Кроме того, начиная с 1925 года, монастырь стали посещать комиссии с тем, чтобы решить судьбу его имущества. Перед Главнаукой было возбуждено ходатайство о передаче экспонатов ризницы Лужецкого монастыря музею местного края. Между тем близился 1926 год и с ним 500-летие блаженной кончины основателя монастыря. Из записок можайского краеведа Николая Ивановича Власьева († 1938), впоследствии репрессированного, мы узнаём, как обитель готовилась к этой дате. «На монастырском соборе к дню 500-летия преподобного Ферапонта красят медянкою крыши, — писал он, — а в церкви Ферапонта монахини Спасо-Бородинского монастыря к тому же дню, 9 июня 1926 года, чистят образа и утварь». Одновременно с этим «памятники XVI и XVII веков кладбища, белокаменные, частично разбиты на куски Укомхозом 25.05.1926 года для мостовой города вместе с надгробием Савеловской усыпальницы под колокольнею и сложены в штабеля», констатировал Н. И. Власьев. Сокровища ризницы были увезены в областной краеведческий музей, кладбищенские надгробия использованы для мощения улиц. Годом окончательного закрытия монастыря, или годом прекращения богослужений в монастыре, пожалуй, следует считать 1929-й. Согласно протоколу Мособлисполкома и Моссовета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов от 11 ноября 1929 года «вследствие острой нужды у воинской части в помещении для столовой и клуба» решено «церковь бывшего Лужецкого монастыря закрыть и здание ее передать под устройство столовой и клуба воинской части». Монахи оставались в монастыре, пока это было возможно, а после изгнания селились в близлежащих деревнях. То, что произошло в Можайске 9 июня 1931 года, в день памяти преподобного Ферапонта, иначе как апофеозом гонений на монашествующих не назовешь. В этот день было закончено следствие и составлено обвинительное заключение по делу бывшего наместника Лужецкого монастыря архимандрита Гурия (Мишанова), обвинявшегося в том, что он возглавил «антисоветскую группировку монашенок» в городе Можайске «и руководил антисоветской деятельностью… выразившейся в систематической антисоветской агитации и срыве политических и общественных мероприятий советской власти в деревне». Вместе с архимандритом Гурием по статье 58-10 УК РСФСР были осуждены 24 монахини Спасо-Бородинского и Верейского Сергиево-Дубровского монастырей, а также священник села Пушкино иерей Николай Страхов. Осужденные были приговорены к различным срокам заключения, некоторые — к высылке в Казахстан. Дальнейшая судьба священнослужителей и большинства монахинь неизвестна.

http://pravoslavie.ru/3907.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Виноградов Дмитрий Петрович; 1823 г., Москва - 24.11.1898, Данилов моск. муж. мон-рь), архим. Род. в семье диакона, служившего на моск. Даниловском кладбище. В 1846 г. окончил МДС, его сокурсниками были Костромской еп. Игнатий (Рождественский) , протоиереи Г. П. Смирнов-Платонов , В. П. Рождественский и др. С 1846 г. преподавал в Донском ДУ в Москве. В 1850 г. принял монашество, был рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха, в 1857 г.- в сан игумена, служил смотрителем Заиконоспасского ДУ. Указом Синода от 21 марта 1874 г. Д. был назначен настоятелем Ферапонтова Лужецкого можайского мон-ря . 30 марта 1874 г. в Москве, на Саввинском подворье, еп. Дмитровским Леонидом (Краснопевковым) был возведен в сан архимандрита. По инициативе Д. в Лужецком мон-ре было установлено особое почитание основателя обители прп. Ферапонта Белозерского , напечатано Житие (1876), составлены акафист (1877; установлено его еженедельное пение у гроба преподобного), служба (1878), молитва святому (1883), собраны архивные материалы о преподобном, о лицах, с ним связанных. Вероятно, именно Д. составил и стихотворное житие прп. Ферапонта. В соборе и на паперти были выполнены настенные изображения, иллюстрирующие Житие святого. В 1877 г. по инициативе настоятеля была отреставрирована древняя икона прп. Ферапонта. С 1883 г. записываются чудеса, совершаемые предстательством прп. Ферапонта, а с 1873 г. по благословению еп. Можайского Игнатия (Рождественского) возобновлено двукратное в году празднование основателя обители: 27 мая и 27 дек. Также Д. установил соборное поминовение почившей монастырской братии - 15 янв.- и день пам. кн. Андрея Дмитриевича Можайского - 2 июня. С 1878 г. имя кн. Андрея стали регулярно поминать на заупокойных ектениях. В соборе мон-ря у юж. столпа была установлена копия изображения кн. Андрея из Архангельского собора в Москве, а на сев. столпе изображен сюжет основания Лужецкой обители прп. Ферапонтом и кн. Андреем. При Д. обитель посещали еп. Можайский Мисаил (Крылов), митр. Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) .

http://pravenc.ru/text/178371.html

Около монастыря Кириллова скоро возникло много малых монастырей и пустынь, которые, имея его своим центром, составляли так называемое монашеское Заволжье (ибо Кириллов монастырь приходился от Москвы за Волгой). Спутник преподобного Кирилла в Белозерскую пустыню преподобный Ферапонт (уроженец города Волоколамска, из дворянского рода Поскочиных) также причисляется некоторыми к собеседникам преподобного Сергия. Он основал два монастыря по образцу Сергиеву, то есть общежитных. Первый монастырь, основанный одновременно с Кирилловым (в честь Рождества Богородицы) и находившийся в 15 верстах от него, назывался по имени основателя Ферапонтовым и закрыт в 1798 году (в настоящее время Ферапонтова слобода). Второй монастырь есть Можайский Лужецкий, основанный преподобным Ферапонтом в 1408 году близ города Можайска по желанию Можайского, а вместе и Белозерского князя Андрея Дмитриевича, сына Донского (также в честь Рождества Богородицы), существующий до настоящего времени (находящийся в одной версте от Можайска, на берегу реки Москвы). Скончался преподобный Ферапонт 27 мая 1426 года. Святитель Стефан Пермский родился в Великом Устюге от одного из клириков тамошней соборной церкви; принял монашество и монашествовал в Ростовском монастыре Григория Богослова; в 1378 или 1379 году отправился на проповедь христианства к жившему близ его родины языческому народу- Зырянам, большинство которого и обратил в христианство в продолжение четырех- или пятилетней проповеди- до 1382 года; в конце 1382- начале 1383 года поставленный в епископа Пермского, скончался в Москве 26 апреля 1396 года. Преподобный Стефан построил в своей новой епархии и у новокрещенного им народа четыре монастыря, не знаем, общежитные ли или все ли общежитные, в течение XVIII столетия все закрытые: Благовещенский и Архангельский, находившиеся в его кафедральном городе Усть-Выми (при впадении реки Выми в реку Сысолу, в настоящее время село Яренского уезда), служившем местом его обитания, или его кафедрой, и в котором также помещалось училище для приготовления священноцерковнослужителей, и потом- Ульяновскую Спасскую пустыню, находившуюся на реке Вычегде в 165 верстах от Усть-Сысольска, в прямом направлении от него на восток, и Стефановскую пустыню, находившуюся на речке Вотчинке, или Ожинке, впадающей справа в Сысолу, в 60 верстах на юг от Усть-Сысольска

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

Особенного внимания заслуживают труды архимандрита Дионисия, которые относятся к разборке и упорядочению монастырского архива и ризницы, к восстановлению древних памятников, праздников и обычаев, прежде существовавших, но с течением времени забытых в обители, к изучению истории ее и, отчасти, г. Можайска. Из той же монастырской летописи видно, что сохранившиеся от уничтожения неприятелями и по другим причинам столбцы, свитки, описи и прочие бумаги были разобраны, описаны и переплетены в отдельные книги; описана древняя рукописная следованная Псалтирь 1542 года и древнейшая монастырская вкладная книга. Приведена в порядок ризница, в которой хранятся вещи XVII–XVIII веков. Начато еженедельное пение акафиста при гробе преподобного. В 1873 году с благословения преосвященного Игнатия, епископа Можайского, возобновлено двукратное в году празднование памяти преподобного Ферапонта – не только 27 мая, но, согласно древнейшим записям, и 27 декабря. Тогда же восстановлено было древнейшее постановление совершать молитвенное поминовение усопших настоятелей и братии 15 января, а князя можайского Андрея Дмитриевича – 2 июня. Имя его, как основателя монастыря, с 1878 года разрешено было поминать на ектениях; была приобретена и поставлена у южного столба соборного храма копия с находящегося в московском Архангельском соборе изображения князя, а на северном – написана картина основания монастыря им и преподобным Ферапонтом. Приобретена была точная копия с портрета уроженца г. Можайска патриарха Иоакима (Савелова), благодетеля обители и можайского Николаевского собора. Составлялись и приобретались сборники о преподобном Ферапонте и копии его жития с древнейших рукописей. В 1880 году из Московского архива Министерства юстиции было получено значительное число копий с разных относящихся к истории г. Можайска и его церквей и монастырей документов, на основании которых, а равно и на основании документов самого Лужецкого монастыря и других источников архимандритом Дионисием были составлены и изданы труды: «Можайский Лужецкий 2-го класса монастырь», «Список настоятелей Лужецкого монастыря», «Краткая летопись можайского Лужецкого второклассного монастыря с 1408 по 1892 годы». Здесь, наряду с историческими сведениями о монастыре Лужецком, встречаются краткие заметки о г. Можайске и его церквах и других монастырях. А сами документы из архива Министерства юстиции были изданы Императорским обществом любителей древней письменности одной книгой в 505 страниц под заглавием «Можайские акты. 1506 – 1775. Сообщил архим. Дионисий, настоятель можайского Лужецкого монастыря» (СПб., 1898). В это издание вошли многие важные документы (например писцовые книги 1596–1598 и 1629 годов), различные дозорные, оброчные и межевые книги. Кроме того, отцом Дионисием из документов монастыря были извлечены сведения о роде дворян Савеловых, к которому принадлежал патриарх Иоаким, и подготовлены к изданию совместно с представителями рода Савеловых.

http://pravoslavie.ru/28103.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Мартиниан Белоезерский, прп. - житие Преподобный Мартиниан почитается как один из основателей Ферапонта монастыря, хотя он был игуменом уже существующей обители. Основанный старцем Ферапонтом в 1398 году, монастырь через 10 лет остался без своего духовного руководителя. По настоянию можайского князя Андрея Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, преподобный Ферапонт вынужден был покинуть Белозерье и отправиться в Можайск, где основал еще один монастырь, названный Лужецким. Там в 1426 году Ферапонт и закончил свой земной путь на 90-м году от рождения. Северная же обитель его, хотя и имела обещанную помощь от князя, но не имела достаточно опытного в духовных делах старца. Игумены менялись, их имена остались неизвестными, пока не пришел в монастырь по приглашению братии ученик преподобного Кирилла Белозерского - Мартиниан. С тех пор его имя вписалось в историю рядом с именем основателя. В древнее время монастырь называли также " Мартемьяновой обителью " . Если преподобный Ферапонт происходил из боярского рода (в миру Федор Поскочин), то его последователь Мартиниан был уроженцем вологодской земли, из Сямской волости, что на западном берегу Кубенского озера. Сяма находится на середине пути от Вологды до Кириллова. В одно из сямских деревень Березняки в семье крестьян Стомонаховых родился в год основания Ферапонтова монастыря будущий его подвижник. " И нарекоша имя ему в святом крещении Михаил " , рассказывается в Житии, составленном иноком Матфеем в середине XVI века. Отрока Михаила привели в монастырь к Кириллу Белозерскому для обучения грамоте, он же, увидев старца, пал ему в ноги, прося: " Возьми меня, господне, к себе " . Преподобный Кирилл с радостью принял отрока, провидя его будущее и отдал " учити грамотныя хитрости " опытному учителю Олеше Павлову, монастырскому дьяку. Так начиналась монашеская жизнь преподобного Мартиниана. Одним из послушаний новоначального инока была переписка книг. На Канонике 1422 года из библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря, хранящемся ныне в Русском музее, стоит подпись переписчика: " Мартиньяна инока - лжею инока, а не истинною " . Лжеиноком называл себя молодой монах Мартиниан, имея подлинное смирение. Основатель библиотеки Ферапонтова монастыря, Мартиниан стал одним из виднейших просветителей своего времени, его перу принадлежит несколько книг, две рукописи находятся в С.-Петербурге в национальной библиотеке. Кратко главные вехи деятельности преподобного Мартиниана можно изложить так: основатель Вожеезерского Спасского монастыря (ок. 1427 гг.), игумен (ок. 1435-1447 гг.) и строитель (1455-1480 гг.) Ферапонтова монастыря, игумен Троице-Сергиевой лавры (1447-1455 гг.). Но за этими датами стоит долгий и богатый событиями монашеский подвиг старца, прожившего 85 лет, 70 из которых - в монашестве.

http://pravicon.com/info-2899

Последовавшее затем возвышение инока Боровского монастыря Макария связано с именем Всероссийского Митрополита Даниила, постриженника Волоколамской обители. На следующий год после своей интронизации он возводит инока Макария в настоятеля Можайского Лужецкого монастыря. “В лето 7031 го февраля в 15 день поставлен бысть в четцыи, и в подьяконы, и во дьяконы и совершен бусть в попы и поставлен бысть во архимандриты того ж месяца во общий монастырь Рождеству Пречистые Богородице в Лушки Преосвященным Данилом Митрополитом всеа Росии инок Мокарей Леонтиев сын” 8 . 15 февраля празднуется память апостола Онисима, ученика апостола Павла. В 1523 году этот день приходился на про­ще­ное воскресение заговения перед Великим Постом. Поставление Митрополитом Даниилом инока из Пафнутиева монастыря еще раз свидетельствует о связях двух монастырей (Боровского и Волоколамского) и, наконец, говорит о духовных достоинствах Макария, который из простых иноков был возведен сразу в архимандриты. Но поскольку диаконская и иерейская хиротонии не могут быть совершены над одним лицом во время одной Литургии, возведение пафнутиевского инока с предшествующими степенями в диакона состоялось, по всей вероятности, на предшествующем Богослужении. Покидая обитель преподобного Пафнутия, инок Макарий, так же как, очевидно, ранее и преподобные Иосиф Волоцкий, Даниил Переяславский и Давид Серпуховский, взял с собой какую-либо икону в благословение от ставшей дорогой Боровской обители. Престольный праздник и в Лужецком, и в Пафнутиевском монастырях приходился на один и тот же день — 8 сентября на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Так, Про­мыслом Божиим, в монастыре, основанном преподобным Ферапонтом Можайским (†1426; пам. 27 мая), началось самостоятельное, уже не под игуменским началом, послушание ее будущего Первоиерарха. Интересно, что и здесь архимандрит Макарий встретился с монашеской традицией преподобного Сергия Радонежского, так как преподобный Ферапонт, также как и преподобный Пафнутий, являлся духовным учеником и последователем великого игумена Земли Русской 9 . Преподобный Ферапонт был близок также к преподобному Кириллу Белозерскому (†1427; пам. 9 июня). Первоначально они вместе подвизались в московском Симоновом монастыре, откуда ушли на север, где основали новые монастыри — Ферапонтов и Кириллов. Но Господь судил преподобному Ферапонту продолжить свои дни в его родном Подмосковье, близ города Можайска. Здесь, в местности под названием Лужки, по настоятельной просьбе сына святого благоверного князя Димитрия Донского (†1389; пам. 19 мая), можайского князя Андрея Дмитриевича, он основал в 1408 году монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы 10 . Как и преподобный Пафнутий, преподобный Ферапонт был рукоположен Митрополитом Фотием (†1431; пам. 2 июля).

http://pravmir.ru/mozhayskiy-period-vser...

Мощи его почивают под спудом в главном храме обители его. 56. Преп. Игнатий Ломский полагал начало иноческому житию в Кирилловом Белозерском монастыре; потом подвизался в 60 верстах от Вологды, близ бывшего города Ломска, и здесь основал Спасскую пустынь. Любитель безмолвной жизни, предоставив управлять основанною пустынью одному из учеников своих, удалился из нее на берег речки Сары в Вадожскую волость и здесь жил отшельником. Когда же и сюда собрались к нему ревнители иноческой жизни, он построил для них храм Покрова Богородицы и таким образом основалась Вадожская Богородичная пустынь. Преп. Игнатий почил от трудов своих 28 декабря 1591 года. Мощи его почивают под спудом в упраздненной в 1764 г. Вадожской пустыни, Покровской церкви. В обители преп. Кирилла начали свои подвиги: преп. Савватий Соловецкий (см. главу VI) и преп. Корнилий Комельский (см. главу VII). Глава IV. Ветвь Белозерская вторая 57. Преп. Ферапонт Белозерский и Можайский, из рода дворян Поскочиных, урожденец Волоколамский, в юных летах постригся в Симонове монастыре и был учеником преп. Сергия. Через несколько времени удалился с другом своим преп. Кириллом в страну Белозерскую и в 1398 году построил там монастырь. Князь Андрей Можайский вызвал его в Можайск, и по его просьбе преп. Ферапонт построил близ города Лужецкий монастырь и в нем остался настоятелем. Преставился 27 мая 1426 года. Мощи его почивают под спудом в соборной церкви Лужецкого монастыря. 58. Преп. Мартиниан Белозерский, урожденец деревни Березкина, близ которого теперь стоит Сямский монастырь, отрок Михаил на 13-м году оставил родителей, тайно ушел к преп. Кириллу Белозерскому, о котором слышал от многих. «Возьми меня к себе, господине!» говорил отрок старцу, упав ему в ноги. Кирилл отдал отрока учиться грамоте к мирскому дьяку Олешу (Алексею) Павлову, а по научении взял к себе. Полюбив чистую душу юного Михаила, св. старец облек его в иночество с именем Мартиниана и велел ему жить у себя в келлии. По желанию св. игумена, Мартиниан удостоен священства и занимался писанием книг, сохранившихся доныне. По кончине преп. Кирилла, блаж. Мартиниан удалился для безмолвия на безлюдный остров оз. Вожа. Когда стали собираться к нему сюда братия, он создал храм Преображения Господня и ввел чин общежития. Братия Ферапонтовой пустыни, осиротевшие по вызова Ферапонта в Можайск, умолили преп. Мартиниана принять игуменство над ними. Он привел обитель Ферапонтову в цветущее состояние. Великий Князь Василий Темный полюбил старца, поручил ему настоятельство в лавре Сергиевой, дозволял говорить себе правду и слушался его советов. Но обитель, близкая к столице, тяготила пустынника; он удалился в свой Ферапонтов монастырь. Достигнув глубокой старости, преп. Мартиниан скончался 12 января 1483 года. Обитель его упразднена в 1798 году к храмы ее сделались приходскими, но хорошо сохраняются усердием причта и прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Преподобному Ферапонту по делам монастырским приходилось бывать на Белом озере. Край Белозерский очень полюбился ему. Как повествует житие святого, «местность эта была очень пустынной и много там было лесов, непроходимых болот, множество вод, озер и рек», а все это способствовало уединению и безмолвию, которых жаждала его душа. Это стремление инока Ферапонта к пустынножительству не сокрылось от Сердцеведца Господа. Вскоре преподобный удалился из Симонова вместе с другом своим, преподобным Кириллом Белозерским († 1427; память 9/22 июня). После долгих странствий по Белозерским пределам подвижники нашли место, указанное в чудесном видении преподобному Кириллу Пресвятой Богородицей. Здесь они водрузили крест и, воспевши хвалу Богоматери, вырыли себе землянку для жилья. Это было в 1397 году, который и считается годом основания Кирилло-Белозерского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы. Через год преподобный Ферапонт, удалившись на пятнадцать верст от Кирилловой обители, поселился совсем уединенно на красивейшем месте — среди озер Паского и Бородавского, «между которыми полет стрелы или чуть больше». Но недолго пришлось безмолвствовать смиренному отшельнику: собралась братия, и в дебрях белозерских лесов появилась еще одна монашеская обитель, которую преподобный Ферапонт посвятил Рождеству Богоматери. Десять лет провел он в посте и молитве в суровом северном краю и так преуспел в монашеском делании, что слава о старце-подвижнике дошла до владетельного князя Белозерской земли — Андрея Дмитриевича Можайского. Сын святых родителей, благоверного великого князя Димитрия Донского († 1389; память 19 мая/1 июня) и великой княгини Евдокии Московской († 1407; память 17/30 мая), князь Андрей после смерти отца семилетним отроком получил в удел Можайск и Белоозеро. Окрепнув годами и поселившись в своем стольном городе, благочестивый князь задумал устроить своим иждивением вблизи Можайска особую монашескую обитель. «И искал он, — рассказывается в житии преподобного Ферапонта, — где бы найти ему мужа, совершенного разумом, для осуществления этого дела, и не находил он вокруг себя подходящего для такого предприятия человека. И вот пришел ему на ум блаженный Ферапонт, создавший обитель на Белом озере в его отчине, и понял он, что лучшего человека для начинания такого дела нет». Как ни хотелось преподобному окончить свои дни среди белозерского безмолвия, а все же по уговорам братии ему пришлось подчиниться желанию владетельного князя. Со словами: «Воля Господня да будет!» — семидесятилетний старец отправился в путь. С Божией помощью добрался он до Можайска.

http://pravoslavie.ru/3903.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Митрополит Крутицкий Ювеналий освятил Преображенский храм Лужецкого Ферапонтова монастыря в Можайске 27.08.2019 25 августа 2019 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) совершил чин великого освящения надвратного храма Преображения Господня Лужецкого Рождества Богородицы Ферапонтова мужского монастыря (г. Можайск , Московская область) и возглавил Божественную литургию в монастырском соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Видновский Тихон, епископ Серпуховской Роман, благочинный монастырей Московской епархии игумен Евмений (Лагутин), благочинный Можайского округа священник Иоанн Лобода, настоятели мужских монастырей Московской епархии, духовенство обители. За богослужением молились игумении подмосковных женских монастырей, прихожане храмов обители, паломники. Лужецкий Богородицкий монастырь был основан в 1408 году преподобным Ферапонтом Белоезерским и Можайским на средства удельного князя Андрея Дмитриевича. Надвратный храм Преображения Господня является уникальным памятником истории и культуры федерального значения. Первое упоминание о святых вратах, очевидно деревянных, относится к описи 1596-1598 годов. Каменный одноглавый надвратный храм над южными святыми воротами монастыря был построен на рубеже XVI-XVII веков во время царствования Бориса Годунова, который лично присутствовал на его освящении. В 1732 году убранство храма пострадало в пламени пожара. Лишь только через долгие 24 года упорного труда по его восстановлению у храма появились купола с главкой и деревянные галереи-паперти вокруг. Окончательный вид храм Преображения Господня получил в 1817 году после устранения варварских последствий разорения французской армией. После закрытия монастыря в 1922 году здание использовалось «для нужд Красной армии», впоследствии пустовало и разрушалось. В 1960-70-х годах по проекту архитектора Н.И. Иванова проводились частичные реставрационные работы. В 1993 году монастырские здания были переданы Церкви, и в обители вновь возобновилась монашеская жизнь. К 2013 году Министерством культуры Московской области был создан проект восстановления обители. На средства Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь были проведены первоочередные противоаварийные работы. В 2017 году митрополит Ювеналий благословил восстановление надвратного Преображенского храма. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 27.08.2019 21:08:21

http://drevo-info.ru/news/25221.html

В начале XV столетия земли, на которых располагались Кириллов и Ферапонтов монастыри, входили в удел Можайского князя Андрея Димитриевича (1382-1432), сына великого князя Димитрия Иоанновича Донского (1363-1389). В конце XV века на месте прежнего деревянного был построен каменный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, расписанный в 1500-1501 гг. знаменитым русским иконописцем Дионисием с сыновьями, Владимиром и Феодосием. Росписи посвящены Похвале Пресвятой Богородицы. Уникальные фрески Ферапонтова монастыря сохранились до настоящего времени и являются выдающимся памятником русского церковного искусства и мировой монументальной живописи. В 1408 году князь Андрей Димитриевич, узнав о высокой духовной жизни белозерского подвижника, обратился к преподобному старцу Ферапонту с просьбой основать обитель в городе Можайске. Тяжело было преподобному оставлять свою обитель, в которой он подвизался более десяти лет. Однако по совету братии он отправился в дальний путь. В Можайске преподобный Ферапонт был встречен с большой честью. Вскоре недалеко от Можайска, в местечке Лужки, на правом холмистом берегу Москвы-реки преподобный основал второй монастырь с главным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в память о Белозерской обители. Князь Андрей Димитриевич, глубоко почитавший святого за истинное смирение, оказывал щедрую помощь в строительстве и благоукрашении монастыря. По благословению святителя Фотия , митрополита Московского († 1431, память 2 июля и 27 мая), в обители была установлена архимандрия и преподобный Ферапонт был возведен в сан архимандрита. В новой обители святой старец прожил 18 лет и преставился к Богу в глубокой старости, 27 мая 1426 года. Тело его было погребено у северной стены собора Рождества Пресвятой Богородицы. Позже на месте погребения был пристроен храм в честь преподобного Иоанна Лествичника, переименованный в 1720 году во имя преподобного Ферапонта. Почитание угодника Божия началось вскоре после преставления. В 1514 году были обретены нетленные мощи святого подвижника, прославленные многочисленными чудотворениями. После московского Собора 1547 года состоялась канонизация преподобного Ферапонта Можайского, Лужецкого чудотворца, после того как игумен Ферапонтова монастыря привез митрополиту Макарию (1543-1564) житие и свидетельства святости угодника Божия. В числе многочисленных учеников и собеседников преподобного Сергия Радонежского Русская Церковь чтит память преподобного Ферапонта, который, следуя завету великого учителя и наставника, соединил подвиг безмолвия и уединения с подвигом деятельного служения ближним и духовного просвещения Отечества.

http://patriarchia.ru/db/text/912304.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010