка прибыл со своею женою и объяснил, между прочим, что жена его Лютеранского исповедания, но она учится Православному закону и желает принять Православие. Владыка сказал: «Бог вас благословит, и советую тебе (жене) исполнить это. Так и должно... Между мужем и женою не должно быть ни в чём разделения, тем паче в деле Веры... Им должно единомысленно держаться одного благочестия, чтобы вместе и здесь содевать спасение и вместе предстать и пред Господа в Царствии небесном. – У вас есть дети? Нет. – Так будут, когда ты, жена, присоединишься к Св. Православной Церкви, а я это не только советую тебе, но и приказываю, исполнить непременно... Жаль, что это не могло совершиться при мне; но Бог устроит и без меня 488 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Возобновлена интернет-трансляция богослужений. 21 апреля. ПРАВМИР. Возобновлена Интернет-трансляция богослужений из Трапезного храма Киево-Печерской Лавры. По завершении ремонтно-реставрационных работ в центральной части храма Преподобных Антония и Феодосия Печерских (Трапезного), возобновлена интернет-трансляция богослужений, — сообщает официальный сайт Лавры . Партнером трансляции выступила компания «Адамант». Посмотреть богослужения верующие смогут на сайте Киево-Печерской Лавры . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 26 февраля, 2019 18 января, 2019 5 июля, 2021 25 мая, 2020 26 апреля, 2020 17 апреля, 2020 14 апреля, 2020 13 апреля, 2020 13 апреля, 2020 26 февраля, 2019 18 января, 2019 5 июля, 2021 25 мая, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/bogosluzheniya-kievo-p...

Он имел сосуд, и, когда становился на молитву и приходили ему слёзы, он ставил его перед собой и перед ним плакал. И через несколько лет сосуд этот был полон слёз, потому что всякий день ожидал Феофил, предсказанного преподобным, конца жизни. Когда же почувствовал он свою кончину о Господе, то стал прилежно молиться, чтобы угодны были пред Ним его слёзы; потом, подняв руки к небу, говорил: «Владыко человеколюбец, Господи Иисусе Христе, Царь мой пресвятый! Ты не хочешь смерти грешников, но ожидаешь их обращена; Ты ведаешь нашу немощь, Утешитель благий; Ты здравие больным, грешникам спасение, изнемогающим укрепитель, падающим восстание. Молю Тебя, Господи, в час сей: покажи на мне, недостойном, дивную милость свою и излей неисчерпаемую пучину твоего благоутробия, избавь меня от искушения на мытарствах воздушными князьями и не дай им овладеть мной, по молитвам угодников твоих, великих отцов наших, Антония и Феодосия, и всех святых, от века угодивших Тебе. Аминь». И тут вдруг стал перед ним некто, прекрасный видом, и сказал ему: «ты хорошо молишься, но зачем хвалишься тщетой слёз»? И взяв сосуд гораздо больше Феофилова, исполненный благоухания, как мира благовонного, он сказал: «это твои слезы, излитые от сердца в молитве к Богу, те, которые ты отёр рукою, или платком, или одеждою, или которые на землю упали из глаз твоих. Все их по повелению Творца нашего я собрал и сохранил в этом сосуде. Теперь же я послан поведать тебе радость: с веселием отойдёшь ты к Тому, который сказал: «блаженны плачущие, ибо они утешатся 100 ». И сказав это, сделался невидим. Тогда блаженный Феофил призвал игумена и поведал ему явление Ангела и речи его. Показал он игумену и оба сосуда: один был полон слёз, другой благовоний, несравненных ни с какими ароматами. Блаженный просил после его смерти вылить их оба ему на тело. Через три дня он отошёл ко Господу, и положили его достолепно в пещере, близ Марка Печерника. Когда же тело его помазали из ангелова сосуда, вся пещера наполнилась благоухания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И получается, что такой ребёнок в православной гимназии выглядит очень-очень странно. Он начинает вести себя там совсем иначе. Родители дарят такому ребёнку самые крутые мобильные, у него хороший компьютер, он летом отдыхает на престижных морских курортах, он везде бывает, у него всё есть. И ребёнок начинает хвалиться этими вещами перед своими одноклассниками, и не потому, что он плохой, а потому что все эти мобильники, компьютеры, вся эта модная и крутая оболочка жизни — это компенсация родителей ребёнку за то, что они с ним не проводят время, они с ним не бывают вместе. И ребёнок очень хорошо понимает, что это — некий эквивалент любви. А любви-то самой нет. Ребёнок начинает пользоваться этим, рассуждая примерно так: если ничего другого нет, то давайте мне хотя бы подарки, да побольше. И потом ребёнку надо доказать перед другими детьми, что родители его любят. И тогда он начинает задирать других детей, показывать, что у него всё есть, что он не такой, как другие. И это вызывает неприязненное отношение и у детей, и у учителей тоже. Мол, как же так? В православной гимназии так не положено. А ребёнок — просто заложник родительского тщеславия. Другая успешность: родители хотят видеть своего ребёнка “настоящим православным христианином” И тогда они изобретают всевозможные способы, как быть успешным не во внешнем, а в духовном. Они начинают своего ребёнка встраивать в некое клише, некий трафарет, который они срисовали с какой-то иконы или с Жития святых. Они берут Житиё какого-нибудь преподобного, например, Антония Киево-Печерского, или Феодосия Киево-Печерского, где написано, что в детстве святой в игры не играл, детей сторонился, в тишине на коленочках в хлеву молился, конфеточки не ел, а наоборот, строго постился, обвязывая себя цепями. Или “млека в среду-пятницу не вкушал”. Вот как надо делать святых! Вот как надо воспитывать наших детей! И с самого раннего детства родители начинают морить детей строгими постами, нагружать их молитвенными правилами, водить ребёнка на длинные службы, учить его только в православной гимназии, хотя не факт, что там ребёнку будет хорошо. Запрещать ребёнку играть с детьми не из православных семей, строго ограничивать его дружбу, не давать ему смотреть телевизор и пугать его разными страшилками. Родители хотят видеть своего ребёнка благочестивым и незапятнанным грязью мира сего. Чем это кончится? А это кончается тем, что в старшем возрасте ребёнок начинает курить, убегать в разные дурные компании и пробовать пиво, воровать в магазинах, пробовать наркотики. Потому что всё, что вложено в ребёнка, — всё ненастоящее, всё фальшивое, надуманное, неестественное. И в какой-то момент, когда ребёнок становится взрослым, он понимает, что всё это неправильно, что за этим не стоит любви, что это не ради Бога делалось и не ради него, а ради того же родительского тщеславия.

http://pravmir.ru/chego-hotyat-roditeli-...

Мы разумеем дни его именин. Об этом напр. в записках о. Наместника значится следующее: «Святый Владыка 60-й раз празднует своему Ангелу-соименнику в монашестве – Филарету. Как день был воскресный, то все желали, чтобы он служил в Лавре и потом дозволил желающим явиться и принять его благословение в его покоях. Но Владыка решил: нет, я всегда проводил этот день в молитвенном уединении, не для чего переменять старого обычая и теперь. С преподобным преподобен будеши; так празднуйте одни вы, а я по старому, останусь на весь день у преподобных. Так и сделал. Служил обедню в Пещерной церкви Св. Преподобного Антония, а после обедни ходил по обеим пещерам и поклонялся Св. Угодникам. Возвратился в Лавру уже ко всенощной и был совершенно доволен своим уединением. Радость духа видна была на лице его и на всём» 275 . После всех этих внутренних святоподвижнических качеств и действий что сказать о прочем состоянии в Бозе почившего и о делах его благочестия, – напр. о его нестяжательности, щедродательности в пользу неимущих и вообще о сострадательности и сердоболии к бедным и несчастным? В этом отношении имя в Бозе почившего во всеобщем признании и памяти останется, кажется, образцом сих добродетелей. Свидетельства и доказательств на это мы уже видели великое множество в разные времена и в разных местах его служения. Здесь же мы укажем только на особенные образы и свойства сих добродетелей. То правда, что раздача милостыни нищим или выдача пособий нуждающимся, когда те и другие сами являются, и как бы требуют удовлетворения себе, есть как бы дело обычного порядка. Кому, как не подобным лицам – митрополитам и вообще архиереям свойственнее всего раздавать милостыню; этого требует самоё их звание и долг, чтобы этим самым подавать пример и другим. Впрочем, не безызвестно, что это бывает так, что самоё лицо, от которого идёт подаяние, остаётся некоторым образом как бы безучастно собственным личным сочувствием к нуждающимся. Иногда раздача милостыни поручается известному человеку, для чего наперёд назначается определённое количество денег на известное время. Но не так совершалось это со стороны высокопр. Филарета; он не имел никогда и ключей от денег... «Подавай, подавай, более подавай, твердил, бывало, Владыка своему келейному; не забывай этого так же, как подливать масло в лампадки и даже более. Вообще же, по словам свидетельствующих, нужно было видеть Владыку, в каком он был особенном весёлом расположении духа, когда видел, что много приходило нищих и просящих, и наоборот, заметно печалился, когда почему-либо было их мало». «За стол, бывало, отнюдь не сядет прежде, как приказав удовлетворить всех, приходивших за подаянием». «Нередко за столом спрашивал: а что? не пришёл ещё кто? Иногда не доверял даже и сам выходил посмотреть, нет ли кого… Но этого мало. Как нам самим приводилось слышать за достоверное, так и в воспоминаниях, напечатанных уже в недавних годах в разных периодических изданиях, значится следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Приводя подобные распоряжения, мы должны указать как на замечательную особенность, ту черту в лице и действиях высокопр. Филарета, что ни в одном положительно документе не встретите вы той формы изложения и выражений, в какой любят многие из начальствующих давать свои письменные распоряжения, – т. е., в роде напр. следующих: «мною замечено, – мне стало известно, – до сведения моего дошло, и т. п., и затем начинается выставление на вид разных недостатков, неисправностей, опущений и пр., а наконец, излагаются положительные правила, наставления, внушения, требования»... А как много значит тот или другой образ, сейчас сказанных действий и отношений начальствующих не только для подчиненных, но и для сторонних, понятно всякому. В последнем разе всё как-то невольно ложится на сердце и тяжело отзывается, тогда как в первом чувствуется свободное призвание, расположение и стремление к тому, что внушается или предписывается. Отсюда же в последнем случае холодность или натянутость отношений между лицами начальствующими и подчиненными и взаимно между последними, – а в первом теплота и искренность чувств, взаимная любовь сыновность, братственность. А это всё в приложении к управлению свято-обительскому, к состоянию иночествующих, где нет других названий между лицами, как имя отца, чада, или брата, понятно, какую имеет особенную силу и степень влияния. Здесь, строго говоря, нет места для так называемой администрации, как и действительно никогда и не бывало её в древних св. обителях, подобно как и в святой Киево-Печерской Лавре. Свято-отеческие заповеди и наставления св. преподобных Отцов Антония и Феодосия и их достойных преемников по настоятельству составляли весь никогда неизменный и всегда полный по содержанию, значению и приложению к жизни и практике, кодекс, заключённый не в письменах, но запечатлённый на все времена и на все состояния последующих братий в духе и образе жизни, столь же неизменный и не стареющийся, сколько нетленны самые телеса, живших и скончавших по правилам его земное течение своё, св. Угодников Божиих. В рассматриваемых распоряжениях высокопр. Филарета мы и находим, во всей полноте, последование этому духу, как по содержанию самых предметов его распоряжений, так и по личному собственному его состоянию, чувству и характеру в отношении ко всем уставам и преданиям св. Киево-Печерской Лавры. Анализируя не с холодным вниманием рассудка, а слагая в сердце всё то, что содержится в его письменных распоряжениях, и как оно выражается, – как бы забываешь, что имеешь дело с документами XIX века, а скорее как бы вращаешь свитки времён Несторовских и ближайших, так и веет от них духом святоотечественности древней...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Пещеры Киево-Печерской Лавры раскрывают новые тайны Киев, 6 марта 2006 г . В среду, 1 марта, в Ближних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры была открыта неизвестная доселе галерея. К сожалению, пещеры – эти уникальные, всемирно известные древние памятники – нынче находятся под угрозой уничтожения. Даже такое событие как находка новой галереи неотделимо от проблемы с геофизической ситуацией в Киево-Печерской Лавре, которая за последние годы весьма обострилась, сообщается на сайте «Православие в Украине». Весной 2005 года на территории Лавры возле Трапезного храма произошел обвал грунта. 25 мая того же года подобная ситуация повторилась в Ближних пещерах за церковью преподобных Антония и Феодосия Печерских, что по улице Батыем убиенных. Руководство Лавры сразу же сообщило владельцу имущества – городской администрации и музею. Была создана комиссия по ликвидации аварии, но никаких мер к декабрю так и не было принято. 7 декабря снова произошел обвал грунта, вследствие чего образовалась впадина над пещерами. Руководство Лавры снова обратилось к главе Киевской городской администрации Александру Омельченко с просьбой принять меры для ликвидации аварии. В начале 2006 года, согласно распоряжению А.Омельченко, было создано еще одну постоянную комиссию по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций, которая должна была ликвидировать аварийную ситуацию в Киево-Печерской Лавре. Уже назначен генеральный проектировщик реставрационно-ремонтных работ – «Киевпроект» и генеральный исполнительный орган – «Укрреставрация». Первоочередными мерами по ликвидации обвалов грунта занимается главное управление Министерства по чрезвычайным ситуациям. Находка новой галереи произошла случайно. Во время реставрационно-ремонтных работ на территории Лавры проводилась геофизическая съемка местности, во время которой были выявлены неизвестные пустоты в грунте. На комиссии было принято решение проникнуть в одну из этих пустот. Все работы выполнялись работниками МЧС. Как сообщил очевидец событий, казначей Киево-Печерской Лавры отец Варсонофий, они вошли через закрытый участок галереи, которая ближе всего к полости, и, пробив небольшое отверстие, проникли вглубь. Найденная галерея наполовину была завалена землей. Специалистам пришлось осторожно расчищать ходы, чтобы не повредить как памятники древности, так и возможных находок. Во время этих работ были найдены три погребения неизвестных людей. Их останки работники МЧС собирали по частям, каждого человека отдельно, очистили от земли и вложили в 8 отдельных мешков. Дальше их отправили в Институт археологии, представители которого работают в комиссии по ликвидации аварии. Перед археологами поставлена задача – выяснить возраст похороненных людей и время их погребения, чтобы можно было определить, в каком столетии была создана найденная галерея.

http://pravoslavie.ru/16509.html

монахов незаконным и присудил вернуть его василианам. Только вмешательство департамента Сената, куда обратился правосл. еп. Иоанникий, прекратило спор, к-рый длился долгое время: Сенат признал, что суд превысил свои полномочия. Троицкий мон-рь остался православным и был включен в штат первоклассных, что было подтверждено решением Синода в 1842 г. С 1806 г. настоятели были одновременно ректорами Подольской ДС. По штату от 1 янв. 1842 г. в К. м. разрешалось проживать наместнику, 8 иеромонахам, 4 иеродиаконам, 3 монахам и 5 послушникам. Настоятели служили в сане архимандрита, с 1806 г. они также являлись ректорами Подольской ДС. В этот период над средокрестием Троицкой ц. появился деревянный купол правосл. храма. В 1835 г. епархиальный архит. А. Островский разработал проект перестройки мон-ря со сносом старой Свято-Троицкой ц. и строительством на ее месте 4-столпного храма с большим центральным куполом и 4 угловыми главами-колокольнями в классицизирующем русско-визант. стиле с характерным куполом луковичной формы и такой же формы главами колоколен. По архитектуре и объемно-пространственному решению храм напоминал Десятинную ц. в Киеве (1828-1842; архит. В. П. Стасов). Проект реконструкции Троицкого мон-ря предусматривал перестройку келий и расширение обители на юг. Была присоединена соседняя усадьба с постройками, келии расположились в 2-этажном здании Г-образной формы. Но реконструкция не была проведена из-за недостатка средств, лишь на Свято-Троицкой ц. был возведен каменный купол на высоком барабане вместо деревянного. В 1838 г. в нижнем этаже монастырского корпуса была устроена теплая ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, к-рую в 60-х гг. XIX в. перенесли на 2-й этаж (Там же. С. 30). В те же годы вдоль вост. границы мон-ря, выходившей на Зарванскую ул., построили 2 одноэтажных флигеля, к-рые монахи сдавали в аренду под торговые лавки. Впосл. они были объединены в один корпус. К. м. возглавляли архимандриты: в 1796-1800 гг. Созонт (Сокольский), в 1800-1806 гг.

http://pravenc.ru/text/1470093.html

И получается, что такой ребенок в православной гимназии смотрится очень-очень странно. Он начинает вести себя там совсем иначе. Родители дарят такому ребенку самые крутые мобильники, у него хороший компьютер, он летом отдыхает на престижных морских курортах, он везде бывает, у него все есть. И ребенок этими вещами начинает хвалиться перед своими одноклассниками. И не потому, что он плохой. Потому что все эти мобильники, компьютеры, вся эта модная и крутая оболочка жизни – это компенсация родителей ребенку за то, что они с ним не проводят время, они с ним не бывают вместе. И ребенок очень хорошо понимает, что это – некий эквивалент любви. А любви-то самой нет. Ребенок начинает пользоваться этим, рассуждая примерно так — если ничего другого нет, то давайте мне хотя бы подарки, да побольше. И потом ребенку надо доказать перед другими детьми, что родители его любят. И тогда он начинает задирать других детей, показывать, что у него все есть, что он не такой, как другие. И это вызывает неприязненное отношение и у детей, и у учителей тоже. Мол, как же так? В православной гимназии так не положено. А ребенок просто заложник родительского тщеславия. Есть другой аспект в жизни православной семьи. Другая успешность. Когда родители хотят видеть своего ребенка «настоящим православным христианином» И тогда родители изобретают всевозможные способы, как быть успешным не во внешнем, а в духовном. Они начинают своего ребенка встраивать в некое клише, некий трафарет, который они срисовали с какой-то иконы или с Жития святых. Они берут Житие святого, какого-нибудь преподобного, например, Антония Киево-Печерского, или Феодосия Киево-Печерского, где написано, что в детстве святой в игры не играл, детей сторонился, в тишине на коленочках в хлеву молился, конфеточки не ел, а, наоборот, строго постился, обвязывая себя цепями. Или «млека в среду-пятницу не вкушал». Вот как надо делать святых! Вот как надо воспитывать наших детей. И с самого раннего детства родители начинают морить детей строгими постами, нагружать их молитвенными правилами, водить ребенка на длинные службы, учить его только в православной гимназии, хотя не факт, что там ребенку будет хорошо. Запрещать ребенку играть с детьми не из православных семей, строго ограничить его дружбу, не давать ему смотреть телевизор, и страшилками разными его пугать. Родители хотят видеть своего ребенка благочестивым и не запятнанным грязью мира сего. Чем это кончится? А это кончается тем, что в старшем возрасте ребенок начинает курить, убегать в разные дурные компании, воровать в магазинах, пробовать наркотики. Потому что все, что вложено в ребенка, – все ненастоящее, все фальшивое, надуманное, неестественное. И в какой-то момент, когда ребенок становится взрослым, он понимает, что все это неправильно, что за этим не стоит любви, что это не ради Бога делалось, а ради того же родительского тщеславия.

http://azbyka.ru/deti/rebenok-i-roditeli...

Я взошёл на величественную колокольню Лавры, начатую при императрице Анне и оконченную при Елизавете; в ней четыре яруса разнородных колонн, Дорического, Ионического и Коринфского ордена; высота её – 47 сажень с крестом; она почитается высочайшею из всех колоколен российских, и, по своему нагорному положению, видна более нежели за тридцать верст, по московской дороге; с её же вершины вооружённый взор достигает до города Козельца, на расстоянии семидесяти вёрст. Вся панорама Киева, Днепра и живописных окрестностей, открывается стоящему на последнем ярусе столпа сего, вполне достойного Лавры, в которую зовёт он на молитву, мирным гласом своих колоколов. Жадно разбегаются взоры по сему очаровательному и разнообразному чертежу вод и гор, лесов и полей, повсюду украшенных каким-либо священным зданием; потом опять сосредоточиваются они на одной живописной массе Киева, двухъярусного, горнего и дольнего, разделённого садами и оврагами, и сияющего Божиими храмами; наконец, утомлённые падают прямо на святую Лавру и её пещеры, как на единый мирный приют посреди сей тревожной картины. С племянником Владыки, отцом А., приятным и радушным спутником многих моих хождений, внутри Лавры и по её окрестностям, совершил я сей последний восход, и уже полагал, что успел в короткое время видеть всё достойное внимания в стенах обители; но митрополит озаботил меня вопросом: «видел ли ты юдоль преподобных Антония и Феодосия, и был ли на их кладезях?» – я же не знал и о их существовании. Тогда кроткий пастырь, обратясь с улыбкою к своему племяннику, сказал ему: «поди же и отведи его в сию долину, и пусть почерпнет там воды из струи, освящённой руками преподобных; ибо место сие ещё дико и отрадно, как во дни священных отшельников». Немедленно вышли мы, через пещерные врата, из стен Лавры, и, минуя крытый ход ближних и дальних пещер несколько повыше их, достигли до каменной церкви Зачатия Богоматери, что над самым холмом дальних пещер Феодосиевых. Там, насладившись зрелищем Лавры, которая величественно восставала пред нами, по уступам гор мы стали спускаться крутою стезёю в глубокую дебрь, покрытую дикими деревами, – отростками от корней дерев современных святым основателям Лавры, доколе не обрели, на дне оврага, малый кладезь, – это был Феодосиев.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010